Типы семейного воспитания
Тип воспитания |
Протекция |
Потребности |
Требования |
Запреты |
Санкции |
Гиперпротекция |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Симбиоз |
+ |
+- |
+- |
+- |
+- |
Повышенная моральная ответственность |
+ |
- |
+ |
=- |
+- |
Эмоциональное отвержение |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Гипопротекция |
- |
- |
- |
- |
+- |
Жестокое обращение |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Диагностика стиля воспитания
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял чужую вещь у другого ребенка в его отсутствие
и без разрешения, то вы:
А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять правильное решение;
Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу вещь и извиниться.
3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень
дисциплинированный, сосредоточился и хорошо выполнил то, о чем вы его
просили (сделал домашнее задание, вынес мусор, прибрался в квартире), то вы:
А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец;
Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы
поступите?
А) заставите ребенка исправить свою ошибку;
Б) не обратите на это внимания;
В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы
предпочтете делать?
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
6. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.
7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания;
В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.
9. Ребенок не хочет выполнять домашнее задание, мотивируя это тем, что уже много
раз выполнял подобные задания без ошибок. Ваши действия:
А) устранитесь и ничего не станете предпринимать. Не хочет делать и не надо;
Б) заставили бы выполнить работу;
В) нашли бы в задании что-то новое или предложили бы усложнить его так, чтобы было интересно решать.
10. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом;
В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.
№ вопроса |
Баллы за ответ «А» |
Баллы за ответ «Б» |
Баллы за ответ «В» |
1. |
2 |
3 |
1 |
2. |
3 |
1 |
2 |
3. |
2 |
3 |
1 |
4. |
2 |
1 |
3 |
5. |
3 |
2 |
1 |
6. |
1 |
2 |
3 |
7. |
2 |
3 |
1 |
8. |
3 |
1 |
2 |
9. |
1 |
2 |
3 |
10. |
2 |
1 |
3 |
Общее количество баллов___________________________
Формирование личности. Таблицы
Инструменты воспитания |
Выгода для родителей |
Проблемы поведения |
Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни |
Запрет на собственное мнение (бесприкословное подчинение) |
Ребенок в полном подчинении, спокойствие, уверенность |
Ребенку не нужно отвечать за свое поведение, нести ответственность за свои поступки, не нужно самостоятельно приминать решение – подчинительная позиция. Формируется замкнутость, отгороженность. Страх сознаться в чем-то, обман . Демонстративность (я имею свое мнение), агрессивность |
Инструменты воспитания |
Выгода для родителей |
Проблемы поведения |
Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни |
Повышенные ограничения в семье (подкрепленные наказаниями за проступки) |
Создается впечатление, что ребенок слушается, дисциплинирован |
Страх перед родителями, страх сорваться, повышенный интерес к запретному. Непослушание родителей, обман. Соперничество с родителями, борьба за власть. Скрытность, агрессивность |
Инструменты воспитания |
Выгода для родителей |
Проблемы поведения |
Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни |
Гиперконтроль (повышенный контроль) |
Ребенок все время на виду – родитель спокоен. Родитель во всем оберегает. Решает проблемы за него. Реализация своей значимости в воспитании |
Подавление воли ребенка. Заниженная самооценка. Неспособность сопротивляться сложностям. Бессилие, ожидание помощи из вне. Зависимость от родителей, несамостоятельность. Агрессивность. Злость на себя и на родителей |
Инструменты воспитания |
Выгода для родителей |
Проблемы поведения |
Отрицательные отклонения в личности во взрослой жизни |
Гипоопека (попустительство) |
Родитель не обременен, живет для себя |
Чувство брошенности, ненужности. Безнадзорность, чувство безнаказанности, девиантное поведение. Демонстративность в поведении, привлечение внимания. Обиженность на родителей и весь мир |
Схема семейных отношений
Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным.
Существует много способов проявления любви.
Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект.
Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса задержишься?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.