Данная рабочая программа по русскому языку для 5 - 9 классов составлена на основе программы к учебнику Ладыженской (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А, Дейкина А.Д, Александрова). Программа содержит требования стандарта, пояснительную записку, планируемые предметные результаты, содержание обучения, учебно-тематическое планирование для каждого класса
5-9 класс РУССКИЙ ЯЗЫК.docx
Содержание
Требования Стандарта к изучению базового курса предмета «Русский язык»
Пояснительная записка……………………………………………………
Планируемые предметные результаты……………………………………
Содержание обучения………………………………………………………
Место предмета в учебном плане……………………………………
Тематическое планирование
Планируемые результаты обучения в 5 классе………………
Содержание обучения в 5 классе……………………………………………
Тематическое планирование в 5 классе…………………
Планируемые результаты обучения в 6 классе…………………………
Содержание обучения в 6 классе…………………………………
Тематическое планирование в 6 классе……………………
Планируемые результаты обучения в 7 классе……………
Содержание обучения в 7 классе…………………
Тематическое планирование в 7 классе……………………………
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16. Планируемые результаты обучения в 8 классе……………
17.
18.
19. Планируемые результаты обучения в 9 классе……………
20.
21.
Содержание обучения в 8 классе…………………
Тематическое планирование в 8 классе
Содержание обучения в 9 классе…………………
Тематическое планирование в 9 классе
22. Методическое и материально техническое
обеспечение…
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями, указанными в
Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 24.11.2015 №81;........................................................................................................................2
с учетом..........................................................................................................................................2
Планируемые предметные результаты..................................................................................3
Место предмета в учебном плане............................................................................................10
Требования Стандарта к изучению базового курса предмета «Русский язык»
«Русский язык» (базовый уровень) требования к предметным результатам освоения базового
курса русский язык должны отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности, в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей русского и родного языков;
4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его
уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических
категорий языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка,
основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к
речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с
нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об
утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (в
ред. приказов Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. № 1644, от 31.12.2015
г. № 1577);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с
изменениями и дополнениями, указанными в Постановлении Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015 №81;
с учетом
примерной основной образовательной программой основного общего образования
(одобрена Федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию
(Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
авторской программы «Русский язык» 59 классы Т.А Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.
Тростенцова и др.
Русский язык – национальный язык русского народа и государственный язык Российской
Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета
«Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие
обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа.
Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его
изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной
компетенции (включая языковой,
речевой и социолингвистический ее компоненты),
лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных
сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям
обучающихся основной школы.
Лингвистическая (языковедческая) компетенция – способность получать и использовать знания
о языке как знаковой системе и общественном явлении, о его устройстве, развитии и
функционировании; общие сведения о лингвистике как науке и ученыхрусистах; об основных
нормах русского литературного языка; способность обогащать свой словарный запас; формировать
навыки анализа и оценки языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского
языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания
художественной литературы как искусства слова, закладываются основы, необходимые для
изучения иностранных языков.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
обучающихся практически во всех областях жизни, способствуют их социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по
предмету «Русский язык» (далее – Программы) является усвоение содержания предмета «Русский
язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями,
установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования.
Главными задачами реализации Программы являются:
формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как
государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и
систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и
оценке языковых фактов;
овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования
языковых средств;
овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка
как средства коммуникации и средства познания.
Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать,
интерпретировать и комментировать тексты различных
функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического
и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и литература" должны
отражать:
Русский язык
1) совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения
и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной
коммуникации):
создание устных монологических высказываний разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета; умение различать монологическую, диалогическую и
полилогическую речь, участие в диалоге и полилоге;
развитие навыков чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и
содержательной переработки прочитанного материала, в том числе умение выделять главную мысль
текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
овладение различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации);
понимание, интерпретация и комментирование текстов различных функциональносмысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка,
осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной
форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности,
последовательности изложения;
умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их
эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
выявление основных особенностей устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и
сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план
(включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи;
для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;
стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского
литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и
развитие;
3) использование коммуникативноэстетических возможностей русского языка:
распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и
синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола,
олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в
речи;
уместное использование фразеологических оборотов в речи;
корректное и оправданное употребление междометий для выражения эмоций, этикетных
формул;
использование в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов;
4) расширение и систематизация научных знаний о языке, его единицах и категориях;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики:
идентификация самостоятельных (знаменательных) служебных частей речи и их форм по
значению и основным грамматическим признакам;
распознавание существительных, прилагательных, местоимений, числительных, наречий
разных разрядов и их морфологических признаков, умение различать слова категории состояния и
наречия;
распознавание глаголов, причастий, деепричастий и их морфологических признаков;
распознавание предлогов, частиц и союзов разных разрядов, определение смысловых оттенков
частиц;
распознавание междометий разных разрядов, определение грамматических особенностей
междометий;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
проведение фонетического, морфемного и словообразовательного (как взаимосвязанных
этапов анализа структуры слова), лексического, морфологического анализа слова, анализа
словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
проведение синтаксического анализа предложения, определение синтаксической роли
самостоятельных частей речи в предложении;
анализ текста и распознавание основных признаков текста, умение выделять тему, основную
мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы
текста;
определение звукового состава слова, правильное деление на слоги, характеристика звуков
слова;
определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической
окраски слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
деление слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного
анализа слова;
умение различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы
словообразования;
проведение морфологического разбора самостоятельных и служебных частей речи;
характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных
частей речи, определение их синтаксической функции;
опознавание основных единиц синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
умение выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого
слова в словосочетании, определение его вида;
определение вида предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определение грамматической основы предложения;
распознавание распространенных и нераспространенных предложений, предложений
осложненной и неосложненной структуры, полных и неполных; распознавание второстепенных членов предложения, однородных членов предложения,
обособленных членов предложения; обращений; вводных и вставных конструкций;
опознавание сложного предложения, типов сложного предложения, сложных предложений с
различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного
предложения;
определение функциональносмысловых типов речи, принадлежности текста к одному из них
и к функциональной разновидности языка, а также создание текстов различного типа речи и
соблюдения норм их построения;
определение видов связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи
предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и
чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
умение использовать словари (в том числе мультимедийные) при решении задач построения
устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск
на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования
информационных запросов;
пользование толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего
для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его
группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения,
особенностей употребления;
пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного
написания и произношения слова;
использование фразеологических словарей для определения значения и особенностей
употребления фразеологизмов;
использование морфемных,
морфемного и словообразовательного анализа слов;
словообразовательных,
этимологических словарей для
использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого
этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании
устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение
основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:
поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами;
освоение правил правописания служебных частей речи и умения применять их на письме;
применение правильного переноса слов;
применение правил постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в
сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдение основных орфоэпических правил современного русского литературного языка,
определение места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
выявление смыслового, стилистического различия синонимов, употребления их в речи с
учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
нормативное изменение форм существительных, прилагательных, местоимений, числительных,
глаголов;
соблюдение грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при
употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений
с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов
сказуемых в связном тексте.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные
причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Содержание обучения
учебного предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования, базовый уровень
Речь. Речевая деятельность.
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог,
полилог).
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического,
официально делового), языка художественной литературы.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и устной научной речи
(отзыв, выступление, тезисы, доклад, дискуссия, реферат, статья, рецензия); публицистического
стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение, статья, интервью, очерк); официально
делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности.
Формальносмысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема,
идея; главная, второстепенная и избыточная информация.
Функционально смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).
Тексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники).
Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения
эмоций, выражения речевого этикета и т. д.).
Диалоги разного характера (этикетный, диалограсспрос, диалогпобуждение, диалог – обмен
мнениями, диалог смешанного типа).
Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами
работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости
от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные
критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции.
Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
стилистические, орфографические, пунктуационные).
Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами
современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет.
Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального общения.
Невербальные средства общения.
Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке.
Основные разделы науки о языке Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык в современном мире.
Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков.
Русский язык в кругу других славянских языков.
Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском
литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные
разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России.
Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национальнокультурным компонентом
значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и
исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Русский язык – язык русской художественной литературы.
Языковые особенности художественного текста.
Основные изобразительно выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей. Выдающиеся отечественные
лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи.
Система гласных звуков. Система согласных звуков.
Изменение звуков в речевом потоке. Фонетическая транскрипция.
Слог. Ударение, его разноместность, подвижность при формо и словообразовании.
Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова. Соотношение звука и буквы.
Состав русского алфавита, названия букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных.
Способы обозначения [j’] на письме.
Интонация, ее функции.
Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
орфоэпия как раздел лингвистики.
Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и
произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования
предложений.
Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова.
Морфема как минимальная значимая единица языка.
Основа слова и окончание.
Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы.
Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Производящая и производная основы,
Словообразующая морфема.
Словообразовательная пара.
Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка.
Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка.
Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Лексическая сочетаемость.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.
Активный и пассивный словарный запас.
Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской лексики.
Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный,
сниженный). Стилистическая помета в словаре.
Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки.
Фразеологизмы как средства выразительности речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления
слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов,
антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.).
Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексикограмматические разряды слов.
Традиционная классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение,
самостоятельной (знаменательной) части речи.
Различные точки зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен
существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и
деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка.
Словосочетание как синтаксическая единица, его типы.
Виды связи в словосочетании.
Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Типы сказуемого.
Предложения простые и сложные.
морфологические и синтаксические свойства каждой Структурные типы простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные –
нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные).
Типы односоставных предложений.
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и
вставные конструкции.
Сложные предложения.
Типы сложных предложений.
Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность,
завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы
употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения
сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место
придаточного определительного в сложноподчиненном предложении;
построение
сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной
части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного
предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в
предложении с косвенной речью и др.). Применение знаний по синтаксису в практике
правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация.
Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном предложениях, при прямой речи и
цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения
Место предмета в учебном плане
Класс
Количест
во часов
в неделю
Количест
во часов
в год
ЧФУОО
Колво
часов в
год
52,5
175
5
6
7
5
5
4
175
58
140
21
Учебник (название и автор)
и др.
Тростенцова Л.А.
Русский язык 5 класс.
Учебник для
общеобразовательных организаций в двух
частях. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов
М.Т.,
М.
«Просвещение», 2017
Русский язык 6 класс.
Учебник для
общеобразовательных организаций в двух
частях. Авторы: Ладыженская Т.А., Баранов
М.Т.,
М.
«Просвещение», 2015
Русский язык 7 класс.
Учебник для
общеобразовательных организаций Авторы:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова
Тростенцова Л.А.
и др. 8
9
2
3
72
41
102
30,6
Итого
21
735
242
Л.А. и др. М. «Просвещение», 2015
Русский язык 8 класс.
Учебник для
общеобразовательных организаций Авторы:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова
Л.А. и др. М. «Просвещение»
Русский язык 9 класс.
Учебник для
общеобразовательных организаций Авторы:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова
Л.А. и др. М. «Просвещение»
Тематическое планирование
Тема
Количество часов на тему
В т.ч. часы ЧФУОО
5 класс
Язык и общение
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.
Культура речи.
Лексика. Культура речи
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи.
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация изученного
ИТОГО: 175
3
24
28
18
14
22
21
10
27
8
175
6 класс
Речь. Язык. Общение
Повторение изученного в 5 классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование и Орфография. Культура
речи
Морфология и орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 и
6 классах
Итого
3
9
6
10
3
28
103
13
175 часов
Повторение изученного в 5 6 классах
Тексты и стили
Причастие
Деепричастие
Наречие
Учебнонаучная речь
Категория состояния
Предлог
Союз
Частица
7 класс
10
5
33
12
23
2
4
10
20
12
1
7
8
5
4
6
6
3
8
2
50
1
3
2
3
1
9
34
4
57
3
1
11
4
8
1
2
4
6
4 Междометие
Повторение изученного в 7 классе
ИТОГО
Повторение изученного в VVII классах.
Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение
Двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Предложения с обращениями, вводными
словами и междометиями.
Способы передачи чужой речи. Прямая и
косвенная речь.
ИТОГО:
Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 58 классах.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с различными видами
связи.
Общие сведения о языке.
Повторение изученного в 59 классах.
Итого
4
5
140
8 класс
6
4
3
7
9
11
11
10
7
4
72
9 класс
1
11
6
4
28
11
8
5
28
102
2
3
45
2
1,3
1
2,3
3
3,6
3,6
3,3
2,3
1,3
23,7
0,3
3
2
1
8
3
2
1,5
8
28,8
Планируемые результаты обучения в 5 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
Контроль
результата
Планируемый результат:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения
(изучающим,
и информационной переработки
ознакомительным,
прочитанного материала;
просмотровым)
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально
смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам,
слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением
ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе
смыслового,
анализа;
характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова
грамматического и
словообразовательного с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов
опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также
служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
использовать орфографические словари.
использовать орфографические словари.
Язык и общение
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Лексика. Культура речи
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация изученного
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать
собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта.
Язык и общение
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольное
тестирование
Контрольный
диктант
Контрольный Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
Лексика. Культура речи
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация изученного
диктант
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольное
тестирование
Содержание обучения в 5 классе
( 5 часов в неделю, всего 175 ч)
Введение. Язык и общение (2 +1 ч)
Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в
жизни общества и государства в современном мире.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием
изобразительных средств языка в художественных текстах.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (18 +6ч)
Части слова. Орфограмма. Место орфограммы в словах. Правописание проверяемых и
непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв И, У, А после шипящих.
Разделительные Ъ и Ь. самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных. Буква Ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончаниях
прилагательных.
Местоимения 1,2,3 лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных
окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения. Буква Ь во 2 лице единственного
числа глаголов. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ. Раздельное написание НЕ с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис и пунктуация (25 +3ч)
Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Главное и зависимое слово в
словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа
предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Структурные типы простых предложений: распространенные и нераспространенные,
восклицательные и невосклицательные.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обобщающие слова перед
однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Двоеточие после обобщающего слова.
Вводные слова и словосочетания. Обращение, знаки препинания при обращении.
Сложные предложения. Наличие двух и более основ как признак сложного предложения. Сложные
предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая
между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что,
когда, который, что, если. Способы передачи чужой речи. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при
прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Проведение синтаксического разбора
словосочетаний и предложений.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Речь устная и письменная: диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные
диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (13+5ч)
Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в
речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение. Сильные и слабые
позиции звуков.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых
и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения
и написания слов.
Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической
правильности.
Применение фонетикоорфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для владения произносительной культурой.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме. Алфавит. Каллиграфия.
Прописные и строчные буквы.
Звуковое обозначение букв Е,Е,Я,Ю. обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для
обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический
разбор. Орфографические словари.
Типы текстов. Повествование. Описание (предмета).
Лексика. Культура речи (10 +4ч)
Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение
слов как основа для тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Проведение
лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового
словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического
словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности. Создание текста на основе
исходного (пробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с
использованием необходимых языковых средств.
Морфемика (18+4ч)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Морфемный разбор.
Словообразовательный и морфемный словари.
Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо и
словообразования.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Правописание гласныхъ и согласных в приставках; буквы З и С на конце приставок. Правописание
чередующихся гласных О и А в корнях –лаг/лож, рос/раст. Буквы Е и О после шипящих в корне.
Буквы Ы и И после Ц.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (58ч):
Имя существительное (15+6ч) Имя прилагательное (8+2ч)
Глагол (22+5ч)
Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические
и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного,
местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в
системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и
синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи.
Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Доказательство и объяснение в рассуждении.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого
жанра.
Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (58ч)
Тематическое планирование в 5 класс
№ п/п
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Графика.
Орфоэпия.
Язык и общение
Вспоминаем, повторяем, изучаем
Синтаксис. Пунктуация. Культура
речи
Фонетика.
Орфография. Культура речи.
Лексика. Культура речи
Морфемика. Орфография. Культура
речи
Морфология. Орфография. Культура
речи. Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Повторение и систематизация
изученного
Количество часов на
тему
3
24
28
18
14
22
21
10
27
8
В т.ч.часы ЧФУОО
1
7
8
5
4
6
6
3
8
2
Планируемые результаты обучения в 6 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
Контроль
результата
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров
с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к
функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности
языка;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды
тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
проводить лексический анализ слова;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
использовать орфографические словари.
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении
Диктант № 1
Диктант № 2,
Диктант № 3,
№ 4
Диктант № 5
№ 6 № 7
№ 8 № 9
Диктант №10
Речь. Язык. Общение
Повторение изученного в 5 классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование и Орфография. Культура речи
Морфология и орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
опознавать различные выразительные средства языка;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
характеризовать
словообразовательные гнезда;
характеризовать
словообразовательные гнезда;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
словообразовательные
словообразовательные
цепочки
цепочки
и
и деятельности;
Речь. Язык. Общение
Повторение изученного в 5 классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование и Орфография. Культура речи
Морфология и орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
Содержание обучения в 6 классе
Диктант № 1
Диктант № 2,
Диктант № 3,
№ 4
Диктант № 5
№ 6 № 7
№ 8 № 9
Диктант №10
суффиксальный,
приставочносуффиксальный,
Введение. Повторение изученного в 5 классе
Повторение пройденного по лексике в V классе.
Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы,
диалектизмы, жаргонизмы. Нейтральные и стилистические окрашенные слова. Устаревшие слова.
Неологизмы.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты.
Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Умение определять по толковому словарю, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно
к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
Умение пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.
Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста.
Словообразование. Орфография. Культура речи
Повторение пройденного по морфемике в V классе.
Основные способы образования слов в русском языке: с помощью морфем (морфологический) –
приставочный,
бессуфиксный; осново и
словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и
словосочетаний). Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Понятие об этимологии и этимологическом разборе слов. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –гор гар, кос кас. Правописание
гласных в приставках пре и при, буквы ы и и после приставок на согласные. Правописание
соединительных гласных о и е.
Умение согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем
времени.
Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности. Систематизация материала к
сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
Повторение сведений об имени существительном, полученных в в V классе.
Склонение существительных на –мя. Несклоняемые существительные. Текстообразующая роль
существительных. Словообразование имен существительных.
Не с существительными. Правописание гласных в суффиксах –ек, ик; буквы о и е после
шипящих и ц в суффиксах –ок (ек), онк, онок. Согласные ч и щ в суффиксе –чик (щик).
II. Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на –мя, правильно
употреблять в речи несклоняемые существительные, согласовывать прилагательные и глаголы в
форме прошедшего времени с существительными общего рода (например, белоручка, сирота и
др.). Умение определять значения суффиксов имен существительных (увеличительное,
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях
Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Степени сравнения
пренебрежительное и уменьшительноласкательное).
III. Различные сферы употребления устной публичной речи.
Имя прилагательное
I. Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе.
прилагательных; образование степеней сравнения. Словообразование имен прилагательных.
Не с именами прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных;
правописание гласных и согласных в суффиксах –ан(ян), ин, онн (енн) в именах
прилагательных; различение на письме суффиксов –к и –ск. Слитное и дефисное написание
сложных прилагательных.
II. Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное
ударение при образовании степеней сравнения, определять значение суффиксов в именах
прилагательных (уменьшительноласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
III. Описание природы, структуры данного текста, его языковые особенности; описание предметов,
находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.
Описание пейзажа по картине.
Публичное выступление о произведении народного промысла.
Имя числительное
I. Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имен числительных в предложении.
Числительные количественные и порядковые.
Числительные простые и составные.
Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква
ь в середине и на конце числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
порядковых числительных.
II. Умение употреблять числительные для обозначения дат, правильно употреблять числительные
двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
III. Публичное выступление – призыв, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного
текста с цифровым материалом.
Местоимение
I. Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды
местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3го лица
после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных
местоимениях перед суффиксами –то, либо, нибудь и после приставки кое.
Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных
местоимениях.
II. Умение употреблять личные местоимения 3го лица в соответствии со смыслом
предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи
предложений и частей текста.
III. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных
текстов.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.
Глагол
I. Повторение пройденного о глаголе в V классе.
Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения.
Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в
повелительном наклонении. Разноспрягаемые глаголы. Безличные глаголы. Текстообразующая роль
глаголов. Словообразование глаголов.
Правописание гласных в суффиксах –ова(ть), ева ть) и –ыва(ть), ива(ть).
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного II. Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределенную форму
(инфинитив) в значении разных наклонений.
III. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного
текста от лица коголибо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части
готового текста.
Тематическое планирование в 6 классе
6 класс
Речь. Язык. Общение
Повторение изученного в 5 классе
Текст
Лексика. Культура речи
Фразеология. Культура речи
Словообразование и Орфография. Культура речи
Морфология и орфография. Культура речи
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6
классах
Итого
3
9
6
10
3
28
103
13
175 часов
1
3
2
3
1
9
34
4
57
Планируемые результаты обучения в 7 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
и информационной переработки
просмотровым)
ознакомительным,
прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при
проведении морфологического анализа слов;
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные
части речи и междометия;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении
Контроль
результата
Диктант № 1
Диктант № 2
Диктант № 3
Диктант № 4
Диктант № 5
Диктант № 6
Диктант № 7
Диктант № 8
расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари
Повторение изученного в 5 6 классах
Тексты и стили
Причастие
Деепричастие
Наречие
Учебнонаучная речь
Категория состояния
Предлог
Союз
Частица Междометие
Повторение изученного в 7 классе
Диктант № 9
Промежуточная
аттестация
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии,
доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
характеризовать
словообразовательные
цепочки
и
использовать этимологические данные для объяснения правописания
и лексического значения слова;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
словообразовательные гнезда;
Повторение изученного в 5 6 классах
Тексты и стили
Причастие
Деепричастие
Наречие
Учебнонаучная речь
Категория состояния
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение изученного в 7 классе
Диктант № 1
Диктант № 2
Диктант № 3
Диктант № 4
Диктант № 5
Диктант № 6
Диктант № 7
Диктант № 8
Диктант № 9
Промежуточная
аттестация
Содержание обучения в 7 классе
Речь. Речевая деятельность
Формы речи (полилог). Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы, доклад)официальноделового стиля (расписка,
доверенность, заявление).Текст как продукт речевой деятельности. Формальносмысловое
единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная,
второстепенная и
Функциональносмысловые типы текста
(повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы
и ситуации общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, текстов иных жанров.
избыточная информация. Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая
норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских
языков. Историческое развитие русского языка.
Морфология
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и
синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки
зрения на место причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Грамматическая основа предложения. Способы передачи
чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
15. Тематическое планирование в 7 классе
Тема
Повторение изученного в 5 6 классах
Тексты и стили
Причастие
Деепричастие
Наречие
Учебнонаучная речь
Категория состояния
Предлог
Союз
Частица
Междометие
Повторение изученного в 7 классе
Итого
т.ч.часы
Количество
часов на тему
10
5
33
12
23
2
4
10
20
12
4
5
140
В
ЧФУОО
3
1
11
4
8
1
2
4
6
4
2
3
45
16. Планируемые результаты обучения в 8 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной
направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с
соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
Контроль
результата
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
просмотровым) и информационной переработки
ознакомительным,
прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
находить грамматическую основу предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
находить грамматическую основу предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
находить грамматическую основу предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
находить грамматическую основу предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения
осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим,
просмотровым) и информационной переработки
ознакомительным,
прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка.
Повторение изученного в VVII классах.
Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение
Двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
Способы передачи чужой речи
Диктант № 1
Диктант № 2
Диктант № 3
Диктант № 4
Диктант № 5
Диктант № 6
Диктант № 7
Диктант № 8
Диктант № 9
Промежуточная
аттестация
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата;
причины
понимать
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
основные
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач.
словообразовательные
цепочки
и
характеризовать
словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения
правописания и лексического значения слова;
характеризовать
словообразовательные гнезда;
словообразовательные
цепочки
и
использовать этимологические данные для объяснения
правописания и лексического значения слова;
характеризовать
словообразовательные гнезда;
словообразовательные
цепочки
и
использовать этимологические данные для объяснения
правописания и лексического значения слова;
характеризовать
словообразовательные гнезда;
словообразовательные
цепочки
и
использовать этимологические данные для объяснения
правописания и лексического значения слова;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Повторение изученного в VVII классах.
Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение
Двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.
Способы передачи чужой речи
Диктант № 1
Диктант № 2
Диктант № 3
Диктант № 4
Диктант № 5
Диктант № 6
Диктант № 7
Диктант № 8
Диктант № 9
Промежуточная
аттестация
Содержание обучения в 8 классе
Речь. Речевая деятельность
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и
ситуации общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Написание сочинений, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Языковая
норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа,
государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу
других славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Морфология
Части речи как лексикограмматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Морфологический анализ слова.
Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица, его типы. Виды
связи в словосочетании. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные члены,
способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные. Структурные типы
простых предложений (двусоставные и односоставные, распространенные – нераспространенные,
предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные). Типы односоставных
предложений. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращение;
вводные и вставные конструкции.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.
Тематическое планирование в 8 классе
Тема
Повторение изученного в VVII классах.
Синтаксис и пунктуация.
Простое предложение
Двусоставные предложения.
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Предложения с обращениями, вводными словами и
междометиями.
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
ИТОГО:
Количество
часов на тему
6
4
3
7
9
11
11
10
7
4
72
В т.ч.часы
ЧФУОО
2
1,3
1
2,3
3
3,6
3,6
3,3
2,3
1,3
23,7
Планируемые результаты обучения в 9 классе
Выпускник на базовом уровне научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
Контроль
результата
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения
(изучающим,
и информационной переработки
ознакомительным,
прочитанного материала;
просмотровым)
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных
разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты
различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать
устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности
в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров
с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально
смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание,
предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные,
предложения
осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматикоинтонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 58 классах.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке
Повторение изученного в 59 классах.
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
тест
Пробная
работа в форме
ОГЭ
Выпускник на базовом уровне получит
возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их
соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных
неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного,
уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии,
доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать
собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 58 классах.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения
Бессоюзные сложные предложения
Сложные предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке
Повторение изученного в 59 классах.
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
диктант
Контрольный
тест
Пробная
работа в форме
ОГЭ
Содержание обучения в 9 классе.
Повторение изученного в 58 классах
Международное значение русского языка.
Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения).
Лексическое и грамматическое значение слова.
Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки.
Основные правила правописания.
Сложное предложение
Текст. Основные стили текста.
Сложное предложение и его признаки.
Сложные предложения с союзами и без союзов.
Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Основные группы ССП.
Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные
союзы (соединительные, разделительные и противительные).
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Запятая между частями сложносочиненного предложения.
Рецензия.
Интонация сложносочиненного предложения.
Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами.
Стилистические особенности сложносочиненного предложения и ряда простых предложений.
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ причины,
Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе;
средства связи в сложноподчиненном предложении.
Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные
(места, времени, образа действия и степени, цели, условия,
уступительные,
сравнительные, следствия).
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Синонимика союзных предложений.
Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений.
Использование сложноподчиненных предложений разного вида в разных типах речи.
Деловые документы (автобиография, заявление).
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного
предложения.
Интонация бессоюзного сложного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Выразительные особенности бессоюзных предложений.
Синонимика простых и сложных предложений с союзами и без союзов.
Реферат.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Знаки препинания в нем.
Правильное построение сложных предложений с разными видами связи.
Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи).
Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными
способами связи простых предложений.
Авторские знаки препинания.
Общие сведения о языке
Понятие о языке.
Работа со словарями.
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся явление.
Роль старославянского языка в развитии русского.
Значение письменности: русская письменность.
Видные ученыерусисты.
Русский литературный язык и его стили.
Систематизация изученного в 9 классе.
Систематизация знаний о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания,
средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении.
Стили языка.
Повторение изученных разделов: фонетика, лексика, морфемика, морфология
Тематическое планирование в 9 классе
Тема
Международное значение русского языка.
Повторение изученного в 58 классах.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Бессоюзные сложные предложения.
Сложные предложения с различными видами связи.
Общие сведения о языке.
т.ч.часы
Количество
часов на тему
1
11
6
4
28
11
8
5
В
ЧФУОО
0,3
3
2
1
8
3
2
1,5 Повторение изученного в 59 классах.
28
8
Методическое и материальнотехническое обеспечение
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5,6,7,8,9 классах.
2. Богданова Г.А.. Сборник диктантов по русскому языку: 59 классы. М.:
Просвещение, 2011
3. Большой сборник сочинений и изложений. Русский язык: 511 классы/авт.сост. Л.В.
Мельникова, Г.Н. Король. – Ростов н/Д, 2010.
4. Бройде Н.М. . Занимательные упражнения по русскому языку: 59 классы. – М.:
ВАКО, 2012.
5. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 59 класс. – М., 2011.
6. Влодавская Е.А. Изложения по русскому языку: 9 класс. – М.., 2010.
7. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Упражнения и тесты для подготовки к ЕГЭ. – М.,
2007.
8. Контрольноизмерительные материалы. Русский язык: 59 класс/Сост. Н.В. Егорова.
9. Костяева Т.А. Русский язык. Тесты, диктанты, изложения. 9 класс. – М., 2012.
10. Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 58х
классах. – Ростов н/Д., 2012.
11. Павлова Т.И., Раннева Н.А. Сочинениерассуждение на итоговой аттестации по
русскому языку в 9х и 11х классах. – Ростов н/Д, 2011.
12. Пахнова Т.М. русский язык. От анализа текста к сочинению и изложению. – М.,
2010.
13. Практика успешного написания сочинениярассуждения. 59 классы/Т.И. Павлова. –
Ростовн/Д. – 2012.
14. Пташкина В.И. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград: Учитель,
2009
15. Русский язык. 511 классы: диктанты/Сост. Г.П. Попова. – Волгоград, 2011.
16. Русский язык. 9 класс. Олимпиады/Сост. И.Г. Гергель. – Волгоград. – 2009.
17. Русский язык. 9 класс: учебн. Для общеобразоват. Организаций/Л.А. Тростенцова,
Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М., 2016.
18. Сборник тестов. 8 класс. – М., 2008.
19. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык: Тесты. 89 классы. – М., 2001.
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.