Пояснительная записка
Тематическое планирование по изобразительному искусству для 8 класса разработано на основе программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.; Просвещение 2010г.) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта, в соответствии с федеральный Законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ), областным законом от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области», учебный планом лицея на 2016-17 уч. год и является
и является типовой. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития.
Цели художественного образования:
Общая характеристика учебного предмета.
VIII класс посвящен изучению синтеза искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Синтез искусств в архитектуре, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни .Изучение конструктивных искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры обучающихся. Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти по представлению, объемно-пространственное моделирование. Некоторые уроки - минипроект, и как итог защита минипроектов обучающимися по выбору учителя.
Формы и методы: изобразительный, демонстративный, урок- беседа, урок-обобщение, урок-упражнения , урок-выставка, индивидуальная и групповая и коллективная работа, практическая работа, поисковые группы, презентации; для единства восприятия и созидания на занятиях используются информационные технологии. Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
На каждом уроке необходимо применять здоровьесберегающие технологии :позы обучающихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы; гигиенические условия в кабинете; физкультминутки и физкультпаузы; использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности; благоприятный психологический климат на уроке и как критериями урока, удачного с точки зрения сохранения здоровья обучающихся являются: отсутствие усталости у детей и учителя, положительный эмоциональный настрой, удовлетворение от сделанной работы, желание продолжать работу
Межпредметная связь: история, литература, музыка, труд.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит VIII и IX – по 35 часов в II полугодии 1раз в неделю
Содержание курса
Синтез искусств (2 час). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Организовывать свое рабочее место. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения Овладение элементарными знаниями: о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств; о сложности современного творческого процесса в синтетических искусствах;
Синтез искусств в архитектуре (10 час). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Организовывать свое рабочее место, Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения .
Овладение элементарными знаниями, практическими умениями и навыками: виды архитектуры; как анализировать произведения архитектуры и дизайна; особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал; передавать в работе своё настроение и состояние от происходящего в природе, картинах жизни; работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; работать в технике коллажа, использовать композициях ритм линий, цвет, объём, статику и динамику тектоники, фактуру; использовать изобразительные средства выразительности применять разнообразные материалы
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре (4 час). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД)
Организовывать свое рабочее место, Следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные учебные действия. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения.
Оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чём сложность выполнения .
Овладение элементарными знаниями, практическими умениями и навыками: виды архитектуры; как анализировать произведения архитектуры и дизайна; особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественного начал; передавать в работе своё настроение и состояние от происходящего в природе, картинах жизни; работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; работать в технике коллажа, использовать композициях ритм линий, цвет, объём, статику и динамику тектоники, фактуру; использовать изобразительные средства выразительности применять разнообразные материалы
Развернутый тематический план
8 к л а с с
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Дата проведения |
|
8 А |
8 Б |
|||||||
Р
а з д е л 1. дизайн и архитектура –
конструктивные искусства |
||||||||
1 |
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
|
1 |
Изучение нового материала |
Объёмно-пространственная и плоскостная
композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметрич ная, фронтальная и глубин ная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие,
движение и статика, ритм, замкнутость |
Знать: – как анализировать произведения архитектуры и дизайна; – о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику; – особенности образного языка конструктивных видов искус ства, единство функциональ ного и художественного начал; – основные этапы развития и истории архитектуры и дизай на, тенденции современного конструктивного искусства; - работы Эля Лисицкого,
Уметь: – гармонично сбалансировать композиции из трех прямоугольников; – передавать в работе (выра жать) свое настроение (ощуще ние) и состояние от происходя щего в природе, картинах жизни; - выполнять композиц.09ии с использованием букв и текста. – передавать в работе (выра жать) свое настроение (ощуще ние) и состояние от происходя щего в природе, картинах жизни. |
Композиция из трех прямоугольников |
5.09 |
2.09 |
2 |
Прямые линии и организация пространства. |
1 |
Изучение нового материала. |
Решение с помощью прос тейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежё нность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-худо жественная осмыслен ность простейших плоскостных композиций. Образ – символ – знак. Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Творчество В.В.Кандинского. |
Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий |
12.09 |
09.09
|
|
3 |
Цвет – элемент композиционного творчества. |
1 |
Урок- практикум |
Рисунки (композиции) по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п. |
19.09 |
16.09
|
||
4 |
Свободные формы: линии и пятна. |
1 |
26.09 |
23.09 |
||||
5 |
Искусство шрифта. Буква – строка – текст (начало работы). |
1 |
Изучение нового материала; |
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной. Русский шрифт X-XVII вв. Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фоворский, Т.А. Маврина) |
Композиция заглавной буквы |
3.10 |
30.09 |
|
6 |
Искусство шрифта. Буква – строка – текст (завершение работы). |
1 |
10.10 |
7.10 |
||||
7 |
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. |
1 |
Повторение, закрепление изученного; выполнение заданий |
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного располо жения в пространстве пла ката и поздравительной открытки. |
Знать: -композиционные основы макетирования; -понятие «графический дизайн»; - синтез слова и изображения в искусстве плаката; - роль плаката в годы Великой Отечественной войны. Уметь: -выполнять образцы плаката и поздравительной открытки. |
Макеты плаката, поздравительной открытки |
17.10 |
14.10 |
8 |
Текст и изображение как элементы композиции. |
1 |
24.10 |
21.10 |
||||
9 |
Многообразие форм дизайна (Выбор темы и начало работы над макетом). |
1 |
Повторение, закрепление изученного; выполнение заданий |
Множественность, массо вость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытка. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Использование компьютерной графики в полиграфии. |
Знать: - многообразие видов полиграфии; -соединение
текста - элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала; - коллажная композиция: образность и технология ческого дизайна;
Уметь: - выполнять макет книги, журнала. |
Макет разворота книги. |
7.11 |
28.10 |
10 |
Многообразие форм дизайна (Представление работ). |
1 |
14.11 |
11.11 |
||||
Р а з д е л 2. художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий (7 часов) |
||||||||
11 |
Объект и пространство. От плоскостного изоб-ражения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность
|
1 |
Изучение нового материала |
Место расположения памятника и его значение Композиция
плоскостная |
Знать: - понятие «макет»; - понятия: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф; - выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика. - понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр; - возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны; - несущие и несомые элементы зданий; - иллюстрации: Уметь: – конструировать объемно-пространственные композиции; – моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; – работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды; – конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции |
Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм |
21.11 |
18.11 |
12 |
Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объёктов в архитектурном макете. |
1 |
Изучение нового материала |
Архитектура – искусство проектировать и строить. Виды архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство). Первоэлементы архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости, городища (мегалитическая архитектура). |
Достижение композиционного взаимосочетания объектов |
28.11 |
25.11 |
|
13 |
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. |
1 |
Изучение нового материала |
Важнейшие архитектурные элементы зданий. Архитектура моего края, города. Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Ворота – одна из главных символических форм города. Ордерная система.. |
Соединение объемов, составляющих здание
|
5.12 |
2.12 |
|
14 |
Важнейшие архитектурные элементы здания. (Архитектура моего города). |
1 |
Изучение нового материала |
Создание эскиза архитектурных элементов здания |
12.12 |
9.12 |
||
15 |
Вещь: красота |
1 |
Изучение нового материала |
Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени.
|
Знать: - красота и целесообразность вещей; - вещь: красота и целесообразность; - единство художественного и функционального в вещи; - вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени; - понятие «инсталяция»; - мастера инсталляции: Дж.Кошут «Один и три стула», Э.Кинхольц «Инсталяция», Р.Раушенберг «Резервуар». |
Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж) |
19.12 |
16.12 |
16 |
Роль и значение материала и конструкции. |
1 |
Изучение нового материала |
Роль и значение материала в
конструкции. Взаимосвязь формы |
Знать: - роль и значение материала в конструкции; - цвет в архитектуре и дизайне; - отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах; - эмоциональное - влияние развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам -архитектуру Елабуги; Уметь: - выполнять задания на закрепление. |
Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи – сапоги-скороходы, ковер-самолет |
9.01 |
23.12 |
17 |
Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектура Древней Руси.
|
1 |
Изучение нового материала |
Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне. История архитектуры Древней Руси. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. Психологическое воздействие цвета. |
Знать: - несущие и несомые элементы зданий; - Триумфальная арка, Кремль, Грановитая палата в Москве, Исаакиевский собор Уметь: - использование элементов здания в макете проектируемого объекта. |
Цветовое решение макетной композиции |
16.01 |
13.01 |
Р а з д е л 3. город и человек. социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека (9 часов) |
||||||||
18 |
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры XVIII столетия. Стиль барокко, античный, романский. |
1 |
Изучение нового материала |
История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры |
Знать: - исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей; - дизайн – средство создания пространственно – вещной среды интерьера.
Уметь: – использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвет, объем, статику и динамику тектоники, фактуру; – владеть навыками формирования, использования объемов в дизайне и архитектуре; – создавать композиционные макеты объектов, архитектурные образы графическими материалами; – работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, панно, фреска); – выполнять рельеф, витражную розетку (бумажная пластика), мозаику (по собственному эскизу), аппликацию; – оформлять интерьер школы, своей комнаты; –изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего» |
Силуэтная зарисовка знаменитых построек |
23.01 |
20.01 |
19 |
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Архитектура ХХ столетия. Модерн. |
1 |
Изучение нового материала |
Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий |
Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего» |
30.01 |
27.01 |
|
20 |
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монументальной живописи. |
1 |
Изучение нового материала, повторение, |
Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике |
Макетно-рельефное моделирование района |
6.02 |
3.02 |
|
21 |
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды |
1 |
Закрепление, выполнение практических заданий |
Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера |
Создание проекта парка с городской мебелью |
13.02 |
10.02 |
|
22 |
Интерьер и вещь в доме. |
1 |
Повторение, закрепление, выполнениепрактических заданий. |
20.02 |
17.02 |
|||
23 |
Дизайн – средство создания интерьера |
1 |
Историчность и социальность интерьера |
Интерьер в технике аппликации |
27.02 |
3.03 |
||
24 |
Природа и архитекту ра. Организация архитектурно-ландшафтного пространства. |
1 |
Закрепление, выполнение практических заданий |
Понятие «архитектурно-ландшафтное пространство». Синтез природы и архитектуры. |
Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д. |
6.03 |
10.03 |
|
25 |
Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. (Начало работы). |
1 |
|
Истоки монументальных вдов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве
|
Знать: - опроектировании города: архитектурном замысле и его осуществлении. Уметь: - применять знания на практике при выполнении упражнений; – работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды. |
|
13.03 |
17.03 |
26 |
Ты архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление. (Завершение работы). |
1 |
Практикум, проектная деятельность |
Коллективная работа над макетной композицией: проект города |
20.03 |
17.03 |
||
Р а з д е л 4. человек в зеркале дизайна и архитектуры (9 часов) |
||||||||
27 |
Мой дом – мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка дома. |
1 |
Изучение нового материала |
Мечты и представления учащихся о своём будущем жилище, реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. |
Знать: -функционально – архитектурную планировку своего дома. Уметь: – использовать изобразительные средства выразительности при моделировании архитектурного ансамбля; – применять разнообразные материалы (бумага, картон), краски (гуашь, акварель), графические материалы тушь, мелки) при выполнении творческих работ; – использовать материалы для работы в объеме (картон, бумага, пластилин); |
Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома |
3.04 |
24.03 |
28 |
Интерьер комнаты – портрет хозяина. Дизайн интерьера. |
1 |
Изучение нового материала |
Моделирование архитектуры и
архитектурного ансамбля. Функциональная красота |
Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж) |
10.04 |
7.04 |
|
29 |
Дизайн и архитектура моего сада.
|
1 |
Урок-экскурсия |
Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организация палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы и мини-пруды. Выполнение творческой работы «Мой сад» |
|
17.04 |
14.04 |
|
30 |
Мода и культура. Дизайн одежды |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие «дизайн одежды». Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности. Специфика эскиза модных коллекций одежды – создание рисунка-копии. Создание собственного проекта вечернего платья (костюма). |
Знать: - основные понятия о дизайне современной одежды; -историю костюма Уметь: – создавать творческие работы по собственному замыслу и воображению; – выступить публично (доклад, презентация, защита творческого проекта и т. п.) |
Проект вечернего платья, костюма |
24.04 |
21.04 |
31 |
Мой костюм – мой облик. |
1 |
Изучение нового материала |
О психологии
индивидуального и массового. Мода - бизнес |
|
Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект) |
8.05 |
28.04 |
32 |
Дизайн современной одежды |
1 |
15.05 |
5.05 |
||||
33 |
Грим, визажистика и прическа в практике дизайна |
1 |
Урок-видео экскурсия |
Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в
разные эпохи. Рисование причёски |
Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок |
22.05 |
12.05 |
|
34 |
Имидж: лик или личина? Сфера имидж -дизайна |
1 |
Изучение нового материала |
Ознакомление с различными
образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводыСоздание (по
группам) имиджмейкерского сценария-проекта |
Коллективное задание группам: сценарные разработки проекта имиджа |
29.05 |
19.05 |
|
35 |
Моделируя себя, моделируешь мир
|
1 |
Урок-практикум |
Моделируя себя, моделируешь и создаёшь мир и своё завтра. Понимание роли
дизайна |
Знать: - роль дизайна |
Индивидуальная творческая работа |
|
26.05 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.