Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
русская литература +1
6 кл
08.06.2017
Рабочая программа
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования и авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2016) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Литература 6 класс.docx
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Куть­Яхская средняя общеобразовательная школа» Рассмотрено Методическим НРМОБУ   СОШ» Протокол №1 от «» августа 201г. советом   «Куть­Яхская Согласовано. Заместитель директора НРМОБУ   «Куть­Яхская СОШ» __________ Г.М. Чаюн Утверждаю: Директор   НРМОБУ   «Куть­ Яхская СОШ» __________ Е.В. Бабушкина Приказ от. №  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА __________литература________ (наименование учебного предмета) ДЛЯ  _6 А_КЛАССА НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Составитель программы: Клекта Лариса Николаевна учитель русского языка и литературы,  первая квалификационная категория I. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на базе примерной программы  основного общего образования и  авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.:  Просвещение, 2016)  к учебнику «Литература. 6 класс» в 2­х частях, В. П. Полухиной,  в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с основными положениями ФГОС  нового поколения.  Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы и на учебник­ хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение,  2015 г.).  Обоснованием выбора авторской программы является соответствие содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального государственного образовательного стандарта, определяет   стратегию   обучения,   воспитания   и   развития   обучающихся   средствами   учебного предмета   в   соответствии   с   целями   изучения   литературы,   которые   определены   стандартом. Изменения, внесённые в авторскую программу, не затрагивают изучаемые дидактические единицы (содержание предмета) и распределение количества часов на изучаемые разделы, а также порядок изучения   материала.   Программа   детализирует   и   раскрывает   содержание   стандарта,   определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии   с   целями   изучения   литературы,   которые   определены   стандартом,   что   нашло отражение в выборе технологий, используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно­нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина   своей   страны,   любящего   свой   народ,   язык   и   культуру   и   уважающего   традиции   и культуру других народов. Главная отличительная особенность   программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально­исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности. В рабочей программе   учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Содержание   литературного   образования   разбито   на   разделы   согласно   этапам   развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя,   важнейшие   аспекты   анализа   конкретного   произведения     (раскрывается   идейно­ художественная   доминанта   произведения);   включаются   историко­литературные   сведения   и теоретико­литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Теоретико­литературные понятия предложены в программе в аннотации к предлагаемым для изучения   произведениям   и   рассматриваются   в   процессе   изучения   конкретных   литературных произведений. На   ступени   основного   общего   образования   необходимо   продолжать   работу   по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими   нравственными   идеалами   и   эстетическими   потребностями   имеет   художественная литература. В основу курса школьной литературы положены принципы связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, а также историзма, традиций новаторства. Задачей курса является осмысление   историко­культурных   сведений,   нравственно­эстетических   представлений,   усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные   произведения,   овладение   богатейшими   выразительными   средствами   русского литературного языка. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:   формирование   духовно   развитой   личности,   формирование   гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления,   творческого   воображения,   читательской   культуры   и   понимания   авторской   позиции: формирование   начальных   представлений   о   специфике   литературы   в   ряду   других   искусств, потребности   в   самостоятельном   чтении   художественных   произведений;   развитие   устной   и письменной речи учащихся;  освоение   текстов   художественных   произведений   в   единстве   формы   и   содержания, основных историко­литературных сведений и теоретико­литературных понятий;  овладение   умениями:   чтения   и   анализа   художественных   произведений   с   привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в   произведениях   конкретно­исторического   и   общечеловеческого   содержания;   грамотного использования   русского   литературного   языка   при   формулировании   собственных   устных   и письменных высказываний. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает  решение следующих основных задач:  обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;  обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;  обеспечение   доступности   получения   качественного   основного   общего   образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися,   в   том   числе   детьми­инвалидами   и   детьми   с   ограниченными   возможностями здоровья;  установление   требований:   к   воспитанию   и   социализации   обучающихся   как   части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого­педагогического сопровождения каждого обучающегося, к   формированию   образовательного   базиса   с   учетом   не   только   знаний,   но  и  соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;  обеспечение   эффективного   сочетания   урочных   и   внеурочных   форм   организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;  взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе   одаренных   детей,   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   и   инвалидов,   их профессиональных   склонностей   через   систему   клубов,   секций,   студий   и   кружков,   организацию общественно   полезной   деятельности,   в   том   числе   социальной   практики,   с   использованием учреждений дополнительного образования детей;  организация   интеллектуальных   и   творческих   соревнований,   научно­технического творчества, проектной и учебно­исследовательской деятельности;  участие   обучающихся,   их   родителей   (законных   представителей),   педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;  включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды   (населенного   пункта,   района,   города)   дня   приобретения   опыта   реального   управления   и действия; социальное и учебно­исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся  при   поддержке   педагогов,   психологов,   социальных   педагогов   в  сотрудничестве  с базовыми   предприятиями,   центрами профессиональной работы;   учреждениями   профессионального   образования,  сохранение   и   укрепление   физического,   психологического   и   социального   здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.  В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:   воспитание   и   развитие   личности,   отвечающей   требованиям   современного   общества, инновационной   экономики,   способной   решать   задачи   построения   российского   гражданского общества   на   основе   принципов   толерантности,   диалога   культур   и   уважения   его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава; формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся,   переход   к   стратегии   социального   проектирования   и   конструирования   на   основе разработки   содержания   и   технологий   образования.   определяющих   пути   и   способы   достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;   ориентацию   на   достижение   основного   результата   образования   –   развитие   на   основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно­познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; признание   решающей   роли   содержания   образования,   способов   организации образовательной   деятельности   и   учебного   сотрудничества   в   достижении   целей   личностного   и социального развития обучающихся;  учет   индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей обучающихся,   роли,   значения   видов   деятельности   и   форм   общения   при   построении   обра­ зовательного   процесса   и   определении   образовательно­воспитательных   целей   и   путей   их достижения; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей­инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Цели   изучения   литературы   могут   быть   достигнуты   при   обращении   к   художественным произведениям,   которые   давно   и   всенародно   признаны   классическими   и   стали   достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит  и в том, чтобы  познакомить  учащихся  с классическими  образцами  мировой  словесной культуры,   обладающими   высокими   художественными   достоинствами,   выражающими   жизненную правду,   обще   гуманистические   идеалы   и   воспитывающими   высокие   нравственные   чувства   у человека читающего. Специфика   курса   литературы  как   школьного   предмета   определяется   сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие   человеческого   бытия   в   художественных   образах.   Она   обладает   большой   силой воздействия   на   читателей,   приобщая   их   к   нравственно­эстетическим   ценностям   нации   и человечества. II. Общая характеристика учебного предмета «Литература» Как   часть   образовательной   области   «Филология»   учебный   предмет   «Литература»   тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения   речи   учащихся,   формирования   их   речевой   культуры   и   коммуникативных   навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Вторая ступень школьного образования (5­9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический, уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет техникой чтения. Поэтому особое место отводится различным видам чтения и пересказа. В учебной работе со   второй   группой   предусматривается   развитие   умения   анализировать   художественные произведения. В третьей группе активизируется связь курса литературы с курсом отечественной истории,   МХК,   идёт   углубление   понимания   содержания   произведения   в   контексте     развития культуры и общества в целом. Содержание каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем: в 5­м классе – внимание к книге, в 6­м классе ­  художественное произведение и автор, в 7­м классе – особенности труда писателя, в 8­м   классе   –   взаимосвязь   литературы   и   истории,   в   9­м   классе   –   начало   курса   на   историко­ литературной основе. Одним   из   признаков   правильного   понимания   текста   является   выразительность   чтения учащимися.   Именно   формированию   навыков   выразительного   чтения   способствует   изучение литературы в 5­6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:   словарная   работа,   различные   виды   пересказа,   устные   и   письменные   сочинения,   отзывы, доклады,   диалоги,   творческие   работы,   а   также   произведения   для   заучивания   наизусть,   списки произведений для самостоятельно чтения. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе  XVIII,  XIX,  XX  веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5­6 классах это освоение различных жанров фольклора,   сказок,   стихотворных   и   прозаических   произведение   писателей,   знакомство   с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). В рабочей программе курс представлен разделами: 1. Устное народное творчество 2. Древнерусская литература. 3. Русская литература 18 века. 4. Русская литература 18 века. 5. Русская литература 20 века. 6. Литература народов России. 7. Зарубежная литература. 8. Обзоры. 9. Сведения по теории и истории литературы.             Также   в   рабочей   программе   выделены   часы   на   развитие   речи,   проектную   деятельность учащихся. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. III. Описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане Программа входит в основную часть учебного плана НРМОБУ «Куть­Яхская СОШ». Примерная  программа отводит на изучение литературы в 6 классе­105 ч. Авторская программа (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Н.В. Беляева) ­ 105 ч. По учебному плану школы ­ 105 ч., (3 ч. в неделю, 35 рабочих недель в году). IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Литература» Личностные результаты:                      ­ воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России;   осознание   своей   этнической принадлежности,   знание   истории,   языка,   культуры   своего   народа,   своего   края,   основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ­ формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию; ­ формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; ­   формирование   осознанного,   уважительного   и   доброжелательного   отношения   к   другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; ­ освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; ­   участие   в   школьном   самоуправлении   и   общественной   жизни   в   пределах   возрастных компетенций; ­ формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ­ формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; ­ осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Метапредметные результаты: ­ умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; ­   умение   осознанно   выбирать   наиболее   эффективные   способы   решения   учебных   и познавательных задач; ­   умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять   контроль своей деятельности в процессе достижения результата; ­   умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные   возможности   её решения ­   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятие   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; ­умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно­ следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; ­  умение   организовывать   учебное  сотрудничество   и  совместную  деятельность  с  учителем  и сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе;   формулировать,   аргументировать   и отстаивать своё мнение; ­   умение   осознанно   использовать   речевые   средства   для   выражения   своих   чувств,   мыслей   и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; ­   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования   информационно­ коммуникационных технологий. Предметные результаты: ­   понимание   ключевых   проблем   изученных   произведений   русского   фольклора   и   фольклора других народов, древнерусской лит­ры, лит­ры 18 века, русских писателей 19­20 века, лит­ры народов России и зарубежной лит­ры; ­   понимание   связи   литературных   произведений     с   эпохой   их   написания,   выявление   в   них нравственных ценностей и их современного звучания; ­ умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность  к одному из   литературных   жанров;   понимать   и   формулировать   тему,   идею,   нравственный   пафос литературного   произведения;   характеризовать   его   героев,   сопоставлять   героев   одного   или нескольких произведений; ­   определение   в   произведении   элементов   сюжета,   изобразительно   ­   выразительных   средств языка,   понимание   их   роли   в   раскрытии   идейно­художественного   содержания   произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит­ого произведения; ­ формирование собственного отношения к произведениям лит­ры, их оценка;  ­ понимание авторской позиции и своё отношение к ней; ­   восприятие на слух лит­ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; ­ умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств   русского   языка   и   цитат   из   текста,   отвечать   на   вопросы   по   прослушанному   или прочитанному   тексту,   создавать   устные   монологические   высказывания   разного   типа,   вести диалог;  ­ написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;   классные   и   домашние   творческие   работы;   рефераты   на   литературные   и общекультурные темы; ­   понимание   образной   природы   лит­ры   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое восприятие произведений лит­ры; формирование эстетического вкуса; ­ понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно­выразительных языковых средств в создании худ­ых образов лит­ых произведений.         V. Содержание учебного предмета «Литература» Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора  к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные,  летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная  мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и  переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок. Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры  фольклора: пословицы и поговорки,  загадки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов  (патриотизма, ума находчивости).  Теория литературы. Летопись (развитие представления) ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и  хвастовством. Теория лит­ры. Мораль в басне, аллегория, иносказание. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе­баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в  достижении общественного блага. Басня «Ларчик» ­ пример критики мнимого «механика мудреца»  и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» ­ комическое изображение невежественного судьи,  глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления  поэта. Народно­поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты  человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль  антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.  И.  Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные  особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые  туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие  грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица  вымышленного автора как художественный прием. «Барышня­крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации  повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции  повести.  «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский­старший и Троекуров. Протест  Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение  произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви  Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное  послание (начальные представления). Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,   любовь  поэта­изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения  стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с  миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,  амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация  ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков,  их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в  рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний  природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического  масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой  жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще  майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.  Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер  лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы.  Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной  красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи  Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской  темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и  материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие  композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и  фантастических картин. Диалог­спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа  (начальные представления). Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое  чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.  Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах» Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония  (начальные представления). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий»,  «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая  ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория   литературы. Юмор (развитие понятия). Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский.  «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом  лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные  средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления). ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям. Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе. «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная  суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев.  Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл  названия произведения. Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов. Произведения о Великой  Отечественной  войне К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю  ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о  павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы  жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.  Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость  и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­ пользования народной речи. Теория   литературы. Речевая характеристика героя. Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний,  нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная  щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой­повествователь (развитие  понятия). Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и  природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство  юмора как одно из ценных качеств человека. Родная  природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...»,  «Пороша»; А.. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях   поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в  стихотворении. Поэтизация родне природы. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия»,  «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе». Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание  неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель,  любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления). Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и  своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное  достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной,  «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами.  Романтический сюжет и его реалистическое воплощение. Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их  поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент­Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к  вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения). Теория литературы. Притча (начальные представления). Произведения для заучивания наизусть А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»  1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война. Произведения для самостоятельного чтения Мифы,  сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира. Из русской литературы XVIII века  Г. Р. Державин. «Лебедь». Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан». Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2. А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...». А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна». А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи­Мурат». А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга». Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей». В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро». А. А. Лиханов. «Последние холода». В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель». В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем». Из зарубежной литературы Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл. «Горбун». Г. Честертон. «Тайна отца Брауна». VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности № п/п Тема Количеств о часов сочинения Из них: контрольные работы, тесты внеклассное чтение Основные виды учебной деятельности 1 1 4 2 1. Введение 2. Устное народное творчество Из древнерусской литературы 3. 4. Из русской литературы 1 составление плана; заполнение таблицы; выразительное чтение, выразительное чтение эпизода; сообщения; анализ и интерпретация произведений; слайдовая презентация;  работа со статьёй  учебника;  беседа;  лексическая работа;  книжная выставка;  создание рисунков к произведениям;  презентация любимой книги      беседа;   работа со статьей учебника,     конструирование загадки;  игра;  кскурсия по книжной выставке,   художественный пересказ;  работа с иллюстрациями;    современными формами речи;  игра;   редактирование.   анализ и интерпретация произведений;  составление  вопросов к статье учебника; выявление речевых, логических ошибок; анализ и интерпретация произведений; создание комментариев к иллюстрациям; составление вопросов по материалам статьи; сравнение   оборотов,   свойственных   древнерусскому   языку   с XVIII века 5. Из русской литературы XIX века 52 3 2 3  беседа;  выразительное чтение;  слайдовая презентация;  лексическая работа;  сообщения;  работа с терминами;  работа с портретом писателя и иллюстрациями  осознанное,   творческое   чтение   художественных   произведений разных жанров;  выразительное чтение;  различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); заучивание наизусть стихотворных текстов;   ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;  анализ и интерпретация произведений;  составление планов и написание отзывов о произведениях;  написание изложений с элементами сочинения;  написание   сочинений   по   литературным   произведениям   и   на основе жизненных впечатлений;  целенаправленный   поиск   информации   на   основе   знания   ее источников и умения работать с ними;  исследовательская работа с текстом;  работа с учебником;  комментарии к портретам писателей;  сообщения;  беседа;  работа с иллюстрациями;  лексическая работа;  работа с иллюстрациями;  оформление таблиц;  работа с учебником;  работа со словарем;  сжатый пересказ;  составление ассоциативных рядов;  прослушивание музыкальных произведений; Из русской литературы XX 6. века 30 4 2 7. Из зарубежной литературы 13 2 2 1  слайдовая презентация;  устное словесное рисование, игра  беседа;   пересказ;   диалог;  письменный ответ на вопрос  создание рабочих материалов, сценария фильма по  составление рассказа о герое;  цитирование эпизодов; составление цитатного плана, заочная экскурсия в музей писателя, стихотворению;   конструирование начала и финала сочинения;  диспут;  художественный пересказ;    прослушивание музыкальных фрагментов;  интерактивная игра,  чтение наизусть,  работа с текстом,    игра  оформление таблиц;  письменный ответ на вопрос;  работа с рефлексивной таблицей;  создание иллюстраций к эпизоду  работа с фотографией писателя;  сообщения;  выразительное чтение;  беседа;  работа со статьей учебника;  выявление   сходства   и   различия   между   сатирой,   юмором, иронией;  составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав;  игра 8. Повторение 2 Итого 105 10 2 6  оформление таблиц;  письменный ответ на вопрос;  работа с рефлексивной таблицей;  выразительное чтение;  беседа;  работа со статьей учебника;  составление вопросов к статье учебника, цитатных планов глав; игра 6 VII. Описание учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса Учебники 1) Коровина   В.Я.,   Журавлёв   В.П.,   Коровин   В.И.   и   др.   Литература:   Учебник   для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. 5 класса: в 2ч. – М.: Просвещение, 2015; 2) Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…: Дидактический материал по литературе: 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015. Программно­методические документы и методические пособия 1) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; 2) Литература.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников   под   редакцией   В.Я. Коровиной.   5­9   классы.   Пособие   для   учителей   общеобразовательных   организаций.   –   М. Просвещение, 2016г.; 3) И.В. Карасёва, В.Н. Пташкина. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. – Волгоград: Учитель, 2016г. 4) Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе к учебникам – хрестоматиям: Т.Ф. Курдюмовой, В.Я. Коровиной. 6 класс. – М.: ВАКО, 2016г.; Для учащихся: 1) Ахмадуллина.   Литература.   Рабочая   тетрадь.   6   класс.   Учебное   пособие   для общеобразовательных организаций в 2­х частях. – М.: Просвещение, 2016г.; 2) А.Л.   Никитина.   Тесты   для   тематического   контроля   по   русской   литературе.   6   класс: практикум   для   учащихся   учреждений   общего   среднего   образования.   –   Мозырь:   Белый   Ветер, 2016г.; Цифровые образовательные ресурсы 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2. http://repetitor.1c.ru/ ­  3. http://www.gramma.ru/ ­ Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги ­ правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы. 4. http://www.school.edu.ru/ ­Российский образовательный портал 5. http://www.1september.ru/ru/ ­ газета «Первое сентября» 6. http://all.edu.ru/ ­ Все образование Интернета 7. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 8. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org 9. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru 10. Мир слова русского http://www.rusword.org 11. 12. Светозар:   Открытая   международная   олимпиада   школьников   по   русскому   языку Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc­lib.ru http://www.svetozar.ru 13. Электронные   пособия   по   русскому   языку   для   школьников russian.gramota.ru  http://learning­ 14. 15. 16. http:// mon.gov.ru/ ­ сайт Министерства образования и науки РФ.  http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.   http://www.informika.ru   /­   сайт   ФГУ   «Государственный   научно­исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций». 17. ресурсов. 18. центра. 19. http://school­collection.edu.ru/   ­каталог   Единой   коллекции   цифровых   образовательных http://   fcior.edu.ru   –каталог   электронных   образовательных   ресурсов   Федерального http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы. 20. 21. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы. http://www.it­n.ru/ ­ «Сеть творческих учителей Словари и справочная литература 1) Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. ­ 4­е изд. ­ М., 1999. 2) Быстрова Е. А., Окунева А. П., Школьный толковый словарь русского языка. ­ М., 1998. 3) Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка.­ 3­е изд. – М., 1994. 4) Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. ­ М., 2004. 5) Львова С. И.  Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. ­ М., 2004. 6) Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. ­ М.,2004. 7) Шанский   Н.   М.,   Боброва   Т.   А.  Школьный   этимологический   словарь   русского   языка: Происхождение слов. ­ М., 1997. 8) Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. ­ 4­е изд. ­ М., 1999. 9) Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. ­ М., 1984. Материально­техническая база кабинета. 1) компьютер; 2) проектор; 3) интерактивная доска;  4) программное обеспечение. VIII. Календарно­тематическое планирование IX. Планируемые результаты обучения литературы в 6 классе Разделы/ содержание Количество часов Формирование УУД 1. Введение.  Художественное   произведение.   Содержание   и форма.   Автор  и   герой.   Отношение   автора   к герою. Способы выражения авторской позиции. УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Обрядовый   фольклор.  Произведения обрядового   фольклора:   колядки,   веснянки, масленичные,   летние   и   осенние   обрядовые песни.   Эстетическое   значение   обрядового фольклора. Пословицы   и   поговорки.   Загадки  —   малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость.   Краткость   и   простота,   меткость   и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный   смысл   пословиц   и   поговорок. Афористичность загадок. Теория   литературы.   Обрядовый   фольклор (начальные   представления).   Малые   жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ «Повесть   временных   лет»,   «Сказание   о белгородском киселе». Русская   летопись.   Отражение   исторических событий   и   вымысел,   отражение   народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).   Теория   литературы.   Летопись   (развитие представления) ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА 1 4 2 1 Русские   басни.   Иван   Иванович   Дмитриев. Рассказ «Муха». Противопоставленье   труда   и   безделья. баснописце. о       Познавательные:  Выделяют   и   формулируют познавательную   цель,   проблему, составляют   простой   план   статьи учебника. Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме.  Умеют заменять     термины определениями. знания.    Структурируют Осознанно   и   произвольно   строят речевые   высказывания   в   устной   и письменной   форме.   Анализируют объект,   выделяя   существенные   и несущественные признаки.  Определяют основную     и второстепенную информацию.  Осуществляют   поиск   и   выделение необходимой информации.  Ориентируются   и   воспринимают тексты художественного стиля.  Выделяют   и   формулируют проблему. Строят   логические   цепи рассуждений.  Выделяют   и   формулируют познавательную   цель.   Применяют методы информационного поиска, в том   числе   с   помощью Присвоение   чужих   заслуг.   Смех   над   ленью   и компьютерных средств.    Особенности   литературного хвастовством. языка 18 века.  Теория   литературы. аллегория, иносказание. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.  Мораль   в   басне, Иван Андреевич Крылов.  Краткий рассказ о писателе­баснописце. Басни   «Листы   и   Корни»,   «Ларчик»,   «Осел   и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа   в   достижении   общественного   блага. Басня   «Ларчик»   ­   пример   критики   мнимого «механика   мудреца»   и   неумелого   хвастуна. Басня   «Осел   и   Соловей»   ­   комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория   литературы.   Басня.   Аллегория (развитие представлений). Александр   Сергеевич   Пушкин.   Краткий рассказ   о   писателе.  «Узник».  вольнолюбивые устремления   поэта.   Народно­поэтический колорит   стихотворения.   «Зимнее   утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей   природы.   Роль   антитезы   в композиции   произведения.   Интонация   как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — испытаниях. помощь суровых в       Художественные   особенности   стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа   (волнистые   туманы,   луна,   зимняя дорога,   тройка,   колокольчик   однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего   уюта,   тепла,   нежности   любимой 52 Выдвигают   и   обосновывают гипотезы,   предлагают   способы   их проверки.  Умеют выразительно читать   текст, определять   его   тему,   основную мысль, стиль и тип речи, средства связи, составлять план текст.  Регулятивные:  Осознают   качество   и   уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель   и строят свои действия. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.  Вносят коррективы и дополнения в способ   своих   действий   в   случае расхождения   эталона,   реального действия и его продукта.  Оценивают     достигнутый результат.  Определяют   последовательность промежуточных   целей   с   учетом конечного результата.  Предвосхищают характеристики     временные достижения результата результат?).   (когда   будет Определяют   последовательность промежуточных   целей   с   учетом конечного результата.   Выделяют и осознают то, что уже усвоено   и   что   еще   подлежит усвоению,   осознают   качество   и Книга подруги. Тема жизненного пути. «Повести   покойного   Ивана   Петровича Белкина». Повествование   от   лица   вымышленного   автора как художественный прием. «Барышня­крестьянка». повести.  Сюжет   и   герои   Прием  антитезы   в   сюжетной   повестей.  (цикл) организации   Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. повести.   «Дубровский». Роль случая в композиции повести.    Изображение   русского барства.   Дубровский­старший   и   Троекуров. Протест   Владимира   Дубровского   против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение   произвола   и   деспотизма,   защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Теория   литературы.   Эпитет,   метафора, композиция   (развитие Стихотворное   послание     понятий). (начальные представления).  Краткий Михаил   Юрьевич   Лермонтов. рассказ о поэте «Тучи».  Чувство  одиночества и     поэта­изгнанника   к   любовь     тоски,   оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа стихотворения. построения     Особенности интонации. «Листок»,   «На   севере   диком...»,   «Утес», «Три   пальмы»  Тема   красоты,   гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб,   хорей)   и   трехсложные   (дактиль, амфибрахий,   анапест)   размеры   стиха уровень усвоения.  Коммуникативные: Умеют представлять конкретное  содержание и сообщать его в  письменной и устной форме.  Умеют создавать связный текст.  Демонстрируют способность к  эмпатии.  Проявляют готовность оказывать  помощь и эмоциональную  поддержку партнерам.  Умеют представлять конкретное  содержание в устной форме.  Умеют применять конкретные  правила на письме и в устной речи.  Описывают содержание  совершаемых действий с целью  ориентировки предметно­ практической или иной  деятельности.  Устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе.  Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей  и побуждают их.  Умеют работать в парах,  эффективно сотрудничать  Используют адекватные языковые  средства для отображения своих  мыслей.  Умеют слушать и слышать друг  друга.  Планируют общие способы работы.  Обмениваются знаниями между (начальные   понятия).   Поэтическая членами группы Учатся выявлять,  интонация ( начальные представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин   луг».  Сочувственное   отношение   к крестьянским   детям.   Портреты   и   рассказы мальчиков,   их   духовный   мир.   Пытливость, любознательность,   впечатлительность.   Роль картин природы в рассказе. Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения   «Листья»,   «Неохотно   и несмело...».   Передача   сложных,   переходных запечатлевающих состояний природы,     противоречивые   чувства   в   душе   поэта. Сочетание   космического   масштаба   и конкретных   деталей   в   изображении   природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. поляны   «С   поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: коршун   свободный   полет   коршуна   и   земная обреченность человека. Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,   «Опять   незримые   усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у   березы...».  Жизнеутверждающее  начало   в лирике   Фета.   Природа   как   воплощение прекрасного.   Эстетизация   конкретной   детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм.   Мимолетное   и   неуловимое   как черты   изображения   природы.   Переплетение   и взаимодействие тем природы и любви. Природа как   естественный   мир   истинной   красоты, служащий   прообразом   для   искусства. Гармоничность   и   музыкальность   поэтической идентифицировать проблемы,  искать и оценивать альтернативные  способы  его разрешения.  Учатся управлять поведением  партнера ­ контролировать,  корректировать и оценивать его  действия.  Личностные:  Освоение личностного смысла  учения, желания учиться. Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.  Знание основных принципов и  правил отношения к природе.  Знание основ здорового образа  жизни и здоровье­сберегающих  технологий.  Освоение личностного смысла  учения, желания учиться. Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.  Знание основных принципов и  правил отношения к природе.  Знание основ здорового образа  жизни и здоровье­сберегающих  технологий. Уважение истории, культурных и  исторических памятников. Ориентация в системе моральных  норм и ценностей и их  иерархизация.   Ориентация в особенностях  социальных отношений и речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. взаимодействий. Уважение личности и ее  достоинства.  Любовь к природе, бережное  отношение к природному богатству страны.  Гражданский патриотизм. Выбор дальнейшего  образовательного маршрута.  Уважение личности и ее  достоинства. Стремятся устанавливать  доверительные отношения  взаимопонимания. Уважение ценностей семьи.  Освоение личностного смысла  учиться. Готовность к равноправному  сотрудничеству Позитивная моральная самооценка. Оптимизм в восприятии мира. Чувство гордости при следовании  моральным нормам.  Теория   литературы.   Пейзажная   лирика (развитие понятия). Николай   Алексеевич   Некрасов. рассказ о жизни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста Героизация  Краткий поэзии.   в     декабристской   темы   и   поэтизация христианской   жертвенности   в   исторической поэме. «Железная  дорога».  Картины   подневольного труда.   Народ   —   созидатель   духовных   и материальных   ценностей.   Мечта   поэта   о «прекрасной   поре»   в   жизни   народа.   Свое­ образие   композиции   стихотворения.   Роль   Значение   эпиграфа.   Сочетание пейзажа. реальных   и   фантастических   картин.   Диалог­ спор.   Значение   риторических   вопросов   в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление   понятия).   Диалог.   Строфа (начальные представления) Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша».  Гордость   писателя   за   народ,   его трудолюбие,   патриотизм.  талантливость, Горькое   чувство   от   его   униженности   и бесправия.   Едкая   насмешка   над   царскими чиновниками. произведения.   Особенности   Комический   языка эффект,   создаваемый   игрой   этимологией. Сказовая форма повествования.   народной слов, Теория   литературы.   Сказ   как   форма повествования   (начальные   представления). Ирония (начальные представления). Антон   Павлович   Чехов.  Краткий   рассказ   о писателе. «Толстый   и   тонкий».  Речь   героев   как источник   юмора.  Юмористическая   ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория       литературы.   Юмор   (развитие понятия). Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов Я.   Полонский. тучи...»,   «Посмотри,   какая   мгла...»;  «По   горам   две   хмурых  Е. Баратынский.  «Весна,   весна!   Как   воздух чист...», «Чудный град...»;  А. Толстой.  «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение   переживаний   и   мироощущения   в стихотворениях   о   родной   природе. Художественные   средства,   передающие различные состояния в пейзажной лирике. Теория   литературы.   Лирика   как   род литературы, развитие представления). ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА Александр   Иванович   Куприн.   Рассказ «Чудесный   доктор».  Реальная   основа   и содержание   рассказа.   Образ   главного   героя. Тема служения людям. Теория   литературы.   Рождественский   рассказ (начальные представления) Андрей   Платонович   Платонов. рассказ о писателе. «Неизвестный   цветок».  Прекрасное   вокруг нас.   «Ни   на   кого   не   похожие»   герои   А.  Краткий Платонова. Александр Степанович Грин. Краткий рассказ 30 о писателе. «Алые   паруса».  Жестокая   реальность   и романтическая   мечта   в   повести.   Душевная чистота   главных   героев.   Отношение   автора   к героям. ПРОИЗВЕДЕНИЯ   О   ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях,   пробуждающие   чувство   скорбной памяти   о   павших   на   полях   сражений   и обостряющие   чувство   любви   к   Родине, ответственности   за   нее   в   годы   жестоких испытаний. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта,   понятие   долга.   Юмор   в   рассказе. Яркость   и   самобытность   героев   (Санька Левонтьев,   бабушка   Катерина   Петровна), особенности использования народной речи. Теория       литературы.   Речевая характеристика героя. Валентин   Григорьевич   Распутин. рассказ о писателе. «Уроки французского».  Отражение в повести трудностей  военного   времени.   Жажда   знаний,  Краткий нравственная стойкость, чувство собственного достоинства,   свойственные   юному   герою. Душевная   щедрость   учительницы,   ее   роль   в жизни мальчика. Теория   литературы.   Рассказ,   сюжет (развитие   понятий).   Герой­повествователь (развитие понятия). Николай   Михайлович   Рубцов. рассказ о поэте. «Звезда   полей»,   «Листья   осенние»,   «В  Краткий  Тема  Родины   в   поэзии   Рубцова. горнице». Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Фазиль   Искандер. писателе. «Тринадцатый   подвиг   Геракла».  Влияние учителя на  формирование детского характера.  Краткий   рассказ   о Чувство   юмора   как   одно   из   ценных   качеств человека. Родная  природа в русской поэзии XX века А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»  С.   Есенин.  «Мелколесье.   Степь   и дали...»,   «Пороша»;  А..  Ахматова.   весной бывают дни такие...».  «Перед Чувство   радости   и   печали,   любви   к   родной природе   родине     стихотворных   в   произведениях  поэтов   XX век Связь ритмики и   мелодики   стиха   с   эмоциональным состоянием,   выраженным   в   стихотворении. Поэтизация родне природы. Василий   Макарович   Шукшин.   Слово описателе.   Рассказ  «Чудик»  и  «Критики». Особенности   шукшинских   герое   ­чудиков, правдоискателей,   праведников.   Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в 15 переложении   Куна):  «Скотный   двор   царя Авгия»,   «Яблоки   Гесперид».  Геродот. «Легенда об Арионе».Теория     литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как   эпические   поэмы.   Изображение героев   и   героические   подвиги   в   «Илиаде». Стихия   Одиссея   —   борьба,   преодоление препятствий, неизвестного. познание     Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и   На   острове   циклопов. отец.   Полифем. «Одиссея»   —   песня   о   героических   подвигах, мужественных героях. Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления). Мигель де Сервантес Сааведра.  Пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот» Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада  «Перчатка».  Повествование   о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь. Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла  «Маттео   Фальконе».  Изображение дикой   природы.   Превосходство   естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев   над   цивилизованной   с   ее   порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ ческое воплощение.  «Приключения   Гекльберри Марк   Твен. Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. Антуан де Сент­Экзюпери. Рассказ о  писателе. «Маленький принц» как философская сказка  и мудрая притча. Мечта о естественном  отношении к вещам и людям. Чистота  восприятий мира как величайшая ценность.  Утверждение всечеловеческих истин.  ВСЕГО ЧАСОВ: 105 X. Формы контроля уровня достижений обучающихся по предмету «Литература» и критерии оценки Для   контроля   и   оценки   достижения  общеучебных   результатов  используется следующие система форм и видов контрольно­оценочных действий:  текущий контроль: ­ наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий; ­ самостоятельные работы; ­   текущее   выполнения   выборочных   учебно­практических   и   учебно­познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; ­ диагностическая экспресс­работа по изучаемой теме и др.;  промежуточный контроль: ­ тестирование; ­ выполнения творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты; ­ проверочные работы; ­ домашние самостоятельные работы;  итоговый контроль: ­ контрольная итоговая работа; ­ защита исследовательских и проектных работ; Способами оценивания результативности обучения являются:  пятибалльная система оценки;  тестирование;  мониторинг качества знаний; Предполагается   диагностировать   уровень   обученности   учащихся   с   использованием разнообразных форм и методов  работы, а именно:  Устный опрос  Тест  Самостоятельная работа  Письменный развернутый ответ на вопрос  Сочинение  Творческие работы Критерии оценивания результативности обучения предмету «Литература» При оценке результатов обучения по литературе рекомендуется исходить из следующих общих показателей:  начитанность   учащихся   в   области   художественной   литературы:   разносторонность, систематичность,   направленность   чтения;   факторы,   влияющие   на   выбор   книг, складывающиеся читательские интересы;  глубина   освоения   идейно­нравственного   содержания   произведений   (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценок);  уровень владения знаниями о литературе (умение применить важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);  качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение   необходимыми   для   полноценной   читательской   деятельности   видами   связного речевого высказывания); Отметка «5» ставится, если ученик:  начитан   (в   соответствии   со   своими   возрастными   возможностями),   разносторонне развит, читает систематически;  глубоко воспринимает прочитанное, обосновывает своё понимание текста;  полно анализирует текст, опираясь на важнейшие знания о литературе;  активно пользуется видами связного речевого высказывания. Отметка «4» ставится, если ученик:  уважительно относится к книге, читает требуемую литературу;  правильно воспринимает прочитанное, даёт самостоятельную оценку;  владеет важнейшими знаниями о литературе, использует их достаточно активно при анализе текста;  строит грамотное, доказательное высказывание. Отметка «3» ставится, если ученик:  читает мало, но систематически, круг чтения ограничен;  поверхностно осваивает идейно­нравственное содержание прочитанного;  слабо   анализирует   художественное   произведение,   опираясь   лишь   на   собственную интуицию, почти не привлекая полученные знания о литературе;  строит речевое высказывание с большим количеством недочётов. Отметка «2» ставится, если ученик:  читает лишь по принуждению;  не осваивает прочитанного;  не владеет литературными знаниями;  примитивно выражает свои мысли. Тест Расчет тестового балла проводится путем суммирования баллов за каждый ответ. Пересчет результата проводится в процентном взаимоотношении по следующей схеме: Оценка 5 4 3 2 Работа выполнена 100­85 84­70 69­50 49 и менее Оценивание сочинений (учитывается   правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно­ эстетического   содержания   произведения,   доказательность   основных   положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними, точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка). «5»    ­ ставится за сочинение:  глубоко  и  аргументировано  раскрывающее  тему,   свидетельствующее   об  отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;  стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;  написанное   правильным   литературным   языком   и   стилистически   соответствующее содержанию;  допускается одна ­ две неточности в содержании. «4»    ­ ставится за сочинение:  достаточно   полно   и   убедительно   раскрывающее   тему   с   незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;  логическое и последовательное в изложении содержания;  написанное   правильным   литературным   языком,   стилистически   соответствующее содержанию;  допускаются две ­ три неточности: в содержании, а также не более трех­четырех речевых недочетов.   ­  ставится за сочинение, в котором: «3»   в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;  материал   излагается   достаточно   логично,   но   имеются   отдельные   нарушения последовательности выражения мыслей;  материал   излагается   достаточно   логично,   но   имеются   отдельные   нарушения последовательности выражения мыслей;  обнаруживается владение основами письменной речи;  в работе имеется не более 4­5 речевых недочетов. «2»   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст произведения;   ­  ставится за сочинение, которое:  характеризуется   случайным   расположением   материала,   отсутствием   связи   между частями;  отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Лист корректировки рабочей программы за _I__ четверть   _2016/2017__учебного года № п/п Тема урока Дата проведения по плану Причина корректировки Дата проведения по факту Дата внесения изменений  Учитель _Бабушкина Е.В._( Ф.И.О.)_________________подпись  Заместитель директора _Чаюн Г.М._( Ф.И.О.)____________подпись

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017