Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано заместитель директора Глазкина Н.М. «27» августа 2019г |
Утверждаю Директор школы Едакина О.В. Приказ от 02.09.2019г. № 89 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности.
«Математика для всех»
для учащихся 5-7 классов
Составители:
Гапеева Татьяна Петровна,
Вотинова Екатерина Александровна, учителя математики
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «30» августа 2019 г.
г. Березовский
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3
2.Содержание программы. 5
3.Тематическое планирование. 7
Тематическое планирование курса для 5х классов. 7
Тематическое планирование курса для 6-х классов. 8
Тематическое планирование курса для 7-х классов. 9
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к бучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
· способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
· умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
· первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
· коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
· критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
· креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные
учащиеся получат возможность научиться:
· составлять план и последовательность действий;
· определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
· предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
· осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
· концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
· адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
2) познавательные
учащиеся получат возможность научиться:
· устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
· формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
· видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
· выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
· планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
· выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
· интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
· оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
3) коммуникативные
учащиеся получат возможность научиться:
· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
· взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
· разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
· координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
· аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные результаты:
учащиеся получат возможность научиться:
· самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
· пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
· уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
· выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
· применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
· самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
2.Содержание программы
Программа включает в себя несколько блоков.
Первый блок – «Подготовка к олимпиаде по математике».
Этот блок содержит различные задачи, при решении которых учащиеся будут развивать и совершенствовать своё логическое мышление.
Цель: развивать логическое мышление, учить решать нестандартные задачи, готовить учащихся к проведению олимпиады по математике.
Формы: мозговой штурм, эвристические беседы.
Второй блок – «Из истории математики».
В этом блоке учащиеся познакомятся с жизнью и деятельностью самых выдающихся учёных-математиков России и их задачами, со старинными методами арифметических действий, со старинными российскими денежными единицами, мерами длины, веса.
Цель: пополнять интеллектуальный запас историко-научных знаний, формировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, знакомить с гениями математики и их задачами.
Формы: беседы, конференции, экскурсии в прошлое.
Третий блок – «Занимательные задачи».
В этот раздел входят текстовые задачи на смекалку и сообразительность, задачи на перекладывание спичек, на переливания, математические ребусы, софизмы и т. д.
Цель: развивать смекалку, находчивость, прививать интерес к математике.
Формы: развивающие игры, брейн-ринг, мозговой штурм, викторина.
Четвёртый блок –
«Прикладная математика».
Содержание: приёмы быстрого счёта; расчёт семейного бюджета с использованием компьютера; изготовление воздушного змея; вырезание из бумаги; задачи «одним росчерком»; азбука Морзе; математические фокусы; кулинарные рецепты.
Цель: показать применение математики в жизни на интересных и полезных примерах, познакомить с приёмами быстрого счёта.
Формы: развивающие игры, лекции, оригами.
Пятый блок –«Путешествие в страну Геометрию»
Вводное занятие.
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
Геометрические фигуры на плоскости.
История возникновения и развития геометрии. Измерительные и чертежные инструменты. Простейшие геометрические фигуры: точка, прямая, плоскость. Виды углов, умения обозначения, различения. Классификация углов. Биссектриса угла. Величина угла. Вертикальные и смежные углы. Построение окружности. Работа с понятиями «центр», «радиус», «диаметр», «хорда». Треугольник и его элементы. Классификация треугольников по углам и сторонам.
Симметрия.
Осевая и центральная симметрия. Определение фигур, обладающих осью симметрии. Построение симметричных фигур. Использование симметрии в жизни человека. Симметрия в природе (парковые занятия).
Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира.
Выполнение тематических лабораторных работ.
Занимательная геометрия.
Развитие «геометрического зрения». Решение занимательных геометрических задач. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на разрезание. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников.
Геометрия вокруг нас.
Участие во внеклассных мероприятиях предметной недели. Выпуск газеты. Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов.
Программа курса рассчитана на 3 года. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
В календарно-тематическом планировании темы расставляются по усмотрению учителя.
3.Тематическое планирование
№ урока |
Содержание |
К--во часов |
I блок: «Подготовка к олимпиаде по математике» |
5 часов |
|
1 |
Решение задач по теме «Нумерация чисел». |
1 |
2-3 |
Решение задач по теме «Арифметические действия над натуральными числами и нулём». |
2 |
4-5 |
Логические задачи. |
2 |
II блок: «Из истории математики» |
5 часов |
|
6 |
Старые русские меры длины, площадей. |
1 |
7 |
Старые русские меры веса (массы) и объёма. |
1 |
8 |
Денежная система русского народа. |
1 |
9 |
Как умножали в Древней Индии. |
1 |
10 |
Умножение по способу египтян и русских крестьян. |
1 |
III блок: «Занимательные задачи» |
6 часов |
|
11-12 |
Задачи на перекладывание спичек. |
2 |
13-14 |
Расшифровка ребусов. |
2 |
15-156 |
Задачи на смекалку. |
2 |
IV блок: « Прикладная математика» |
6 часов |
|
17-18 |
Приёмы быстрого счёта. |
2 |
19-20 |
Расчёт семейного бюджета. |
2 |
21 |
Вырезание из бумаги. |
1 |
22 |
Математическая викторина |
1 |
V блок: «Путешествие в страну Геометрию» |
12 часов |
|
23 |
Вводное занятие |
1 |
24 |
Точка, линия, прямая |
1 |
25-26 |
Виды углов |
2 |
27-28 |
Окружность. Круг |
2 |
29 |
Лабораторная работа 1 |
1 |
30-31 |
Измерение углов |
2 |
32 |
Лабораторная работа 2 |
1 |
33-34 |
Биссектриса угла |
2 |
№ урока |
Содержание |
К--во часов |
I блок: «Подготовка к олимпиаде по математике» |
13 часов |
|
1 |
Решение задач по теме «Арифметические действия над натуральными числами и нулём». |
1 |
2-3 |
Решение задач по теме «Уравнения и неравенства». |
2 |
4-5 |
Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел». |
2 |
6-7 |
Логические задачи. |
2 |
8-10 |
Текстовые задачи |
3 |
11-13 |
Задачи на проценты |
3 |
II блок: «Из истории математики» |
3 часа |
|
14 |
Гений 18 века – Леонард Эйлер. |
1 |
15 |
Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии. |
1 |
16 |
Трагическая судьба Эвариста Галуа. |
1 |
III блок: «Занимательные задачи» |
6 часов |
|
17-18 |
Задачи на переливания. |
2 |
19-20 |
Задачи на взвешивания. |
2 |
21 |
Расшифровка ребусов. |
1 |
22 |
Задачи на смекалку. |
1 |
IV блок: « Прикладная математика» |
5 часа |
|
23-24 |
Приёмы быстрого счёта. |
2 |
25 |
Математические фокусы. |
1 |
26 |
Кулинарные рецепты. |
1 |
27 |
Математическая викторина |
1 |
V блок: «Путешествие в страну Геометрию» |
7 часов |
|
28 |
Биссектриса угла |
1 |
29-30 |
Смежные углы |
2 |
31-32 |
Вертикальные углы |
2 |
33 |
Лабораторная работа 3 |
1 |
34 |
Обобщающее занятие |
1 |
№ урока |
Содержание |
К--во часов |
I блок: «Подготовка к олимпиаде по математике» |
12 часов |
|
1-2 |
Решение задач по теме «Уравнения и неравенства». |
2 |
3-4 |
Решение задач по теме «Делимость натуральных чисел». |
2 |
5-6 |
Логические задачи. |
2 |
7-8 |
Текстовые задачи |
2 |
9-11 |
Сложные задачи на проценты |
3 |
12 |
Задачи заочного конкурса по математике |
1 |
II блок: «Из истории математики» |
3часа |
|
13 |
Корифей математики 19 века П. Л. Чебышев. |
1 |
14 |
«Принцесса науки» С. В. Ковалевская. |
1 |
15 |
В. А. Стеклов, А. Н. Колмогоров. |
1 |
III блок: «Занимательные задачи» |
6 часов |
|
16-17 |
Задачи на переливания. |
2 |
18-19 |
Задачи на взвешивания. |
2 |
20 |
Расшифровка ребусов. |
1 |
21 |
Задачи на смекалку. |
1 |
IV блок: « Прикладная математика» |
5часов |
|
22-23 |
Приёмы быстрого счёта. |
2 |
24 |
Математические фокусы. |
1 |
25 |
Кулинарные рецепты. |
1 |
26 |
Математическая викторина |
1 |
V блок: «Путешествие в страну Геометрию» |
8 часов |
|
27 |
Треугольники |
1 |
28 |
Осевая симметрия |
1 |
29 |
Центральная симметрия |
1 |
30 |
Симметрия вокруг нас |
1 |
31 |
Решение занимательных геометрических задач |
1 |
32-33 |
Геометрия вокруг нас |
2 |
34 |
Обобщение |
1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.