Рабочая учебная программа "основы педиатрии"

  • doc
  • 11.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РУП 2020г.doc

 

 

ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ

ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ

КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ

КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»

 

«Утверждаю»

Руководитель ЧУ «Колледж Зерек»

___________К. Кетебаева

«____» ________________2019 г.

                                                            

 

 

                                                                           

                                                                           

ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

Пәні / Дисциплина                    «Основы педиатрии»

Мамандығы /Специальность  0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»

Біліктілігі / Квалификация      0101013 «Воспитатель дошкольных организаций»   

Оқыту нысаны / Форма обучения   очная

На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев

 

 

Курс                                                       4

Барлық сағат саны / Всего часов           39

Теориялық / Теоретические                  30

Практикалық / Практические                 9

Емтихан / Экзамен                                 -

Сынақ / Зачет                                        8  семестр

Курстық жоба / Курсовой проект         -

        

 

 

 

 

 

 

Костанай, 2019

Составитель программы :  Чапаксин И.В., преподаватель  химии, Основы педиатрии,  бакалавр

                                   (Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)

 

Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Основы педиатрии», утвержденной в _______ году решением УМС МО и РК, протокол от  _____________года.

 

 

 

Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии

протокол № __1____ от «29» 08  2020 года

Председатель ПЦК ____________________Кокенова Д.К.

 

 

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета колледжа

протокол № 1 от «29» 08 2020 года

Председатель педагогического совета______________Кетебаева К.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный год

Дата переутверждения,

№ протокола

Подпись председателя

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

1.1.  Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины  «Основы педиатрии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ТУП  по специальности  0101013 -«Воспитатель дошкольных организаций»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  в профессиональной подготовке студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования - педагогических колледжах.   

1.2.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины

В результате освоения дисциплины  «Основы педиатрии» студент  должен уметь:

 - оказывать первую помощь при несчастных случаях и травмах;

 - выявлять факторы риска развития заболеваний, причины заболеваний и травматизма  у

    детей;

- применять меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных

учреждениях;

- своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья ребенка и принимать

необходимые меры по их устранению;

- выполнить гигиеническую оценку организации и проведения занятий;

- определять суточные энергозатраты; составлять и оценивать суточный рацион,

   производить его коррекцию;

- проводить оздоровительные мероприятия с учетом гигиенических требований;

- создавать оптимальные условия учебного процесса, учитывающие гигиенические

нормы, возрастные периоды развития организма, индивидуальные особенности учащихся;

- проводить гигиеническую оценку участка, здания и оборудования дошкольного

учреждения, подбора мебели для детей;

- организовывать гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение

родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.

знать:

- особенности детей раннего и дошкольного возраста;

- основные положения общей гигиены детей;

- причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм;

- меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях;  

- гигиену нервной системы и отдельных органов;

- рациональный режим жизни детей различных возрастных групп;

- гигиенические основы питания, как источника здоровья и нормального физического     развития детей;

- гигиенические требования к использованию факторов внешней среды;

- гигиенические требования к продуктам питания и пищевому блоку;

- основы закаливания;

      - принципы и требования, необходимые для оказания доврачебной неотложной помощи.

      1.4. Количество часов на освоение   программы учебной дисциплины

максимальная учебная нагрузка студента - 39 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 30 часов,

самостоятельная работа студента – 9  часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

                 

                  2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

39

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:

 

лабораторные и практические занятия

9

Самостоятельная работа студента (всего)

 

Итоговая аттестация в форме зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы педиатрии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

 

 

Тема 1.1. Гигиенические требования к организации внешней среды

 

Содержание учебного материала

Введение. Предмет и задачи педиатрии и дошкольной гигиены. Краткие сведения об истории педиатрии и дошкольной гигиены

Гигиенические требования к планировке дошкольных учреждений

Гигиенические требования к земельному участку

Гигиенические требования к зданию дошкольного учреждения

Гигиенические требования к планировке помещений  дошкольных учреждений

6

Практические занятия

Защита презентаций по теме:

«Гигиенические требования к воздушной среде»

Изготовление модели групповой (игровой) комнаты ДОУ

4

Самостоятельная работа

Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме

«Гигиена окружающей среды»

«Гигиенические требования к воздушной среде»

 Составить кроссворд по  основным понятиям и определениям дисциплины.

2

 

Тема 1.2. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня

 

Содержание учебного материала

Режим дня

Гигиена учебной деятельности детей

Гигиена требования к трудовой деятельности

Гигиенические требования к прогулкам, экскурсиям

4

Практические занятия

Защита рефератов и презентаций по темам:

Гигиенические требования к игрушкам

Гигиенические требования к организации сна детей

3

Самостоятельная работа

Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме «Особенности детей раннего и дошкольного возраста»

Составить таблицу  по теме «Рациональный режим дня детей в дошкольных учреждениях»

1

 

 

Тема 1.3.

Основы рационального питания

 

 

Содержание учебного материала

Понятие о рациональном питании. Состав пищи

Вскармливание детей первого года жизни.  Гигиенические требования к питанию детей старше года

Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов  в дошкольных учреждениях

6

Практическое занятие

Сбалансированное питание детей. Составление меню

4

Самостоятельная работа

Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме

Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп

Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития

2

 

 

Тема 1.4.

Гигиена физического воспитания

 

Содержание учебного материала

Гигиенические требования к организации занятий по физическому развитию детей

Гигиена белья, одежды, обуви детей. Организация системы закаливания. Принципы закаливания

2

Практические занятия

Основные этапы развития ребенка

Гигиенические требования воспитания детей

Контрольная работа  по разделу «Основы гигиены детей дошкольного возраста»

1

Самостоятельная работа

Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме

Формирование правильной осанки

Организация системы закаливания

1

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Тема 2.1.

Понятие о здоровом и больном организме

 

Содержание учебного материала

Определение понятия «здоровье», «болезнь».

Факторы, определяющие здоровье: биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.), природные (климат, погода и т.д.) - состояние окружающей среды, социально-экономические, уровень развития здравоохранения, образ жизни

Понятие «здоровый образ жизни»

Здоровый образ жизни и современная концепция здорового образа жизни

6

Практические занятия

Определение и оценка собственного физического развития на основе данных таблиц физиометрических показателей

Методы и приемы профилактической работы по оздоровлению детей

Защита рефератов и презентаций по теме: «Здоровье. Критерии и факторы, определяющие здоровье»

4

Самостоятельная работа 

Подготовка и защита рефератов и презентаций по темам: «Психическое здоровье - база полноценного развития», «Понятие о психокоррекции и психотерапии»

2

 

Тема 2.2.

Детские болезни и их профилактика

 

Содержание учебного материала

Заболевания нервной системы и их предупреждения

Нарушения обмена веществ. Рахит.

Гельминтозы у детей и их профилактика

Болезни органов дыхания

8

Практические занятия

Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика

Защита рефератов и презентаций по теме:

«Инфекционные заболевания, их профилактика»

4

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов и презентаций по темам:

«Инфекционные заболевания, их профилактика», «Кожные болезни и их профилактика» 

4

 

 

Тема 2.3.

Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях

 

Содержание учебного материала

Принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему

Закрытые повреждения:  растяжение связок и сухожилий, переломы

Открытые повреждения: кровотечения, ожоги, отморожения, тепловой и солнечный удар, обморок

Помощь при укусах  животных. Первая помощь при попадании в организм инородного тела

4

Практические занятия

Наложение стерильных повязок на голову, грудь, верхнюю конечность   

Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях

2

Самостоятельная работа

Подготовка и защита рефератов и презентаций по темам:

«Помощь при укусах  животных. Бешенство», «Первая помощь при попадании в организм инородного тела»

2

 

 

Тема 2.4.

 Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении

 

Содержание учебного материала

Задачи санитарного просвещения. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп

Гигиеническая подготовка персонала. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении

3

Практические занятия

Защита рефератов и презентаций по теме:

«Санитарное просвещение родителей и персонала»

Контрольная работа  по разделу «Организм ребенка. Детские болезни.

Оказание первой медицинской помощи. Санитарно-просветительная работа»

2

Самостоятельная работа

Подготовка и защита рефератов и презентаций по темам:

«Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении», «Санитарные требования и нормы к дошкольным учреждениям»                                  

1

Всего:

39

 

теоретических

30

 

практических

9

 

самостоятельных

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения:

- компьютер с программным лицензионным обеспечением;

- проектор;

- экран.

 3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1.    Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.:Академия, 2012.

2.    Голубев, В. В.   Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования"/ В. В. Голубев. - Москва: Академия, 2011.

3.    Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «ВЛАДОС», 2012.

Дополнительная литература:

1.    Брыскина З.Г., Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Издат. Центр «Академия», 2009.

2.    Голубев, В. В.  Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. для дошк. отд. и ф-тов сред. пед. учеб. заведений/ В. В. Голубев, С. В. Голубев. - Москва: Академия, 2009.

3.    Голубев, В. В.  Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. пособие для пед. вузов по спец. "Дошк. пед. и психология", "Пед. и метод. дошк. образ."/ В. В. Голубев, М. В. Лещенко, С. В. Голубев. - Москва: Академия, 2010.

Интернет – ресурсы:

Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/

Большая советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com

Воокs Gid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com

http://www.detskiysad.ru/gigiena - подборка статей по педиатрии и гигиене детей дошкольного возраста;

http://www.pediatriya.ru - как оказать помощь заболевшему ребенку. Справочное пособие для родителей.

http://www.pediatriaiournal.ru - журнал «Педиатрия»;

http://www.medlit.ru/medrus/gigien.htm - журнал «Гигиена и санитария»;

http://zakon.edu.ru/catalog.asp7cat ob no=12307&pg=3              - санитарно-эпидемические

требования для детских дошкольных учреждений;

http://gigiena-center.ru - сайт центра гигиены и эпидемиологии;

http://www.komarovskiy.net - сайт популярного педиатра Е. О. Комаровского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

                                Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

 

оказывать первую помощь при несчастных случаях и

травмах;

решение ситуационных задач;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

выявлять факторы риска развития заболеваний,

причины заболеваний и травматизма у детей;

наблюдение и оценка

на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и

производственной практике;

решение ситуационных задач;

применять меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

своевременно выявлять отклонения в состоянии

здоровья ребенка и принимать необходимые меры

по их устранению;

решение ситуационных задач;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

выполнить гигиеническую оценку организации и

проведения занятий;

самооценка, направленная на

самостоятельную оценку студентом результатов

деятельности;

определять суточные энергозатраты; составлять и

оценивать суточный рацион, производить его коррекцию;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

проводить оздоровительные мероприятия с учетом

гигиенических требований;

решение ситуационных задач;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

создавать оптимальные условия учебного процесса, учитывающие гигиенические нормы, возрастные периоды развития организма, индивидуальные особенности

учащихся;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

проводить гигиеническую оценку участка, здания и

оборудования дошкольного учреждения, подбора

мебели для детей;

самооценка, направленная на

самостоятельную оценку студентом результатов

деятельности;

оценка планов, конспектов занятий и мероприятий;

организовывать гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.

наблюдение и оценка

на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и

производственной практике;

решение ситуационных задач.

Знать:

 

особенности детей раннего и дошкольного возраста;

тестирование

контрольная работа

самостоятельная работа

практическая работа

основные положения общей гигиены детей;

тестирование

контрольная работа

причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм;

практическая работа

 

меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях;  

сообщения

рефераты

гигиену нервной системы и отдельных органов;

тестирование

практическая работа

рациональный режим жизни детей различных возрастных групп;

практическая работа

самостоятельная работа

гигиенические основы питания, как источника здоровья и нормального физического развития детей;

тестирование

контрольная работа

самостоятельная работа

гигиенические требования к использованию факторов внешней среды;

сообщения

рефераты

самостоятельная работа

гигиенические требования к продуктам питания и пищевому блоку;

сообщения

рефераты

самостоятельная работа

основы закаливания;

сообщения

рефераты

контрольная работа

самостоятельная работа

принципы и требования, необходимые для оказания доврачебной неотложной помощи.

практическая работа

самостоятельная работа

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru