Рабочая тетрадь для родителей по стилям семейного воспитания

  • docx
  • 16.02.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рабочая тетрадь.docx

Типы семейного воспитания

 

Тип воспитания

Протекция

Потребности

Требования

Запреты

Санкции

 Гиперпротекция

+

+

-

-

-

Симбиоз

+

+-

+-

+-

+-

Повышенная моральная ответственность

+

-

+

=-

+-

Эмоциональное отвержение

-

-

+

+

+

Гипопротекция

-

-

-

-

+-

Жестокое обращение

-

-

+

+

+

 

Диагностика стиля воспитания

 1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

 А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг  него;

 Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;

 В) оставлять свои мысли и переживания при себе.

 

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял чужую вещь у другого ребенка в его отсутствие

    и без  разрешения, то вы:

 А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему  самому принять       правильное решение;

 Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;

 В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу вещь  и   извиниться.

 

 3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень

     дисциплинированный,  сосредоточился и хорошо  выполнил то, о чем вы его

     просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:

 А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о    том, какой он у вас молодец;

 Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;

 В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».

 

 4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы

     поступите?

 А) заставите ребенка исправить свою ошибку;

 Б) не обратите на это внимания;

 В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь  историю о том, как невежливость мешает  нам жить.

 

 5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы

     предпочтете делать?

 А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;

 Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;

 В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.

 

 6. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не  стоит поэтому обращать внимание на  «взрывы» его эмоций;

 Б) эмоции и переживания ребенка  важные факторы, с помощью которых его можно    обучать и воспитывать;

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно  бережно и предельно тактично.

 

 7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и    воспитать его;

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого    должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять   процессом его  развития практически  невозможно, так что главная забота     родителей,  чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.

 

 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:

 А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;

 Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и   воспитания;

 В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с  родителями.

 

 9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много

     раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:

 А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать  и не надо;

 Б) заставили бы выполнить работу;

 В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы  усложнить его так, чтобы  было интересно решать.

 

 10. C каким из утверждений вы полностью согласны:

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь  пожалеет об этом;

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

 

№ вопроса

Баллы за ответ «А»

Баллы за ответ «Б»

Баллы за ответ «В»

1.

2

3

1

2.

3

1

2

3.

2

3

1

4.

2

1

3

5.

3

2

1

6.

1

2

3

7.

2

3

1

8.

3

1

2

9.

1

2

3

10.

2

1

3

 

Общее количество баллов___________________________

 

 

 

 

 

 

 

Формирование личности. Таблицы

Инструменты воспитания

Выгода для родителей

Проблемы поведения

Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни

Запрет на собственное мнение (бесприкословное подчинение)

Ребенок в полном подчинении, спокойствие, уверенность

Ребенку не нужно отвечать за свое поведение, нести ответственность за свои поступки, не нужно самостоятельно приминать решение – подчинительная позиция.

Формируется замкнутость, отгороженность. Страх сознаться в чем-то, обман .

Демонстративность (я имею свое мнение), агрессивность

                        

Инструменты воспитания

Выгода для родителей

Проблемы поведения

Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни

Повышенные ограничения в семье (подкрепленные наказаниями за проступки)

Создается впечатление, что ребенок слушается, дисциплинирован

Страх перед родителями,  страх сорваться, повышенный интерес к запретному. Непослушание родителей,  обман. Соперничество с родителями, борьба за власть. Скрытность, агрессивность

 

Инструменты воспитания

Выгода для родителей

Проблемы поведения

Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни

Гиперконтроль (повышенный контроль)

Ребенок все время на виду – родитель спокоен. Родитель во всем оберегает. Решает проблемы за него. Реализация своей значимости в воспитании

Подавление воли ребенка. Заниженная самооценка. Неспособность сопротивляться сложностям. Бессилие, ожидание помощи из вне. Зависимость от родителей, несамостоятельность. Агрессивность. Злость на себя и на родителей

 

 

Инструменты воспитания

Выгода для родителей

Проблемы поведения

Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни

Гипоопека (попустительство)

Родитель не обременен, живет для себя

Чувство брошенности, ненужности. Безнадзорность, чувство безнаказанности, девиантное поведение. Демонстративность в поведении, привлечение внимания. Обиженность на родителей и весь мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема семейных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание для родителей.

 

Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным.

Существует много способов проявления любви.

Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект.

Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.

Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.

 

Кроме того, попробуйте выполнить следующее:

1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».

3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?