Тельнова Людмила Михайловна - учитель музыки
Чувикова Марина Юрьевна - учитель ИЗО
Раздел: "Искусство"
Тип урока: Творческая мастерская
Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу на примере "Симфониии№7" Д.Шостаковича
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Планируемые результаты для ученика:
Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, фортепиано.
Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.
Учитель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
900 дней голода, холода, горя. Смерть - хозяйка в городе. Поджидала всюду. В это время среди жителей Ленинграда был и композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Ему 35 лет.
На экране – портрет Д.Д. Шостаковича, а затем кадры из блокадного Ленинграда.
Вместе с другими Шостакович ездил за город рыть укрепления, а вечерами дежурил на крыше Консерватории, гася зажигательные бомбы, и продолжал преподавать в Консерватории . Душа его кипела великим гневом. И в это время зрел грандиозный замысел нового музыкального сочинения. «Музыка неудержимо рвалась из меня», - вспоминал он потом.
Наш урок начался с прослушивания фрагмента
из первой части Симфонии№7 Д. Шостаковича.
- Какая тема звучала: добра или зла?
Ученики. – Музыка была зловещая, жестокая.
Учитель. – Какой образ создала в вашем воображении музыка?
Ученики. – Страшный, разрушительный, образ горя, беды.
Учитель. – Это знаменитый “эпизод фашистского нашествия” – картина
вторжения разрушительной силы, схватка нашего народа с фашизмом.
С
помощью каких о выразительных средств музыка "рисует" «эпизод
нашествия»?
Ученики. –Повторяющийся механический характер ритма
барабана и флейты, вводит в атмосферу напряжённости и бездушия. Мелодия
повторяется много раз постепенно усиливаясь за счёт добавления новых
музыкальных инструментов.
Учитель - Какой бы вы выбрали цвет, чтобы нарисовать Вашу
картину "нашествия"?
Ученики.- Чёрный, серый, красный,
оранжевый, коричневый
Показ презентации.
Учитель. –11 оркестровых вариаций. Мотив
повторяется 175 раз (наиграть повторяющийся мотив).
Динамика
усиливается, музыка становится громче и громче и вот перед нами злобное чудище.
Из короткой, простой превратилась в страшную силу.
Как вы думаете, можно ли так закончить на этом произведение?
Ученики. –Что то должно остановить "Чудовище
войны". Оказать сопротивление злой силе.
Учитель. –Тема сопротивления.
Она появится.
И начнется схватка нашего народа с фашизмом. Здесь обязательно нужно вспомнить о
символизме. Что является символом зла и разрушения. Какой символ изображает
противовес - добро, мир, защита.
Звучит тема "эпизода "Сопротивление"
Учитель: Седьмую симфонию Шостаковича нередко сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», ведь она передает дух событий необычайно точно. Но одновременно эта музыка потрясает и глубиной мысли, а не только непосредственностью впечатлений. Схватку народа с фашизмом Шостакович раскрывает как борьбу двух противоположностей.
В ваших работах вы наверняка будите изображать музыку разными изобразительными приёмами. С выбором техникой изображения вам поможет учитель Изобразительного искусства.
Остальное время урока дети занимаются "музыкальной живописью". Обязательным условием является звучание музыки.
Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.
Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже
голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по
карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов
рабочим.
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные
голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных
домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
Тихо звучит «Эпизод нашествия» Д.Шостаковича.
Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже
голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по
карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов
рабочим.
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные
голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных
домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.