Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса
Оценка 4.9

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса

Оценка 4.9
doc
математика
02.02.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 8 класса
ПРОГРАММА внеурочной деятельности 8 кл МАТЕМАТИКА ВОКРУГ НАС для ЗНАНИО.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по математике

для 8 класса

«Математика вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Пояснительная записка

Направленность образовательной программы по внеурочной деятельности:

                          Данная программа разработана на основе следующих документов:

1)                 Федеральный Закон  Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»

2)                 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 (интернет-ресурс:  http://window.edu.ru/resource/768/72768)

 

                 Программа внеурочной деятельности - образовательная программа социально-педагогической направленности, предмет изучения – математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

                   Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру детей 8 класса.

                   Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что:

1.      дети добровольно выбирают занятия математикой;

2.      познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;

3.      созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.

Актуальность программы:

          Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

          Предлагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом учащихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку учащихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление. Ценность программы определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Школьники учатся ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи  с непривычным для них математическим содержанием.  Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.                              

     Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и  сложившейся  методикой  обучения,  рассчитаны  на  так  называемого  «среднего»  ученика.  Однако  уже  с  первых  классов  начинается  расслоение  коллектива  учащихся  на  тех,  кто  легко  и  с  интересом  усваивают  программный  материал  по  математике;  на   тех,  кто  добивается  при  изучении  материала  лишь  удовлетворительных  результатов, и  тех,  кому  успешное  изучение  математики  дается  с  большим  трудом. Это  приводит  к  необходимости  индивидуализации  обучения  математике  в  системе  урочных  и  внеклассных  занятий.

                 В  то  же  время,  с  помощью  продуманной  системы  внеурочных  занятий,  можно  значительно  повысить  интерес  школьников  к  математике.   Разнообразные  формы  внеурочных  занятий  открывают  большие  возможности  в  этом  направлении.

            Новизна программы:

Новизна  программы: состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.            Новизна программы состоит в том, что она содержит тему  «Комбинаторика» из блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».                                                                                       

Педагогическая целесообразность программы:

  Педагогическая целесообразность в том, что основными принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

 

Цель и задачи программы:

    Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

   Достижение этой цели обеспечено посредством решения следущих задач:

  1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
  2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
  3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
  4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебой и научно-популярной литературой.
  5. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.
  6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
  7. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокоеизучение познавательных интересов и запросов школьников.
  8. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса.

 

Математическая подготовка на занятиях по внеурочной деятельности призвана решить следующие задачи обучения:

Обучающие задачи

-        учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;

-        учить быть критичными слушателями;

-        учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;

-        учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;

-       учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.

-        изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;

-         демонстрировать высокий уровень предметных умений;

-         достигать более высоких показателей в основной учебе;

-         синтезировать знания.

 

Развивающие задачи

-   повышать интерес к математике;

-   развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;

-   развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;

-   развивать эмоциональную отзывчивость

-  развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.

 

Воспитательные задачи

- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;

- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления;  развивать пространственное воображение;

- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;

-   воспитывать трудолюбие;

-   формировать систему нравственных межличностных отношений;

-   формировать доброе отношение друг к другу.

 

Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.

Отличительные  особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих авторских образовательных программ:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

 

 

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Образовательная программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» рассчитана на один год обучения.  Общее количество часов – 34 часа . Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Формы проведения и режим занятий:

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.

Занятия учебных групп проводятся:

1 занятие в неделю по 40 минут.

Основными формами образовательного процесса являются:

-  практико-ориентированные учебные занятия;

-  творческие мастерские;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).


Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

·  простое наблюдение,

·  проведение математических игр,

·  опросники,

·  анкетирование

·  психолого-диагностические методики.

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

·  занятия-конкурсы на повторение практических умений,

·  занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

·  самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

·  участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

·  результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

·  активность,

·  аккуратность,

·  творческий подход к знаниям,

·  степень самостоятельности в их решении и выполнении и т. д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- - давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

·  игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

·  собеседования (индивидуальное и групповое),

·  опросников,

·  тестирования,

·  проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

           

                        По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач;

• умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.

            Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.                                             

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы;  творческие работы учащихся; контрольные задания.

   В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:

·           решения  разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения

·           исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения

·           ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации

·           поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематический план

8 класс (34 часа)

 

занятия

Наименование темы

Кол-во часов

Дата по плану

дата

по факту

 

I. Решение олимпиадных задач

7

 

 

1

Олимпиадные задачи, их особенности.

1 час

 

 

2

Математические софизмы, фокусы и головоломки.

1 час

 

 

3

Простейшие преобразования графиков

1 час

 

 

4

Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи.

1 час

 

 

5

Системы уравнений и методы их решения.

1 час

 

 

6

Головоломки в картинках.

1 час

 

 

7

Судоку. Японская головоломка.

1 час

 

 

 

 

II. Алгебраические задачи

9  часов

 

 

8

Задачи на равномерное движение.

1 час

 

 

9

Задачи на расход материалов и денежных средств.

1 час

 

 

10

Решение задач с помощью уравнений

1 час

 

 

11

Решение задач на проценты

1 час

 

 

12

Старинные задачи.

1 час

 

 

13

Задачи с числовыми великанами.

1 час

 

 

14

Решение задач с помощью системы уравнений.

1 час

 

 

15

Простейшие преобразования графиков.

1 час

 

 

16

Классические задачи

1 час

 

 

 

 

III. Занимательная геометрия

9 часов

 

 

17

Простейшие геометрические задачи

1 час

 

 

18

Геометрия в лесу. Геометрия у реки.

 Решение задач.

1 час

 

 

19

Геометрия в открытом поле. Площадь участка.

1 час

 

 

20

Геометрия в дороге. Решение  задач.

1 час

 

 

21

Походная тригонометрия без формул и таблиц. Где небо с землёй сходится.

1 час

 

 

22

Между делом и шуткой в геометрии.

1 час

 

 

23

Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия.

1 час

 

 

24

Платоновы тела в геометрических задачах

1 час

 

 

25

 Конкурс на составление задач

1 час

 

 

 

 

IV. Живая геометрия

9 часов

 

 

26

 Освоение инструментов программы

1 час

 

 

27

Выделение объектов. Перетаскивание объектов.

1 час

 

 

28

Знакомство с Меню ”Вид», с Меню “Измерения” (измерение длин отрезков, углов и площадей, вычисление периметра) .

1 час

 

 

29

Построение отрезка, середины отрезка.
Построение лучей, прямых. Решение задач.

1 час

 

 

30

Построение пересечений. Построение и измерение углов Построение биссектрисы угла..

1 час

 

 

31

Построение окружностей,  дуг. Построение круга, сектора, сегмента.
Построение многоугольников. Решение задач.

1 час

 

 

32

Построение рисунков по заданным координатам.

1 час

 

 

33

Орнаменты и рисунки.

1 час

 

 

34

Выполнение собственной творческой работы

1 час

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

                  Литература и средства обучения:

 

 

1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.Просвещение, 1971

2. Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: Пособие для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год

3. Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.

4. Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.

5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.

6. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.

7. Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2007 год.

8. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.

9. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2005 год.

10. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.

11. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся VVI классов. М.МИРОС, 1995 год.

12. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное посбие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.

13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по математике для 8 класса «Математика вокруг нас»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по математике для 8 класса «Математика вокруг нас»

Пояснительная записка Направленность образовательной программы по внеурочной деятельности:

Пояснительная записка Направленность образовательной программы по внеурочной деятельности:

Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий

Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий

Обучающие задачи - учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления; - учить быть критичными слушателями; - учить грамотной математической речи, умению обобщать и…

Обучающие задачи - учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления; - учить быть критичными слушателями; - учить грамотной математической речи, умению обобщать и…

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: · занятия-конкурсы на повторение практических умений, · занятия на повторение и…

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: · занятия-конкурсы на повторение практических умений, · занятия на повторение и…

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т

Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т

Календарно-тематический план 8 класс (34 часа) № занятия

Календарно-тематический план 8 класс (34 часа) № занятия

Геометрия в лесу. Геометрия у реки

Геометрия в лесу. Геометрия у реки

Л итература и средства обучения: 1

Л итература и средства обучения: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020