Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бамматюртовская средняя общеобразовательная школа им.М.Муталимова»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей физико-математического цикла руководитель ШМО ____________________________________ (подпись) (фамилия, инициалы) Протокол от «____» августа 202___г.№ __ |
СОГЛАСОВАНА зам. директора по УВР
_____________________________ (подпись) (фамилия, инициалы)
«______» августа 202___г.
|
УТВЕРЖДЕНА приказом директора
от «____» августа 202__г. №___
___________________ /Пашаева З.Ю/
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
6 класс (базовый уровень)
на 2021-2022учебный год
Ахмедовой Тамилы Вахаевны,
учителя математики
Бамматюрт 2020г
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Математика» для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1] (далее – ФГОС ООО).
В соответствии с учебным планом МАОУ «Школа № 26» курс внеурочной деятельности «Математика» реализуется в форме факультатива посредством включения в План внеурочной деятельности линейного курса «Математика», рассчитанного на 35 часов (1 час в неделю).
Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие мышления и, прежде всего, формирование абстрактного мышления.
Изучение курса внеурочной деятельности «Математика» способствует решению следующих задач:
1) формирование алгоритмических умений и навыков, эвристических приемов, как общего, так и конкретного характера;
2) формирование таких качеств мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность;
3) формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Ценностные ориентиры:
- социальная солидарность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство,
- природа,
- человечество.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА»
Изучение курса внеурочной деятельности «Математика» направлено на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3. Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4. Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
9. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
10. Умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
11. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умение:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости и в пространстве;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить практические вычисления с процентами, использовать прикидки и оценки, выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной прямой и в координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА»
ТЕМА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 5 ЧАСОВ
Простые и составные числа. Мир простых чисел. Разложение чисел на простые множители. Делители и кратные натурального числа. Признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ
Обыкновенные дроби. Основное свойство дроби. Сравнение обыкновенных дробей и смешанных чисел. Арифметические действия с обыкновенными дробями и смешанными числами. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной. Бесконечные периодические десятичные дроби. Десятичное приближение обыкновенной дроби.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ – 6 ЧАСОВ
Отношение. Золотое сечение. Процентное отношение двух чисел. Деление числа в данном отношении. Масштаб. Пропорция. Основное свойство пропорции. Прямая и обратная пропорциональные зависимости. Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. Решение текстовых задач арифметическими способами. Окружность и круг. Длина окружности. Число π. Представление данных в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков. Площадь круга. Наглядные представления о пространственных фигурах: цилиндр, конус, шар, сфера. Примеры разверток цилиндра, конуса. Случайное событие. Достоверное и невозможное события. Вероятность случайного события. Решение комбинаторных задач.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 17 ЧАСОВ
Положительные, отрицательные числа и число нуль. Появление отрицательных чисел. Противоположные числа. Модуль числа. Целые числа. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Свойства сложения и умножения рациональных чисел. Взаимное расположение двух прямых. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Координатная прямая. Координатная плоскость. Осевая и центральная симметрия.
Формы организации деятельности – классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах
Виды деятельности - чтение и обсуждение текста учебника, обсуждение докладов и презентаций, составление и решение задач, обсуждение способов решения
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИКА»
№ занятия |
№ занятия в теме |
Тема занятия |
Основные виды учебной деятельности |
Дата по плану |
Дата по факту |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
|
ТЕМА 1. ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ – 5 ЧАСОВ |
|
|||||
1 |
1 |
Вспоминаем свойства натуральных чисел |
Работа в малых группах. Мини-конференция «Слет премудрых Василис» |
1 учеб. неделя |
|
|
2 |
2 |
Что на что, зачем и как делится? |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Признаки делимости на 6, 11, 15». Работа в малых группах: «Объяснение значения пословиц и поговорок разных народов о делимости чисел» |
2 учеб. неделя |
|
|
3 |
3 |
Каким решетом пользовался Эратосфен? |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
3 учеб. неделя |
|
|
4 |
4 |
Анатомия числа |
Работа над составлением алгоритмов: разложения числа на простые множители, нахождения НОД и НОК |
4 учеб. неделя |
|
|
5 |
5 |
Примеры использования делимости натуральных чисел для решения текстовых задач |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
5 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 2. ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ – 7 ЧАСОВ |
|
|||||
6 |
1 |
Самая красивая обыкновенная дробь |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, выполнение рисунков к задачам |
6 учеб. неделя |
|
|
7 |
2 |
«Грим» для дробей с разными знаменателями |
Работа над составлением алгоритмов: разложение знаменателей на простые множители, нахождение НОЗ и дополнительных множителей |
7 учеб. неделя |
|
|
8 |
3 |
Применение свойств сложения и вычитания при решении задач |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
8 учеб. неделя |
|
|
9 |
4 |
«Прятки» для дроби и числа |
Построение моделей решения задач с помощью нахождения дроби от числа и числа по его дроби Обсуждение корректности и рациональности способов решения задачи |
9 учеб. неделя |
|
|
10 |
5 |
Числа-перевертыши |
Работа в малых группах над алгоритмом деления обыкновенных дробей, обсуждение и объяснение результата, тренинговые задания |
10 учеб. неделя |
|
|
11 |
6 |
Математическое моделирование. Все ли уравнения имеют корни? |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
11 учеб. неделя |
|
|
12 |
7 |
Трудности перевода |
Обсуждение различных способов перевода обыкновенной дроби в десятичную и обратно |
12 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 3. ОТНОШЕНИЯ И ПРОПОРЦИИ – 6 ЧАСОВ |
|
|||||
13 |
1 |
Что показывают отношения между величинами? |
Обсуждение различных способов характеристики свойств тел или изменений, происходящие с телами. В чем измеряются отношения. |
13 учеб. неделя |
|
|
14 |
2 |
История с географией: карта, лапоть и верста |
Обсуждение докладов учащихся на тему «Что я могу узнать по карте?». Работа в малых группах по составлению задач на деление с остатком |
14 учеб. неделя |
|
|
15 |
3 |
Текстовые задачи на нахождение процентных отношений чисел |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
15 учеб. неделя |
|
|
16 |
4 |
На арене – число π |
Обсуждение различных способов построения окружности, нахождение длины окружности и площади круга |
16 учеб. неделя |
|
|
17 |
5 |
Пространственные фигуры вращения – красота и четкость формы |
Обсуждение различных способов вычисления значений объема цилиндра и конусов. Как найти «золотую середину» при построении фигур? |
17 учеб. неделя |
|
|
18 |
6 |
Случайности не случайны? |
Работа в малых группах над алгоритмом вычисления вероятности случайного события, обсуждение и объяснение результата, составление формул |
18 учеб. неделя |
|
|
ТЕМА 4. РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ – 17 ЧАСОВ |
|
|||||
19 |
1 |
Всегда ли было число «нуль» и что изменилось с его появлением? |
Чтение и обсуждение текста учебника. Изучение и анализ иллюстративного материала учебника ««Неразумные» числа» |
19 учеб. неделя |
|
|
20 |
2 |
Что прячется под знаком модуля? |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
20 учеб. неделя |
|
|
21 |
3 |
Координатная прямая и линия времени |
Обсуждение различных способов решения задач с применением правил сравнения чисел с помощью координатной прямой |
21 учеб. неделя |
|
|
22 |
4 |
Как сложить числа с разными знаками? |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение рисунков к задачам |
22 учеб. неделя |
|
|
23 |
5 |
Разве можно вычесть отрицательное число? |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение с применением правил сложения и вычитания рациональных чисел |
23 учеб. неделя |
|
|
24 |
6 |
«Паспортный контроль» при решении уравнений |
Обсуждение различных способов вычисления значений выражений с применением свойств сложения и вычитания |
24 учеб. неделя |
|
|
25 |
7 |
Странный или закономерный результат? |
Работа в малых группах над алгоритмом умножения рациональных чисел |
25 учеб. неделя |
|
|
26 |
8 |
Можно ли «минус» поделить нацело? |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение с применением правил умножения и деления рациональных чисел |
26 учеб. неделя |
|
|
27 |
9 |
Основные свойства уравнений |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Зачем нужны уравнения?». Работа в малых группах: «Объяснение свойств уравнений» |
27 учеб. неделя |
|
|
28 |
10 |
Решение текстовых задач с помощью уравнений |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
28 учеб. неделя |
|
|
29 |
11 |
Движение, работа, производительность |
Работа над составлением текстовых задач «Жили-были в нашем доме…» и их последующее решение |
29 учеб. неделя |
|
|
30 |
12 |
Построение перпендикуляров |
Работа в малых группах над алгоритмом построения перпендикуляра к прямой, серединного перпендикуляра, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
30 учеб. неделя |
|
|
31 |
13 |
Построение параллельных прямых |
Работа в малых группах над алгоритмом построения прямой параллельной данной, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
31 учеб. Неделя |
|
|
32 |
14 |
Координатная плоскость. График |
Работа в малых группах над алгоритмом построения координатной плоскости и графика, обсуждение и объяснение результата, выполнение графической работы |
32 учеб. неделя |
|
|
33 |
15 |
Способы задания функции |
Работа в малых группах над «Задачами от Мудрой Совы», обсуждение и объяснение решений, построение моделей, выполнение построений |
33 учеб. неделя |
|
|
34 |
16 |
Как читают графики? |
Работа в малых группах над физическими задачами (обсуждение изменения величин) |
34 учеб. неделя |
|
|
35 |
17 |
График – инструмент исследователя |
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Моя задача по графику». Работа в малых группах: «Нахождение изменения величин по графикам» |
35 учеб. неделя |
|
|
9
5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс ________
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Изменения |
Причины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.