ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"СУРОВИКИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕНЫЙ ТЕХНИКУМ"
Утверждаю
Зам.директора по УВР
______________________
Рабочая программа вокального кружка
«МИР МУЗЫКИ»
Для обучающихся ГБПОУ
«Суровикинский агропромышленный техникум»
на 2020 – 2021 учебный год
Разработал:
Калиева А.М.
2020г.
г.Суровикино
Пояснительная записка
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие студентов должны идти взаимосвязно и неразрывно. Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения подростков к музыкальному искусству.
В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на обучающихся, индивидуальный подход, влияние на каждого студента коллектива, так как занятия проходят небольшими группами . Каждый студент пробует свои силы как в ансамблевом пении так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у студентов развивается чувство коллективизма, доверия к партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении, как совместном действии, способствует преодолению проявлений индивидуализма детей, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни, усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает обучающихся и усиливает их самооценку.
Цель программы:
Заинтересовать студентов музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
Научить каждого кружковца владеть певческим голосом.
Задачи программы:
Образовательные:
Углубить знания студентов в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить студентов вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности студентов;
Занятия проводятся 4 часа в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
В кружок вокального пения приглашаются все обучающиеся образовательного учреждения. Группы формируются с учетом вокальных способностей обучающихся.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе кружка вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для мероприятий в образовательном учреждении согласно плану, конкурсов сольного и ансамблевого пения, для других мероприятий, а так же для отчетных концертов.
Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;
Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
Учебно-тематический план
№ |
Наименование разделов и тем |
Общее количество часов |
в том числе теоретических практических |
|
1. |
Певческая установка. Певческое дыхание. |
8 |
2 |
6 |
2. |
Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. |
8 |
2 |
6 |
3. |
Работа над дикцией и артикуляцией |
4 |
1 |
3 |
4. |
Формирование чувства ансамбля. |
12 |
2 |
10 |
5. |
Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. |
1 |
30 |
98 |
Итого: |
160 |
37 |
123 |
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
Обучение кружковца пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для обучающихся в согласно их певческим возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности , в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Методическое обеспечение программы
Перечень оборудования и материалов, необходимых для занятий: музыкальный ноутбук, акустическая система, микрофоны, фонограммы музыкальных произведений, методические пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические. Конкретные формы занятий вокального кружка: учебные занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.