ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для преподавания предмета Семейное право (составная часть Обществознания) являются Примерная программа основного общего образования по праву/обществознанию (базовый уровень). Данная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (раздел Право) в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ и отвечает определённым в стандарте требованиям к уровню подготовки учащихся старших классов.
Учебно-методический комплект по правоведческому курсу данной программы —учебник «Основы государства и права» А. Ф. Никитина. Продуктивная работа с ним подразумевает, как уже было сказано выше, существование у учащихся первоначальных, базовых знаний права (в пределах программ основной школы).
Цель курса - содействие правовому воспитанию учащихся, формированию активной гражданской позиции, представлений учащихся об основных правах и обязанностях; развитие правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения — одни из самых действенных и надежных средств стабилизации общественной жизни, создания разумных условий для духовного и физического существования и совершенствования отдельных людей и народов.
Цель основной образовательной программы среднего общего образования школы: становление и развитие компетентной личности, обогащенной общечеловеческими ценностями, способной отстаивать гражданскую позицию и осуществлять свой профессиональный выбор для успешной самореализации.
Основные критерии отбора материала:
1) востребованность в повседневных ситуациях;
2) способность содействовать усвоению основных базовых идей курса (государство, право, демократия, правовое государство, права человека, правовая культура, правонарушение и преступление и др.);
3) соответствие материалов курса программе вступительных экзаменов на юридические и экономические факультеты вузов;
4) обеспеченность включенных в программу тем и вопросов нормативно-правовым материалом и литературой для подготовки учителя и организации самостоятельной работы учащихся;
5) соответствие материала уровню подготовки учителя и познавательным возможностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся;
6) возможность использования при изучении материала активных форм и методов учебной деятельности.
Определенное внимание уделяется в программе истории отечественного государства и права. Представляется, что этот материал (отчасти напоминающий и расширяющий сведения по всеобщей и отечественной истории, полученные учащимися ранее) послужит хорошим импульсом для освоения содержания всего курса. Вместе с тем представлен значительный объем актуальных в современных социально-экономических и политических условиях знаний, касающихся прав человека, в том числе избирательного, гражданского, налогового и уголовного права и др.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых политико-правовых объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному выпускнику.
Данный курс дает возможность работы по интегративным курсам обществознания, что должно содействовать общей цели образования в сфере общественных наук — формированию гражданина, социально-политические позиции которого базируются на богатой гуманитарной культуре прошлого и настоящего.
Формирование ключевых образовательных компетенций
Ключевые образовательные компетенции |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Контрольно-измерительные материалы |
1. Ценностно-смысловые компетенции |
Мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. |
Решение проблемных и познавательных заданий |
2. Общекультурные компетенции |
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование реальных связей и зависимостей; умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах и фактах.
|
Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы |
3. Учебно-познавательные компетенции
|
Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание; соотносить единичные факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших понятий; сравнивать события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях событий. Работа с версиями, оценками: приводить оценки событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку действиям государства, его представителей, физических и юридических лиц; умения анализировать источники, в т.ч. НПА. |
Текущий контроль знаний, проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях, тесты, контрольные работы |
4. Информационные компетенции. |
Формирование умений анализа НПА, самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, организации, преобразования, сохранения и передачи ее при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). |
Творческие работы, сообщения, выставки, презентации и пр. |
5. Коммуникативные компетенции. |
Знание необходимых способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, паре, владение различными социальными ролями в коллективе. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). |
Культура общения при групп., парных работах, во время ситуативных. и ролевых игр. |
6. Социально-трудовые компетенции |
Применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять правоведческие знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать правовые знания в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»); формулирование полученных результатов; создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать |
КПД в группе, паре, организация собственной индивидуальной работы, оформление и подача учебного материала. |
7.Компетенции личностного самосовершенст-вования |
Освоение способов деятельности в собственных интересах и возможностях, способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. |
Личная самооценка ученика. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п урока |
Тема урока |
К-во часов |
Дата |
|
План |
факт |
|||
1 |
Понятие и предмет семейного права и семейного законодательства |
1 |
|
|
2 |
Основные начала семейного законодательства. |
1 |
|
|
3 |
Источники семейного права |
|
|
|
4 |
Понятие брака. Условия заключения брака. |
1 |
|
|
5 |
Недействительность брака. Прекращение брака. |
1 |
|
|
6 |
Личные права и обязанности супругов |
1 |
|
|
7 |
Имущество супругов, нажитое во время брака |
1 |
|
|
8 |
Раздел общего имущества супругов |
1 |
|
|
9 |
Заключение брачного договора |
1 |
|
|
10 |
Изменение и расторжение брачного договора. Признание брачного договора недействительным |
1 |
|
|
11 |
Установление происхождения детей |
1 |
|
|
12 |
Права несовершеннолетних детей |
1 |
|
|
13 |
Права и обязанности родителей |
1 |
|
|
14 |
Общая характеристика алиментных обязательств |
1 |
|
|
15 |
Взыскание алиментов в судебном порядке |
1 |
|
|
16 |
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
|
|
17 |
Усыновление как приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей |
1 |
|
|
№. Урока/ Тема 10А класс |
Содержание учебного материала |
Внутрипредметные и межпредметные связи |
Источнки (НПА) и дополнительная литература |
Форма организации УД |
Учебно-методические средства |
Познавательные задания, контроль |
Дата |
||||||||
П Л А Н
|
Ф А К Т
|
||||||||||||||
|
Тема 1. Из истории государства и права |
|
|||||||||||||
1.Происхождение государства и права. * |
Теории происхождения государства и права. Теории теологическая договора, насилия, органическая , психологическая , расовая, материалистическая. Государство как «третья сила». |
История: Присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, государство, цивилизация, социальная структура общества, мировые религии. |
Боголюбов
Л.Н и др. |
лекция с элементами беседы |
Презентация РРТ: «Происхождение государства и права» |
§ 1 Вопросы с. 10 Таблица «Основные теории происхождения государства и права» Эссе по темам на с. 11 |
|
|
|||||||
2—3. Право древнего мира. Право средневековой Европы. |
Законы Древнего Востока. Законы Хаммурапи. Право Древней Греции. Римское право. Варварские правды. Ленное право. Божий суд. Суды инквизиции. Великая хартия вольностей. Хабеас корпус акт. |
Обществознание:
Право Древнего Вавилона. Право древней Индии. Право Древнего Китая. Принцип «меры»,
«середины» в прав. воззрениях греч. мыслителей. Прав. взгляды Сократа, Гражд.
ценности Рима. Римское право. |
Боголюбов А.Н. и др. Хрестоматия по истории зарубежного государства и права |
Практическая работа с источниками обычного права |
Дидактические материалы: тексты «Законы царя Хаммурапи», «Хеттские законы», «Среднеассир. законы», Салическая Правда», «Великая хартия вольностей», «Хабеас корпус акт» и др. (извлечения) Схемы: «Эволюция госу-дарства и права» |
§ 2-3 Вопросы с.15, 21 Работа с документами Эссе по темам на с. 17, 23 Таблица «Государство и права зарубежных стран» |
|
|
|||||||
4. Становление права нового времени. |
Буржуазное право. Закрепление гражданских и экономических свобод. Конституция США. Основы демократии. Разделение властей. Юридические аксиомы. |
Обществознание:
Утверждение постулатов справедливости в угол. праве. Появление судов
присяжных заседателей. Возникновение и развитие конституц. права. Развитие
демокр. основ государств. строя. Появление гражд.анского общества.
Констит-лизм как основа взаимоотношений государства и гр. общества.
Утверждение понятия «права человека и гражданина». |
Боголюбов А.Н. и др. Хрестоматия по истории зарубежного государства и права |
Практическая работа с источниками обычного права |
Дидактические материалы: Тексты «Билль о правах», «Конституция США», «Конституция Франции» Плакаты, схемы: «Эволюция государства и права»
|
§ 4 Вопросы с. 27 Эссе по темам на с. 30 Таблица «Государство и права зарубежных стран» |
|
|
|||||||
5. Развитие права в России до XIX в. |
Религиозно-симв. мышление как основа правовой мысли Древней Руси. «Слово о законе и благодати». Русская Правда. Судебник 1497 г. Соб. уложение 1649 г. Админ. реформы Петра I. Идеи Просвеще-ния в к. XVIII в. |
Обществознание:
Растворение политической и правовой мысли России XI—XV вв. в религиозных и
обыденных представлениях. Влияние правосл. мировоззрения на становление
правовой мысли России. 1497 г. , 1550 г., Соборное уложение 1649 г. |
Боголюбов А.Н. и др.
Человек и общество, |
эвристическая беседа с подключением изученного материала по отечественной истории |
Дидактические материалы: «Русская правда», «Судебник 1497 г.», «Судебник 1550 г.», «Соборное уложение 1649 г.», «Табель о рангах» и др. (извлечения) Плакаты, схемы: «Этапы развития Российского государства» |
§ 5 Вопросы с. 36 Эссе по темам на с. 39 Таблица «Государство и права России» |
|
|
|||||||
6. Развитие права в России IX- начале XX в. |
Реформы системы государственного управления при Александре I. Централизация и бюрокр-ция гос. управления при Николае I. Реформы местного самоуправления, военная, финанс. и др. в 1960-е гг. Основные госуд. законы Росс. империи н.ХХ в. Деятельность Государств. думы. |
Совершенствование прав. системы при Александре I. Деят-сть М.М.Сперанского. Прав. идеи декабристов. Славянофильство и западничество в правовой мысли в годы правления Николая I. Издание Полн. собрания законов и Свода законов Рос. империи. Уложение о наказаниях угол. и исправительных. Реформы 1860-70-х гг. Развитие правовой системы в начале ХХ в. Манифест 17.10. 1905 г. Деятельность Гос. думы. Реформы П.А.Столыпина. Три революции в России. |
Боголюбов А.Н. и др.
Человек и общество, |
эвристическая беседа с подключением изученного материала по отечественной истории |
Дидактические материалы: Тексты «Русская Правда» П.И. Пестеля, «Конституция» Н.М. Муравьева и др. (извлечения) Плакаты, схемы: «Этапы развития Российского государства» Презентация РРТ: |
§ 6 Вопросы с. 46 Эссе по темам на с. 51 Таблица «Государство и права зарубежных стран» |
|
|
|||||||
7. Советское право в 1917—1991 гг. |
Дикт-ра прол- та — власть насилия. Разгон Учредит. собрания. Сов. законодательство. Сов.конституции. Репрессии 1920—1950-х гг. Сов. право — основа адм.-ком.системы. Правозащитное движение. Деят-ность правозащ-ков. Конституция СССР 1977 г. |
Обществознание:
Право в рамках коммунистической идеологии. Классовый характер советского
права. Бесконтрольность власти партократии. Сущность
административно-командной системы. |
Коваленко А.И. Хрестоматия по истории российского государства и права |
лекция |
Дидактические материалы: Тексты Конституций РСФСР (1918), СССР (1924, 1937, 1977 г.) (извлечения) Плакаты, схемы: «Этапы развития Советского государства» Презентация РРТ: « Советское право в 1917—1991 гг.» |
§ 7-8 Вопросы с. 57, 62 Эссе по темам на с. 59, 64 |
|
|
|||||||
8. Современное российское право. * |
Распад СССР и смена политич. режима в 1991 г. Строит-во рын. экономики методом шок. терапии. Приватизация госуд. Собств-сти. Принятие Конституции РФ в 1993 г. Принятие новых Гражд., Уголов., Сем. и Налог. кодексов. |
Обществознание:
Задача построения прав. госуд-ва. Демокр. основы обществ. жизни. Конституция
1993 г. Принципы рын. экономики. Гражданский кодекс РФ — прав. основа рын.
экон-ки. События августа 1991 г. Крушение комм. режима. Развал СССР. Деятельность ВС РСФСР. События октября 1993 г. Совершенствование рос. законодательства. Проблемы федеративного устройства. |
Коваленко А.И. |
комбинированный урок |
Дидактические материалы: Текст Конституции РФ 1993 г. Презентация РРТ: «Создание современной российской государственности и правовой системы» |
§ 9 Вопросы с. 68 Эссе по темам на с. 70 |
|
|
|||||||
9. Контрольно-обобщающий урок |
|
КР № 1 |
|
|
|
|
|||||||||
Тема 2. Вопросы теории государства и права |
|
|
|||||||||||||
10. Государство, его признаки и формы.* |
Понятие госуд-ства. Осн. теор. подходы к пониманию сущности государства. Признаки государства. Формы правления. Формы госуд. устройства. Полит. режимы. |
Обществознание: Государство и цивилизация. Предназначение, функции государства. Особенности государственной власти. Государство как явление цивилизации и культуры. Политическая система общества. Полит. режим. |
Коваленко
А.И. и общество, гл. 4. |
эвристическая беседа |
Схемы государственного устройства Великобритании, Франции, Германии, России и др. Презентация РРТ: « Государство, его признаки и формы» |
§ 10 Вопросы с. 74 Эссе по темам на с. 75 |
|
|
|||||||
11. Понятие права. Правовая норма. Источники права.* |
Понятие права. Признаки права. Функции права. Правовая норма. Виды правовых норм. Структура правовой нормы. Источники права. Взаимосвязь государства, права и общества. |
Обществознание: Право и цивилизация. Правоотношение. Система права. Объективное и субъективное право. Публичное и частное право. |
Коваленко
А.И. |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
Презентация РРТ: «Государство, его признаки и формы» |
§ 11 Вопросы с. 80 Эссе по темам на с. 81 |
|
|
|||||||
12. Понятие и признаки правового государства.* |
Понятие прав. государства. Развитие идей прав. гос-ва в мир. истории. Признаки прав. государства. |
Обществознание: Государство и его юридические формы. Равноправие граждан. Защита прав человека. Взаимная ответственность государства и личности. Верховенство закона — основополагающий принцип правового государства. |
Коваленко А.И. |
эвристическая беседа |
Презентация РРТ: «Правовое государство» |
§ 12 Вопросы с. 84 Эссе по темам на с. 86 |
|
|
|||||||
13. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей |
Проблемы строит-ва прав. гос-ва в России. Принцип равн. подчинения закону гос-ва, юр. и физ. лиц. Законность и правопорядок. Полит. смысл разделения властей. |
семинар |
Плакаты, схемы: «Признаки правового государства», «Механизм правового регулирования»
|
§ 13 Работа с текстом Конституции РФ Вопросы с. 90 Эссе по темам на с. 91 |
|
|
|||||||||
14. Право и другие сферы общества |
Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Право и культура. |
Обществознание: Мораль. и юрид. ответственность. Взаимосвязь и взаимозависимость полит. и прав. систем общества. |
Коваленко
А.И. |
диспут |
Плакаты, схемы: «Право и другие сферы общества» |
§ 14 Вопросы с. 95 Эссе по темам на с. 96 |
|
|
|||||||
15. О российской философии права. |
Философия права — совокупность наиболее общих представлений о сущности и роли права в жизни общества. Концепция естественного права. Нравственная основа права. Право и верховное благо. |
Обществознание: Естественное и позитивное право. Предназначение права. |
Нерсесянц
В.С. ч. 3,
4. |
лекция |
Презентация РРТ: «Российская философия права» |
§ 15 Вопросы с. 100 Эссе по темам на с. 101 |
|
|
|||||||
16. Контрольно-обобщающий урок |
|
КР № 2 |
|
|
|
|
|||||||||
|
№. Урока/ Тема 10 А класс |
Содержание учебного материала |
Внутрипредметные и межпредметные связи |
Источнки (НПА) и дополнительная литература |
Форма организации УД |
Учебно-методические средства |
Познавательные задания, контроль |
Дата |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
П Л А Н
|
Ф А К Т
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3. Конституционное право |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17. Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституции в России.* |
Понятие конституции. Способы принятия конституций. Писаные и неписаные конституции. Конституц. право, его принципы. Источники конст. права. Конституц. система. Конституционализм. Предтечи конст-лизма в истории России. Отношение к конституции в России. Роль Манифеста 17. 10. 1905 г. в развитии конст. права России. Сов. Конституции, их особенности. |
Обществознание: Конституционализм и демократия. Констит-лизм как режим отношений гос-ва и гражд-кого общества. История: Конст. Проекты декабристов. Подготовка конституции Александром II. 1-я бурж. революция в России. Принятие констит. законов. Самодержавие и конституционные законы. Начало деятельности I Государственной думы. Советские конституции. |
Коваленко А.И. |
Лекция с элементами эвристической беседы на пройденном историческом материале |
Презентация РРТ: «Этапы развития конституционализма в России» |
§ 16-17 Вопросы с. 106, 111 Эссе по темам на с. 107,113 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18. Общая характеристика Конституции Российской Федерации (Конституции РБ). Основы конституционного строя.* |
Конституц. и полит. кризис начала 1990-х гг. Указ «О поэтапной конституц. реформе в Рос. Федерации». Принятие Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. Достоинства и недостатки этого документа. Содержание преамбулы Конституции. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Права и свободы человека — высшая ценность. Источник власти — многонациональный народ России. |
Обществознание: Правовое
закрепление перехода России от автор, правления к демократическому и от
командно-распределит. экономики к рыночному хозяйствованию. Либеральные и
демократические черты конституционного устройства России. Широкие полномочия
Президента РФ. |
Коваленко А.И. |
Комбинированный урок |
Дидактические материалы: Текст Конституции РФ Конституции РБ Презентация РРТ: «Основы конституционного строя» |
§ 18-19 Вопросы с. 116,121 Эссе по темам на с. 117, 122 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.Федеративное устройство. (предметы ведения и полномочия РБ)*. |
Формы госуд. устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Национально-государств. устройство РФ. Основы федерат. устройства России. Субъекты РФ. Сущность федерации. Опасность сепарат. тенденций. |
Обществознание:
Понятие суверенитета. Принцип целостности государства. Баланс интересов
центра и регионов. Субординация правовых документов центра и субъектов РФ. |
Коваленко А.И. |
диспут |
Дидактические материалы: Текст Конституции РФ Конституции РБ Презентация РРТ: «Федеративное устройство РФ» |
§ 20 Вопросы с. 126 Эссе по темам на с. 128 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20. Президент Российской Федерации. (Президент РБ)*. |
Президент РФ — глава государства. Полномочия Президента РФ. Неприкосновенность Президента РФ. Условия отрешения Президента РФ от должности. |
Обществознание:
Институты гос. власти. Президент как глава государства. |
Коваленко А.И. |
семинар |
Дидактические материалы: текст Конституции РФ Конституции РБ Презентация РРТ: «Президент РФ» |
§ 21 Вопросы с. 131 Эссе по темам на с. 132 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21. Федеральное Собрание: Совет федерации. Государственная дума*.
|
Федеральное Собрание — парламент России. Двухпалатный состав Федер. Собрания: Совет Федерации и Государств. дума. Состав, порядок формирования, функции СФ и ГД. Законодательный процесс. |
Обществознание:
Парламентаризм. Партии и парламент. |
Коваленко А.И. |
семинар |
Дидактические материалы: текст Конституции РФ Конституции РБ Презентация РРТ: «Фед. Собрание: Совет федерации. Государств. дума» |
§ 22 Вопросы с. 138 Эссе по темам на с. 139 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22. Правительство РФ. Судебная власть. Прокуратура РФ. (Прав-во, пр/охр. органы РБ) |
Правительство РФ — высший федер. орган испол. власти. Порядок формирования и полномочия Правительства РФ. Судебная система РФ. Функции Прокуратуры РФ. Ген. Прокурор РФ. |
Обществознание: Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Районный (городской) суд. Система Прокуратуры РФ. |
Коваленко
А.И. |
Практическая работа с источниками (НПА) |
Дидакт.материалы: Конституции РФ, Конституции РБ ФЗ «О статусе судей», «О прокуратуре» Презентация РРТ: «Прав-тво РФ. Суд.Прокуратура» |
§ 23 Вопросы с. 143 Эссе по темам на с. 146 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23. Местное самоуправление. |
Мест. Самоуправление. Решение вопросов местного значения. Структура и формирование местного самоуправления. |
Обществознание: Самост-сть
мест.самоуправления в пределах его полномочий. |
Коваленко А.И. |
беседа с элементами диспута |
Дидакт.материалы: Конституции РФ Презентация РРТ: «Местное самоуправление» |
§ 24 Вопросы с. 148 Эссе по темам на с. 149 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4. Избирательное право. Избирательный процесс. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24. Избирательное право*. |
Избирательные права граждан. Активное и пассив. избир. право. Принципы демокр. выборов. Избират. законодательство. Избират. процесс. Осн. избират. системы: мажоритарная, пропорц-ная, смешанная. |
Обществознание: Политическая деятельность; Правовое государство, Демократия, Политический статус личности |
Конституция РФ, гл. 2, 4-7 ФЗ «Об основных гарантиях избират. прав граждан», «О выборах депутатов ГД ФС РФ», «О выборах президента РФ» и др. |
лекция |
Дидактические материалы: текст Конституции РФ 1993 г., ФЗ «Об осн. гарантиях изб. прав граждан…» Презентация РРТ: «Избир. право. Избир. процесс» |
§ 33 Вопросы с. 199 Эссе по темам на с. 200 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25. Избирательный процесс. |
беседа с элементами диспута |
§ 34, Вопросы с. 204; Эссе по темам на с. 207 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26. Контрольно-обобщающий урок |
|
КР № 3 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№. Урока/ Тема 11 класс |
Содержание учебного материала |
Внутрипредметные и межпредметные связи |
Источнки (НПА) и дополни-тельная литература |
Форма организации УД |
Учебно-методические средства |
Познавательные задания, контроль |
Дата |
|||
П Л А Н
|
Ф А К Т
|
|||||||||
Тема 6. Гражданское право |
||||||||||
1. Понятие и источники гражданского права* |
Имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданский кодекс Российской Федерации; гражданское право; физические лица; юридические лица
Договор; должник; кредитор; обязательственное право; обязательство; сделка
Вещное право; национализация; право собственности; приватизация
Гражданская дееспособность. Гражданская правоспособность Юридическое лицо.
Хозяйственные товарищества. Кооперативы. Унитарные предприятия.
Материальные и нематериальные права. Причинение вреда. |
Обществознание Экономика: Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Хозяйственные товарищества. Кооперативы. Унитарные предприятия. (Рыночные отношения в современной экономике; Человек в системе экономических отношений и др.) История: Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в. |
Коваленко
А.И. ГК РФ, 1994, 1995, 1997 г. |
лекция |
Презентация РРТ: «Понятие и источники гражданского права» |
§ 35 Вопросы с. 210 Эссе по темам на с. 212 |
|
|
||
2. Обязательственное право |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: текст ГК РФ, Конституция РФ Презентация РРТ: «Обязательственное право» |
§ 36 Вопросы с. 215 Эссе по темам на с. 217 |
|
|
|||||
3. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров. |
практическая работа с источниками (НПА), решение задач |
|||||||||
4. Право собственности. Наследование. Страхование |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: текст ГК РФ, Конституция РФ Презентация РРТ: «Право собственности» |
§ 37 Вопросы с. 221 Эссе по темам на с. 223 |
|
|
|||||
5. Защита права собственности |
беседа с элементами групповой работы |
|||||||||
6. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. |
комбинированный урок |
Дидактические материалы: текст ГК РФ, Конституция РФ Презентация РРТ: «Гражданская правоспособность и дееспособность» |
§ 38 Вопросы с. 227 Эссе по темам на с. 228 |
|
|
|||||
7. Юридические лица. Виды предприятий. |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: текст ГК РФ, Конституция РФ Презентация РРТ: «Юридические лица. Виды предприятий» |
§ 39 Вопросы с. 230 Эссе по темам на с. 232 |
|
|
|||||
8. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда |
беседа с элементами диспута |
Дидактические материалы: текст ГК РФ, Конституция РФ КоАП РФ, УК РФ Презентация РРТ: |
§ 40 Вопросы с. 234 Эссе по темам на с. 236 |
|
|
|||||
9. Контрольно-обобщающий урок |
КР № 1 |
|
|
|
|
|||||
Тема 7. Законодательство о налогах |
||||||||||
10. Налоговое право. |
Налоги; налоговое право; Налоговый кодекс; пошлины; сборы. Косвенные налоги; местные налоги; налоги с физич. лиц; налоги с юрид. лиц; прямые налоги; федеральные налоги. Акцизы; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; налоговые льготы. Подоходный налог; налоговая декларация (декларация о доходах). Административная ответственность за уклонение от уплаты налогов; дисциплинарная ответственность за уклонение от уплаты налогов; уг. ответственность за уклонение от уплаты налогов Налоги, пошлины, сборы. Бюджет, финансы. Прямые и косвенные налоги. Подоходный налог. Юридич. ответственность, штраф, арест, лише-ние спец. прав и др. |
Обществознание, Рыночные отношения в современной экономике. Человек в системе экономических отношений. Правовое государство Экономика: Налоги и налогообложение. История: Политическая жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и прав. государству. Россия на пороге XXI в. |
Конституция РФ, гл 1 Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; КоАП РФ, УК РФ и др. НПА |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: НК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ: «Налоговое право»; «Налоговые органы. Аудит»; «Виды налогов»; «Ответственность за уклонение от уплаты» |
§ 41 Вопросы с. 242 Эссе по темам на с. 244 |
|
|
||
11. Налоговые органы. Аудит. |
|
|||||||||
13. Виды налогов. |
комбинированный урок |
§ 42 Вопросы с. 248 Эссе по темам на с. 249 |
|
|
||||||
14-15. Налогообложение юридических лиц. Налоги с физических лиц. |
практическая работа с НПА |
§ 43,44 Вопросы с. 253, 259 Эссе по темам на с. 254, 259 |
|
|
||||||
16. Ответственность за уклонение от уплаты |
КоАП РФ, УК РФ, 1997 |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 45 Вопросы с. 262 Эссе по темам на с. 264 |
|
|
|||||
17. Контрольно-обобщающий урок |
КР № 2 |
|
|
|
|
|||||
Тема 8. Семейное право |
|
|
||||||||
18. Понятие и источники семейного права. Брак и условия его заключения |
Семья; семейное право; Семейный кодекс Российской Федерации. Брак; брачный возраст; принцип моногамии; регистрация брака |
Обществознание: Социальная структура и социальные отношения. Социальный статус личности. История: Полит. жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в. |
Конституция РФ, 1993 г., СК РФ, 1995 Конвенция СНГ о прав. помощи и правовых отношениях по гражд., семейным и угол. делам; Конвенция ООН о правах ребенка и др. НПА |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: СК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ: «Понятие и источники семейного права», «Брак и условия его заключения» |
§ 46-47 Вопросы с. 267,271 Эссе по темам на с. 268, 272 |
|
|
||
19. Права и обязанности супругов. |
Брачный договор; имущественные права супругов; личные права супругов; обязанности супругов. |
практическая работа с НПА |
§ 48 Вопросы с. 274 Эссе по темам на с. 277 |
|
|
|||||
20. Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) |
Алименты; лишение родительских прав; опека; попечительство; усыновление |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 49 Вопросы с. 282 Эссе по темам на с. 285 |
|
|
|||||
Тема 9. Трудовое право |
|
|
||||||||
21. Понятие и источники трудового права. |
Трудовое право; Трудовой кодекс Российской Федерации; трудовые правоотношения. |
Обществознание: Трудовая деятельность. Человек в системе экономических отношений. Социальная структура и социальные отношения. Социальный статус личности. История: Политич. жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в. |
Конституция РФ, 1993 г., Трудовой кодекс РФ, 2001 |
лекция |
Дидактические материалы: ТК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ: «Понятие и источники трудового права», «Коллективный договор. Трудовой договор», «Рабочее время и время отдыха. Оплата труда», «Охрана труда. Трудовые споры» |
§ 50 Вопросы с. 287 Эссе по темам на с. 288 |
|
|
|
|
22. Коллективный договор. Трудовой договор. |
Коллективный договор; трудовой договор. |
лекция с элементами эвристической беседы |
§ 51 Вопросы с. 292 Эссе по темам на с. 293 |
|
|
|
||||
23. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. |
Продолжительность рабочего дня. Виды времени отдыха. |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 52-53 Вопросы с. 297, 302 (1-2) Эссе по темам на с. 298, 303 (1) |
|
|
|
||||
24. Охрана труда. Трудовые споры. |
Заработная плата. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 53-54 Вопросы с. 302 (3-6), 308 Эссе по темам на с. 303 (2), 309 |
|
|
|
||||
Тема 10. Административное право |
|
|
||||||||
25. Понятие и источники админ. права. Администр. правонарушения. |
Административное право; административное правонарушение; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. |
Обществознание: Социальные нормы и отклоняющееся поведение. История: Политическая жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и прав. государству. Россия на пороге XXI в. |
Конституция РФ, 1993 г., КоАП РФ, Закон Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: КоАП РФ, Конституции РФ Презентация РРТ: «Административное право», «Правонарушения и наказание в аадмин. праве» |
§ 55 Вопросы с. 313 Эссе по темам на с. 315 |
|
|
|
|
26. Административные наказания |
Административное наказание; административный арест; дисквалификация; лишение специального права |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 56 Вопросы с. 317 Эссе по темам на с. 319 |
|
|
|||||
27. Контрольно-обобщающий урок |
КР № 3 |
|
|
|
||||||
Тема 11. Уголовное право |
|
||||||
28. Понятие и источники угол. права. |
Уголовное право; Уголовный кодекс Российской Федерации. Принципы российского уголовного права. |
Обществознание: Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
История: Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в. |
Конституция РФ, 1993 г., УК РФ, 1996 г.; УПК РФ |
лекция с элементами эвристической беседы |
Дидактические материалы: УК РФ, УПК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ: «Понятие и источники угол. права», «Преступление и его виды», «Уголовная ответственность», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»
|
§ 57 Вопросы с. 323 Эссе по темам на с. 324 |
|
29. Преступление Основные группы преступлений |
Преступление; неоднократность преступлений; рецидив преступлений; совокупность преступлений; состав преступления. Компьютерные преступления; преступления в сфере предпринимательства; наемничество; терроризм; экоцид |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 58-59 Вопросы с. 329, 334 Эссе по темам на с. 331, 335 |
|
|||
30. Уголовная ответственность. |
Уг. ответственность; угол. наказание, цели и виды уг. наказания, обст-ства смягчающие и отягчающие наказание. Угол. судопроизводство. Уголовный процесс. Уголовное дело. Приговор. Принудительные меры воспитательного воздействия; уголовная ответственность несовершеннолетних |
|
лекция с элементами эвристической беседы |
§ 60 Вопросы с. 339 Эссе по темам на с. 340 |
|
||
31.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. |
практическая работа с НПА |
§ 61 Вопросы с. 343 Эссе по темам на с. 344 |
|
||||
32. Уголовная ответств-сть несовершеннолетних |
комбинированный урок с элементами групповой работы |
§ 62 Вопросы с. 347 Эссе по темам на с. 349 |
|
||||
Тема 12. Правовая культура |
|
||||||
33. Правовая культура. Правовое сознание |
Правовая культура общества. Правовая культура личности. Правовая безграмотность. Правовой цинизм. правовой нигилизм. |
Обществознание: Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Дух. мир человека и деятельность. История: Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в. |
лекция с элементами эвристической беседы |
Презентация РРТ: «Правовая культура человека и общества» |
§ 63-64 Вопросы с. 353, 359 Эссе по темам на с. 355, 361 |
|
|
34. Контрольно-обобщающий урок |
КР № 4 |
|
|
|
ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
I. Учебники, учебные и методические пособия:
1. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 классы.
2. Никитин А.Ф. Методические рекомендации к учебнику «Правоведение». 10-11 классы. М. «Просвещение». 2004.
3. Никитин А.Ф. Основы права. 10-11 класс. Рабочая тетрадь. М., Дрофа. 2007.
4. Никитин А. Ф. Административное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9—11 классы: Пособие для учащихся общеобразовательных учеб. заведений. М.: Дрофа, 2000.
5. Никитин А. Ф. Уголовное право. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Министерством образования России. М.: Дрофа, 1998.
6. Никитин А.Ф. Трудовое право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы. Москва, «Дрофа», 2000.
7. Никитин А. Ф. Права человека. Дополнительные материалы к учебнику «Право и политика». 9 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Министерством образования России. М.: Дрофа, 1998.
II. Учебно-методическая литература:
III. Дополнительная и методическая литература:
IV. Учебно-методическое обеспечение.
1. Печатные пособия (Демонстрационные таблицы, плакаты):
2. Мультимедийные презентации (РРТ)
1. Введение в Основы государства и права.
2. Происхождение государства и права.
3. Понятие государства. Функции государства.
4. Форма государства. Политическая система общества.
5. Правовое государство.
6. Право: понятие и сущность.
7. Источники и структура норм права.
8. Система права.
9. Законность и правопорядок.
10. Правонарушение.
11. Юридическая ответственность.
12. Конституция России - Основной закон нашего государства.
13. Конституция о правах и обязанностях граждан России.
14. Основы Российского общества.
15. Избирательная система Российской Федерации.
16. Гражданское право и гражданские правоотношения.
17. Участники гражданских правоотношений.
18. Право собственности.
19. Обязательства.
20. Наследственное право.
21. Семейное право.
22. Трудовой договор.
23. Рабочее время и время отдыха.
24. Понятие Административного права.
25. Административное правонарушение и административная ответственность.
26. Общее понятие об уголовном праве.
27. Уголовная ответственность и преступление.
28. Уголовное наказание.
29. Предпринимательская деятельность
3. Основные Internet-адреса:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (15 ч)
Тема 1. История государства и права (9 часов)
Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.
Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.
Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.
Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».
Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2. Вопросы теории государства и права (6 часов)
Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.
Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.
Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.
РАЗДЕЛ II. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО (18 ч)
Тема 3. Конституция Российской Федерации (9 часов)
Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.
Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.
Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.
'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.
Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.
Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.
Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.
Тема 4. Права человека (7 часов)
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Тема V. Избирательное право (2 часа)
Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.
Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
РАЗДЕЛ III. ГРАЖДАНСКОЕ, НАЛОГОВОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО (15 ч)
Тема 4. Гражданское право (6 часов)
Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.
Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.
Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.
Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.
Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.
Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.
Тема 5. Налоговое право (4 часа)
Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.
Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.
Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.
Тема 6. Семейное право (5 часов)
Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.
Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.
Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.
РАЗДЕЛ IV. ТРУДОВОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО (15 ч)
Тема 7. Трудовое право (5 часов)
Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.
Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.
Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.
Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.
Тема 8. Административное право (2 часа)
Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.
Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.
Тема 9. Уголовное право (8 часов)
Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.
Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.
Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
РАЗДЕЛ V. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА (2 ч)
Тема 10. Правовая культура (2 часа)
Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.
Резерв времени (4 часа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.