«Средняя общеобразовательная школа №18» поселка Фазанный
Кировского городского округа Ставропольского края
Рабочая программа внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательный русский язык»
для 4 класса
Программу разработала: учитель начальных классов
высшей категории Котлова О.Н.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. №1897) и на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, требований к результатам освоения ООП НОО; программы формирования универсальных учебных действий (УУД), примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. (Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения), программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Л.В. Мищенковой «Занимательный русский язык».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учёбе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательный русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий внеурочной деятельностью. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство» знакомых слов; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу «Занимательный русский язык» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Содержание и методы обучения по данной программе содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические загадки. Всё это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость данного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
Ÿ развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
Ÿ развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
Ÿ развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения;
Ÿ формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
Ÿ развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
Ÿ формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
Ÿ формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса в 4-ом классе является формирование следующих умений:
Ÿ осознавать роль речи в жизни общества;
Ÿ уметь чувствовать красоту и богатство русского языка;
Ÿ понимать необходимость быть носителем правильной речи;
Ÿ проявлять интерес к изучению родного языка.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ÿ определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя,
Ÿ проговаривать последовательность действий,
Ÿ высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией в рабочей тетради,
Ÿ работать по предложенному учителем плану,
Ÿ отличать верно выполненное задание от неверного,
Ÿ давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ÿ ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,
Ÿ делать предварительный отбор источников информации;
Ÿ добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя,
Ÿ перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса,
Ÿ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, анализировать, планировать, комбинировать, рассуждать,
Ÿ преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Ÿ оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста),
Ÿ слушать и понимать речь других,
Ÿ совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им,
Ÿ учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 4-ом классе являются формирование следующих умений:
Ÿ распознавать орфограммы, уметь обосновывать выбор правильного написания;
Ÿ отличать признаки основных языковых единиц;
Ÿ различать понятия: «синонимы», «антонимы», «омонимы», «многозначные слова», «архаизмы», «неологизмы»; приводить их примеры;
Ÿ иметь представление о многообразии речевых ошибок и способах их устранения;
Ÿ знать историю происхождения и лексическое значение наиболее часто употребляемых слов и фразеологизмов;
Ÿ уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
Ÿ творчески мыслить прирешении кроссвордов, анаграмм, шарад, ребусов, криптограмм; использовать воображение, фантазию.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Объектом изучения являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитие у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
Ÿ обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
Ÿ уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
Ÿ использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
Тема 1. И снова о русском языке!(1ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 2. Крылатые слова и афоризмы. (1ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка.
Тема 3. Об именах и фамилиях.(2 ч.)
История возникновения древнерусских и современных имён и фамилий. Разнообразие имён и их форм.
Тема 4. Праздник творчества и игры. (8ч.) Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов-ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан-налим, актёр-тёрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Тема 5. Учимся распознавать речевые ошибки. (1ч.)
Распространённые типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.
Тема 6. Фразеологизмы (4ч.) Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Тема 7. Я не поэт, я только учусь (3ч.) Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Тема 8. Словесные забавы(14 ч.) Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы».
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
№ п/п |
Тема |
Содержание |
Кол-во час |
Дата |
|
по плану |
по факту |
||||
1. |
И снова о русском языке… |
Роль русского языка в жизни общества, его красота и богатство. |
1 |
|
|
2. |
Крылатые слова и афоризмы |
Смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы» |
1 |
|
|
3. |
Копилка занимательных заданий |
Решение занимательных задач |
1 |
|
|
4. |
Игротека |
Повторение: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки) |
1 |
|
|
5. |
Об именах |
История возникновения древнерусских и современных имен. Разнообразие имен и их форм. |
1 |
|
|
6. |
О русских фамилиях |
История возникновения русских фамилий. Распространенные способы происхождения русских фамилий. |
1 |
|
|
7. |
В поисках сбежавших головоломок |
Решение занимательных заданий |
1 |
|
|
8. |
Игротека |
Повторение: история возникновения русских имен и фамилий |
1 |
|
|
9. |
Мы играем в логогрифы |
Логогрифы – словесные загадки. Варианты игры в логогрифы. |
1 |
|
|
10. |
Учимся распознавать речевые ошибки |
Распространенные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение |
1 |
|
|
11. |
Коллекция заморочек |
Решение занимательных заданий |
1 |
|
|
12. |
Игротека |
Повторение: логогрифы, речевые ошибки
|
1 |
|
|
13. |
Ох уж эти фразеологизмы!... |
Поиск в тексте фразеологизмов, определение их значения, замена словосочетаний соответствующими фразеологизмами |
1 |
|
|
14. |
Работаем над рифмами |
Отличительные признаки стихотворного текста. Разнообразие рифм. Подбор рифмующихся слов, продолжение сочинения стихотворения, следуя заданной теме |
1 |
|
|
15. |
Словесные забавы |
Игры со словами. «Спунеризмы» и «буриме» |
1 |
|
|
16. |
Игротека |
Повторение: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами |
1 |
|
|
17. |
Продолжаем работу над фразеологизмами |
История происхождения фразеологизмов: «язык до Киева доведет», «после дождичка в четверг», «закидывать удочку». Подбор к ситуациям соответствующих фразеологизмов |
1 |
|
|
18. |
Русские пословицы и поговорки |
Отличие поговорки от пословицы. Скрытый смысл пословицы |
1 |
|
|
19. |
Ассорти для любителей русского языка |
Что такое «палиндромы». Решение занимательных заданий |
1 |
|
|
20. |
Игротека |
Повторение: пословицы, поговорки, фразеологизмы |
1 |
|
|
21. |
И снова о фразеологизмах |
Фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица) |
1 |
|
|
22. |
Однородные члены предложения |
Выделение однородных членов предложения |
1 |
|
|
23. |
Ошибочка вышла!... |
Решение занимательных заданий |
1 |
|
|
24. |
Игротека |
Повторение: однородные члены предложения, фразеологизмы. История происхождения и значение фразеологизма «краеугольный камень» |
1 |
|
|
25. |
Про омонимы и их разновидности |
Омонимы- слова, схожие по звучанию, но различные по 1лексическому значению. |
1 |
|
|
26. |
Еще немного фразеологизмов |
Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из текста. Замена словосочетаний фразеологизмами. |
1 |
|
|
27. |
В стране Перевертундии |
Решение занимательных заданий |
1 |
|
|
28. |
Игротека |
Повторение: омонимы и их разновидности; история происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак» |
1 |
|
|
29. |
Что такое «паронимы» |
Смысл понятия «паронимы». Различение паронимов |
1 |
|
|
30. |
Запоминаем словарные слова |
Игры со словарными словами |
1 |
|
|
31. |
Игротека |
Повторение: паронимы, словарные слова |
1 |
|
|
32. |
Повторяем… |
Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы |
1 |
|
|
33. |
Повторяем… |
Русские имена и фамилии. Афоризмы и логогрифы |
1 |
|
|
34. |
Повторяем… |
Названия рифм. Происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Речевые ошибки. |
1 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.