Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственное направление для учащихся 1-2 классов
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно- нравственное направление для учащихся 1-2 классов

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
25.08.2022
Рабочая программа  внеурочной деятельности духовно- нравственное направление для учащихся 1-2 классов
Азбука нравственности.docx

                                                                                                                                                                               «Утверждаю»

                                                                                                                                                                                      Директор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая  программа внеурочной деятельности

по духовно – нравственному направлению.

«Азбука нравственности »

для учащихся 1-4 классов

Срок реализации программы 4 года

 

Количество часов 272

 

 

 

Программу

составила Виноградова Н. К.,

воспитатель начальных классов.

 

 

 

г. Ростов -на- Дону

2020-2021 г.

 

 

2. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «Азбука нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (начального общего образования).

В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Азбука этикета»  рассчитана  на      1класс-68 часов,

2класс-68 часов

3класс-68 часов

4класс-68 часов.

Вся программа включает в себя 272 занятия по 40 минут и рассчитана на четыре года обучения с 1 по 4 класс.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа  «Азбука нравственности» может быть реализована воспитателем начальной школы в  сотрудничестве с родителями. Воспитатель проводит занятия во внеурочное время четыре раза в неделю.

Занятия «Азбука нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

3. Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников.

Задачи:

         Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

         Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.

         Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми  разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

         Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт  нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Формы и методы работы:

         эвристическая беседа (вопросно-ответный способ обучения);

         исследование;

        проблемно-поисковые задания;

        наблюдение;

        лингвистические игры;

        индивидуальные задания.

 

 

5. Содержание программы

1 класс (68 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (12ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (20ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (14ч)

«Ученье - Свет, а неученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Тема 4: Правила опрятности и аккуратности (10ч)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (4ч)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (8ч)

2 класс (68 часа)

Раздел 1: Культура общения (18ч)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (8ч)

Заповеди. Дал слово держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (22ч)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого (20ч)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (68 часа)

Раздел 1: Культура общения (18ч)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (14ч)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя. Другому как понять тебя? (16ч)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики.

4 класс (68 часа)

Раздел 1: Культура общения (18ч)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2: Самовоспитание (14ч)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (20ч)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (16ч)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

 

 

 

 

6. Личностные и мета предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результатами занятий программы «Азбука этикета» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Личностные результаты:

        определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

        в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.

        учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;

        учиться выражать свои мысли, аргументировать;

        овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

        уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;

        сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

        определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;

        проговаривать последовательность действий;

        учиться высказывать свое предположение (версию);

        учиться работать по предложенному педагогом плану;

        учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

        учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

        учиться отличать факты от домыслов;

        овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

        формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

        формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;

        формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

        осваивать начальные формы рефлексии.

            Познавательные УДД:

        ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;

        учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;

        учиться овладевать измерительными инструментами.

        овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;

        перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;

        находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).

        овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;

        соблюдать нормы этики и этикета;

        овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

        учиться выражать свои мысли;

        учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

        овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

        развивать доброжелательность и отзывчивость;

        развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

        учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

        учиться аргументировать, доказывать;

        учиться вести дискуссию.

      Предметными результатами являются формирование следующих умений:

        сравнивать предметы по заданному свойству;

        определять целое и часть;

        устанавливать общие признаки;

        находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;

        определять последовательность действий;

        находить истинные и ложные высказывания;

        наделять предметы новыми свойствами;

        переносить свойства с одних предметов на другие.

        применять правила сравнения;

        задавать вопросы;

        находить закономерность в числах, фигурах и словах;

        строить причинно-следственные цепочки;

        упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;

        находить ошибки в построении определений;

        делать умозаключения.

        выделять свойства предметов;

        обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;

        сопоставлять части и целое для предметов и действий;

        описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

        приводить примеры истинных и ложных высказываний;

        приводить примеры отрицаний;

        проводить аналогию между разными предметами;

        выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;

        рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

 

 

 

 

7. Учебно-тематический план

1 класс (68 ч.)

Задачи:

1.  Познакомить детей с общечеловеческими нормами нравственности.

2. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего    товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в   обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.

Дата

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретичес

ких

Практических

Форма аттестации

 

 

Раздел № 1

Правила поведения в школе

12

 

 

Тестирование

 

1.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

+

 

 

 

2.

Правила поведения на уроке и на перемене.

1

 

+

 

 

3.

Правила поведения в общественных местах.

1

+

 

 

 

4.

Правила поведения в общественных местах.

1

 

+

 

 

5.

Правила поведения в гардеробе.

1

+

 

 

 

6.

Правила поведения в гардеробе.

1

 

+

 

 

7.

Правила поведения в столовой.

1

+

 

 

 

8.

Правила поведения в столовой.

1

 

+

 

 

9.

Правила поведения в библиотеке.

1

+

 

 

 

10.

Правила поведения в библиотеке.

1

 

+

 

 

11.

Правила поведения на школьном дворе.

1

+

 

 

 

12.

Правила поведения на школьном дворе.

1

 

+

 

 

 

Раздел № 2

О добром отношении к людям

20

 

 

Работа с карточками

 

13.

Что такое «добро и зло».

1

+

 

 

 

14.

Что такое «добро и зло».

1

 

+

 

 

15.

«Ежели вы вежливы».

1

+

 

 

 

16.

«Ежели вы вежливы».

1

 

+

 

 

17.

Добрые и не добрые дела.

1

+

 

 

 

18.

Добрые и не добрые дела.

1

 

+

 

 

19.

Ты и твои друзья.

1

+

 

 

 

20.

Ты и твои друзья.

1

 

+

 

 

21.

Помни о других – ты не один на свете.

1

+

 

 

 

22.

Помни о других – ты не один на свете.

1

 

+

 

 

23.

Когда идёшь по улице.

1

+

 

 

 

24.

Когда идёшь по улице.

1

 

+

 

 

25.

Узнай себя.

1

+

 

 

 

26.

Узнай себя.

1

 

+

 

 

27.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

+

 

 

 

28.

Нам счастья не сулит обида чья-то.

1

 

+

 

 

29.

Доброе слово, что ясный день.

1

+

 

 

 

30.

Доброе слово, что ясный день.

1

 

+

 

 

31.

Весёлые правила хорошего тона.

1

+

 

 

 

32.

Весёлые правила хорошего тона.

1

 

+

 

 

 

Раздел № 3

Как стать трудолюбивым

14

 

 

Практическое задание

 

33.

«Ученье-Свет, а неученье - тьма».

1

+

 

 

 

34.

«Как быть прилежным и старательным».

1

+

 

 

 

35.

«Как быть прилежным и старательным».

1

 

+

 

 

36.

Наш труд в классе.

1

+

 

 

 

37.

Наш труд в классе.

1

 

+

 

 

38.

Мой труд каждый день дома.

1

+

 

 

 

39.

Мой труд каждый день дома.

1

 

+

 

 

40.

Путешествие в волшебную сказку.

1

+

 

 

 

41.

Путешествие в волшебную сказку.

1

 

+

 

 

42.

Я могу быть волшебником.

1

+

 

 

 

43.

Я могу быть волшебником.

1

 

+

 

 

44.

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

+

 

 

 

45.

Маленькое дело лучше большого безделья.

1

 

+

 

 

46.

У каждого героя свои герои.

1

+

 

 

 

 

Раздел №4

Правила опрятности  и  аккуратности.

10

 

 

Практическое задание

 

47.

Культура внешнего вида.

1

+

 

 

 

48.

Культура внешнего вида.

1

 

+

 

 

49.

Каждой вещи своё место.

1

+

 

 

 

50.

Каждой вещи своё место.

1

 

+

 

 

51.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

+

 

 

 

52.

Умейте ценить своё и чужое время.

1

 

+

 

 

53.

Поиграем и подумаем.

1

+

 

 

 

54.

Поиграем и подумаем.

1

 

+

 

 

55.

Просим к столу.

1

+

 

 

 

56.

Просим к столу.

1

 

+

 

 

 

Раздел №5

Правила поведения  на  улице  и  дома.

4

 

 

Устный опрос

 

57.

Как вести себя на улице и дома.

1

+

 

 

 

58.

Как вести себя на улице и дома.

1

 

+

 

 

59.

Повседневный этикет.

1

+

 

 

 

60.

Повседневный этикет.

1

 

+

 

 

 

Раздел №6

Школьный этикет.

8

 

 

Тестирование

 

61.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

+

 

 

 

62.

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

 

+

 

 

63.

Чему нас научили уроки нравственности?

1

+

 

 

 

64.

Чему нас научили уроки нравственности?

1

 

+

 

 

65.

Весёлые правила хорошего тона.

1

+

 

 

 

66.

Весёлые правила хорошего тона.

1

 

+

 

 

67.

Путешествие в страну этикета.

1

+

 

 

 

68.

Путешествие в страну этикета.

1

 

+

 

2 класс (68ч.)

Задачи:

1. Познакомить с правилами вежливости и красивых манер.

2. Научить заповедям нравственности, выполнению обещаний, этикету в театре, кино, на выставке, в музее.

3. Научить правилам поведения на дне рождения.

Дата

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Форма аттестации

 

 

Раздел № 1

Культура общения

18

 

 

Тестирование

 

1.

Этикет (повторение).

1

+

 

 

 

2.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

+

 

 

 

3.

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

 

+

 

 

4.

Встреча и развлечение гостей.

1

+

 

 

 

5.

Встреча и развлечение гостей.

1

 

+

 

 

6.

Поведение в гостях.

1

+

 

 

 

7.

Поведение в гостях.

1

 

 

 

 

8.

Как дарить подарки.

1

+

 

 

 

9.

Как дарить подарки.

1

 

+

 

 

10.

Если песни петь, с ними веселей.

1

+

 

 

 

11.

Если песни петь, с ними веселей.

1

 

+

 

 

12.

Подумай о других.

1

+

 

 

 

13.

Подумай о других.

1

 

+

 

 

14.

Приглашение к столу.

1

+

 

 

 

15.

Приглашение к столу.

1

 

+

 

 

16.

Вот школа, дом, где мы живем.

1

+

 

 

 

17.

Вот школа, дом, где мы живем.

1

 

+

 

 

18.

Вот магазин, куда идем.

1

+

 

 

 

 

Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности

8

 

 

Устный опрос

 

19.

Заповеди.

1

+

 

 

 

20.

Заповеди.

1

 

+

 

 

21.

Дал слово держи.

1

+

 

 

 

22.

Дал слово держи.

1

 

+

 

 

23.

Подари другому радость.

1

+

 

 

 

24.

Подари другому радость.

1

 

+

 

 

25.

От чего зависит настроение.

1

+

 

 

 

26.

От чего зависит настроение.

1

 

+

 

 

 

Раздел № 3

Дружеские отношения

22

 

 

Работа с карточками

 

27.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

+

 

 

 

28.

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

1

 

+

 

 

29.

Преданный друг.

1

+

 

 

 

30.

О доброте и бессердечие.

1

+

 

 

 

31.

О доброте и бессердечие.

1

 

+

 

 

32.

Об уважительном отношении к старшим.

1

+

 

 

 

33.

О зависти и скромности.

1

+

 

 

 

34.

О зависти и скромности.

1

 

+

 

 

35.

О доброте и жестокосердии.

1

+

 

 

 

36.

В мире мудрых мыслей.

1

+

 

 

 

37.

В мире мудрых мыслей.

1

 

+

 

 

38.

Не стесняйтесь доброты своей.

1

+

 

 

 

39.

Не стесняйтесь доброты своей.

1

 

+

 

 

40.

Подари другому радость.

1

+

 

 

 

41.

Подари другому радость.

1

 

+

 

 

42.

Мой дом – моя семья.

1

+

 

 

 

43.

Мой дом – моя семья.

1

 

+

 

 

44.

Со взрослыми и сверстниками.

1

+

 

 

 

45.

Со взрослыми и сверстниками.

1

 

+

 

 

46.

Цени доверие других.

1

+

 

 

 

47.

Цени доверие других.

1

 

+

 

 

48.

Все на белом свете солнышкины дети.

1

+

 

 

 

 

Раздел №4

Понять другого

20

 

 

Тестирование

 

49.

Золотые правила.

1

+

 

 

 

50.

Золотые правила.

1

 

+

 

 

51.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

+

 

 

 

52.

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

 

+

 

 

53.

О тактичном и бестактном поведении.

1

+

 

 

 

54.

О тактичном и бестактном поведении.

1

 

+

 

 

55.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

+

 

 

 

56.

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

1

 

+

 

 

57.

В мире мудрых мыслей.

1

 

+

 

 

58.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

1

+

 

 

 

59.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

1

 

+

 

 

60.

Советуем друг другу.

1

+

 

 

 

61.

Советуем друг другу.

1

 

+

 

 

62.

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

1

+

 

 

 

63.

Общее и особенное для мальчиков и девочек.

1

 

+

 

 

64.

Делаем газету.

1

+

 

 

 

65.

Делаем газету.

1

 

+

 

 

66.

Доброта что солнце.

1

+

 

 

 

67.

Доброта что солнце.

1

 

+

 

 

68.

Обзор курса этики за год.

1

+

 

 

 

 

 

 

3 класс (68 ч.)

Задачи:

1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома.

2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним.

3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.

Дата

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Форма аттестации

 

 

Раздел №1

Культура общения

18

 

 

Тестирование

 

1.

Этикет разговора.

1

+

 

 

 

2.

Обращение к разным людям.

1

+

 

 

 

3.

Обращение к разным людям.

1

 

+

 

 

4.

Вежливый отказ, несогласие.

1

+

 

 

 

5.

Этикетные ситуации.

1

 

 

 

 

6.

Этикетные ситуации.

1

 

+

 

 

7.

Афоризмы.

1

+

 

 

 

8.

Разговор по телефону.

1

 

+

 

 

9.

Играем роль воспитанного человека.

1

 

+

 

 

10.

Здравствуйте все!

1

+

 

 

 

11.

Будем беречь друг друга.

1

+

 

 

 

12.

Дружим с добрыми словами.

1

+

 

 

 

13.

Любим добрые поступки.

1

+

 

 

 

14.

Подари дело и слово доброе.

1

+

 

 

 

15.

Подари дело и слово доброе.

1

 

+

 

 

16.

Подарок коллективу.

1

 

+

 

 

17.

Каждый интересен.

1

+

 

 

 

18.

Каждый интересен.

1

 

+

 

 

 

Раздел № 2

Самовоспитание

14

 

 

Устный опрос

 

19.

Что значит быть вежливым?

1

 

+

 

 

20.

Мои достоинства и недостатки.

1

+

 

 

 

21.

Мои достоинства и недостатки.

1

 

+

 

 

22.

Большое значение маленьких радостей.

1

+

 

 

 

23.

О хороших и дурных привычках.

1

+

 

 

 

24.

О хороших и дурных привычках.

1

 

+

 

 

25.

Афоризмы о самовоспитании.

1

+

 

 

 

26.

Премудрости дедушки Этикета.

1

+

 

 

 

27.

За столом с дедушкой Этикетом.

1

+

 

 

 

28.

Школьные правила этикета.

1

+

 

 

 

29.

Когда рядом много людей.

1

+

 

 

 

30.

Как решать семейные проблемы.

1

+

 

 

 

31.

Чистый ручеек вашей речи.

1

+

 

 

 

32

Чистый ручеек вашей речи.

1

 

+

 

 

 

Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности

20

 

 

Работа с карточками

 

33.

Заповеди: как мы их исполняем.

1

+

 

 

 

34.

О сострадании и жестокосердии.

1

+

 

 

 

35.

О сострадании и жестокосердии.

1

 

+

 

 

36.

Лгать нельзя, но если...?

1

+

 

 

 

37.

Лгать нельзя, но если...?

1

 

+

 

 

38.

Всегда ли богатство счастье?

1

+

 

 

 

39.

Всегда ли богатство счастье?

1

 

+

 

 

40.

Спешите делать добро.

1

+

 

 

 

41.

Спешите делать добро.

1

 

+

 

 

42.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1

 

+

 

 

43.

Душа – это наше творение.

1

+

 

 

 

44.

Отворите волшебные двери добра и доверия.

1

+

 

 

 

45.

Хорошие песни к добру ведут.

1

+

 

 

 

46.

Вглядись в себя, сравни с другими.

1

+

 

 

 

47.

Помоги понять себя.

1

+

 

 

 

48.

О настоящем и поддельном.

1

+

 

 

 

49.

Тепло родного дома.

1

+

 

 

 

50.

Когда солнце тебе улыбается.

1

+

 

 

 

51.

Чтобы быть коллективом.

1

+

 

 

 

52

Чтобы быть коллективом.

1

 

+

 

 

 

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя.

Другому как понять тебя?

16

 

 

Тестирование

 

53.

«Как сердцу высказать себя?»

1

 

+

 

 

54.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

+

 

 

 

55.

В трудной ситуации, попытаемся разобраться.

1

 

+

 

 

56.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+

 

 

 

57.

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

 

+

 

 

58.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

 

+

 

 

59.

Афоризмы.

1

+

 

 

 

60.

Чему мы научились на уроках этики.

1

+

+

 

 

61.

Коллектив начинается с меня.

1

+

 

 

 

62.

Секретные советы девочкам и мальчикам.

1

+

 

 

 

63.

Скажи себе сам.

1

+

 

 

 

64.

Вот и стали добрей и умней.

1

+

 

 

 

65.

Чтобы быть коллективом.

1

+

 

 

 

66.

Чтобы быть коллективом.

1

 

+

 

 

67.

Школе посвящается.

1

+

 

 

 

68.

Обзор курса этики за год.

1

+

 

 

4 класс (68 ч.)

Задачи:

1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.

2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.

3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

Дата

п/п

Наименование разделов и тем.

Кол-во

часов

Теоретических

Практических

Форма аттестации

 

 

Раздел №1

Культура общения

18

 

 

Тестирование

 

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

 

 

 

 

2.

Культура общения в  современной семье.

1

+

 

 

 

3.

Культура общения в  современной семье.

1

 

+

 

 

4.

О терпимости к ближним.

1

+

 

 

 

5.

О терпимости к ближним.

1

 

+

 

 

6.

Культура спора.

1

+

 

 

 

7.

Этикетные ситуации.

1

+

 

 

 

8.

В мире мудрых мыслей.

1

+

 

 

 

9.

В мире мудрых мыслей.

1

 

+

 

 

10.

Оглянись внимательно вокруг.

1

+

 

 

 

11.

Умение быть самим собой.

1

+

 

 

 

12.

Что достойно гражданина.

1

+

 

 

 

13.

Что достойно гражданина.

1

 

+

 

 

14.

Даже будни может труд сделать праздничными днями.

1

+

 

 

 

15.

Даже будни может труд сделать праздничными днями.

1

 

+

 

 

16.

Приглашение к зеркалу.

1

+

 

 

 

17.

Твой стиль поведения.

1

+

 

 

 

18.

Твой стиль поведения.

1

 

+

 

 

 

Раздел №2

Самовоспитание

14

 

 

Устный опрос

 

19.

«Познай самого себя».

1

+

 

 

 

20.

Самовоспитание.

1

+

 

 

 

21.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+

 

 

 

22.

Как я работаю над собой.

1

 

+

 

 

23.

О терпении.

1

+

 

 

 

24.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

 

+

 

 

25.

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1

 

+

 

 

26.

Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин.

1

+

 

 

 

27.

Твой стиль поведения.

1

+

 

 

 

28.

Твой стиль поведения.

1

 

+

 

 

29.

Мальчики. Девочки.

1

+

 

 

 

30.

Поиграем и подумаем.

1

+

 

 

 

31.

Когда какое слово молвить.

1

+

 

 

 

32.

За общим столом.

1

+

 

 

 

 

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

20

 

 

Работа с карточками

 

33.

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+

 

 

 

34.

Совесть - основа нравственности.

1

+

 

 

 

35.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1

 

+

 

 

36.

«Досадно мне, что слово честь забыто».

1

+

 

 

 

37.

Заветы предков.

1

+

 

 

 

38.

Россияне о любви к Родине.

1

 

+

 

 

39.

Твоя малая родина.

1

 

+

 

 

40.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

 

+

 

 

41.

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+

 

 

 

42.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1

 

+

 

 

43.

Доброта и доброжелательность.

1

+

 

 

 

44.

«Поспешай делать добро» (народная мудрость).

1

+

 

 

 

45.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой).

1

+

 

 

 

46.

О тех, кто сердце отдал людям.

1

+

 

 

 

47.

Умей быть щедрым.

1

+

 

 

 

48.

Праздник благодарности.

1

+

 

 

 

49.

Добрыми делами славен человек.

1

+

 

 

 

50.

Расскажи мне обо мне.

1

+

 

 

 

51.

Присмотритесь друг к другу.

1

+

 

 

 

52.

О дружбе мальчиков и девочек.

1

+

 

 

 

 

Раздел №4.

Искусство и нравственность

16

 

 

Тестирование

 

53.

Нравственное содержание  древних мифов.

1

+

 

 

 

54.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+

 

 

 

55.

Положительные герои в былинах и сказках.

1

 

+

 

 

56.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

 

+

 

 

57.

«Зло, как и добро, имеет своих героев».

1

 

+

 

 

58.

Искусство и нравственность.

1

+

 

 

 

59.

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1

 

+

 

 

60.

Не хуже других.

1

 

+

 

 

61.

«Скажи себе сам».

1

+

 

 

 

62.

Храни достоинство свое повсюду, человек!

1

+

 

 

 

63.

Я, ты, мы.

1

+

 

 

 

64.

Я, ты, мы.

1

 

+

 

 

65.

Родительский дом.

1

+

 

 

 

66.

Когда какое слово молвить.

1

+

 

 

 

67.

Когда какое слово молвить.

1

 

+

 

 

68.

Обзор курса этикета.

1

+

 

 

 

 

8. Информационно – методическое обеспечение.

         Безруких М. М. , Филиппова Т.А, Макеева А.Г Разговор о правильном питании / Методическое пособие.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 80 с.

         Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.

         Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.

         Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1–4-е классы.

         Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко.- М.: Просвещение, 1986.- 176 с.

          ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

          ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

8.DVD  «Уроки тётушки Совы»  -  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.

9.  Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 1992.год.

10. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей  и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

11. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия.   – Издательство

  ACT -ЛТД, 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Список литературы

1.Конституция Российской Федерации:

2.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3.Федеральный государственный образовательный стандарт, начального общего образования (утв. Приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09.2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12.2015 г. № 1576);

4.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

5.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

6. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей»

7.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Порядок организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

8.Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении примерного регионального положения организации внеурочной деятельности обучающихся учреждениях Ростовской области»

9.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»

10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе».

11.Инструктивно-методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего и основного общего образования
в образовательных организациях Ростовской области»» от 21.05.2015 №03-20-2057/15-0-0.

 

 

 

12.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

13.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

14.Козлов Э., Петрова В., Хомякова И.  Азбука нравственности. /  Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

15.Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

16.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

17.Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания /  В.Н.Суслов. -  М.: Просвещение, 2010. 68 с.

18.Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

19.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

20.Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.

 


 

Утверждаю»

Утверждаю»

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение

Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Цель программы : воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников

Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома

Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома

Раздел 1: Правила поведения в школе (12ч)

Раздел 1: Правила поведения в школе (12ч)

Познавательные УДД: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,…

Познавательные УДД: • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы,…

Предметными результатами являются формирование следующих умений: • сравнивать предметы по заданному свойству; • определять целое и часть; • устанавливать общие признаки; • находить закономерность в…

Предметными результатами являются формирование следующих умений: • сравнивать предметы по заданному свойству; • определять целое и часть; • устанавливать общие признаки; • находить закономерность в…

Теоретичес ких Практических

Теоретичес ких Практических

Ты и твои друзья. 1 + 20

Ты и твои друзья. 1 + 20

Мой труд каждый день дома. 1 + 40

Мой труд каждый день дома. 1 + 40

Устный опрос 57. Как вести себя на улице и дома

Устный опрос 57. Как вести себя на улице и дома

Устное и письменное приглашение на день рождения

Устное и письменное приглашение на день рождения

Подари другому радость. 1 + 24

Подари другому радость. 1 + 24

Мой дом – моя семья. 1 + 44

Мой дом – моя семья. 1 + 44

Советуем друг другу. 1 + 62

Советуем друг другу. 1 + 62

Этикетные ситуации. 1 6

Этикетные ситуации. 1 6

О хороших и дурных привычках. 1 + 24

О хороших и дурных привычках. 1 + 24

Всегда ли богатство счастье? 1 + 40

Всегда ли богатство счастье? 1 + 40

В трудной ситуации, попытаемся разобраться

В трудной ситуации, попытаемся разобраться

Обзор курса этики за год. 1 + 4 класс (68 ч

Обзор курса этики за год. 1 + 4 класс (68 ч

Что достойно гражданина. 1 + 13

Что достойно гражданина. 1 + 13

Обычай – деспот меж людей» А.С

Обычай – деспот меж людей» А.С

Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

Положительные герои в былинах и сказках

Положительные герои в былинах и сказках

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 6

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 6

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей /

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.08.2022