Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка" 9 класс
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка" 9 класс

Оценка 5
docx
07.05.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка" 9 класс
Рабочая программа Внеурочной деятельности РЯ 9 класс.docx

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Знатоки русского языка»

для 9-х классов

 

Учитель: Гимонова К.Ю.

 

 

 

Уровень образования    основное общее образование

Общее количество часов: 34 часов

Направление: общекультурное

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с:

·         Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

·         Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

·         Федеральной целевой программой развития образования на 2016 - 2020 годы, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

·         Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительство Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р

·         Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 6.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241, 22.09. 2011 г. № 2357, 18.12.2012 г. № 1060, 29.12.2014 г. № 1643, 31.12. 2015 г. № 1576);

·         Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями от 29.12.2014 г. N 1644, 31.12.2015 г. № 1577);

·         Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (утв. приказом МОиН РФ от 17.05.2012 г. № 413, с изменениями от 29.12.2014 г. № 1645, 31.12.2015 г. № 1578);

·         Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1015);

·         Письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

·         Авторской программой основного общего образования по  русскому языку  М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского Русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2016) с учётом целей и задач Программы развития школы,  а также требований стандартов второго поколения ФГОС.

           Рабочая программа курса внеурочной деятельности «  »  для учащихся 9-х классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельного подхода к обучению русскому языку; направлен на обеспечение качественной  подготовки учащихся по предмету на основе обобщения и систематизации знаний  и совершенствования различного вида компетенций по текстоведению, имеющих важнейшее значение  для формирования коммуникативной личности; на  помощь учащимся разобраться в  трудных вопросах орфографии и пунктуации, систематизации знаний  по этим разделам, отработке шагов и звеньев для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи в целом, подготовке учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации.

Срок реализации рабочей учебной программы- 1 год.

            Программа  рассчитана на 34 часа (1 раза в неделю)

       Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи. Курс состоит из трёх частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы. Выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему или нравственно-этическую тему. Репетиционный экзамен, завершающий программу практики и максимально приближенный по условиям к ОГЭ в новой форме, позволит выпускнику осуществить самопроверку, проанализировать результаты, понять причину своих ошибок, определить направления коррекционной работы и успешно сдать выпускной экзамен по русскому языку. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

Цель: обобщение и систематизация знаний по предмету.

Задачи:  Сформировать у выпускников умение организовать свою работу на экзамене, психологически подготовить ученика к его сдаче.  Вооружить обучающихся четкими инструкциями по выполнению того или иного задания.  Выполнить ряд тренировочных заданий различных видов.

Программа включает следующие разделы:

1.                  Планируемые результаты

2.                  Содержание учебного предмета

3.                  Тематическое планирование

           

Планируемые результаты

Программа направлена на достижение   личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1.       понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2.       осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3.       достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

·           адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

·    владение разными видами чтения;

·           адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

·           способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

·           овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

·           умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

·           способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

·           умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

·           умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

·           способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

владение различными видами монолога и диалога;

·           соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

·           способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

·           способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

·           умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1.        представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2.        понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3.        усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4.        освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5.        овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6.        опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7.        проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  1. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2020/11/29/vneurochnaya_deyatelnost_9_klass.docx_image1.jpg

осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

        Содержание курса внеурочной деятельности

Введение - 1ч.

Особенности модели ОГЭ: структура и содержание экзаменационной работы, условия проведения и оценивания экзамена. Правила организации времени на экзамене.

Сжатое изложение текста - 4 ч.

Сжатое изложение как передача в краткой обобщенной письменной форме основного содержания прослушанного текста. Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, главного и существенного в нем, определение проблемы и идеи, стиля и Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение единичных (однородных) явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения. Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение, одного или нескольких синонимов, предложений, содержащих описания или рассуждения, поданные слишком широко и полно); слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи).

Тестирование - 2 ч

Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые.

Синтаксис. Пунктуация. Орфография. Лексика  - 20 ч




 

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Лексический анализ слова. Выразительность русской речи. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Простое осложненное предложение. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с разными видами связи.

Сочинение-рассуждение - 7 ч.

Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения). Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть. Аргументация – приведение фактов, примеров, утверждений, объяснений, подтверждающих тезис. Вывод – общий итог. Понимание и анализ авторской позиции, выражение собственной точки зрения, совпадающей или не совпадающей с мнением автора, аргументируемой примерами из жизненного, общественного или литературного опыта. Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Способы сжатия текста (компрессии)

1

2.

Способы сжатия текста (исключение)

1

3.

Способы сжатия текста (обобщение)

1

4.

Способы сжатия текста (сочетание исключения и обобщения.)

1

5.

Видовое разнообразие тестов: закрытые и открытые

1

6.

Требования к заданиям с выбором ответа

1

7.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

1

8.

Синонимы. Антонимы. Омонимы

1

9.

Лексическое значение слова. Лексический анализ слова

1

10.

Выразительность русской речи

1

11.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

1

12.

Правописание корней

1

13.

Правописание приставок

1

14.

Правописание суффиксов

1

15.

Знаки препинания в простом осложненном предложении

1

16.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1

17.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

1

18.

Словосочетание

1

19.

Предложение

1

20.

Грамматическая (предикативная) основа предложения

1

21.

Простое осложненное предложение

1

22.

Простое осложненное предложение

1

23.

Синтаксический анализ сложного предложения

1

24.

. Сложные бессоюзные предложения

1

25.

Сложные предложения с разными видами связи

1

26.

Сложные предложения с разными видами связи

1

27.

Рассуждение как тип речи. Тезис

1

28.

Рассуждение как тип речи. Аргументация

1

29.

Рассуждение как тип речи. Вывод

1

30.

Стилистическое и речевое оформление текста

1

31.

Стилистическое и речевое оформление текста

1

32.

Стилистическое и речевое оформление текста

1

33.

Стилистическое и речевое оформление текста

1

34.

Способы сжатия текста (компрессии)

1

 

Итого

34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г.

2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.

3. Лебедев Н.В. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.

4. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.

5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г. (Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).

6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г

7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М. «Просвещение», 1992 г.

8. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 1983 г.

9. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.

 

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» для 9-х классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Знатоки русского языка» для 9-х классов

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: ·

Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с: ·

Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к

Данный курс призван помочь учащимся успешно подготовиться к

Предметные результаты: 1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Предметные результаты: 1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка

Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка" 9 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Знатоки русского языка" 9 класс

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как продукт речевой деятельности

Текст как продукт речевой деятельности

Грамматическая (предикативная) основа предложения 1 21

Грамматическая (предикативная) основа предложения 1 21

Литература 1. Розенталь Д.Э

Литература 1. Розенталь Д.Э
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2023