Пояснительная записка.
Рабочая программа по по внеурочной деятельности (Научно-познавательная
направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 1 – 4 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ.9 (ст.7,9,32)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 декабря 2010 г. №373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрационный номер17785)
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного, среднего общего образования № 345 от 28.12.2018 г
- авторской программы авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/.
-Основной образовательной программы НОО МБОУ «Лицей №121», утвержденной приказом №254-а от 31.05.2019
-Положения о рабочей программе от 30.05.2018 №183
-годового календарного графика на 2019/2020 учебный год
-учебного плана лицея на 2019/2020 учебный год
Курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде
всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
Цель программы :
- развитие навыков использования разных источников информации для создания проектов, формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.
Задачи курса:
- развивать самостоятельность ребенка, способность к самообразованию;
- обучать умению планирования своей работы;
- закреплять и углублять знания и умения учащихся при работе с проектными технологиями;
- создать условия к саморазвитию учащихся;
- развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы ;
- развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта;
- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора пректа;
- воспитывать чувства самоконтроля,рефлексии.
Предметные, метапредметные и личностные результаты
освоения курса «Учусь создавать проект»
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть
сформированы следующие способности:
• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему
получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
• Целеполагать (ставить и удерживать цели);
• Планировать (составлять план своей деятельности);
• Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все
существенное и главное);
• Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
• Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия (в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
-использовать знаки,символы,модели,схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-оперировать такими понятиями,как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;
-видеть проблему,ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать ( защищать) свои идеи .
Коммуникативные универсальные учебные действия
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Содержание учебного курса
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно- исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной
образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие
программы начального образования включают проектную деятельность в содержание
различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию
следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Этапы проектно-исследовательской деятельности:
Развитие исследовательских способностей
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Самостоятельная работа над проектом
Основное
содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и
выполнение творческих проектов. Этот этап выступает в качестве основного.
Занятия в рамках этого этапа выстроены так, что степень самостоятельности ребенка
в процессе проектно-исследовательской деятельности постепенно возрастает.
Оценка успешности
проектной деятельности
Эта часть программы меньше других по объему, но она также важна, как и две предыдущие. Оценка успешности включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач проектно-исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим, и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Тематическое планирование для 4 класса
№ задания |
Тема |
Кол-во часов |
Сроки проведе ния |
1 |
Твои новые интересы и увлечения. |
1 |
02.09-07.09 |
2 |
Виды проектов. |
1 |
09.09-14.09 |
3 |
Исследовательско-творческий проект. |
1 |
16.09-21.09 |
4 |
Творческий проект. |
1 |
23.09-28.09 |
5 |
Ролево-игровой проект. |
1 |
30.09-05.10 |
6 |
Ролево-игровой проект. |
1 |
07.10-12.10 |
7 |
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. |
1 |
14.10-19.10 |
8 |
Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой. |
1 |
21.10-26.10 |
9 |
Информационно-исследовательский проект. |
1 |
04.11-09.11 |
10 |
Информационно-исследовательский проект. |
1 |
11.11-16.11 |
11 |
Информационно- ориентированный проект. |
1 |
18.11-23.11 |
12 |
Практико-ориентированный проект. |
1 |
25.11-30.11 |
13 |
Монопредметный проект. |
1 |
02.12-07.12 |
14 |
Монопредметный проект. |
1 |
09.12-14.12 |
15 |
Межпредметный проект. |
1 |
16.12-21.12 |
16 |
Виды презентационных проектов |
1 |
23.12-28.12 |
17 |
Вид презентации проекта как отчет участников исследовательской экспедиции |
1 |
13.01-18.01 |
18 |
Вид презентации проекта в рамках научной конференции |
1 |
20.01-25.01 |
19 |
Правильная подготовка презентации к проекту |
1 |
27.01-01.02 |
20 |
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления |
1 |
03.02-08.02 |
21 |
Работа с Памяткой при подготовке публичного выступления |
1 |
10.02-15.02 |
22 |
Работа с Памяткой по составлению спмска использованной литературы во время работы над проектом. |
1 |
17.02-22.02 |
23 |
Работа с Памяткой по составлению спмска использованной литературы во время работы над проектом. |
1 |
24.02-29.02 |
24 |
Типичные ошибки проектантов. |
1 |
02.03-07.03 |
25 |
Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся. |
1 |
09.03-14.03 |
26 |
Программа ММР. Формирование умения в работе с диаграммой. |
1 |
16.03-21.03 |
27 |
Программа ММР. Формирование умения в работе с таблицей. |
1 |
30.03-04.04 |
28 |
Практическая работа. |
1 |
06.04-11.04 |
29 |
Тестирование.Самоанализ.Рефлексия. |
1 |
13.04-18.04 |
30 |
Использование ресурсов Интернета при подготовке презентации. |
1 |
20.04-25.04 |
31 |
Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев. |
1 |
27.04-02.05 |
32 |
Твои впечатления от работы над проектом. |
1 |
04.05-09.05 |
33 |
Пожелания будущим проектантам |
1 |
11.05-16.05 |
34 |
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.( Руководителю проекта и так далее). |
1 |
18.05-23.05 |
35 |
Советы Мудрого Дельфина на лето. |
1 |
25.05-30.05 |
|
Всего |
35 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.