Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
3 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная математика» для учащихся 1-4 классов составлена на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам и авторской программы внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой /Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М: Вентана - Граф, 2011./.
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
o развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
o развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
o воспитание чувства справедливости, ответственности;
o развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
ü определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
ü учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
ü учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ü находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
ü делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
ü преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
ü оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
ü слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
ü выразительно читать и пересказывать текст;
ü договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
ü учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
В результате 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.
Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий: личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровой, проектной деятельности, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной, системно - деятельностной, портфолио и др.
Данные технологии позволяют в системе применять на уроках для лучшего освоения материала и достижения планируемых результатов следующие методы:
- проблемный;
- частично- поисковый;
- исследовательский;
- метод диалога;
- метод сотрудничества;
- метод прогнозирования.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем;
Второй уровень - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.
2. Содержание курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
№ |
Наименование раздела |
Содержание раздела |
1 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
|
2 |
Мир занимательных задач. |
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
|
3 |
Геометрическая мозаика. |
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
|
Формы проведения занятий: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная работа.
беседа, практическая работа, конкурсы, познавательные игры, викторины, путешествие, мини – проекты и др.
Средства освоения нового материала: компьютер и интернет, аудио - и видеопособия, мультимедиа проектор, учебные пособия и карточки, наглядные пособия и иллюстрации.
3.Тематическое планирование.
№ |
Название разделов |
Количество часов |
Примечание |
1 |
Геометрическая мозаика |
5ч |
|
2 |
Числа. Арифметические действия. Величины. |
22ч |
|
3 |
Мири занимательных задач. |
7ч |
|
|
Итого |
34ч |
|
Календарно –тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
Форма организации учебной деятельности |
Примечание |
1 |
|
Интеллектуальная разминка |
Познавательные игры |
|
2 |
|
«Числовой» конструктор |
Практическая работа |
|
3 |
|
Геометрия вокруг нас |
Беседа |
|
4 |
|
Волшебные переливания |
Практическая работа |
|
5-6 |
|
В царстве смекалки |
Практическая работа |
|
7 |
|
«Шаг в будущее» |
Практическая работа |
|
8-9 |
|
«Спичечный» конструктор |
Практическая работа |
|
10 |
|
Числовые головоломки |
Игры |
|
11-12 |
|
Интеллектуальная разминка |
Познавательные игры |
|
13 |
|
Математические фокусы |
Практическая работа |
|
14 |
|
Математические игры |
Викторина |
|
15 |
|
Секреты чисел |
Беседа |
|
16 |
|
Математическая копилка |
Ига-путешествие |
|
17 |
|
Математическое путешествие |
Игра -путешествие |
|
18 |
|
Выбери маршрут |
Практическая работа |
|
19 |
|
Числовые головоломки |
Конкурсы |
|
20-21 |
|
В царстве смекалки |
Практическая работа |
|
22 |
|
Мир занимательных задач |
Практическая работа |
|
23 |
|
Геометрический калейдоскоп |
Практическая работа |
|
24 |
|
Интеллектуальная разминка |
Познавательные игры |
|
25 |
|
Разверни листок |
Практическая работа |
|
26-27 |
|
От секунды до столетия |
Практическая работа |
|
28 |
|
Числовые головоломки |
Игры |
|
29 |
|
Конкурс смекалки |
Конкурсы |
|
30 |
|
Это было в старину |
Практическая работа |
|
31 |
|
Математические фокусы |
Практическая работа |
|
32-33 |
|
Энциклопедия математических развлечений |
Игры познавательные |
|
34 |
|
Математический лабиринт |
Конкурс |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.