Рабочая программа вокального кружка "Мир музыки"

  • doc
  • 06.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа вокального кружка .doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СУРОВИКИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕНЫЙ ТЕХНИКУМ"

 

 

 

Утверждаю

Зам.директора по УВР

______________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа вокального кружка

«МИР МУЗЫКИ»

                                          

Для обучающихся ГБПОУ

 

«Суровикинский агропромышленный техникум»

 

на 2020 – 2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                

Разработал:

                                                                                                                    Калиева А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020г.

г.Суровикино

 

Пояснительная записка

 

 

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие студентов должны идти взаимосвязно и неразрывно. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения подростков к музыкальному искусству.

 

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход, влияние на каждого студента коллектива, так как занятия проходят небольшими группами . Каждый студент пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.

 

 В условиях коллективного исполнения у студентов развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма детей, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

 

При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает обучающихся и усиливает их самооценку.

 

Цель программы:

 

 Заинтересовать студентов музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;

 

 Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

 

Углубить знания студентов в области музыки: классической, народной, эстрадной;

 

Обучить студентов вокальным навыкам;

 

Воспитательные:

 

Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;

 

Привить навыки сценического поведения;

 

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;

 

Развивающие:

 

Развить музыкально-эстетический вкус;

 

Развить музыкальные способности студентов;

 

Занятия проводятся 4 часа в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.

 

В кружок вокального пения приглашаются все обучающиеся образовательного учреждения. Группы формируются с учетом вокальных способностей обучающихся.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

 

В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.

 

 Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для мероприятий в образовательном учреждении согласно плану,  конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий, а так же для отчетных концертов.

 

Должны знать и определять на слух:

 

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

 

Уметь:

 

- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в том числе

теоретических             практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

8

2

6

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

8

2

6

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

4

1

3

4.

Формирование чувства ансамбля.

12

2

10

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

1

30

98

Итого:

160

37

123

 

 

Содержание программы

 

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием

Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией

Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  1. Формирование чувства ансамбля

Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при  соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.

  1. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой

Обучение кружковца пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента  в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для обучающихся в согласно их певческим возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности , в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: музыкальный ноутбук, акустическая система, микрофоны, фонограммы музыкальных произведений, методические пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Основные способы  и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные