ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.
Настоящая программа внеурочной деятельности дает возможность учащимся 1-2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому внеурочная деятельность должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.
Педагогическая целесообразность изучения программы «Мой друг – компьютер» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.
Настоящая программа «Мой друг – компьютер» построена для обучающихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеурочной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне и междисциплинарной интеграцией.
подготовка учащихся к эффективному использованию информационных технологий в учебной и практической деятельности, развитие творческого потенциала учащихся, подготовка к проектной деятельности, а также освоение знаний, составляющих начала представлений об информационной картине мира, информационных процессах и информационной культуре; овладение умением использовать компьютерную технику как практический инструмент для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни; воспитание интереса к информационной и коммуникативной деятельности, этическим нормам работы с информацией; воспитание бережного отношения к техническим устройствам.
Основные задачи:
Ø формирование общеучебных умений: логического, образного и алгоритмического мышления, развитие внимания и памяти, привитие навыков самообучения, коммуникативных умений и элементов информационной культуры, умений ориентироваться в пространственных отношениях предметов, умений работать с информацией (осуществлять передачу, хранение, преобразование и поиск);
Ø формирование умения выделять признаки одного предмета, выделять и обобщать признаки, свойственные предметам группы, выделять лишний предмет из группы предметов, выявлять закономерности в расположении предметов, использовать поворот фигуры при решении учебных задач, разделять фигуру на заданные части и конструировать фигуру из заданных частей по представлению;
Ø формирование понятий существенных признаков предмета и группы предметов; понятия части и целого; геометрического преобразования поворота;
Ø формирование умения представлять информацию различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы, схемы), упорядочивать информацию по алфавиту и числовым значениям (возрастанию и убыванию), строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
Ø формирование понятий "команда", "исполнитель", "алгоритм" и умений составлять алгоритмы для учебных исполнителей;
Ø привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные:
· внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
· принятие образа «хорошего ученика»;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мой друг - компьютер»;
· способность к самооценке;
· начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
Метапредметные:
Познавательные
· начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
· сбор информации;
· обработка информации (с помощью ИКТ);
· анализ информации;
· передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
· самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
· использовать общие приёмы решения задач;
· контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
· моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
· подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
· синтез;
· сравнение;
· классификация по заданным критериям;
· установление аналогий;
· построение рассуждения.
Регулятивные
· начальные навыки умения формулировать и удерживать учебную задачу;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· умение выполнять учебные действия в устной форме;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
· адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
· выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
· ставить вопросы;
· обращаться за помощью;
· формулировать свои затруднения;
· предлагать помощь и сотрудничество;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· слушать собеседника;
· договариваться и приходить к общему решению;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· осуществлять взаимный контроль;
· адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Курс построен на специально отобранном материале и опирается на следующие принципы:
· системность;
· гуманизация;
· междисциплинарная интеграция;
· дифференциация;
· дополнительная мотивация через игру;
Примерная структура занятия соответствует валеологии:
1. Организационный момент (1 мин.).
2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8—10 мин.).
4. Физкультминутка (2 мин)
5. Работа за компьютером (10 мин).
6. Релаксация (1 мин)
7. Подведение итогов (2 мин.).
Форма обучения – очная.
В результате изучения программы обучающиеся должны знать:
Ø роль информации в деятельности человека;
Ø источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
Ø виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
Ø овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
Ø понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
Ø познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
Ø познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
Ø научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
Ø узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
Ø узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
Ø типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
Ø способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
Ø понятия алгоритма, исполнителя;
Ø назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
Ø этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Обучающиеся должны уметь:
Ø ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
Ø выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
Ø выявлять
причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
с анализом исходных данных;
Ø решать логические задачи;
Ø решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
Ø осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
Ø организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
Ø выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
Ø исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
Ø вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
Ø использовать информацию для построения умозаключений;
Ø понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
Ø работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
Ø уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
Ø создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
Ø производить поиск по заданному условию;
Ø готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.
Обчающиеся должны уметь использовать
приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:
Ø готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
Ø применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
Ø придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
Форма подведения итогов реализации программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.
Содержание программы:
Первый год
обучения (33 ч)
Вводный
раздел . Компьютерная грамотность. (9 ч)
Правила поведения и техника
безопасности в кабинете ИВТ. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит
компьютер? Понятие и назначение курсора. Управление мышью. Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»
Формальное описание предметов (9 ч)
Выделение существенных признаков предмета. Выделение существенных признаков
группы предметов: общее и особенное. Выявление закономерностей в расположении
предметов. Понятие множества. Вложенность и пересечение множеств
Введение в логику (13 ч)
Упражнения на развитие внимания. Логика и конструирование. Симметрия.
Истинные и ложные высказывания. Решение логических задач
Повторение (2 ч)
Учебно-тематический план
№ |
Наименование |
общее количество учебных часов |
в том числе |
|
теоретических |
практических |
|||
1 |
Вводный раздел. Компьютерная грамотность |
9 |
4 |
5 |
1.1 |
Правила поведения и техника безопасности в кабинете ИВТ |
1 |
1 |
|
1.2 |
Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров — сказка «Компьютерная школа». Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
Понятие и
назначение курсора. |
1 |
0,5 |
0,5 |
1.4 |
Клавиатура. |
2 |
0,5 |
1,5 |
1.5 |
Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. |
3 |
1 |
2 |
2 |
Формальное описание предметов |
9 |
3 |
6 |
2.1 |
Выделение существенных признаков предмета |
1 |
|
1 |
2.2 |
Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное |
2 |
1 |
1 |
2.3 |
Выявление закономерностей в расположении предметов |
2 |
|
2 |
2.4 |
Понятие множества |
1 |
1 |
|
2.5 |
Вложенность и пересечение множеств |
3 |
1 |
2 |
3 |
Введение в логику |
13 |
8 |
5 |
3.1 |
Упражнения на развитие внимания |
2 |
1 |
1 |
3.2 |
Логика и конструирование |
2 |
1 |
1 |
3.3 |
Симметрия |
1 |
1 |
|
3.4 |
Истинные высказывания |
1 |
1 |
|
3.5 |
Ложные высказывания |
1 |
1 |
|
3.6 |
Закономерность в ряду предметов или чисел. |
2 |
1 |
1 |
3.7 |
Выявление причинно-следственных связей. |
2 |
1 |
1 |
3.8 |
Решение логических задач |
2 |
1 |
1 |
4 |
Повторение |
2 |
1 |
1 |
Итого |
|
33 |
16 |
17 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
Характеристика деятельности обучающихся |
Дата проведения |
|
Вводный раздел. Компьютерная грамотность |
9 |
4 |
5 |
|
|
1 |
Правила поведения и техника безопасности в кабинете
|
1 |
1 |
|
Работа с презентацией |
|
2-3 |
Некоторые устройства и возможности персональных компьютеров. Что умеет делать компьютер? Из чего состоит компьютер? |
2 |
1 |
1 |
Просмотр презентации, подготовленной педагогом |
|
4 |
Понятие и
назначение курсора. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Знакомство с клавиатурой, мышкой, работа за компьютером
|
|
5-6 |
Клавиатура. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Работа с программой «Клавиатурный тренажер»
|
|
7-9 |
Знакомство с графическим редактором Paint. Интерфейс графического редактора, инструменты, палитра цветов, графические примитивы. |
3 |
1 |
2 |
Работа в среде графического редактора Paint |
|
|
Формальное описание предметов |
9 |
3 |
6 |
|
|
10 |
Выделение существенных признаков предмета |
1 |
|
1 |
«Кто с нами» |
|
11-12 |
Выделение существенных признаков группы предметов: общее и особенное |
2 |
1 |
1 |
«Третий лишний» |
|
13-14 |
Выявление закономерностей в расположении предметов |
2 |
|
2 |
«Игры со словами» |
|
15 |
Понятие множества |
1 |
1 |
|
«Множества»
|
|
16-18 |
Вложенность и пересечение множеств |
3 |
1 |
2 |
«Множества» |
|
|
Введение в логику |
13 |
8 |
5 |
|
|
19-20 |
Упражнения на развитие внимания
|
2 |
1 |
1 |
«Внимание» |
|
21-22 |
Логика и конструирование
|
2 |
1 |
1 |
«Россыпь» |
|
23 |
Симметрия
|
1 |
1 |
|
«Зазеркалье» |
|
24-25 |
Истинные и ложные высказывания
|
2 |
2 |
|
|
|
26-27 |
Закономерность в ряду предметов или чисел. |
2 |
1 |
1 |
«Алгоритмы», выбор алгоритма для ряда чисел, выбор чисел для алгоритма |
|
28-29 |
Выявление причинно-следственных связей. |
2 |
1 |
1 |
«Логика», истинные и ложные высказывания
|
|
30-31 |
Решение логических задач |
2 |
1 |
1 |
«Логика», выводы из пары утверждений
|
|
|
Повторение |
2 |
1 |
1 |
|
|
32-33 |
Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер» |
2 |
1 |
1 |
Выполнение тестовых заданий, творческая работа |
|
Второй год обучения (35 ч)
Компьютерная грамотность (13 ч).
Краткая история создания.
Назначение и принципы работы. Загрузка и порядок завершения работы. Удобства
графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. Окно — как основное
понятие. Режимы работы окон. Типы окон. Структура окон различных типов. Представление о файловой системе. Каталоги.
Папки. Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. Буфер обмена.
Работа с группой объектов.
Логика и
информация. Информация. (10 ч)
Что такое информация? Виды информации. Способы передачи и получения информации.
Логические концовки. Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок;
простейшие логические выражения с использованием связок "и",
"или", "не", "найдется", "для всех".
Кодирование и декодирование информации.
Алгоритмы и исполнители (10 ч)
Понятие алгоритма и исполнителя. Примеры алгоритмов. Алгоритмы в математике
и русском языке. Способы записи алгоритмов. Работа в алгоритмической среде.
Повторение (2 ч)
Учебно-тематический план
№ |
Наименование |
общее количество учебных часов |
в том числе |
||
теоретических |
практических |
||||
1 |
Компьютерная грамотность |
13 |
5,5 |
7,5 |
|
1.1 |
Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. |
1
|
0,5
|
0,5
|
|
1.2 |
Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. |
2 |
1 |
1 |
|
1.3 |
Окно — как основное понятие. Режим работы окна. |
2 |
1 |
1 |
|
1.4 |
Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. |
3 |
1 |
2 |
|
1.5 |
Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок.
|
3 |
1 |
2 |
|
1.6 |
Буфер обмена. Работа с группой объектов. |
2 |
1 |
1 |
|
2 |
Логика и информация. Информация. |
10 |
4 |
6 |
|
2.1 |
Что такое информация?
|
2 |
1 |
1 |
|
2.2 |
Способы передачи и получения информации |
1 |
|
1 |
|
2.3 |
Кодирование и декодирование информации |
2 |
1 |
1 |
|
2.4 |
Логические концовки |
2 |
1 |
1 |
|
2.5 |
Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" |
3 |
1 |
2 |
|
3 |
Алгоритмы и исполнители |
11 |
5 |
6 |
|
3.1 |
Понятие алгоритма
и исполнителя. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Алгоритмы в математике и русском языке |
2 |
1 |
1 |
|
3.3 |
Способы записи алгоритмов |
1 |
1 |
|
|
3.4 |
Работа в алгоритмической среде |
5 |
2 |
3 |
|
4 |
Повторение |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
35 |
15,5 |
19,5 |
||
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п |
Тема занятия |
Всего |
Теория |
Практика |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения |
|
Компьютерная грамотность |
13 |
5,5 |
7,5 |
|
|
1 |
Правила ТБ. Краткая история создания ПК. Назначение и принципы работы. Загрузка ОС и порядок завершения работы. |
1
|
0,5
|
0,5
|
Повторение Работа с презентацией, подготовленной педагогом |
|
2-3 |
Удобства графического интерфейса. Рабочий стол. Панель задач. |
2 |
1 |
1 |
Дублирование учителя, работа за компьютером |
|
4-5 |
Окно — как основное понятие. Режим работы окна. |
2 |
1 |
1 |
Дублирование учителя, работа за компьютером |
|
6-8 |
Представление о файловой системе. Каталоги. Папки. |
3 |
1 |
2 |
Дублирование учителя, работа за компьютером |
|
9-11 |
Поиск, копирование, перемещение, удаление файлов и папок. |
3 |
1 |
2 |
Выполнение работы |
|
12-13 |
Примеры графических редакторов. Рисование, стирание, точек, линий, фигур. Заливка цветом. |
2 |
1 |
1 |
Творческая работа в графическом редакторе Paint |
|
|
Логика и информация. Информация. |
10 |
4 |
6 |
|
|
14-15 |
Что такое
информация? |
2 |
1 |
1 |
Работа с презентацией, подготовленной педагогом
|
|
16 |
Способы передачи и получения информации |
1 |
|
1 |
Работа с информацией |
|
17-18 |
Кодирование и декодирование информации
|
2 |
1 |
1 |
«Криптограммы» |
|
19-20 |
Логические концовки
|
2 |
1 |
1 |
«Логика» |
|
21-23 |
Истинные и ложные высказывания, выводы из пары посылок; простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех" |
3 |
1 |
2 |
«Логика» |
|
|
Алгоритмы и исполнители |
10 |
5 |
5 |
|
|
24-25 |
Понятие алгоритма
и исполнителя.
|
2 |
1 |
1 |
«Алгоритмы» |
|
26-27 |
Алгоритмы в математике и русском языке
|
2 |
1 |
1 |
|
|
28 |
Способы записи алгоритмов
|
1 |
1 |
|
Знакомство со способами записи алгоритмов |
|
29-33 |
Работа в алгоритмической среде
|
6 |
2 |
3 |
«Алгоритмы» |
|
|
Повторение |
2 |
1 |
1 |
|
|
34-35 |
Интеллектуальный марафон « Мой друг – компьютер» |
2 |
1 |
1 |
Выполнение тестовых заданий |
|
Оснащение учебного процесса:
CD: «Мир информатики» 1-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
CD: «Мир информатики» 2-й год обучения. Кирилл и Мефодий.
Примерный комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-4. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по
диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем
налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.
Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает
зрительное и статическое напряжение.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.