Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 1 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 1 класса

Оценка 4.7
docx
математика
24.01.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 1 класса
1 КЛАСС ЮНЫЙ МАТЕМАТИК.docx

ЮНЫЙ МАТЕМАТИК. 1 КЛАСС

Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы, авторской рабочей программы М.И. Моро, С.И. Волковой «Для тех, кто любит математику».

Рабочая программа реализуется с помощью УМК «Школа России».

Цель и задачи программы

Цели:

-          дополнительное образование и развитие интеллектуальных и математических способностей детей в процессе выполнения нестандартных математических заданий различной сложности;

-          развить математическое мышление школьников и их творческие способности; углубить знания, умения и навыки; 

-          научить самостоятельно добывать знания.

Задачи:

-          развитие математических и творческих способностей детей;

-          развитие у младших школьников мышления, памяти, внимания;

-          обучение логическим и математическим играм для последующего применения знаний в организации собственного досуга;

-          создание устойчивого интереса к предмету «математика»;

-          воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики; оказать конкретную помощь обучающимся  в решение нестандартных, олимпиадных задач; способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

 

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

-          Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

-          Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

-          Системность организации учебно-воспитательного процесса;

-          Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Общая характеристика учебного предмета, курса

Кружок «Юный математик» введен во внеурочную деятельность младших школьников образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. 

Актуальность выбора определена следующими факторами: новизна программы заключается в «погружении» в мир математики: занятия состоят из решения головоломок, математических игр, шарад, считалок, магических квадратов, математических пословиц и хитрого счёта.

Актуальность программы определяется возросшей потребностью развития способности логически рассуждать и творчески мыслить. 

Немаловажным является участие в областных (конкурс ПОНИ), олимпиадах, в олимпиаде Кенгуру, что позволит детям и педагогу объективно оценить успехи воспитанников. Постепенность и разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время. Данная программа рассчитана на одновременную работу нескольких учащихся или групп учащихся, поскольку методика проведения коллективной творческой деятельности подразумевает такое взаимодействие. 

 

Формы и режим занятий

Формы организации занятий:

массовые (проведение коллективных творческих дел, викторины),

групповые (занятия теоретические и практические),

индивидуальные (участие в олимпиадах, самостоятельное выполнение определённых заданий, беседы).

 

Методы обучения

Учителем применяются в педагогической деятельности следующие методы обучения:

1)         деятельностный, 

2)                  поисковый,

3)                  эвристический,

4)                  исследовательский,

5)                  практический,

6)                  наглядный,

7)                  самостоятельный,

8)                  метод моделирования и конструирования,

9)                  метод создания игровых ситуаций,

10)               метод проектов,

11)               метод программированного обучения,

12)               проблемное обучение,

13)               разноуровневое обучение,

14)               индивидуальное обучение,

15)               обучение в сотрудничестве:

а) совместное обучение в малых группах;

б) обучение в командах на основе игры, турнира;

в) индивидуальное обучение в командах.

 

Учителем на различных этапах используются следующие приемы педагогической техники:

1.                   Привлекательная цель: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог.

2.                   Удивляй!: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.

3.                   Отсроченная отгадка: в начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыт на уроке при работе над новым материалом.

4.                   Фантастическая добавка: учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.

5.                   Лови ошибку!: 

а) объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки;

б) ученик получает текст или задание со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем».

6.                   Практичность теории: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам.

7.                   Пресс-конференция: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы.

8.                   Повторяем с контролем: ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.

9.                   Повторяем с расширением: ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.

10.               Свои примеры: ученик подготавливают свои примеры к новому материалу.

11.               Опрос-итог: в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

12.               Обсуждаем домашнее задание: учитель вместе с учащимися обсуждает вопрос, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

13.               Три уровня домашнего задания: учитель одновременно задает домашнее задание двух или трех уровней (обязательный минимум, тренировочный, творческое задание).

14.               Задание массивом: любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом (10 задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить не менее заранее оговоренного минимума объема задания).

15.               Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание, например, по разработке дидактических материалов.

16.               Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом.

17.               Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить работу по их собственному выбору и пониманию.

18.               Организация работы в группах:

а) группы получают одно и то же задание;

б) группы получают разные задания;

в) группы получают разные задания, но работающие на общий результат.

 

Учебно-мозговой штурм: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма.

Игры-тренинги

а) игровая цель: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели;

б) логическая цепочка: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в соответствии с определенным правилом, когда всякое последующее действие зависит от предыдущего.

Театрализация: разыгрывается сценка на учебную тему.

«Да» и «Нет» говорите: учитель или ученик загадывает геометрическую фигуру. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы по ее свойствам. На эти      вопросы учитель или ученик отвечает словами «Да», «Нет».

 

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На  изучение кружка «Юный математик» отведено в 1 - 4 классах по 30 часов. Всего на изучение курса 120 часов.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим:
  • умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

·         развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

·         формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

-          внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-          широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

-          учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-          ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-          способность к оценке своей учебной деятельности;

Выпускник получит возможность для формирования:

-          внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-          выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

-          устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

-          адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-          положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-          принимать и сохранять учебную задачу;

-          учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-          планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-          учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-          осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-          оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

-          различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

-          в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-          преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-          проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-          самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

-          осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-          самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-          использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

-          строить сообщения в устной и письменной форме;

-          ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-          осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; −             осуществлять синтез как составление целого из частей;

-          проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-          устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

-          строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-          обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

-          осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

-          устанавливать аналогии;

-          владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

-          осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-          записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

-          создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

-          осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-          осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-          осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-          осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-          строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей; −             произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

-          адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

-          допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-          учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-          формулировать собственное мнение и позицию;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

-          строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

-          задавать вопросы;

-          контролировать действия партнёра;

-          использовать речь для регуляции своего действия;

Выпускник получит возможность научиться:

-          учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

-          учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-          понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

-          аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

-          продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

-          с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-          задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-          осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-          адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

 

 

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

-          находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

-          понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;

-          характеризовать явление по его описанию;

-          выделять общий признак группы элементов);

-          понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

Выпускник получит возможность научиться:

-          использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

-          работать с несколькими источниками информации;

-          сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

 

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

-          соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

-          формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

-          сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

-          составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

-          на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

Выпускник получит возможность научиться:

-          сопоставлять различные точки зрения;

-          в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

 

 

Формирование ИКТ­компетентности обучающихся (метапредметные результаты)

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

-          использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ;

-          выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);

Выпускник научится:

-          владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; 

-           

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

-          описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, 

-          искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, 

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

 

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

− создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

Выпускник получит возможность научиться:

− представлять данные;

 

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

-          определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий,

-          планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

-          проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

-          моделировать объекты и процессы реального мира.

 

Предметные результаты

Числа и величины

Выпускник научится:

-          устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

-          читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

-          классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

-          выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

 

Арифметические действия

Выпускник научится:

-          выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

-          выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

-          выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

Выпускник получит возможность научиться:

-          выполнять действия с величинами;

-          использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

-          проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

-           

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

-          устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

-          оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

      решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

      решать задачи в 3—4 действия;

      находить разные способы решения задачи.

 

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выпускник научится:

-          описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

-          распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

-          выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

-          распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

-          соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

-          вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

-          оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислятьпериметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

 

Работа с информацией

Выпускник научится:

      читать несложные готовые таблицы;

      заполнять несложные готовые таблицы;

−читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

      читать несложные готовые круговые диаграммы;

      достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

      сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

      понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»,

«не»);

      составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

      распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

      планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы

 

 

Содержание учебного предмета, курса

Числа и величины

Счёт предметов. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели). Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).  Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2). Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если… то…»; «верно/неверно, что…»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

 

Тематическое планирование (1 - 4 кл.)

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1 класс (30ч)

Числа и величины.

Арифметические действия

Числа от 1 до 20 (7ч)   

Составление и сравнение числовых выражений; числовые цепочки и «круговые примеры», числовые головоломки и ребусы

Работа с текстовыми задачами

Логические задачи (Логика и смекалка) (15ч)  

Задачи на сравнение; комбинаторные задачи; сюжетные логические задачи; задание на выявления закономерности; задачи на внимание; задачи-шутки.

 

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Геометрия на плоскости и в пространстве (5ч)

Сравнение геометрических фигур по форме; деление геометрических фигур на заданные части; составление геометрических фигур из частей; увеличение рисунка по клеткам.

 

Разные задачи (3ч)

 

Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Выполнять задания творческого и поискового характера, Применять знания и способы действий в измененных условиях. Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма). Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры». Выделять задачи из предложенных текстов. Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом. Дополнять условие задачи одним недостающим данным.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования. Составлять свои узоры. Контролировать выполнение правила, по которому

составлялся узор. Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах). Различать, называть многоугольники

(треугольники, четырехугольники и т. д.). Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности. Составлять различные фигуры из счетных палочек, упорядочивать фигуры по заданным критериям. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование раздела

Количество часов

по программе

Количество часов

по рабочей программе

1

Числа от 1 до 20

7

7

2

Логические задачи (Логика и смекалка)

15

15

3

Геометрия на плоскости и в пространстве

5

7

4

Разные задачи

3

4

 

Всего

30

33

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный математик».

1 класс 2018 – 2019 уч. г.

 

 

Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

 

Числа от 1 до 20(7ч)   

Называть числа в порядке их следования при счёте. Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел. Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько. Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за. Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее). Выполнять задания творческого и поискового характера, Применять знания и способы действий в измененных условиях. Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства. Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

1

Счёт предметов

2

Сравнение групп предметов. Пространственные представления

3

Сравнение групп предметов. Простейшие временные представления

4

Сравнения групп предметов. На сколько больше? На сколько меньше?

5

Числа от 1 до 20. Числовые цепочки и «Круговые примеры»

6

Числовые головоломки, ребусы

7

Числовые головоломки, ребусы

 

 

Работа с текстовыми задачами

Логические задачи (Логика и смекалка) (15ч)  

Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Дополнять условие задачи одним недостающим данным.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

1

Логические задачи. Задачи на сравнение

2

Логические задачи. Задачи на сравнение

3

Нахождение сходства и различия

4

Нахождение сходства и различия

5

Логические задачи.Комбинаторные задачи

6

Задачи с недостающими данными

7

Задачи с недостающим вопросом

8

Логические задачи.Сюжетные логические задачи

 

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования.

Составлять свои узоры.

Контролировать выполнение правила, по которому составлялся узор.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

9

Логические задачи.Задания на выявление закономерностей

10

Забавная геометрия. Составление узоров

11

Забавная геометрия. Составление узоров

12

Забавная геометрия. Задание по перекладыванию спичек

13

Логические задачи.Задачи на внимание

14

Логические задачи.Задачи-шутки

15

Логические задачи. Задачи в стихах

 

Пространственные отношения. Геометрические фигуры 

(5 +2 = 7ч)

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок).

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную.

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. д.).

Строить многоугольники из соответствующего количества палочек. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Контролировать и оценивать свою работу

1

Геометрия на плоскости и в пространстве.Сравнение геометрических фигур по форме

2

Геометрия на плоскости и в пространстве.Сравнение геометрических фигур по форме

3

Геометрия на плоскости и в пространстве. Деление геометрических фигур на заданные части

4

Геометрия на плоскости и в пространстве. Составление геометрических фигур из частей

5

Геометрия на плоскости и в пространстве. Составление геометрических фигур из частей

6

Геометрия на плоскости и в пространстве. Увеличение рисунка по клеткам

7

Геометрия на плоскости и в пространстве. Увеличение рисунка по клеткам

 

Работа с текстовыми задачами (3 + 1= 4ч)

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях. Взвешивать предметы с точностью до килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы. Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.

Составлять различные фигуры из счетных палочек, упорядочивать фигуры по заданным критериям. Контролировать и оценивать свою работу и её результат.

1

Разные задачи. Взвешивание

2

Разные задачи. Перекладывание

3

Разные задачи. Геометрическая смесь (составление различных фигур из геометрических палочек)

4

Разные задачи. Геометрическая смесь (составление различных фигур из геометрических палочек)

 

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Список  литературы  для   учащихся,  учебники. 

1.      Рабочая тетрадь М.И. Моро, С.И. Волковой «Для тех, кто любит математику». Москва: Издательство «Просвещение», 2018

Методические пособия для учителя.

1 .Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост.Е.С.Савинов. – 3-е изд., перераб. – М. Просвещение, 2014. – 204 с. - (Стандарты второго поколения).

2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. (Стандарты второго поколения.)

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального  общего образования: М. Просвещение, 2011. - 33ст.- (Стандарты второго поколения).

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов.

Технические средства обучения.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Интерактивная  доска. Мультимедийный проектор. Персональный компьютер.  МФУ. 

Демонстрационные пособия.

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Наглядные пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки). Демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др. Демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур и тел; развертки геометрических тел.

Экранно-звуковые пособия.

Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики.

Учебно - практическое и учебно-лабораторное оборудование.

Объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10; от 1 до 20; от 1 до 100.

Пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками).

Учебные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.

Учебные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел; развёртки геометрических тел.

Игры.

Настольные развивающие игры. Конструкторы. Электронные игры развивающего характера.


 

Скачано с www.znanio.ru

ЮНЫЙ МАТЕМАТИК. 1 КЛАСС Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,…

ЮНЫЙ МАТЕМАТИК. 1 КЛАСС Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления «Юный математик» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,…

Формы организации занятий: массовые (проведение коллективных творческих дел, викторины), групповые (занятия теоретические и практические), индивидуальные (участие в олимпиадах, самостоятельное выполнение определённых заданий, беседы)

Формы организации занятий: массовые (проведение коллективных творческих дел, викторины), групповые (занятия теоретические и практические), индивидуальные (участие в олимпиадах, самостоятельное выполнение определённых заданий, беседы)

Пресс-конференция : учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы

Пресс-конференция : учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном…

Выпускник получит возможность научиться: - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - проявлять познавательную инициативу в учебном…

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник получит возможность научиться: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию,…

Выпускник получит возможность научиться: - использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; - работать с несколькими источниками информации; - сопоставлять информацию,…

Обработка и поиск информации

Обработка и поиск информации

Выпускник получит возможность научиться: - выполнять действия с величинами; - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного…

Выпускник получит возможность научиться: - выполнять действия с величинами; - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений; - проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного…

Работа с информацией Выпускник научится: − читать несложные готовые таблицы; − заполнять несложные готовые таблицы; −читать несложные готовые столбчатые диаграммы

Работа с информацией Выпускник научится: − читать несложные готовые таблицы; − заполнять несложные готовые таблицы; −читать несложные готовые столбчатые диаграммы

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр

Числа и величины. Арифметические действия

Числа и величины. Арифметические действия

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный математик»

Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Юный математик»

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020