Рабочая программа по курсу Мировая художественная культура для 10 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС-2004)
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Рабочая программа разработана на основе: Л.Г., Емохонова. Мировая художественная культура (базовый уровень) : программа для 10—11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова, Н.Н.Малахова. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 48 с.
5. Программе соответствуют учебники: Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд-кий центр «Академия». – 2017 гг.
мхк10.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
следующих нормативно правовых документов:
Рабочая программа по курсу Мировая художественная культура для 10 класса составлена на основе
1.
2.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» (для VIXI (XII) классов, обучающихся по ФК ГОС2004)
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об
утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования»;
4.
Рабочая программа разработана на основе: Л.Г., Емохонова. Мировая художественная
культура (базовый уровень) : программа для 10—11 классов : среднее общее образование / Л. Г. Емохонова,
Н.Н.Малахова. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 48 с.
5.
Программе соответствуют учебники: Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10
класс. (базовый уровень). М.: Издкий центр «Академия». – 2017 гг.
Согласно учебному плану школы рабочая программа для 10 класса предусматривает изучение МХК
в объеме :0,5 часа в неделю 18 часов в год
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
•
•
•
•
Уметь:
•
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусства.
узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем,
направлением.
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
•
•
•
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
•
•
•
•
для выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические
мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора,
дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия —
воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» — обряд воскрешения
Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя.
Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне.
Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира
в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко.
Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных
первоэлементов. Стонхендж.
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира
Месопотамия. Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Эттеменигуру в Уре и
Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства.
Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоне. Реализм образов живой природы — специфика
месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет. Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе.
Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм АмонаРа в Карнаке. Роль магии в
заупокойном культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на
плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия. Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм —
мистический аналог телажертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые
сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи.
Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных
храмов Аджанты.
Древняя Америка. Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа.
Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога
Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Критомикенская культура. Критомикенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и
Зевсе, Тезее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция. Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как
выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого
рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и
ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы
афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и
коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина
греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных
традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных
форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Алтарь Зевса в Пергаме.
Древний Рим. Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского
градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика —
основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий
Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство. Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного
декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика
СантаМария Маджоре в Риме.
Раздел 3. Художественная культура Средних веков
Византия и Древняя Русь. Византийский центральнокупольный храм как обиталище Бога на земле.
Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестовокупольного храма. Порядок
размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестовокупольного храма и
его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиросуздальская
строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе.
Церковь СанВитале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас.
Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус
Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей
Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских
земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо
Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор.
Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храмакивория и
ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые
росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове. Знаменный распев.
Западная Европа. Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и
мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен
Мишель де Кюкса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь СанктИоханн в
Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре,
барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство СенПьер в Муассаке. Церковь
СанктИоханн в Мюстере. Церковь СанктАпостельн в Кельне. Готический храм — образ мира. Церковь
СенДени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр
Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные
особенности готики. Франция: собор НотрДам в Шартре, аббатство СенДени под Парижем, собор Нотр
Дам в Руане. Германия: собор СанктПетер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор
Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь СантаМария Новелла
во Флоренции.
Новое искусство — Арс нова. Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери
как отражение эстетики Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи.
Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа
покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта
Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище
Кампосанто. Музыкальное течение Арс нова. Специфика Арс нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь
«Поклонение Агнцу» в церкви Св. Бавона в Генте.
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего востока в Средние века
Китай. Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль Храма Неба в Пекине как
воплощение мифологических и религиознонравственных представлений Древнего Китая.
Япония. Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как квинтэссенция
мифологии синтоизма и философскорелигиозных воззрений буддизма. Райский сад монастыря Бёдоин в
Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть
Омейедов в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ
мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
Учебнометодический комплект:
1.
Л.Г., .Емохонова. Мировая художественная культура. 10 класс. (базовый уровень). М.: Изд
кий центр «Академия». – 2017 гг.
Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
Архитектура России http://www.archi.ru
«Культура России» http://www.russianculture.ru
2.
3.
4.
5.
Музеи России http://www.museum.ru Тематический план
(0,5 час в неделю, всего 18 часов)
№
п/п
1
2
3
4
Наименование темы
Всего
часов
Зачет
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира
Раздел 3. Художественная культура Средних веков
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего
Востока в Средние века
Итого:
2
8
5
3
18
1
1
1
1
4 №
1
2
3
Тема урока
Колво
часов
Тип
урока
Элементы содержания
Вид
контроля
Домашнее
задание
Дата
Корректи
ровка
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира
Миф – основа ранних
представлений о мире
Славянские
земледельческие обряды
Зарождение
искусства.
Художественный образ –
основное
средство
отражения и познания
мира в первобытном
искусстве.
Зачет №1 по теме
«Художественная
культура первобытного
мира»
Месопотамский зиккурат
жилище бога. Воплощение
идеи вечной жизни в
архитектуре некрополей.
1
1
1
Урок
изучения
нового
материа
ла
Комбин
ированн
ый
—
Миф как факт мироощущения.
Космогонические мифы. Древние образы в
основе вертикальной и горизонтальной
модели мира: мировое древо, мировая гора,
дорога. Магический ритуал как способ
иллюзорного овладения миром. Обряд
плодородия
воспроизведение
первичного мифа. Ритуал, посвященный
Осирису. «Великий выход» — обряд
воскрешения Осириса.
Святки. Масленица. Русальная
неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как
отражение первичного мифа. Сказка о
царевне Несмеяне.
Наскальная живопись палеолита и
мезолита в пещерах Альтамира и Ласко.
Геометрический орнамент неолита как
символ перехода от хаоса к форме.
Образность архитектурных
первоэлементов. Стонхендж
Устный
опрос
Урок 1 чит.,
Устный
опрос
Урок 2 чит.,
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира
Комбин
ированн
ый
Зиккураты в Уре и Вавилоне.
глазурованный кирпич и ритмический узор:
основные декоративные средства. Ворота
Иштар, Дорога процессий в Новом
Вавилоне. Реализм образов живой природы
—
месопотамского
изобразительного искусства
Пирамиды в Гизе. Наземный храм символ
специфика
Устный
опрос
Урок 3 чит., 4
5
Роль магии в заупокойном
культе.
Индуизм как сплав
верований, традиций и
норм поведения.
7
6 Жертвенный ритуал во
имя жизни — основа
культовой архитектуры и
рельефа.
Мифология — основа
мировосприятия древних
греков.
Эволюция
греческого
рельефа от архаики до
высокой классики
Древней
Скульптура
эволюция от
Греции:
архаики до поздней
классики.
8
9
Архитектура как зеркало
государства.
величия
Планировка
римского
дома
10
Раннехристианское
искусство
1
1
1
1
1
1
1
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
вечного самовозрождения бога Ра. Храм
АмонРа в Карнаке
Декор саркофагов и гробниц как гаранта
Вечной жизни. Канон изображения фигуры
на плоскости. Саркофаг царицы Кауи.
Гробница Рамсеса IX в Долине царей
Индуистский храм — мистический аналог
телажертвы и священной горы. Храм
Кандарья Махадева в Кхаджурахо.
Пирамида Солнца в Теотиуакане —
прообраз храмовой архитектуры индейцев
Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в
Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке
Афинский Акрополь как выражение идеала
красоты Древней Греции. Парфенон —
образец высокой классики.
Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в
Олимпии. Метопы и ионический фриз
Парфенона
отражение
мифологической,
идеологической,
эстетической программы афинского
Акрополя.
Куросы и коры. Статуя Дорифора —
образец геометрического стиля Поликлета.
Скульптура Фидия — вершина греческой
пластики. Новая красота поздней классики.
Скопас. Менада.
Специфика римского градостроительства.
Римский форум, Колизей, Пантеон. Фрески
и мозаика — основные средства декора.
Дом Веттиев, дом Трагического поэта в
Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий
Брут,
Константин
Великий
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок
декора.
размещения
Октавиан Август,
мозаичного
как
Урок 4 чит.,
Индивидуа
льная
работа
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Урок 5 чит.,
Урок 6 чит.,
Урок 7 чит.,
Урок 8 чит.,
Устный
опрос
Урок 9 чит.,
Устный
опрос
Урок
10чит., Зачет №2 по теме
«Художественная
культура
мира»
Древнего
Византийский центрально
купольный храм как
обиталище Бога на земле
Византийский стиль в
мозаичном
декоре
Византийский стиль в
иконописи. Иконостас.
11
12
школа
Русский
Эволюция
13 Московская
иконописи.
иконостас.
московской
архитектурной школы.
Раннемосковская школа
14 Фресковые росписи на
тему Величия Богородицы
15
Готический храм — образ
мира. Основные этапы
развития готического
стиля.
Зачет №3 по теме
ый
Христианская символика.
Мавзолеи
Констанции в Риме, Галлы Плацидии в
Равенне. Базилика СантаМария Маджоре
в Риме
Раздел 3. Художественная культура Средних веков
1
1
1
1
1
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Собор Св. Софии в Константинополе.
Архитектурная символика крестово
купольного
храма. Порядок размещения декора.
Собор Св. Софии в Константинополе.
Церковь СанВитале в Равенне. Собор Св.
Софии в Киеве. Икона Богоматери
Владимирской. Образы Спаса и святых в
творчестве Феофана Грека.
Деисус
Благовещенского собора Московского
Кремля.
Андрей Рублев. Спас Звенигородского
чина. Икона Рублева «Троица» — символ
национального единения русских земель.
Спасский собор СпасоАндроникова
монастыря. Ренессансные тенденции в
ансамбле Московского Кремля. Успенский
собор. Архангельский собор. Грановитая
палата. Шатровый храм как образный
синтез храмакивория и ренессансных
архитектурных элементов.
Церковь
Вознесения в
Коломенском. Дионисий.
Дионисий. Фресковый цикл церкви
Рождества Богородицы в Ферапонтове.
Знаменный распев.
Церковь СенДени под Парижем.
Внутренний декор готического храма:
витражи, скульптура, шпалеры. Собор
НотрДам в Париже. Григорианский хорал.
готики.
Региональные
особенности
Устный
опрос
Урок
11чит.,
Устный
опрос
Урок 12
чит.,
Устный
опрос
Урок 13
чит.,
Устный
опрос
Урок 14
чит.,
Индивидуа
льные
задания
Урок 15
чит., «Художественная
культура Средних
веков»
16 Культ природы — кредо
японской архитектуры
17 Образ рая в архитектуре
мечетей и общественных
сооружений
18
Зачет №4по теме
«Художественная
культура Дальнего и
Ближнего Востока в
Средние века»
Франция: собор НотрДам в Шартре,
аббатство СенДени под Парижем, собор
НотрДам в Руане. Германия: собор Санкт
Петер в Кельне, церковь Фрауенкирхе в
Нюрнберге.
собор
Вестминстерского аббатства в Лондоне.
Испания: собор в Толедо. Италия: церковь
СантаМария Новелла во Флоренции
Англия:
Раздел 4. Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века
1
1
1
Комбин
ированн
ый
Комбин
ированн
ый
Обобща
ющий
урок
Японские сады как квинтэссенция
мифологии синтоизма и философско
религиозных воззрений буддизма.
Райский сад монастыря Бёдоин в Удзи.
Философский сад камней Рёандзи в Киото.
Чайный сад «Сосны и лютни» виллы
Кацура близ Киото
Колонная мечеть Омейядов в Кордове.
Купольная Голубая мечеть в Стамбуле.
Площадь Регистан в Самарканде. Образ
мусульманского рая в архитектуре
дворцов. Альгамбра в Гранаде
Обобщение по курсу «Мировая
художественная культура»
Устный
опрос
Урок 16
чит.,
Устный
опрос
Урок 17
чит.,
Творческое
задание
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Рабочая программа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.