Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС (5 класс) «Мой двор»

  • docx
  • 07.03.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа внеурочной деятельности МОЙ ДВОР.docx

Рабочая программа

внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС (5 класс) «Мой двор»

Пояснительная записка.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. Новые стандарты регламентируют все основные направления деятельности образовательного учреждения, определяют уклад школьной жизни.

Новые стандарты ориентируют образование на достижение нового качества, адекватного современным и прогнозируемым запросам личности, общества и государства. Ведущей компонентой стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ: предметным, метапредметным, личностным.

В информационном обществе на первый план выходят не знания, а умения ими пользоваться. Наш выпускник по окончании школы в современном обществе должен быть успешен. А это значит, что наш выпускник должен соответствовать портрету выпускника школы, определенного ФГОС.

Научная идея, цель создания модели воспитательной системы класса - помочь каждому ученику стать личностью, способной решать любые жизненные задачи, оставаясь при этом человеком.

 В настоящее время на первое место выходит идея использования системного подхода к воспитательной деятельности. В этом немаловажную роль играет организация внеурочной деятельности в классе. Личность ребенка, как целостная интегральная система, должна развиваться в целостном интегрированном педагогическом процессе. В новой социальной ситуации необходимо по новому строить и воспитательную работу с учащимися, Особенностью данной программы внеурочной деятельности «Мой двор» становится то, что ученики являются субъектом учебной и воспитательной деятельности за счет их участия в исследовательской и проектной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности с родителями.

Результатом такой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых знаний и способов деятельности.

Целью проектной деятельности «Мой двор» является создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности, создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, родителей и детей.

Задачи программы:

·                    Формирование представлений об исследовательской деятельности как основном способе учебной и воспитательной деятельности;

·                    Обучение знаниям проведения исследовательской работы;

·                    Развитие коммуникативных навыков;

·                    Формирование навыков сбора информации;

·                    Формирование навыков оформления собранной информации;

·                    Формирование навыков выступлений перед аудиторией.

Программа проектной деятельности кружка «Мой двор» рассчитана на один год (6 класс). Основное направление воспитания – социализация. Происходит воспитание гражданина, патриота своей малой Родины, воспитание семейных отношений, экологическое и общекультурное воспитание.

            Создав программу «Мой двор», я нашла, как мне кажется, очень удобный вариант личностно-ориентированной совместной и самостоятельной деятельности детей, учителей и родителей. Дети при таком подходе к самостоятельной деятельности развиваются не стихийно, а целенаправленно. Я успешно внедряю новые подходы в воспитании, а родители могут участвовать в жизни класса тогда, когда у них есть желание и возможность войти в нашу «открытую систему». Таким инструментом взаимодействия для нас стала проектная деятельность «Мой двор». Она позволяет не только развивать свободную творческую личность, но и оформить деятельность ее в виде «культурно значимого продукта», помогает развивать свою познавательную активность, установить позитивные межличностные отношения друг с другом. Родителям дается возможность прожить вместе с ребенком радостные моменты его «открытий», помогает созданию в семье общих интересов, дел. Общение родителей и детей становится познавательно наполненным, интересным, развивающим. Ребята с удовольствием идут в школу. Важно, что совместная деятельность взрослых и детей развивает уверенность в своих силах, способностях, гордость за своих родителей. Психическое и физическое здоровье всегда в норме.

Актуальность проектной деятельности в условиях новой школы не оспорима. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, одно из условий реализации основной общеобразовательной программы. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, лично-ориентированный и деятельностный подходы к развитию личности.

 Основные направления воспитательной компоненты:

Социальное - способствует осознанному принятию основных социальных ролей, соответствующих детско-подростковому возрасту в классе, в семье, в обществе, формированию собственного стиля поведения, взаимодействию со сверстниками, старшими, младшими, родителями, усвоению опыта позитивного социального поведения, норм и правил общественного поведения.

Общеинтеллектуальное - дает понимание необходимости и важности образования и самообразования, необходимости знаний для развития личности человека и общества, их роли в жизни, труде и творчестве, развивает умение заниматься разнообразными видами деятельности. Представлено программой научного общества учащихся и программами кружков внеурочной деятельности.

Общекультурное – воспитывает ценностное отношение к прекрасному, прививает эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развивает способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, в общественной жизни.

Принципы организации внеурочной деятельности:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

- опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности класса;

- опора на ценности воспитательной системы воспитательной модели класса;

- свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Ожидаемые результаты реализации программы:

У ребят должны сформироваться умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности, умение формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезы, навыки сбора и обработки информации, правильное оформление полученной информации, Понимать терминологию в области исследования. Выработать умения по представлению созданной работы.

Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Программа построена логически от овладения учащимися основ исследовательской деятельности к изучению составных частей исследования. Занятия в кружке учат детей наблюдать, активно мыслить, вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Проектная деятельность «Мой двор» предполагает участие в кружке всех ребят класса. Проекты, созданные детьми – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, формирование личностных качеств, которые ФГОС определяет, как результат освоения основной общеобразовательной программы общего образования.

Результатами совместной с родителями деятельности детей должны стать- личностно или общественно значимый продукт: макет своего двора, презентация «Мои любимые уголки двора», фотоальбом «Моя семья», альбом «Это- я», кормушки для птиц, презентация «Кому во дворе зимой нужна моя помощь?», сочинения про мам, видеоролик «Наши мамы», концерты для мам, бабушек, пожилых людей села, выставка рисунков о маме, Альбом памяти, посвященный участникам ВОВ, детям войны и труженикам тыла, членов семей класса, выступления на конференциях.

Особенностью кружка «Мой двор» является их направленность на обучение детей приемам совместной деятельности с родителями в ходе реализации проектов.

Учащиеся приобретают умения: исследовательские, социального воздействия, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные, менеджерские.

Формы проведения занятий: групповые, парные, индивидуальные, привлечение родителей. Занятия проводятся раз в месяц в кабинете №20, библиотеке, во дворах детей. Проектная деятельность предполагает наблюдение, сбор информации, экскурсии, встречи с семьями, другие мероприятия. Сбор информации предусматривает использование интернета, СМИ, энциклопедий, справочников, красной Книги России и Красной Книги Коми республики, воспоминания членов семей, архивные документы МО «Прилузский».

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

 Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

    Технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии;

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

·                    с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

·                    с уроками изобразительного искусства: оформление творческих         работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

·                    с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов.   

·                    с уроками истории, знакомство с родословной семьи, создание «Альбома памяти» (участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны.     

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

Предметные результаты

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

·                    основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

·                    понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

·                    основные источники информации;

·                    правила оформления списка использованной литературы;

·                    правила классификации и сравнения,

·                    способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

·                    источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)

·                    правила сохранения информации, приемы запоминания.

Учащиеся должны уметь:

·                    выделять объект исследования;

·                    разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

·                    выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

·                    анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,

·                    работать в группе;

·                    работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,

·                    пользоваться словарями, энциклопедиями  и  другими учебными пособиями;

·                    планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;

·                    работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Личностные   и   метапредметные результаты

Личностные.

У учеников будут сформированы:

·                    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·                    ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·                    способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·                    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные

Ученик научится:

·                    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·                    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·                    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·                    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·                    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·                    различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

·                    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·                    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·                    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные

Ученик научится:

·                    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·                    осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·                    строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·                    проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·                    устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·                    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

·                    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·                    записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·                    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·                    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·                    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·                    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Ученик научится:

·                    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·                    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·                    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·                    формулировать собственное мнение и позицию;

·                    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·                    задавать вопросы;

·                    использовать речь для регуляции своего действия;

·                    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

·                    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·                    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·                    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·                    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·                    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·                    адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·                    адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Место проектной деятельности «Мой двор» в учебном плане.

Программа «Мой двор» создана на основе требований ФГОС ОООП. Курс входит в общую программу воспитания школы и воспитания внеурочной деятельности класса

Календарный план реализации программы кружка для 5 класса «Мой двор»

Срок реализации проекта

Название проекта

Формы деятельности

Участники

Значимый продукт

Сентябрь- октябрь

Проект «Мой двор»

-Понятия «Проект», «Исследовательская работа» «Презентация»

-

Презентации двора «Мой любимый уголок».

 

-Защита презентаций.

 

-

 

Изготовление моделей дворов.

Обучающиеся класса, родители.

-

 

 

 

 

 

Презентации «Мой двор»

 

-Мини конференция, защита презентаций «Мой двор»

-Выставка модели дворов

Ноябрь

Творческая работа «Моя родословная».

-Знакомство с понятиями «Родословная», «генеалогическое дерево»

-Составление эмблемы моей семьи.

-Составление родословной семьи.

Самопредставление: «Это – я». Пишут о себе в форме рассказа, стихов и т.д.

-Написание сочинений про маму ко Дню мам.

 

-Выставка портретов мам.

Классный руководитель, дети и их родители.

-

 

 

 

 

Эмблема семьи.

Родословная семьи

 

Коллективный альбом «Это – я».

 

Выставка рисунков «Вот моя мама».

Декабрь

Круглый стол «Профессии моих родителей»

 

 

 

Родительское собрание на тему:

«Традиции семьи».

 

 

 

 

Совместное празднование нового года в классе.

-Составление плана действий

 

-Сбор информации. 

 

-Составление мини альбома о профессиях родителей.

 

-Анкетирование родителей и детей.

 

-Описание одного из праздников, проводимых в семье.

 

-Подготовка сценария праздника, проведение праздника.

Обучающиеся класса, родители.

 

 

 

 

 

 

Мини альбом «Профессии моих родителей»

 

 

Анкеты родителей и детей

 

Презентация семейного праздника.

Сценарий праздника, фотографии праздника

Январь

Проект – кормушка: «Кому нужна моя помощь зимой?»

Составление плана действий изготовления кормушки

 

-Презентация «Птицы моего двора зимой»

 

-Изготовление кормушек.

 

-Защита проектов.

Обучающиеся, родители.

 

 

 

 

 

Модели кормушек.

 

Презентация «Птицы моего двора»

Февраль

«Животные моего двора».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание: «Роль папы в семье»

-Составление плана реализации проекта.

 

-Презентация животных моего двора.

 

-Рассказ о животных (история появления животного в семье, уход за животными, необходимая техника для ухода за животными, составление рекламы животного)

 

Анкетирование пап.

Обучающиеся, родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папы.

Презентации «Животные моего двора»

 

Рассказ про животного.

 

Рекламные щиты про животного (стихи, высказывания)

 

 

 

 

Сценарий собрания

Март.

Марафон Милосердия.

Поздравление бабушек. Чаепитие в классе. Концертная программа. Игра «Угадай мелодию»

Бабушки, дети класса

д

Сценарий «Угадай мелодию» с использованием ИКТ.

Апрель-май

Проект «Великая Отечественная война в семьях обучающихся класса»

-Сбор информации об участниках ВОВ, тружениках тыла и детях войны с целью составления коллективного Альбома памяти «Великая Отечественная война в семьях моих одноклассников».

-Участие в конференции клуба «Эврика» с работами о ВОВ.

-Участие в районном конкурсе «Незабудка».

-Участие в республиканском конкурсе, посвященном ВОВ.

 

Родители, дети.

Альбом памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иевлев Евгений, Балтримас Влада

Июнь

Исследовательская работа «Что находится на моей улице»

-В составе ДОЛ «Звездный».

 

-Постановка цели работы,

-Составление плана действий.

-Сбор информации, фотографирование, составление схем работы.

-Оформление работы

-Выступление, выводы.

Родители, дети, классный руководитель.

Исследовательская работа ребят.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 Литература для учителя:

·         Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

·         Гузеев В.В.         Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

·         Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

·         Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2

Интернет ресурсы:

·         nsportal.ruШколаТехнология-u-shkolnikov-opyta

·         internet-konfweb202011.blogspot.ru2012/02/blog-Проектная и исследовательская деятельность на уроках

·         myshared.ruslide/1149532/ Проектная деятельность школьников в Интернете

·         muravleva.murom.edusite.ru› Проектная деятельность в преподавании биологии и географии.

·         Тема: Коммуникационные технологии.. Тип урока: комбинированный. ... Технология: Групповая, индивидуальная проектная деятельность..

·         yandex.ru/imagesПроектная деятельность учащихся как средство

·         moluch.ruconf/ped/archive/20/1390/

·         . Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей.

·         web.snauka.ru20152015 Июнь55315 Организация проектной деятельности

·         Большая детская энциклопедия  для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ 

·         Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html


 

·         Скачано с www.znanio.ru