Рассмотрена и одобрена на засе- дании ШМО гуманитарного цикла Председатель ШМО _______________/Л. А. Смагина/ «29» августа 2019 г.
|
Утверждаю: Директор МОБУ «Кергудская ООШ» _______________/М.А.Липатова/ «02» сентября 2019 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности ФГОС «Познай себя» в 8, 9 классах
Составитель: Волгаева Татьяна Фёдоровна __________
2019 г
Пояснительная записка
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, во многом определяющий его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он созревает как личность и формирует систему ценностей. Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.
С целью эффективного введения и реализации стандартов нового поколения, в МОБУ «Кергудская оош» в 2019-2020 учебном году в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС), на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся чрезвычайно актуальна, потому что является ориентиром для формирования личностной, социальной и семейной культуры и базовых национальных ценностей, приведённый в Концепции: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество.
Программа предназначена для учащихся 8-9 классов и построена с учетом особенностей взросления.
Практический материал для занятий с детьми позволяет не только усваивать обобщенные знания (нормы, правила), но и учиться видеть их проявление в жизни, давать оценку реальному поведению людей, взрослея, замечать усложнение жизненных ситуаций и способов их разрешения.
Систематическая, целенаправленная работа по реализации данной программы «Познай себя» с использованием активных видов деятельности и форм занятий поможет воспитать человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.
Цель программы: помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
Общая характеристика учебного предмета.
"В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья".
И.А.Каирова
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой важнейшей целью всякого общества. Недостатки, допущенные в нравственном воспитании, наносят обществу невосполнимый урон. Жить человек должен в согласии с законами нравственности. Эти законы и нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни. Мотив благородного поступка - это источник чувства ответственности - главного критерия степени нравственного развития. Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Сегодня наше общество, вступившее в 21 век, находится в стадии возрождения, становления общенациональной культуры, нравственности и духовности. Основная задача школы - помочь ребенку разобраться в изменениях общества, стать человеком, умеющим войти в это общество и жить в нём, принося пользу обществу, основываясь на твердых нравственных позициях. Именно в младшем школьном возрасте происходит глубокое усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребёнка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно надеяться, что в старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане
Изучение курса предусматривает организацию учебного процесса во внеурочной форме (1 час в неделю, 1 полугодие), в которой осуществляется подготовка обучающихся к нравственным и моральным истинам.
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются по итогам каждого года обучения по программе «Познай себя» в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
· суждения родителей;
· анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;
· тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
· самооценочные суждения детей.
У учащихся будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащиеся получат возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Научатся:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы « Познай себя» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли».
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение 1ч.
Введение.
Раздел 2. Я познаю себя 15ч
Моя семя. Семейные праздники. Согласие и лад – в семье клад.
Мои права и обязанности в семье. Мой режим дня.
Я – ученик. Мои права и обязанности в школе. Ученье да труд к славе ведут
Мои друзья. Умею ли я дружить? Мои увлечения.
Что такое психология? Как я ощущаю окружающий мир? Что такое восприятие? Зачем нам общаться? Милосердие. Сочувствие.
Мир людей, которые меня окружают. Подарим радость людям. Добрые слова и добрые дела.
Все профессии нужны, все профессии важны. Истории бабушкиного сундучка.
«Город мастеров»
Дело мастера боится. Я выбираю профессию. Их почитают на Руси.
Моё Отечество. Всякому мила своя сторона.
Деревня моей мечты. Стыд и совесть. Заключительный урок.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Ко-во часов |
Характеристика деятельности |
Дата проведения занятия |
|
Планир. |
Фактич. |
||||
|
1 четверть |
8 |
|
|
|
I |
Введение
|
1 |
|
|
|
1.1 |
Введение. Я часть природы. Россия – Родина моя. |
1 |
учатся умению согласованно работать в коллективе; умению слушать и понимать других |
|
|
II |
Я познаю себя |
15 |
|
|
|
2.1 |
Моя семя. Семейные праздники. Согласие и лад – в семье клад. |
1 |
комплексное занятие. Устный журнал. |
|
|
2.2 |
Мои права и обязанности в семье. Мой режим дня. |
1 |
Встреча с инспектором
|
|
|
2.3 |
Я – ученик. Мои права и обязанности в школе. Ученье да труд к славе ведут |
1 |
Составление Устава класса. Встреча с выпускниками школы. |
|
|
2.4 |
Мои друзья. Умею ли я дружить? Мои увлечения. |
1 |
Комплексное занятие Анкетирование. Беседа о кружках и секциях |
|
|
2.5-2.7 |
Что такое психология? Как я ощущаю окружающий мир? Что такое восприятие? Зачем нам общаться? Милосердие. Сочувствие. |
3 |
Практическое занятие. Занятие –игра. Изготовление Цветика – милосердия. |
|
|
|
II четверть |
8 |
|
|
|
2.8 |
Мир людей, которые меня окружают. Подарим радость людям. Добрые слова и добрые дела. |
1 |
Занятие – игра. |
|
|
2.9 |
Все профессии нужны, все профессии важны. Истории бабушкиного сундучка. |
1 |
Комплексное занятие |
|
|
2.10 -11 |
«Город мастеров» |
2 |
Занятие-мастерская |
|
|
2.12 -13 |
Дело мастера боится. Я выбираю профессию. Их почитают на Руси. |
2 |
Встреча с профессионалом своего дела |
|
|
2.14 |
Моё Отечество. Всякому мила своя сторона. |
1 |
Комплексное занятие. |
|
|
2.15 |
Деревня моей мечты. Стыд и совесть. Заключительный урок. |
1 |
Заключительный урок. |
|
|
|
ИТОГО |
16 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.