ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
ҚОСТАНАЙ ҚАЛАСЫНЫҢ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КОСТАНАЙ
КОЛЛЕДЖ «ЗЕРЕК»
«Утверждаю»
Руководитель ЧУ «Колледж Зерек»
___________К. Кетебаева
«____» ________________2019 г.
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Пәні / Дисциплина «Основы педиатрии»
Мамандығы /Специальность 0101000 «Дошкольное воспитание и обучение»
Біліктілігі / Квалификация 0101013 «Воспитатель дошкольных организаций»
Оқыту нысаны / Форма обучения очная
На базе основного среднего образования: 3 года 10 месяцев
Курс 4
Барлық сағат саны / Всего часов 39
Теориялық / Теоретические 30
Практикалық / Практические 9
Емтихан / Экзамен -
Сынақ / Зачет 8 семестр
Курстық жоба / Курсовой проект -
Костанай, 2019
Составитель программы : Чапаксин И.В., преподаватель химии, Основы педиатрии, бакалавр
(Ф.И.О., должность, учёная степень и звание составителя)
Программа составлена в соответствии с типовой учебной программой по дисциплине «Основы педиатрии», утвержденной в _______ году решением УМС МО и РК, протокол от _____________года.
Программа обсуждена и представлена к утверждению на заседании предметно-цикловой комиссии
протокол № __1____ от «29» 08 2020 года
Председатель ПЦК ____________________Кокенова Д.К.
Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета колледжа
протокол № 1 от «29» 08 2020 года
Председатель педагогического совета______________Кетебаева К.К.
№ |
Учебный год |
Дата переутверждения, № протокола |
Подпись председателя |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
![]() |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педиатрии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ТУП по специальности 0101013 -«Воспитатель дошкольных организаций»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования - педагогических колледжах.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общепрофессиональная дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины «Основы педиатрии» студент должен уметь:
- оказывать первую помощь при несчастных случаях и травмах;
- выявлять факторы риска развития заболеваний, причины заболеваний и травматизма у
детей;
- применять меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных
учреждениях;
- своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья ребенка и принимать
необходимые меры по их устранению;
- выполнить гигиеническую оценку организации и проведения занятий;
- определять суточные энергозатраты; составлять и оценивать суточный рацион,
производить его коррекцию;
- проводить оздоровительные мероприятия с учетом гигиенических требований;
- создавать оптимальные условия учебного процесса, учитывающие гигиенические
нормы, возрастные периоды развития организма, индивидуальные особенности учащихся;
- проводить гигиеническую оценку участка, здания и оборудования дошкольного
учреждения, подбора мебели для детей;
- организовывать гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение
родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении.
знать:
- особенности детей раннего и дошкольного возраста;
- основные положения общей гигиены детей;
- причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм;
- меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях;
- гигиену нервной системы и отдельных органов;
- рациональный режим жизни детей различных возрастных групп;
- гигиенические основы питания, как источника здоровья и нормального физического развития детей;
- гигиенические требования к использованию факторов внешней среды;
- гигиенические требования к продуктам питания и пищевому блоку;
- основы закаливания;
- принципы и требования, необходимые для оказания доврачебной неотложной помощи.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальная учебная нагрузка студента - 39 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка студента - 30 часов,
самостоятельная работа студента – 9 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
39 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
30 |
в том числе: |
|
лабораторные и практические занятия |
9 |
Самостоятельная работа студента (всего) |
|
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы педиатрии»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
|
1 |
2 |
3 |
|
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
|
|
|
Тема 1.1. Гигиенические требования к организации внешней среды
|
Содержание учебного материала Введение. Предмет и задачи педиатрии и дошкольной гигиены. Краткие сведения об истории педиатрии и дошкольной гигиены Гигиенические требования к планировке дошкольных учреждений Гигиенические требования к земельному участку Гигиенические требования к зданию дошкольного учреждения Гигиенические требования к планировке помещений дошкольных учреждений |
6 |
|
Практические занятия Защита презентаций по теме: «Гигиенические требования к воздушной среде» Изготовление модели групповой (игровой) комнаты ДОУ |
4 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме «Гигиена окружающей среды» «Гигиенические требования к воздушной среде» Составить кроссворд по основным понятиям и определениям дисциплины. |
2 |
||
Тема 1.2. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня
|
Содержание учебного материала Режим дня Гигиена учебной деятельности детей Гигиена требования к трудовой деятельности Гигиенические требования к прогулкам, экскурсиям |
4 |
|
Практические занятия Защита рефератов и презентаций по темам: Гигиенические требования к игрушкам Гигиенические требования к организации сна детей |
3 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме «Особенности детей раннего и дошкольного возраста» Составить таблицу по теме «Рациональный режим дня детей в дошкольных учреждениях» |
1 |
||
Тема 1.3. Основы рационального питания
|
Содержание учебного материала Понятие о рациональном питании. Состав пищи Вскармливание детей первого года жизни. Гигиенические требования к питанию детей старше года Санитарно-гигиенические требования к доставке, приему, качеству, условиям хранения и реализации пищевых продуктов в дошкольных учреждениях |
6 |
|
Практическое занятие Сбалансированное питание детей. Составление меню |
4 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития |
2 |
||
Тема 1.4. Гигиена физического воспитания
|
Содержание учебного материала Гигиенические требования к организации занятий по физическому развитию детей Гигиена белья, одежды, обуви детей. Организация системы закаливания. Принципы закаливания |
2 |
|
Практические занятия Основные этапы развития ребенка Гигиенические требования воспитания детей Контрольная работа по разделу «Основы гигиены детей дошкольного возраста» |
1 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по теме Формирование правильной осанки Организация системы закаливания |
1 |
||
РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА. ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ. САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА |
|
|
|
Тема 2.1. Понятие о здоровом и больном организме
|
Содержание учебного материала Определение понятия «здоровье», «болезнь». Факторы, определяющие здоровье: биологические (наследственность, тип высшей нервной деятельности, конституция, темперамент и т.д.), природные (климат, погода и т.д.) - состояние окружающей среды, социально-экономические, уровень развития здравоохранения, образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» Здоровый образ жизни и современная концепция здорового образа жизни |
6 |
|
Практические занятия Определение и оценка собственного физического развития на основе данных таблиц физиометрических показателей Методы и приемы профилактической работы по оздоровлению детей Защита рефератов и презентаций по теме: «Здоровье. Критерии и факторы, определяющие здоровье» |
4 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по темам: «Психическое здоровье - база полноценного развития», «Понятие о психокоррекции и психотерапии» |
2 |
||
Тема 2.2. Детские болезни и их профилактика
|
Содержание учебного материала Заболевания нервной системы и их предупреждения Нарушения обмена веществ. Рахит. Гельминтозы у детей и их профилактика Болезни органов дыхания |
8 |
|
Практические занятия Нарушения опорно-двигательного аппарата и их профилактика Защита рефератов и презентаций по теме: «Инфекционные заболевания, их профилактика» |
4 |
||
Самостоятельная работа Подготовка рефератов и презентаций по темам: «Инфекционные заболевания, их профилактика», «Кожные болезни и их профилактика» |
4 |
||
Тема 2.3. Первая помощь при несчастных случаях и неотложных состояниях
|
Содержание учебного материала Принципы оказания первой доврачебной помощи пострадавшему Закрытые повреждения: растяжение связок и сухожилий, переломы Открытые повреждения: кровотечения, ожоги, отморожения, тепловой и солнечный удар, обморок Помощь при укусах животных. Первая помощь при попадании в организм инородного тела |
4 |
|
Практические занятия Наложение стерильных повязок на голову, грудь, верхнюю конечность Первая медицинская помощь при переломах и кровотечениях |
2 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по темам: «Помощь при укусах животных. Бешенство», «Первая помощь при попадании в организм инородного тела» |
2 |
||
Тема 2.4. Организация лечебно-профилактической работы в дошкольном учреждении
|
Содержание учебного материала Задачи санитарного просвещения. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп Гигиеническая подготовка персонала. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении |
3 |
|
Практические занятия Защита рефератов и презентаций по теме: «Санитарное просвещение родителей и персонала» Контрольная работа по разделу «Организм ребенка. Детские болезни. Оказание первой медицинской помощи. Санитарно-просветительная работа» |
2 |
||
Самостоятельная работа Подготовка и защита рефератов и презентаций по темам: «Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении», «Санитарные требования и нормы к дошкольным учреждениям» |
1 |
||
Всего: |
39 |
|
|
теоретических |
30 |
|
|
практических |
9 |
|
|
самостоятельных |
|
|
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным лицензионным обеспечением;
- проектор;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. М.:Академия, 2012.
2. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Дошкольная педагогика и психология", "Педагогика и методика дошкольного образования"/ В. В. Голубев. - Москва: Академия, 2011.
3. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «ВЛАДОС», 2012.
Дополнительная литература:
1. Брыскина З.Г., Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: Учебное пособие для студ. пед. вузов. М.: Издат. Центр «Академия», 2009.
2. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. для дошк. отд. и ф-тов сред. пед. учеб. заведений/ В. В. Голубев, С. В. Голубев. - Москва: Академия, 2009.
3. Голубев, В. В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учеб. пособие для пед. вузов по спец. "Дошк. пед. и психология", "Пед. и метод. дошк. образ."/ В. В. Голубев, М. В. Лещенко, С. В. Голубев. - Москва: Академия, 2010.
Интернет – ресурсы:
Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/
Большая советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com
Воокs Gid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com
http://www.detskiysad.ru/gigiena - подборка статей по педиатрии и гигиене детей дошкольного возраста;
http://www.pediatriya.ru - как оказать помощь заболевшему ребенку. Справочное пособие для родителей.
http://www.pediatriaiournal.ru - журнал «Педиатрия»;
http://www.medlit.ru/medrus/gigien.htm - журнал «Гигиена и санитария»;
http://zakon.edu.ru/catalog.asp7cat ob no=12307&pg=3 - санитарно-эпидемические
требования для детских дошкольных учреждений;
http://gigiena-center.ru - сайт центра гигиены и эпидемиологии;
http://www.komarovskiy.net - сайт популярного педиатра Е. О. Комаровского.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: |
|
оказывать первую помощь при несчастных случаях и травмах; |
решение ситуационных задач; оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
выявлять факторы риска развития заболеваний, причины заболеваний и травматизма у детей; |
наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике; решение ситуационных задач; |
применять меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях; |
оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья ребенка и принимать необходимые меры по их устранению; |
решение ситуационных задач; оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
выполнить гигиеническую оценку организации и проведения занятий; |
самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности; |
определять суточные энергозатраты; составлять и оценивать суточный рацион, производить его коррекцию; |
оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
проводить оздоровительные мероприятия с учетом гигиенических требований; |
решение ситуационных задач; оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
создавать оптимальные условия учебного процесса, учитывающие гигиенические нормы, возрастные периоды развития организма, индивидуальные особенности учащихся; |
оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
проводить гигиеническую оценку участка, здания и оборудования дошкольного учреждения, подбора мебели для детей; |
самооценка, направленная на самостоятельную оценку студентом результатов деятельности; оценка планов, конспектов занятий и мероприятий; |
организовывать гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении. |
наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике; решение ситуационных задач. |
Знать: |
|
особенности детей раннего и дошкольного возраста; |
тестирование контрольная работа самостоятельная работа практическая работа |
основные положения общей гигиены детей; |
тестирование контрольная работа |
причины заболеваний и травматизма у детей, влияние их на организм; |
практическая работа
|
меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях; |
сообщения рефераты |
гигиену нервной системы и отдельных органов; |
тестирование практическая работа |
рациональный режим жизни детей различных возрастных групп; |
практическая работа самостоятельная работа |
гигиенические основы питания, как источника здоровья и нормального физического развития детей; |
тестирование контрольная работа самостоятельная работа |
гигиенические требования к использованию факторов внешней среды; |
сообщения рефераты самостоятельная работа |
гигиенические требования к продуктам питания и пищевому блоку; |
сообщения рефераты самостоятельная работа |
основы закаливания; |
сообщения рефераты контрольная работа самостоятельная работа |
принципы и требования, необходимые для оказания доврачебной неотложной помощи. |
практическая работа самостоятельная работа |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.