СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГАГАРИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Смирнова Т.А.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
Специальность 36.02.01 Ветеринария (базовая подготовка) часть 1
(общие клинические исследования, фиксация животных, исследование лимфатических узлов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ЭКГ,
желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, системы крови, обмена веществ, нервной системы, лабораторная диагностика)
Гагарин 2020
1
Разработчик: Смирнова Т.А. - преподаватель СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»
Рабочая тетрадь профессионального модуля ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных. Специальность 36.02.01 Ветеринария (базовая подготовка), часть 1 (общие клинические исследования, фиксация животных, исследование лимфатических узлов, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ЭКГ, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, системы крови, обмена веществ, нервной системы, лабораторная диагностика)
Рецензенты: дипломат Всероссийского конкурса «Преподаватель года – 2018», председатель Методологического совета и руководитель Международного педагогического проекта «Рецензии Онлайн» Смехова Л.В.
Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии преподавателей и мастеров технических специальностей и профессий.
Протокол № _6_от «_18_» ____02_____ 20_20__ г. Председатель предметно-цикловой комиссии Л.В. Шарова
Сохранение и повышение качества профессиональной подготовки специалистов при снижении аудиторных часов требует активизации самостоятельной работы студентов. Для оказания методической помощи в освоении теоретического и практического материала, закреплении знаний и навыков по дисциплине и предложена данная рабочая тетрадь. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями типовой учебной программы профессионального модуля ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных. Специальность 36.02.01 Ветеринария (базовая подготовка)
Самостоятельные и индивидуальные и внеаудиторные занятия направлены на осмысление, понимание и запоминание материала, углубление и расширение знаний, получение дополнительной информации по отдельным вопросам дисциплины. Такая работа студента является обязательной составной частью обучения в среднем специальном учебном заведении и имеет важное практическое значение в процессе формирования высококвалифицированных специалистов.
В процессе выполнения студентам необходимо овладеть методами клинического исследования, научится понимать и изучать закономерности возникновения и развития болезней животных, уметь поставить правильный диагноз, а также прогнозировать развитие патогенеза и исход болезни.
Рабочая тетрадь представлена на 32 страницах в виде учебнометодического и подготовительного материала, включающего в себя 13 рисунков и 18 таблиц соответствующих разделам профессионального модуля ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных. Заполнение рабочей тетради, выполнение ее заданий способствует развитию ветеринарного специалиста, а также реализации самостоятельной работы студентов, закреплению знаний, полученных на теоритических, лабораторных и практических занятиях.
Контроль выполнения самостоятельной и индивидуальной работ студента осуществляется преподавателями курса и учитывается при ежемесячной аттестации студента, сдаче дифференцированного зачѐта и экзамена.
Тема: «Фиксация животных».
Впишите в таблицу название методов фиксации животных.
Таблица 1
А
|
|
|
|
А.
|
|
|
|
А.
|
|
|
|
А.
|
|
|
|
А.
|
|
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
ГАБИТУС – это…
Таблица 2
Положение тела (поза) |
Здоровое животное
|
|
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
|
||
Упитанность |
|
|
|
||
|
||
|
||
|
||
Конституция |
По П.Н. Кулешову:
|
|
Для лошадей В.И.Зайцев выделил:
|
||
Телосложение |
|
|
|
||
|
||
Темперамент |
|
|
|
||
Нрав |
|
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема: «Методы клинического исследования» Впишите в таблицу и опишите общие методы клинического исследования.
Таблица 3
осмотр |
|
|
|
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
пальпация |
|
|
|
|
|
||
|
|||
|
|
||
|
|||
перкуссия |
|
|
|
|
|
||
|
|||
аускультация |
|
|
|
|
|
||
|
|||
термометрия |
|
|
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Таблица 4
КРС |
|
МРС и свиньи |
|
Лошадь |
|
Верблюд |
|
Собака и кошка |
|
Птица |
|
Напишите, как изменяется цвет слизистых оболочек:
Гиперемия – это…
Анемия - …
Эктеричность - …
Цианоз -…
также может быть …
Напишите, какие изменения могут быть обнаружены при исследовании кожи, волосяного покрова и оперения.
На контуре у здорового животного нарисуйте и подпишите лимфатические узлы доступные для исследования.
Таблица 5
Крупный рогатый скот
|
Лошадь
|
Мелкий рогатый скот
|
Свинья
|
Собака
|
Кошка
|
Запишите методы исследования каждого из вышеперечисленных лимфатических узлов.
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема: «Постановка диагноза».
Впишите что необходимо знать для постоновки окончательного диагноза.
Рисунок 1
Впишите показатели температуры, пульса и дыхания у разных видов животных.
Таблица 6.
Вид животного |
температура |
пульс |
дыхание |
Крупный рогатый скот |
|
|
|
Мелкий рогатый скот |
|
|
|
Верблюд |
|
|
|
Лошадь |
|
|
|
Свинья |
|
|
|
Собака |
|
|
|
Кошка |
|
|
|
Курица |
|
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Таблица 7
Крупный рогатый скот
|
Мелкий рогатый скот
|
Свинья
|
Лошадь
|
Собака
|
Кошка
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Рисунок 2
Таблица 8
Подпишите зубцы на электрокардиограмме лошади |
|
|
|
Подпишите на рисунке где систола и диастола, а также нарисуйте, как происходит движение крови и сокращение желудочков.
Рисунок 3
Пульс здоровых животных характеризуется …
Перечислите вены и артерии доступные для исследования у каждого вида животных.
Таблица 9
Вид животного |
Вены доступные для исследования |
Артерии доступные для исследования |
Крупный рогатый скот |
|
|
Мелкий рогатый скот |
|
|
Лошадь |
|
|
Свинья |
|
|
Собака |
|
|
Кошка |
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема «Пороки клапанного аппарата сердца».
Кровообращение в норме
Таблица 10
Пороки клапанов |
Эндокардиальные шумы |
|
|
|
|
|||||
|
Punctum optimum |
|||||||||
|
|
|||||||||
|
|
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||
Недостаточность левых атриовентрикулярны х клапанов |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||||||||
Сужение |
левого |
|
|
|
|
|
|
|
||
атриовентр |
икулярног |
|
|
|
|
|
|
|
||
о отве |
рстия |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
Недостат |
очность |
|
|
|
|
|
|
|
||
прав |
ых |
|
|
|
|
|
|
|
||
атриовентр |
икулярны |
|
|
|
|
|
|
|
||
х клап |
анов |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
Сужение |
правого |
|
|
|
|
|
|
|
||
атриовентр |
икулярног |
|
|
|
|
|
|
|
||
о отве |
рстия |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
Недостат |
очность |
|
|
|
|
|
|
|
||
аортальных |
клапанов |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
Сужение аортального отверстия |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|||||||||
Недостат |
очность |
|
|
|
|
|
|
|
||
клапанов |
легочной |
|
|
|
|
|
|
|
||
арте |
рии |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
Сужени |
е устья |
|
|
|
|
|
|
|
||
легочной |
артерии |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|||||||||
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Отметьте на рисунке и впишите рядом с рисунком топографию легких у разных видов домашних животных:
Рисунок 4
Мелкий рогатый скот
Рисунок 5
Свинья
Рисунок 6
Лошадь
Рисунок 7
Собака
Рисунок 8
Рисунок 9
Отметьте поля аускультации и характер звуков у крупного рогатого скота и лошади.
Таблица 11
Крупный рогатый скот |
Характеристика шумов |
Лошадь |
Характеристика шумов |
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема: «Исследование желудочно-кишечного тракта»
Подпишите на рисунках названия внутренних органов, отмеченных цифрами
Таблица 12
Крупный рогатый скот Топография внутренних органов с правой стороны |
|
|
|
Топография внутренних органов с левой сто |
роны |
|
|
Свинья Топография внутренних органов с правой сто |
роны |
|
|
Топография внутренних органов с левой сто |
роны |
|
|
Лошадь Топография внутренних органов с правой стороны |
|
|
|
Топография внутренних органов с левой сто |
роны |
|
|
Собака Топография внутренних органов с правой сто |
роны |
|
|
Топография внутренних органов с левой сто |
роны |
|
|
Кошка Топография внутренних органов с правой стороны |
|
|
|
Топография внутренних органов с левой стороны |
|
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема: «Исследование прием корма и воды, а также отрыжку, жвачку и
Таблица 13
Вид животного |
Прием корма |
Прием воды |
Отрыжка |
Жвачка |
Рвота |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 10 Рисунок 11
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема: «Методы исследования органов пищеварения у разных видов животных»
Заполните какими общими и специальными методами можно исследовать нижеперечисленные органы пищеварения у крупного рогатого скота, мелкого
рогатого скота, лошади, свиньи, собаки и кошки
Таблица 14
Вид животного |
Крупный рогатый скот |
Мелкий рогатый скот |
Лошадь |
Свинья |
Собака |
Кошка |
Ротовая полость |
|
|
|
|
|
|
Глотка |
|
|
|
|
|
|
Пищевод |
|
|
|
|
|
|
Рубец |
|
|
|
|
|
|
Сетка |
|
|
|
|
|
|
Книжка |
|
|
|
|
|
|
Сычуг |
|
|
|
|
|
|
Желудок |
|
|
|
|
|
|
Печень |
|
|
|
|
|
|
Тонкий кишечник |
|
|
|
|
|
|
Толстый кишечник |
|
|
|
|
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Таблица 15
Вид животного |
Почки |
Мочевой пузырь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Поисследуйте мочу от животных разными методами, зарисуйте осадок и сделайте заключение
Качественное определение белка Проба с кипячением.
2-3 мл мочи кипятят после прибавления нескольких капель 3% водного раствора уксусной кислоты. В присутствии белка получается муть, которая постепенно переходит в хлопьевидный осадок. При низком удельном весе исследуемой мочи перед кипячением рекомендуется прибавить к 5-10 мл мочи 1—2 мл насыщенного раствора поваренной соли и 3—6 капель 30% раствора уксусной кислоты. Проба с азотной кислотой.
В пробирку с 1—2 мл 50% азотной кислоты осторожно приливают по стенке профильтрованную мочу, чтобы жидкости не смешивались друг с другом. В случае присутствия белка в моче на границе между жидкостями появляется белое кольцо (диск) - слои свернутого азотной кислотой белка. Диск на границе слоев может появиться и из-за других составных частей мочи. Моча, богатая уратами, дает кольцо, состоящее из мочевой кислоты и уратов. Однако это кольцо появляется не на границе азотной кислоты и мочи, а выше. При легком подогревании уратное кольцо исчезает.
Появление мути от осаждения муцина значительно выше границы мочи и реактива и не так резко выражено.
Количественное определение белка Способ Брандберга-Робертс-Стольникова.
Способ основан на наблюдении, что появление тонкого, но отчетливо видимого кольца (диска) при пробе с азотной кислотой через 2-3 мин. соответствует содержанию 0,033% белка в исследуемой жидкости.
При исследовании мочу разводят в 10 раз, для чего пипеткой отмеривают в измерительный цилиндр 10 мл мочи и доливают до 100 мл водой. Из этого основного разведения приготавливают разведение в 50, 100 раз и т. д. С каждым из разведений проделывают пробу с азотной кислотой. Останавливаются на том разведении, с которым при пробе кольцо появляется через 2-3 минуты, если с одним разведением кольцо получилось тотчас же, а со следующим не получилось вовсе, то нужно сделать промежуточное разведение. Разведение, давшее кольцо через 2-3 мин., содержит 0,033% белка.
Качественное определение сахара Проба Фелинга. Реактивы:
1. 7% раствор сернокислой меди;
2. Едкий натр 10,0, сегнетовой соли 35,0, дистиллированной воды 100 мл.
В пробирку берут поровну 1 и 2 раствор, смешивают их, во вторую пробирку берут столько же мочи. Обе пробирки нагревают до кипения, далее их содержимое смешивают и снова нагревают на короткое время, не доводя до кипения.
При положительной реакции получается желтая, до кирпично-красной окраска и помутнение жидкости. При охлаждении пробы на дне пробирки оседает желтая СuОН или коричневая - красная CuSO4.
Если при зеленой окраске пробы после охлаждения на дне выпадает желтый осадок, проба считается слабоположительной.
Примечание. При смешивании 1 и 2 растворов Фелинга должен получиться темносиний прозрачный раствор, не меняющий цвета при нагревании. Проба Фелинга дает положительный результат при содержании сахара выше 0,12%.
При постановке пробы Фелинга могут быть ложно положительные реакции из-за содержания в моче мочевой кислоты, индикана, креатина, желчных пигментов, глюкуроновой кислоты, муцина; из лекарственных веществ: антипирина, бензойной кислоты, морфина, салициловой кислоты, салола, фенацетина, хлоралгидрата, витамина С, стрептомицина, пенициллина, тетрациклина, и т. д. Все они дают ложную положительную реакцию, если находятся в больших количествах.
Кетоновые тела Проба Лестраде.
Реактив Лестраде: нитропруссида натрия 1,0; сульфата аммония 20,0; карбоната натрия безводного 20,0. Отвешанные реактивы тщательно растираются в ступке до получения мелкого однородного порошка. Порошок хранят в хорошо закупоренной стеклянной банке и сухом месте.
При постановке пробы предметное стекло кладут на лист фильтровальной бумаги. На стекло помещают небольшое количество (на кончике ножа) сухого реактива и капают на него 2-3 капли мочи. При наличии кетоновых тел получается окрашивание от розового до темно-фиолетового (пoявлeние окраски может наступить в течение 2-3 минут).
Проба Ланге.
Реактивы:
1. уксусная кислота 80%;
2. нитропруссид натрия (свежеприготовленный 10% раствор);
3. аммиак.
К 12—15 мл мочи приливают около 1 мл уксусной кислоты и около 0,5 мл раствора нитропруссида натрия. Затем наслаивают аммиак. В положительной реакции на границе двух жидкостей появляется фиолетовое кольцо. Оно может появиться в течение 2-3 минут.
Проба Легаля.
Реактивы:
1. свежеприготовленный водный 5% раствор нитропруссида натрия.
2. 10-15% раствор едкого натрия.
3. уксусная кислота ледяная.
К 5-6 мл мочи прибавляют несколько капель реактива № 1 и 0,5 мл реактива № 2. Получается красное окрашивание. Добавляют 0,5-1 мл реактива № 3. Если красный цвет исчезнет - проба отрицательная, если сохранится - положительная. Если получится слаборозовая окраска, то проба считается также положительной.
Кровь и кровяные пигменты Бензидиновая проба.
К 2 мл 3% раствора перекиси водорода прибавляют 10—15 капель
свежеприготовленного насыщенного раствора бензидина в ледяной .уксусной кислоте, размешивают и к смеси по каплям прибавляют исследуемую мочу. Появление зеленого, а затем синего окрашивания жидкости указывает на наличие в моче кровяных пигментов. Проба основана на способности гемоглобина разлагать перекись водорода, а освободившийся кислород окисляет бензидин. Проба специфична и высокочувствительна.
Индикан Проба Яффе.
К 10-15 мл мочи прибавляют такое же количество крепкой соляной кислоты, одну каплю 2% раствора марганцевокислого калия и 2 мл хлороформа. Пробирку закрывают пробкой и переворачивают около 20 раз. При наличии индикана хлороформ окрашивается в синий или фиолетовый цвет. При наличии в моче йодистых солей хлороформ также дает розовую окраску. В таком случае добавляют кристаллик гипосульфита. Исчезновение розовой окраски хлороформа говорит о присутствии йодистых солей. При наличии индикана розовая окраска не исчезает.
Желчные пигменты Проба на билирубин по Розину.
К 2-3 мл раствора Люголя осторожно по стенке приливают 2-3 мл мочи. При наличии в моче билирубина на границе двух жидкостей появляется изумрудное кольцо.
Для определения уробилина при наличии в моче билирубина, необходимо освободить мочу от последнего прибавлением к 5 мл мочи 10% раствора хлористого кальция и нескольких капель аммиака. Затем мочу фильтруют и с фильтратом проделывают пробу на уробилин. Проба на уробилин по Флоренсу.
К 5 мл мочи приливают 6-7 капель крепкой серной кислоты, 2-3 мл эфира и осторожно взбалтывают. Дают отстояться; сернокислую эфирную вытяжку переносят в другую пробирку, куда предварительно налито 1-2 мл крепкой соляной кислоты. При положительной реакции на границе слоев образуется розовое кольцо, интенсивность окраски которого зависит от количества уробилина.
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Таблица 16
Органические осадки |
|||
|
Характеристика
|
|
Характеристика |
|
Характеристика
|
|
Характеристика |
|
Характеристика
|
|
Характеристика |
Неорганизованные осадки щелочной мочи |
|||
|
Характеристика
|
|
Характеристика |
|
Характеристика
|
|
Характеристика |
Неорганизованные осадки кислой мочи |
|||
|
Характеристика
|
|
Характеристика |
|
Характеристика
|
|
Характеристика
|
Неорганизованные осадки, находящиеся в моче только при заболеваниях. |
|||
|
Характеристика |
|
Характеристика |
|
Характеристика |
|
Характеристика |
|
Характеристика |
|
Характеристика |
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Тема: «Техника изготовления мазков на предметных стеклах»
4.
|
Техника изготовления мазков на покровных стеклах
Опишите методы окрашивания мазков крови.
1. Метод Романовского-Гимзы
2. Метод Филиппсона
3. Метод Паппенгейма
4. Метод «влажного препарата» («Wet Mounts»)
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Таблица 17
Нарушение минерального обмена веществ |
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|||
|
|||
Нарушение углеводного обмена веществ |
|
|
|
|
|||
|
|||
Нарушение жирового обмена веществ |
|
|
|
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
Нарушение белкового обмена веществ |
|
|
|
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
|||
|
|||
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Рисунок 12
Рисунок 13
Таблица 18
Наименование рефлекса |
Рецепторное поле и род раздражения |
Характер рефлекторного ответа |
Рефлекс холки у лошадей кожный или волосковый |
|
|
Паховый рефлекс у лошади |
|
|
Скротальный рефлекс |
|
|
Рефлекс кремастера у лошадей |
|
|
Переанатальный рефлекс у лошади и коров |
|
|
Анальный рефлекс у собаки |
|
|
Рефлекс хвоста у лошади |
|
|
Рефлекс носа и век у лошади |
|
|
Рефлекс роговицы у всех животных |
|
|
Зрачковый рефлекс у всех животных |
|
|
Коленный рефлекс у лошади и собаки |
|
|
Копытный рефлекс у лошади |
|
|
Рефлекс Ашнера на сердце у лошади |
|
|
Дата занятия __________________________ Оценка ___________________
Подпись преподавателя _______________________________________________
Общая оценка за заполнение тетради_________________________ Дата ____________________________________________________
Подпись преподавателя ____________________________________
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.
1. Акаевский А.И., Юдичев Ю.Ф., Михайлов Н.В., Хрусталева И.В. Анатомия домашних животных: - М. Колос, 1984. – 543 с.
2. Воронин Е.С., Сноз Г.В., Васильев М.Ф. и др. Клиническая диагностика с рентгенологией: – М.: «КолосС», 2006. – 506 с. 3. Диагностика и терапия внутренних болезней животных. Кондрахин И.П., Левченко В. – М.: Издательство «Аквариум – Принт», 2005. – 830 с., ил.
4. Д. Мейер, Дж. Харви. Ветеринарная лабораторная медицина. Интерпретация и диагностика. Пер. с англ. – М.: Софион. 2007, 456 с., 169 ил.
5. Комплексная терапия и терапевтическая техника в ветеринарной медицине: Учебное пособие / Под общ. ред. Стекольникова А.А. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 288 с.
6. Медведева М.А. Клиническая ветеринарная лабораторная диагностика. Справочник для ветеринарных врачей. – М.: ООО
«Аквариум - Принт», 2008. – 416 с.
7. Методы ветеринарной клинической лабораторной диагностики.: Справочник / Под. ред. проф. И.П. Кондрахина. – М.: КолосС, 2004. – 520 с.: ил.
8. Пименов Н.В. Клиническая интерпретация биохимических показателей крови животных. Методическое указание. – М.: ФГОУ ВПО МГАВМиБ, 2005 г., 32 с.
9. Практикум по клинической диагностике болезней животных/Васильев М.Ф., Воронин Е.С., Дугин Г.Л. и др.; Под ред. акад. Воронина Е.С. – М.: КолосС, 2004. – 269 с.: ил. – (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений)
10. Современный курс ветеринарной медицины Кирка / Пер. с англ. – М.: ООО «Аквариум - Принт», 2005. – 1376 с.
11. Уша Б.В., Беляков И.М., Пушкарев Р.П. Клиническая диагностика внутренних незаразных болезней животных: - М.: «КолосС»,
2004. – 487 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.