Разработка урока по музыке "Я вижу музыку"симфония№7 Д. Шостакович" (7 класс,музыка)
Оценка 5

Разработка урока по музыке "Я вижу музыку"симфония№7 Д. Шостакович" (7 класс,музыка)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
7 кл
09.06.2019
Разработка урока по музыке "Я вижу музыку"симфония№7 Д. Шостакович" (7 класс,музыка)
Разработка урока - творческая мастерская. Интегрированный урок музыки с изобразительным искусством. Предназначен для работы в классе. После объяснения нового материала по теме :"Д.Шостакович Симфония №7" и просмотра презентации учителем музыки дети начинают работать по созданию иллюстраций совместно с учителем изобразительного искусства. Главная задача помочь в создании образа "живописной музыки".
Творческая мастерская.docx

Тема урока: Я вижу музыку.

"Симфония№7 Д.Шостакович "

 

Тельнова Людмила Михайловна - учитель музыки

Чувикова Марина Юрьевна -  учитель ИЗО

Раздел: "Искусство"

Тип урока: Творческая мастерская

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу на примере "Симфониии№7" Д.Шостаковича

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;
  2. Дать понять, что музыка и изо  усиливают наши ощущения и впечатления;
  3. Познакомить с творчеством Д.Шостаковича
  4. Исследовать разные стили изобразительного искусства

Развивающие:

  1. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;
  2. Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;
  3. Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;
  4. Использование в художественной деятельности различные художественные материалы.

Воспитательные:

  1. Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;
  2. Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;
  3. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные:

  • Формирование мотивации к изучению шедевров музыки и изобразительного искусства, умение проводить самооценку, освоение художественной культуры;
  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль искусства в жизни человека

Предметные:

  • Научатся использовать основы изобразительного искусства, специфику образного языка.
  • Понимать значение искусства в жизни человека и общества, передача замысла композитора в собственной художественной деятельности

Метапредметные:

Личностные:

  • Сформированность  мотивации к слушанию музыки, умение проводить самооценку, освоение  различных техник изобразительного искусства в творчестве
  • Воспитание художественного вкуса, как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль разных видов искусства в жизни человека

Познавательные:

  • Анализ музыки с целью выделения существенных признаков,
  • Синтез – составление цельного образа из характерных элементов.
  • Научиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, узнавать, называть и определять объекты.
  • Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные:

  • Планирование и выполнение практической работы, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению допущенных ошибок.
  • Прогнозирование и предвидение конечного результата, вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок
  • Определение проблемы и правильная постановка учебной задачи.

Коммуникативные:

  • Формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками, умение вести диалог в группах, задавать вопросы, слушать собеседника, формулировать свои затруднения.
  • Проявлять активность для решения познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, анализировать и обсуждать работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, фортепиано.

  • Музыкальный ряд: Д.Шостакович "Симфония №7" тема "нашествия" и тема "сопротивления"
  • Зрительный ряд: компьютерная презентация, знакомство с произведениями изобразительного искусства на заданную тему
  • Бумага: белая.
  • Материалы на выбор учащихся: акварель, гуашь, кисть, палитра.

 

Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.

Учитель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Началась блокада:                                                                              Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

900 дней голода, холода, горя. Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет.                                                       

На экране – портрет Д.Д. Шостаковича, а затем кадры из блокадного Ленинграда.                                                                    

Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории . Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом.

Наш урок начался с прослушивания фрагмента из первой части Симфонии№7 Д. Шостаковича. 
- Какая тема звучала: добра или зла? 
Ученики. – Музыка была зловещая, жестокая. 
Учитель. – Какой образ создала
в вашем воображении музыка?
Ученики. – Страшный, разрушительный, образ горя, беды.
Учитель. – Это знаменитый “эпизод фашистского нашествия” –  картина вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом. 
С помощью каких о выразительных средств музыка "рисует" «эпизод нашествия»?
Ученики.
Повторяющийся механический характер ритма барабана и флейты,  вводит в атмосферу напряжённости и бездушия. Мелодия повторяется много раз постепенно усиливаясь за счёт добавления новых музыкальных инструментов.
Учитель - Какой
бы вы выбрали цвет, чтобы нарисовать Вашу картину "нашествия"?
Ученики.
- Чёрный, серый, красный, оранжевый, коричневый

Показ презентации.
Учитель.
11 оркестровых вариаций. Мотив повторяется 175 раз (наиграть повторяющийся мотив).
Динамика усиливается, музыка становится громче и громче и вот перед нами злобное чудище. Из короткой,  простой превратилась в страшную силу.
 Как вы думаете, можно ли так закончить на этом произведение?
Ученики.
Что то должно остановить "Чудовище войны". Оказать сопротивление злой силе.
Учитель.
Тема сопротивления. Она  появится. И начнется схватка нашего народа с фашизмом. Здесь обязательно нужно вспомнить о символизме. Что является символом зла и разрушения. Какой символ изображает противовес - добро, мир, защита.

Звучит тема "эпизода "Сопротивление"

Учитель: Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух противоположностей.

В ваших работах вы наверняка будите изображать музыку разными изобразительными приёмами. С выбором техникой изображения вам поможет учитель Изобразительного искусства.

Остальное время урока дети занимаются "музыкальной живописью". Обязательным условием является звучание музыки.

 

 

 

 

Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже

голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по

карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов

рабочим.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные

голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных

домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже

голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по

карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов

рабочим.

В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные

голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных

домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема урока: Я вижу музыку. "Симфония№7

Тема урока: Я вижу музыку. "Симфония№7

Научатся использовать основы изобразительного искусства, специфику образного языка

Научатся использовать основы изобразительного искусства, специфику образного языка

Тихо звучит «Эпизод нашествия»

Тихо звучит «Эпизод нашествия»

Ученики. – Повторяющийся механический характер ритма барабана и флейты, вводит в атмосферу напряжённости и бездушия

Ученики. – Повторяющийся механический характер ритма барабана и флейты, вводит в атмосферу напряжённости и бездушия

Тихо звучит «Эпизод нашествия»

Тихо звучит «Эпизод нашествия»

Разработка урока по музыке "Я вижу музыку"симфония№7 Д. Шостакович" (7 класс,музыка)

Разработка урока по музыке "Я вижу музыку"симфония№7 Д. Шостакович" (7 класс,музыка)
Скачать файл