Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по технологии . Данная программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и методическими рекомендациями по предметам. Учтены новые требования выдержать три пункта в рабочей программе: планируемые результаты, разбитые по годам, содержание учебного курса, содержание учебного предмета с характеристикой содержательных линий .
1
Программа разработана в соответствии с требованиями : Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовнонравственного
развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего
образования, программ начального общего образования и авторской программы по технологии
авторов Н.И. Роговцевой, Н.В. Богдановой, Н.В. Добромысловой «Технология. 14 классы» (УМК
«Школа России» М: Просвещение 2011 г.).
Предметное содержание курса «Технология» направлено на достижение результатов
освоения основной образовательной программы основного начального образования и
соответствует решению следующих задач;
Реализация идеологической основы ФГОС – Концепция духовнонравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
Реализация методологической и методической основы ФГОС – организация учебной
деятельности учащихся на основе системнодеятельностного подхода.
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной
образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий
как основы умения учиться
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
В результате изучения курса «Технология» обучающиеся на уровне начального общего
образования:
получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой
предметнопреобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде
обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром
природы, об отражении в предметах материальной среды нравственноэстетического и социально
исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости
бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития;
научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков
близким и друзьям, игрушечных моделей, художественнодекоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественноконструкторских и технологических задач
заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторскотехнологического
мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования
внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся: в результате выполнения под руководством учителя коллективных и
групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов, получат
первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета
коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной
продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненных,
распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и
взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий –
исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической
деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий:
целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования,2
отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции
результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и
электронную информацию;
познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его
основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с
простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио и видеофрагментами;
овладеют приемами поиска и использования информации, научатся работать с доступными
электронными ресурсами;
получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно
обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать
младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких
социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность,
добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность,
потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному
наследию.
Планируемые результаты освоения предмета в 1 классе.
Личностные результаты.
Создание условий для формирования следующих умений:
положительно относиться к учению;
проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в
результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей
правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные
последствия деятельности человека;
с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания
материалов и инструментов;
учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для
выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с
учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные универсальные учебные действия:
наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего
окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско
технологические и декоративнохудожественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать
их;
сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых
изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их3
декоративно
технологическому,
образы по общему признаку (конструкторскому,
художественному);
с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже
известного;
ориентироваться в материале на страницах учебника; находить ответы на предлагаемые
вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
пользоваться памятками (даны в конце учебника);
делать выводы о результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или
выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
Знать (на уровне представлений):
о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности
человека и природе как источнике его вдохновения;
об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных
предметах рукотворного мира;
о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за
инструментами и правильно хранить их;
соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов.
Знать:
общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань,
клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка,
отделка;
способы разметки на глаз, по шаблону;
формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
клеевой способ соединения;
способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений:
(шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
различать материалы и инструменты по их назначению;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону;
2) точно резать ножницами;
3) собирать изделия с помощью клея;
4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой
строчкой;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на
инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование
Знать:4
о детали как составной части изделия;
конструкциях — разборных и неразборных;
неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Планируемые результаты освоения предмета 2 класс.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов
трудовой деятельности человекамастера;
уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей
ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе
анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
учиться планировать практическую деятельность на уроке;
под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);
учиться предлагать из числа освоенных конструкторскотехнологические приемы и
способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в
учебнике);
работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые
дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и
приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью
шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД
наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты
творчества мастеров родного края;
сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с
выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративноприкладных
изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
учиться понимать необходимость использования пробнопоисковых практических
упражнений для открытия нового знания и умения;
находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и
энциклопедиях (в учебнике –словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
с помощью учителя исследовать конструкторскотехнологические и декоративно
художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее
целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД
уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать
изделия;
вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.5
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Знать (на уровне представлений):
об элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность –симметрия, асимметрия, равновесие, динамика);
о гармонии предметов и окружающей среды;
профессиях мастеров родного края, характерных особенностях изученных видов декоративно
прикладного искусства.
Уметь:
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время
работы, убирать рабочее место;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания рукотворного мира в своей
предметнотворческой деятельности;
самостоятельно выполнять в предложенных ситуациях доступные задания с опорой на
инструкционную карту, соблюдая общие правила поведения, делать выбор, какое мнение принять
в ходе обсуждения –свое или высказанное другими;
уметь применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической
деятельности.
2. Технология ручной обработки материалов.
Знать:
обобщенные названия технологических операций: разметка, получение деталей из
заготовки, сборка изделия, отделка.
названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
происхождение натуральных тканей и их виды;
способы соединения деталей, изученные соединительные материалы;
основные характеристики простейшего чертежа и эскиза и их различие;
линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба)
приемы построения прямоугольника и окружности с помощью контрольноизмерительных
инструментов;
названия, устройство и назначение чертежных инструментов(линейка, угольник,
циркуль).
Уметь:
читать простейшие чертежи (эскизы);
выполнять экономную разметку с помощью чертежных инструментов с опорой на
простейший чертеж (эскиз);
оформлять изделия, соединять детали прямой строчкой и ее вариантами;
решать несложные конструкторскотехнологические задачи;
справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и
инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование
Знать:
неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
отличия макета от модели.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное
соединения известными способами.6
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
знать назначение персонального компьютера, его возможности в учебном процессе.
Планируемые результаты освоения предмета 3 класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь
одноклассникам;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративноприкладной
деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и умения,
делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Уметь:
совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и
неизвестное;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия(упражнения) для выявления
оптимального решения проблемы (задачи);
коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их
реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с
помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов),
итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в
действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей
работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в
учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях,
справочниках, сети Интернет;
открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и
обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; преобразовывать
информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных
проектах).
Коммуникативные УУД
учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении
проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Знать:
о характерных особенностях изученных видов декоративноприкладного искусства;
о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).7
Уметь
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространенные в крае ремесла;
соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами
(светильниками, звонками, теле и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов.
Знать
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических
материалов (бумага, металлы, ткани);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно
измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
косую строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов передачи
информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление
о композиции декоративноприкладного характера на плоскости и в объеме,
о традициях декоративноприкладного искусства в создании изделий.
Уметь частично самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления
изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из
сети Интернет),
решать доступные технологические задачи.
3. Конструирование и моделирование
Знать
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь:
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным
техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований
конструкции.
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
Знать
названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода,
вывода и обработки информации, основные правила безопасной работы на компьютере;
иметь общее представление о назначении клавиатуры, пользовании компьютерной
мышью.
Уметь с помощью учителя
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого
задания);
выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками(открывать, читать);
работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),готовыми материалами на
электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять8
предложенные задания.
Планируемые результаты освоения предмета 4 класс
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений,
соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий
декоративноприкладного характера, уважительно относиться к результатам труда
мастеров;
принимать мнения и высказывания других, уважительно относиться к ним;
опираясь на освоенные изобразительные и конструкторскотехнологические знания и умения,
делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла;
понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать
людей труда.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное от
неизвестного; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать
оптимальное решение проблемы (задачи);
предлагать конструкторскотехнологические решения и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделий из числа освоенных;
самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и
инструменты;
выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять с ним свои действия;
осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять
модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике,
энциклопедиях, справочниках, в сети Интернет;
приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений
материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и
явления; определять причинноследственные связи изучаемых явлений, событий,
использовать ее для выполнения предлагаемых и жизненных задач;
делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Коммуникативные УУД
формулировать свои мысли с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;
высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать и аргументировать;
слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, при совместном решении
проблемы (задачи).
Предметные результаты
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Знать на уровне представлений
о творчестве и творческих профессиях, мировых достижениях в области техники и
искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых производствах;
об основных правилах дизайна и их учете при конструировании изделий (единство9
формы, функции и декора; стилевая гармония);
о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Уметь:
организовывать и выполнять свою художественнопрактическую деятельность в
соответствии с собственным замыслом;
использовать знания и умения, приобретенные в ходе изучения технологии,
изобразительного искусства и других учебных предметов, в собственной творческой
деятельности;
бережно относиться и защищать природу и материальный мир;
безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайником,
компьютером);
выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, сшивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов.
Знать
названия и свойства наиболее распространенных искусственных и синтетических
материалов (бумаги, металлов, тканей);
последовательность чтения и выполнения разметки разверток с помощью контрольно
измерительных инструментов;
основные линии чертежа (осевая и центровая);
правила безопасной работы канцелярским ножом;
петельную строчку, ее варианты, их назначение;
названия нескольких видов информационных технологий и соответствующих способов
передачи информации (из реального окружения учащихся).
Иметь представление
о дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
об основных условиях дизайна –единстве пользы, удобства и красоты;
о композиции изделий декоративноприкладного характера на плоскости и в объеме;
традициях декоративноприкладного искусства в создании изделий;
стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
художественных техниках (в рамках изученного).
Уметь самостоятельно:
читать простейший чертеж (эскиз) разверток;
выполнять разметку разверток с помощью чертежных инструментов;
обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;
выполнять рицовку;
оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и ее вариантами;
находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из
сети Интернет).
3. Конструирование и моделирование
Знать
простейшие способы достижения прочности конструкций.
Уметь
конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно
художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований
конструкции.
4. Использование компьютерных технологий (практика работы на компьютере)
Иметь представление
об использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Знать
подбирать и10
названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Уметь с помощью учителя
создавать небольшие текс ты и печатные публикации с использованием изображений на экране
компьютера;
оформлять текс т (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией;
работать в программах Word, Power Point.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда
человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и
декоративноприкладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики,
материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие
природные, географические и социальные условия этих народов.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность, гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к
природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество
мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов,
распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и дидактических
материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы.
Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей
(руководитель и подчинённый).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации (целеполагание,
планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система коллективных, групповых и
индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для праздников,
в учебной и внеучебной деятельности и т. п. Освоение навыков самообслуживания, по уходу за
домом, комнатными растениями.
Выполнение элементарных расчётов стоимости изготавливаемого изделия.
Выпускник научится:
иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных
народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих
родителей) и описывать их особенности;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности;
планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
уважительно относиться к труду людей;
понимать культурноисторическую ценность традиций, отраженных в предметном
мире, в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать
их;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел,11
искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт
(изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Конструирование и моделирование
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических,
механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении
практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена
материалов в соответствии с их декоративнохудожественными и конструктивными свойствами,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения
изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка,
отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов:
разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки,
угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая
и др.). отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Умение
заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями
декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание).
Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва).
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж,
эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.
Общее представление о конструировании изделий (технических, бытовых, учебных и пр.).
Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды
конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к
изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу.
Выпускник научится:
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке
материалы для изделий по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам в
соответствии с поставленной задачей;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из
заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и
выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по
простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:12
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно
художественной задачей.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
Практика работы на компьютере
информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших
средств текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым словам,
каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами),
готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной
детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера,
программ Word.
Выпускник научится:
выполнять на основе знакомства с персональным компьютером как техническим средством,
его основными устройствами и их назначением базовые действия с компьютером и другими
средствами ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно
двигательного аппарата эргономичные приемы работы; выполнять компенсирующие физические
упражнения (минизарядку);
пользоваться компьютером для поиска и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных задач с простыми
информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами).
Выпускник получит возможность научиться пользоваться доступными приемами
работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет, а также
познакомится с доступными способами ее получения, хранения, переработки.
Наименование
раздела учебной
программы
Общекультурные и
общетрудовые
компетенции
(знания, умения и
способы
деятельности).
Основы культуры
труда,
самообслуживания
Характеристика содержательных линий
Особенности материалов,
Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как
результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира разных
народов России.
внешнего вида изделий
декоративного искусства разных народов. Общие правила создания предметов
рукотворного мира. Бережное отношение к природе. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера. Анализ задания, организация рабочего места в
зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение
рабочего времени. Отбор и анализ информации, использование в организации
работы. Контроль и корректировка хода работы. Элементарная творческая и
проектная деятельность. Культура проектной деятельности и оформление
документации. Система коллективных, групповых и индивидуальных проектов.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат
проектной деятельности — изделия, которые могут быть использованы для
оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для
использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видовТехнология ручной
обработки
материалов.
Элементы
графической
грамоты
Конструирование и
моделирование
Практика работы на
компьютере
13
работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов
помощи малышам, взрослым и сверстникам. Выполнение элементарных расчетов
стоимости изготавливаемого изделия.
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных
физических, механических и технологических свойств доступных материалов.
Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка
материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена
материалов. Инструменты и приспособления для обработки материалов. Общее
представление о технологическом процессе, технологической документации,
анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последти действий и
технологических операций; экономная разметка; обработка с целью получения
деталей, сборка, отделка изделия. Выполнение основных технологических
операций. Виды условных графических изображений. Назначение линий чертежа
Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на
простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему
чертежу или эскизу, схеме.
Общее представление о конструировании как создании конструкции какихлибо
изделий. Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о
конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды
и способы соединения деталей. Основные требования к изделию.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по
образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям.
Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном
конструкторе.
Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения,
переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для
ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и
подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах
клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств
текстового редактора. Простейшие приёмы поиска информации: по ключевым
словам, каталогам. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР,
готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми
информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование,
создание, сохранение, удаление.
Перечень практических работ, проектов.
Вид работы
Практические
работы
Проекты
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1
5
5
4
9
2
5
1
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
раздела учебной
программы
Введение
Человек и земля
Количество часов по классам
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
3
21
1
23
1
21
1
21Человек и вода
Человек и воздух
Человек и
информация
Заключительный
урок
Итого
3
3
3
3
3
3
1
33 часа
34 часа
4
3
5
34
14
3
3
6
34 часаВведение
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и
информация
Заключительный
урок
Введение
Человек и земля
Человек и вода
Человек и воздух
Человек и
информация
Заключительный
урок
ы
б
о
с
о
п
с
и
я
и
н
е
м
у
,
я
и
н
а
н
з
(
и
и
ц
н
е
т
е
п
м
о
к
е
ы
в
о
д
у
р
т
е
щ
б
о
и
е
ы
н
р
у
т
ь
л
у
к
е
щ
б
О
я
и
н
а
в
и
ж
у
л
с
б
о
о
м
а
с
,
а
д
у
р
т
ы
р
у
т
ь
л
у
к
ы
в
о
н
с
О
.
)
и
т
с
о
н
ь
л
е
т
я
е
д
)
ч
5
4
(
Технология
ручной
обработки
материалов.
Элементы
графическо
й грамоты
(41ч)
1
2
8
2
2
1
8
1
3
1
1
1
13
2
1
1
6
1
1
4
7
1
1
Разделы
программы
Темы,
входящие в
раздел
Количество часов по
классам
3
2
4
1
6
2
2
7
Универсальные учебные действия
15
свою
функциями,
Организовывать
деятельность:
подготавливать своё рабочее место, рационально
размещать
материалы и инструменты,
соблюдать приёмы безопасного и рационального
труда, работать в малых группах, осуществлять
сотрудничество, выполнять разные социальные
роли (уметь слушать и вступать в диалог,
участвовать
коллективном обсуждении,
продуктивно взаимодействовать и сотрудничать
со сверстниками и взрослыми Наблюдать связи
человека с природой и предметным миром, пред
метный мир ближайшего окружения,
конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира, традиции и творчество
мастеров родного края. Наблюдать мир образов
на экране компьютера, образы информационных
объектов различной природы (графика, тексты,
видео, интерактивное видео), процессы создания
информационных объектов с помощью
компьютера. Сравнивать конструктивные и де
коративные особенности предметов быта,
отмечать их связь с выполняемыми
утилитарными
понимать
особенности декоративноприкладных изделий и
материалов для рукотворной деятельности.
Участвовать
в совместной творческой
деятельности при выполнении учебных
практических работ и реализации несложных
проектов: принятие идеи, поиск и отбор
необходимой информации,
создание и
практическая реализация окончательного образа
объекта, определение своего места в общей
деятельности. Осуществлять самоконтроль и
корректировку хода работы и конечного
результата.
Исследовать (наблюдать, сравнивать,
сопоставлять) доступные материалы: их виды,
физические свойства (цвет, фактура, форма и
др.), технологические свойства — способы
обработки материалов (разметка, выделение
деталей, формообразование сборка, отделка),
конструктивные особенности используемых
инструментов (ножницы, канцелярский нож),
чертёжных инструментов (линейка, угольник,
циркуль), приёмы работы приспособлениями
(шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и
инструментами.Планировать
последовательность практических действий для
реализации замысла, поставленной задачи; отби
рать наиболее эффективные способы решения
конструкторскотехнологических и
декоративнохудожественных задач в
зависимости от конкретных условий.
Выполнять измерения, чтение доступных
графических изображений;
использование чертёжных инструментов
(линейка, угольник, циркуль) и приспособлений
для разметки деталей изделий; опору на
рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при
решении задач по моделированию,
воспроизведению и конструированию объектов;
умение создавать несложные конструкции из
разных материалов: исследование16
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей начальных
классов СОШ № 9 от 25.08.16 г. № 1 ________Некрылова О.В
___________ Бондарь Л.И 26 августа 2016 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № __ г. Краснодара
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
« __» ____________ 20__
Лист корректировки календарнотематического планирования
20__ 20__учебный год
Предмет ____________
Класс ______________
Учитель ____________
Причина
корректировки
Способ
корректировки
Количество
часов
по
плану
по
факту
№ урока
Даты
по плану
в
КТП
Тема
Даты
по
факту
«__» ________ 20__
Учитель ____________(
)17