«Утверждаю»
Директор
Рабочая программа внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению.
«Азбука нравственности »
для учащихся 1-4 классов
Срок реализации программы 4 года
Количество часов 272
Программу
составила Виноградова Н. К.,
воспитатель начальных классов.
г. Ростов -на- Дону
2020-2021 г.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования).
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука этикета» рассчитана на 1класс-68 часов,
2класс-68 часов
3класс-68 часов
4класс-68 часов.
Вся программа включает в себя 272 занятия по 40 минут и рассчитана на четыре года обучения с 1 по 4 класс.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Азбука нравственности» может быть реализована воспитателем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Воспитатель проводит занятия во внеурочное время четыре раза в неделю.
Занятия «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
3. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
• Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
• Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
• Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
• Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Формы и методы работы:
• эвристическая беседа (вопросно-ответный способ обучения);
• исследование;
• проблемно-поисковые задания;
• наблюдение;
• лингвистические игры;
• индивидуальные задания.
5. Содержание программы
1 класс (68 часа)
Раздел 1: Правила поведения в школе (12ч) Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе. Раздел 2: О добром отношении к людям (20ч) Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете. Раздел 3: Как стать трудолюбивым (14ч) «Ученье - Свет, а неученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома. Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (10ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время. Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч) Как вести себя на улице и дома. Раздел 6: Школьный этикет (8ч) 2 класс (68 часа) Раздел 1: Культура общения (18ч) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (8ч) Заповеди. Дал слово держи. Раздел 3: Дружеские отношения (22ч) «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей. Раздел 4: Понять другого (20ч) Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год. 3 класс (68 часа) Раздел 1: Культура общения (18ч) Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека. Раздел 2: Самовоспитание (14ч) Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании. Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч) Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (16ч) Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики. 4 класс (68 часа) Раздел 1: Культура общения (18ч) Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей. Раздел 2: Самовоспитание (14ч) Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч) Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей. Раздел 4: Искусство и нравственность (16ч) Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета. |
6. Личностные и мета предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами занятий программы «Азбука этикета» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
• учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
• учиться выражать свои мысли, аргументировать;
• овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
• уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
• сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
• проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать свое предположение (версию);
• учиться работать по предложенному педагогом плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
• учиться отличать факты от домыслов;
• овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
• формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
• формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
• формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
• осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
• учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
• учиться овладевать измерительными инструментами.
• овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
• перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
• находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
• овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
• соблюдать нормы этики и этикета;
• овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
• учиться выражать свои мысли;
• учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
• овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
• развивать доброжелательность и отзывчивость;
• развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• учиться аргументировать, доказывать;
• учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
• сравнивать предметы по заданному свойству;
• определять целое и часть;
• устанавливать общие признаки;
• находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
• определять последовательность действий;
• находить истинные и ложные высказывания;
• наделять предметы новыми свойствами;
• переносить свойства с одних предметов на другие.
• применять правила сравнения;
• задавать вопросы;
• находить закономерность в числах, фигурах и словах;
• строить причинно-следственные цепочки;
• упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
• находить ошибки в построении определений;
• делать умозаключения.
• выделять свойства предметов;
• обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
• сопоставлять части и целое для предметов и действий;
• описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
• приводить примеры истинных и ложных высказываний;
• приводить примеры отрицаний;
• проводить аналогию между разными предметами;
• выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
• рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
7. Учебно-тематический план
1 класс (68 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.
2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища.
3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.
Дата |
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
Теоретичес ких |
Практических |
Форма аттестации |
|
|
Раздел № 1 Правила поведения в школе |
12 |
|
|
Тестирование |
|
1. |
Правила поведения на уроке и на перемене. |
1 |
+ |
|
|
|
2. |
Правила поведения на уроке и на перемене. |
1 |
|
+ |
|
|
3. |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
+ |
|
|
|
4. |
Правила поведения в общественных местах. |
1 |
|
+ |
|
|
5. |
Правила поведения в гардеробе. |
1 |
+ |
|
|
|
6. |
Правила поведения в гардеробе. |
1 |
|
+ |
|
|
7. |
Правила поведения в столовой. |
1 |
+ |
|
|
|
8. |
Правила поведения в столовой. |
1 |
|
+ |
|
|
9. |
Правила поведения в библиотеке. |
1 |
+ |
|
|
|
10. |
Правила поведения в библиотеке. |
1 |
|
+ |
|
|
11. |
Правила поведения на школьном дворе. |
1 |
+ |
|
|
|
12. |
Правила поведения на школьном дворе. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел № 2 О добром отношении к людям |
20 |
|
|
Работа с карточками |
|
13. |
Что такое «добро и зло». |
1 |
+ |
|
|
|
14. |
Что такое «добро и зло». |
1 |
|
+ |
|
|
15. |
«Ежели вы вежливы». |
1 |
+ |
|
|
|
16. |
«Ежели вы вежливы». |
1 |
|
+ |
|
|
17. |
Добрые и не добрые дела. |
1 |
+ |
|
|
|
18. |
Добрые и не добрые дела. |
1 |
|
+ |
|
|
19. |
Ты и твои друзья. |
1 |
+ |
|
|
|
20. |
Ты и твои друзья. |
1 |
|
+ |
|
|
21. |
Помни о других – ты не один на свете. |
1 |
+ |
|
|
|
22. |
Помни о других – ты не один на свете. |
1 |
|
+ |
|
|
23. |
Когда идёшь по улице. |
1 |
+ |
|
|
|
24. |
Когда идёшь по улице. |
1 |
|
+ |
|
|
25. |
Узнай себя. |
1 |
+ |
|
|
|
26. |
Узнай себя. |
1 |
|
+ |
|
|
27. |
Нам счастья не сулит обида чья-то. |
1 |
+ |
|
|
|
28. |
Нам счастья не сулит обида чья-то. |
1 |
|
+ |
|
|
29. |
Доброе слово, что ясный день. |
1 |
+ |
|
|
|
30. |
Доброе слово, что ясный день. |
1 |
|
+ |
|
|
31. |
Весёлые правила хорошего тона. |
1 |
+ |
|
|
|
32. |
Весёлые правила хорошего тона. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел № 3 Как стать трудолюбивым |
14 |
|
|
Практическое задание |
|
33. |
«Ученье-Свет, а неученье - тьма». |
1 |
+ |
|
|
|
34. |
«Как быть прилежным и старательным». |
1 |
+ |
|
|
|
35. |
«Как быть прилежным и старательным». |
1 |
|
+ |
|
|
36. |
Наш труд в классе. |
1 |
+ |
|
|
|
37. |
Наш труд в классе. |
1 |
|
+ |
|
|
38. |
Мой труд каждый день дома. |
1 |
+ |
|
|
|
39. |
Мой труд каждый день дома. |
1 |
|
+ |
|
|
40. |
Путешествие в волшебную сказку. |
1 |
+ |
|
|
|
41. |
Путешествие в волшебную сказку. |
1 |
|
+ |
|
|
42. |
Я могу быть волшебником. |
1 |
+ |
|
|
|
43. |
Я могу быть волшебником. |
1 |
|
+ |
|
|
44. |
Маленькое дело лучше большого безделья. |
1 |
+ |
|
|
|
45. |
Маленькое дело лучше большого безделья. |
1 |
|
+ |
|
|
46. |
У каждого героя свои герои. |
1 |
+ |
|
|
|
|
Раздел №4 Правила опрятности и аккуратности. |
10 |
|
|
Практическое задание |
|
47. |
Культура внешнего вида. |
1 |
+ |
|
|
|
48. |
Культура внешнего вида. |
1 |
|
+ |
|
|
49. |
Каждой вещи своё место. |
1 |
+ |
|
|
|
50. |
Каждой вещи своё место. |
1 |
|
+ |
|
|
51. |
Умейте ценить своё и чужое время. |
1 |
+ |
|
|
|
52. |
Умейте ценить своё и чужое время. |
1 |
|
+ |
|
|
53. |
Поиграем и подумаем. |
1 |
+ |
|
|
|
54. |
Поиграем и подумаем. |
1 |
|
+ |
|
|
55. |
Просим к столу. |
1 |
+ |
|
|
|
56. |
Просим к столу. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел №5 Правила поведения на улице и дома. |
4 |
|
|
Устный опрос |
|
57. |
Как вести себя на улице и дома. |
1 |
+ |
|
|
|
58. |
Как вести себя на улице и дома. |
1 |
|
+ |
|
|
59. |
Повседневный этикет. |
1 |
+ |
|
|
|
60. |
Повседневный этикет. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел №6 Школьный этикет. |
8 |
|
|
Тестирование |
|
61. |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
1 |
+ |
|
|
|
62. |
Как приветствовать людей и знакомиться с ними. |
1 |
|
+ |
|
|
63. |
Чему нас научили уроки нравственности? |
1 |
+ |
|
|
|
64. |
Чему нас научили уроки нравственности? |
1 |
|
+ |
|
|
65. |
Весёлые правила хорошего тона. |
1 |
+ |
|
|
|
66. |
Весёлые правила хорошего тона. |
1 |
|
+ |
|
|
67. |
Путешествие в страну этикета. |
1 |
+ |
|
|
|
68. |
Путешествие в страну этикета. |
1 |
|
+ |
|
2 класс (68ч.)
Задачи:
1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.
2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.
3. Научить правилам поведения на дне рождения.
Дата |
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
Теоретических |
Практических |
Форма аттестации |
|
|
Раздел № 1 Культура общения |
18 |
|
|
Тестирование |
|
1. |
Этикет (повторение). |
1 |
+ |
|
|
|
2. |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
1 |
+ |
|
|
|
3. |
Устное и письменное приглашение на день рождения. |
1 |
|
+ |
|
|
4. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
+ |
|
|
|
5. |
Встреча и развлечение гостей. |
1 |
|
+ |
|
|
6. |
Поведение в гостях. |
1 |
+ |
|
|
|
7. |
Поведение в гостях. |
1 |
|
|
|
|
8. |
Как дарить подарки. |
1 |
+ |
|
|
|
9. |
Как дарить подарки. |
1 |
|
+ |
|
|
10. |
Если песни петь, с ними веселей. |
1 |
+ |
|
|
|
11. |
Если песни петь, с ними веселей. |
1 |
|
+ |
|
|
12. |
Подумай о других. |
1 |
+ |
|
|
|
13. |
Подумай о других. |
1 |
|
+ |
|
|
14. |
Приглашение к столу. |
1 |
+ |
|
|
|
15. |
Приглашение к столу. |
1 |
|
+ |
|
|
16. |
Вот школа, дом, где мы живем. |
1 |
+ |
|
|
|
17. |
Вот школа, дом, где мы живем. |
1 |
|
+ |
|
|
18. |
Вот магазин, куда идем. |
1 |
+ |
|
|
|
|
Раздел № 2 Общечеловеческие нормы нравственности |
8 |
|
|
Устный опрос |
|
19. |
Заповеди. |
1 |
+ |
|
|
|
20. |
Заповеди. |
1 |
|
+ |
|
|
21. |
Дал слово держи. |
1 |
+ |
|
|
|
22. |
Дал слово держи. |
1 |
|
+ |
|
|
23. |
Подари другому радость. |
1 |
+ |
|
|
|
24. |
Подари другому радость. |
1 |
|
+ |
|
|
25. |
От чего зависит настроение. |
1 |
+ |
|
|
|
26. |
От чего зависит настроение. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел № 3 Дружеские отношения |
22 |
|
|
Работа с карточками |
|
27. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
+ |
|
|
|
28. |
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». |
1 |
|
+ |
|
|
29. |
Преданный друг. |
1 |
+ |
|
|
|
30. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
+ |
|
|
|
31. |
О доброте и бессердечие. |
1 |
|
+ |
|
|
32. |
Об уважительном отношении к старшим. |
1 |
+ |
|
|
|
33. |
О зависти и скромности. |
1 |
+ |
|
|
|
34. |
О зависти и скромности. |
1 |
|
+ |
|
|
35. |
О доброте и жестокосердии. |
1 |
+ |
|
|
|
36. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
+ |
|
|
|
37. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
+ |
|
|
38. |
Не стесняйтесь доброты своей. |
1 |
+ |
|
|
|
39. |
Не стесняйтесь доброты своей. |
1 |
|
+ |
|
|
40. |
Подари другому радость. |
1 |
+ |
|
|
|
41. |
Подари другому радость. |
1 |
|
+ |
|
|
42. |
Мой дом – моя семья. |
1 |
+ |
|
|
|
43. |
Мой дом – моя семья. |
1 |
|
+ |
|
|
44. |
Со взрослыми и сверстниками. |
1 |
+ |
|
|
|
45. |
Со взрослыми и сверстниками. |
1 |
|
+ |
|
|
46. |
Цени доверие других. |
1 |
+ |
|
|
|
47. |
Цени доверие других. |
1 |
|
+ |
|
|
48. |
Все на белом свете солнышкины дети. |
1 |
+ |
|
|
|
|
Раздел №4 Понять другого |
20 |
|
|
Тестирование |
|
49. |
Золотые правила. |
1 |
+ |
|
|
|
50. |
Золотые правила. |
1 |
|
+ |
|
|
51. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
+ |
|
|
|
52. |
Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. |
1 |
|
+ |
|
|
53. |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
+ |
|
|
|
54. |
О тактичном и бестактном поведении. |
1 |
|
+ |
|
|
55. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
+ |
|
|
|
56. |
Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. |
1 |
|
+ |
|
|
57. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
+ |
|
|
58. |
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. |
1 |
+ |
|
|
|
59. |
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. |
1 |
|
+ |
|
|
60. |
Советуем друг другу. |
1 |
+ |
|
|
|
61. |
Советуем друг другу. |
1 |
|
+ |
|
|
62. |
Общее и особенное для мальчиков и девочек. |
1 |
+ |
|
|
|
63. |
Общее и особенное для мальчиков и девочек. |
1 |
|
+ |
|
|
64. |
Делаем газету. |
1 |
+ |
|
|
|
65. |
Делаем газету. |
1 |
|
+ |
|
|
66. |
Доброта что солнце. |
1 |
+ |
|
|
|
67. |
Доброта что солнце. |
1 |
|
+ |
|
|
68. |
Обзор курса этики за год. |
1 |
+ |
|
|
3 класс (68 ч.)
Задачи:
1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.
2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.
3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
Дата |
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
Теоретических |
Практических |
Форма аттестации |
|
|
Раздел №1 Культура общения |
18 |
|
|
Тестирование |
|
1. |
Этикет разговора. |
1 |
+ |
|
|
|
2. |
Обращение к разным людям. |
1 |
+ |
|
|
|
3. |
Обращение к разным людям. |
1 |
|
+ |
|
|
4. |
Вежливый отказ, несогласие. |
1 |
+ |
|
|
|
5. |
Этикетные ситуации. |
1 |
|
|
|
|
6. |
Этикетные ситуации. |
1 |
|
+ |
|
|
7. |
Афоризмы. |
1 |
+ |
|
|
|
8. |
Разговор по телефону. |
1 |
|
+ |
|
|
9. |
Играем роль воспитанного человека. |
1 |
|
+ |
|
|
10. |
Здравствуйте все! |
1 |
+ |
|
|
|
11. |
Будем беречь друг друга. |
1 |
+ |
|
|
|
12. |
Дружим с добрыми словами. |
1 |
+ |
|
|
|
13. |
Любим добрые поступки. |
1 |
+ |
|
|
|
14. |
Подари дело и слово доброе. |
1 |
+ |
|
|
|
15. |
Подари дело и слово доброе. |
1 |
|
+ |
|
|
16. |
Подарок коллективу. |
1 |
|
+ |
|
|
17. |
Каждый интересен. |
1 |
+ |
|
|
|
18. |
Каждый интересен. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел № 2 Самовоспитание |
14 |
|
|
Устный опрос |
|
19. |
Что значит быть вежливым? |
1 |
|
+ |
|
|
20. |
Мои достоинства и недостатки. |
1 |
+ |
|
|
|
21. |
Мои достоинства и недостатки. |
1 |
|
+ |
|
|
22. |
Большое значение маленьких радостей. |
1 |
+ |
|
|
|
23. |
О хороших и дурных привычках. |
1 |
+ |
|
|
|
24. |
О хороших и дурных привычках. |
1 |
|
+ |
|
|
25. |
Афоризмы о самовоспитании. |
1 |
+ |
|
|
|
26. |
Премудрости дедушки Этикета. |
1 |
+ |
|
|
|
27. |
За столом с дедушкой Этикетом. |
1 |
+ |
|
|
|
28. |
Школьные правила этикета. |
1 |
+ |
|
|
|
29. |
Когда рядом много людей. |
1 |
+ |
|
|
|
30. |
Как решать семейные проблемы. |
1 |
+ |
|
|
|
31. |
Чистый ручеек вашей речи. |
1 |
+ |
|
|
|
32 |
Чистый ручеек вашей речи. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел № 3 Общечеловеческие нормы нравственности |
20 |
|
|
Работа с карточками |
|
33. |
Заповеди: как мы их исполняем. |
1 |
+ |
|
|
|
34. |
О сострадании и жестокосердии. |
1 |
+ |
|
|
|
35. |
О сострадании и жестокосердии. |
1 |
|
+ |
|
|
36. |
Лгать нельзя, но если...? |
1 |
+ |
|
|
|
37. |
Лгать нельзя, но если...? |
1 |
|
+ |
|
|
38. |
Всегда ли богатство счастье? |
1 |
+ |
|
|
|
39. |
Всегда ли богатство счастье? |
1 |
|
+ |
|
|
40. |
Спешите делать добро. |
1 |
+ |
|
|
|
41. |
Спешите делать добро. |
1 |
|
+ |
|
|
42. |
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. |
1 |
|
+ |
|
|
43. |
Душа – это наше творение. |
1 |
+ |
|
|
|
44. |
Отворите волшебные двери добра и доверия. |
1 |
+ |
|
|
|
45. |
Хорошие песни к добру ведут. |
1 |
+ |
|
|
|
46. |
Вглядись в себя, сравни с другими. |
1 |
+ |
|
|
|
47. |
Помоги понять себя. |
1 |
+ |
|
|
|
48. |
О настоящем и поддельном. |
1 |
+ |
|
|
|
49. |
Тепло родного дома. |
1 |
+ |
|
|
|
50. |
Когда солнце тебе улыбается. |
1 |
+ |
|
|
|
51. |
Чтобы быть коллективом. |
1 |
+ |
|
|
|
52 |
Чтобы быть коллективом. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел № 4 Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? |
16 |
|
|
Тестирование |
|
53. |
«Как сердцу высказать себя?» |
1 |
|
+ |
|
|
54. |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
1 |
+ |
|
|
|
55. |
В трудной ситуации, попытаемся разобраться. |
1 |
|
+ |
|
|
56. |
«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать». |
1 |
+ |
|
|
|
57. |
«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки». |
1 |
|
+ |
|
|
58. |
Диалоги о хороших манерах, добре и зле. |
1 |
|
+ |
|
|
59. |
Афоризмы. |
1 |
+ |
|
|
|
60. |
Чему мы научились на уроках этики. |
1 |
+ |
+ |
|
|
61. |
Коллектив начинается с меня. |
1 |
+ |
|
|
|
62. |
Секретные советы девочкам и мальчикам. |
1 |
+ |
|
|
|
63. |
Скажи себе сам. |
1 |
+ |
|
|
|
64. |
Вот и стали добрей и умней. |
1 |
+ |
|
|
|
65. |
Чтобы быть коллективом. |
1 |
+ |
|
|
|
66. |
Чтобы быть коллективом. |
1 |
|
+ |
|
|
67. |
Школе посвящается. |
1 |
+ |
|
|
|
68. |
Обзор курса этики за год. |
1 |
+ |
|
|
4 класс (68 ч.)
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
Дата |
№ п/п |
Наименование разделов и тем. |
Кол-во часов |
Теоретических |
Практических |
Форма аттестации |
|
|
Раздел №1 Культура общения |
18 |
|
|
Тестирование |
|
1. |
Традиции общения в русской семье. «Домострой». |
1 |
|
|
|
|
2. |
Культура общения в современной семье. |
1 |
+ |
|
|
|
3. |
Культура общения в современной семье. |
1 |
|
+ |
|
|
4. |
О терпимости к ближним. |
1 |
+ |
|
|
|
5. |
О терпимости к ближним. |
1 |
|
+ |
|
|
6. |
Культура спора. |
1 |
+ |
|
|
|
7. |
Этикетные ситуации. |
1 |
+ |
|
|
|
8. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
+ |
|
|
|
9. |
В мире мудрых мыслей. |
1 |
|
+ |
|
|
10. |
Оглянись внимательно вокруг. |
1 |
+ |
|
|
|
11. |
Умение быть самим собой. |
1 |
+ |
|
|
|
12. |
Что достойно гражданина. |
1 |
+ |
|
|
|
13. |
Что достойно гражданина. |
1 |
|
+ |
|
|
14. |
Даже будни может труд сделать праздничными днями. |
1 |
+ |
|
|
|
15. |
Даже будни может труд сделать праздничными днями. |
1 |
|
+ |
|
|
16. |
Приглашение к зеркалу. |
1 |
+ |
|
|
|
17. |
Твой стиль поведения. |
1 |
+ |
|
|
|
18. |
Твой стиль поведения. |
1 |
|
+ |
|
|
|
Раздел №2 Самовоспитание |
14 |
|
|
Устный опрос |
|
19. |
«Познай самого себя». |
1 |
+ |
|
|
|
20. |
Самовоспитание. |
1 |
+ |
|
|
|
21. |
Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. |
1 |
+ |
|
|
|
22. |
Как я работаю над собой. |
1 |
|
+ |
|
|
23. |
О терпении. |
1 |
+ |
|
|
|
24. |
Конец каждого дела обдумай перед началом. |
1 |
|
+ |
|
|
25. |
«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». |
1 |
|
+ |
|
|
26. |
Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин. |
1 |
+ |
|
|
|
27. |
Твой стиль поведения. |
1 |
+ |
|
|
|
28. |
Твой стиль поведения. |
1 |
|
+ |
|
|
29. |
Мальчики. Девочки. |
1 |
+ |
|
|
|
30. |
Поиграем и подумаем. |
1 |
+ |
|
|
|
31. |
Когда какое слово молвить. |
1 |
+ |
|
|
|
32. |
За общим столом. |
1 |
+ |
|
|
|
|
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности |
20 |
|
|
Работа с карточками |
|
33. |
Об источниках наших нравственных знаний. |
1 |
+ |
|
|
|
34. |
Совесть - основа нравственности. |
1 |
+ |
|
|
|
35. |
«Чем ты сильнее, тем будь добрее». |
1 |
|
+ |
|
|
36. |
«Досадно мне, что слово честь забыто». |
1 |
+ |
|
|
|
37. |
Заветы предков. |
1 |
+ |
|
|
|
38. |
Россияне о любви к Родине. |
1 |
|
+ |
|
|
39. |
Твоя малая родина. |
1 |
|
+ |
|
|
40. |
«Мой первый друг, мой друг бесценный». |
1 |
|
+ |
|
|
41. |
Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. |
1 |
+ |
|
|
|
42. |
«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». |
1 |
|
+ |
|
|
43. |
Доброта и доброжелательность. |
1 |
+ |
|
|
|
44. |
«Поспешай делать добро» (народная мудрость). |
1 |
+ |
|
|
|
45. |
«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой). |
1 |
+ |
|
|
|
46. |
О тех, кто сердце отдал людям. |
1 |
+ |
|
|
|
47. |
Умей быть щедрым. |
1 |
+ |
|
|
|
48. |
Праздник благодарности. |
1 |
+ |
|
|
|
49. |
Добрыми делами славен человек. |
1 |
+ |
|
|
|
50. |
Расскажи мне обо мне. |
1 |
+ |
|
|
|
51. |
Присмотритесь друг к другу. |
1 |
+ |
|
|
|
52. |
О дружбе мальчиков и девочек. |
1 |
+ |
|
|
|
|
Раздел №4. Искусство и нравственность |
16 |
|
|
Тестирование |
|
53. |
Нравственное содержание древних мифов. |
1 |
+ |
|
|
|
54. |
За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. |
1 |
+ |
|
|
|
55. |
Положительные герои в былинах и сказках. |
1 |
|
+ |
|
|
56. |
Отрицательные герои в литературных произведениях. |
1 |
|
+ |
|
|
57. |
«Зло, как и добро, имеет своих героев». |
1 |
|
+ |
|
|
58. |
Искусство и нравственность. |
1 |
+ |
|
|
|
59. |
«Вот человек. Что скажешь ты о нём?» |
1 |
|
+ |
|
|
60. |
Не хуже других. |
1 |
|
+ |
|
|
61. |
«Скажи себе сам». |
1 |
+ |
|
|
|
62. |
Храни достоинство свое повсюду, человек! |
1 |
+ |
|
|
|
63. |
Я, ты, мы. |
1 |
+ |
|
|
|
64. |
Я, ты, мы. |
1 |
|
+ |
|
|
65. |
Родительский дом. |
1 |
+ |
|
|
|
66. |
Когда какое слово молвить. |
1 |
+ |
|
|
|
67. |
Когда какое слово молвить. |
1 |
|
+ |
|
|
68. |
Обзор курса этикета. |
1 |
+ |
|
|
8. Информационно – методическое обеспечение.
• Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.
• Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
• Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
• Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.
• Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.
• ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
• ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.
8.DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
9. Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.
10. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
11. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Издательство
ACT -ЛТД, 1997.
9.Список литературы
1.Конституция Российской Федерации:
2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3.Федеральный государственный образовательный стандарт, начального общего образования (утв. Приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12.2015 г. № 1576);
4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
5.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
6. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»
7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»
8.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении примерного регионального положения организации внеурочной деятельности обучающихся учреждениях Ростовской области»
9.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».
11.Инструктивно-методическое
письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных
государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования
в образовательных организациях Ростовской области»» от 21.05.2015
№03-20-2057/15-0-0.
12.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
13.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
14.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
15.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
16.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
17.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
18.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
19.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
20.Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.