Рабочая программа
внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС (5 класс) «Мой двор»
Пояснительная записка.
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Новые стандарты регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения, определяют уклад школьной жизни.
Новые стандарты ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Ведущей компонентой стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ: предметным, метапредметным, личностным.
В информационном обществе на первый план выходят не знания, а умения ими пользоваться. Наш выпускник по окончании школы в современном обществе должен быть успешен. А это значит, что наш выпускник должен соответствовать портрету выпускника школы, определенного ФГОС.
Научная идея, цель создания модели воспитательной системы класса - помочь каждому ученику стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.
В настоящее время на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. В этом немаловажную роль играет организация внеурочной деятельности в классе. Личность ребенка, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по новому строить и воспитательную работу с учащимися, Особенностью данной программы внеурочной деятельности «Мой двор» становится то, что ученики являются субъектом учебной и воспитательной деятельности за счет их участия в исследовательской и проектной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности с родителями.
Результатом такой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний и способов деятельности.
Целью проектной деятельности «Мой двор» является создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей и детей.
Задачи программы:
· Формирование представлений об исследовательской деятельности как основном способе учебной и воспитательной деятельности;
· Обучение знаниям проведения исследовательской работы;
· Развитие коммуникативных навыков;
· Формирование навыков сбора информации;
· Формирование навыков оформления собранной информации;
· Формирование навыков выступлений перед аудиторией.
Программа проектной деятельности кружка «Мой двор» рассчитана на один год (6 класс). Основное направление воспитания – социализация. Происходит воспитание гражданина, патриота своей малой Родины, воспитание семейных отношений, экологическое и общекультурное воспитание.
Создав программу «Мой двор», я нашла, как мне кажется, очень удобный вариант личностно-ориентированной совместной и самостоятельной деятельности детей, учителей и родителей. Дети при таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Я успешно внедряю новые подходы в воспитании, а родители могут участвовать в жизни класса тогда, когда у них есть желание и возможность войти в нашу «открытую систему». Таким инструментом взаимодействия для нас стала проектная деятельность «Мой двор». Она позволяет не только развивать свободную творческую личность, но и оформить деятельность ее в виде «культурно значимого продукта», помогает развивать свою познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом. Родителям дается возможность прожить вместе с ребенком радостные моменты его «открытий», помогает созданию в семье общих интересов, дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим. Ребята с удовольствием идут в школу. Важно, что совместная деятельность взрослых и детей развивает уверенность в своих силах, способностях, гордость за своих родителей. Психическое и физическое здоровье всегда в норме.
Актуальность проектной деятельности в условиях новой школы не оспорима. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, одно из условий реализации основной общеобразовательной программы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный и деятельностный подходы к развитию личности.
Основные направления воспитательной компоненты:
Социальное - способствует осознанному принятию основных социальных ролей, соответствующих детско-подростковому возрасту в классе, в семье, в обществе, формированию собственного стиля поведения, взаимодействию со сверстниками, старшими, младшими, родителями, усвоению опыта позитивного социального поведения, норм и правил общественного поведения.
Общеинтеллектуальное - дает понимание необходимости и важности образования и самообразования, необходимости знаний для развития личности человека и общества, их роли в жизни, труде и творчестве, развивает умение заниматься разнообразными видами деятельности. Представлено программой научного общества учащихся и программами кружков внеурочной деятельности.
Общекультурное – воспитывает ценностное отношение к прекрасному, прививает эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развивает способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, в общественной жизни.
Принципы организации внеурочной деятельности:
- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности класса;
- опора на ценности воспитательной системы воспитательной модели класса;
- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Ожидаемые результаты реализации программы:
У ребят должны сформироваться умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезы, навыки сбора и обработки информации, правильное оформление полученной информации, Понимать терминологию в области исследования. Выработать умения по представлению созданной работы.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Программа построена логически от овладения учащимися основ исследовательской деятельности к изучению составных частей исследования. Занятия в кружке учат детей наблюдать, активно мыслить, вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Проектная деятельность «Мой двор» предполагает участие в кружке всех ребят класса. Проекты, созданные детьми – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, формирование личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной общеобразовательной программы общего образования.
Результатами совместной с родителями деятельности детей должны стать- личностно или общественно значимый продукт: макет своего двора, презентация «Мои любимые уголки двора», фотоальбом «Моя семья», альбом «Это- я», кормушки для птиц, презентация «Кому во дворе зимой нужна моя помощь?», сочинения про мам, видеоролик «Наши мамы», концерты для мам, бабушек, пожилых людей села, выставка рисунков о маме, Альбом памяти, посвященный участникам ВОВ, детям войны и труженикам тыла, членов семей класса, выступления на конференциях.
Особенностью кружка «Мой двор» является их направленность на обучение детей приемам совместной деятельности с родителями в ходе реализации проектов.
Учащиеся приобретают умения: исследовательские, социального воздействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские.
Формы проведения занятий: групповые, парные, индивидуальные, привлечение родителей. Занятия проводятся раз в месяц в кабинете №20, библиотеке, во дворах детей. Проектная деятельность предполагает наблюдение, сбор информации, экскурсии, встречи с семьями, другие мероприятия. Сбор информации предусматривает использование интернета, СМИ, энциклопедий, справочников, красной Книги России и Красной Книги Коми республики, воспоминания членов семей, архивные документы МО «Прилузский».
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии;
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
· с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
· с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
· с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.
· с уроками истории, знакомство с родословной семьи, создание «Альбома памяти» (участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
· основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
· понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
· основные источники информации;
· правила оформления списка использованной литературы;
· правила классификации и сравнения,
· способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
· источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
· правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
· выделять объект исследования;
· разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
· выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
· анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
· работать в группе;
· работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
· пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
· планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
· работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные.
У учеников будут сформированы:
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
· способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные
Ученик научится:
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
· проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
· осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
· осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
· осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Ученик научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
· учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
· аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
· осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
· адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Место проектной деятельности «Мой двор» в учебном плане.
Программа «Мой двор» создана на основе требований ФГОС ОООП. Курс входит в общую программу воспитания школы и воспитания внеурочной деятельности класса
Календарный план реализации программы кружка для 5 класса «Мой двор»
Срок реализации проекта |
Название проекта |
Формы деятельности |
Участники |
Значимый продукт |
Сентябрь- октябрь |
Проект «Мой двор» |
-Понятия «Проект», «Исследовательская работа» «Презентация» - Презентации двора «Мой любимый уголок».
-Защита презентаций.
-
Изготовление моделей дворов. |
Обучающиеся класса, родители. |
-
Презентации «Мой двор»
-Мини конференция, защита презентаций «Мой двор» -Выставка модели дворов |
Ноябрь |
Творческая работа «Моя родословная». |
-Знакомство с понятиями «Родословная», «генеалогическое дерево» -Составление эмблемы моей семьи. -Составление родословной семьи. Самопредставление: «Это – я». Пишут о себе в форме рассказа, стихов и т.д. -Написание сочинений про маму ко Дню мам.
-Выставка портретов мам. |
Классный руководитель, дети и их родители. |
-
Эмблема семьи. Родословная семьи
Коллективный альбом «Это – я».
Выставка рисунков «Вот моя мама». |
Декабрь |
Круглый стол «Профессии моих родителей»
Родительское собрание на тему: «Традиции семьи».
Совместное празднование нового года в классе. |
-Составление плана действий
-Сбор информации.
-Составление мини альбома о профессиях родителей.
-Анкетирование родителей и детей.
-Описание одного из праздников, проводимых в семье.
-Подготовка сценария праздника, проведение праздника. |
Обучающиеся класса, родители. |
Мини альбом «Профессии моих родителей»
Анкеты родителей и детей
Презентация семейного праздника. Сценарий праздника, фотографии праздника |
Январь |
Проект – кормушка: «Кому нужна моя помощь зимой?» |
Составление плана действий изготовления кормушки
-Презентация «Птицы моего двора зимой»
-Изготовление кормушек.
-Защита проектов. |
Обучающиеся, родители. |
Модели кормушек.
Презентация «Птицы моего двора» |
Февраль |
«Животные моего двора».
Родительское собрание: «Роль папы в семье» |
-Составление плана реализации проекта.
-Презентация животных моего двора.
-Рассказ о животных (история появления животного в семье, уход за животными, необходимая техника для ухода за животными, составление рекламы животного)
Анкетирование пап. |
Обучающиеся, родители
Папы. |
Презентации «Животные моего двора»
Рассказ про животного.
Рекламные щиты про животного (стихи, высказывания)
Сценарий собрания |
Март. |
Марафон Милосердия. |
Поздравление бабушек. Чаепитие в классе. Концертная программа. Игра «Угадай мелодию» |
Бабушки, дети класса д |
Сценарий «Угадай мелодию» с использованием ИКТ. |
Апрель-май |
Проект «Великая Отечественная война в семьях обучающихся класса» |
-Сбор информации об участниках ВОВ, тружениках тыла и детях войны с целью составления коллективного Альбома памяти «Великая Отечественная война в семьях моих одноклассников».-Участие в конференции клуба «Эврика» с работами о ВОВ.-Участие в районном конкурсе «Незабудка».-Участие в республиканском конкурсе, посвященном ВОВ. |
Родители, дети. |
Альбом памяти.Иевлев Евгений, Балтримас Влада |
Июнь |
Исследовательская работа «Что находится на моей улице» |
-В составе ДОЛ «Звездный».-Постановка цели работы,-Составление плана действий.-Сбор информации, фотографирование, составление схем работы.-Оформление работы-Выступление, выводы. |
Родители, дети, классный руководитель. |
Исследовательская работа ребят. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
· Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
· Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
· Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
· Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Интернет ресурсы:
· nsportal.ru›Школа›Технология›-u-shkolnikov-opyta
· internet-konfweb202011.blogspot.ru›2012/02/blog-Проектная и исследовательская деятельность на уроках
· myshared.ru›slide/1149532/ Проектная деятельность школьников в Интернете
· muravleva.murom.edusite.ru› Проектная деятельность в преподавании биологии и географии.
· Тема: Коммуникационные технологии.. Тип урока: комбинированный. ... Технология: Групповая, индивидуальная проектная деятельность..
· yandex.ru/images› Проектная деятельность учащихся как средство
· moluch.ru›conf/ped/archive/20/1390/
· . Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей.
· web.snauka.ru›2015›2015 Июнь›55315 Организация проектной деятельности
· Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/
· Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.