ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОУЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
«САМАРСКИЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
Самара, 2019
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе разъяснений по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований ФГОС и профиля получаемого профессионального образования в соответствии с приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» для специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания.
Организация - разработчик: ГБПОУ «СТЭК»
Разработчик: И.О. Тарасова, преподаватель ГБПОУ «СТЭК».
СОДЕРЖАНИЕ
1. |
Паспорт программы учебной дисциплины |
4 |
2. |
Структура и содержание учебной дисциплины |
8 |
3. |
Условия реализации программы учебной дисциплины |
16 |
4. |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины |
19 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).
1.2. Результаты освоения учебной дисциплины: освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
− осознание своего места в информационном обществе;
− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных
средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в
избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций;
метапредметных:
− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно коммуникационных технологий;
− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
− сформированность представлений о роли информации и информационных
процессов в окружающем мире;
− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в
электронных таблицах;
− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом
языке для решения стандартной задачи с использованием основных кон струкций языка программирования;
− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объём образовательной нагрузки – 78 часа:
- учебных занятий - 60 часов;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Объём образовательной нагрузки |
156 |
Всего учебных занятий |
156 |
В том числе: |
|
Практические занятия |
70 |
Консультации |
|
Промежуточная аттестация |
|
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Информационная деятельность человека. |
21 |
1,2
|
|
|
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. |
Содержание учебного материала: |
11 |
|
|
Введение. Входной контроль. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении профессий среднего профессионального образования. Стоимостные характеристики информационной деятельности. |
7 |
|||
Практическая работа № 1-4: Применение методов работы с информационными ресурсами общества. Изучение архитектуры персонального компьютера. Поиск и анализ образовательных информационных ресурсов. Поиск и анализ информации на государственных образовательных порталах. |
4 |
2,3
|
|
|
|
||||
|
||||
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации. |
Содержание учебного материала: |
10 |
1,2
|
|
Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Электронное правительство. |
3 |
|||
Практическая работа № 5-11: Организация поиска документов в СПС Консультант+. Изучение содержания документов в СПС Консультант+. Выполнение инсталляции, обновление и работа с программным обеспечением. Выполнение обновления программного обеспечения с использованием сети Интернет. Выполнение установки лицензионного программного обеспечения. Изучение информации по профессиональному образованию в социально-экономической деятельности. Выполнение действий по регистрация на портале государственных услуг. |
7 |
2,3 |
|
|
Раздел 2 Информация и информационные процессы. |
34 |
1,2
|
|
|
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
|
Содержание учебного материала: |
9 |
|
|
Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Информационная модель. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Кодирование информации. Языки. Системы счисления. |
6 |
|||
Практическая работа № 12-14: Решение задач на определение количества информации. Дискретное (цифровое) представление текстовой и графической информации. Дискретное (цифровое) представление звуковой и видеоинформации. |
3 |
2, 3 |
|
|
Тема 2.2. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. |
Содержание учебного материала: |
18 |
1,2
|
|
Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача информации. Принципы обработки информации при помощи компьютера. Арифметические и логические основы работы компьютера. Элементная база компьютера. Алгоритмы и способы их описания. Этапы решения задач с использованием компьютера: формализация, программирование, тестирование. Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации. |
9 |
|||
Практическая работа № 15-23: Тестирование программы. Среда программирования. Построение алгоритмов и их реализация на компьютере. Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели. Разработка несложного алгоритма решения задачи. Конструирование программ на основе разработки алгоритмов процессов различной природы. Создание архива данных и извлечение данных из архива. Выполнение основных операций с файлами. Запись информации на компакт-диск, работа с интерактивным меню. Изучение основных принципов проводной и беспроводной связи. |
9 |
2,3 |
|
|
Тема 2.3. Управление процессами. |
Содержание учебного материала: |
7 |
1, 2 |
|
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально-экономической сфере деятельности. Представление о робототехнических системах. |
3 |
|||
Практическая работа № 24-27: Анализ примеров использования АСУ на практике. Планирование, контроль и регулирование АСУ на практике. Реализация функции АСУ в социально-экономической деятельности. Демонстрация использования различных видов АСУ на практике. |
4 |
2,3 |
|
|
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий. |
29 |
|
|
|
Тема 3.1. Архитектура компьютеров.
|
Содержание учебного материала: |
15 |
1,2
|
|
Архитектура компьютеров. Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Перспективные направления развития компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. Прикладное, системное программное обеспечение. Системы программирования. Графический интерфейс Windows. Программные средства создания информационных объектов. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности. |
10 |
|||
Практическая работа № 28-32: Изучение некоторых особенностей операционной системы Windows. Выполнение инсталляции программного обеспечения. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями. Выполнение установки программного обеспечения внешних устройств. Выполнение действий по подключению внешних устройств к компьютеру и их настройка. |
5 |
2,3 |
|
|
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. |
Содержание учебного материала: |
8 |
1,2
|
|
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Программное и аппаратное обеспечение компьютерных сетей. |
3 |
|||
Практическая работа № 33-37: Выполнение действий по подключению компьютера в сеть. Выполнение разграничения прав доступа в сети. Применение комбинаций условий поиска. Анализ программных поисковых сервисов. Поиск вирусов различных объектов. Анализ результатов поиска. |
5 |
2,3 |
|
|
Тема 3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
Содержание учебного материала: |
6 |
1,2 |
|
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации. Антивирусная защита. |
3 |
|||
Практическая работа № 38-40: Выполнение профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места. Обзор и анализ профессионального образования в социально-экономической деятельности, его лицензионное использование и регламенты обновления. Составление классификации программного обеспечения. |
3 |
2,3 |
|
|
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов. |
26 |
|
|
|
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. |
Содержание учебного материала: |
12 |
1,2
|
|
Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. Возможности настольных издательских систем. Основные способы преобразования (верстки) текста. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Представление об организации баз данных и системах управления ими. Создание базы данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридических, библиотечных, налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах. Демонстрация систем автоматизированного проектирования и конструирования. Компоненты и обеспечение систем автоматизированного проектирования. Классификация. |
||||
Практическая работа № 41-54: Использование систем проверки орфографии и грамматики. Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Выполнение заданий в программах-переводчиках. Использование систем распознавания текстов. Создание гипертекстовой информации. Анализ применения различных возможностей электронных таблиц. Создание электронных таблиц по условию. Анализ примеров использования системы статистического учета. Представление результатов выполнения задач средствами деловой графики. Формирование запросов для работы с электронными каталогами библиотек, музеев. Формирование запросов для работы с электронными каталогами книгоизданий, СМИ. Создание базы данных по шаблону. Заполнение полей, формирование запросов. Создание и демонстрация компьютерных презентаций. |
14 |
2,3
|
|
|
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии. |
45 |
|
|
|
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. |
Содержание учебного материала: |
25 |
1,2
|
|
Представления о технических средствах телекоммуникационных технологий. Представления о программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет – технологии. Глобальная компьютерная сеть. Служба World Wide Web. Способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. Методы создания сайта. Методы сопровождения сайта. Основные элементы web-ресурса. Язык гипертекстовой разметки HTML. |
16 |
|||
Практическая работа № 55-63: Формирование запросов в браузере. Работа с Интернет - библиотекой, Интернет -СМИ. Применение методов и средств сопровождения сайта образовательной организации. Поиск и анализ информации в поисковых системах баз данных и сети Интернет. Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги. Применение основ языка гипертекстовой разметки HTML. Разработка и демонстрация Web-сайта. Тестирование Web-сайта. |
9 |
2,3
|
|
|
Тема 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения |
Содержание учебного материала: |
11 |
1,2
|
|
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях. Электронная почта, чат. Видеоконференция. Интернет-телефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций в Интернете. Интернет –журналы. Средства массовой информации. |
8 |
|||
Практическая работа № 64-66: Настройка браузера. Настройка Skype для участия в видеоконференциях. Настройка компьютера для работы с локальной сетью. |
3 |
2,3 |
|
|
Тема 5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности. |
Содержание учебного материала: |
9 |
1,2
|
|
Примеры сетевых информационных систем для различных направлений профессиональной деятельности. Системы электронных билетов, банковских расчетов. Регистрация автотранспорта, электронное голосование. Системы медицинского страхования. Дистанционное обучение и тестирование. Сетевые конференции и форумы. |
6 |
|||
Практическая работа № 67-69: Участие в онлайн - конференции, анкетировании. Участие в дистанционных курсах. Участие в интернет – олимпиаде или компьютерном тестировании. |
3 |
2,3 |
|
|
|
||||
|
||||
|
Практическая работа № 70: Дифференцированный зачёт. |
1 |
|
|
Учебные занятия |
156 |
|
||
Итого |
156 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
- комплект учебно-наглядных пособий по информатике.
- сканер;
- принтер.
Технические средства обучения:
- мультимедиа проектор или мультимедийная доска;
- компьютеры;
- Internet.
Основные источники:
1. Ляхович В.Ф. Основы информатики (СПО). - М.:. КНОРУС, 2015
Дополнительные источники
1. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014.
2. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2013.
3. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
4. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб. -метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Интернет-ресурсы
1. www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
2. www.School–collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Институт» по курсу «Информатика»).
4. www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
6. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука/Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»).
8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
10. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
11. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
12. www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами |
выполнение практического задания |
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий |
выполнение практического задания |
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы |
выполнение практического задания |
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ графики |
выполнение практического задания |
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
выполнение практического задания |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; - ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами; - автоматизации коммуникационной деятельности; - соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; - эффективной организации индивидуального информационного пространства. |
выполнение практического задания |
|
|
основные понятия автоматизированной обработки информации |
выполнение практического задания |
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем |
выполнение практического задания |
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
выполнение практического задания |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации |
выполнение практического задания |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
выполнение практического задания |
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности |
выполнение практического задания |
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий |
выполнение практического задания |
назначение и функции операционных систем; |
выполнение практического задания |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.