РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
Психология делового общения
Специальность: 43.02.10 Туризм
наименование квалификации: Специалист по туризму
(базовой подготовки)
2017
ОДОБРЕНА: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании методической директор
комиссии ___________
протокол № 1 29.08.2017 г.
29.08. 2017 г.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм" (приказ Министерства образования и науки РФ от 7 мая 2014 г. N 474);
Учебный план
по программе подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 43.02.01 Туризм.
Организация-разработчик: БПОУ ОО «МТМСХ»
Разработчики:
|
|
|
|
стр. |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
5 |
3. условия реализации учебной дисциплины |
9 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
10 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология делового общения
1.1. Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм:
43.02.10 Туризм.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональном обучении по должности служащего 43.02.10 Туризм.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение;
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
- устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета;
- использовать эффективные приемы управления конфликтами;
должен знать:
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта;
- нормы и правила профессионального поведения и этикета;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- закономерности формирования и развития команды.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.1. |
Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации. |
ПК 1.2. |
Информировать потребителя о туристских продуктах. |
ПК 1.3. |
Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта. |
ПК 1.4. |
Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя. |
ПК 2.1. |
Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут. |
ПК 2.2. |
Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте. |
ПК 2.3. |
Координировать и контролировать действия туристов на маршруте. |
ПК 2.4. |
Обеспечивать безопасность туристов на маршруте. |
ПК 2.5. |
Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной. |
ПК 3.1. |
Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта. |
ПК 3.4. |
Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта. |
ПК 4.1. |
Планировать деятельность подразделения. |
ПК 4.2. |
Организовывать и контролировать деятельность подчиненных. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
48 |
в том числе: |
|
лабораторные работы |
|
практические занятия |
22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
24 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология делового общения»
|
||||
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы обучающихся. |
Количество часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Психологические аспекты общения |
|
30 |
|
|
Тема 1.1. Характеристика общения. |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Общение. Три основных типа межличностного общения. Пять основных функций общения. Виды общения. |
2 |
2 |
||
Тема 1.2. Восприятие в процессе общения.
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Восприятие в процессе общения. Психологические механизмы восприятия. |
2 |
2 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Типичные искажения в общении в сфере туризма. |
|
|||
Тема 1.4. Общение как взаимодействие, как обмен информацией. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Интерактивная сторона общения. Ориентация на контроль. Ориентация на понимание. Типы человеческого взаимодействия. Коммуникативная сторона. Вербальный уровень обмена информацией. Невербальный уровень обмена информацией. Виды речи. |
2 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Передача информации по цепочке. |
|
|||
Тема 1.6. Барьеры в общении. |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Коммуникативные барьеры восприятия и понимания. Рекомендации специалистов по преодолению барьеров в общении. |
2 |
2,3 |
||
Тема 1.7. Невербальное общение. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Невербальные средства общения. Наиболее читаемые позы. Голос. Проксемика. |
2 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Анализ и корректировка невербальных средств общения в процессе профессиональной деятельности.
|
|
|||
Тема 1.8. Методы развития коммуникативных способностей. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Умение слушать собеседника. Техники общения. |
2 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Приёмы рефлексивного слушания. |
|
|||
Тема 1.9. Деловая беседа как форма общения.
|
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Закономерности и традиции деловой беседы. |
2 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Диалог беседы на профессиональную тему. |
|
|||
Тема 1.10. Аргументация. Публичное выступление. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Аргумент. Группы аргументов по степени воздействия на ум и чувства людей. Законы аргументации и убеждения. Рекомендации для подготовки к выступлению. |
2 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Публичное выступление на профессиональную тему. |
|
|||
Тема 1.12. Этические нормы общения. |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Этика. Мораль. Общечеловеческие моральные принципы и нормы. |
2 |
2,3 |
||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, рефератов, докладов с использованием информационных технологий. Темы: Достопримечательности и культурные объекты Муромцевского муниципального района. Достопримечательности и культурные объекты Омска и Омской области. Достопримечательности и культурные объекты Российской Федерации. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Реклама экскурсии. |
12 |
|
||
Раздел 2. Психология трудового коллектива. |
|
4 |
|
|
Тема 2.1. Группа и её организационная структура. |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Группа. Факторы, влияющие на работу группы. Коллектив. Уровни развития коллектива. Виды коммуникаций. Типы «коммуникаторов». Четыре типа поведения людей в коллективе. |
1 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
1 |
|
||
Тренинговые упражнения на сплочение коллектива. |
|
|||
Тема 2.2. Руководство и лидерство. Стили управления. |
Содержание учебного материала: |
2 |
|
|
Руководство. Лидерство. Руководитель. Лидер. Типы лидеров. Три общих черты руководителя и лидера. Стили руководства. Социально – психологический климат. |
2 |
2,3 |
||
Раздел 3. Конфликты в общении. |
|
4 |
|
|
Тема 3.1 Конфликты в общении. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Конфликт и его структура. Стратегия поведения в конфликтах. Эмоциональное реагирование в конфликтах. |
2 |
2,3 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Психологический тренинг «Управление конфликтом». |
|
|||
Раздел 4. Основы общей психологии. |
|
4 |
|
|
Тема 4.1. Основы общей психологии. |
Содержание учебного материала: |
4 |
|
|
Познавательные процессы. Эмоции и чувства. |
2 |
2 |
||
Практические занятия: |
2 |
|
||
Тренинговые упражнения «Память». |
|
|||
Раздел 5. Свойства личности. |
|
6 |
|
|
Тема 5.1. Свойства личности. |
Содержание учебного материала: |
6 |
|
|
Темперамент. Характер. Способности. |
2 |
2 |
||
Практические занятия: |
4 |
|
||
«Идеальный» характер человека будущей профессиональной деятельности. |
|
|||
Внеаудиторная самостоятельная работа: Подготовка устных выступлений по заданным темам, эссе, рефератов, докладов с использованием информационных технологий. Темы: Руководство. Лидерство. Руководитель. Лидер. Типы лидеров. Стили руководства. Социально – психологический климат. Конфликт и его структура. Стратегия поведения в конфликтах. Эмоциональное реагирование в конфликтах. Познавательные процессы. Эмоции и чувства. Темперамент. Характер. Способности.
|
12 |
|
||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Наличие учебного кабинета «Психология общения».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Психология общения».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Г.М. Шеламова. Психология общения: М. Издательский центр «Академия», 2017.
Дополнительные источники:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 24.11.1996 г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.05.2012).
3. Федеральный закон от 07.02.1992 г. №2300-1 "О защите прав потребителей"
Интернет – ресурсы:
1. http://psychped.naiau.kiev.ua/index.php/ru/.Сайт научного журнала «Юридическая психология и педагогика».
2. http://www.flogiston.ru ФЛогистон. Большая психологическая библиотека.
3. http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos Психологос (энциклопедия практической психологии).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
- планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение; - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; - использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; - устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; - использовать эффективные приемы управления конфликтами.
|
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Знания: |
|
- цели, функции, виды и уровни общения; - роли и ролевые ожидания в общении; - специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; - нормы и правила профессионального поведения и этикета; - механизмы взаимопонимания в общении; - техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения; - влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; - источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; - закономерности формирования и развития команды. |
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.