Рабочая программа (8 класс, информатика)

  • Образовательные программы
  • doc
  • 26.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе Учебной программы и поурочного планирования для 8–11 классов/ Н. Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. В основе планирования авторская программа Угриновича Н.Д. Изучение курса основного курса информатики рекомендуется проводить на второй ступени общего образования. В Федеральном базисном плане предусматривается выделение 34 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в 8 классе, 1 час в неделю.Текстовый документ, совместим с MS Office 2003
Иконка файла материала информатика_8 класс.doc
Рабочая программа по предмету  «Информатика и ИКТ» для 8 класса Разработчик: Афельд Вячеслав Эдуардович, учитель математики и информатики.Пояснительная записка Рабочая   программа   по   информатике   и   ИКТ   составлена  на   основе   Учебной   программы   и поурочного планирования для 8–11 классов/ Н. Д. Угринович.   – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. В основе планирования авторская программа  Угриновича Н.Д.  Изучение   курса   основного   курса   информатики   рекомендуется   проводить   на   второй ступени общего образования. В Федеральном базисном плане предусматривается выделение 34 учебных часов на изучение курса «Информатика и ИКТ» в основной школе в 8 классе, 1 час в неделю. Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;  овладение   умениями   работать   с   различными   видами   информации   с   помощью компьютера   и   других   средств   информационных   и   коммуникационных   технологий   (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;  развитие   познавательных   интересов,   интеллектуальных   и   творческих способностей средствами ИКТ;  воспитание   ответственного   отношения   к   информации   с   учетом   правовых   и этических   аспектов   ее   распространения;   избирательного   отношения   к   полученной информации;  выработка   навыков   применения   средств   ИКТ   в   повседневной   жизни,   при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. Преподавание   курса   ориентировано   на   использование   учебного   и   программно­ методического комплекса, в который входят:   учебник   «Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович.  – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;    методическое пособие для учителя «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в  основной   и  старшей   школе.8­11  классы:   методическое   пособие  /     Н.Д.  Угринович–  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010»;   комплект цифровых образовательных ресурсов. Предлагаемая рабочая программа соответствует Примерной программе основного курса «Информатика и ИКТ», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. В нижеприведенной таблице предлагается возможное примерное распределение тем курса.Примерное распределение часов по темам в основном курсе «Информатика и ИКТ» (34 ч) Тема  Количество часов Информация и информационные процессы Компьютер как универсальное устройство  обработки информации Коммуникационные технологии ВСЕГО: 9 9 16 34 № 1 2 3 Практические   работы   выделены   в   отдельный   раздел  «Компьютерный   практикум». Необходимое для выполнения работ программное обеспечение можно установить с дисков. Теория  Тема 1. «Информация и информационные процессы» (9 часов) Контроль знаний и умений: зачёт Информатика и ИКТ­8: глава 1 «Информация и информационные процессы» Программное обеспечение (Windows) Установить: клавиатурный тренажер  KTouch. Тема 2. «Компьютер как универсальное устройство  обработки информации» (9 часов) Контроль знаний и умений: зачёт Информатика и ИКТ­8: глава 2 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» Программное обеспечение (Windows) Установить:  файловый менеджер Krusader. Использовать встроенные календарь и часы Тема 3 «Коммуникационные технологии» (16 часов) Контроль знаний и умений: зачёт Информатика и ИКТ­8: глава 3 «Коммуникационные технологии» Программное обеспечение (Windows) Установить:  браузер Яндекс или Mozilla Firefox;простейший текстовый редактор Блокнот. Перечень учебно­методических средств обучения 1. Н.Д. Угринович «Преподавание курса “Информатика и ИКТ в основной и старшей школе“ 8­11 классы: методическое пособие» ­ М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 2. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2­е изд., испр. – М.: Литература  БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 178 с., ил. 3. Информатика 7­9.. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 4. Комплект цифровых образовательных ресурсов 5. Windows­CD,   содержащий   свободно   распространяемую   программную   поддержку курса, готовые компьютерные проекты, тесты и методические материалы для учителей 6. Учебная программа и поурочное планирование для 8–11 классов/ Н. Д. Угринович.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства  Компьютер  Проектор  Принтер  Модем  Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией  Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.  Устройства   для   записи   (ввода)   визуальной   и   звуковой   информации:   сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон. Программные средства  Операционная система –  Windows XP и выше.  Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).  Антивирусная программа.  Программа­архиватор.  Клавиатурный тренажер.  Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.  Простая система управления базами данных.  Простая геоинформационная система.  Система автоматизированного проектирования.  Виртуальные компьютерные лаборатории.  Программа­переводчик.  Система оптического распознавания текста.  Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).  Система программирования.  Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).  Браузер (входит в состав операционных систем или др.).  Программа интерактивного общения.  Простой редактор Wеb­страниц.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 8 класс ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ (9 часов) I. Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой   природе.   Информация   и   информационные   процессы   в   живой   природе.   Человек: информация   и   информационные   процессы.     Информация   и   информационные   процессы   в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые   системы.   Кодирование   информации.   Количество   информации.   Количество информации   как   мера   уменьшения   неопределенности   знания.   Определение   количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Практические работы:  Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».  Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора». В результате изучения данного раздела учащиеся должны Знать/понимать:  об   информации   в   живой   и   неживой   природе,   о   различных   видах   и   свойствах информации, с которой соприкасается человек  о системах управления техническими устройствами, роботах, информационных и коммуникационных технологиях  определение     науки   информатики,   компьютера,   информационного   процесса, информационных и коммуникационных технологий  различные   типы   знаков,   понятие   знаковой   системы,   определение   длины   кода, перекодирования  единицы измерения информации, соотношения между ними  формулу для определения количества информационных сообщений, количества информации в сообщении Уметь:  определять виды и свойства информации приводить   примеры   использования   информационных   и   коммуникационных технологий  перекодировать с русского письменного языка на русский устный  определять объем в различных единицах измерения количества информации  решать   задачи   на   определение   количества   информационных   сообщений   и количества информации, которое несет полученное сообщение II. КОМПЬЮТЕР КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ  (9 часов) Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная   плата.   Устройства   ввода   информации.   Устройства   вывода   информации. Оперативная память. Долговременная память.   Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера.  Операционная система.     Прикладное   программное   обеспечение.   Графический   интерфейс   операционных систем   и   приложений.   Представление   информационного   пространства   с   помощью графического   интерфейса.   Компьютерные   вирусы   и   антивирусные   программы.   Правовая охрана     Правовая   охрана   информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы   программ   и   данных.   Защита   информации.   Защита информации. Практические работы:  Практическая работа № 3  «Определение разрешающей способности мыши».   Практическая работа № 4  «Форматирование дискеты».  Практическая   работа   №   5     «Работа   с   файлами   с   использованием   файлового менеджера».  Практическая работа № 6  «Установка даты и времени».  Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». В результате изучения данного раздела учащиеся должны Знать/понимать:  об устройстве компьютера  понятия данных, программы, процесса программной обработки данных  основные характеристики процессоров, что такое системная плата, ее основные элементы  виды и характеристики основных периферийных устройств, названия и функции основных клавиш клавиатуры  что  такое  накопитель,  принцип  работы накопителей,  различные  виды  носителей информации, правила их использования  определение файла, папки, ярлыка, форматирования, имени файла, расширения, различать виды форматирования, основные типы расширений  что   такое   полное   и   сокращенное   имена   файлов,   обозначения   дисков,   понятие логического диска, корневой папки, пути к файлу  основные действия с файлами и папками что такое системное программное обеспечение, операционная система, драйверы устройств, дистрибутив, этапы загрузки операционной системы  понятие   прикладных   программ,   определение   приложения,   название   основных приложений и приложений специального назначения  определение   интерфейса,   управляющие   элементы   интерфейса,   структуру   окна, назначение контекстного меню  что   такое   информационное   пространство   какого­либо   одного   компьютера, структуру   иерархической   системы   папок  Windows,   назначение   папок   Мой компьютер, Корзина, Сетевое окружение, понятие и структуру Рабочего стола  что   такое   компьютерный   вирус,   виды   компьютерных   вирусов,   понятие антивирусной программы, виды антивирусных программ Уметь:  составлять   функциональную   схему   компьютера   и   объяснять   принцип взаимодействия частей ПК  определять тактовую частоту процессора  разделять периферийные устройства на устройства ввода и устройства вывода  различать носители информации, определять объем оперативной памяти данного компьютера  распознавать различные типы файлов  записывать полное имя файла  пояснять выполнение действий с папками и файлами  перезагружать компьютер  объяснять назначение основных прикладных программ  работать с программой обработки изображений  создавать на Рабочем столе значки папок, ярлыки  находить антивирусную программу на компьютере III. КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (16 часов) Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет.  Состав   Интернета.  Адресация   в  Интернете.  Маршрутизация   и   транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина.  Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web­сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web­страницы и Web­сайты. Структура Web­страницы. Форматирование текста на Web­странице. Вставка изображений в Web­страницы. Гиперссылки на Web­страницах. Списки на Web­страницах. Интерактивные формы на Web­страницах. Практические работы:  Практическая   работа   №   8     «Предоставление   доступа   к   диску   на   компьютере, подключенном к локальной сети.  Практическая работа № 9  «Подключение к Интернету».  Практическая работа № 10  «География Интернета». Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».  Практическая работа № 12  «Работа с электронной Web­почтой».  Практическая работа № 13  «Загрузка файлов из Интернета».  Практическая работа № 14  «Поиск информации в Интернете».  Практическая работа № 15   «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». Знать/понимать: В результате изучения данного раздела учащиеся должны  принцип процесса передачи информации, характеристики канала связи  основные виды компьютерных сетей, их топологию  понятие протокола, основные виды протоколов  особенности   работы   с   каталогами   и   поисковыми   машинами,  URL­адреса, преимущества и недостатки основных поисковых машин  систему адресации электронной почты  назначение электронной почты  понятия   почтового   сервера   и   клиента,   протокола   службы,   учетной   записи, сообщения, папки электронной почты, загрузки и отправки сообщений  правовые и этические нормы распространения информации  преимущество web­страниц перед обычными текстовыми документами, какие теги должны обязательно присутствовать в html­документе  логическую структуру web­страницы   основные теги для форматирования текста, для вставки изображений, для создания гиперссылки Уметь:  организовывать поиск и оценивать информацию, получаемую из Интернета  определять качество и количество информации, передаваемое по определенному каналу связи  владеть понятиями сервер, программа­сервер, программа­клиент, хост  создавать   свой   электронный   ящик   на  web­сервере,   структурировать   входящие сообщения, просматривать маршрут следования письма  избирательно относиться к полученной информации  использовать web­ресурсы в повседневной жизни и в учебной деятельности  создавать web­страницу с использованием html­тегов  создавать  web­страницы   с   помощью   редактора   Блокнот,   создавать  web­сайты   с помощью web­редактора  организовывать  web­сайты,   используя   табличный   способ   представления информацииТематическое планирование  Глава 1. Информация и информационные процессы (9 часов) Дата  Тема урока   информация   и   информационные Информация   и   информационные   процессы   в неживой и живой природе. Человек: процессы.  Информация   и   информационные   процессы   в технике. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество   информации   как   мера   уменьшения неопределенности знания.  Определение   количества   информации.   Пр.р.   1.1. «Перевод единиц измерения». Алфавитный подход к определению информации. Пр.р. 1.2. «Тренировка ввода информации». Зачёт   №1   по   теме   «Информация   и информационные процессы». Домашнее задание П. 1.1.1, 1.1.2, примеры. П.1.1.3, задание в тетради. П.1.1.4, К.В. на с. 18. П.1.2.1, вопросы в тетради. П.1.2.2, 1.2.3, задание 1.1 на с.23­24. П.1.3.1, задание 1.4 на с.28. П.1.3.2, задания 1.6, 1.7 на с.29­30. П.1.3.3,   задания   1.8­1.10, подготовиться к зачёту. Проекты. № 1/1 2/2 3/3 4/4 5/5 6/6 7/7 8/8 9/9 Глава 2. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (9 часов) № 10/1 11/2 12/3 13/4 14/5 15/6 16/7 Дата  Тема урока Программная обработка данных на компьютере. Процессор и системная плата. Устройства ввода и вывода информации. Оперативная и долговременная память. Файлы и файловая система. Пр.р. 2.1. «Работа с файлами». Пр.р. 2.2. «Форматирование дискеты». Программное обеспечение компьютера. Пр.р. 2.3. «Определение разрешающей способности мыши». Графический   интерфейс   операционных   систем   и приложений.   Пр.р.   2.4.   «Установка   даты   и времени». Представление  информационного  пространства с помощью графического интерфейса.  Домашнее задание П.2.1, К.В. на с.35. П.2.2.1­2.2.3, кроссворды. заполнить   задание   в   П.2.2.4­2.2.5, таблицу. П.2.3.1­2.3.3, тетради. П.2.4, К.В. на с.63. П.2.5, повторить изученный материал. П. 2.6, вопросы в тетради.17/8 18/9 № 19/1 20/2 21/3 22/4 23/5 24/6 25/7 26/8 27/9 28/10 29/11 30/12 31/13 32/14 33/15 34/16 Компьютерные   вирусы   и   антивирусные программы.   Пр.р.   2.5.   «Защита   от   вирусов: обнаружение и лечение».  Зачёт №2 по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». П.2.7, К.В. на с.72,  подготовиться к зачёту. Рефераты. Глава 3. Коммуникационные технологии (16 часов) Дата  Тема урока Передача информации. Локальные   компьютерные   сети.   Пр.р.   3.1. «Предоставление доступа к диску». Состав Интернета. Адресация в Интернете. Пр.р. 3.2. «Подключение к Интернету». Маршрутизация   и   транспортировка   данных   по компьютерным сетям. Пр.р. 3.3. «География» Интернета». Всемирная   паутина.   Пр.р.   3.4.   «Путешествие   по Всемирной паутине». Электронная   почта.   Пр.р.   3.5.   «Работа   с электронной Web­почтой». Файловые архивы. Пр.р. 3.6. «Загрузка файлов из Интернета». Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Пр.р. 3.7. «Поиск информации в Интернете». Электронная коммерция в Интернете. Web­страницы   и   Web­сайты.   Структура   Web­ страницы.   Форматирование   текста   на   Web­ странице. Вставка   изображений   в   Web­страницы. Гиперссылки, списки, интерактивные формы. Пр.р.   3.8.   «Разработка   сайта   с   использованием языка разметки текста HTML». Зачёт   №3   по   теме   «Коммуникационные технологии». Заключительный урок. Домашнее задание П.3.1, лекция. П.3.2, К.В. на с.84.   3.3.2, П.3.3.1, исследование. П.3.3.3, вопросы в тетради.   задание­ Проекты. П.3.4.1, К.В. и задание 3.4 на с.97. П. 3.4.2, задание в тетради. П.3.4.3, сообщение. П.3.4.4­3.4.6,   вопросы   для рассуждения. П.3.5, заполнить таблицу в тетради. П.3.6, задание в тетради. П.3.7.1­3.7.3, лекция.   повторить П.3.7.4­3.7.7, тэги. Подготовить   проект   к защите. Индивидуальные задания.