Рабочая программа внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 4 класс.

  • doc
  • 25.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала учусь создавать проект 4 КЛ.doc


Пояснительная записка.

Рабочая программа по  по внеурочной деятельности (Научно-познавательная

направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе  следующих нормативно-правовых документов:      

- Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.9 (ст.7,9,32)

- Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального  общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 декабря 2010 г. №373, зарегистрирован Минюстом  России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер17785)

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования № 345 от 28.12.2018 г

- авторской программы авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/.

-Основной образовательной  программы НОО МБОУ «Лицей №121», утвержденной приказом №254-а от 31.05.2019

-Положения о рабочей программе от 30.05.2018 №183

-годового календарного графика на 2019/2020 учебный год

-учебного плана лицея на 2019/2020 учебный год

   

 

Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде

всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и

склонностей каждого школьника.

 

Цель программы :

-        развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов, формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи курса:

-        развивать самостоятельность ребенка, способность к самообразованию;

-        обучать умению планирования своей работы;

-        закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями;

-        создать условия к саморазвитию учащихся;

-        развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы ;

-        развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;

-        расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта;

-        воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора пректа;

-        воспитывать чувства самоконтроля,рефлексии.

 

 

Предметные, метапредметные и личностные результаты

освоения курса «Учусь создавать проект»

 

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть

сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему

получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

• Целеполагать (ставить и удерживать цели);

• Планировать (составлять план своей деятельности);

• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все

существенное и главное);

• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать

свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

 

Личностные универсальные учебные действия

 

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том

числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе  критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

 

- планировать свои действия (в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

 

Познавательные универсальные учебные действия

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

-использовать знаки,символы,модели,схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-оперировать такими понятиями,как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;

-видеть проблему,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать  умозаключения и выводы, аргументировать ( защищать) свои идеи .

 

 

 

 

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

 

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

 

Содержание  учебного курса

 

   Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной

образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие

программы начального образования включают проектную деятельность в содержание

различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.

Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской

деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской

деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,

личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи

формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и

систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию

следующих принципов:

- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и

целостности образования в целом;

- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального

самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- системность организации учебно-воспитательного процесса;

- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

Этапы проектно-исследовательской деятельности:

 

Развитие исследовательских способностей

 

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

 

Самостоятельная работа над проектом

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного. Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
 

Оценка успешности проектной деятельности

Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим,  и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование для 4 класса

 

№ задания

Тема

Кол-во

часов

Сроки

проведе

ния

1

Твои новые интересы и увлечения.

1

02.09-07.09

2

Виды проектов.

1

09.09-14.09

3

Исследовательско-творческий проект.

1

16.09-21.09

4

Творческий проект.

1

23.09-28.09

5

Ролево-игровой проект.

1

30.09-05.10

6

Ролево-игровой проект.

1

07.10-12.10

7

Исследовательский  проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.

1

14.10-19.10

8

Исследовательский  проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.

1

21.10-26.10

9

Информационно-исследовательский  проект.

1

04.11-09.11

10

Информационно-исследовательский  проект.

1

11.11-16.11

11

Информационно- ориентированный   проект.

1

18.11-23.11

12

Практико-ориентированный   проект.

1

25.11-30.11

13

Монопредметный проект.

1

02.12-07.12

14

Монопредметный проект.

1

09.12-14.12

15

Межпредметный проект.

1

16.12-21.12

16

Виды презентационных проектов

1

23.12-28.12

17

Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции

1

13.01-18.01

18

Вид презентации проекта в рамках научной конференции

1

20.01-25.01

19

Правильная подготовка презентации к проекту

1

27.01-01.02

20

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

1

03.02-08.02

21

Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления

1

10.02-15.02

22

Работа с Памяткой по составлению спмска использованной литературы во время работы над проектом.

1

17.02-22.02

23

Работа с Памяткой по составлению спмска использованной литературы во время работы над проектом.

1

24.02-29.02

24

Типичные ошибки проектантов.

1

02.03-07.03

25

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся.

1

09.03-14.03

26

Программа ММР. Формирование умения в работе с диаграммой.

1

16.03-21.03

27

Программа ММР. Формирование умения в работе с таблицей.

1

30.03-04.04

28

Практическая работа.

1

06.04-11.04

29

Тестирование.Самоанализ.Рефлексия.

1

13.04-18.04

30

Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации.

1

20.04-25.04

31

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

1

27.04-02.05

32

Твои впечатления от работы над проектом.

1

04.05-09.05

33

Пожелания будущим проектантам

1

11.05-16.05

34

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.( Руководителю проекта и так далее).

1

18.05-23.05

35

Советы Мудрого Дельфина на лето.

1

25.05-30.05

 

Всего

35