Рабочая программа внеурочной деятельности
«Знай и люби родной
язык»
7 класс
на 2023-2024 учебный год
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления,
интеллекта является его речь.
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Знай и люби родной
язык» для 7 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных
учреждений. 5-11 классы.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе. А для школьника - средством успешного обучения в школе. С одной стороны богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями, с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Данный курс развивает у детей творческие способности, познавательные интересы, самостоятельную мыслительную деятельность, формирует у них культуру речевого поведения, даёт возможность практической реализации творчества, формирует у учащихся положительное отношение к изучению родного языка, развивает личностные качества, воображение, мышление, умение делать логические выводы, побуждает к наблюдательности.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она воспитывает чуткость к красоте и выразительности родной речи, прививает любовь к русскому языку, интерес к его изучению разными путями. Данная программа берет за основу один из них: знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Программа предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать наиважнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения.
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для формирования у детей среднего школьного возраста общеучебных умений и деятельностных способностей, необходимых для успешного обучения в современной общеобразовательной школе, что соответствует приоритетам образовательной политики, изложенной в Законе РФ «Об образовании» и действующих госстандартах образования.
Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели всестороннего, целостного и гармоничного развития личности каждого ребенка, является создание условий для их активной деятельности. Это обеспечивает активизацию мотивационных процессов, непосредственно влияющих на эффективное формирование готовности к самостоятельной и осознанной учебной деятельности. Интеграция основного и дополнительного образования, как равноправных компонентов единого процесса социализации детей, образует воспитательно – развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует
Курс послужит достаточно сильным средством речевого развития школьника, так как опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чувство родного языка, помогает осознанию его законов.
Режим занятий: занятия проводятся раз в неделю.
Категория слушателей: учащиеся 7 классов.
Цель курса «Знай и люби родной язык» для 7 класса:
Всестороннее развитие учащихся; расширение кругозора, интеллекта, личностных качеств; расширение в занимательной форме знаний и умений учащихся о наиболее трудных вопросах русского языка; пробуждение интереса к русскому языку; выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приёмов и форм работы; подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку.
Воспитание чуткости к красоте и выразительности родной речи, привитие любви к русскому языку, интереса к его изучению.
Создание условий для развития мотивации, формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с многообразием русского языка.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
Ожидаемый результат и способы определения результативности. По окончании полного курса обучения учащиеся должны знать звуковые особенности русской речи, владеть лексическим богатством русского языка, знать изобразительные ресурсы русского словообразования, морфологические средства выразительности, возможности русской графики, орфографии и пунктуации, синтаксическое богатство языка, уметь применять правила фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса, учитывая речевую ситуацию.
Критерии ожидаемых результатов:
Формы обучения:
Содержание программы курса «Знай и люби родной язык» для 7 класса
Богатство и выразительность русского языка
Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковой строй языка
Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций. Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественного произведения.
Словарное богатство русского языка
Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпитете и т. п. Использование переносного значения слова в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т. п. Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Наблюдение над употреблением антонимов и синонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование в художественных произведениях. Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления и её использование в речи, в произведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Историзмы и архаизмы в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские. Фразеологизмы. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в художественной литературе. Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы.
Изобразительные ресурсы русского словообразования
Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п. Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: окказионализмов, паронимов, однокоренных слов и т. п. Фонетический, интонационный, лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами, выразительное чтение художественного текста.
Морфологические средства выразительности
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Наблюдение за использованием кратких и усечённых прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении.
Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия; использование их в текстах художественной литературы. Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы программы |
Теория |
Практика |
Формы контроля |
1 |
Богатство и выразительность русского языка |
1 |
||
2 |
Звуковой строй языка |
2 |
3 |
Фонетический анализ, интонационный анализ Выразительное чтение художественных произведений |
3 |
Словарное богатство русского языка |
6 |
5 |
Выразительное чтение художественных произведений Лексический анализ |
4 |
Изобразительные ресурсы русского словообразования |
2 |
3 |
Словообразовательный анализ Многоаспектный лингвистический анализ |
5 |
Морфологические средства выразительности |
9 |
4 |
Морфологический анализ Многоаспектный лингвистический анализ |
Итого |
20 |
15 |
Литература для учителя и обучающихся
Календарно – тематическое планирование элективного курса «Люби и знай родной язык» для 7 класса
№ |
Тема |
Тип занятия |
Количество часов |
Дата |
|
О родном языке. Богатство и выразительность русского языка |
|
||||
1 |
Русский язык среди других языков мира. Писатели и учёные о богатстве и выразительности русского языка. |
Теория |
1 |
06.09 |
|
Звуковой строй язика |
|
||||
2 |
Звуковые особенности русской речи. Звукопись как изобразительное средство. |
Теория |
1 |
13.09 |
|
3 |
Организующая роль словесного ударения в стихотворной речи. |
Теория |
1 |
20.09 |
|
4 |
Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций. |
Практика |
1 |
27.09 |
|
5 |
Наблюдение над использованием в произведениях художественной литературы основных типов интонационных конструкций. |
Практика |
1 |
04.10 |
|
6 |
Фонетико-интонационный анализ и выразительное чтение художественного произведения. |
Практика |
1 |
11.10 |
|
Словарное богатство русского язика |
|
||||
7 |
Основные пути обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования. |
Теория |
1 |
25.10 |
|
8 |
Использование переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпитете. |
Теория |
1 |
08.11 |
|
9 |
Использование переносного значения слова в поэтических тропах: гиперболе, олицетворении, сравнении и т. п. |
Теория |
1 |
15.11 |
|
10 |
Выбор синонимов для точного, правильного и образного выражения мысли. Виды омонимов и их использование в художественных произведениях. |
Теория |
1 |
22.11 |
|
11 |
Наблюдение над употреблением антонимов и синонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование. |
Практика |
1 |
29.11 |
|
12 |
Наблюдение над употреблением антонимов и синонимов в текстах художественной литературы. Виды омонимов и их использование. |
Практика |
1 |
06.12 |
|
13 |
Стилистическое расслоение словарного состава. Лексика ограниченного употребления и её использование в речи, в произведениях художественной литературы. |
Теория |
1 |
13.12 |
|
14 |
Непрерывность развития словарного состава языка. Историзмы и архаизмы в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские. |
Теория |
1 |
20.12 |
|
15 |
Фразеологизмы. Крылатые слова, пословицы и поговорки; использование в худ. литературе. |
Практика |
1 |
27.12 |
|
16 |
Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. |
Практика |
1 |
10.01 |
|
17 |
Звуковой, интонационный, лексический анализ и выразительное чтение произведений художественной литературы. |
Практика |
1 |
17.01 |
|
Изобразительные ресурсы русского словообразования |
|
||||
18 |
Морфема как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. |
Теория |
1 |
24.01 |
|
19 |
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. |
Теория |
1 |
31.01 |
|
20 |
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: словообразовательный повтор, использование стилистически окрашенных морфем, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п. |
Практика |
1 |
07.02 |
|
21 |
Наблюдение за использованием различных словообразовательных средств в изобразительных целях: окказионализмов, паронимов, однокоренных слов и т. п. |
Практика |
1 |
14.02 |
|
22 |
Фонетический, интонационный, лексический анализ, наблюдение за словообразовательными средствами, выразительное чтение художественного текста. |
Практика |
1 |
21.02 |
|
Морфологические средства выразительности |
|
||||
23 |
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. |
Теория |
1 |
28.01 |
|
24 |
Некоторые сведения из истории происхождения имён собственных. Фамилии литературных героев как средство художественной характеристики. |
Теория |
1 |
06.03 |
|
25 |
Грамматический род и пол живых существ. |
Теория |
1 |
13.03 |
|
26 |
Морфологические средства создания образно-поэтического олицетворения. Наблюдение за использованием кратких и усечённых прилагательных в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. |
Практика |
1 |
20.03 |
|
27 |
Употребление относительных, качественных и притяжательных прилагательных в переносном значении. |
Теория |
1 |
03.04 |
|
28 |
Особенности употребления числительных в текстах художественной литературы. |
Теория |
1 |
10.04 |
|
29 |
Наблюдение за использованием в речи различных форм наклонения и времени глагола в различных значениях. |
Практика |
1 |
17.04 |
|
30 |
Семантико-стилистические особенности причастия и деепричастия. Использование их в текстах художественной литературы |
Теория |
1 |
24.04 |
|
31 |
Особенности образования, написания и употребления наречий в русском языке. |
Теория |
1 |
08.05 |
|
32 |
Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художественного текста. |
Теория |
1 |
15.05 |
|
33 |
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы. |
Практика |
1 |
22.05 |
|
34 |
Многоаспектный лингвистический анализ и выразительное чтение текстов художественной литературы. |
Практика |
1 |
||
35 |
Итоговое занятие |
1 |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.