РАбочая программа внеурочной деятельности "Кукольный театр"

  • docx
  • 24.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кукольный театр 6 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧИКОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

671826,c.ЧИКОЙ, УЛ. НОВАЯ ШКОЛЬНАЯ,1  Т. (30142)33-1-30 e-mail:chikoi201201@mail.ru

 

«Согласовано»

Руководитель МО

______/__________________/

ФИО

Протокол №____

от «____»__________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Чикойская СОШ»

______/__________________/

ФИО

«____»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Чикойская СОШ»

______/__________________/

ФИО

Приказ №___от «____»__________20___г.

 

 

 

 

 

 

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

 

Внеурочной деятельности «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»,  6 класс

Предмет, класс и т.п.

 

 

Учитель Андреева И.Б., высшая квалификационная категория

ФИО, категория

 

 

 

 

Всего часов на учебный год: 68

Количество часов в неделю: 2 час.

 

 

 

 

Составитель:

Андреева И.Б.,

учитель русского языка и литературы;

высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Чикой

                                       

  1.Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» разработана на основе:

Федерального  компонента образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

- примерной образовательной программы начального общего образования и примерных программ внеурочной деятельности;

- учебного плана МБОУ «Чикойская СОШ»;

- Федерального перечня учебников;

- Положения о рабочей программе ОУ.

Цели программы:

- Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.

- Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.

- Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.

Задачи:

- Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.

- Формирование представлений о театральном искусстве.

- Организация досуга ребят.

- Обучение технике работы с куклами.

- Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.

- Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;

- Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.

                                       Общая характеристика курса.

   Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.

    Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.

  Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.

    Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятель­ности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

   Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсце­нировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пони­манию.

   Театр - искусство   коллективное.   Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоя­щей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.

  Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Кукольный театр». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.

                  2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучение в 6 - ом классе требует от учеников более высокой степени проявления самостоятельной учебной деятельности. Поэтому обучение должно строиться на следующих универсальных учебных действиях:

Личностные:

- Мотивировать учебную деятельность, осознавать свои потребности, интересы, ценности, свое место в обществе, перспективы  развития личности в выбранном направлении; 

- формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, овладевать общими  для всех людей правилами  поведения при сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей;  Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- Научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  текстом, иллюстрацией;

- работать по предложенному учителем плану.

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности. 

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного;

 - добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; 

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: из словесной в драматическую, составлять  рассказы и ситуации.

Коммуникативные УУД:

- Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль  приемами и средствами драматургии;

- критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции, быть готовым изменить свою точку зрения,

- слушать и понимать речь других, владеть приемами монологической и диалогической речи;

- читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»;

- организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты УУД:

- описывать внутренние и внешние черты героев и предметов

- развивать  зрительное  и  слуховое  внимание,  память,  наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию.

- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми предметами.

 - развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке,  пользоваться разнообразными жестами

-давать определения понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий.

Предполагаемые умения и навыки

 Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

В результате изучения курса «Кукольный  театр»  обучающиеся:

- должны познакомиться с историей возникновения театра, знать виды театрального искусства, иметь представление о роли актёра и режиссёра в театре.

- при помощи скороговорок, небольших стишков, практических тренинговых занятиях отточат мастерство слова.

- попробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта.

- научатся составлять мини-сценарии.

Ученик получит возможность научиться:

- актёрской грамоте: выразительности движения, проявлении переживаний человека, его стремлений, оценок;

- выражать внутреннее душевное состояние, а пантомимика способствует правильному движению ребят по сцене, умению пользоваться жестами, овладение голосовой мимикой научит подбирать нужную интонацию для своего героя;

- получат уникальную возможность самовыражаться.

Учащихся приобретут в процессе освоения курса внеурочной деятельности по программе «Кукольный театр»:

  • знания по истории театрального искусства в целом и кукольного театра как разновидности пространственно-временных искусств;
  • знания о профессиях, связанных с кукольным театральным искусством;
  • знание основных видов кукол ширм;
  • понимание природы кукольного театрального искусства;
  • элементарные навыки сценической речи и сценического движения;
  • знание отдельных приёмов изготовления ширм и кукол различного типа;
  • навыки кукловождения;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;
  • знание имен выдающихся деятелей кукольного театрального искусства, современных кукольных театров России;
  • элементарные навыки изготовления театральных костюмов, бутафории и реквизита;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
  • применение основ музыкальной грамоты, умений и знаний для музыкального оформления кукольного спектакля;
  • опыт постановки кукольного представления.

3.Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Раздел (тема) курса

Количество часов

1

Введение.

3

2

«В кукольном театре»

11

3

Постановка спектакля. Подготовительный этап.

33

4

Постановка спектакля. Репетиционный период.

21

Итого

68

 

4. Календарно-тематическое планирование

урока

Темы занятия

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Коррекция

1.Введение (3 часа)

 

 

 

 

1

Вводное занятие. История театрального искусства.

1

04.09

 

 

2

История кукольного театра как разновидности пространственно-временного искусства.

1

04.09

 

 

3

Профессии в кукольном театре. Профессиональная лексика этого вида искусства.

1

11.09

 

 

2. В кукольном театре. (11 часов)

 

 

 

 

4

5

Виды кукол. Тростевые куклы.

2

11.09

18.09

 

 

6

7

Виды кукол. Куклы-марионетки.

2

18.09

25.09

 

 

8

9

Виды кукол. Пальчиковые куклы. Разыгрывание сказки «Колобок» по ролям.

2

25.09

02.10

 

 

10

11

12

13

Виды кукол. Перчаточные куклы. Изготовление простейшей перчаточной куклы.

4

02.10

09.10

09.10

16.10

 

 

14

Виды ширм.

1

16.10

 

 

3. Постановка спектакля. Подготовительный этап. (33 часа)

 

 

 

 

15

16

Просмотр фрагментов кукольных спектаклей профессиональных коллективов.

2

23.10

23.10

 

 

17

18

Обсуждение репертуарного плана. Выбор пьесы для постановки.

2

30.10

30.10

 

 

19

20

Распределение ролей.

2

13.11

13.11

 

 

21

22

23

«Застольная» работа над пьесой: чтение по ролям, обсуждение концепции спектакля.

3

20.11

20.11

27.11

 

 

24

Экспликация спектакля.

1

27.11

 

 

25

Формирование рабочих групп: декораторы, художники, бутафоры, реквизиторы.

1

03.12

 

 

26

27

Приёмы изготовления кукол: набивные куклы, техника папье-маше.

2

03.12

10.12

 

 

28

29

Изготовление кукол. Подготовка эскизов. Выбор типа куклы.

2

10.12

17.12

 

 

30

31

Изготовление кукол. Подготовка выкроек.

2

17.12

24.12

 

 

32

33

Изготовление кукол. Пошив кукол.

2

24.12

13.01

 

 

34

35

Изготовление кукол. Окончательная сборка.

2

13.01

20.01

 

 

36

Изготовление ширмы. Подготовка эскиза, выбор типа конструкции.

1

20.01

 

 

 

37

38

Изготовление ширмы. Монтаж каркаса.

2

27.01

27.01

 

 

39

Изготовление ширмы.

1

03.02

 

 

40

Изготовление ширмы. Окончательный монтаж.

1

03.02

 

 

41

Подбор музыкального оформления к спектаклю.

1

10.02

 

 

42

43

Монтаж музыкального оформления к спектаклю.

2

10.02

17.02

 

 

44

45

Приёмы кукловождения.

2

17.02

24.02

 

 

46

47

Работа над мимикой и голосом кукловода.

2

24.02

03.03

 

 

4. Постановка спектакля. Репетиционный период. (21 часов)

 

 

 

 

48

49

50

51

52

Репетиция спектакля. Заучивание ролей.

5

03.03

10.03

10.03

17.03

17.03

 

 

53

54

55

56

57

Репетиция спектакля. Определение мизансцен.

5

02.04

02.04

09.04

09.04

16.04

 

 

58

59

60

61

62

Репетиция спектакля. Работа с куклами и ширмой.

5

16.04

23.04

23.04

30.04

30.04

 

 

63

64

Генеральный прогон спектакля.

2

07.05

07.05

 

 

65

66

Показ спектакля учащимся начальной школы

2

14.05

14.05

 

 

67

Анализ спектакля.

1

21.05

 

 

68

Заключительное занятие.

1

21.05

 

 

Итого: 68 часов.