Рабочая программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС СОО для общекультурного направления
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС СОО для общекультурного направления

Оценка 5
Образовательные программы
doc
русский язык
10 кл—11 кл
18.04.2022
Рабочая программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС СОО для общекультурного направления
Рабочая программа внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС СОО для общекультурного направления
Общекультурное н-е 10-11.doc

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 4143 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013года № 1015 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, зарегистрировано в Минюсте России   03.03.2011, регистрационный номер 19993 (с изменениями).

 

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 10-11 классов разработана на основе:

- авторской про­граммы «Искусство речи». Авторы: Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В., 7 изд. – М., 2016;

- учебного пособия Искусство речи. Авторы: Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В., 7 изд. – М., 2016.

 

Изучение программного материала предусматривает:

10 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год;

11 класс – 1 час в неделю, 34 часа в год.

Итого за курс внеурочной деятельности общекультурного направления - 69 часов.

 

Цели и задачи программы внеурочной деятельности

общекультурного направления.

 

Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания:

-определять проблему, актуальную при изучении в современной школе произведений классической и современной литературы, которая способствует не только более глубокому восприятию и постижению учащимися литературы 19-20 веков, но и выявляет их контекстные связи;

-предложенная в программе организация материала позволит формировать более качественное умение комплексного анализа художественного текста;

- использовать варианты контекста при изучении тем русской литературы;

- повторить и углубить содержание учебного материала, изученного в основной школе.

 

Задачи:

      - дать представление учащимся о целостности художественного текста, о способах эстетического освоения мира писателем;

 - показать варианты анализа произведений;

 -показать формы, приемы работы с текстом, позволяющие анализировать художественное произведение с философской точки зрения;

 -определять позицию автора в этом тексте, значение произведения в его творчестве и место в литературном процессе;

-освоить структуру культуры звучащего слова и сценического действия посредством развития актёрского мастерства;

- изучить основные понятия и законы логического прочтения литературного текста;

- овладеть техникой речи через творческое взаимодействие;

- расширить круг понятий, образов, словарь и осмысление речевого опыта.

 

Общая характеристика программы внеурочной деятельности общекультурного направления.

Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления разработана для учащихся 10-11 классов и предназначена для выработки практического навыка системного анализа художественных произведений. Структура учебного занятия предполагает небольшую теоретическую часть, где даны необходимые сведения по теме, и практикумы, где в практической деятельности будет освоена эта теория. Для каждой темы курса подобраны свои художественные тексты, что позволяет глубоко проникнуть в суть данного аспекта анализа, а практическое овладение всеми аспектами позволит выйти на комплексный анализ художественного текста, на постижение его поэтики.

            В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить адекватное понимание текста, недостатки чтения, развить внимательное и творческое отношение учеников к тексту как художественной данности, расширит их литературные познания и кругозор.                      

            Дополнительное образование рассчитано на учащихся, получивших базовые умения владения работы над комплексным анализом литературного произведения. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом: расширение круга изучаемых произведений малых форм, детализацией и конкретизацией изучения крупных произведений, что позволит подготовиться к экзаменам (независимо от формы их проведения). В нем рассматриваются художественные тексты произведений XXXXI вв. в единстве формы и содержания с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приемы художественной изобразительности, поэтические тропы, детали, ремарки и т.п.). Такой системно-интегри­рующий подход к произведению позволяет решать приоритетные задачи в обучении литературе в связи с появлением новых форм итоговой аттестации и сокращением учебных часов на изучение предмета в старших классах. Успешная реализация программы поможет учащимся обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечит психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

 

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности общекультурного направления.

 

Предметные результаты обучения:                                                                                                                   - овладение основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов; выбор стратегии чтения, отвечающей конкретной учебной задаче;                                 

- оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- находить в исходном тексте главное.                                                                 

 

Метапредметные результаты обучения:

- демонстрировать умения строить логические рассуждения, умозаключения; навыки смыслового чтения;

- осуществлять контроль деятельности; овладением умением грамотно оценивать деятельность;

- овладение умениями организовать учебное сотрудничество; формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение;

-  создавать творческий продукт на материале предложенного текста;                                             - овладение чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: правильно и точно излагать свои мысли;

- составлять композицию сочинения-рассуждения, опираясь на поставленный     вопрос.

 

Личностные результаты обучения                                                                                                                  - формирование универсальных учебных умений и навыков, способствующих успешной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ (часть С);

- использование активных форм организации деятельности учащихся, которые реализуются через коллективный способ обучения, дискуссии;                              

- приобретение практических навыков, отработанных путём выполнения разных видов работ: анализ и обработка текстов, создание собственных текстов; комплексный анализ текстов, анализ эпизодов; решение проблемных вопросов;                                                                                                                                            - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного общества».

 

Содержание курса внеурочной деятельности общекультурного направления.

Учебно-тематический план.

 

10 класс.

 

№ п/п

Тема.

Количество часов.

Из них

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Секреты текста. Чтение и адекватное понимание текста.

1

-

1

2.

Раздел 2. Анализ литературного произведения.

3

1

2

3.

Раздел 3. Воплощение произведений в звучащем слове.

3

1

2

4.

Раздел 4. Использование цитирования и собственной речи при оформлении позиции автора.

13

2

11

5.

Раздел 5. Культура речи.

2

1

1

6.

Раздел 6. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста.

11

2

9

7.

Раздел 7. Творческий проект. Сочинение  (эссе) по одному из направлений на основе прочитанных произведений.

2

-

2

 8.

Итого

35

7

28

 

11 класс.

№ п/п

Тема.

Количество часов.

Из них

Теория

Практика

1.

Введение.

1

-

1

2.

Раздел 1. Особенности строения и изучения художественного текста.

6

2

4

3.

Раздел 2. Основные аспекты комплексного анализа текста.

6

2

4

4.

Раздел 3. Роль слова в художественном контексте.

2

1

1

 

5.

Раздел 4. Формы повествования.

6

2

4

6.

Раздел 5. Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения.

1

1

-

7.

Раздел 6. Соотношение речи автора и персонажа.

6

2

4

8.

Раздел 7. Ритмическая организация прозы.

4

-

4

9.

Раздел 8. Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста.

2

2

-

10.

Итого

34

12

22

 

10 класс.

Раздел 1. Секреты текста. Чтение и адекватное понимание текста.

 От слова к тексту. Основные признаки текста. Тема, главная мысль, проблема, поднятая автором текста. Типы словесного выражения. Словесные изобразительно - выразительные средства. Жанры творческих работ. Анализ текста. Живое слово и его значение. Основы художественного чтения. Чтение, обсуждение и анализ рассказа В. Богомолова «Чудотворная».

Раздел 2. Анализ литературного произведения. Развитие умений комментировать сформулированную автором проблему. Оформление комментария.

Вид и жанр в литературе. Жанр произведения. Сюжет. Идея, тема произведения. Характеристика героев. Анализ текста.

Раздел 3. Воплощение произведений в звучащем слове.

Цели исполнительских задач. Передача основных мыслей автора. Соблюдение правил логического чтения и выполнение построчных пауз.

Раздел 4. Использование цитирования и собственной речи при оформлении позиции автора. Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.

Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности. Орфоэпическое произношение слов, звукосочетаний. Работа с художественными текстами.

Раздел 5. Культура речи. Речевое оформление сочинения, написанного по исходному тексту: смысловая цельность, речевая связность; точность и выразительность речи; критический анализ собственных работ.

Речь – главное коммуникативное средство общения людей. Роль речи в общей культуре человека. Правила разговорной речи. Грамотная речь – залог успешного общения. Навыки ведения диалога в различных ситуациях. Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся.

Раздел 6. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста. Оформление аргументации.

Раздел 7. Творческий зачёт. Сочинение (эссе) по одному из направлений на основе прочитанных произведений.

 

11 класс.

Введение. Живое слово и его значение. Основы художественного чтения.

Раздел 1. Особенности строения и изучения художественного текста. Художественный текст как сложно построенный смысл. Стиль как закономерно согласованное единство всех элементов текста. Чтение, обсуждение и анализ произведения М. Карима «Помилование».

Раздел 2. Основные аспекты комплексного анализа текста. Чтение, обсуждение и анализ произведения И.С. Уханова «Окалина».

Основные мотивы. Устойчивые мотивы. Лейтмотив. Вариации мотивов. Сквозные мотивы.

Раздел 3. Роль слова в художественном тексте. Слово – образ – смысл.

Раздел 4. Речевая структура художественного произведения. Объективная и субъективная формы повествования.

Раздел 5. Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения.

Раздел 6. Соотношение речи автора и персонажа. Сочетание лексики разных стилистических пластов.  Приемы типизации и индивидуализации речи персонажа.

Раздел 7. Ритмическая организация прозы. Основные средства ритмической организации текста.

Раздел 8. Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста. Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста.

 

Тематическое планирование.

10 класс.

 

№ п/п

Количество занятий темы.

Тема занятия.

Раздел 1. Секреты текста. Чтение и адекватное понимание текста.

 

1.

1

Живое слово и его значение. Основы художественного чтения. Чтение, обсуждение и анализ рассказа В. Богомолова «Чудотворная».

 

Раздел 2. Анализ литературного произведения.

 

2.

1

Развитие умений комментировать сформулированную автором проблему. Оформление комментария. Вид и жанр в литературе. Жанр произведения.

 

3.

1

Сюжет. Идея, тема произведения. Характеристика героев.

 

4.

1

Анализ текста.

 

Раздел 3. Воплощение произведений в звучащем слове.

 

5.

1

Цели исполнительских задач. Передача основных мыслей автора. Соблюдение правил логического чтения и выполнение построчных пауз.

 

6.

2

Средства выразительности. Работа с текстом.

 

Раздел 4. Использование цитирования и собственной речи при оформлении позиции автора.

 

7.

1

Воспитание качеств, умений и навыков, необходимых для художественного чтения.

 

8.

2

Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности.

 

9.

2

Орфоэпическое произношение слов, звукосочетаний.

 

10.

4

Работа с художественными текстами: Б. Екимов «Ночь проходит» (тема природы и смысла жизни), И. Курамшина «Сыновний долг» (тема семьи), Л. Петрушевская «Глюк» (цель и смысл жизни).

 

11.

2

Творческое занятие. Оформление отзыва по прочитанным произведениям. Копилка аргументов.

 

12.

2

Открытое мероприятие. Полемика вокруг вопроса: Конфликт поколений… Можно ли его избежать (от Тургенева до наших дней…).

 

Раздел 5. Культура речи.

 

13.

2

Речевое оформление сочинения, написанного по исходному тексту.

 

Раздел 6. Аргументация собственного мнения по проблеме исходного текста.

 

14.

5

Оформление аргументации.

 

15.

1

Библиотечный урок: гуманизм советского солдата: сила или слабость?

 

16.

1

Навыки ведения диалога в различных ситуациях.

 

17.

4

Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся. В. Богомолов «Иван», А. Толстой «Рассказы Ивана Сударева (рассказ «Русский характер»), А. Сегень «Поп», Б. Горбатов «Письма товарищам».

 

Раздел 7. Творческий проект.

 

18.

2

Сочинение (эссе) по одному из направлений на основе прочитанных произведений.

 

 

11 класс.

№ п/п

Количество занятий темы.

Тема занятия.

Введение.

 

1.

1

Живое слово и его значение. Основы художественного чтения.

 

Раздел 1. Особенности строения и изучения художественного текста.

 

2.

1

Художественный текст как сложно построенный смысл. Лекция.

 

3.

1

Учет множества связей, которые возникают во время анализа текста (внутренние и внешние). Лекция.

 

4.

2

Практическое занятие. Чтение, обсуждение  и анализ произведения М. Карима «Помилование».

5.

2

Практическое занятие (контроль). Чтение, обсуждение  и анализ произведения М. Карима «Помилование».

Раздел 2. Основные аспекты комплексного анализа текста.

 

6.

1

Мотив, лейтмотив, сквозные мотивы. Лекция.

 

7.

1

Взаимосвязь и переплетение мотивов. Лекция.

 

8.

4

Практическое занятие. И.С. Уханов «Окалина».

 

Раздел 3. Роль слова в художественном контексте.

 

9.

1

Средства выразительности. Работа с текстом. Слово-образ-смысл. Лекция.

 

10.

1

Практическое занятие.

 

Раздел 4. Формы повествования.

 

11.

2

Лексико-стилистическая взаимосвязь автора и персонажа. Роль рассказчика и повествователя в тексте. Речевая структура художественного произведения. Объективная и субъективная формы повествования.

 

12.

1

Семинар. Повествование от первого лица на примере рассказа А.П. Чехова «Устрицы».

 

13.

3

Открытое мероприятие. Полемика вокруг вопроса: всегда ли можно забывать прошлое?

 

Раздел 5. Художественное время и пространство

как синтетические явления в ткани произведения.

 

14.

1

Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения.

 

Раздел 6. Соотношение речи автора и персонажа.

 

15.

2

Сочетание лексики разных стилистических пластов.  Приемы типизации и индивидуализации речи персонажа. «Диалог как одна из форм повествования».

 

16.

1

Семинар. А.П. Платонов «Третий сын».

 

17.

2

Навыки ведения диалога в различных ситуациях. Чтение как средство обогащения словарного запаса учащихся.

 

18.

1

Семинар. В.М. Шукшин «Алёша Бесконвойный».

 

Раздел 7. Ритмическая организация прозы.

 

19.

4

Основные средства ритмической организации текста. А. Сегень «Поп».

 

Раздел 8. Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста.

 

20.

2

Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста.

 

 


Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с: -

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления для учащихся 10-11 классов разработана в соответствии с: -

Общая характеристика программы внеурочной деятельности общекультурного направления

Общая характеристика программы внеурочной деятельности общекультурного направления

Личностные результаты обучения - формирование универсальных учебных умений и навыков, способствующих успешной подготовке учащихся к сдаче

Личностные результаты обучения - формирование универсальных учебных умений и навыков, способствующих успешной подготовке учащихся к сдаче

Раздел 2 . Основные аспекты комплексного анализа текста

Раздел 2 . Основные аспекты комплексного анализа текста

Чтение, обсуждение и анализ произведения

Чтение, обсуждение и анализ произведения

Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности

Упражнения на умение общаться, выполнять действенные задачи, на развитие наблюдательности

Художественный текст как сложно построенный смысл

Художественный текст как сложно построенный смысл

Навыки ведения диалога в различных ситуациях

Навыки ведения диалога в различных ситуациях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2022