МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЧИКОЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671826,c.ЧИКОЙ, УЛ. НОВАЯ ШКОЛЬНАЯ,1 Т. (30142)33-1-30 e-mail:chikoi201201@mail.ru
«Согласовано» Руководитель МО ______/__________________/ ФИО Протокол №____ от «____»__________20___г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Чикойская СОШ» ______/__________________/ ФИО «____»____________20___г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ «Чикойская СОШ» ______/__________________/ ФИО Приказ №___от «____»__________20___г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
Внеурочной деятельности «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР», 6 класс
Предмет, класс и т.п.
Учитель Андреева И.Б., высшая квалификационная категория
ФИО, категория
Всего часов на учебный год: 68
Количество часов в неделю: 2 час.
Составитель:
Андреева И.Б.,
учитель русского языка и литературы;
высшая квалификационная категория
с. Чикой
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Кукольный театр» разработана на основе:
- Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:
- примерной образовательной программы начального общего образования и примерных программ внеурочной деятельности;
- учебного плана МБОУ «Чикойская СОШ»;
- Федерального перечня учебников;
- Положения о рабочей программе ОУ.
Цели программы:
- Объединение детей с целью реализации творческих интересов и способностей учащихся.
- Удовлетворение потребностей и запросов детей, раскрытие их творческих возможностей.
- Эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества.
Задачи:
- Воспитание у детей восприимчивости, любви и интереса к искусству.
- Формирование представлений о театральном искусстве.
- Организация досуга ребят.
- Обучение технике работы с куклами.
- Развитие речи детей, их словарного запаса и выразительности речи.
- Создание условий для творческого, интеллектуального, физического и личностного развития детей через основы такого вида искусства как кукольный театр;
- Развитие творческой и трудовой активности ребят, их стремление к самостоятельной деятельности.
Общая характеристика курса.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.
Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.
Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Кукольный театр». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Обучение в 6 - ом классе требует от учеников более высокой степени проявления самостоятельной учебной деятельности. Поэтому обучение должно строиться на следующих универсальных учебных действиях:
Личностные:
- Мотивировать учебную деятельность, осознавать свои потребности, интересы, ценности, свое место в обществе, перспективы развития личности в выбранном направлении;
- формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, овладевать общими для всех людей правилами поведения при сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей; Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией;
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: из словесной в драматическую, составлять рассказы и ситуации.
Коммуникативные УУД:
- Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль приемами и средствами драматургии;
- критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции, быть готовым изменить свою точку зрения,
- слушать и понимать речь других, владеть приемами монологической и диалогической речи;
- читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»;
- организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты УУД:
- описывать внутренние и внешние черты героев и предметов
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию.
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми предметами.
- развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, пользоваться разнообразными жестами
-давать определения понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий.
Предполагаемые умения и навыки
Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
В результате изучения курса «Кукольный театр» обучающиеся:
- должны познакомиться с историей возникновения театра, знать виды театрального искусства, иметь представление о роли актёра и режиссёра в театре.
- при помощи скороговорок, небольших стишков, практических тренинговых занятиях отточат мастерство слова.
- попробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта.
- научатся составлять мини-сценарии.
Ученик получит возможность научиться:
- актёрской грамоте: выразительности движения, проявлении переживаний человека, его стремлений, оценок;
- выражать внутреннее душевное состояние, а пантомимика способствует правильному движению ребят по сцене, умению пользоваться жестами, овладение голосовой мимикой научит подбирать нужную интонацию для своего героя;
- получат уникальную возможность самовыражаться.
Учащихся приобретут в процессе освоения курса внеурочной деятельности по программе «Кукольный театр»:
3.Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Раздел (тема) курса |
Количество часов |
1 |
Введение. |
3 |
2 |
«В кукольном театре» |
11 |
3 |
Постановка спектакля. Подготовительный этап. |
33 |
4 |
Постановка спектакля. Репетиционный период. |
21 |
Итого |
68 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока |
Темы занятия |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Коррекция |
1.Введение (3 часа) |
|
|
|
|
|
1 |
Вводное занятие. История театрального искусства. |
1 |
04.09 |
|
|
2 |
История кукольного театра как разновидности пространственно-временного искусства. |
1 |
04.09 |
|
|
3 |
Профессии в кукольном театре. Профессиональная лексика этого вида искусства. |
1 |
11.09 |
|
|
2. В кукольном театре. (11 часов) |
|
|
|
|
|
4 5 |
Виды кукол. Тростевые куклы. |
2 |
11.09 18.09 |
|
|
6 7 |
Виды кукол. Куклы-марионетки. |
2 |
18.09 25.09 |
|
|
8 9 |
Виды кукол. Пальчиковые куклы. Разыгрывание сказки «Колобок» по ролям. |
2 |
25.09 02.10 |
|
|
10 11 12 13 |
Виды кукол. Перчаточные куклы. Изготовление простейшей перчаточной куклы. |
4 |
02.10 09.10 09.10 16.10 |
|
|
14 |
Виды ширм. |
1 |
16.10 |
|
|
3. Постановка спектакля. Подготовительный этап. (33 часа) |
|
|
|
|
|
15 16 |
Просмотр фрагментов кукольных спектаклей профессиональных коллективов. |
2 |
23.10 23.10 |
|
|
17 18 |
Обсуждение репертуарного плана. Выбор пьесы для постановки. |
2 |
30.10 30.10 |
|
|
19 20 |
Распределение ролей. |
2 |
13.11 13.11 |
|
|
21 22 23 |
«Застольная» работа над пьесой: чтение по ролям, обсуждение концепции спектакля. |
3 |
20.11 20.11 27.11 |
|
|
24 |
Экспликация спектакля. |
1 |
27.11 |
|
|
25 |
Формирование рабочих групп: декораторы, художники, бутафоры, реквизиторы. |
1 |
03.12 |
|
|
26 27 |
Приёмы изготовления кукол: набивные куклы, техника папье-маше. |
2 |
03.12 10.12 |
|
|
28 29 |
Изготовление кукол. Подготовка эскизов. Выбор типа куклы. |
2 |
10.12 17.12 |
|
|
30 31 |
Изготовление кукол. Подготовка выкроек. |
2 |
17.12 24.12 |
|
|
32 33 |
Изготовление кукол. Пошив кукол. |
2 |
24.12 13.01 |
|
|
34 35 |
Изготовление кукол. Окончательная сборка. |
2 |
13.01 20.01 |
|
|
36 |
Изготовление ширмы. Подготовка эскиза, выбор типа конструкции. |
1 |
20.01
|
|
|
37 38 |
Изготовление ширмы. Монтаж каркаса. |
2 |
27.01 27.01 |
|
|
39 |
Изготовление ширмы. |
1 |
03.02 |
|
|
40 |
Изготовление ширмы. Окончательный монтаж. |
1 |
03.02 |
|
|
41 |
Подбор музыкального оформления к спектаклю. |
1 |
10.02 |
|
|
42 43 |
Монтаж музыкального оформления к спектаклю. |
2 |
10.02 17.02 |
|
|
44 45 |
Приёмы кукловождения. |
2 |
17.02 24.02 |
|
|
46 47 |
Работа над мимикой и голосом кукловода. |
2 |
24.02 03.03 |
|
|
4. Постановка спектакля. Репетиционный период. (21 часов) |
|
|
|
|
|
48 49 50 51 52 |
Репетиция спектакля. Заучивание ролей. |
5 |
03.03 10.03 10.03 17.03 17.03 |
|
|
53 54 55 56 57 |
Репетиция спектакля. Определение мизансцен. |
5 |
02.04 02.04 09.04 09.04 16.04 |
|
|
58 59 60 61 62 |
Репетиция спектакля. Работа с куклами и ширмой. |
5 |
16.04 23.04 23.04 30.04 30.04 |
|
|
63 64 |
Генеральный прогон спектакля. |
2 |
07.05 07.05 |
|
|
65 66 |
Показ спектакля учащимся начальной школы |
2 |
14.05 14.05 |
|
|
67 |
Анализ спектакля. |
1 |
21.05 |
|
|
68 |
Заключительное занятие. |
1 |
21.05 |
|
|
Итого: 68 часов. |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.