|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по математике
для 8 класса
«Математика вокруг нас»
Пояснительная записка
Направленность образовательной программы по внеурочной деятельности:
Данная программа разработана на основе следующих документов:
1) Федеральный Закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N1897 (интернет-ресурс: http://window.edu.ru/resource/768/72768)
Программа внеурочной деятельности - образовательная программа социально-педагогической направленности, предмет изучения – математика. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Данная математическая программа предназначена для реализации в системе дополнительного образования. Данная программа предполагает систему творческого развития. Данная программа является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру детей 8 класса.
Данная программа отличается от урочной и факультативной систем изучения математики тем, что:
1. дети добровольно выбирают занятия математикой;
2. познавательный процесс становится непрерывным и не ограничен рамками урока;
3. созданы условия для системного развития творческих способностей детей в математике.
Актуальность программы:
Актуальность данной программы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Предлагаемая программа основывается на систематической организации внеклассной работы со значительным числом учащихся – в тесной связи с новым содержанием обучения по современным программам и учебникам математики. Используемый здесь учебно-методический материал призван повысить математическую подготовку учащихся средней школы и развить их самостоятельное творческое мышление. Ценность программы определяется разнообразием тематики и методов решения задач, новизной по отношению к содержанию урока математики в классе. Школьники учатся ориентироваться в незнакомых ситуациях и областях, решать задачи с непривычным для них математическим содержанием. Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике; на тех, кто добивается при изучении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики дается с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике в системе урочных и внеклассных занятий.
В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий, можно значительно повысить интерес школьников к математике. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении.
Новизна программы:
Новизна программы: состоит в том, чтобы расширить зону ближайшего развития ребёнка и последовательно перевести её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. Новизна программы состоит в том, что она содержит тему «Комбинаторика» из блока «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей».
Педагогическая целесообразность программы:
Педагогическая целесообразность в том, что основными принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Цель и задачи программы:
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следущих задач:
Математическая подготовка на занятиях по внеурочной деятельности призвана решить следующие задачи обучения:
Обучающие задачи
- учить способам поиска цели деятельности, её осознания и оформления;
- учить быть критичными слушателями;
- учить грамотной математической речи, умению обобщать и делать выводы;
- учить добывать и грамотно обрабатывать информацию;
- учить брать на себя ответственность за обогащение своих знаний, расширение способностей путем постановки краткосрочной цели и достижения решения.
- изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы в современной науке;
- демонстрировать высокий уровень предметных умений;
- достигать более высоких показателей в основной учебе;
- синтезировать знания.
Развивающие задачи
- повышать интерес к математике;
- развивать мышление в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развивать навыки успешного самостоятельного решения проблемы;
- развивать эмоциональную отзывчивость
- развивать умение быстрого счёта, быстрой реакции.
Воспитательные задачи
- воспитывать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения;
- формировать мировоззрение учащихся, логическую и эвристическую составляющие мышления, алгоритмического мышления; развивать пространственное воображение;
- формировать умения строить математические модели реальных явлений, анализировать построенные модели, исследовать явления по заданным моделям, применять математические методы к анализу процессов и прогнозированию их протекания;
- воспитывать трудолюбие;
- формировать систему нравственных межличностных отношений;
- формировать доброе отношение друг к другу.
Программа опирается на применение информационно-коммуникативных технологий.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих авторских образовательных программ:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» рассчитана на один год обучения. Общее количество часов – 34 часа . Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы проведения и режим занятий:
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части.
Занятия учебных групп проводятся:
1 занятие в неделю по 40 минут.
Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
· простое наблюдение,
· проведение математических игр,
· опросники,
· анкетирование
· психолого-диагностические методики.
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
· занятия-конкурсы на повторение практических умений,
· занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
· самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
· участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
· результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
· активность,
· аккуратность,
· творческий подход к знаниям,
· степень самостоятельности в их решении и выполнении и т. д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- - давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
· игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
· собеседования (индивидуальное и групповое),
· опросников,
· тестирования,
· проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
По окончании обучения учащиеся должны знать и уметь:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач;
• умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач.
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся проводится в процессе защиты практико-исследовательских работ, опросов, выполнения домашних заданий (выполнение на добровольных условиях, т.е. по желанию и в зависимости от наличия свободного времени) и письменных работ.
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговый контроль осуществляется в формах: практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания.
В ходе проведения занятий следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся овладели умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобрели опыт:
· решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения
· исследовательской деятельности, проведения экспериментов, обобщения
· ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации
· поиска, систематизации, анализа, классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Календарно-тематический план
8 класс (34 часа)
№ занятия |
Наименование темы |
Кол-во часов |
Дата по плану |
дата по факту |
|
I. Решение олимпиадных задач |
7 |
|
|
1 |
Олимпиадные задачи, их особенности. |
1 час |
|
|
2 |
Математические софизмы, фокусы и головоломки. |
1 час |
|
|
3 |
Простейшие преобразования графиков |
1 час |
|
|
4 |
Элементы теории множеств и математической логики. Логические задачи. |
1 час |
|
|
5 |
Системы уравнений и методы их решения. |
1 час |
|
|
6 |
Головоломки в картинках. |
1 час |
|
|
7 |
Судоку. Японская головоломка. |
1 час |
|
|
|
II. Алгебраические задачи |
9 часов |
|
|
8 |
Задачи на равномерное движение. |
1 час |
|
|
9 |
Задачи на расход материалов и денежных средств. |
1 час |
|
|
10 |
Решение задач с помощью уравнений |
1 час |
|
|
11 |
Решение задач на проценты |
1 час |
|
|
12 |
Старинные задачи. |
1 час |
|
|
13 |
Задачи с числовыми великанами. |
1 час |
|
|
14 |
Решение задач с помощью системы уравнений. |
1 час |
|
|
15 |
Простейшие преобразования графиков. |
1 час |
|
|
16 |
Классические задачи |
1 час |
|
|
|
III. Занимательная геометрия |
9 часов |
|
|
17 |
Простейшие геометрические задачи |
1 час |
|
|
18 |
Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Решение задач. |
1 час |
|
|
19 |
Геометрия в открытом поле. Площадь участка. |
1 час |
|
|
20 |
Геометрия в дороге. Решение задач. |
1 час |
|
|
21 |
Походная тригонометрия без формул и таблиц. Где небо с землёй сходится. |
1 час |
|
|
22 |
Между делом и шуткой в геометрии. |
1 час |
|
|
23 |
Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия. |
1 час |
|
|
24 |
Платоновы тела в геометрических задачах |
1 час |
|
|
25 |
Конкурс на составление задач |
1 час |
|
|
|
IV. Живая геометрия |
9 часов |
|
|
26 |
Освоение инструментов программы |
1 час |
|
|
27 |
Выделение объектов. Перетаскивание объектов. |
1 час |
|
|
28 |
Знакомство с Меню ”Вид», с Меню “Измерения” (измерение длин отрезков, углов и площадей, вычисление периметра) . |
1 час |
|
|
29 |
Построение отрезка,
середины отрезка. |
1 час |
|
|
30 |
Построение пересечений. Построение и измерение углов Построение биссектрисы угла.. |
1 час |
|
|
31 |
Построение
окружностей, дуг. Построение круга, сектора, сегмента. |
1 час |
|
|
32 |
Построение рисунков по заданным координатам. |
1 час |
|
|
33 |
Орнаменты и рисунки. |
1 час |
|
|
34 |
Выполнение собственной творческой работы |
1 час |
|
|
Литература и средства обучения:
1. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.Просвещение, 1971
2. Генкин С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: Пособие для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год
3. Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.
4. Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.
5. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
6. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.
7. Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом Первое сентября, 2007 год.
8. Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6 классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.
9. Соколова И.В. Математический кружок в VI классе. Краснодар 2005 год.
10. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
11. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.
12. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное посбие для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.
13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.