Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Подколкинская средняя общеобразовательная школа»
Оренбургской области Бузулукского района
Рассмотрено на ШМО Т.И.Самурник _______ ______________ Протокол № «1» от «31»08.2021 |
Согласовано зам.директора по ВР ______Ю.Н.Смоленцева «31»08.2021 |
Утверждаю Директор ОУ __________ Т.А.Мамкина «31»08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Направление развития личности школьника: социальное
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Составитель рабочей программы:
учитель истории
Попова Анастасия Алексеевна
с. Подколки
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
На более высоком уровне она также включает в себя взаимодействие с банками и кредитными организациями, использование эффективных денежных инструментов, трезвую оценку экономического положения своего региона и всей страны.
Владение основами финансовой грамотности позволяет ставить реалистичные цели и уверенно идти к их достижению. Чтобы просто сохранить заработанное, нужно постоянно обновлять свои знания в области управления средствами. Для увеличения достатка необходимо постоянно внедрять новые инструменты получения доходов.
Отсутствие финансовой грамотности может привести к принятию неразумных финансовых решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на финансовое состояние человека и даже загнать его в долговую яму.
Многочисленные исследования показывают, что финансово грамотные люди более успешны в жизни, вне зависимости от того на каких позициях и в какой сфере они работают.
Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей.
Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично.
1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для учащихся 8-9-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. И таких нормативных документов как:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
4. Распоряжением правительства РФ от 25.09.2017 № 2039-р утверждена Стратегия повышение финансовой грамотности населения в РФ на 2017– 2023 годы.
1.2. УРОВЕНЬ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа «Финансовая грамотность» направленна на стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность для освоения содержания программы.
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
1.4. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
1.5. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» органично аккумулировала научные разработки классиков педагогики и современные методики формирования учебных навыков в процессе внеурочной работы и закрепления опыта решения сложных задач при коллективной работе в команде. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирование социальных навыков и финансовых ориентиров, в современном мире является педагогически целесообразной.
1.6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
1.7. АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 14-16 лет. Этот возраст оптимален для подобранных методов и технологий обучения.
1.8. ОБЪЕМ И СРОКИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем часов отпущенных на занятия – 34 часа (1 час в неделю);
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному академическому часу. Продолжительность занятий – 45 минут.
1.9. ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Содержанием программы «Финансовая грамотность» предусматриваются такие формы организации учебного процесса, как: лекции, практические и семинарские занятия, круглые столы и дебаты, Экономические кейсы и копилки, «Трикс» технологии, работа в команде по технологии «Пила» и «пила 2», выступления экспертов. Работа с нормативными документами, законодательными актами, финансовыми материалами и их анализ. Мастер-классы по созданию обучающего медиа, деловые и ролевые игры, экономические тренинги, виртуальные экскурсии, самостоятельный поиск и анализ информации по модульным блокам, творческие отчеты, финансовые-соревнования, решения экономических задач, «Мозговой штурм» и другие формы учебных занятий и учебных работ.
Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, аналитическими, дискуссионными и др. По форме занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
1 |
Деньги и их роль в экономике |
7 |
2 |
Банки и банковская система |
8 |
3 |
Налоговая система и налогообложение |
7 |
4 |
Обеспеченная старость |
3 |
5 |
Как создать и не потерять собственный бизнес |
3 |
6 |
Рациональное финансовое поведение |
6 |
3.2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Пособия и Интернет-ресурсы |
Раздел 1. Деньги и их роль в экономике |
|||
1 |
Понятие денег. История денег |
1 |
http://www.cbr.ru/bankmuseum/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
2 |
История денег в России |
1 |
http://www.cbr.ru/bankmuseum/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
3 |
Функция денег в экономике |
1 |
https://vashifinancy.ru/finansy-na-kazhdyy-den/vvodnyy-kurs/tri-glavnye-funktsii-deneg/ |
4 |
Виды денег |
1 |
https://www.banki.ru/wikibank/vidyi_deneg/ |
5 |
Рубль. |
1 |
https://www.banki.ru/wikibank/vidyi_deneg/ |
6 |
Современные банкноты и монеты. |
1 |
https://fincult.info/article/monety-i-banknoty/ |
7 |
Как определить фальшивую банкноту |
1 |
http://www.cbr.ru/Bank-notes_coins/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
Раздел 2. Банки и банковская система |
|||
8 |
Российская банковская система |
1 |
http://www.globfi n.ru/articles/banks.htm 7 |
9 |
Депозиты |
1 |
http://www.cbr.ru/fi nprosvet/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
10 |
Кредиты |
1 |
http://www.cbr.ru/fi nprosvet/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
11 |
Интернет-банкинг |
1 |
|
12 |
Ипотека и ипотечное кредитование |
1 |
http://www.cbr.ru/fi nprosvet/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
13 |
Структура и функционирование банка. |
1 |
|
14 |
Надёжность банка. экскурсии «Как работает банк: работники банка» |
1 |
http://www.cbr.ru/fi nprosvet/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
15 |
Банковские карты |
1 |
http://www.cbr.ru/fi nprosvet/ — сайт Банка России (Центрального банка РФ) |
Раздел 3. Налоговая система и налогообложение |
|||
16 |
Налоговая система |
1 |
|
17 |
Права и обязанности налогоплательщика. |
1 |
|
18 |
Юридическая ответственность за неуплату налогов |
1 |
https://www.nalog.ru/ |
19 |
Расчет налогового бремени. |
1 |
|
20 |
Налоговый вычет |
1 |
https://www.nalog.ru/ http://213.24.57.221/ncalc/start_page.html |
21 |
Налоги в экономике страны |
1 |
|
22 |
Итоговое занятие «Что значит быть финансово грамотным» |
1 |
|
Раздел 4. Обеспеченная старость |
|||
23 |
Как работает пенсионный фонд Российской Федерации |
1 |
пособия «Основы финансовой грамотности. Собственный бизнес. Обеспеченная старость» (авторы: Корешева О. В., Федоров О. Д.). |
24 |
Как работает негосударственный пенсионный фонд |
1 |
http://www.pensiamarket.ru — сайт-навигатор по выбору негосударственного пенсионного фонда |
25 |
Социальные гарантии для пенсионеров в России |
1 |
http://www.pfrf. ru/ — официальный сайт Пенсионного фонда России. |
Раздел 5. Как создать и не потерять собственный бизнес |
|||
26 |
История успеха в предпринимательстве |
1 |
пособия «Основы финансовой грамотности. Собственный бизнес. Обеспеченная старость» (авторы: Корешева О. В., Федоров О. Д.) |
27 |
История успеха в работе по найму в сфере экономики |
1 |
пособия «Основы финансовой грамотности. Собственный бизнес. Обеспеченная старость» (авторы: Корешева О. В., Федоров О. Д.) |
28 |
Кем быть: выбор между предпринимательством и работой по найму |
1 |
пособия «Основы финансовой грамотности. Собственный бизнес. Обеспеченная старость» (авторы: Корешева О. В., Федоров О. Д.) |
Раздел 6. Рациональное финансовое поведение |
|||
29 |
Что такое финансовая безопасность? |
1 |
Росфинмониторинг. https://fedsfm.ru/olympiad/what-fin-safety |
30 |
Рациональное поведение потребителя. |
1 |
Памятка «Рациональное поведение потребителя» https://78centr.ru/?p=8350 |
31 |
Основные права потребителя |
1 |
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) О защите прав потребителя |
32 |
Бизнес-план. Франшизы и маркетинговые воронки. |
1 |
Бизнес-план: обоснование решений. 3-е изд. Коссов В.В. |
33 |
Реклама и рекламные продукты в современной экономической модели. Маркетплейсы . |
1 |
https://spravochnick.ru/marketing/vidy_reklamnyh_produktov_specifika_ih_proizvodstva_i_realizacii/ |
34 |
Решение ситуационных задач |
1 |
|
3.3 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Перечень демонстраций:
Демонстрационный материал включает в себя наглядный и раздаточный материал, а так же презентации. Данный вид наглядности сопровождает все ключевые темы курса.
Перечень примерных тем проектов и исследовательских работ:
1) Потребительская корзина: сравнительный анализ
2) Экономический рост и проблема бедности
3) Рациональное поведение потребителя в экономике
4) Прожиточный минимум в Оренбургской области
5) Микроэкономическое моделирование
6) Налоговое планирование в управлении финансами физических лиц
7) Различия в финансовом поведении населения
8) Разработка бизнес - проекта: от идеи до внедрения
9) Анализ доходности бизнеса
10) Рациональное потребление продуктов питания - основа здорового образа жизни
11) Экологический туризм в Оренбургской области.
12) Регистрация, учет, налогообложение индивидуального предпринимателя
13) Анализ потребительских предпочтений населения
14) Портфельное инвестирование
15) Инвестиционные решения частного инвестора
16) Экономический Alias
17) Цифровая экономика: готовность общества
18) Роль аудита в предотвращении мошеннических действий аудируемых лиц
19) Создание многофакторной модели оценки рисков и эффективности бизнеса
20) Исследование предпринимательских намерений старших школьников: факторы и мотивация
21) Инструменты работы корпоративных клиентов банка в условиях высокой волатильности финансовых рынков
22) Основы управления риском в коммерческом банке
23) Основные тенденции социально-экономического развития государств членов Евразийского экономического союза
24) Исследование трудовых миграционных процессов в Оренбургской области
25) Сравнительный анализ социально-экономического положения Бузулукского района в контексте устойчивого развития муниципальных районов Оренбургской области
26) Эмпирические закономерности международной торговли
27) Анализ тенденций российского рынка деривативов
28) Анализ современной международной торговой сети на рынке ресурсов
29) Фирменные наценки и либерализация торговли
30) Классификация коррупции в сознании населения
31) Прогнозирование кредитоспособности корпоративных заемщиков банка
32) Создание модели оценки финансовой устойчивости банка
33) Создание модели оценки кредитоспособности (дефолта) корпоративного заемщика банка
34) Анализ фондового рынка
35) Мониторинг финансово-экономического состояния семейного бюджета
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.