В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 2 класса положена авторская программа, разработанная Б.М. Неменским и утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Для реализации программного содержания используется учебник «Изобразительное искусство» 2 класс Е.И. Коротеевой «Искусство и ты».
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют
требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.
Пояснительная записка.
В основу рабочей программы по изобразительному искусству для 2 класса положена авторская
программа, разработанная Б.М. Неменским и утверждённая Минобрнауки в 2011г. Программа отвечает
требованиям ФГОС начального образования и Концепции духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
Для реализации программного содержания используется учебник «Изобразительное искусство» 2 класс
Е.И. Коротеевой «Искусство и ты».
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют
требованиям ФГОС, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений. Рабочая программа
соответствует основной образовательной программе и учебному плану МБОУ «Гимназия №6». Данная
программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта по изобразительному
искусству и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения
разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, а
также возрастных особенностей учащихся.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию рабочей программы:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО (2010 г.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО от
06.10.2009г № 373;
Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом
Минобразования России.
Примерная программа по изобразительному искусству УМК «Школа России».
Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на
2018 2019 учебный год.
Учебный план школы на 20182019 учебный год.
Основные цели и задачи учебного курса
: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной,
Цель курса
т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Ведущая задача:
духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России через
формирование художественного мышления, развитие наблюдательности и фантазии, способности к
самостоятельной художественнотворческой деятельности.
Для решения поставленной задачи важны СЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
МОТИВАЦИЯ и ПОНИМАНИЕ сути культуры человека, общества (внутренняя потребность в приобщении
себя к миру культуры России, родины и художественном самовыражении).
Художественноэстетическое развитие учащихся действительно рассматривается как важнейшее условие
социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ
самопознания и самореализации.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме и в процессе
художественного творчества каждого ребёнка.
Художественное образование направлено на развитие эмоциональнонравственного потенциала ребёнка,
его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовнонравственного поиска
человечества.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа «Изобразительное искусство разработана для 2 класса начальной школы в
соответствии с Базисным учебным планом и на основе примерной рабочей программы. Всего для обязательного
изучения изобразительного искусства на ступени начального образования отводится 135 часов.
На изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год (34 учебные недели).
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» во 2 классе должны быть достигнуты
определённые результаты:
Личностные результаты:
Результаты изучения курса
В ценностноэстетической сфере – эмоциональноценностное отношение (к семье, Родине, природе,
людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовныхтрадиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной
оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной (когнетивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение
применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности.
В трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных
техниках: живопись, графика, скульптура, декоративноприкладное искусство, конструирование; стремление
использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника,
музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств
произведения искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для
освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно
эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства
для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной
и одноклассников.
Предметные результаты:
В познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и
характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать
основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность
представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего района, региона.
В ценностноэстетической сфере – умение различать и передавать в художественнотворческой
деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их собственной
деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах
изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов.
В коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных способностях
произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты.
В трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной
выразительности для передачи замысла собственной деятельности; моделирование новых образов путем
трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Основное содержание учебного предмета
Как и чем работает художник (9 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти. Пять красок – всё богатство цвета. Изображение
небесных объектов и стихий. Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего леса по
памяти. Выразительные возможности аппликации. Аппликация коврика. Выразительные возможности
графических материалов. Изображение зимнего леса. Выразительность материалов для работы в
объёме. Объёмное изображение животных. Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой
площадки. Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение).
Реальность и фантазия (7
Изображение и реальность. Изображение диких (домашних) животных. Изображение и фантазия. Изображение
сказочных животных. Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника. Украшение и
фантазия.Изображение паутинок, снежинок. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Создание макета
фантастического города Конструирование из бумаги подводного мира. БратьяМастера всегда работают
вместе(обобщение).Ёлочные игрушки.
О чем говорит искусство (10 часов)
Выражение характера животных. Изображение животных с характером. Выражение характера
человека.Изображение сказочного мужского образа. Выражение характера человека. Изображение сказочного
женского образа. Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей. Изображение
природы в разных состояниях (контрастных). Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и
оружия. Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов (аппликация). Выражение
часов)чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении, постройке Создание композиций, передающих мир
сказочных героев.
Как говорит искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета. Изображение весенней земли. Линия как средство
выражения: ритм линий. Изображение весенних ручьев
Линия как средство выражения: характер линий. Изображение ветки с характером. Ритм пятен как средство
выражения. Ритмическое расположение летящих птиц
Пропорции выражают характер. Лепка людей, животных с разными пропорциями. Ритм линий и пятен, цвет,
пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ. Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
Изображение весенней земли
Формы образовательных технологий:
Программа построена так, что в ней чередуются индивидуальная практическая деятельность и
коллективная творческая деятельность.
Коллективные формы работы:
работа по группам;
индивидуальноколлективная работа (каждый выполняет свою часть работы для общего панно или
постройки).
Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать
друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт
стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах.
Такая работа проводится в итоге изучения большой темы, чтобы дать возможность детям проявить себя в
работе, показать, насколько полно они поняли тему.
Формы выражения художественной деятельности школьника:
изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению);
декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Средства приобщения к художественной культуре – это художественные ЗУН.
Средства художественной выразительности (осваиваются учащимися на всём
протяжении обучения):
форма;
пропорции;
пространство;
светотональность;
цвет;
линия;
объём;
фактура материала;
ритм;
композиция.
Игровая драматургия:
прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся, изучают, познают:
выдающиеся произведения архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративноприкладного
искусства;
классическое и народное искусство разных стран и эпох;
художественную культуру своего народа.
Формы контроля и оценки достижения планируемых результатов
обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности (это
активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения);
выставки творческих работ (это даёт возможность детям заново увидеть и оценить свои работы,
ощутить радость успеха); выполненные работы могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении школы, класса.Планируемые результаты освоения учебной программы.
В итоге освоения программы учащиеся 2 класса должны:
– усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме;
постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или
декоративнохудожественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
– приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах работы: живопись, графика,
скульптура, дизайн, начало архитектуры, декоративноприкладные и народные формы искусства;
– развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную
отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
– развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной
деятельности;
– освоить выразительные возможности художественных материалов (гуашь, акварель, пастель и мелки,
уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования);
– овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного
творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности, приобрести первичные навыки
изображения предметного мира (изображение растений и животных);
– приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, эмоционального состояния,
своего отношения к творческой деятельности и при восприятии произведения искусства и творчества своих
товарищей;
– приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации
форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.
Литература
1. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс : учеб. для общеобразоват.
учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.
2. Горяева, Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская : рабочая тетрадь : 2 класс / Н. А. Горяева
[и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2016.
3. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы :
пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. :
Просвещение, 2012.
4. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1–4 классы : пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.Поурочнокалендарное планирование по
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (Б. М. Неменский)
(1 час в неделю, 34 часа в год)
№
урока
Тема урока
Кол
во
часов
Дата
по
плану
факт
и
чески
I триместр – 12 часов.
Чем и как работают художники (9 часов)
Три основные краски. Изображение поляны цветов по памяти
Пять красок – всё богатство цвета. Изображение небесных объектов и
стихий
Пастель, цветные мелки, акварель. Изображение осеннего букета.
Выразительные возможности аппликации. Сказочная рыбка
Выразительные возможности графических материалов. Что может линия?
Изображение леса из природных материалов.
Выразительность материалов для работы в объёме. Объёмное
изображение пингвина.
Выразительные возможности бумаги. Сооружение родного города.
Любой материал может стать выразительным. Изображение ночного
города.
Любой материал может стать выразительным (обобщение)
Реальность и фантазия (7 часов)
Изображение и реальность.Изображение морозного узора на стекле в
рабочей тетради.
Изображение и фантазия. Изображение сказочных животных. Жарптица.
Украшение и реальность. Украшение кокошника, воротника
I I триместр – 1
1 часов.
Украшение и фантазия. Изображение паутинок, снежинок
Постройка и реальность. Конструирование из бумаги подводного мира
Постройка и фантазия. Создание макета фантастического города
БратьяМастера всегда работают вместе. (обобщение) Елочная игрушка.
Выражение характера животных. Изображение животных с характером
О чём говорит искусство (10 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
118
19
20
21
22
23
Выражение характера человека. Изображение сказочного мужского
образа
Выражение характера человека. Изображение сказочного женского образа
Выражение характера человека. Создание в объёме сказочных персонажей
Изображение природы в разных состояниях (контрастных). Изображение
погоды после дождя.
Выражение характера через украшение. Украшение кокошников и оружия
Выражение намерений через украшение. Украшение сказочных флотов
(аппликация)
I II триместр – 1
1 часов.
2425 Выражение чувств, мыслей, настроений в изображении, украшении,
постройке . Образ здания.
Создание композиций, передающих мир сказочных героев. Замок
Снежной Королевы.
Как говорить искусство (8 часов)
Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета.
Весна идет.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Изображение весенних ручьев.
Линия как средство выражения: характер линий.
Изображение ветки с характером.
Ритм пятен как средство выражения. Ритмическое расположение летящих
птиц.
Пропорции выражают характер. Лепка людей с разными пропорциями.
Смешные человечки.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции (обобщение). Панно «Весна. Шум
птиц»
Обобщающий урок года. Выставка лучших работ.
Повторение изученного за год.«Скоро лето» коллективная открытка
26
27
28
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1