Программа дополнительного образования детей по культурологическому направлению
кружок «Юные журналисты».
Программа рассчитана на учащихся 8 -11 классов.
Срок реализации: учебный год
Составила программу Доброквашина А.А. учитель русского языка и литературы МБОУ Советской СОШ
Пояснительная записка
Программа курса «Юные журналисты» предназначена для ознакомления учащихся 8 -10 классов, интересующихся журналистикой, с основами газетного дела.
Создание очерков, статей различных жанров — один из видов работы над текстом, направленный на совершенствование письменной и устной речи учащихся.
Развить речь, научить владеть словом — значит создать условия для реализации творческих возможностей ребенка.
Данный курс позволяет сформировать интерес к профессии журналиста, а также к профессиям, связанным с издательской деятельностью.
Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные, групповые способы работы и другие элементы обучения.
Курс рассчитан на 34 часа теоретических занятий и практической работы (создание школьной газеты).
Программа курса нацелена на обучение основам журналистики, личностное развитие каждого ребёнка, его социализацию, нравственное и эстетическое воспитание при обязательном учёте индивидуальных особенностей. Она включает в себя учебные и практические занятия по журналистике, а также занятия, развивающие творческие способности, организацию и проведение социально-значимых акций, тренингов, игровые задания
В процессе обучения журналистике и основам газетного дела ребята получают возможность делиться наблюдениями, обмениваться мнениями, учатся оценивать события общественной жизни. Такие занятия учат работать в одной команде. Они развивают личностную активность, повышают информированность по широкому кругу вопросов, создают предпосылки для создания у каждого ребёнка собственной аргументированной позиции.
Программа обладает некоторыми чертами новизны по сравнению с другими образовательными программами данного типа. Прежде всего, это интеграция в обучении теоретических и практических знаний, в результате которой обучающиеся могут компетентно использовать приобретенные знания, умения и навыки в области журналистики. Это выражается в практической журналисткой работе подростков в школьной газете.
В связи с тем, что занимаются по программе в основном старшеклассники, которые серьёзно задумываются о выборе будущей профессии, работу в объединении можно считать также профориентационной.
Задачи курса:
· познакомиться с историей газетного дела, с особенностями работы журналиста; пробудить интерес к работе журналиста
· воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции учащихся
· развитие творческих способностей, речевых умений учащихся; умение редактировать собственные творческие работы.
Основная цель работы – создание школьной газеты, а также:
- практическое овладение умениями, навыками и приёмами журналистской работы;
- формирование навыков работы со словом в разных формах;
- углублённое изучение жанров публицистики;
- обучение работе со справочным материалом;
- овладение приёмами компьютерной верстки, изучение программы «Microsoft Power Point»;
- расширение кругозора, развитие логического мышления и умения, сопоставляя факты, выражать это посредством слова - аналитически;
- развитие памяти, наблюдательности, творческих способностей;
- формирование правильной речи, основанной на интересе к различным видам литературы;
- обучение приемам работы и деловому общению с информаторами, общественными и государственными организациями, а также непосредственно со СМИ.
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактика асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
Ожидаемые результаты
Изучение данного курса позволит учащимся:
Учащиеся приобретут навыки:
· написания различных статей, репортажей
· общения с интересными людьми (интервью)
· работы с различными источниками информации
· работы с текстом
· создания и оформления собственной газеты.
Для контроля уровня достижений обучающихся используются:
· наблюдение за активностью на занятиях;
· результаты выполнения предложенных заданий;
· анализ творческих работ;
· создание собственных проектов.
Для проведения итоговой аттестации по результатам изучения курса используется зачетная работа: создание колонки школьной газеты, соответствующей требованиям.
Срок реализации программы – 1 год.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей 22.02.1997 г., 08.08.2003
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 "Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей".
- СанПин 2.4.4.1251-03 (введенные 20.06.2003 г. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 03.04.2003 г. №27 Д)
Учебно-тематический план. Занятия проводятся 1 час в неделю, всего 34 часа.
Рекомендуемая структура занятий:
1. Разминка (упражнения для настроя) - 5 мин.
2. Завязка (проблемная ситуация) - 5 мин.
3. Основная часть (изучение теоретического материала) -10 мин.
4. Актуализация (практические навыки) - 15 мин.
5. Подведение итогов. Рефлексия - 5 мин.
Формы занятий: лекции, семинары, практические работы.
Формы работы: групповые, индивидуальные.
Методы и приемы:
• словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);
• наглядные;
• анализ, обобщение, систематизация материалов периодических печатных изданий;
• практические (создание, издание и распространение школьной газеты);
• проблемный;
• диалоговый;
• игровой;
Содержание изучаемого курса. Календарно-тематическое планирование курса
№ занятия |
Тема занятия |
Дата |
Фактическая дата |
1. |
Знакомство. Из истории журналистики. |
|
|
2. |
Печатные издания, их роль в жизни общества. |
|
|
3. |
Профессиональная этика журналиста. Газета. Какой она должна быть, чтобы ее читали. |
|
|
4. |
Выпуск №1 газеты «Голос школы» на тему: «Школьные новости или Что новенького в образовании? |
|
|
5. |
Газетная статья – основа любой газеты. Лексика, особенности синтаксиса. |
|
|
6. |
Анализ рубрик печатных изданий. Выпуск №2 газеты «Голос школы» коллаж на тему: «День учителя» |
|
|
7. |
Реклама на страницах газеты |
|
|
8. |
Интервью. Что значит «взять интервью»? |
|
|
9. |
Выпуск №3 газеты «Голос школы» на тему: «Знай свои права» |
|
|
10. |
Очерк. Особенности жанра. Миниатюра, компактность жанра. |
|
|
11. |
Создание газетных статей разных жанров |
|
|
12. |
Редактирование текста. Работа со словарями, справочными пособиями. |
|
|
13. |
Оформление, дизайн газеты. |
|
|
14. |
Выпуск №4 газеты «Голос школы» на тему: «Мои земляки - герои Отечества» |
|
|
15. |
Репортаж с места событий. |
|
|
16. |
Оформление заголовков газеты (виды, функции, правила) |
|
|
17. |
Выделения в тексте (шрифтовые, нешрифтовые). Приемы выделения: бордюр, вводка, разрядка, подчеркивание, рамки, линейки. |
|
|
18. |
Иллюстрации в газете. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. |
|
|
19. |
Способы объединения материалов в газете. Направленность газеты.
|
|
|
20. |
Текущий номер. Спецвыпуск. Дайджест. Тематический или целевой материал. |
|
|
21. |
Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Новые способы печати. |
|
|
22. |
Выпуск №5 газеты «Голос школы» на тему: «День святого Валентина» |
|
|
23. |
Использование возможностей компьютера в газетном деле: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере |
|
|
24. |
Основы макетирования газеты |
|
|
25. |
Предварительные расчеты. Составление графического макета. |
|
|
26. |
Верстка газеты. Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная, горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, асимметричная. |
|
|
27. |
Уроки составления бизнес-плана газеты |
|
|
28. |
Выпуск №6 газеты «Голос школы» на тему: «Международный женский день» |
|
|
29. |
Распространение газеты. Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. |
|
|
30. |
Типы подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. |
|
|
31. |
Выпуск №7 газеты «Голос школы» на тему: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»» |
|
|
32. |
Анализ и обсуждение материалов для выпуска газеты, посвященного Дню Победы |
|
|
33. |
Выпуск №8 газеты «Голос школы» на тему: «День Победы – великий праздник!» |
|
|
34. |
Проект «Моя первая статья в газету» |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.