Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 39 пос. им. Воровского
142400, Московская область, пос. им. Воровского, ул. Сергеева, д. 13
8(49651)3-76-11, noginsk-sch39@yandex.ru
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №____ от ___.____.20____ Руководитель ШМО __________ Логинова Е.Е |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР __________ Горшкова С.В. ____.____.20____ |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 39 __________ Седов Д.В. Приказ №____ от ____.____.20____ М.П. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
(направление «Общеинтеллектуальное»)
3 класс
Составители
Логинова Евгения Евгеньевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в 3 классе составлена в соответствии с основной образовательной программой школы, годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год, авторской программой «Информатика» Рудченко Т.А. и Семенова А.Л., утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации и отражает требования Федерального государственного стандарта начального образования. Рабочая программа ориентирована на УМК Т.А. Рудченко «Информатика, 1-4», входящее в Федеральный перечень допущенных и рекомендованных учебников Министерства образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная информатика» введен в целях приобретения учащимися информационной и коммуникационной компетентности и имеет интегративный, межпредметный характер.
Задачи программы направлены на формирование:
- основ логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
- основ информационной грамотности, в частности овладение способами и приемами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текста, таблицы, диаграммы, цепочки, совокупности;
- основ ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
- основ коммуникационной компетентности: прием и передача информации, овладение системой информационных понятий, использованием языка для приема и передачи информации.
Освоение программного материала курса представлено личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие мотивов учебной деятельности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий:
1) регулятивных:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
2) познавательных:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
3) коммуникативных:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного курса:
1) в результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны овладеть базовым понятийным аппаратом:
- цепочка (конечная последовательность);
- мешок (неупорядоченная совокупность);
- одномерная и двумерная таблицы;
- круговая и столбчатая диаграммы;
- утверждения, логические значения утверждений;
- исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
- дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
- игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
2) в результате овладения программы, обучающиеся получат возможность овладеть практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
- выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
- проведение полного перебора объектов;
- определение значения истинности утверждений для данного объекта;
- понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все / каждый, есть / нет, всего, не;
- использование имен для указания нужных объектов;
- использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
- сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
- выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
- достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;
- использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;
- построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
- построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
- построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
- использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма.
Согласно учебному плану школы на изучение материала курса отводится 34 часа в 3 классе. Основу содержания занятий составляет бескомпьютерное изучение основ теории и практики информатики. Из этих часов на освоение практической части программы (проектная деятельность) приходится 5 часов в 3 классе:
класс |
вид работы |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
итого |
3 |
проект |
2 |
|
2 |
1 |
5 |
Содержание курса представлено следующими разделами:
класс тема раздела |
3 |
Цепочка |
2 |
Мешок |
2 |
Язык |
2 |
Основы теории алгоритмов |
11 |
Дерево |
10 |
Математическое представление информации |
7 |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п |
№ урока в изучаемом разделе |
название раздела / темы |
запланированная дата |
дата по факту |
3 класс |
||||
1 |
1 |
Цепочка Длина цепочки |
|
|
2 |
2 |
Цепочка цепочек |
|
|
3 |
1 |
Мешок Таблица для мешка по двум признакам |
|
|
4 |
2 |
Проект «Одинаковые мешки» |
|
|
5 |
1 |
Язык Словарный порядок. Дефис и апостроф |
|
|
6 |
2 |
Проект «Лексикографический порядок» |
|
|
7 |
1 |
Дерево Дерево. Следующие вершины, листья. предыдущие вершины |
|
|
8-9 |
2-3 |
Уровень вершины дерева |
|
|
Итого в I четверти 9 часов |
||||
1 |
1 |
Основы теории алгоритмов Робик. Команды для Робика |
|
|
2 |
2 |
Программа для Робика |
|
|
3 |
3 |
Перед каждой бусиной |
|
|
4 |
4 |
После каждой бусины |
|
|
5-6 |
5-6 |
Склеивание цепочек |
|
|
7 |
7 |
Повторяем изученное в I полугодии |
|
|
Итого во II четверти 7 часов |
||||
1 |
8 |
Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач |
|
|
2-3 |
4-5 |
Дерево Путь дерева |
|
|
4-5 |
6-7 |
Все пути дерева |
|
|
6 |
8 |
Деревья потомков |
|
|
7-8 |
9-10 |
Проект «Сортировка слиянием» |
|
|
9-10 |
9-10 |
Основы теории алгоритмов Робик. Конструкция повторения |
|
|
Итого в III четверти 10 часов |
||||
1 |
11 |
Робик. Конструкция повторения |
|
|
2-4 |
1-3 |
Математическое представление информации Склеивание мешков цепочек |
|
|
5 |
4 |
Таблица для склеивания мешков |
|
|
6 |
5 |
Проект «Турниры и соревнования» |
|
|
7 |
6 |
Выравнивание, решение необязательных и трудных задач |
|
|
8 |
7 |
Повторяем изученное в году. Итоговое занятие |
|
|
Итого в IV четверти 8 часов |
||||
Итого в году 34 часа |
Перечень учебно-методических средств обучения
Рудченко Т.А. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014
Примерные программы по учебным предметам. Курс внеурочной деятельности «Занимательная информатика». Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов 3 класс. – Москва: Издательство «Просвещение», 2016
Литература для учащихся
Информатика. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Т.А. Рудченко, А.Л. Семёнов. – Москва: Издательство «Просвещение», 2018
Технические средства обучения
DVD- и CD-диски с программами по информатике
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.