Рабочая программа внеурочной деятельности "Готовься к ГТО"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 28.02.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа "Готовься к ГТО" 5-9 класс
Иконка файла материала Программа для ГТО 5-6 класс.docx

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, основного общего и среднего (полного) общего образования, рабочими программами   « Физическая культура». Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В.И. Ляха. 5-9 классы». Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Программа предусматривает ориентацию на следующие цели:

  внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;

повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности.

В процессе реализации программы предполагается решение следую­щих задач:

создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятель­ности;

углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигатель­ных умений и навыков, приобретённых на уроках физической культу­ры;

развитие основных физических способностей (качеств) и повыше­ние функциональных возможностей организма;

обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражне­ниями с общеразвивающей и прикладной направленностью, технически­ми действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

формирование умений максимально проявлять физические способ­ности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании и ведении здорового об­раза жизни.

Программа разрабатывается с учётом следующих принципов:

принцип комплексности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);

принцип преемственности, определяющий последовательность из­ложения программного материала и соответствие его требованиям ком­плекса ГТО, чтобы обеспечить в учебно-тренировочном процессе преем­ственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и техниче­ской подготовленности;

принцип вариативности, предусматривающий в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообрази­ем тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение опре­делённой педагогической задачи.

Программа ориентирована на возрастные группы школьников соглас­но Положению о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне».

 Программа предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений общеразвивающей и прикладной направленно­сти, подвижных игр и эстафет, что способствует эмоциональности за­нятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мо­тивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т. п.

К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной группе здоровья, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограниче­ниями по состоянию здоровья, на основании справки терапевта, в кото­рой указывается диагноз и противопоказания к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничи­вается физическими упражнениями малой интенсивности, основной ак­цент делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.

 

 

Тематическое планирование и содержание деятельности

Тематический план

№ п/п

Разделы и темы занятий

Кол-во

часов

Раздел1. Основы знаний

1

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации

      5

2

Туризм как средство физического воспитания школьников

 5

3

Первая помощь во время занятий физическими упражнениями и в пешем туристском походе

5

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

4

Бег на 60 м

5

5

Бег на 1,5 (2) км

5

6

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики), Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки)

5

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу

5

8

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу

5

9

Прыжок в длину с разбега

5

10

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

5

11

Метание мяча 150 г на дальность

5

12

Кросс

5

13

Стрельба из пневматической винтовки

5

14

Туристский поход с проверкой туристских навыков

5

Раздел 3. Спортивные мероприятия

15

«Сильные, смелые, ловкие, умелые»

5

16

Общешкольные лично-командные соревнования  по стрельбе, посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы

5

17

«Мы готовы к ГТО!»

5

ИТОГО

85

Раздел 1. Основы знаний

Вводное занятие .Комплекс ГТО в общеобразовательной opi низации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании детей школьного возраста. Виды испытаний (тестов) 3-4-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий форм и направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время.

Занятие образовательно-познавательной направленности (4 ч). Влияние занятий туризмом на здоровье человека. Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков. Туризм в комплексе ГТО. Организация и проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Занятие образовательно-познавательной направленности . Характеристика типовых травм, причины их возникновения, первая помощь при травмах во время занятий физическими упражнениями и пешем туристском походе.

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

Бег на 60 м (5ч). Бег с высоким подниманием бедра с акцентом на частоту движений: на месте, с продвижением вперёд. Бег с ускорением 30—40 м. Высокий старт 5—10 м. Низкий старт, принятие стар­товых положений по командам «На старт!», «Внимание!», выполнение команды «Марш!». Бег с низкого старта по сигналу. Бег 10, 20, 30 м с хода (с предварительного разгона 8—10 м) на время. Бег на резуль­тат 60 м.

Подвижные игры и эстафеты с бегом с максимальной скоростью: «Вызов номеров», «Бегуны и пятнашки» (дистанция 30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 20—25 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 25—30 м).

Бег на 1,5 (2) км (5 ч). Повторный бег на 200 м (время пробегания дистанции 60—65 с). Бег с постепенным увеличением отрезков дистан­ции и уменьшением отрезков ходьбы: бег 300 м — ходьба 200 м — бег 350 м — ходьба 150 м — бег 400 м — ходьба 100 м. Повторный бег с равномерной скоростью 4—5 мин (ЧСС 150—160 уд./мин). Бег 1500 м «по раскладке» (по специально рассчитанному графику преодоления от­дельных отрезков дистанции) согласно нормативным требованиям ком­плекса ГТО.

 

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики) (5ч)

Подтягивание из виса стоя на перекладине, гриф на уровне головы, хват снизу (высоту перекладины постепенно увеличивать). Подтягива­ние на перекладине из виса с помощью рук. Прыжком вис на согнутых руках на перекладине. Подтягивание с прыжка. Подтягивание из виса на высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Лазанье по ка­нату без помощи ног. Упражнения с гантелями для развития силы мышц рук.

Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки)  (5ч)

Вис лёжа на низкой перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание на низкой перекладине: из виса сидя; из виса лёжа, прямые ноги на гимнастической скамейке; из виса лёжа хватом снизу; хватом сверху. Упражнения с гантелями для развития силы мышц рук.

Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу(4ч). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на двух параллельных скамейках, рас­ставленных немного шире плеч. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на повышенной опоре (скамейке), руки на полу. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с отягощением на плечах, спине. Упраж­нения с гантелями для развития силы мышц рук.

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Разгибание ног из упора присев, не отрывая рук от пола. Наклоны впе­рёд, притягивая туловище к ногам с помощью рук. Наклоны вперёд из положения сидя, ноги прямые, в руках гимнастическая палка.

Прыжок в длину с разбега (5ч) . Имитация отталкивания через шаг в ходьбе. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» через пре­пятствие (натянутая резиновая лента) высотой 30—40 см, установленное на расстоянии 1—1,5 м от места отталкивания. Прыжки в длину с 8—10 шагов разбега с приземлением в обозначенную зону, расположен­ную на расстоянии 260 см (девочки) и 290 см (мальчики). Прыжки в длину с разбега 8—10 шагов на результат.

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами(5ч). Прыжок вверх со взмахом рук вверх из упора присев и мягким приземлением в полу­присед, руки вперёд. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием и с отягощением (набивным мячом) на плечах. 11 прыжок в длину с места через препятствие высотой 50 см (натянутая резиновая лента), установленное на расстоянии 1 м от места отталкива­ния. Прыжки в длину с места на результат в виде соревнования между занимающимися.

Метание мяча 150 г на дальность (5ч). Имитация метания и ме­тание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положе­ния стоя боком к направлению броска: а) с места; б) с одного, двух, трёх шагов. Отведения мяча «прямо-назад» (или дугой «вперёд-вниз-назад») на 2 шага: на месте, в ходьбе, беге. Имитация и метание мяча 0 четырёх бросковых шагов с отведением мяча на 2 шага способом «пря­мо-назад» (или дугой «вперёд-вниз-назад»). То же с предварительного подхода до контрольной отметки. Метание мяча с укороченного разбега на технику и на результат. Броски набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага.

Кросс (8ч). Бег по пересеченной местности.

Стрельба из пневматической винтовки (5ч). Меры безопасности при обращении с оружием и правила безопасного поведения на занятиях, в тире. Изготовка для стрельбы из положения сидя за столом с опорой локтями о стол. Тренировка в удержании ровной мушки. Тренировка в задержке дыхания и удержании ровной мушки. Тренировка плавного спуска. Имитация выстрела (определение усилий, необходимых для спу­ска курка). Выполнение выстрелов по мишени «белый лист».

Туристский поход с проверкой туристских навыков (5ч). Укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра, способы преодоления препятствий (овраги, крутые склоны, ручьи), ориентирование на мест­ности по карте и компасу.

Раздел 3. Спортивные мероприятия

Спортивные мероприятия в форме соревнований должны планиро­ваться заранее и равномерно распределяться в течение учебного года в соответствии с изучаемыми разделами тематического планирования. К числу внутришкольных соревнований относятся: учебные соревнова­ния внутри классов (а также в спортивных секциях, кружках), сорев­нования между командами классов на первенство школы, а также раз­ного рода товарищеские встречи.

Учебные соревнования проводятся для проверки освоения школьни­ками двигательных умений и навыков, указанных в данном тематическом планировании, а также для выявления уровня физической подготовленности учащихся ( контрольные, тестовые) для сдачи нормативов ГТО.

 

 

 

Предполагаемые результаты реализации программы

В результате освоения содержания внеурочной программы учащиеся должны:

знать виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору с 1-й по 5-ю ступень комплекса ГТО, правила безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями и причины травматизма, технику и правила выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;

уметь соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной на­правленности, правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО, максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, способствующими разностороннему физи­ческому развитию (с участием родителей);

сдать нормативы 4 ступени комплекса ГТО в Центре тестирования по месту жительства.

Рекомендации по созданию ресурсов реализации программы

Для реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся необходимо обеспечить определённые ресурсы: материально-технический, кадровый, организационный, информацион­но-методический.

Материально-технический ресурс:

игровой спортивный зал;

пришкольный стадион (площадка), оснащённый игровым и спор­тивным оборудованием;

кабинет физической культуры, оснащённый компьютером;

секундомер;

перекладина гимнастическая;

скамейки гимнастические;

дорожка разметочная для прыжков в длину с места;

теннисные мячи;

мишени для метания (обручи гимнастические диаметром 90 см, за­креплённые на стене);

рулетка измерительная (2—3 м);

инвентарь для проведения подвижных игр;

стрелковый (пневматический) или электронный лазерный тир или место, оборудованное для стрельбы из пневматической винтовки;

подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;

аптечка первой помощи;

автоматический тонометр.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

1.      Пособие: Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение 2016.

2.      Авторская  про­грамма физического воспитания учащихся 5-9 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2016 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)

3.      Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.

 Для обучающегося:

1.      Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.

2.      Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г

3.      Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.

4.      В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М.:Дрофа, 2008. С. – 3312003.

5.      Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г