Рабочая программа
Оценка 4.8

Рабочая программа

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
труд
7 кл
18.11.2018
Рабочая программа
Рабочая программа по трудовому обучению для детей седьмых классов с ограниченными возможностями здоровья. Данная программа содержит дидактический материал, примерные темы для уроков, а так же практические работы и необходимое оборудование и материалы для обеспечения урока. Данная программа разработана в соответствии с уровнем знаний конкретных учащихся.
Рабочая программа 7-а класс, Гладких А.А..docx
Паспорт рабочей программы Тип   программы:   программа   для   детей   с   ограниченными   возможностями здоровья. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программы: ­ для обучающихся, образовательная программа обеспечивает реализацию их права   на   информацию   об   образовательных   услугах,  права   на   выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; ­  категория   обучающихся:   учащиеся  7­а  класса  ОКОУ   «Пенская   школа­ интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья  Курчатовского района Курской области». Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 340 ч. Форма обучения: очная. Режим занятий: 10 часов  в неделю. Формы   контроля:   устный   фронтальный,   устный   индивидуальный,   текущий, итоговая самостоятельная работа, тест, контрольная работа. Пояснительная записка Адаптированная   рабочая   программа   по   профессионально­трудовому обучению   (Слесарное   дело)   в   7­а   классе   разработана   на   основе государственной   программы   для   специальных   (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. Рабочая   программа   составлена   на   основе   следующих   нормативных документов: ­ Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273; ­ Базисный учебный план под редакцией В. В. Воронковой (II вариант); ­ Учебный план  ОКОУ «Пенская школа­интернат» ­ «Санитарно­эпидемиологических требований к условиям и  организации обучения и воспитания   организациях, осуществляющих  образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья»  специальных школах­интернатах для детей с  ограниченными возможностями здоровья» (СанПиН 2.4.2. 3286­15). ­   ФГОС   для   детей   с   умственной   отсталостью   (интеллектуальными нарушениями).             Содержание   программы   направлено   на   освоение   учащимися   знаний, умений   и   навыков   на   базовом   уровне,   что   соответствует   Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по  профессионально­трудовому обучению.        Данная программа будет реализована в 7­а классе.  В составе 7­а класса школы   для   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   входят подростки   14   лет,   имеющие   умственную   отсталость   различной   степени   в различной этиологии.      Основная   часть   учащихся   трудолюбивы,   имеют   хорошую работоспособность, усидчивы и аккуратны, доводят начатое дело до конца, но при   изучении   более   сложных   тем   некоторые   учащиеся   испытывают затруднения   в   задании,   нуждаются   в   постоянном   контроле   и   помощи   со стороны учителя.          Учитывая интеллектуальные, психофизические особенности учащихся и возможности обучения, обучающиеся поделены на обучение по двум уровням в соответствии с возможностями каждого ребенка: 1 уровень – учащиеся способны усвоить предлагаемую программу в полном объеме; 2 уровень – требует снижения объема программного материала, исключение наиболее сложных тем. В 7­а классе один ученик относятся к 1 уровню ­ (Дмитриев Алексей), и ко 2 уровню по обучению относятся: (Пинчуков Богдан), (Терёшкин Кирилл), (Павленко Максим).    Программа рассчитана на 340 часов. Цели курса:  ознакомление обучающихся с трудовыми процессами и  содержанием труда на предприятии; формирование у обучающихся необходимого объема  профессиональных знаний и общетрудовых умений; формирование у обучающихся основ умения учиться и  способности к организации своей деятельности – умение планировать свою деятельность,   осуществлять   ее   контроль   и   оценку,   взаимодействовать   со сверстниками в учебном процессе; осуществление профессиональной ориентации с целью  подготовки обучающихся к сознательному выбору профессии; укрепление физического и духовного здоровья обучающихся. Задачи курса:  проводить   систематическое   изучение   динамики   развития трудовых способностей обучающихся с ОВЗ; научить самостоятельно, выполнять трудовые задания; работать   над   коррекцией   и   развитием   личностных   качеств            обучающихся; воспитывать интерес к предмету и умение работать в коллективе; сформировать   набор   предметных   и   общеучебных   умений, необходимых для практической деятельности и в будущей профессии; формировать   знания   о   свойствах   металлов   и   умении   выбирать способы обработки металлов в зависимости от их свойств; оказание психологической помощи воспитанникам в преодолении стрессовых ситуаций; создание   условий   для   социальной   адаптации   детей   с ограниченными возможностями в обществе. Наряду с этими задачами решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие: ­ наглядно­образного мышления; ­ зрительного восприятия; ­ пространственных представлений и ориентации; ­коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках. Обучение   слесарному   делу   в   школах   для   детей   с   ограниченными возможностями   здоровья   имеет   свою   специфику.   У   обучающихся   с   ОВЗ, характеризующихся   задержкой   психического   развития,   отклонениями   в поведении,   трудностями   социальной   адаптации   различного   характера,   при изучении курса возникают серьезные проблемы. Характерной особенностью дефекта   при   умственной   отсталости   является   нарушение   отражательной функции головного мозга  и регуляции поведения и деятельности, поэтому распределение   материала   по   слесарному   делу   представлено   с   учетом возможностей обучающихся. Основные формы организации обучения           Для достижения поставленной цели в программе используются разнообразные формы и методы обучения: теоретические занятия,  занятия­практикумы,  творческие   задания, экскурсии,  практические  работы, проектная деятельность. Логика изучения курса Данная программа предполагает обучение детей по линейной системе, что наиболее целесообразно для успешного освоения материала. Программа имеет три ступени реализации. 1­я ступень. Формирование   элементарных   трудовых   навыков   у детей с нарушениями интеллекта. 2­я   ступень.  Совершенствование   профессиональных   навыков. Формирование   социально   значимых   навыков,   умений,   представлений,   их применение   в   доступной   деятельности,   профориентация   и   социально­ трудовая реабилитация. 3­я   ступень.   Самопрезентация   и   технология   успешного   обучения   в образовательном   учреждении   начального   профессионального   образования. Умение   брать   на   себя   ответственность   за   результаты   своего   обучения   и трудоустройства,   принятие   философии   независимой   жизни   человека   с ограниченными возможностями. Программа является профессионально ориентированной  и рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья. Основные технологии:       личностно­ориентированное; деятельностный подход; уровневая дифференциация; информационно­коммуникативные; здоровьесберегающие; игровые. Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:   беседа (диалог);   работа с книгой; практическая   деятельность:   изготовление   изделий   по   чертежу, рисунку, наглядному изображению; самостоятельная работа; работа по карточкам; работа по плакатам; составление плана работ, планирование последовательности.     Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные. Словесные   методы:   рассказ,   объяснение,   беседа,   самостоятельная работа обучающихся с книгой, справочным пособием. Наглядные   методы:  демонстрация   (показ)   изучаемых   объектов, изображений, приемов работы, организация самостоятельных наблюдений. Практические методы: практическое выполнение трудовых заданий. На   занятиях   обучающиеся   знакомятся   с   теоретическим   материалом, который   затем   дополняется   и   углубляется   на   практических   работах, творческих занятиях и экскурсиях. При   проведении   теоретических   занятий   проводятся   беседы   с использованием   наглядного   материала,   анализ   средств   наглядности, устанавливается   взаимосвязь   между   речевой   и   трудовой   деятельностью, педагог задает учащимся вопросы, делает указания и замечания. Типы уроков:                урок «открытия» новых знаний; комбинированный урок; урок повторение пройденного материала; урок закрепления новых знаний и выработка умений; объяснение нового материала; урок закрепление и совершенствование знаний;  урок формирование новых знаний; повторение и закрепление знаний, умений, навыков; закрепление знаний и выработка умений; обобщение и систематизация знаний; урок­экскурсия; изучение нового материала; урок контроля знании, умений и навыков; контроль и учет знаний (тесты); урок первичного закрепления знаний. Виды контроля:       взаимоконтроль; итоговый контроль;              рубежный контроль; самоконтроль; текущий; самостоятельная работа; самопроверка по образцу; коллективная проверка по образцу; самопроверка; индивидуальный опрос; фронтальный опрос; практический контроль; текущий опрос; творческая работа; беседа. Методы стимуляции:           демонстрация натуральных объектов; ИТК; дифференцирование, разноуровневое обучение; наглядные пособия, раздаточный материал; создание проблемных ситуаций; занимательные упражнения; экскурсии; декады трудового обучения; участие в конкурсах; участие в выставках. Коррекционная работа включает следующие направления: Коррекция отдельных сторон психической деятельности: ­ развитие восприятия, представлений, ощущений;  ­ развитие памяти; ­ развитие внимания; ­ развитие пространственных представлений и ориентации.  Развитие различных видов мышления: ­ развитие наглядно­образного мышления; ­ развитие словесно­логического мышления. Развитие основных мыслительных операций: ­   развитие   умения   сравнивать,   анализировать;   выделять   сходство   и различие понятий; ­   умение   работать   по   инструкциям,   алгоритму;   планировать деятельность. Коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы: ­ развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; ­ формирование адекватности чувств; ­ формирование умения анализировать свою деятельность. Коррекция ­ развитие речи: ­ коррекция монологической речи;  ­ диалогической речи;  ­ обогащение словаря. Задачи по профориентации и социализации   Воспитание   мотивированного   жизненно­заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности. Создание   основы   для   сознательного   выбора   и   последующего   освоения профессиональных образовательных программ. Обучение   обучающихся  начальным  профессиональным  навыкам, которые позволят им социально адаптироваться. Принципы   отбора   содержания   связаны   с   преемственностью   целей образования   на   различных   ступенях   и   уровнях   обучения,   логикой   внутри предметных   связей,   а   также   с   возрастными   особенностями   развития обучающихся.  Личностная ориентация  образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения.  Способность   обучающихся   понимать   причины   и   логику   развития технологических   процессов   открывает   возможность   для   осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система   учебных   занятий   призвана   способствовать   развитию личностной   самоидентификации,   усилению   мотивации   к   социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Программа   составлена   с   учетом   уровня   обученности   воспитанников, индивидуально­дифференцированного   к   ним   подхода,   что   позволяет направлять процесс обучения не только на накопление определенных знаний и умений, но и на максимально возможную коррекцию психофизиологических особенностей   обучающихся.  При   проведении   коррекционной   работы   важен метод совместных действий или сотворчества, которое максимально отвечает познавательным   возможностям   детей   и   позволяет   в   наглядной   форме демонстрировать или выполнять ту или иную работу, предоставляя ребенку ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития.         Программа для 7­а класса составлена таким образом, что уровень сложности   материала   опирается   на   ранее   полученные   сведения   во   время уроков трудового обучения в 6 классе, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают   на   уроках   математики,   биологии,   истории,   географии   и рассчитана на   часа учебного времени (10 ч. в неделю). Основной формой организации   трудового   обучения   учащихся   являются   учебные   занятия продолжительностью 2 учебных часа. 1 четверть – 90 ч. 2 четверть – 70 ч. 3 четверть – 96 ч. 4 четверть – 84 ч.         Каждый раздел состоит из нескольких тем и содержания работы по каждой из них. Время, отведённое на изучение темы, может варьироваться в зависимости от степени её усвоения учащимися и материально­технического обеспечения мастерской. Программа формирования базовых учебных действий  обучающихся с умственной отсталостью Программа формирования базовых  учебных действий обучающихся с умственной   отсталостью   реализуется   в   начальных   и   старших   классах.   Она конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным  результатам освоения АООП и служит основой разработки программ  учебных дисциплин. Программа строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно­развивающий потенциал  образования школьников с умственно отсталостью. Основная реализации программы формирования БУД состоит в  формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами  профильного труда.  Реализации программы являются: ­ формирование мотивационного компонента учебной деятельности; ­ овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих  операционный компонент учебной деятельности; ­ развитие умений принимать цель и готовый план деятельности,  планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее  результаты в опоре на организационную помощь педагога. Для реализации поставленной цели и соответствующих ей задач  необходимо: ­ определить функции и состав базовых учебных действий, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности  обучающихся;  ­ определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов; Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения школе. Современные подходы к повышению эффективности обучения  предполагают формирование у школьника положительной мотивации к  учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится  целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и  операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом  определяют уровень ее сформированности и успешность обучения  школьника.  В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.  Функции базовых учебных действий: обеспечение успешности  (эффективности) изучения содержания любой предметной области;  реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;  формирование готовности школьника с умственной отсталостью к  дальнейшему   профессиональному   образованию;   обеспечение   целостности развития личности обучающегося.  С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной  отсталостью базовые учебные действия целесообразно рассматривать на  различных этапах обучения. Базовые  учебные   действия,   формируемые   у   младших   школьников, обеспечивают,   с   одной   стороны,   успешное   начало   школьного   обучения   и осознанное отношение к обучению, с другой ­ составляют основу  формирования в старших классах более сложных действий, которые  содействуют   дальнейшему   становлению   ученика   как   субъекта   осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне. Личностные  учебные   действия   обеспечивают   готовность   ребенка   к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его  содержанию и организации.  Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность  вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе  обучения. Регулятивные  учебные   действия   обеспечивают   успешную   работу   на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций. Познавательные учебные действия представлены комплексом  начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и  использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.  Умение использовать все группы действий в различных  образовательных ситуациях является показателем их сформированности. В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп  БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности, проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно  использовать, например, следующую систему оценки:  0 баллов ­ действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ­ смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при  необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ­ преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ­ способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому  указанию учителя;  4 балла ­ способен самостоятельно применять действие, но иногда  допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ­ самостоятельно применяет действие в любой ситуации.  Балльная система оценки позволяет объективно оценить  промежуточные   и   итоговые   достижения   каждого   учащегося   в   овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину  сформированности   учебных   действий   у   всех   учащихся,   и   на   этой   основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения. В результате освоения программы будут сформированы  следующие базовые учебные действия: Личностные УД:  способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  положительное отношение к окружающей действительности,  готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее              одноклассников; работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, предложенному плану и  целостный, социально ориентированный взгляд на мир в  единстве его природной и социальной частей; самостоятельность   в   выполнении   учебных   заданий,   поручений, восприятию; договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном  обществе; гордиться школьными успехами и достижениями как  собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; соблюдать правила безопасного и бережного поведения в  природе и обществе; Коммуникативные УД:  вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель класс); использовать   принятые   ритуалы   социального   взаимодействия   с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать  и  понимать   инструкцию   к   учебному   заданию   в  разных деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных доброжелательно   относиться,   сопереживать,   конструктивно видах    ситуациях;  взаимодействовать с людьми; вступать   и   поддерживать   коммуникацию   в   разных   ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); Регулятивные УД:  контролировать и оценивать свои действия и действия  работать с учебными принадлежностями (инструментами,  спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;  с учетом предложенных критериев, корректировать свою  деятельность с учетом выявленных недочетов. Обучающиеся должны знать:  устройство  слесарных тисков, приемы рубки металла  в тисках, инструменты, правила безопасной работы при рубке металла; приемы опиливания металла, техника безопасности при  опиливании; пользования;           ШЦ­1;   устройство и назначение слесарной ножовки; формы кромок детали; устройство разметочного циркуля, назначение, приемы  инструменты и приспособления для гибки и правки металла; понятие трудовая операция, прием, виды технологических карт; приемы рубки металла на плите, требования к разметке, понятие точность измерения; виды напильников, назначение различных видов; устройство, назначение, приемы работы штангенциркулем –  виды разметки, назначение, разница между видами; устройство и назначение  рейсмуса. Обучающиеся должны уметь в деятельности:       работать: зубилом, слесарной ножовкой, разметочным циркулем; проверять качество работы на глаз, по образцу и шаблону; работать напильниками; изготавливать изделия по технологической карте; работать штангенциркулем (ШЦ­1); пользоваться рейсмусом. Профильный труд: Минимальный уровень: ­ знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них  изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; ­ представления об основных свойствах используемых материалов;  ­ знание правил хранения материалов; санитарно­гигиенических  требований при работе с производственными материалами; ­ отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов,  необходимых для работы; ­ представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины:  металлорежущего станка и др.); ­ представления о правилах безопасной работы с инструментами и  оборудованием, санитарно­гигиенических требованиях при выполнении  работы; ­ владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее  распространенных   производственных   технологических   процессов   (литье, пиление, строгание и т. д.); ­ чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; ­ представления о разных видах профильного труда  (металлообработка); ­ понимание значения и ценности труда; ­ понимание значимости организации школьного рабочего места,  обеспечивающего внутреннюю дисциплину;  ­ организация (под руководством учителя) совместной работы в группе;  ­ осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения  трудовых заданий порядка и аккуратности; ­ выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное  реагирование на них; ­  комментирование   и  оценка   в  доброжелательной  форме   достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; ­ проявление заинтересованного отношения к деятельности своих  товарищей и результатам их работы; ­   выполнение   общественных   поручений   по   уборке   мастерской   после уроков трудового обучения;  Достаточный уровень: ­ определение (с помощью учителя) возможностей различных  материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в  соответствии с физическими, декоративно­художественными и  конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно­практической деятельности; ­ экономное расходование материалов; ­ планирование (с помощью учителя) предстоящей практической  работы; ­ знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и  поставленных целей; ­   осуществление   текущего   самоконтроля   выполняемых   практических действий и корректировка хода практической работы; ­ понимание общественной значимости своего труда, своих  достижений в области трудовой деятельности.  Нормы оценок теоретических знаний: При   устном   ответе   обучающиеся   должны   использовать   технический язык, правильно применять и произносить термины. Отметка «5» ставится, если ученик: ­ полностью усвоил учебный материал; ­ умеет изложить его своими словами; ­ самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; ­ правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные  вопросы  учителя. Отметка «4» ставится, если ученик: ­ в основном усвоил учебный материал; ­ допускает незначительные ошибки при его изложении своими  словами; ­ подтверждает ответ конкретными примерами; ­ правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Отметка «3» ставится, если ученик: ­ не усвоил существенную часть учебного материала; ­ допускает значительные ошибки при его изложении своими словами; ­ затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами; ­ не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы  учителя. Отметка «2» ставится, если ученик: ­ практически не усвоил учебный материал; ­ не может изложить его своими словами; ­ не может подтвердить ответ конкретными примерами; ­ не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя. Нормы оценок практических работ: Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение  практической   работы,   учитывая   результаты   наблюдения   за   процессом   их труда, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего  времени. Отметка «5» ставится, если учеником: ­   тщательно   спланирован   труд   и   рационально   организовано   рабочее место; ­ правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась  самостоятельно и творчески; ­ изделие изготовлено с учетом установленных требований; ­ полностью соблюдались правила техники безопасности; Отметка «4» ставится, если учеником: ­ допущены незначительные недостатки в планировании труда и  организации рабочего места; ­ в основном правильно выполняются приемы труда; ­ работа выполнялась самостоятельно; ­ норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%; ­ изделие изготовлено с незначительными отклонениями; ­ полностью соблюдались правила техники безопасности. Отметка «3» ставится, если учеником: ­ допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места; ­ отдельные приемы труда выполнялись неправильно; ­ была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе; ­ норма времени не выполнена не более чем на 25%; ­ изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; ­ не полностью соблюдались правила техники безопасности. Отметка «2» ставится, если учеником: ­ допущены существенные недостатки в планировании труда и  организации рабочего места; ­ неправильно выполнялись многие приемы труда; ­ самостоятельность в работе практически не проявлена; ­ норма времени не выполнена свыше 25%; ­ изделие изготовлено со значительными нарушениями требований; ­ не соблюдались многие правила техники безопасности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (340 ч., 10 часов в неделю) ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ (90 ч.) 1. Вводное занятие. Задачи обучения и план работы на четверть. Подготовка оборудования и инструмента к работе. Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Безопасное использование слесарного инструмента при работе в мастерских. 2.      Выполнение прямоугольного отверстия.  Теоретические сведения. Требование к точности и качеству выполнения изделия. Надфиль и его виды. Устройство надфиля, формы сечения. Правила, приемы работы и техника безопасности при работе с надфилями. Расчет диаметра сверла для выполнения прямоугольного отверстия. Виды возможного брака при распиливании отверстия.   Практические работы. Подготовка инструмента к работе. Разметка изделия. Приёмы исправления начала сверления при уводе сверла. Распиливание отверстия в заготовке. Организация рабочего места для сверления. Выполнение прямоугольного отверстия в заготовке. 3.      Свойства и применение металлов.   Теоретические сведения. Железная руда. Внешний вид железной руды и её добыча. Использование железной руды. Металл и его применение. Виды металлов: чёрный, цветной. Свойства металлов (физические, механические). Сравнительная стоимость различных металлов. Физические свойства металла: цвет, способность намагничиваться. Плавкость, теплопроводность, тепловое расширение. Механические свойства металла: твердость, упругость. Пластичность металла и обрабатываемость резанием. Черный металл и его виды (сталь, чугун). Получение и применение черных металлов. Цветной металл и его виды (алюминий, олово, свинец). Получение и применение цветных металлов. Внешний вид необработанной поверхности металла и его излома. Практические работы. Подготовка инструмента к работе. Подготовка заготовок к разметке. Разметка изделия. Разметка от базовой кромки и от вспомогательной риски. Закрепление детали в тисках. Организация рабочего места для рубки металла. Разрубание металла за один и больше проходов. Организация рабочего места для опиливания. Опиливание прямоугольной кромки. Крепление металла в тисках. Подготовка заготовок из металла для резания. Крепление плоской детали в машинных тисках. Сверление отверстий в заготовке. Притупление острых углов заготовки после резания. Отделка личным напильником плоских поверхностей. Шлифовка шкуркой, закрепленной на деревянном бруске. 4. Токарное дело: обтачивание гладких валиков. Теоретические сведения. Понятия вращательное и поступательное движения. Токарный станок и его назначение. Основные узлы токарного станка (станина, передняя бабка, суппорт, задняя бабка, электродвигатель). Правила безопасной работы на токарном станке. Назначение основных узлов токарного станка. Диаметр детали. Устройство проходного резца. Правила установки резца и заточки. Причины брака изделия и поломки резца. Центровая линия (штрихпунктирная). Практические работы. Подготовка оборудования и инструмента к работе. Установка на заданный размер и измерение штангенциркулем. Работа на токарном станке. Обтачивание   цилиндрической   поверхности   с   контролем   диаметра   детали штангенциркулем. Уборка токарного станка и рабочего места после окончания работы. Контроль за началом сверления. Закрепление детали в тисках. Разметка прямоугольника. Проверка заточки разметочных инструментов.  Нанесение риски, параллельной базовой стороне, с помощью циркуля. 5. Практическое повторение. ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ (70 ч.) 1. Вводное занятие.  Задачи обучения и план работы на четверть. Подготовка оборудования и инструмента к работе. Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Безопасное использование слесарного инструмента при работе в мастерских. 2.   Опиливание   плоскостей,   сопряженных   под   внешним   и   внутренним углами. Теоретические сведения. Классы и номера напильников. Шероховатость поверхности детали и ее обозначение на чертеже. Опиливание поверхностей расположенных под тупыми и острыми углами. Опиливание поверхностей расположенных под внутренним углом 90 градусов. Виды брака при опиливании и меры его предупреждения. Назначение и устройство транспортира. Приемы работы транспортиром. Практические работы. Подготовка инструмента к работе. Изготовление угольника для работы с картоном: подготовка поверхности к разметке, разметка по чертежу. Изготовление угольника для работы с картоном: опиливание поверхностей по линиям разметки. Изготовление   угольника   для   работы   с   картоном:   отделка   поверхности изделия. Опиливание заготовки разными классами напильников. Построение углов при помощи транспортира. Контроль и разметка углов при помощи слесарной малки. 3. Токарное дело: обтачивание ступенчатого валика, подрезание торцов и уступов. Теоретические сведения. Прорезные резцы и их установка. Приемы вытачивания наружных канавок. Отрезные резцы: виды, назначение. Контроль и измерения при вытачивании канавок. Отрезные резцы и их установка. Правила безопасной работы на станках токарной группы. Возможные виды брака при вытачивании канавок и отрезании. Практические работы. Установка и центровка резцов на токарном станке. Изготовление заготовок для болтов на токарном станке. Изготовление заготовок для гаек на токарном станке. Изготовление заготовок для шпилек на токарном станке. Установка на заданный размер и измерение штангенциркулем. Обтачивание   цилиндрической   поверхности   с   контролем   диаметра   детали штангенциркулем. Уборка токарного станка и рабочего места после окончания работы. 4.      Нарезание резьбы вручную.   Теоретические сведения. Виды резьбовых соединений. Элементы резьбы. Инструменты для нарезания внутренней резьбы. Приемы нарезания внутренней резьбы. Инструменты для нарезания наружной резьбы. Приемы нарезания наружной резьбы. Правила безопасной работы при нарезании резьбы. Практические работы. Подготовка инструмента к работе. Подготовка стержня для нарезания наружной резьбы. Подготовка отверстий для нарезания внутренней  резьбы. Замеры элементов резьбы. Нарезание внутренней резьбы при помощи метчиков вручную. Нарезание резьбы на стержне при помощи плашек вручную. Нарезание резьбы при помощи токарного станка. 5. Токарное дело: вытачивание наружной канавки, отрезание. Теоретические сведения. Токарный резец. Виды резцов (прорезной, отрезной). Устройство резца и его установка. Проверка установки и выбор резца. Правила безопасности при вытачивании канавок и отрезании. Практические работы. Подготовка инструмента к работе. Установка и контроль прорезных и отрезных резцов. Последовательность вытачивания узких канавок за один проход. Вытачивание широких канавок. Измерение канавок штангенциркулем. 6. Практическое повторение.  ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ (96 ч.) 1. Вводное занятие.  Задачи обучения и план работы на четверть. Подготовка оборудования и инструмента к работе. Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Безопасное использование слесарного инструмента при работе в мастерских. 2. Работа с тонколистовым металлом. Теоретические сведения. Тонколистовой металл: виды, получение, применение, свойства. Предохранение стали от ржавчины. Инструменты и приспособления, применяемые для работы с тонколистовым металлом. Виды брака при работе с кровельным материалом. Правила безопасной работы с тонколистовым металлом. Практические работы. Ознакомление   с   технологической   картой,   разработка   плана   работы   по изготовлению изделия: совок для уборки мусора. Изготовление совка для уборки мусора: (разметка по чертежу). Изготовление   совка   для   уборки   мусора:   (резание   металла   по   линиям разметки). Изготовление совка для уборки мусора: (сгибание бортов). Изготовление совка для уборки мусора: (отделка поверхности изделия). 3. Распиливание отверстия и проймы. Теоретические сведения. Использование в технике равноплечего и  неравноплечего рычагов. Баланс сил прикладываемых к напильнику (надфилю) при опиливании. Понятия взаимозаменяемости деталей. Правила сбережения надфилей. Правила безопасной работы при распиливании отверстий и проймы. Практические работы. Распиливание трехгранного отверстия. Распиливание квадратного  отверстия. Подбор   сверл   по   диаметру   для   рационального   высверливания   проймы (отверстия). Контроль опиливаемых кромок в пройме шаблоном. Ремонт инструмента, применяемого для опиливания металлов. 4. Сверление. Теоретические сведения. Дополнительные сведения об устройстве сверла. Понятие коническая поверхность. Общее представление о вертикальных сверлильных станках с программным управлением. Быстросменный трехкулачковый сверлильный патрон. Правила безопасной работы на сверлильных станках. Практические работы. Ознакомление   с   технологической   картой,   разработка   плана   работы   по изготовлению изделия: (крепежный уголок). Изготовление   крепежного   уголка   для   ремонта   мебели:   (разметка   контура изделия). Изготовление крепежного уголка для ремонта мебели: (опиливание контура заготовки по чертежу). Изготовление   крепежного   уголка   для   ремонта   мебели:   (разметка   центров отверстий по чертежу). Изготовление крепежного уголка для ремонта мебели: (сверление отверстий,  сгибание заготовки по линиям разметки). 5. Нарезание резьбы. Теоретические сведения. Профили резьбы. Назначение резьбы в зависимости от ее профиля. Определение размеров резьбы. Метрическая, дюймовая и трубная резьба. Выбор   диаметра   стержня   для   нарезания   плашками,   сверл   для   нарезания метчиками: наружная и внутренняя резьба. Практические работы. Ознакомление   с   технологической   картой,   разработка   плана   работы   по изготовлению изделия: (стяжная резьбовая шпилька). Нарезание резьбы в глухих отверстиях. Изготовление   стяжной   резьбовой   шпильки:   (разметка   длинны   по   чертежу, отрезание по разметке). Изготовление стяжной резьбовой шпильки: (нарезание резьбы на поверхности заготовки с одной стороны). Изготовление стяжной резьбовой шпильки: (нарезание резьбы на  поверхности заготовки с противоположной стороны). 6. Практическое повторение. ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ (84 ч.) 1. Вводное занятие.  Задачи обучения и план работы на четверть. Подготовка оборудования и инструмента к работе. Правила техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Безопасное использование слесарного инструмента при работе в мастерских. 2.      Изготовление контрольных инструментов.   Теоретические сведения. Понятия: допуск размера. Размеры: номинальный, действительный. Отклонения от размера: верхнее, нижнее. Величина допуска. Масштаб увеличения и уменьшения. Наибольший и наименьший предельные размеры. Штангенциркуль: ШЦ­2. Практические работы. Чтение чертежа, разработка технологической карты на изготовление изделия. Изготовление опорной шайбы для резьбовых соединений: разметка с учетом отклонений. Изготовление опорной шайбы для резьбовых соединений: обработка  поверхности заготовки с учетом отклонений. Изготовление и проверка деталей. Заключительный контроль выполненной работы. Отделка поверхности детали. Работа штангенциркулем  ШЦ­2. 3. Изготовление и ремонт садово­огородного инвентаря. Теоретические сведения. Технические требования к садово­огородному инвентарю. Особенности металла для данных изделий. Виды дефектов и поломок инвентаря: погнутость, разрывы деталей, и. т. п. Приемы удаления заклепок. Приемы гибки втулок на оправках. Смазка: назначение, виды (жидкие, густые). Керосин как очищающая жидкость. Пожарная безопасность при работе с горючими, смазочными материалами. Практические работы. Ремонт огородных граблей: рихтовка, выравнивание изгибов. Ремонт огородных граблей: рихтовка, выравнивание изгибов, сварка. Ремонт штыковых лопат: рихтовка. Ремонт штыковых лопат: правка. Ремонт совковых лопат: рихтовка, правка, сварка. Отделка   поверхности   садово­огородного   инвентаря:   очистка   от   грязи   и коррозии. Отделка поверхности садово­огородного инвентаря: шлифование. Отделка поверхности садово­огородного инвентаря: смазка, покраска  Поверхности. 4. Токарное дело: сверление на токарном станке. Теоретические сведения. Назначение и устройство задней бабки токарно­винторезного станка. Центроискатель. Центровка отверстий: назначение, приемы выполнения. Виды брака при центровке отверстий. П.Т.Б. при центровке отверстий и сверлении на токарно­винторезном станке. Практические работы. Установка и снятие сверл в задней бабке токарно­винторезного станка. Разметка   и   сверление   отверстий   в   цилиндрических   деталях   на   токарных станках. Выверка положения центра задней бабки. Сверление отверстий ручной подачей с установкой сверла в пиноли задней бабки. 5. Обработка металла резанием. Теоретические сведения. Клин­основа режущего инструмента. Элементы токарного резца: передняя поверхность, главная и вспомогательная задняя поверхность. Движения резания и подачи. Общее представления о инструментальных и конструкционных углеродистых сталях. Практические работы. Ремонт слесарных тисков. Заточка режущей части зубила. Заточка режущей части спирального сверла. Заточка режущей части токарного резца. 6. Практическое повторение. Методическое обеспечение 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «0б  образовании в Российской Федерации». 2. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5­9 классы: проект. ­ М.:Просвещение,2010 – 96 с.  3. Программа специальных (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII  вида,5­9   классы,   под   редакцией   В.В.Воронковой. М.:Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС,2010 г. 4. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821­10  «Санитарно­ эпидемиологические требования в образовательных  учреждениях». РГ – Федеральный выпуск №5430 от 16 марта 2011 года. 5. Специальный Федеральный государственный образовательный  стандарт основного общего образования. 6. Преподавание слесарного дела в специальных (коррекционных)  общеобразовательных учреждениях 8 вида. М. Владос 2003г. 7. Справочный дидактический материал по слесарному делу. М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г. 8.  Безюлева   Г.В., Малышева  В.А.,  Пашнина И.А. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью. М., 2003. 9. Белова В.А., Белозерова Г.И. Особенности организации  профессионального   трудового   обучения   для   решения   перспективных   задач жизнеустройства воспитанников. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта, их реализация в специальной  (коррекционной) школе 8 вида. Боровичи, 2002. 10. Буданова Л.Б. Организация системы профильного обучения  детей­инвалидов в условиях модели инновационного образовательного  учреждения. Профильная школа. 2007. № 3. С.48­54. 11. Васенков Г.В. Актуальные проблемы профессиональной  подготовки   умственно   отсталых   обучающихся.   Дефектология.   2001.   №4. С.40­46. 12. Интернет источники: http  http   ://   nsportal  .  ru  ://   rukodelkino      .  com   / http://1september.ru http://stranamasterov.ru http://www.trudovik.narod.ru http://www.uchportal.ru http://znamus.ru

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа

Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2018