Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
|
Рабочая программа
По ИЗО
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образования 7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Панова Оксана Николаевна
Программа разработана на основе
авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 7 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час.
Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403), методической темой школы «Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» Рабочая программа « Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - второй год обучения основной школы посвящен изобразительному искусству, где учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. При составление программы я руководствовалась:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273 – ФЗ).
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС « Об образовании в Ростовской области»
- основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №1 г. Пролетарска на 2016-2017 уч. год
- учебный план лицея на 2016-17уч. год.
В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность ученику от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.
Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы учащихся.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Данная учебная программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на «Изобразительное искусство» в VII классе 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Срок реализации 1год.
Рабочая учебная программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»./Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009; обязательного минимума содержания основного общего образования по изобразительному искусству (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); национального регионального компонент (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики) методической темы школы «Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся».Данная рабочая программа содержит 20% изменений от учебной программы. Внесённые изменения в порядок уроков III учебной четверти считаем целесообразными. Изучение темы 3 четверти «Великие темы жизни» необходимо начать с урока«Тематическая картина в русском искусстве», т.к. на первом уроке необходимо учащимся дать понятие «тематическая картина», рассказать о её роли в искусстве России, познакомить учащихся с разнообразием жанров тематической картины. Батальный жанр необходимо внести в изучение вместе с историческим жанром, мифологический – вместе со сказочно-былинным.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 7 класса является целостным интегративным курсом.Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса. Образ человека стоит в центре искусства. Содержание уроков наполнено представлением о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях. Постановка художественной задачи и выполнение практических работ направлены на эстетическое преобразование окружающей среды, повышение интереса к произведениям искусства, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей обучающихся. Основное внимание уделяется изучению развития жанров тематической картины в истории искусства. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
Среди приоритетных направлений развития системы российского образования на период до 2025 года значительный интерес вызывают аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403.
Этнорегиональный подход обусловливает возможность органичного включения регионального компонента в содержание школьного образования. Конкретное решение программы этого года требует акцентировки на спортивную жизнь нашего города, известных спортсменов – земляков, на героизм и подвиг земляков - ветеранов ВОВ, народных традиций Белгородской области, знакомство с музеями г. Ростова – на – Дону, Пролетарска, творчество художников-земляков.
В результате обучения изобразительному искусству в7 классе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России и мира.На уроках овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры; определяют средства выразительности при восприятии произведений; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь).
Содержание обучения в рабочей программе дано крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, варьировать содержание уроков, различными средствами распределять учебный материал.
В связи с фактическим количеством учебных дней с учётом годового календарного графика школы на 2014 – 2015 учебный год, расписания занятий, выполнение рабочей программы в полном объёме для 7 класса будет обеспечена за счет уплотнения тем: «Личность художника и мир его времени в произведениях искусства» и «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре».
№ урока |
Тема |
По плану |
Дано |
35 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре |
2 |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
7 класс
Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека.
I четверть.
Изображение фигуры человека и образ человека (9 часов)
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека. Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека. Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике, Беседа о восприятии произведений искусства.
УУД
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР:
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость
II четверть.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов(7 часов)
Знакомство с бытовым и историческим жанром визобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».
УУД
Познавательные:
осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности.
Коммуникативные:
задавать вопросы;
вести устный диалог
осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные:
Адекватно использовать речь;
Составлять план работы по достижению планируемого результата.
ЛР: ценностное отношение к искусству
IIIчетверть.
Великие темы жизни(11 часов)
Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина посвященному историческому событию. Множественность направлений и языков изображений в искусстве XX века. Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.
УУД
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своих действий;
адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;
вносить необходимые изменения в действие.
IV четверть.
Реальность в жизни и художественный образ(8 часов)
Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному произведению.
УУД
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного портрета
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные:
преобразовать познавательную задачу в практическую.
ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ИЗО
Оценка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
Содержание учебного предмета
Изображение фигуры человека и образ человека (9 часов)
Основное содержание:
Образ человека стоит в центре искусства. Представление о красоте человека в истории искусства: в древних культурах Египта, Ассирии, Индии, Древней Греции, эпохи Возрождения. Аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для древних культур. Изучение пропорций и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека и передача движения человека. Выполнение набросков с натуры. Создание композиции на тему спорта, передача согласованности движения человека.
Темы раздела:
1) Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
2) Рисунок – основа изобразительного творчества.
3)Линия и её выразительные возможности
4) Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
5) Цвет. Основы цветоведения.
6) Цвет в произведениях живописи.
7) Объемные изображения в скульптуре.
8) Основы языка изображения.
Виды деятельности:
-знать о месте и значении изобразительных искусств;
-уметь пользоваться красками, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения изобразительного искусства
Осуществлять собственный художественный замысел
УУД:
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
ЛР:
доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов(7 часов)
Основное содержание:
Знакомство с бытовым и историческим жанром в изобразительном искусстве. Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование композиционного мышления. Знакомство с понятием сюжет, тема и содержание в произведениях живописи. Создание композиций с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни, своего города. Развитие интереса к истории и укладу жизни своего народа, работа над созданием композиции на темы жизни людей своего народа в прошлом. Выполнение проекта «Рождественская ёлка».
Темы раздела:
Художественное познание: реальность и фантазия.
Изображение предметного мира – натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.
Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Выразительные возможности натюрморта.
Виды деятельности:
Размышлять, рассуждать о видах и жанрах натюрморта
Сравнивать, оценивать форму, декор предметов, принадлежащих различным художественным промыслам.
Распознавать и называть виды изобразительного искусства
Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием натюрморта
Овладевать приемами создания выразительной формы
- Характеризовать основные виды и жанры изобразительных искусств;
- Осваивать умение видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображений предмета;
Великие темы жизни (11 часов)
Основное содержание:
Знакомство с монументальной и станковой живописью. Беседы о великих русских живописцах XIX столетия: К. Брюллов, А.Иванов, В.Суриков, И.Репин, И.Крамской М Нестеров. Знакомство с Библейскими темами живописных полотен Западной Европы и в русском искусстве. Процесс работы над тематической картиной исторического и библейского жанра. Создание проекта памятника из пластилина
Темы раздела:
Образ человека – главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Портрет в скульптуре.
Сатирические образы человека.
Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи.
Роль цвета в портрете.
Великие портретисты. Художники – наши земляки.
Виды деятельности:
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты предметного мира окружающей действительности;
Коммуникативные:
проявлять активность,
выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.
Регулятивные:
использовать речь для регуляции своих действий;
адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей;
вносить необходимые изменения в действие.
Реальность в жизни и художественный образ(8 часов)
Основное содержание:
Итоговые обобщения материала проводятся в этой четверти в форме беседы, дискуссий, в создании презентаций или индивидуальных и коллективных проектов. Знакомство с иллюстрацией как с формой взаимосвязи слов с изображением, построение эскизов иллюстраций и выполнение декоративной иллюстрации к литературному
Темы раздела:
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства.
Правила линейной и воздушной перспективы.
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Пейзаж – настроение. Природа в творчестве художников белгородцев.
Городской пейзаж. Мой белый город.
Виды деятельности:
Познавательные:
узнавать, называть, определять основные характерные черты современного портрета
Коммуникативные:
обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа.
Регулятивные:
преобразовать познавательную задачу в практическую.
ЛР: целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности
Четверть |
Количество часов 7 «А» |
Количество часов 7 «Б» |
1 четверть |
8 часов |
9 |
2 четверть |
8 часов |
7 |
3 четверть |
10часов |
8 |
4 четверть |
8 часов |
10 |
Всего: |
34 часа |
34 часа |
Обеспеченность материально -техническими и информационно-
Техническими ресурсами.
№ |
Наименование |
Кол-во |
1 |
Проектор |
1 |
2 |
Компьютер |
1 |
3 |
Экран |
1 |
4 |
Интерактивная доска |
1 |
5 |
Магнитная доска |
1 |
Обеспеченность учебно-методическими комплектами и методическими пособиями.
№ |
Наименование |
Год издания |
Издательство |
1 |
Наглядные и раздаточные материалы «Классицизм. Архитектура, Живопись, Скульптура, литература, музыка» |
2005 |
Н.С.Иванова Айрис пресс |
2 |
Демонстрационный материал «Репродукции картин русских художников» (Айвазовский, Врубель) |
2005 |
З.И. Барановский Айрис пресс |
3 |
Демонстрационный материал «Репродукции картин русских художников» (Серов, Ярошенко) |
2005 |
З.И. Барановский Айрис пресс |
4 |
Готика. Архитектура, Живопись, Скульптура |
2006 |
Айрис пресс |
5 |
«Русская художественная резьба и роспись по дереву»-1 часть |
1960 |
А.В.Васильченко |
6 |
«Русская художественная резьба и роспись по дереву»-2 часть |
1960 |
А.В.Васильченко |
7 |
ДПИ. Русская народная игрушка |
1980 |
Г.Л.Дайн |
8 |
«Времена года» Пейзаж в творчестве русских художников XIX - XX в. |
2005 |
Советский художник |
9 |
«Государственная Третьяковская галерея для учащихся 1-3 классов |
1990 |
Советский художник |
10 |
Мастера Палеха- ДПИ |
1988 |
Советский художник |
11 |
ДПИ «Русская народная игрушка» |
1988 |
Советский художник |
12 |
Комплект портретов |
2005 |
С.В.Степанова |
Учебный методический комплекс.
Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2009-2010 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 )
1)Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы.Питерских А. С., Гуров Г. Е. / Под.ред. Неменского Б. М
2)DVD диск с содержанием аудиолекций , видео и интерактивнх уроков ИЗО по программе Неменского 2009\\ года, одобренной Министерством образования и наук и РФ.
Дополнительные пособия для учителя:
1. Алехин. А. Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1994.
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
4. Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
5. Губницкий, С. С. Декоративно-оформительские работы. – М.: Профиздат, 1961.
6. Дмитриева, М. А. Михаил Врубель. – М.: Детская литература, 1988.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
11. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.
12. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2003.
13. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1–8 классы. – М.: Просвещение, 2003.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
15. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. М.: Агар, 1998.
16. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1995.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
18. Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
№ урока |
ТЕМА УРОКА |
Часы учебного времени |
Тип урока |
Вид контроля
|
Характеристика видов деятельности учащихся |
Домашнее задание |
7 «А»
|
7 «Б», 7 «В»
|
||
I. Изображение фигуры человека и образ человека –9 ч -научится рисовать фигуру человека, соблюдая пропорции; -выполнять эскизы, наброски с натуры и по представлению; -применять знания скульптуры на практике. |
||||||||||
1
|
Изображение фигуры человека в истории искусства |
1 час
|
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Уметь: разбираться в видах изобразительного искусства, строить правильные пропорции человека Сравнивать, сопоставлять, анализировать соотношение пропорций фигуры человека. Анализировать построение человека в разные времена в разных странах. Находить отличие видеть многообразие линий построений человеческой фигуры. Создавать зарисовки скелета человека с указанием основных черт на основе традиционных образов. Осваивать навыки детальной прорисовки, набросков и эскизов. |
|
05.09 |
8.09 |
||
2 |
Пропорции и строение фигуры человека |
1 час |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
текущий
|
Понимать и объяснять виды рисунка человеческой фигуры. Уметь: выполнять зарисовки. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в набросках и зарисовках Определять и характеризовать отдельные детали через изобразительную деятельность. Создавать зарисовки фигуры человека Осваивать принципы изобразительного обобщения в изображении. |
|
12.09 |
15.09 |
||
3-4 |
Лепка фигуры человека. 1й час – Изготовление каркаса. 2й час – Работа над моделью |
2 часа |
Урок комплексного применения знаний |
текущий
|
Знать: свойства скульптурной массы, пластилина, Осваивать скульптурные композиции, методику лепки, каркасную систему Создавать модели человеческой фигуры: выполнять линейные рисунки, создавать каркас Находить черты линий человеческой фигуры композицию из различных материалов |
|
19.09 26.09 |
22.09 29.09
|
||
5-6
|
Набросок фигуры человека с натуры. 1й час – Начало работы. 2й час – Завершение работы |
2 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции человеческой фигуры Знать: силуэт, тон, композицию, ритм, доминирующее пятно. Научиться: изображать различные наброски человека в разных ракурсах Изображать наброски человека |
|
03.10 10.10 |
6.10 13.10
|
||
7-8 |
Понимание красоты человека в европейском искусстве |
2 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Анализировать и понимать особенности образного языка цветоведения, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты рисунка с опорой на модель. Соотносить: основные и составные цвета, теплые и холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота. Выполнять фантазийные изображения. Осваивать навыки цветоведения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности формы. |
|
17.10 24.10 |
20.10 27.10 |
||
9 |
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов |
1 час |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Знать: «Локальный цвет», «Тон», «Колорит», «Гармония цвета». Уметь: выполнять изображения осеннего букета с разным настроением. Создавать эскизы осеннего натюрморта выражать в форме, в цветовом решении черты своеобразия. |
|
7.11 |
10.11 |
||
II. Поэзия повседневности - 7ч. -знать основные виды и жанры изобразительных искусств; -видеть конструктивную форму предмета; -умение работать команде при создании проекта. |
||||||||||
10 |
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры |
1 час |
Урок обобщения и систематизации знаний
|
текущий
|
Знать: выразительные возможности изображения в бытовом жанре. Уметь: выполнять объёмные изображения людей в разных состояниях. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, скульптурных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального скульптурного искусства как живой традиции.
|
|
14.11 |
17.11 |
||
11 |
Сюжет и содержание в картине |
1 час |
Урок обобщения и систематизации знаний |
текущий
|
Уметь: выполнять сюжетные картины. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, живописных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального искусства как живой традиции.
|
|
21.11 |
24.11 |
||
12 |
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве художника |
1 час |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной живописи. Сравнивать, оценивать произведения живописи Знать: выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Уметь: различать произведения разных эпох и контрастные между собой по языку изображения. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. |
|
28.11 |
1.12 |
||
13-14 |
Жизнь в моём городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре). 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы |
2 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям живописи Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и в произведениях живописи Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора. Осваивать приемы кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию в процессе практической творческой работы. |
|
05.12 12.12 |
8.12 15.12
|
||
15-16 |
Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре). 1й час – Начало работы. 2й час – Завершение работы |
2 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения декоративно прикладного искусства. Определять характерные особенности произведений Анализировать многообразие форм в мире, понятие формы. Понимать конструировать из бумаги простых геометрических тел. |
|
19.12 9.01 |
22.12 12.01 |
||
III. Великие темы жизни - 8 ч. -уметь пользоваться начальными правилами линейной перспективы; -видеть и использовать в качестве средств выражения соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по памяти и воображению. |
||||||||||
17-18 |
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох |
2 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения рисунка, графики в разные эпохи Иметь представление о видах искусства различать их. Анализировать и отличать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел. Выполнять: зарисовки конструкции мифологических сюжетов |
|
16.01 23.01 |
19.01 26.01
|
||
19-20 |
Тематическая картина в русском искусстве XIX века |
2 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения искусства 19 века. Соотносить виды композиции Сопоставлять и анализировать понятия «свет», «блик», «тон», «полутон», «Рефлекс», «падающая тень». Уметь: изображать картины тематические в разнообразных жанрах и техниках исполнения. Осваивать основные приёмы линейной перспективы |
|
30.01 6.02 |
2.02 9.02
|
||
21-22-23 |
Процесс работы над тематической картиной. 1й час – Создание поисковых групп. 2й час–Работа над сюжетом картины. 3й час– Завершение работы |
3 часа |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям рисунка и графики Сравнивать сочетание теплых тонов традиционными цветами. Осознавать виды графические изображения натюрмортов. Создавать композицию с использованием знаков-символов |
|
13.02 20.02 27.02
|
16.02 1.03 15.03
|
||
24-25 |
Библейские темы в изобразительном искусстве. 1й час – Начало работы. 2й час– Завершение работы. |
2 часа |
Урок обобщения и систематизации знаний |
текущий
|
Применять собственный (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Уметь: работать над изображением библейских тем в изобразительном искусстве в заданном эмоциональном состоянии. |
|
06.03 13.03 |
29.03 5.04 |
||
IV. Реальность жизни и художественный образ - 10ч. -работа над графическими иллюстрациями к выбранному литературному произведению; -создание индивидуальных, коллективных творческих проектов. |
||||||||||
26 |
Монументальная скульптура и образ истории народа. |
1 часа |
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям рисунка и графики, скульптуры Сравнивать сочетание теплых тонов традиционными цветами. Осознавать виды графические изображения натюрмортов. Создавать композицию с использованием знаков-символов |
|
20.03
|
12.04 |
||
27 |
Монументальная скульптура и образ истории народа. |
1 часа |
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения рисунка, графики в разные эпохи Иметь представление о видах искусства различать их. Анализировать и отличать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел. Выполнять: зарисовки конструкции мифологических сюжетов |
|
3.04 |
19.04 |
||
28 |
Место и роль картины в искусстве XX века |
1 час |
|
текущий
|
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения рисунка, графики в разные эпохи Иметь представление о видах искусства различать их. Анализировать и отличать: плоскость, объём, перспектива, правила объёмного изображения геометрических тел. Выполнять: зарисовки конструкции мифологических сюжетов |
|
10.04 |
26.04 |
||
29 |
Искусство иллюстрации. Слово и изображение |
1 час |
Урок обобщения и систематизации знаний |
текущий
|
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях изображение иллюстрации. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Сочетание литературных произведений в изобразительном искусстве Знать: о натюрморте 19-20 веков. Уметь: выполнять натюрморт-автопортрет. |
|
17.04 |
3.05 |
||
30 |
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве |
1 час |
Урок обобщения и систематизации знаний |
текущий
|
Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Знать: о изображении человека в искусстве разных эпох. Уметь: разбираться в изученных портретах. |
|
24.04 |
10.05 |
||
31 |
Зрительские умения и их значение для современного человека |
1 час |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний |
текущий
|
Выявлять и объяснять, основные пропорции головы человека Знать: закономерности и конструкцию головы человека. Уметь: выполнять рисунок или аппликацию головы человека. |
|
08.05 |
17.05 |
||
32 |
История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве |
1час |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Урок обобщения и систематизации знаний |
текущий
|
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам ракурс головы человека Знать: особенности изображения головы человека в пространстве. Уметь: выполнять объёмное и конструктивное изображение головы человека. Овладевать навыками линейного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.
|
|
15.05
|
24.05 |
||
33 |
Личность художника и мир его времени в произведениях искусства |
1 час |
Урок - практикум |
текущий
|
Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Знать: особенности графического портрета. Уметь: выполнять рисунок, набросок друга или одноклассника. |
|
22.05 |
24.05 |
||
34 |
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.
|
1 часа |
Урок обобщения и систематизации знаний Урок - практикум |
текущий
|
Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме крупнейшие музеи мира Соотносить виды музеев изобразительного искусства Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. Знать: особенности портрета в скульптуре. Уметь: выполнять портрет литературного героя. |
|
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.