Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Базовый уровень 2 часа в неделю (всего 68 часов) Учебник «Окружающий мир»,2012 год автор Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов , издательства «АСТ.Астрель»,2011 год рекомендованный Министерством образования и науки РФ. В рабочей программе имеется календарно-тематическое планирование с примерным домашним заданием.Рабочая программа 2 класс "Окружающий мир". Планета Знаний
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей
Протокол № ____
от «___» ________ 2016 года
Руководитель ______(Е.А.Купцова )
«Согласовано»:
Заместитель директора по УВР
______________Т.А.Бурусова
от «____» ___________ 2016 года
«Утверждаю»
Директор школы_______С.Н.Нуждин
Приказ № ____
от «____» _________ 2016 года
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Садовская средняя
общеобразовательная школа
Рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
Базовый уровень
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Учебник «Окружающий мир»,2012 год автор Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов , издательства «АСТ.Астрель»,2011год
рекомендованный Министерством образования и науки РФ
Учитель Трофимова Т.В.
20162017 уч.годПояснительная записка.
Рабочая программа УМК «Планета Знаний» составлена на основе Примерной
программы начального общего образования, федерального компонента Государственного
стандарта начального общего образования второго поколения (2011 года) по учебному
предмету « Окружающий мир» для начальной школы (Составители: Г. Г. Ивченкова, И. В.
Потапов, А. И. Саплин, Е. В. Саплина, 2012г ), требований к уровню подготовки
обучающегося 2го класса в соответствии с базисным учебным планом и годовым
календарным учебным графиком: 35 учебных недель; по 2 часа в неделю; 70 часов за год.
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое
значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и
системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель —
формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера
взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к
окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их
взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент,
моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном
пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия,
существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно
следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и
сменного состава);бформирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего
продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовнонравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные
дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности,
а также принципы развития,
целостности образа мира,
культуросообразности, вариативности.
гуманитаризации,
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт
интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено
диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой
составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к
различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы
географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии, физики, химии. Интеграция
этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления
о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в
курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии, экономики и других отраслей
научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В
связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе
и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие
о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия
между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как
логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий
труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с
другими людьми и познание окружающего мира.
Историкообществоведческие знания необходимы для формирования каждого
человека как культурного и образованного гражданина своей страны. Пропедевтические
знания по истории в начальной школе в рамках курса «Окружающий мир» нацелены на
формирование .
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно
нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт
создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в
различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как
средство развития, а не самоцель.
В связи со сказанным, большое внимание в курсе уделяется эмоциям человека.
Программа предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями,
их влиянием на собственный организм и на окружающих людей. Дети убеждаются в
необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приёмам
владения собой.Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию
эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не
только научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую
ценность для человека и общества в целом.
Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных
заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию,
установление причинноследственных связей и зависимостей.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития
наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом,
чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных
пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями,
характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной
грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями,
словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и
обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей
содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и
безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях
культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного
отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного
наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип
спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса
«Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам,
изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих
этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2м классах учащиеся получают первые
представления о воде, воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного
познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих
способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы
растений и животных и т. д.
Принцип
вариативности
предусматривает реализацию дифференциации,
обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип
реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и
вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного
закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания
начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в
образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной
школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего
образования.Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для
дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных
знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий,
дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают
задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа,
интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития
воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших
школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки
содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также
и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли
главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном
общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся
более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят
групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды
наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром
используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты,
проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является
вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности
человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира.
Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится
экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой
гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся
наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.
Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями,
газами, твёрдыми телами, растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе
выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и
картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками,
таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру
природных и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять
последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и
конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в
коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с
этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного
состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают
конфликтные ситуации.В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в
дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе
изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и
ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных
компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается и на первое место
выходит практикоориентированная деятельность и работа с учебными текстами.
Основной формой организации учебновоспитательного процесса по курсу
«Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки
экскурсии, урокипрактические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их
изображений.
Урокиэкскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой.
Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о
предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления
используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и
практических умений.
Урокипрактические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами
природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы,
проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики
получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством
учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда
педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников изза
сложности изучаемых объектов,
или руководствуясь техникой безопасности.
Демонстрация изображений объектов проводится также в связи с недоступностью их для
непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
На основе реализуемых межпредметных связей в курсе «Окружающий мир» учащиеся
усваивают общие способы деятельности, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем, возникающих в реальных жизненных ситуациях:
умения организовать свою деятельность, определив её цели и задачи; взаимодействовать в
группе в процессе этой деятельности; оценивать достигнутые результаты. В курсе
формируются также исследовательские, коммуникативные и информационные умения.
В процессе обучения формируется готовность следовать этическим нормам
поведения в школе, на улице, дома, а также умение оценивать свои поступки и поступки
других людей в соответствии с этими нормами.
В программе выделены «Планируемые результаты к освоению программы» по
каждому году обучения. Планируемые результаты определяют как обязательный минимум,
которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить
дальнейшее обучение, так и определяют зону ближайшего развития учащихся — знания и
умения, которыми дети могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания
программы благодаря своей любознательности и способностям.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в
усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене
школы, а также в формировании универсальных учебных действий: познавательных(общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые
способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Окружающий мир» во 2
классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение
программного материала отводится 68 часов.
Содержание программы 2 класс (68 ч)
Как люди познают мир (15 ч)
Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки —
учёные, разнообразие их профессий.
Наблюдения,
опыты,
измерения,
фиксация результатов.
Общее
представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и
воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация
наблюдений за сезонными изменениями в природе.
Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари,
справочники. Значение и использование символов и знаков человеком.
Искусство как способ познания мира.
Мы живём на планете Земля (14 ч)
Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная
система.
Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник
Земли — Луна.
Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси,
смена дня и ночи.
Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с
помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в
космос.Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия,
исследование морей и океанов.
Природа вокруг нас (23 ч)
Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и
газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека.
В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня
человеком. Красота камня.
Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни
растений и животных на суше и в воде.
Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к
условиям жизни на примере леса.
Растения и животные — обитатели водоёмов,
признаки их
приспособленности к условиям жизни.
Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в
природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного
отношения к природе.
Люди вокруг нас (12 ч)
Первые представления о человеке как социальном существе: человек —
член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль
труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе.
Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе.
Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение
обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи.
Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на
улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил
поведения в обществе.
Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму.Тематическое планирование
№ Тема блока
Как люди познают мир
1.
2. Мы живем на планете
3.
4.
Земля
Природа вокруг нас
Люди вокруг нас
Итого
Количество
часов
15 ч.
14 ч.
25 ч.
14 ч.
68 ч.Календарнотематическое планирование по окружающему миру 2 класс
№ Тема урока
а
т
а
Д
в
о
с
а
ч
о
в
о
К
а
к
о
р
у
п
и
Т
1
О науке
1
Изучение
нового
2.
Науки бывают
разные
1
Комбини
Планируемые результаты
Форма
организа
Формы
контроля
ции
познава
тельной
деятельнос
ти
Нагляд
ность,
ИКТ
Приме
рное
дом.за
дание
Органи
зация
самос
тоятель
ной
деятель
ности
Предметные Метапредметные
Личностные
(УУД)
Как люди познают мир – 15 ч.
Иметь первоначальное
представление о науке,
её различные отрасли.
Знать значение науки в
жизни людей.
Уметь понимать и
объяснять назначение
окружающих предметов;
сравнивать древнюю и
современную науку;
объяснять, что такое
наука; рассказывать, что
наука дает человеку,
приводить примеры
разных наук.
Иметь представление о
науках: география,
Внешний,
взаимо
контроль
Работа в
тетради
Учебник
С. 3 7,
рабочая
тетрадь
Самостоятельно
организовывать
своё рабочее
место.
Соблюдать в
повседневной
жизни нормы
речевого этикета
и правила
устного общения.
Пользоваться
рисунками для
получения
информации.
Фронталь
ный опрос.
Работа с
раздаточным
материалом
Формировать
положительное
отношение и
интерес к
изучению природы,
человека, истории.
Участвовать в
коллективной
подготовке
выставки
творческих
работ (проектная
деятельность по
выбору)
Самостоятельно
пользоваться
Принимать
учебные цели,
Задания по
группам
Самоконт
Работа в
тетради
Учебник Перескрованный
3.
Ученые России.
Человек
изобретатель
1
Комбини
рованный
4.
Экскурсия в лес
1
Экскурсия
биология, история,
астрономия, экономика,
психология.
Уметь называть вид
науки; пользоваться
справочником;
рассказывать, что
изучают ученые
различных наук.
Знать имена,
фамилии известных
ученых России.
Уметь рассказывать о
достижениях М.
Ломоносова, А.
Попова, С. Королева,
Н. Вавилова, С.
Королева; называть,
какие изобретения
подсказали людям
растения и животные.
Иметь представление
о постепенности
развития научного
знания в обществе.
Продолжить
формирование
информационной
грамотности
Знать правила
поведения в природе;
отличительные
признаки леса. Уметь
устанавливать связи
между сезонными
изменениями в
неживой природе.
проявлять
желание учиться
роль
Фронтальный
и индиви
дуальный
опрос
Внешний,
самоконт
роль
Работа в
тетради
Участвовать в
коллективной
подготовке
выставки
творческих работ
(проектная
деятельность по
выбору)
С. 89
аз
рабочая
текста
тетрадь
с.1213
Учебник
Подгю
С. 10
13,
инфор
о учён.
рабочая
России
тетрадь
справочником в
конце учебника.
Готовить устные и
письменные
сообщения о
какойлибо науке,
изобретении или об
ученом России.
Пользоваться
специализированн
ыми изданиями
справочников,
словарей,
энциклопедий для
детей (с помощью
взрослых).
Рассказывать о
значении
библиотек,
Интернета и
возможностях их
использования.
Оценивать свою
наблюдательность и
наблюдатель ность
одноклас сников.
Оценивать красоту
окружающей
природы.
Фантазировать и
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться.
Оценивать свою
наблюдательность
и
наблюдательность
Текущий
Фронтальный
и индивидуаль
ный опрос
Наблюде
ния и
записи в
дневнике
Обвест
и
собран
листья
и раскрФормировать у
учащихся общее
представление о лесе;
показать
разнообразие
растений и животных
леса, некоторые
признаки их
приспособленности к
условиям жизни и
взаимосвязи. Убедить
в необходимости
бережного отношения
к обитателям леса и
выполнения правил
поведения в лесу.
Знать отличительные
признаки водоёма.
Уметь выполнять
простейшие опыты и
наблюдения,
фиксировать их и
делать выводы.
составлять устные
или письменные
сочинения на
заданную и
свободную тему.
Наблюдать за
объектами и
явлениями
природы;
фиксировать
результаты
наблюдений;
рассказывать о
наблюдаемых
объектах и
явлениях.
Проводить
наблюдения за
погодой,
природой и
трудом людей,
фиксировать их
результаты в
дневнике
наблюдений (в
рабочей тетради).
Оценивать свою
наблюдательность и
наблюдатель ность
одноклас сников.
Оценивать красоту
окружающей
природы.
Фантазировать и
составлять устные
или письменные
сочинения на
и
подпис
.
одноклассников.
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться.
Оценивать свою
наблюдательность
и
наблюдательность
одноклассников.
Текущий
Фронтальный
и индивидуаль
ный опрос
Наблюде
ния и
записи в
дневнике
Учебник
С. 28
29,
рабочая
тетрадь
5.
Экскурсияк
водоёму
1
Экскурсиязаданную и
свободную тему.
Наблюдать за
объектами и
явлениями
природы;
фиксировать
результаты
наблюдений;
рассказывать о
наблюдаемых
объектах и
явлениях.
Проводить
наблюдения за
погодой, природой
и трудом людей,
фиксировать их
результаты в
дневнике
наблюдений (в
рабочей тетради).
Рассказывать о
наблюдениях,
проведенных во
время летних
каникул.
Самостоятельно
проводить
наблюдения за
комнатным
растением,
домашним
животным (по
плану в рабочей
тетради
Самостоятельно
Знать понятия
«опыт»,
«наблюдение»;
различие между
наблюдением и
опытом как разными
способами получения
ответов на вопросы
об окружающем
мире.
Уметь проводить
опыты и наблюдения
по плану; работать с
книгой как
источником
6.
Как учёные
изучают мир.
1
Комбини
рованный
Оценивать свою
наблюдательность
и
наблюдательность
одноклассников.
Индивидуаль
ный опрос.
Дидактичес
кая игра.
Опыт
Самоконт
роль
Работа в
тетради
Учебник
С. 14
15,
Р.т.1
с.4 З.4
принес
рабочая
ти
тетрадь
стекл и
пласти
ковую
бутыл
купроводить опыт
влияние света на
развитие
проростка
фасоли);
высказывать
предположение
(выдвигать
гипотезу) об
ожидаемых
результатах опыта.
Наблюдать за
объектами и
явлениями
природы;
фиксировать
результаты
наблюдений;
рассказывать о
наблюдаемых
объектах и
явлениях.
Сотрудничать с
одноклассни ками
при выполнении
игровых заданий
информации;
описывать опыты и
результаты
Знать понятия «опыт»,
«наблюдение»; различие
между наблюдением и
опытом как разными
способами получения
ответов на вопросы об
окружающем мире.
Уметь проводить опыты
наблюдения по плану;
работать с книгой как
источником
информации; описывать
опыты и результаты.
Дать первое
представление о методах
научного познания
(наблюдение,
эксперимент).
Уметь наблюдать за
явлениями природы;
рассказывать об
интересном явлении;
внимательно читать
текст и получать из
него полезную
информацию;
Фронталь
ный опрос
Текущий,
взаимоконт
роль
Работа в
тетради
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Учебник
С. 16
17,
Р.т. 1
с.6 З.8
У. с.16
рабочая
З. 5
тетрадь
Тест.
Самостоятель
ная работа
Взаимоконтр
оль.
Текущий
Работа в
тетради
Оценивать свою
наблюдательность
и
наблюдательность
одноклассников.
Оценивать красоту
окружающей
природы.
Фантазировать и
составлять устные
или письменные
сочинения на
заданную и
Учебник
Р.т.1
с.8
З.12
С. 18
19,
рабочая
тетрадь
7.
Как учёные
изучают мир.
Практическая
работа
1
Комбини
рованный
8.
Умей видеть
1
Комбини
рованный9.
Умей видеть
1
Комбини
рованный
анализировать
рисунок и находить
на нем ошибки в
изображении живой
природы.
Знать правила
заполнения дневника
наблюдения. Уметь
наблюдать в разное
время года за
природой, трудом
людей и погодой;
заполнять дневник
наблюдений в
рабочей тетради;
рассказывать о
свойствах предметов
окружающего мира;
находить отличия в
паре рисунков.
свободную тему.
Наблюдать за
объектами и
явлениями
природы;
фиксировать
результаты
наблюдений;
рассказывать о
наблюдаемых
объектах и
явлениях.
Развивать и
тренировать свою
наблюдательность
Наблюдать за
объектами и
явлениями
природы;
фиксировать
результаты
наблюдений;
рассказывать о
наблюдаемых
объектах и
явлениях.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
игровых заданий
Оценивать свою
наблюдательность
и
наблюдательность
одноклассников.
Индиви
дуальный
опрос.
Работа в
парах
Взаимо
контроль.
Текущий
Работа в
тетради Учебник
С. 20
21,
Провес
ти
опыт
рабочая
«Влиян
тетрадь
ие
света
на
развит
ие
фасоли
»
10. Приборы и
инструменты
1
Комбини
рованный
Знать понятия
«исследование»,
«приборы»,
«инструменты».
Уметь называть приборы
Объяснять
назначение
приборов и
инструментов.
Обобщать
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Работа в
парах
Взаимо
контроль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 22
23,
аз
текстаи инструменты,
необходимые для
исследования ученым
разных профессий;
рассказывать, как
используются приборы и
инструменты; выбирать
прибор для изучения
поверхности Луны;
проводить простейшие
наблюдения и
исследования с помощью
ручной лупы.
Знать, как устроен
термометр; правила
использования ртутного
термометра. Уметь
называть части
термометра; определять
температуру с помощью
термометра; сравнивать
различные термометры
(для измерения
температуры воздуха,
измерения температуры
воды; измерения
температуры тела
человека); составлять
прогноз погоды,
используя слова
«температура воздуха»;
выполнять практическую
работу с измерением
температуры тёплой и
холодной воды.
Знать, что время
измеряется в часах,
результаты
наблюдений, делать
выводы.
Высказывать своё
мнение при
обсуждении
Измерять
температуру воды,
воздуха и тела
человека;
записывать
результаты
измерения
температуры
воздуха в дневнике
наблюдений.
Совместно
проводить опыты в
малых группах,
распределять
работу по
измерению
температуры и
фиксации
результатов
наблюдений,
обсуждать свои
наблюдения.
Определять
времяпо часам.
рабочая
с.2223
тетрадь
Учебник
Изгото
С. 24
25,
вить
термом
рабочая
етр
тетрадь
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронталь
ный опрос
Текущий
Работа в
тетради
Принимать
учебные цели,
Фронтальный
и индиви
Текущий
Работа в
тетради
Учебник Изгото
11.
Измерение
температуры.
Практическая
работа
1
Комбини
рованный
12.
Измерение
времени
1
Комбинированный
13.
Справочники,
словари,
энциклопедии
1
Комбини
рованный
минутах, секундах; как
устроены часы; понятия
«сутки», «полдень»,
«полночь»; сколько
часов в сутках. Уметь
называть части часов
(минутная стрелка,
часовая стрелка,
циферблат); определять
время по часам;
пользоваться часами
Знать понятия
«библиотека»,
«информация»,
«справочник»,
словарь»,
«энциклопедия».
Уметь пользоваться
справочниками,
словарями,
энциклопедиями;
рассказывать о
прочитанных книгах;
составлять свой
справочник;
составлять рассказ на
тему «Библиотека
будущего».
С. 26
27,
вить
часы,
рабочая
научит
тетрадь
ься
опреде
лять
время.
Учебник
Читать
С. 32
33,
рабочая
тетрадь
с.3233
Р.т.1
с.14
З.22
Оценивать
правильность
выполнения
задания
проявлять
желание учиться
дуальный
опрос
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронтальный
и индивиду
альный опрос
Текущий
Работа в
тетради
Пользоваться
специализированн
ыми изданиями
справочников,
словарей,
энциклопедий для
детей (с помощью
взрослых).
Рассказывать о
значении
библиотек,
Интернета и
возможностях их
использования.
Составлять
собственный
словарь с
объяснением
значения
незнакомых слов.
Планировать свое
участие в
проектной
деятельности (с
опорой на шаблон
в рабочей тетради).Приводить приме
ры некоторых сим
волов и объяснять
их значение.Поль
зоваться специа
лизированными
изданиями спра
вочников, словарей,
энциклопедий для
детей (с помощью
взрослых).
14.
Знаки и
символы
1
Комбини
рованный
1
Обобщение
15. Об искусстве.
Обобщение по
теме: «Как
люди познают
мир». Тест
16.
Что такое
космос.
Звездное небо
1
Комбини
рованный
Знать понятия
«символы», «знаки»; где
изображаются символы.
Уметь объяснять
рисункипиктограммы;
проверять свою работу
по справочнику;
объяснять, что
изображают дорожные
знакисимволы для
обозначения наук.
Знать понятие
«искусство».
Уметь называть
профессии людей в
области искусства;
рассматривать
репродукции;
называть известных
художников;
составлять рассказ на
заданную тему.
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Работа в
парах,
оформление
опытов в
тетради
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Самоконтр
оль.
Работа в
тетради
Понимать
значение
изучения курса
«Окружающий
мир»
Фронтальный
опрос.
Проверка
знаний по
теме
«Мозаика
заданий»
Рассказывать о
назначении
искусства;
приводить
примеры
различных видов
искусства;
характеризовать
свое отношение к
различным видам
искусства.
Фронтальный
опрос
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Мы живём на планете Земля 14 ч
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Знать, что такое
космос; понятия
«звезда, «Солнце».
Уметь, что такое
звезда; сравнивать
звёзды; проводить
наблюдения за звёзда
ми вместе с
родителями;
фиксировать
результаты
наблюдений и делать
выводы.
Самостоятельно и
вместе с
родителями
проводить
наблюдения за
звездами,
фиксировать
результаты
наблюдений в
рабочей тетради.
Развивать и
тренировать свою
наблюдательность.
Учебник
С. 34
35,
рабочая
тетрадь
Учебник
У.с.38
С. 36
39. Р.т.
37, 3839
1 с.16
рабочая
З.27
тетрадь
Учебник
Читать
С. 44
с.4445
45,
рабочая
тетрадь
Р.т. 1
с.30
З.2917.
Что такое
космос.
Созвездия
1
Обобщение
18.
Солнечная
система.
Планеты
19.
Солнечная
Система.
1
1
Комбини
рованный
Комбини
рованный
Знать, как отыскать
Полярную звезду на
ночном небе.
Иметь представление
о созвездиях.
Уметь находить на
ночном небе
созвездия Большой
Медведицы и Малой,
Полярную звезду;
находить на рисунке
созвездия, называть
их.
Знать понятия
«планета», «Орбита»,
«Солнечная
система».
Уметь называть все
планеты солнечной
системы; определять
размеры планет по
рисунку;
рассматривать и
сравнивать
изображенные на
рисунке планеты
Солнечной системы;
сравнивать планеты и
звезду Солнце.
способности
Иметь представление
о небесных телах:
астероидах, кометах,
Устанавливать
некоторые
причинно
следственные связи
Называть 23
созвездия, узнавать
их очертания на
рисункахсхемах, на
небе. Фиксировать
результаты
наблюдений в
дневнике
наблюдений.
Развивать и
тренировать свою
наблюдательность.
Моделировать
положение планет
Солнечной системы
относительно
Солнца. Сравнивать
планеты, находить
сходства и
различия. Развивать
и тренировать свою
наблюдательность.
Оценивать свою
наблюдательность
и
наблюдательность
одноклассников
Фронтальный
и индиви
дуальный
опрос
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
С. 4647,
рабочая
тетрадь
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Самостоя
тельная
работа
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 4849,
текста
рабочая
с.4849
тетрадь
Р.т.
с.32 З.
32
Находить
дополнительную
информацию о
Принимать
учебные цели,
проявлять
Оформление
заданий в
таблицах,
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
С. 50
Р.т. 1
с.33
З.1 У.метеоритах.
Уметь называть
отличительные
признаки небесных ел
(астероидов, комет,
метеоритов);
пользоваться
справочником;
сравнивать небесные
тела
космосе,
исследованиях
космоса, используя
различные
источники
информации (с
помощью
взрослых),
планировать свое
участие в
проектной
деятельности.
Знать название нашей
планеты. Уметь
объяснять, почему
нашу планету
называют «голубой»;
определять и
называть планеты
Солнечной системы,
которые являются
соседями планеты
Земля; пользоваться
справочником;
сравнивать планеты
Солнечной системы
по размеру.
Знать понятия «строение
Земли», «мантия»,
«ядро», «земная кора».
Уметь рассказывать о
том, как представляли
древние люди Землю; по
рисункусхеме
рассказывать о строении
Земли; сравнивать
строение Земли с
Узнавать новое о
планетах и звездах,
используя
различные
источники.
Объяснять, почему
Землю называют
«голубой
планетой».Участво
вать в диалоге,
слушать и
понимать других,
задавать вопросы,
высказывать свою
точку зрения
Понимать
информацию,
представленную в
рисунках на
страницах
учебника.
Участвовать в
диалоге, слушать
и понимать
других, задавать
20.
Голубая планета
Земля
21.
Голубая планета
Земля. Как
древние люди
представляли
себе Землю. Как
устроена Земля
1
1
Комбини
рованный
Комбини
рованный
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
желание учиться устный опрос
Устный
опрос
Текущий
Работа в
тетради
с.51
З.2
51,
рабочая
тетрадь
Учебник
Переск
С. 5253,
с.54
рабочая
тетрадь
Фронтальный
и индивиду
альный опрос
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 5455,
аз с.55
рабочая
тетрадь1
Обобщение
22. Обобщение
наблюдений за
осенними
изменениями в
природе и труде
людей
23.
Спутник Земли
— Луна
1
Комбини
рованный
вареным яйцом;
выполнять книжку
самоделку «Солнечная
система»
Знать признаки осени.
Уметь обобщать
наблюдения за осенними
изменениями в природе и
труде людей;
устанавливать связи
между сезонными
изменениями в неживой
и живой природе.
Подвести итоги
наблюдений за осень;
учить детей
устанавливать связи
междусезонными
изменениями в неживой
и живой природе;
работать в группе
(умение договариваться,
распределять работу,
получать общий
результат, оценивать)
Знать понятие «спутник
Земли». Уметь
сравнивать по размеру
Солнце и Луну;
пользоваться справочной
литературой; называть
отличительные признаки
Луны; сочинять рассказ
«Полёт на Луну».
вопросы,
высказывать свою
точку зрения
Устанавливать
некоторые
причинно
следственные связи
изменений в погоде.
Обобщать
результаты
наблюдений за
погодой, делать
выводы.
Осуществлять
описание объектов
природы.
Сотрудничать с
одноклассниками
Придумывать
истории на тему
«Полет на Луну»
совместно с
другими
учащимися.Оценив
ать результаты
своей работы и
работу
одноклассников в
рабочих тетрадях.
Самоконт
роль.
Работа в
тетради
Индивидуальн
ый опрос.
Практическая
работа
Учебник
С. 2831,
рабочая
тетрадь
Устный
опрос
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
У. с.57
С. 5657,
З.6
рабочая
тетрадь
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учитьсяФронтальный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Практическая
работа
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 5859,
аз с.
рабочая
5859
тетрадь
Р.т.
с.36 З
40
Учебник
Переск
С. 6061,
аз с.60
рабочая
61
тетрадь
24. Исследование
1
космоса
Комбини
рованный
25.
Что такое глобус.
Практическая
работа
1
Комбини
рованный
Знать, кто был
первым космонавтом.
Иметь представление
о космических
исследованиях.
Уметь пользоваться
справочной
литературой;
отвечать на вопросы;
называть
космонавтов;
рассказывать, с чего
началась космическая
эра
Знать понятия
«глобус», «океаны»,
«материки». Уметь
называть известные
модели; находить на
глобусе материки и
океаны, используя
условное обозначение
– цвет; выполнять
практическую работу
по плану, используя
глобус; находить на
глобусе столицу
России – Москву,
родной город
Самостоятельно
осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
справочниках,
помещенных в
учебнике.
Участвовать в
диалоге, слушать и
понимать других,
задавать вопросы,
высказывать свою
точку зрения
Самостоятельно
осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
справочниках,
помещенных в
учебнике.
Участвовать в
совместных
практических
работах (находить
на глобусе
материки, океаны,
сравнивать их по
величине).Выслуши
вать партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Практическая
работа
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 6263,
аз с.62
рабочая
63
тетрадь
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Работа в
тетради
Взаимоконт
роль.
Текущий
Фронтальный
и индивиду
альный опрос.
Работа в
парах.
Дидактичес
кая игра
Учебник
Переск
С. 6465,
аз с.64
рабочая
65
тетрадь
26. Почему день
сменяет ночь.
Практическая
работа. Опыт
27.
Как изучали
земной шар.
Путешествия
1
1
Комбини
рованный
Комбини
рованный
работая в паре
Знать глобус – модель
Земли; что ось Земли –
воображаемая линия.
Уметь находить на
глобусе Северный и
Южный полюса;
экватор; объяснять по
рисунку смену дня и
ночи; выполнять
простейшие опыты по
алгоритму;
использовать книгу как
источник информации.
Знать понятие
«география».
Уметь работать с
справочной
литературой;
сравнивать
путешествия древних
и современных
людей; «совершать
путешествие» по
глобусу из
Мурманска во
Владивосток.
Участвовать в
совместных
практических
работах.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре.
Наблюдать и
самостоятельно
делать выводы.
Самостоятельно
осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
справочниках,
помещенных в
учебнике.
Моделировать
путешествие
«Москва—
Владивосток» на
глобусе, обсуждать
и выбирать
маршрут.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,работая в паре.
Проводить опыты
самостоятельно и в
группах
(определение
прозрачности
предметов,
зависимость
температуры
воздуха от
расстояния до
источника энергии,
изменение тени в
зависимости от
расстояния до
источника света,
связь звука с
колебаниями
предметов воздуха).
Определять цель
учебой
деятельности с
помощью учителя.
Ориентироваться
в учебнике.
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию, по
заголовку.
Пересказывать
прочитанное.
Оценивать свои
достижения по
усвоению знаний,
Иметь представления о
знаменитых
путешественниках (А.
Никитин, Х. Колумб, Ф.
Магеллан, Р.
Амундсен). Уметь
объяснять, в чем
заключалась ошибка
Колумба; называть
достижения знаменитых
путешественников;
показывать на глобусе,
как пролегал путь
Колумба; объяснять
символы викингов.
Иметь представление
об исследовании
глубин морей и
28.
Как изучали
земной шар.
Знаменитые
путешествен
ники
1
Комбини
рованный
29.
Как
изучализемной
шар.
1
Обобщение
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронталь
ный и
индиви
дуальный
опрос
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Проект
С. 6667,
«Мы
рабочая
живём
тетрадь
в
Космо
се».
Принимать
учебные цели,
проявлять
Проверка
знаний по
теме.
Самоконт
роль.
Работа в
тетради
Учебник
Защит
С. 6869,
проект«Мозаика
заданий»
рабочая
«Мы
тетрадь
живём
в кос
мосе».
Индиви
дуальный
опрос.
Практичес
кая работа
Самоконт
роль.
Текущий
Наблюде
ния и
записи в
дневнике
Учебник
С. 7475,
рабочая
тетрадь
Исследование
глубин морей и
океанов
30. Обобщение
наблюдений за
зимними
изменениями в
природе и труде
людей.
Проверочная
работа
1
Обобщение
желание учиться
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
выполняя
задания рубрики
«Мозаика
заданий» и
заданий
проверочных
работ.
Устанавливать
некоторые
причинно
следственные связи
изменений в погоде.
Обобщать
результаты
наблюдений за
погодой, делать
выводы.
Осуществлять
описание объектов
природы.
Сотрудничать с
одноклассниками
океанов. Уметь
рассказывать о
первых
приспособлениях для
изучения подводного
мира; сравнивать
батискаф и
батисферу; называть
морских обитателей.
Знать признаки зимы.
Уметь обобщать
наблюдения за
зимними
изменениями в
природе и труде
людей; устанавливать
связи между
сезонными
изменениями в
неживой и живой
природе. Подвести
итоги наблюдений за
зиму; учить детей
устанавливать связи
междусезонными
изменениями в
неживой и живой
природе; работать в
группе (умение
договариваться,
распределят работу,
получать общий
результат, оценивать)
31.
Тела и вещества
1
Комбинир
Знать понятия «тела
природы», «изделия».
Ориентироваться в
рисунках, схемах,
Принимать
учебные цели,
Устный
опрос
Взаимоконт
Работа в
тетради
Учебник Переск
Природа вокруг нас 23 чпроявлять
желание учиться
роль.
Текущий
С. 67,
аз с.67
рабочая
тетрадь
ованный
Уметь называть
неживые и живые
тела природы;
различать и называть
тела природы и
изделия; приводить
примеры тел природы
и изделий человека.
таблицах и
извлекать нужную
информацию.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре.
Оценивать
результаты своей
работы и работы
других учащихся
при работе в парах.
Самостоятельно
делать выводы.
Участвовать в
коллективной
подготовке театра
теней. Выражать
настроение в
рисунках.
Оценивать свое
поведение и
поведение других
детей в природе.
Экспериментироват
ь с различными
предметами
(телами и
веществами),
сравнивать и
обобщать
наблюдаемые
явления, делать
выводы об их
свойствах,фиксировать
получаемые
результаты в
таблице.
Использовать
справочник для
получения новых
сведений.
Выбирать форму
участия в
проектной
деятельности:
находить
информацию,
используя
дополнительные
источники,
готовить устное
или письменное
сообщение,
составлять
«Красную книгу
леса» (на
краеведческом
материале),
участвовать в
коллективной
подготовке
викторины на тему
«Лес в нашей
жизни»
Самостоятельно
осуществлять
поиск необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
32.
Тела и
вещества. Что
такое вещество
1
Комбини
рованный
Знать, что такое
вещество; состояние
веществ (жидкое,
твердое и газообразное).
Уметь объяснять, чем
вещество отличается от
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронталь
ный и
индивидуаль
ный опрос
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 89,
аз с.89
рабочая
тетрадь33. Об энергии.
1
Опыт
Комбинир
ованный
тела; приводить примеры
веществ в жидком,
твердом и газообразном
состояниях; определять,
из чего изготовлены
изделия, изображенные
на рисунке; определять,
какие изделия состоят из
одного вещества (какие
из двух и более
веществ); пользоваться
справочной литературой;
приводить примеры тел,
которые состоят из
одного и того же
вещества.
Знать понятие
«энергия»; что все
тела обладают
энергией; значение
солнечной энергии,
электрической
энергии.
Уметь называть
источники энергии;
рассказывать, как
используется
различное топливо;
рассказывать о
значении солнечной
энергии,
рассказывать, как
человек использует
электрическую
энергию; называть
правила поведения
при утечке газа и
справочниках,
помещенных в
учебнике.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре.
Оценивать
результаты своей
работы и работы
других учащихся
при работе в парах
Ориентироваться в
рисунках, схемах,
таблицах и
извлекать нужную
информацию.
Читать вслух и про
себя тексты
учебника, понимать
тему высказывания
по содержанию, по
заголовку.
Сотрудничать в
постановке
эксперимента,
распределять
обязанности при
подготовке
эксперимента и его
проведении.
Проводить опыты
самостоятельно и в
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Индивиду
альный
опрос.
Практичес
кая работа
Самоконт
роль,
взаимоконт
роль
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 1013,
аз с.10
рабочая
13
тетрадь34. Об энергии. От
костра до котла
35.
Свет и цвет.
Опыт
1
1
Комбинир
ованный
Комбинир
ованный
группах(зависимост
ь температуры
воздуха от
расстояния до
источника
энергии).
Читать вслух и про
себя тексты
учебника, понимать
тему высказывания
по содержанию, по
заголовку.
Участвовать в
диалоге, слушать и
понимать других,
задавать вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Соблюдать нормы и
правила устного
общения
Проводить опыты
самостоятельно и в
группах(изменение
тени в зависимости
от расстояния до
источника
света).Участвовать
в коллективной
подготовке театра
теней. Наблюдать
и самостоятельно
делать выводы
правила работы с
электроприборами ;
проводить
простейшие опыты.
Иметь представление
о развитии энергии
«от костра до котла».
Уметь сравнивать
кирпичные и
«водяные» печки
(современные
батареи); сравнивать
горючий газ и
каменный уголь как
топливо.
Знать источники
света; что свет
распространяется по
прямой.
Уметь рассматривать
рисуноксхему и
называть источники
света; проводить
простейшие опыты
по плану,
фиксировать
результат и делать
выводы; делить
источники света на
природные и
созданные человеком;
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронтальный
и индиви
дуальный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Нарис.
С. 1415,
рис. по
рабочая
теме
тетрадь
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Индиви
дуальный
опрос.
Практичес
кая работа
Учебник
Чит.
С. 1617,
Отв на
рабочая
вопр 1
тетрадь
3 с.1736.
Свет и цвет.
Зеркала
1
Комбинир
ованный
37.
Свет и цвет.
Цвета радуги
Комбинир
ованный
приводить примеры
прозрачных и
непрозрачных
предметов, получать
тени животных.
Знать устройство
зеркал; что в зеркале
правая и левая
стороны меняются
местами.
Уметь сравнивать
портрет и отражение
человека в зеркале;
читать
зашифрованные
записи с помощью
зеркала;
рассказывать, в каких
приборах
используются
свойства зеркал.
Знать цвета радуги.
Иметь представление
о составе солнечного
и электрического
света. Уметь
называть цвета
радуги по порядку;
смешивать основные
краски (жёлтой,
красной, синей) для
получения зеленого,
фиолетового,
оранжевого цвета.
Сравнивать
портреты,
находить отличия
и
закономерности,
делать выводы.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Участвовать в
диалоге, слушать
и понимать
других, задавать
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Соблюдать нормы
и правила устного
общения
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Устный
опрос.
Работа в
парах
Работа в
тетради
Самоконт
роль,
взаимоконт
роль.
Текущий
Учебник
Читать
С. 1819,
отв на
рабочая
вопр
тетрадь
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронталь
ный и
индиви
дуальный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Чит.
С. 2021,
Отв на
рабочая
вопр 1
тетрадь
2 на с.
2138.
В мире звука. О
звуке
Опыты
1
Комбини
рованный
39.
В мире звука.
Веревочный
телефон
Комбини
рованный
Знать понятие
«звуки»; что мир
наполнен
разнообразными
звуками; что громко
кричать опасно.
Иметь представление
о том, что звук
возникает в
результате колебаний
предметов.
Уметь проводить
простейшие опыты по
плану; сравнивать
различные звуки;
определять
источники звука;
воспроизводить
заданные звуки
Знать понятие
«звуки»; что мир
наполнен
разнообразными
звуками; что громко
кричать опасно.
Уметь изготавливать
веревочный телефон;
применять на
практике веревочный
телефон; проводить
простейшие опыты.
40.
В мире звука.
Шум вредит
1
Комбини
Знать, что шум
вредит здоровью.
Проводить опыты
самостоятельно и в
группах(связь звука
с колебаниями
предметов воздуха).
Наблюдать и
самостоятельно
делать выводы.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре
Проводить опыты
самостоятельно и в
группах (связь
звука с
колебаниями
предметов
воздуха).
Наблюдать и
самостоятельно
делать выводы.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре
Читать вслух и про
себя тексты
Индивидуаль
ный опрос.
Практическая
работа
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Чит
С. 2223,
отв на
рабочая
вопр 4
тетрадь
6 с. 24
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Взаимоконт
роль.
Текущий
Изготовление
веревочного
телефона.
Практическая
работа.
Работа в
тетради
Учебник
С. 2425,
рабочая
тетрадь
Принимать
учебные цели,
Индиви
дуальный
Самоконт
роль,
Работа в
тетради
Учебник Чит.здоровью
рованный
Уметь выполнять
правила, чтобы
избежать шума;
сравнивать понятия
«музыка» и «шум»;
называть
музыкальные
инструменты.
41.
В мире камня.
Коллекция
камней
1
Комбини
рованный
42.
В мире камня.
Коллекция
камней
1
Комбини
рованный
Знать понятие
«коллекция»; природные
камни (кремень, яшма,
гранит, каменная соль,
пемза, янтарь, песок,
глина) и искусственные
камни (фарфор, стекло,
керамика, кирпич,
бетон).
Иметь представление о
производстве стекла,
фарфора, кирпича,
бетона.
Уметь приводить
примеры
использования
природных и
искусственных
камней из коллекции;
называть съедобный
камень коллекции.
Знать область
применения
природных и
учебника, понимать
тему высказывания
по содержанию.
Участвовать в
диалоге, слушать и
понимать других,
задавать вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Соблюдать нормы и
правила устного
общения. Делать
выводы
Читать вслух и про
себя тексты
учебника, понимать
тему высказывания
по содержанию.
Выслушивать
партнера,
договариваться,
приходить к
общему решению,
работая в паре
проявлять
желание учиться
опрос.
Практическая
работа в
парах
взаимоконт
роль.
Текущий
С. 2627,
Отв на
рабочая
вопр
тетрадь
с.27
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронталь
ный и
индиви
дуальный
опрос
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Чит.
С. 2830
Отв на
рабочая
вопр
тетрадь
с.30
Принимать
учебные цели,
проявлять
Творческая
работа
цветными
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
С. 30искусственных
камней.
Уметь работать со
справочной
литературой;
рассказывать, что
делают из фарфора,
керамики; проводить
простейшие опыты;
сравнивать пемзу с
губкой
Знать названия камней
самоцветов из коллекции
(рубин, изумруд, топаз,
алмаз, сапфир). Уметь
объяснять значение
слова «драгоценный»;
работать со справочной
литературой;
рассказывать о работе
мастеровювелиров.
Читать вслух и про
себя тексты
учебника, понимать
тему высказывания
по содержанию.
Самостоятельно
осуществлять поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
справочниках,
помещенных в
учебнике.
Читать вслух и про
себя тексты
учебника, понимать
тему высказывания
по содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
43.
В мире камня.
Камни –
самоцветы.
Комбини
рованный
44.
В мире живой
природы. На
опушке. Ивана
чай
1
Комбини
рованный
Знать, что называют
окружающей средой;
растительный и
животный мир лесной
опушки. Уметь
находить ответы в
тексте учебника;
называть условия,
необходимые для
жизни растений и
животных; называть
растения; определять
желание учиться
мелками
(рисунок на
тему «Нам не
нужна
война»)
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Фронтальный
и индиви
дуальный
опрос
Текущий
Работа в
тетради
рабочая
тетрадь
Учебник
С. 31
рабочая
тетрадь
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Самостоя
тельная
работа
Самоконт
роль.
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 3234
с.3233
рабочая
тетрадь45.
В мире живой
природы. На
опушке. О
насекомых.
Бабочки и жуки
1
Комбини
рованный
Самостоятельно
делать выводы
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
к какой группе
относятся данные
растения; называть
животных –
обитателей лесной
опушки; объяснять
название растений;
устанавливать
причинно
следственные связи
между растениями и
насекомыми.
Знать роль насекомых
в природе; отличия
бабочек от жуков.
Уметь определять
пользу (или вред),
которые приносят
насекомые природе,
называть и узнавать
бабочек (крапивница,
павлиный глаз,
перламутровка);
сравнивать бабочек;
объяснять, почему
нельзя ловить
бабочек; называть и
узнавать жуков
(майский жук, божья
коровка, бронзовка);
сравнивать внешний
вид жуков; узнавать о
жизни бабочек и
жуков из книг и
рассказов взрослых.
На примере
березового леса
Работа в
парах
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 3435
с.34
рабочая
тетрадь
В.5
с.3546.
В берёзовой
роще.
Практическая
работа.
1
Комбини
рованный
47.
В мире
природы.
1
Комбини
показать влияние
одних растений на
другие, растений на
животных.
Знать и уметь
объяснять термины
«светолюбивое»,
«теневыносливое»,
«засухоустойчивое»,
«теплолюбивое»,
«холодостойкое»;
растительный и
животный мир
березовой рощи.
Уметь описывать
березу; объяснять
почему в березовом
лесу растут такие же
травянистые
растения, как на
опушке; описывать
окружающую среду
иволги; сравнивать
веточки крушины и
орешника (по форме,
окраске, на ощупь);
определять
приспособления
крота для жизни в
земле. На примере
елового леса
показать, как
изменение условий
жизни влияет на
живые существа.
Знать растительный и
животный мир в низине;
Устный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Чит.
С. 3638
Отв на
рабочая
вопрс
тетрадь
с.37
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Читать вслух и про
себя тексты
Внимательно и
бережно
Беседа по
вопросам
Самоконт
роль.
Работа в
тетради
Учебник ПерескВ низине.
рованный
48.
В ельнике
49.
В мире живой
природы.
Лиственница
1
1
Комбини
рованный
Комбини
рованный
правила безопасного
поведения при встрече
со змеями. Уметь
находить в тексте
учебника объяснение
терминов; описывать
редкое растение
купальницу; отличать
ужа от гадюки;
пользоваться справочной
литературой.
Знать растительный и
животный мир елового
леса. Уметь
узнавать и называть
съедобные и ядовитые
грибы; сравнивать
окружающую среду
кислицы и колокольчика,
растущего на опушке
леса; сравнивать птиц,
живущих в еловом лесу;
устанавливать связи
между растениями и
животными елового леса
Знать хвойные
деревья;
отличительные
признаки лиственниц.
Уметь описывать
лиственницу;
доказывать, что
лиственница –
светолюбивое
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Текущий
С. 39
с.39
рабочая
тетрадь
Беседа по
статье
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Беседа по
вопросам
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 40
с.4041
42рабоч
Р.т 2
ая
с.24 З.
тетрадь
41
Учебник
Р.т. 2
С. 43
с.24 З.
рабочая
42
9тетрадь50.
В мире живой
природы.
У лесного озера
1
Комбини
рованный
51.
В мире живой
природы.
Лягушка
1
Комбини
рованный
растение; сравнивать
ветки ели и
лиственницы (по
размеру, цвету,
расположению хвои);
сравнивать шишки
хвойных деревьев
Знать растительный
и животный мир
лесного озера.
Уметь рассказывать о
растениях и
животного лесного
озера; определять,
как растения и
животные
приспособлены к
жизни в воде;
сравнивать
окружающую среду
жукаплавунца и
водомерки; называть
рыб; определять
водоплавающих птиц
по их лапам;
сравнивать клювы
птиц
Знать признаки
земноводных.
Уметь называть
приспособления
лягушки к жизни на
земле и на суше;
сравнивать лягушку и
жабу; описывать
окружающую среду
лягушки
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Работа по
группам и
в парах
Самоконт
роль,
Взаимоконт
роль
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Перес
С. 4446
с.4445
рабочая
тетрадь
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Фронталь
ный и индиви
дуальный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 47
с.47
рабочая
тетрадь52.
В мире живой
природы. В
сосновом лесу.
Практическая
работа
1
Комбини
рованный
53.
Берегите лес!
1 Обобщение
Знать растительный
и животный мир
соснового леса.
Уметь описывать
сосну; сравнивать
условия жизни в
сосновом и еловом
лесу; сравнивать
внешний вид сосны,
выросшей на опушке
леса; выполнять
простейшие
практические здания
по плану
Знать правила
поведения в лесу;
значение леса в жизни
человека. Уметь
определять
правильные и
неправильные
поступки детей в
лесу; называть и
выполнять правила
поведения в лесу;
участвовать в охране
лесов
54. Обобщение
наблюдений за
1
Обобщение
Знать признаки
весны.
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Читать вслух и
про себя тексты
учебника,
понимать тему
высказывания по
содержанию.
Работать в группе
(умение
договариваться,
распределять
работу, получать
общий результат,
оценивать).
Самостоятельно
делать выводы
Устанавливать
некоторые
Практичес
кая работа
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Внимательно и
бережно
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Учебник
Переск
С. 4849
с.4849
рабочая
У с.27
тетрадь
28
З.4850
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Устный
опрос.
Проверка
знаний по
теме
«Мозаика
заданий»
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
У.
С. 50
с.3132
51рабоч
З. 53,
ая
54
тетрадь
Внимательно и
бережно
Беседа по
вопросам
Текущий
Наблюде
ния и
Учебниквесенними
изменениями в
природе и труде
людей
55.
Человек
в обществе
1
Комбини
рованный
Уметь обобщать
наблюдения за
весенними
изменениями в
природе и труде
людей; устанавливать
связи между
сезонными
изменениями в
неживой и живой
природе. Подвести
итоги наблюдений за
весну; учить детей
устанавливать связи
междусезонными
изменениями в
неживой и живой
природе; работать в
группе (умение
договариваться,
распределят работу,
получать общий
результат, оценивать)
Знать понятие
«общество».
Уметь доказывать,
что человек – часть
общества, что
человек – часть
природы; сравнивать
поведение
маленького ребенка и
детеныша какого –
нибудь животного;
называть права и
причинно
следственные связи
изменений в погоде.
Обобщать
результаты
наблюдений за
погодой, делать
выводы.
Осуществлять
описание объектов
природы.
Сотрудничать с
одноклассниками
относиться к
природе,
соблюдать
правила
экологической
безопасности
Люди вокруг нас 12 ч
Ценить
взаимопомощь и
взаимоподдержку
членов общества
Понимать свое
продвижение в
овладении
содержанием
курса 2 класса.
Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
реагировать на
реплики, задавать
вопросы,
высказывать свою
записи в
дневнике
С. 5255
рабочая
тетрадь
Устный
опрос
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 62,
рабочая
тетрадьобязанности человека
перед обществом.
56.
Человек в
обществе.
Жизнь в
первобытном
обществе
57.
Труд в жизни
человека
1
1
Комбини
рованный
Комбини
рованный
Иметь представление
о жизни в
первобытном
обществе.
Уметь сравнивать
жизнь людей в
первобытном
обществе и в наши
дни, пользоваться
справочной
литературой;
сравнивать оружие и
орудие труда древних
и современных людей
Знать значение труда
в жизни человека.
Уметь приводить
примеры
современных
профессий;
пользоваться
справочной
литературой»
точку зрения.
Выполнять
правила поведения
на улице, в
транспорте, в
школе и дома.
Выбирать форму
участия в
проектной
деятельности и
планировать свое
участие (с опорой
на шаблон в
рабочей тетради)
Самостоятельно
осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
справочниках,
словарях.
Высказывать свое
мнение при
обсуждении
проблемы
Самостоятельно
осуществлять
поиск
необходимой
информации для
выполнения
учебных заданий в
справочниках,
словарях.
Понимание
ценности
семейных
отношений
Самостоя
тельная
работа
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Принимать
учебные цели,
проявлять
желание учиться
Работа в
парах и по
группам
Взаимоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 6365
с.65
рабочая
З.6
тетрадь
Учебник
Переск
С. 6667
рабочая
тетрадь58.
Семья
59.
Семья.
Отец и сыновья
1
1
Комбини
рованный
Комбини
рованный
объяснять значение
пословиц и поговорок
о труде
Знать понятие
«семья».
Уметь ценить
значение семьи;
рассказывать, как
члены семей
учащихся заботятся
друг о друге, как
отдыхает семья
обмениваться
информацией о
семейных традициях
рассказывать, о своей
семье; определять
опасности при играх
во дворе
Знать значение семьи
в жизни человека.
Уметь объяснять
пословицы и
поговорки о семье;
анализировать и
отвечать на вопросы
по тексту Л.Толстого
«Отец и сыновья»;
приводить примеры
дружной семьи
Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать других,
реагировать на
реплики, задавать
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Ориентироваться в
рисунках,
представленных в
учебниках.
Наблюдать и
самостоятельно
делать простые
выводы.
Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать других,
реагировать на
реплики, задавать
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Ориентироваться
в рисунках,
представленных в
учебниках.
Наблюдать и
самостоятельно
делать простые
выводы.
Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать других,
реагировать на
реплики, задавать
Понимание
ценности
семейных
отношений
Фронталь
ный и
индиви
дуальный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
С. 6870
рабочая
тетрадь
Проявлять
уважение к
семье,
традициям
Проявлять
уважение к
семье,
традициям.
Текущий
Работа в
тетради
Фронталь
ный и индиви
дуальный
опрос
Учебник
Найти
С. 71
послов
рабочая
ицы о
тетрадь
семье60.
Бюджет семьи.
О деньгах
1
Комбини
рованный
61.
Бюджет семьи
1
Комбини
рованный
62.
Будем вежливы.
Кого называют
вежливыми
1
Комбини
рованный
Знать, почему рубль
называют рублем.
Иметь представление
об истории развития
денег.
Уметь называть
самую большую и
самую маленькую
монеты (банкноты) по
рисунку;
рассматривать
изображения на
монетах и банкнотах
Знать понятие
«бюджет»; из чего
складываются доходы
семьи. Уметь
объяснять термины
«доходы», «расходы»,
«стипендия»,
используя словари;
обсуждать
необходимость
правильного
распределения
доходов в семье,
.рассказывать, как
распорядились
деньгами сказочные
герои, анализировать
их поступки
Знать понятие «этикет».
Уметь рассказывать о
правилах поведения на
Практическая
работа
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 7273
рабочая
тетрадь
Фронталь
ный и индиви
дуальный
опрос
Самоконт
роль.
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 7475
рабочая
тетрадь
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Ориентироваться в
рисунках,
представленных в
учебниках.
Наблюдать и
самостоятельно
делать простые
выводы.
Понимание
ценности
семейных
отношений.
Проявлять
уважение к
семье,
традициям
Понимание
ценности
семейных
отношений.
Проявлять
уважение к
семье,
традициям
Ориентироваться
в рисунках,
представленных в
учебниках.
Наблюдать и
самостоятельно
делать простые
выводы.
Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать других,
реагировать на
реплики, задавать
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Приводить
примеры культуры
общения во
Понимание
необходимости
правильно вести
Работа в
группах
Самоконт
роль,
взаимоконт
Работа в
тетради
Учебник
Переск
С. 7677Комбини
рованный
Комбини
рованный
63.
64.
Будем вежливы.
Книжка,
которой двести
лет
Будем
вежливы.
Разговор по
телефону
65. О друзьях
товарищах
1
1
1
улице, в транспорте, в
школе и дома; находить
ответы в тексте ученика;
анализировать поведение
поступки людей;
работать со справочной
литературой; выполнять
правила поведения в
гостях
Знать правила
поведения в гостях.
Уметь анализировать
поведение и поступки
людей; работать со
справочной
литературой
Знать правила при
разговоре по
телефону.
Уметь правильно
разговаривать по
телефону;
разыгрывать сценки
«Разговор по
телефону»
взаимоотношениях
людей; выполнять
некоторые правила
этикета; проявлять
готовность оказать
услугу тому, кто в
ней нуждается,
деликатность.
Участвовать в
диалоге; слушать
и понимать других,
реагировать на
реплики, задавать
вопросы,
высказывать свою
точку зрения.
Обсуждать
правила общения
по телефону,
моделировать
ситуации общения
по телефону.
Выслушивать
партнера,
договариваться и
приходить к
общему решению,
работая в паре
Самостоятельно
находить
информацию в
справочнике,
размещенном в
учебнике.
Подбирать и
объяснять
Понимание
необходимости
правильно вести
себя дома, на
улице, в гостях,
в общественных
местах
Способность
оценивать свое
поведение и
поведение
других детей в
соответствии с
правилами
этикета
Понимание
необходимости
правильно вести
себя дома, на
улице, в гостях,
в общественных
местах.
Сопоставлять
Комбини
рованный
Иметь представление о
значение дружбы во
взаимоотношениях
людей, ее ценность.
Уметь объяснять
пословицы и поговорки о
дружбе; анализировать
поступи детей; работать
себя дома, на
улице, в гостях,
в общественных
местах
роль
Текущий
рабочая
тетрадь
Фронталь
ный и
индивидуаль
ный опрос
Самоконт
роль,
взаимоконт
роль
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
Отв на
С. 7879
вопр
Тест
Самоконтр
оль.
Текущий
Работа в
тетради
Беседа по
вопросам
Текущий
Работа в
тетради
рабочая
тетрадь
Учебник
С. 8081
рабочая
тетрадь
Учебник
С. 8283
рабочая
тетрадь66.
О привычках.
Как избавиться
от плохих
привычках
1
Комбини
рованный
1
Обобщение
67.
Обобщение
наблюдений за
летними
изменениями в
природе и труде
людей
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Оценивать свои
эмоциональные
реакции,
ориентироваться
в нравственной
оценке
собственных
поступков
Фронталь
ный и
индиви
дуальный
опрос.
Беседа по
вопросам
Текущий
Работа в
тетради
Учебник
С. 8485
рабочая
тетрадь
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Проверка
знаний по
теме
«Мозаика
заданий»
Текущий
Наблюде
ния и
записи в
дневнике
Учебник
С. 8687
рабочая
тетрадь
с оглавлением и
справочниками
учебника; анализировать
полученную
информацию
Знать понятие
«привычки».
Уметь выделять
полезные и вредные
привычки;
анализировать
поступки детей;
работать с
оглавлением и
справочниками
учебника;
анализировать
полученную
информацию
Подвести итоги
наблюдений за весну,
используя дневники
наблюдений; учить
детей устанавливать
связи между
явлениями и
объектами природы,
между природой и
трудом человека;
воспитывать
ответственное
отношение к
объектам природы
пословицы о
дружбе.
Придумывать и
рисовать
иллюстрации
(плакаты) на
заданную тему.
Оценивать свое
поведение по
отношению к
друзьям,
сопереживать им,
помогать в трудных
ситуациях.
Ориентироваться в
рисунках,
представленных в
учебниках.
Наблюдать и
самостоятельно
делать простые
выводы.
Давать общую
характеристику
весны, выделяя
существенные
признаки; называть
основную причину
весеннего
потепления и
увеличения
продолжительност
и дня — изменение
положения Солнца
на небосклоне.
Наблюдать,
сравнивать и68. Обобщение по
теме «Люди
вокруг нас»
1
Урок игра
обобщать
наблюдаемые
явления, делать
выводы.
Наблюдать,
сравнивать и
обобщать
наблюдаемые
явления, делать
выводы.
Сопоставлять
собственную
оценку своей
деятельности с
оценкой её
товарищами,
учителем
Знать правила
безопасного поведения
в природе. Уметь
доказывать, что
человек – часть
общества, что человек
– часть природы
Тесты,
конкурсы,
игры
Текущий
Учебник
С. 8889
рабочая
тетрадь