Рабочая программа внеурочной деятельности " Казачьи игры".
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности " Казачьи игры".

Оценка 4.9
docx
20.08.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности " Казачьи игры".
Рабочая программа кружка Казачьи забавы.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

 

«Казачьи народные игры».

 

Разработано учителем физической культуры  Жовнер Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                          1.Пояснительная записка

 

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное

     воздействие социального окружения.

Игра – ведущая деятельность детей, ее первенство неоспоримо на всем

     протяжении младшего школьного возраста.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладавший во все века великой воспитательной силой, потому что повышенная двигательная активность -

     биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Спортивные игры дают первоначальное представление о правилах в спортивных

     играх, о системе взаимодействия между игроками, об игровой этике.

Народные игры являются традиционным средством педагогики. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют

     переход детского организма к более высокой ступени развития.

На современном этапе ученики имеют слабое представление о русских и казачьих народных играх, забавах, развлечениях, составляющих национальную культуру России,  Кубани и физической подготовке их предков.

Именно поэтому для преодоления этого недостатка в программу внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы» наряду с

    подвижными и спортивными играми предлагаются русские и казачьи народные игры.

В основе данной программы лежит использование русских народных, казачьих народных игр и развлечений, спортивных, подвижных и настольных игр в физкультурном образовании младших школьников в сельской местности, основанное на реализации принципа сопряженности двигательного обучения и активизации познавательных

     процессов через формирование основ русской культуры.

             Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности

 

                         Программа      внеурочной      деятельности      по        спортивно-оздоровительному

 направлению «Казачьи забавы» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью воспитательно-

образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно ориентированный подходы. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования и спроектирована с учётом нивелирования вышеперечисленных школьных факторов риска, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья младших

     школьников.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы» носит образовательно-воспитательный характер и

     направлена на осуществление следующих целей:

Ø           возрождение традиций русской, казачьей народной культуры через осознание роли                 народных игр в жизни людей;

Ø           вооружение младших школьников необходимыми знаниями по физической культуре,                 формируемыми игровой деятельностью;

Ø           содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности, закаливанию растущего организма и профилактике заболеваний;

Ø           создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр.       Цели конкретизированы следующими задачами:

1.      Формирование: представлений о: рациональной организации режима дня, учѐбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее

Ø                       благополучие; навыков конструктивного общения;          

2.      Обучение:

Ø                       осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

Ø                       правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своѐ  здоровье;

Ø                       элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

 

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности

 

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному     направлению «Казачьи забавы» предназначена для обучающихся 1-4 классов.

            Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, спортивном зале          и на игровой площадке образовательного учреждения. Курс ведѐт педагог-организатор.

Организация образовательного процесса предполагает использование форм и     методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Казачьи забавы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся.

Количество часов программы внеурочной деятельности и их место в учебном плане

 

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы» предназначена для обучающихся 5-8 классов, с учѐтом реализации еѐ педагогом-организатором в возрасте от 10 до 14 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятий 40 минут. Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального

     здоровья.

Программа          внеурочной   деятельности             по        спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы» состоит из 5 разделов:

Ø        «Русские народные игры»;

Ø        «Казачьи народные игры»;

Ø        «Спортивные игры»;      

Ø        «Подвижные игры»;

Ø        «Настольные игры» (интеллектуальные игры).

В содержании   программы    перечисленные         разделы          возобновляются        на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся,

          освоению норм и ценностей состояния и содержания культурных традиций.

              Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует  предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Формы занятий: занятия полностью построены на игровых обучающих         

    ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

 

2.                  Учебно-тематический план          

Наименование разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеаудиторные

 

1 год обучения

 

1

Русские народные игры

7

2

5

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно

2

Казачьи народные игры

7

2

5

3

Спортивные игры

4

1

3

4

Подвижные игры

10

1

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

договариваться с правилами общения с одноклассниками. Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий.

5

Настольные (интеллектуальные игры)

6

6

-

Соотносить заданное

задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов. Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения.  Совместно договариваться с правилами общения с одноклассниками.

 

 

 

 

 

Итого:

 

34 ч.

12 ч

22ч.

 

2 год обучения

1

Русские народные игры

6

1

5

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно

2

Казачьи народные игры

6

1

5

3

Спортивные игры

6

2

4

4

Подвижные игры

10

1

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

договариваться с правилами общения с одноклассниками. Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий.

5

Настольные (интеллектуальные игры)

6

6

-

Соотносить заданное

задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов. Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения.  Совместно договариваться с правилами общения с одноклассниками.

 

 

 

 

 

Итого:

 

34ч.

11 ч.

23 ч.

 

3 год обучения

1

Русские народные игры

6

1

5

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно

2

Казачьи народные игры

6

1

5

3

Спортивные игры

6

2

4

4

Подвижные игры

10

1

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

договариваться с правилами общения с одноклассниками. Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий.

5

Настольные (интеллектуальные игры)

6

6

-

Соотносить заданное

задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов. Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения.  Совместно договариваться с правилами общения с одноклассниками.

 

 

 

 

 

Итого:

 

34ч.

11 ч.

23 ч.

 

4 год обучения

1

Русские народные игры

6

1

5

Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения. Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Слушать и понимать речь других людей. Совместно

2

Казачьи народные игры

6

1

5

3

Спортивные игры

6

2

4

4

Подвижные игры

10

1

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

договариваться с правилами общения с одноклассниками. Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий.

5

Настольные (интеллектуальные игры)

6

6

-

Соотносить заданное

задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов. Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма. Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения.  Совместно договариваться с правилами общения с одноклассниками.

 

 

 

 

 

Итого:

 

34ч.

11 ч.

23 ч.

 

 

 

 

 

3.Содержание программы.              

Формирование системы элементарных знаний о ЗОЖ (включается во все  занятия).

Значение ЗОЖ. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

 

Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все  занятия).

Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

 

                 Русские народные игры.

«У медведя во бору», «Филин и пташка», «Горелки», «Цвет», «Ушки», «Золотые ворота», «Кот и мышь», «Пятнашки», «Запретный круг» и др.

 

                 Казачьи народные игры.

«Метелица», «Бобр», «Пицва», «Моргушки», «Чехарда», «Третий лишний», «Моргушки», «Ярочки», «Волк, овцы и собаки», «Ушки», «Заяц», «Коршун», «Колесо» и др. (смотри приложение)

 

Подвижные игры.

 Простые и усложненные игры – догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная с простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками. «Салки – приседалки», «Салки с домом», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Третий

     лишний» и др.

Игры – поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. «перемена мест», «Отгадай, кто подходил», «Яша и Маша»,  «Слепой и зрячий», «Холодно – горячо» и др.

Игры с мячом, игры с прыжками, веселые старты со скакалками, мячом.

«Охотники и утки», «Волк во рву», «Попрыгунчики – воробушки», «Белки, волки, лисы»  и др.

Зимние игры на снеговой площадке. В этот раздел входят игры на свежем воздухе в зимнее время. Игра в снежки, лепка снежных баб, катание на санках.

 

                 Спортивные игры

В этом разделе используются игры, содержащие элементы техники и тактики изучаемых спортивных игр - баскетбола, волейбола, футбола. «Мяч ловцу», «Мяч среднему», «Борьба за мяч», «Подбрось – поймай», «Мяч ловцу», «Гонки мячей по кругу»,

«Попади в кольцо», «Перестрелка», «Бой всадников», «Бой всадников» и др.

 

                 Настольные игры (интеллектуальные игры).

Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото,

    шахматы, шашки, детское домино.

Интеллектуальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции и т.д. Викторины, математические эстафеты, конкурсы пословиц и поговорок и др.

 

                                   4. Предполагаемые результаты реализации программы.

К концу первого года занятий в кружке дети должны достичь прогнозируемых  результатов:

- Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о

     технике безопасности при занятии спортом; о русских и казачьих народных играх.

К концу третьего года занятий дети должны достичь следующих результатов:

 Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству и краю, его истории и народу, к

                труду, к другим людям. К четвертому году обучения дети должны достичь следующих результатов:

            Результаты третьего уровня приобретение школьниками опыта самостоятельного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за             пределами школы, в открытой общественной среде.

                В результате четырехлетних занятий в кружке «Казачьи забавы» Дети научатся:

-            играть активно, самостоятельно и с удовольствием;

-в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного  напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды;

-находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку,

                добиваться достижения общей цели. Дети должны знать:

-            о способах и особенностях движения человека;

-            о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о              способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

-            об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования              закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;    -о причинах травматизма и правилах его предупреждения;      Дети должны уметь:

-            составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на  развитие координации, на формирование правильной осанки;

-            организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

-            уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые будут достигнуты учащимися

 

 Личностными результатами оценивать поступки являются следующие умения:людей, жизненные ситуации  с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как  

                               хорошие или плохие;умение выражать свои эмоции; -понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

 

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Давайте поиграем» - является формирование

     следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.         Регулятивные УУД:   Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Ø        Проговаривать последовательность действий на уроке.

Ø        Учиться работать по определенному алгоритму.

2.         Познавательные УУД: Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;          

3.         Коммуникативные УУД:

Ø        Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Ø        Слушать и понимать речь других.

Ø        Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога          (побуждающий и подводящий диалог).      Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Ø        Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

                               Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Ø        осознание обучающимися необходимости заботы о своѐм здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-

Ø        оздоровительные мероприятия;социальная  адаптация  детей,  расширение  сферы  общения,  приобретение  опыта         взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

 

5.Формы контроля

             

Программа          внеурочной   деятельности             по        спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый

- информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и содержания  культурных традиций.

Наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого

     раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы,

     ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

 

                                      6.Методические рекомендации

 

Рекомендации по проведению народных кубанских игр Подготовка места для игр.           

Народные казачьи игры не требуют специально оборудованного места. Местом для

     игр может служить открытая площадка, лужайка, спортзал и т.д.

Инвентарь.

Для проведения казачьих игр, как правило, не требуется специальный спортивный инвентарь. Помимо мячей, гимнастических палок, скакалок, инвентарем может служить подручный материал: камешки, палки, веревки, набитые опилками тряпичные шары,

     плотно скатанные комки шерсти и т.д.

Объяснение игр должно быть кратким, логичным и образным. Необходимо придерживаться плана изложения, включающего: название игры, цель, роль участников,

     ход игры, правила. Рассказ рекомендуется сопровождать показом.

Организация игр. В ходе организации важное значение имеют считалки, певалки или речитативы. Они дают возможность быстро организовать играющих, поделить их на

     команды, настроить на объективный выбор водящих.

Считалки (певалки, речитативы) произносятся четко, ритмично, нараспев. Участников игры целесообразно расположить по окружности. Произнося слова считалки, дети поочередно показывают на каждого из игроков. Водящим становится тот, на кого

     покажут играющие, произнося последнее слово считалки (приложение).

Помимо считалок традиционно использовалась жеребьевка, необходимая для распределения игроков на команды. Самый распространенный способ – жеребьевка при помощи палки: участники делятся на пары; один из игроков обхватывает рукой палку у основания, другой – выше его руки, рядом с ней и т.д.; тот, чья рука оказалась на верхнем конце палки, идет в одну команду, соперник – в другую. Также к варианту жеребьевки можно отнести следующий: двое играющих поочередно с размаху бросают назад за спину палку. Тот, чья палка после падения окажется дальше от линии броска, имеет право

     выбора команды (партии), в которой он будет играть.

Продолжительность игр находится в прямой зависимости от уровня физической подготовленности занимающихся. Чем она ниже, тем короче должна быть игра. Однако чем выше подготовленность играющих, тем меньше игр следует применить, увеличив их продолжительность.

 

7.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

 

Наименование объектов и средств материально –

Количество

п/п

технического обеспечения

 

 

Спортивный инвентарь

 

1

Мячи резиновые

8

2

Мячи волейбольные

2

3

Мячи баскетбольные

2

4

Мячи футбольные

2

5

Скакалки

10

6

Обручи

8

 

Настольные игры

 

7

Шахматы

8

8

Шашки

8

9

Домино

8

10

Сюжетные настольные игры

8

Тематическое планирование на 1 год обучения

 

               Тема занятия          

Содержание занятия

                      УУД

 

Русские народные игры – 7 ч.  

1

ТБ во время занятий.          

 

 Коммуникативные:

 1. Умение согласованно

2

Особенности русских         

 

 

народных игр.                      

 

 работать в группе.  2. Взаимодействие и

3

Игра «У медведя во            

Игровые правила.

 

бору».                                   

Отработка игровых

 сотрудничество.

 

             

приемов. Игра.

 3.Умение подчиняться  правилам.

4

Игра «Филин и пташка». 

Игровые правила.

 

 

 

             

             

             

Выбор и ограничение игрового пространства.

Проведение игры.

 4. Разрешение конфликтов.

 

   

   

 

 

5

 

Игра «Горелки».                  

             

Правила игры.

Проведение игры.

6

 

Игра «Кот и мышь».           

             

Проведение игры. Правила игры.

7

Игра «Блуждающий            

Проведение игры.

 

мяч».                                     

Правила игры.

 

 

Казачьи народные игры – 8 ч.

1

Воспитание детей в            

Познакомить с

 Познавательные:

 

казачьей семье.                    

особенностями

 1.Анализ объектов с целью

 

             

воспитания девочек и

 выделения в них

 

             

мальчиков в семье

 существенных признаков.

 

             

казака.

 Коммуникативные:

 1. Умение согласованно

2

Разучивание считалок.       

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

 работать в группе.  2. Взаимодействие и

3

Игра «Метелица».               

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

 сотрудничество.

 3.Умение подчиняться

4

Игра «Бобр».                       

Правила игры.

 

 

             

             

Проведение игры.

 

 правилам.

 

 4. Разрешение конфликтов

   

   

 

5

 

Игра «Моргушки».             

             

Правила игры.

Проведение игры.

6

 

Игра «Чехарда».                  

             

Правила игры.

Проведение игры.

7

 

Игра «Ярочки».                   

             

Правила игры.

Проведение игры.

 

                                             Спортивные игры – 4 ч.      

1

Знакомство с ТБ во             

 

 Коммуникативные:

 

время игры.                          

 

 1. Умение согласованно  работать в группе.

2

Игра «Мяч ловцу», «Мяч 

Правила игры.

 

Среднему».                          

Проведение игры.

 2. Взаимодействие и  сотрудничество.

3

Игра «Перестрелка».          

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

 3.Умение подчиняться  правилам.

4

Игра «Попади в мяч».         

Правила игры.

 

 

             

             

Проведение игры.

 

 4. Разрешение конфликтов

 

 

                                              Подвижные игры – 9 ч.       

1

Изучение ТБ во время        

 

 

 

проведения подвижных 

 

 

 

игр.                                       

 

 

2

Игра на внимание               

Правила игры.

Коммуникативные:

 

«Класс, смирно», «За          

Строевые упражнения:

1.Умение согласованно

 

флажками».                          

перестроение.

работать в группе.

2.Взаимодействие и

3

Игра с элементами ОРУ. 

Правила игры.

 

 

«Море волнуется – раз». 

             

Комплекс утренней гимнастики.

сотрудничество.

 

4

Игра с мячом «Охотники 

Строевые упражнения с

 

 

 

и утки».                                

             

             

перестроением из колонны по одному в колонну по два.

 

 

 

5

Веселые старты с мячом. 

Гимнастические

Коммуникативные:

 

             

упражнения Эстафеты.

1.Разрешение конфликтов.

2.Умение организовать

6

Игра «Волк во рву».           

Игры с мячом, ловля,

 

             

бросок, передача.

деятельность внутри группы. Личностные:

7

Веселые старты со              

Комплекс ОРУ со

 

скакалкой.                            

скакалкой.

1.Осознание здорового образа жизни,

8

Игры на свежем воздухе 

Разучивание и

 

«Два Мороза», «Метко в 

проведение игр. Игра в

необходимости спортивных

 

 

цель».                                   

             

снежки.

 

занятий.

2. Навыки безопасного

9

Итоговая эстафета.             

Зачетное, итоговое

 

             

мероприятие.

образа жизни.

                                                          Настольные игры – 6 ч.  

1

Игры на развитие                

Проведение игр,

Познавательные:

 

памяти.                                 

помогающих всестороннему

1.Моделировать соответствующую ситуацию

2

Викторина «Собери            

 

пословицу».                         

развитию детей, развитию речи,

с помощью предложенных игр.

3

Игры на развитие                

 

мышления.                           

умению найти свое место в коллективе.

2. Воспроизводить способы выполнения действий с

4

Математическая                  

 

 

эстафета.                              

             

 

 

 

опорой на модели.

3.Устанавливать взаимосвязь

5

Игры на развитие                

 

 

внимания.                             

             

 

 

 

 

 

 

 

 

между установленными правилами и способами их выполнения. Коммуникативные:

1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками.

6

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие. 

             

             

             

             

             

 

Тематическое планирование на 2 год обучения

 

 

Тема занятия

Содержание занятия

 

УУД

 

 

Ру

сские народные игры – 6 ч.

 

1

ТБ во время занятий.         

             

Коммуникативные:

 

 

Особенности русских        

             

1. Умение согласованно

 

 

Народных игр.                    

             

работать в группе.

2. Взаимодействие и

 

2

Игра «Капканы».                

Игровые правила.

 

 

 

             

             

Отработка игровых приемов. Игра.

сотрудничество.

3.Умение подчиняться

 

 

 

 

Игра «Коршун и                 

 

             

             

правилам.

 

 

наседка».                             

             

4. Разрешение конфликтов.

 

 

 

 

 

4

Игра «Охотник и                

Игровые правила.

 

 

 

 

 

 

 

сторож».                              

             

             

Выбор и ограничение

игрового пространства.

Проведение игры.

 

 

 

 

 

5

Игра «Воробьи –                

Правила игры.

 

 

 

 

 

попрыгунчики».                 

             

Проведение игры.

             

             

 

 

 

 

 

6

 

Игра «Второй лишний». 

             

Проведение игры. Правила игры.

 

                                                           Казачьи народные игры – 6 ч.

1

Воспитание детей в            

Познакомить с

 Познавательные:

 

Казачьей семье.                  

особенностями

 1.Анализ объектов с целью

 

Разучивание считалок. 

воспитания девочек и

 выделения в них

 

             

мальчиков в семье

 существенных признаков.

 

             

казака.

 Коммуникативные:

 1. Умение согласованно

2

Игра «Сон казака».            

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

 работать в группе.  2. Взаимодействие и

3

Игра «Заплетайся               

Правила игры.

 

плетень» (2 вариант).         

Проведение игры.

 сотрудничество.  3.Умение подчиняться

4

Игра «Горшки».                  

Правила игры.

 

 

             

             

Проведение игры.

 

 правилам.

 

 4. Разрешение конфликтов

5

Игра «Домовой за              

Правила игры.

 

грубкой».                             

Проведение игры.

    

  

6

 

Игра «Чур, у дерева».        

             

Правила игры.

Проведение игры.

                                                               Спортивные игры – 6 ч.     

1

Знакомство с ТБ во            

Повторить и закрепить

Коммуникативные:

 

время игры.                         

правила ТБ во время

1. Умение согласованно

 

             

проведения занятий.

работать в группе.

2. Взаимодействие и

2

История спортивных игр 

Рассказать историю

 

(знакомство с                      

возникновения

сотрудничество.

 

основными видами игр). 

спортивных игр.

3.Умение подчиняться правилам.

3

Игра «Быстро по                

Правила игры.

 

 

  местам», «Подбрось –      

Проведение игры с

4. Разрешение конфликтов

 

 

  поймай».                            

элементами баскетбола.

 

  

 

 

 

     

 

 

4

 

Игра «Вызов номеров», 

  «Скрытый пас».                

 

5

  Игра «Мяч в кольцо».      

 

6

 

  Игра «Обведи и                 

  Прокати».                          

 

 

                                             Подвижные игры – 10 ч.  

 

1

  Изучение ТБ во время      

Повторить и закрепить

  

 

 

 

проведения подвижных 

правила ТБ во время

 

 

 

  игр.                                      

проведения занятий.

 

 

2

Игра на внимание «Три 

Правила игры.

Коммуникативные:

 

 

  стихии».                             

Проведение игры.

1.Умение согласованно работать в группе.

 

3

  Игра «Братец Кролик,       

Правила игры.

 

 

 

  братец Лис».                      

             

Проведение игры.

 

2.Взаимодействие и сотрудничество.

 

4

  Игра с мячом                     

Игры с мячом на

 

 

«Вышибалы в квадрате». 

развитие меткости.

 

 

5

  Игра с мячом                     

Игры с мячом на

Коммуникативные:

 

 

  «Жонглеры».                      

развитие меткости.

1.Разрешение конфликтов. 2.Умение организовать деятельность внутри группы.

 

6

Игра «Лови – не лови». 

Игры с мячом, ловля, бросок, передача.

 

7

  Игра «Передай –                

 

 

  садись».                              

 

Личностные:

1.Осознание здорового

 

8

Игры на свежем воздухе. 

Разучивание и

 

 

             

проведение игр. Игра в

образа жизни,

 

 

 

             

             

снежки.

 

необходимости спортивных занятий.

 

9

  Эстафета с мячами.           

Проведение эстафеты с

 

 

             

использованием

2. Навыки безопасного

 

 

 

             

             

полученных навыков во время занятий.

образа жизни.

 

 

 

 

10

 

  Итоговая эстафета.            

             

Зачетное, итоговое мероприятие.

 

 

                                                                                             Настольные игры – 6 ч.  

 

1

  Игры на развитие              

Проведение игр,

Познавательные:

 

 

  памяти.                               

помогающих всестороннему

1.Моделировать соответствующую ситуацию

 

2

  Игры на развитие              

 

 

  наблюдательности.           

развитию детей, развитию речи,

с помощью предложенных игр.

 

3

  Игры на развитие              

 

 

  мышления.                         

умению найти свое место в коллективе.

2. Воспроизводить способы выполнения действий с

 

4

  Математическая                

 

 

  эстафета.                            

 

опорой на модели.

                    

5

Игры на развитие                

 

3.Устанавливать взаимосвязь

 

 

внимания.                             

             

 

 

между установленными

6

Итоговое мероприятие.  

правилами и способами их

 

 

             

выполнения.

 

 

             

Коммуникативные:

 

 

             

1.Совместно договариваться

 

 

             

о правилах общения с

 


 

 

 Тематическое планирование на 3 год обучения

 

Тема занятия  

Содержание занятия

                      УУД

 

                                       Русские народные игры – 6 ч.

           

1

ТБ во время занятий.

 

Повторение считалок,

Коммуникативные:

 

Особенности русских

 

дразнилок, закличек.

1. Умение согласованно

 

народных игр.

 

 

работать в группе.

2. Взаимодействие и

2

Игра «Жмурки».

 

Игровые правила.

 

 

 

 

 

 

Отработка игровых приемов. Игра.

сотрудничество.

3.Умение подчиняться

 

 

 

3

 

Игра «Алѐнушка и

 

 

 

 

правилам.

 

Иванушка».

 

 

4. Разрешение конфликтов.

 

 

 

 

4

 

 

 

Игра «Красочки».

 

 

 

 

 

 

 

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства.

Проведение игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

Игра «Удочка».

 

 

 

 

 

Правила игры.

Проведение игры.

 

6

 

Игра «Утки и гуси».

 

 

 

Проведение игры. Правила игры.

 

 

Казачьи народные игры – 6 ч.

1

Особенности казачьих        

Познакомить с

Познавательные:

 

игр. Разучивание                 

особенностями игр в

1.Анализ объектов с целью

 

считалок.                              

казачьей семье. Узнать

выделения в них

 

             

об играх в  семье

существенных признаков.

 

             

учеников.

Коммуникативные:

1. Умение согласованно

2

Игра «Хваталки».                

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

работать в группе.

2. Взаимодействие и

3

Игра «Колесо».                    

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

сотрудничество.

3.Умение подчиняться

4

Игра «Побег».                     

Правила игры.

 

 

             

             

Проведение игры.

 

правилам.

4. Разрешение конфликтов

5

Игра «Передай                    

Правила игры.

 

подкову».                             

Проведение игры.

 

 

 

6

 

Игра «Защити курень». 

             

Правила игры.

Проведение игры.

 

                                              Спортивные игры – 6 ч.  

1

ТБ во время занятий и        

Повторить и закрепить

Коммуникативные:

 

игры.                                     

правила ТБ во время

1. Умение согласованно

 

             

проведения занятий.

работать в группе.

2. Взаимодействие и

2

Игра «Пионербол»              

Рассказать историю

 

(история, правила,              

возникновения,

сотрудничество.

 

особенности).                      

правила игры в

3.Умение подчиняться

 

             

пионербол.

правилам.

4. Разрешение конфликтов

 

3

Игра «Не пропусти мяч». 

Правила игры.

Проведение игры с

4

Игра «Прими и                    

 

передай».                             

элементами

 

 

5

Игра «Мяч - партнеру». 

пионербола, баскетбола.

 

 

6

Игра «Перехвати мяч». 

 

Подвижные игры – 10 ч.

 

1

  Изучение ТБ во время      

Повторить и закрепить

 

 

проведения подвижных 

правила ТБ во время

 

 

  игр.                                      

проведения занятий.

 

2

  Игра «Между двух            

Правила игры.

Коммуникативные:

 

  огней».                                

Проведение игры.

1.Умение согласованно

3

  Игра «Мышки -                 

Правила игры.

работать в группе.

 

 

  Завитушки».                       

             

Проведение игры.

 

2.Взаимодействие и сотрудничество.

4

  Игра с мячом                     

Игры с мячом на

 

  «Снайперы».                      

развитие меткости.

 

5

Игра с мячом «Ловкие и 

Игры с мячом на

Коммуникативные:

 

  меткие».                              

развитие меткости.

1.Разрешение конфликтов.

2.Умение организовать

6

  Игра «Охота на лис».        

Игры с мячом, ловля,

 

 

             

             

бросок, передача.

 

деятельность внутри группы. Личностные:

1.Осознание здорового образа жизни,

7

Эстафеты со скакалками. 

Проведение эстафеты с использованием

8

  Эстафета с мячами.           

 

             

полученных навыков во

необходимости спортивных

 

             

время занятий.

занятий.

2. Навыки безопасного

9

Командная эстафета на 

Зачетное, итоговое

10

  Местности.                         

мероприятие.

образа жизни.

 

                                                                                             Настольные игры – 6 ч.     

1

  Игры на развитие              

Проведение игр,

Познавательные:

 

  памяти.                               

помогающих всестороннему

1.Моделировать соответствующую ситуацию

2

  Игры на развитие              

 

  наблюдательности.           

развитию детей, развитию речи,

с помощью предложенных игр.

3

  Игры на развитие              

 

  Мышления.                        

умению найти свое место в коллективе.

2. Воспроизводить способы выполнения действий с

4

  Математическая                

 

 

  эстафета.                            

             

 

 

 

опорой на модели.

3.Устанавливать взаимосвязь

5

  Игры на развитие              

 

 

  внимания.                           

             

 

 

 

 

 

 

 

 

между установленными

правилами и способами их выполнения. Коммуникативные:

1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками.

6

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие. 

             

             

             

             

             

                               

                                                   Тематическое планирование .

Тема занятия  

Содержание занятия

                      УУД

 

                                        Русские народные игры – 6 ч.            

1

ТБ во время занятий.          

Повторение считалок,

Коммуникативные:

 

Особенности русских         

дразнилок, закличек.

1. Умение согласованно

 

народных игр.                      

 

работать в группе.

2. Взаимодействие и

2

Игра «Горячая                     

Игровые правила.

 

 

 картошка».  

Отработка игровых

сотрудничество.

 

 

             

             

приемов. Игра.

 

 

3.Умение подчиняться правилам.

 

 

3

Игра «Бабка - Ёжка».          

 

4. Разрешение конфликтов.

 

 

 

 

4

 

 

 

Игра «Бабки».                      

             

             

             

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства.

Проведение игры.

5

Игра «Салки на одной        

Правила игры.

 

 

 

 

ноге».                                    

             

Проведение игры.

 

 

 

 

 

6

Игра «Двойные                   

Проведение игры.

 

горелки».                              

Правила игры.

 

 

Казачьи народные игры – 6 ч.

1

Особенности казачьих        

Познакомить с

Познавательные:

 

игр.                                       

особенностями игр.

1.Анализ объектов с целью выделения в них

2

Игра «Золотые ворота». 

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

существенных признаков. Коммуникативные:

3

Игра «Конники».                 

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

1. Умение согласованно работать в группе.

4

Игра «Не замай».                

Правила игры.

 

 

             

             

Проведение игры.

 

2. Взаимодействие и сотрудничество.

5

Игра «Лихие                        

Правила игры.

 

 

Наездники».                         

             

Проведение игры.

 

3.Умение подчиняться правилам.

6

Игра «Подсолнухи».           

Правила игры.

 

             

Проведение игры.

4. Разрешение конфликтов

 

                                              Спортивные игры – 6 ч.  

1

ТБ во время занятий и        

Повторить и закрепить

Коммуникативные:

 

игры.                                     

правила ТБ во время

1. Умение согласованно

 

             

проведения занятий.

работать в группе.

2. Взаимодействие и

2

Игра «Пионербол с             

Рассказать историю

 

двумя мячами» (история, 

возникновения,

сотрудничество.

 

правила, особенности). 

правила игры в

3.Умение подчиняться

 

             

пионербол.

правилам.

4. Разрешение конфликтов

3

Игра «Коснись, но не         

Правила игры.

 

ошибись».                            

Проведение игры с

 

 

4

Игра «Обманный мяч». 

элементами футбола.

 

 

 

 

 

5

  Игра «Перебежки».           

6

 

Игра «Челночная     передача».     

                                                       Подвижные игры – 10 ч.      

1

  Изучение ТБ во время      

Повторить и закрепить

 

 

проведения подвижных 

правила ТБ во время

 

 

  игр.                                      

проведения занятий.

 

2

Игра «Охотники, волки и 

Правила игры.

Коммуникативные:

 

  ѐ лки»..                               

Проведение игры.

1.Умение согласованно

3

  Игра «Рыжий кот».           

Правила игры.

работать в группе.

 

           

Проведение игры.

2.Взаимодействие и

 

           

 

сотрудничество.

4

  Игра с мячом                     

Игры с мячом на

 

 

  «Снайперы».                      

развитие меткости.

 

5

  Игра с мячом «Самая        

Игры с мячом на

Коммуникативные:

 

  меткая команда».               

развитие меткости.

1.Разрешение конфликтов.

6

  Игра «Прыгуны».              

Игры с мячом, ловля,

2.Умение организовать

 

           

бросок, передача.

деятельность внутри группы.

 

           

 

Личностные:

7

Эстафеты со скакалками.

Проведение эстафеты с

1.Осознание здорового

8

  Эстафета с мячами.           

использованием

образа жизни,

 

           

полученных навыков во

необходимости спортивных

 

           

время занятий.

занятий.

9

Командная эстафета на 

Зачетное, итоговое

2. Навыки безопасного

10

  местности.                          

мероприятие.

образа жизни.

                                                          Настольные игры – 6 ч.     

1

  Игры на развитие              

Проведение игр,

Познавательные:

 

  памяти.                               

помогающих всестороннему

1.Моделировать соответствующую ситуацию

2

  Игры на развитие              

 

  наблюдательности.           

развитию детей, развитию речи,

с помощью предложенных игр.

3

  Игры на развитие              

 

  мышления.                         

умению найти свое место в коллективе.

2. Воспроизводить способы выполнения действий с

4

  Математическая                

 

 

  эстафета.                            

             

 

 

опорой на модели.

3.Устанавливать взаимосвязь

5

  Игры на развитие              

 

 

  внимания.                           

             

 

 

 

 

 

 

 

 

между установленными

правилами и способами их выполнения. Коммуникативные:

1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками.

6

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие. 

             

             

             

             

             

Литература

1.                     Александров С.Г.Народные казачьи игры: организационно – методические              аспекты.// Педагогический вестник Кубани – 1999 - №2-С.17 – 20.

2.                     Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана             граф». 2002.- 205 с.

3.                     Бабкина Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного              комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6. 4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.:     ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

5.                     Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С.  Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

6.                     Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших  школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

7.                     Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 2007г.

8.                     Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика              детского отдыха.

9.                     Синягина  Н.Ю.  Как  сохранить  и  укрепить  здоровье  детей:  психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос,

                 2003. – 112 с.

10.                 Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение. – М.:  1991. – 120 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Горячее место (Кущевская станица). Обозна чается чертою на земле «горячее» место. Играющие меряются на палочке, и верхний становится поодаль от горячего места и оберегает его. Все остальные иг рающие стараются проникнуть в горячее место; первый не допускает до этого и стараетс я побить , т. е . ударить или поймать желающего попасть в горячее место. Побитый делается помощником первого и вместе с ним ловит остальных играющих. Проникнувший в горячее место может спокойно отдыхать там, сколько ему угодно, но всѐ-таки когда выйдет оттуда, остальные играющие, сделавшиеся помощниками одного, его поймают. Когда все переловлены или побиты, игра начинается снова, и первый побитый остается, охранять горячее место.

 

Ушки (Новотитаровская станица). Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют: «Утка ниря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мали дити пищат, исти хотят».

                                                      Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

 

Волк, овцы и собаки (Надежинская станица).Играющие снимают с себя шапки; это — овцы; их пускают пастись; пастух и собаки стерегут их, а два волка крадут. Волк наскакивает на овец, схватывает одну; собаки пускаются за

                                                      ним и отбивают ее, а когда не догонят, то волк уносит с                                                                собою овцу.

 

Заяц (Уманская и Слепцовская станицы). Один из играющих, заяц, прячется под кустами, другие представляют собак и ловят зайца. Пойманный заяц делается собакой, а одна из собак, по желанию, - зайцем, и игра снова продолжается.

 

Заяц-месяц (Алхан-Юртовская станица). Играющие становятся в круг и считают следующим образом: «Пери, ери, чуха, луха, пята, сота, ива, дуба,жига, крест» или:

«Шатан,батан,"щамашур, самшура-кин, ветенвурх, он-бафилин, ворон, тыс, мы поедем во Тифлис, свинья в лавке танцевала, за каблуки поломала, сики-брыки, вареники, корм». Затем тот, на долю которого приходится слово «крест» или «корм», выходит, и так - все до тех пор, пока не останется один, который начинает ловить вышедших.

Когда этот последний поймает одного из вышедших, то они уже вдвоем начинают ловить, остальных. Когда переловят всех, то начинает ловить тот, которого поймали первым.

 

Бобр (Уманская станица). Один из играющих, изображает хозяина, один бобра, а остальные собак. Хозяин говорит: «Бобре, бобре, ховайся добре,як найду, так таки собаками растравлю». Бобр прячется, а собаки его ищут. Пойманный бобр делается собакой, а поймавший — бобром.

 

Коршун (Темижбекская и Слепцовская станицы). Играющие берутся сзади один за другого. Впереди самая взрослая девочка — матка, за нею — дочки. Один из играющих изображает коршуна. Коршун сидит на корточках и копает палочкой землю. Матка (наседка) спрашивает у него:

-   Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямочку копаю.

-На что ямочку?

-   Кашу варить.

-   На что кашу?

-Твоим детям глаза заливать.

-За что — про что?

-   У меня был вот такой городочек (показывает рукою вокруг себя), они его разорили. Затем он бросается на играющих, чтобы схватить, заднего; матка защищает его. Когда коршун схватит хоть одного, матка спрашивает его:- Коршун, коршун, покуль (до каких пор) наелся?

-Вот покуль (указывает он себе на живот).

-А напился?

-Вот покуль (тоже).

-А ну, подпрыгни (коршун прыгает). О, и матку съест! — с отчаянием произносит она. Коршун опять бросается на детей и т. д.

 

Пчелы (Надежинская станица). Двое из играющих становятся столбами, другие, взявшись за руки, сбиваются кругом них в кучу. Один, называемый маткою, поджигает столбы и убегает; пчелы бегут в погоню и, поймав, жужжат в уши.

 

Бешеный теленок (Кущевская, Новотитаровская; Надежинская и Темижбекская станицы). Играющие берутся за руки и, образуя замкнутый круг, вертятся то в одну, то в другую сторону. Если кто-нибудь оторвется от круга или упадет во время движения, то тот считается бешеным теленком. Он должен догнать или, по крайней мере, нанести удары остальным играющим, которые убегают от него. Пойманный становится помощником бешеного теленка; число их все увеличивается до тех пор, пока не будут переловлены все играющие.

 

«ПЕРЕДАЙ ПОДКОВУ»

На Кубани есть поверье старинное: «Кто найдет подкову, тому она счастье принесет». Звучит музыка, дети стоят в круге и под музыку передают подкову друг другу. Как только музыка замолкает, тот у кого осталась подкова в руках, выходит в круг и танцует.

 

«ДОСТАНЬ ПЛАТОК»

Играющие ходят по кругу, выполняя любые танцевальные движения. В центре круга стоит водящий с шестом в руке, на конце которого – платок. По сигналу воспитателя или по окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удается, тот и победитель, который становится водящим. Игра продолжается.

 

«КАЗАЧЬЯ»

В игре участвуют только мальчики, они стоят в кругу. В центре круга стульчик – «боевой конь», верхом на «коне» - командир с красным флажком.

 

Дети скачут на воображаемых лошадках, ноги слегка пружинят в коленях. Левая рука каждого вытянута вперед, правая поднята вверх.

 

По сигналу воспитателя командир соскакивает с «коня», кладет флажок и становится в общий круг. Все остальные маршируют на месте, затем поворачиваются вправо и идут по кругу за командиром. Командир делает шаг внутрь круга, берет дудку, и, поворачиваясь кругом, дудит в нее. Двое мальчиков, около которых он остановился, поворачиваются спиной друг к другу и бегут в противоположные стороны вдоль круга. Каждый из них старается первым взять флажок и вскочить на «коня». Выигравший становится командиром.

 

“Вышибалы в квадрате”

Место проведения: спортивный зал, любая расчерченная площадка. 

Описание: участники игры делятся на две команды, одна из которых будет находиться в квадрате 10 х 10 м, а другая за еѐ пределами. По сигналу участники внешней команды начинают выбивать мячом своих соперников.

Примечания: игрок, которого выбили, садиться на скамейку.

Варианты:

1.      Выигрывает команда, которая выбьет всех противников за более короткое время.

2.      Выигрывает команда, выбившая большее количество игроков за определѐнное время.

“Жонглѐры”

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: участники с маленькими мячами в руках располагаются по всему залу. По команде учителя дети выполняют подбрасывание и ловлю мяча: одной рукой, двумя, перебрасывая с руки на руку и т.п. Выигрывает тот участник (участники), который дольше всех останется на площадке.

Примечания: игрок, уронивший мяч, садиться на скамейку либо уходит ―за кулисы (специально отведѐнная для этого часть зала), и там продолжает выполнять упражнения с мячом.

“Команда быстроногих”.

Место проведения: спортивный зал.

Описание игры: две команды располагаются на волейбольной площадке, каждая на своей стороне. Участники строятся в колонну или шеренгу. На каждой стороне площадки находятся стойки, по одной или по две в каждой из зон волейбольной площадки, общее количество стоек соответствует количеству игроков в команде. Каждый участник команды знает, в какую зону он должен переместиться по сигналу. Участник должен добежать до стойки и вернуться обратно. Выигрывает команда, которая первой в полном составе построилась на линии старта. Линию старта, так же и расположение команды на ней, можно изменять. Возможно, также, выполнение определѐнных упражнений участниками около стойки. Кроме того, на каждом этапе игры игроки меняются зонами.

 

“Командная эстафета на местности”.

Место проведения: площадка вокруг школы.

Описание игры: участники делятся на две команды. Затем обе команды проводят осмотр местности, по которой будет проходить путь эстафеты, а также те препятствия, которые им необходимо будет преодолеть. По возможности на каждом этапе ставится судья. После этого команды проводят жеребьѐвку, и одна из команд выходит на старт. Финиш определяется по последнему игроку. Затем стартует вторая команда. Результаты обеих команд фиксируются по секундомеру и в конце эстафеты сравниваются с учѐтом штрафных очков.

Препятствия в эстафете определяются с учѐтом спортивного оборудования, находящегося на площадке. Между препятствиями команда передвигается бегом.

 

“Мышки-завитушки”.

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: участники делятся на две команды, каждая из которых образует круг. Обязательное условие игры-участники крепко держатся за руки и не расцепляются до момента окончания игры. Обе команды находятся на средней линии. Учитель или специально выбранный водящий говорят следующие слова: ―ушки, сушки, плюшки, мышки, завитушки. На каждое из этих слов участники команды должны ―закручиваться, пролезая под руками друг друга. В результате получится круг-―завитушка. Затем водящий начинает вести счѐт, а команды делают по одному шагу под счѐт в сторону стены либо каких-нибудь ориентиров. Выигрывает команда, первая достигшая цели. Примечания:

Ø      счѐт ведѐтся медленно, для того чтобы каждый из участников успевал сделать шаг

Ø      ориентиром может быть освобождѐнный от урока ученик (или двое учеников), которые стоят с вытянутыми руками. Как только он коснѐтся кого-либо из приближающейся команды - то поднимает руки вверх, т.е. эта команда побеждает.

“Охота на лис”

Место проведения: игра проводится около школы или на любой ограниченной площадке. Описание игры: все участники делятся на 2 команды, после чего проводится жеребьевка. Одна из команд становится ―охотниками, другая – ―лисами. По сигналу учителя ―лисы убегают и прячутся на местности. Через 30-40 секунд за ними вслед убегают ―охотники. Задача ―охотников - догнать или найти ―лису, осалить ее и привести за руку к ―охотничьему домику. Игра заканчивается, когда ―охотники переловят всех ―лис.

Примечание:

Ø      участники команды ―лис надевают нагрудные номера;

Ø      ―охотники находятся в так называемом ―охотничьем домике и обязательно стоят спиной к ―лисам;

Ø      стартовая линия для команды ―лис находится в 5-10 метрах от охотничьего домика;

Ø      ―лисам запрещается: заходить за ограничительные линии (забор и т.п.), залезать на деревья, прятаться в здании школы и отказываться идти с охотниками, если тот его осалил. Во всех этих случаях игрок – лиса наказывается штрафными очками и считается пойманным;

Ø      ―охотникам запрещается драться с лисой, если та не хочет идти. В этом случае нужно добежать до линии старта и назвать номер ―лисы, нарушившей правила;

Ø      если охотник осалил лису, то ему нужно взять ее за руку и довести до охотничьего домика. Можно также передать лису другому ―охотнику, а самому бежать дальше ―охотиться. Таким же образом можно передать номер ―лисы, нарушившей правила;

Ø      побеждает та команда, которая, будучи командой ―охотников поймала всех ―лис за меньшее время;

Ø      штрафные очки переводятся в секунды и вычитаются из времени, затраченного на поимку ―лис противоположной командой.

 

“Охотники, волки и волки”.

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание игры: выбирается один или несколько водящих, (в зависимости от величины площадки и количества участников), которые располагаются в углу зала или с краю площадки - это охотники. Остальные участники – волки. По сигналу охотники выбегают из своего убежища и стараются осалить волков (мячом или рукой). Пойманный волк не выходит из игры, а ―трансформируется в волку – останавливается на месте и поднимает руки как ветви. Рядом стоящие волки могут перемещаться друг к другу, браться за руки и образовывать лес. Те волки, которых ещѐ не осалили, могут прятаться за волками или за лесом, но и в этом случае их можно осаливать. Выигрывает волк или несколько волков, осаленные последними (они и становятся охотниками).

 

 

“Рыжий кот” Место проведения: спортивный зал или площадка.

Описание игры: учитель выбирает одного водящего – это ―Рыжий кот. Он становится в центре зала, а остальные участники игры (―мыши) располагаются вокруг ―кота и берутся за руки. Затем ―кот приседает и закрывает глаза ладонями, как будто он спит.

―Мыши обращаются к ―коту с такими словами:

―Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Есть хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждѐт рыжий кот – может мышка подползѐт!

После этих слов ―мыши разбегаются, а ―кот их ловит. Пойманные ―мыши садятся на скамейку и ―горюют, так как ―кот их съел. Игра продолжается 10-20 секунд, после чего ―кот выбирает нового ―кота из непойманных ―мышей! Затем ―съеденные мыши вновь входят в игру, и она продолжается. Игра проводится 3-5 раз. Примечание:

Ø      ―кот закрывает глаза руками для того, чтобы он не смотрел заранее на мышь, которую собирается поймать. Но ―коту разрешается разводить пальцы рук и исподтишка подглядывать за ―мышами;

Ø      можно выбрать двух ―котов и даже трех, если игра проводится в большом зале

(в этом случае они располагаются спиной друг к другу);

Ø      по мере усвоения игры действия ―мышей усложняются – они могут ходить по кругу (на пятках, на носках и т.п.) или выполнять в кругу какие-либо упражнения на внимание;

Ø      оценка ставится тому ―коту , который наловил много ―мышей , или ―коту , который очень быстро выбежал и сразу поймал несколько ―мышей ; или

―мышам , которые не были пойманы за все время игры

 

“Самая меткая команда”.

Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: участники делятся на две команды. Затем они перестраиваются в две колонны, принимая при этом стойку ноги врозь, руки - на плечи стоящему впереди. Самый первый участник держит в руках мяч. По сигналу этот игрок наклоняется вперѐ д и как можно сильнее катит его назад. Последний игрок получает мяч, бежит с ним вперѐ д и продолжает действие первого участника. Выигрывает команда, в которой капитан с мячом в руках снова окажется впереди команды. За победу команде начисляется одно очко. После этого выбираются другие капитаны, но схема игры меняется: участники закрывают глаза (или сами или впереди стоящему игроку), а игроки с мячами меняют своѐ местоположение, но при этом стараются находиться рядом друг с другом. По сигналу остальные участники открывают глаза, бегут к своим капитанам, строятся в том же порядке и повторяют предыдущее упражнение.

Игра повторяется 5-6 раз, при этом капитаны каждый раз меняются. Расстояние, на которое отбегают игроки с мячами, не ограничивается, но они должны находиться в поле зрения остальных участников.

Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Примечания: передача мяча осуществляется только после того, как в колонну встал последний еѐ участник. Этот игрок должен подать впереди стоящему какую-либо звуковую команду или пароль: например - ―ракета готова или любую другую команду.

 

“Сыщики”

Место проведения: спортивный зал или любая спортивная площадка.

Описание: все участники располагаются лицом к стене. Учитель или водящий прячут в любом месте какой-либо небольшой предмет (например, ключ). По сигналу участники начинают искать спрятанный предмет. Кто найдѐ т первым - тот становится ―лучшим сыщиком . Примечания: ―лучший сыщик может быть далее водящим.

 

“Хоровод” Место проведения: спортивный зал или любая площадка.

Описание: все участники делятся на группы, в каждой из которых должны быть и мальчики и девочки. Группа берѐ тся за руки и образует хоровод, стараясь при этом запомнить друг друга. Затем участники расходятся на противоположные края зала (отдельно: мальчики и девочки) и строятся в шеренгу. Далее все выполняют по команде учителя повороты либо какие-то другие упражнения, возможно с закрытыми глазами. По команде ―Хоровод участники должны соединиться в свои группы. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других. Примечания: место построения участников ―Хоровода желательно отметить фишками.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 1 год обучения

 

               Тема занятия  

Дата

Содержание занятия

                      УУД

 

 

Русские народные игры – 7 ч.  

1

ТБ во время занятий.  

 

 

 

 

 Коммуникативные:

 1. Умение согласованно

2

Особенности русских                                       

 

 

 

народных игр.              

 

 

 

 работать в группе.  2. Взаимодействие и

3

Игра «У медведя во    

 

Игровые правила.

 

бору».                           

 

Отработка игровых

 сотрудничество.

 

             

 

приемов. Игра.

 3.Умение подчиняться  правилам.

4

Игра «Филин и пташка». 

 

Игровые правила.

 

 

 

             

             

             

 

Выбор и ограничение игрового пространства.

Проведение игры.

 4. Разрешение конфликтов.

 

   

   

 

 

5

 

Игра «Горелки».          

             

 

Правила игры.

Проведение игры.

6

 

Игра «Кот и мышь».  

             

 

Проведение игры. Правила игры.

7

Игра «Блуждающий    

 

Проведение игры.

 

мяч».                             

 

Правила игры.

 

 

 

Казачьи народные игры – 8 ч.

1

Воспитание детей в     

 

Познакомить с

 Познавательные:

 

казачьей семье.            

 

особенностями

 1.Анализ объектов с целью

 

             

 

воспитания девочек и

 выделения в них

 

             

 

мальчиков в семье

 существенных признаков.

 

             

 

казака.

 Коммуникативные:

 1. Умение согласованно

2

Разучивание считалок.                      

 

Правила игры.

 

             

 

Проведение игры.

 работать в группе.  2. Взаимодействие и

3

Игра «Метелица».       

 

Правила игры.

 

             

 

Проведение игры.

 сотрудничество.

 3.Умение подчиняться

4

Игра «Бобр».                

 

Правила игры.

 

 

             

             

 

Проведение игры.

 

 правилам.

 

 4. Разрешение конфликтов

   

   

 

5

 

Игра «Моргушки».      

             

 

Правила игры.

Проведение игры.

6

 

Игра «Чехарда».          

             

 

Правила игры.

Проведение игры.

7

 

Игра «Ярочки».           

             

 

Правила игры.

Проведение игры.

 

 

                                             Спортивные игры – 4 ч.      

1

Знакомство с ТБ во     

 

 

 Коммуникативные:

 

время игры.                  

 

 

 1. Умение согласованно  работать в группе.

2

Игра «Мяч ловцу», «Мяч 

 

Правила игры.

 

Среднему».                  

 

Проведение игры.

 2. Взаимодействие и  сотрудничество.

3

Игра «Перестрелка».  

 

Правила игры.

 

             

 

Проведение игры.

 3.Умение подчиняться  правилам.

4

Игра «Попади в мяч».                             

 

Правила игры.

 

 

             

             

 

Проведение игры.

 

 4. Разрешение конфликтов

 

 

 

                                              Подвижные игры – 9 ч.       

1

Изучение ТБ во время                            

 

 

 

 

проведения подвижных 

 

 

 

 

игр.                                

 

 

 

2

Игра на внимание        

 

Правила игры.

Коммуникативные:

 

«Класс, смирно», «За                                       

 

Строевые упражнения:

1.Умение согласованно

 

флажками».                  

 

перестроение.

работать в группе.

2.Взаимодействие и

3

Игра с элементами ОРУ. 

 

Правила игры.

 

 

«Море волнуется – раз». 

             

 

Комплекс утренней гимнастики.

сотрудничество.

 

4

Игра с мячом «Охотники 

 

Строевые упражнения с

 

 

 

и утки».                        

             

             

 

перестроением из колонны по одному в колонну по два.

 

 

 

5

Веселые старты с мячом. 

 

Гимнастические

Коммуникативные:

 

             

 

упражнения Эстафеты.

1.Разрешение конфликтов.

2.Умение организовать

6

Игра «Волк во рву».    

 

Игры с мячом, ловля,

 

             

 

бросок, передача.

деятельность внутри группы. Личностные:

7

Веселые старты со      

 

Комплекс ОРУ со

 

скакалкой.                    

 

скакалкой.

1.Осознание здорового образа жизни,

8

Игры на свежем воздухе 

 

Разучивание и

 

«Два Мороза», «Метко в 

 

проведение игр. Игра в

необходимости спортивных

 

 

цель».                            

             

 

снежки.

 

занятий.

2. Навыки безопасного

9

Итоговая эстафета.      

 

Зачетное, итоговое

 

             

 

мероприятие.

образа жизни.

 

                                                          Настольные игры – 6 ч.  

1

Игры на развитие        

 

Проведение игр,

Познавательные:

 

памяти.                         

 

помогающих всестороннему

1.Моделировать соответствующую ситуацию

2

Викторина «Собери    

 

 

пословицу».                 

 

развитию детей, развитию речи,

с помощью предложенных игр.

3

Игры на развитие        

 

 

мышления.                   

 

умению найти свое место в коллективе.

2. Воспроизводить способы выполнения действий с

4

Математическая          

 

 

 

эстафета.                      

             

 

 

 

 

опорой на модели.

3.Устанавливать взаимосвязь

5

Игры на развитие        

 

 

 

внимания.                     

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

между установленными правилами и способами их выполнения. Коммуникативные:

1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками.

6

 

 

 

 

 

Итоговое мероприятие. 

             

             

             

             

             

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа внеурочной деятельности «Казачьи народные игры»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Казачьи народные игры»

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия…

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия…

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Казачьи забавы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся

Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Казачьи забавы» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе

Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Русские народные игры 6 1 5

Русские народные игры 6 1 5

Содержание программы.

Содержание программы.

Интеллектуальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции и т

Интеллектуальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции и т

Личностными результатами  оценивать поступки являются следующие умения:людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как  хорошие или плохие;умение…

Личностными результатами  оценивать поступки являются следующие умения:людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как  хорошие или плохие;умение…

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и…

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Казачьи забавы», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный; второй — освоение норм и ценностей состояния и…

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Взаимодействие и 3

Взаимодействие и 3

Настольные игры – 6 ч. 1

Настольные игры – 6 ч. 1

Казачьи народные игры – 6 ч. 1

Казачьи народные игры – 6 ч. 1

Личностные: 1.Осознание здорового 8

Личностные: 1.Осознание здорового 8

Тематическое планирование на 3 год обучения №

Тематическое планирование на 3 год обучения №

Умение подчиняться пионербол

Умение подчиняться пионербол

Коммуникативные: 1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками

Коммуникативные: 1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками

ТБ во время занятий и Повторить и закрепить

ТБ во время занятий и Повторить и закрепить

Коммуникативные: 1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками

Коммуникативные: 1.Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками

ПРИЛОЖЕНИЕ Горячее место (Кущевская станица)

ПРИЛОЖЕНИЕ Горячее место (Кущевская станица)

Кашу варить. - На что кашу? -Твоим детям глаза заливать

Кашу варить. - На что кашу? -Твоим детям глаза заливать

Вышибалы в квадрате” Место проведения: спортивный зал, любая расчерченная площадка

Вышибалы в квадрате” Место проведения: спортивный зал, любая расчерченная площадка

Как только он коснѐтся кого-либо из приближающейся команды - то поднимает руки вверх, т

Как только он коснѐтся кого-либо из приближающейся команды - то поднимает руки вверх, т

Вот и ждѐт рыжий кот – может мышка подползѐт!

Вот и ждѐт рыжий кот – может мышка подползѐт!

Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других

Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее других

Тематическое планирование на 1 год обучения №

Тематическое планирование на 1 год обучения №

Проведение игры. правилам

Проведение игры. правилам

Эстафеты. 1.Разрешение конфликтов

Эстафеты. 1.Разрешение конфликтов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2024