Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс «Путь к грамотности» предназначен для работы с учащимися 4 классов, желающими освоить формы и методы проектной деятельности путем исследования понятий и явлений русского языка.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность и результативность обучения младших школьников в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, является проектная деятельность. Проектное обучение способствует формированию умений самостоятельно добывать
новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, формулировать задачи, решать их, делать выводы и умозаключения. Научить процессу «думать», выстраивать последовательность логичных рассуждений, наиболее
эффективно в проектной деятельности.
Данный курс представляет собой серию проектных задач и имеет практический характер. В нем рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач на разных этапах начального образования.
Программа является наиболее актуальной, так как в большей мере обеспечивает развитие у учащихся интеллектуальных общеучебных умений, необходимых для дальнейшей самореализациии формирования личности, поэтому она имеет
общеинтеллектуальную направленность.
Программа внеурочной деятельности способствует формированию общей культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию; она направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укреп-
ление здоровья обучающихся. Личность ученик становится центром внимания учителя.
Прослеживается преемственность содержания программы учебного курса с важнейшими нормативными документами, такими, как национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Конвенция ООН о правах ребенка,Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Программа «Путь к грамотности» является авторским оригинальным законченным курсом обучения проектной деятельности по русскомуязыку и предлагается в качестве альтернативы для реализации внеурочной деятельности.
Принципы, подходы, педагогическая целесообразность и актуальность программы внеурочной деятельности обусловлены важностью создания условий для всего процесса обучения младших школьников через проектную деятельность. Это средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей,
основной канал социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения другим школьным предметам. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе нацио-
нального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируются позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
Программа составлена с учетом требований Федеральных государственных стандартов начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Цели и основные задачи курса
Цели:
• формировать у учащихся умение осуществлять проектную деятельность как самостоятельно, так и в группе, определять значимые проблемы и решать их;
• обучать детей разным способам поиска материала и разным видам исследования;
• развивать у учащихся творческие способности, пробуждать интерес к исследовательской деятельности.
Основные задачи:
• развитие логического мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
• развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
• развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятий, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
• формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать проектные задачи;
• развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
• формирование и развитие коммуникативных умений: общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Место курса «Путь к грамотности» в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю продолжительностью 35-40 минут.
Содержание курса
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта: разнообразие по содержанию и по сложности задач.
Учитывая то, что у учащихся начальной школы велик интерес к игровым формам работы, предлагаются такие дидактические приемы, как «Волшебная незабудка» (каждый лепесток которой — это компонент проекта), веселый мини-тест «Каково ваше мнение?» и т. п.
На развитие мыслительных способностей направлены познавательные игры («Словарное лото», «Я знаю орфограмму», «Крестики-нолики», «Составляй, не зевай!», «Шиворот-навыворот» и др.). Стремление двигаться, что естественно для младшеклассников, особо учтено в проекте «Живые буквы», где детям необходимо в пластических этюдах изобразить алфавит.
Разнообразны творческие продукты проектов:
1.Материальные (макет домика для гласных и согласных, изготовленная в древнерусском стиле первая буква имени, плакат «Королевство предложений»);
2.Интеллектуальные, творческие (акростих, ода, песня о мягком знаке, космическая сказка, сочинение «Письмо другу», стихотворение-синквейн «О русском языке», резюме «Каков я?»);
3. Информационные (паспорт словосочетания, опорный конспект «Однородные члены предложения», компьютерная презентация «Знаки препинания»).
Дежурный библиограф — это роль, которую предлагается давать поочередно детям. Задача дежурного библиографа — заранее подготовившись, помочь педагогу на занятии обучать других работе со справочной литературой, для того чтобы словари и энциклопедии стали в жизни детей привычными и необходимыми книгами. Этот прием носит название «Работа со словарем».
Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В структуру занятий данного курса включен «Интеллектуальный тренинг», позволяющий решать две задачи: повышать образовательный уровень учащихся и создавать комфортные условия для тренировочных упражнений.
Рекомендуется использовать такие формы работы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Важной особенностью курса стала методика, получившая название «школа эйдетики». Это мостик между повышенным уровнем сложности заданий и возможностями младшего школьника. Как показала практика, приемы эйдетики способствуют мягкому переходу с одного уровня сложности на другой. Занимательные задания, игры, двигательные упражнения развивают образную память и мышление. Ассоциации помогают усвоить материал легко, весело, прочно.
В 3 классе вводится обучение азам программы Microsoft Word. Компьютер становится электронным помощником при разработке проектов, приближает младшего школьника к реалиям современной жизни. В 4 классе рекомендуется продолжить обучение работе на компьютере. Программа Microsoft Office PowerPoint позволяет создавать интересные презентации.
После защиты проекта рекомендуется оценивать сформированность мыслительных, информационных, деятельностных, коммуникативных умений учащихся. В ходе самоанализа происходит оценка учащимися своих поступков и переживаний. Для того чтобы помочь школьнику проанализировать свою деятельность, учитель предлагает несложные мини-тесты.
Проектная работа направлена на решение конкретных проблем, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Поскольку область исследований в этом курсе — русский язык, ожидаемым результатом будет грамотная речь школьников (письменная и устная). А также, конечно, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты
Учащиеся 4 класса должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
- осуществлять проектную деятельность
Учебно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п
|
Тема занятий |
Кол-во часов |
Описание примерного содержания занятий |
Дата проведения по плану |
Дата проведения по факту |
|||
|
Раздел «Синтаксис» (10 ч) |
|||||||
1 |
Как прекрасен наш язык! |
1 |
Понятия и этапы, составляющие проект. Цель и задачи итогового проекта «Путь к грамотности». Работа с толковым словарем. Синтаксис — раздел русского языка. Методы исследования: анализ и синтез, индукция, наблюдение. Игры «Что? Где? Когда?», «Что за признак?», «Что за орфограмма?». Создание творческого продукта — стихотворения о русском языке в форме синквейна. |
|
|
|||
2 |
Королевство предложений |
1 |
Эксперимент как метод исследования. Преобразование текста детской песни. Грамматика предложений. Тематика проектов по синтаксису. Создание творческого продукта — плаката «Королевство предложений».
|
|
|
|||
3 |
Виды предложений |
1 |
Разработка группового проекта «Королевство предложений». Опорный конспект «Виды предложений». Цель высказывания, эмоциональная окраска, знаки препинания. Наблюдение как метод познания. Работа с толковым словарем. Презентация материала к проекту в виде песни. Создание творческого продукта — пиктограммы. |
|
|
|||
4 |
Кто здесь главный? |
1 |
Разработка группового проекта «Главные члены предложения». Грамматическая основа предложения. Как использовать анализ, синтез и эксперимент при исследовании. Алгоритм синтаксического разбора предложений. Интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
5 |
Дружба слов |
1 |
Разработка группового проекта «Друзья- словосочетания». Создание информационного продукта — паспорта словосочетаний. Мозговой штурм. Сравнение - метод исследования. Мини- тест, интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
6 |
Дополнение |
1 |
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Дополнение: чем выражено, графическое изображение. Косвенные падежи. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Знайка на Луне». Интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
7 |
Определение |
1 |
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Определение: чем выражено, графическое изображение. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Нарисую грамоту». Государственный символ: флаг, значение цветов российского флага. Групповая работа по толковому, этимологическому словарям, словарю синонимов. Поисковик, интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
8 |
Обстоятельство |
1 |
Разработка группового проекта «Второстепенные члены предложения». Обстоятельство: чем выражено, графическое изображение. Виды обстоятельств. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Русская изба». Работа с толковым словарем. Подготовка к защите проекта, критерии оценки проектной работы. Поисковик, чтение скороговорок.
|
|
|
|||
9 |
Родня в предложении |
1 |
Разработка группового проекта «Однородные члены предложения». Виды однородных членов предложения: чем выражены, графическое изображение. Мозговой штурм. Алгоритм синтаксического разбора. Решение синтаксической задачки «Незнайка в Солнечном городе». Интеллектуальный тренинг, мини-тест. Предзащита проекта. |
|
|
|||
10 |
Защита проектов по синтаксису |
1 |
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: конспектов, плакатов, игр, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. |
|
|
|||
|
Раздел «Пунктуация» (6 ч)
|
|||||||
11 |
Знаки препинания |
1 |
Самоанализ «После защиты проекта». Назначение пунктуации. Тематика проектов по пунктуации. Работа с толковым словарем. Разработка группового проекта «Знаки препинания». Интеллектуальный тренинг.
|
|
|
|||
12 |
Обращение |
1 |
Назначение и алгоритм работы по программе Microsoft Office PowerPoint, компьютерная презентация, слайд, анимация. Разработка группового проекта «Разрешите обратиться!». Роль обращения, постановка знаков препинания. Создание информационного продукта — схем предложений с обращением. Интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
13 |
Как пишут письма? |
1 |
Разработка коллективного проекта «Я к вам пишу». Сбор информации об особенностях написания писем. Правила переписки, план личного письма, приветствие, обращение, поздравительный текст, электронное письмо. Игра «Шиворот- навыворот». Создание творческого продукта — написание письма. |
|
|
|||
14 |
Эксперты предложений |
1 |
Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая основа. |
|
|
|||
15 |
Грамматическое исследование |
1 |
Работа с толковым словарем. Экспертиза предложений. Методы исследования: сравнение, анализ. Мозговой штурм, эксперимент. Решение синтаксической задачки «Новый год в Простоквашино». Простое и сложное предложение, грамматическая основа.
|
|
|
|||
16 |
Защита проектов по пунктуации |
1 |
Защита групповых проектов. Презентация творческих и информационных продуктов: плакатов, компьютерной презентации, сказок. Вопросы проектантам и оценка проектных работ. |
|
|
|||
|
Раздел «Морфология» (18 ч) |
|||||||
17 |
Неутомимые глаголы |
1 |
Самоанализ «После защиты проекта»: мыслительные, информационные, деятельностные, коммуникативные умения. Разработка группового проекта «Неутомимые глаголы», мозговой штурм. Назначение и роль глаголов в речи, обобщение информации на аукционе знаний. |
|
|
|||
18 |
Спряжение глаголов |
1 |
Школа эйдетики, игра на развитие двигательной памяти «Догони зверька», прием ассоциаций. Решение грамматической задачки «Сказка о спряжении глагола», личное окончание глаголов. Интеллектуальный тренинг. Создание творческого продукта — сочинение сценария сказки. |
|
|
|||
19 |
Алгоритм правописания |
1 |
Алгоритм записи безударных окончаний глаголов: инфинитив, суффикс, спряжение, окончание. Мозговой штурм с помощью методов исследования: синтеза и анализа. Создание информационного продукта - таблицы личных окончаний глаголов. Решение орфографической задачки, интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
20 |
Всезнающие существительные |
1 |
Разработка группового проекта «Всезнающие существительные». Морфологические признаки имени существительного: категория рода и числа, общий род. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. |
|
|
|||
21 |
Склонение существительных |
1 |
Разработка мини-проекта «Разносклоняемые имена существительные». Склонение, разносклоняемые имена существительные, начальная форма, падеж. Решение морфологической задачки «Аленький цветочек». Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. |
|
|
|||
22 |
Слово о падежах |
1 |
Работа с толковым словарем. Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Прямой и косвенные падежи. Создание информационного продукта — таблицы падежей и предлогов с помощью метода исследования (наблюдение). Интеллектуальный тренинг.
|
|
|
|||
23 |
Великолепная шестерка падежей |
1 |
Разработка мини-проекта «Слово о падежах». Работа в группах, эксперимент, сбор информации: окончание, склонение, частотность падежей, местный, звательный падежи, письменная, деловая, разговорная, политическая, научная речь. Презентация материала, творческий продукт.
|
|
|
|||
24 |
Слова-помощники |
1 |
Алгоритм правописания безударных окончаний имен существительных; таблицы, формулы, предлоги, слова-помощники. Варианты использования метода дедукции. Интеллектуальный тренинг, творческий продукт. |
|
|
|||
25 |
Морфологический разбор существительного |
1 |
Использование синтеза как метода исследования. Алгоритм морфологического разбора имени существительного: постоянные и непостоянные признаки. Решение морфологической задачки «Веселая ярмарка». Интеллектуальный тренинг, викторина. |
|
|
|||
26 |
Чувствительные прилагательные |
1 |
Беседа об именах прилагательных: признак предмета, главное и зависимое слова, эпитет. Решение морфологической задачки «Что задумано?», «Кто задуман?». Характеристика человека: черты характера, способности, волевые качества, эмоциональное состояние, отношение к людям, делу. Интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
27 |
Полезная краткость |
1 |
Сравнение как метод исследования. Работа с толковым словарем. Краткая и полная форма имен прилагательных. Значение и роль имен прилагательных в предложении. Решение морфологической задачки «Как я хорош!»: резюме, шаблон, качества характера человека. Интеллектуальный тренинг.
|
|
|
|||
28 |
Доброта мягкого знака |
1 |
Анализ и синтез в проекте. Обобщение знаний о мягком знаке: буква «ерь», показатель мягкости, разделительный и грамматический мягкий знак. Презентация знаний в «Песне про мягкий знак». Решение орфографической задачки «Мышка-норушка» в интеллектуальном тренинге. |
|
|
|||
29 |
Суровость твердого знака |
1 |
Роль справочной литературы при разработке проекта. Сбор информации об истории буквы «ер». Поисковик: разделительный твердый знак в пословицах и фразеологизмах. Пластический этюд. Решение орфографической задачки «Заяц Хваста». Интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
30 |
Конкурс «Грамотеи» |
1 |
Самопроверка с помощью мини-теста: проблема, тема, цель, задачи проекта, гипотеза исследования. Значение категорий и понятий изученных разделов русского языка для грамотности. Интеллектуальный тренинг. |
|
|
|||
31 |
Путь к грамотности |
1 |
Самопроверка с помощью мини-теста: поиск информации, продукт проекта. Алгоритм орфографической и пунктуационной грамотности. |
|
|
|||
32 |
Подготовка к защите проекта |
1 |
Самопроверка с помощью мини-теста: презентация проекта, выступление. Беседа: интересные факты о письменности и книгах. Подготовка к защите проекта. |
|
|
|||
33 |
Защита проекта |
1 |
Защита итогового проекта. Презентация творческих и информационных продуктов (спектакль, компьютерная презентация, плакаты, поделки, справочное пособие, созданное учащимися). Вопросы проектантам и оценка проектных работ. |
|
|
|||
34 |
Лингвистические посиделки |
1 |
Самоанализ «После защиты проекта». Конкурс чтецов «Язык, великолепный наш язык». Подведение итогов изучения курса «Путь к грамотности». |
|
|
|||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.