Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс
Оценка 4.9

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
обществознание +1
5 кл—11 кл +1
13.02.2017
Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Рабочая программа 5 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 5 класс - ФГОС.docx
« Обществознание» 5 класс                                               Пояснительная записка Программа курса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки   РФ   от   17.12.2010г.   №   1897,   Концепции   духовно­нравственного   развития   и   воспитания личности   гражданина   России,   планируемых   результатов   освоения   основной   образовательной программы   основного   общего   образования   в   соответствии   с   Примерной   программой   по обществознанию для 5 – 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).                                              1.Цели изучения курса Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей: o развитие личности  в ответственный период социального взросления  человека (10 ­15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том   числе   экономической   и   правовой)   информации   и   определения   собственной   позиции; нравственной   и   правовой   культуры,   экономического   образа   мышления,   способности   к самоопределению и самореализации; o воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным   нормам;   приверженности   гуманистическим   и   демократическим   ценностям, закрепленным в Конституции РФ; o освоение   на   уровне   функциональной   грамотности   системы   знаний,   необходимых   для социальной   адаптации:   об   обществе;   основных   социальных   ролях;   о   позитивно   оцениваемых обществом   качествах   личности,   позволяющих   успешно   взаимодействовать   в   социальной   среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; o формирование   опыта  применения   полученных   знаний   для  решения  типичных   задач  в области   социальных   отношений;   экономической   и   гражданско­общественной   деятельности; межличностных   отношений;   отношений   между   людьми   различных   национальностей   и вероисповеданий;   самостоятельной   познавательной   деятельности;   правоотношений;   семейно­ бытовых отношений.            2.Характеристика содержания курса «Обществознание» для основной школы. Структура курса и последовательность предъявления материала. Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики   его   развертывания,   также   особенностями   построения   учебного   содержания   курса   для школьников­подростков. Программа   предусматривает   выделение   двух   относительно   самостоятельных   этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся. Содержание первого этапа курса (5 – 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы   должны   быть   раскрыты   через   противопоставление   добра   и   зла,   справедливости   и несправедливости.   Основой   содержания   являются   моральные   и   правовые   нормы.   Это   создаст условия   для   единства   обучения   и   воспитания,   определяющего   нравственные   ориентиры, формирующего образцы достойного поведения. В   5   классе   содержание   курса   носит   преимущественно   пропедевтический   характер, связанный   с   проблемами   социализации   младших   подростков.   На   этом   этапе   обеспечивается преемственность   по   отношению   к   курсу   «Окружающий   мир»,   изучаемому   в   начальной   школе. Открывается   курс   темой   «Человек»,   где   рассматриваются   важнейшие   социальные   свойства человека.   Программа   последовательно   вводит   ученика   в   расширяющийся   круг   социальных институтов:   от   самого   близкого   и   эмоционально   значимого   –   тема   «Семья»   и   «Школа»   через раскрытие   важнейшей   стороны   человеческой   жизни   в   теме   «Труд»   до   самого   общественно значимого   –   тема   «Родина».   Учащиеся   расширяют   круг   сведений   не   только   о   важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более   высоком   уровне:   круг   знаний   о   человеке   в   обществе   расширяется.   Тема   «Человек   в социальном измерении» дает относительно развернутое представление о личности и ее социальных качествах,   о   человеческой   деятельности,   включая   познавательную.   Проблеме   качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема – «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует взаимоотношения с другими людьми. В   7   классе   школьники   проходят   важный   рубеж   своего   социального   взросления:   им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина РФ, расширяются их права в экономических отношениях,   наступает   уголовная   ответственность   за   некоторые   виды   преступлений. Соответственно курс дает им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них – «Регулирование проведения людей в обществе» ­ представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема –   «Человек   в   экономических   отношениях»   ­   дает   представление   о   таких   проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики – производству, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль   в   обществе   –  создание   материальных   благ   для   удовлетворения   потребностей   людей.   При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных   участников   экономики   –   потребителей   и   производителей.   Кроме   того,   программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На втором этапе курса для старших подростков (8 – 9 классы) все его содержательные компоненты   (социально­психологические,   морально­этические,   социологические,   экономические, правовые и т.д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно. В 8 классе предложены четыре темы. Первая – «Личность и общество» ­ вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема – «Сфера духовной жизни»   ­   вводит   ученика   в   круг   проблем   морали,   важных   для   осознания   себя   кК   существа нравственного.   Кроме   того,   в   этой   теме   учащиеся   получают   возможность   познакомиться   с функционированием   в   обществе   системы   образования,   науки   и   религии,   с   информационными процессами   в   обществе.   Тема   «Экономика»   углубляет   знания   учащихся   об   основных экономических   проявлениях   (производство,   обмен,   потребление)   через   раскрытие   ключевых экономических   понятий.   Изучаются   понятия   относительно   высокой   степени   обобщенности, охватывающие   широкий   спектр   разнообразных   явлений   экономической   жизни   (экономическая система,   рынок,   собственность,  ограниченность   ресурсов).   Преимущество   отдано  рассмотрению вопросов   микроэкономики   –   экономическим   отношениям   между   отдельными   хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим   проблемам,   включая   роль   государства   в   экономике,   безработицу, международную   торговлю.   Тема   «Социальная   сфера»   раскрывает   ключевые   социологические понятия:   социальная   структура,   социальные   группы,   социальная   роль,   социальный   статус, социальная   мобильность,   социальный   конфликт,   межнациональные   отношения.   На   их   основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» дает   обобщенное   представление   о   власти   и   отношениях   по   поводу   власти,   раскрывает   роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая – отраслям пава. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются 2 основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ,   а   также   механизм   реализации   и   защиты   прав   и   свобод   гражданина   РФ.   Учащимся предъявляются в определенной мере систематизированные знания о праве. Изучение   содержания   курса   по   обществознанию   в   основной   школе   осуществляется   во взаимосвязи   с   содержанием   программ   дополнительного   образования,   деятельностью   детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям. Достижение   поставленных   целей,   успешное   овладение   учебным   содержанием   данного предмета   предполагают   использование   разнообразных   средств   и   методов   обучения.   На   первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса   по   обществознанию,   особое   значение   приобретают   методы,   помогающие   раскрытию   и конкретизации рассматриваемых Понтий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным   опытом,   с   собственными   наблюдениями   детей   и   с   их   уже   сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 – 9 классов   готовности   к   правомерному   и   нравственно   одобряемому   поведению   поможет реконструкция   и   анализ   с   позиций   норм   морали   и   права   типичных   социальных   ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.  Программа   по   обществознанию   для   основной   школы   призвана   помочь   выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности. 3.Программа курса«Обществознание» в 5 классе  рассчитана на 34 учебных  часа  в год   (1 час в неделю ).                                                     4.Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: o мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; o заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; o ценностные   ориентиры,   основанные   на   идеях   патриотизма,   любви   и   уважения   к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного   единства;   признании   равноправия   народов,   единства   разнообразных   культур; убежденности   в   важности   для   общества   семьи   и   семейных   традиций;   осознании   своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями. Метапредметные результаты o умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); o умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; o способность   анализировать   реальные   социальные   ситуации,   выбирать   адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; o овладение   различными   видами   публичных   выступлений   (высказывания,   монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; o умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1). Использование элементов причинно­следственного анализа; 2). Исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3 3). Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4).   Поиск   и   извлечение   нужной   информации   по   заданной   теме   в   адаптированных источниках различного типа; 5). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального   ряда   в   текст   и   др.);   выбор   знаковых   систем   адекватно   познавательной   и коммуникативной ситуации; 6). Подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7). Оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других   людей,   в   том   числе   для   корректировки   собственного   поведения   в   окружающей   среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8).   Определение   собственного   отношения   к   явлениям   современной   жизни, формулирование своей точки зрения. Предметные результаты: o относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; o знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; o знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; o умения   находить   нужную   социальную   информацию   в   педагогически   отобранных источниках;   адекватно   ее   воспринимать,   применяя   основные   обществоведческие   термины   и понятия;   преобразовывать   в   соответствии   с   решаемой   задачей   (анализировать,   обобщать, систематизировать,   конкретизировать   имеющиеся   данные,   соотносить   их   с   собственными знаниями);   давать   оценку   общественным   явлениям   с   позиций   одобряемых   в   современном российском обществе социальных ценностей; o понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; o знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; o приверженность   гуманистическим   и   демократическим   ценностям,   патриотизм   и гражданственность; o знание   особенностей   труда   как   одного   из   основных   видов   деятельности   человека, основных   требований   трудовой   этики   в   современном   обществе,   правовых   норм,   регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; o понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; o понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; видами деятельности; o понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; o знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими o знание   новых   возможностей   для   коммуникации   в   современном   обществе;   умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; o понимание   языка   массовой   социально­политической   коммуникации,   позволяющее осознанно   воспринимать   соответствующую   информацию;   умение   различать   факты,   аргументы, оценочные суждения; o понимание значения коммуникации в межличностном общении; o умение   взаимодействовать   в   ходе   выполнения   групповой   работы,   вести   диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; o знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. 4 5.Содержание курса по обществознанию в соответствии с примерной программой (2011 г.) Раздел Инвариативная часть (94 %) Социальная сущность личности – 12 часов  Количество часов I. Человек  II. Семья III. Школа IV. Труд V. Родина Современное общество – 20 часов  Вариативная часть (6 %) 5  7  7 6 7 Повторение и контроль Содержание курса в соответствии с Рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., 2 Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).: Глава I. Человек – 5 часов. Цели   и   ценность   человеческой   жизни.   Природа   человека.   Человек   –   биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность. Отрочество   –   особая   пора   жизни.   Особенности   подросткового   возраста.   Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Глава II. Семья – 7 часов. Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное   хозяйство.   Забота   и   воспитание   в   семье.   Распределение   обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Глава III. Школа – 7 часов. Роль   образования   в   жизни   человека.   Значение   образования   для   общества.   Ступени школьного образования. Образование   и   самообразование.   Учеба   –   основной   труд   школьника.   Учение   вне   стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.                                                                     Глава IV. Труд – 6 часов. Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство. Труд   и   творчество.   Ремесло.   Признаки   мастерства.   Творческий   труд.   Творчество   в искусстве.                                                                                                                 Глава V. Родина – 7 часов. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражд Россия   –  многонациональное   государство.   Национальность   человека.   Народы   России   – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. 5 Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.                         Итоговое повторение и контроль – 2 часа Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина». К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» ­ тестирование. Выполнение учащимися компетентностно­ориентированных заданий.                                            7.Учебно­методический комплект. 1. Боголюбов   Л.Н.,   Городецкая   Н.И.,   Иванова   Л.Ф.   и   др.   Обществознание.   Рабочие программы.   Предметная   линия   учебников   под   ред.   Л.Н.   Боголюбова.   5­9   классы:   М., «Просвещение», 2014. 2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2014. 3. Л.Н.   Боголюбов   и   др.   Обществознание.   Рабочая   программа.   5   класс:   М., «Просвещение», 2014. 4. Боголюбов   Л.Н.   и   др.   Обществознание.   Поурочные   разработки.   5   класс:   М., «Просвещение», 2012.                5. Рабочие программы. Обществознание. Под ред. Боголюбова Л.Н. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2012.              6.  Поздеев А.В. Контрольно – измерительные материалы. Обществознание. ООО ВАКО, 2014. Дополнительная литература для учащихся: 1."Обществознание в вопросах и ответах", пособие­репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой,  Ростов, 2009.                                                                                                                                        2. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.                         3.Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С­Пб,  «Литера»2009.                                                                                                                                     Дополнительная литература для учителя:                                                                        1.Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». ­М.: Русское слово, 2010.                                2.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию­М.: Русское слово, 2009.                                   Электронные ресурсы                                  1.http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html                                      2.http://socio.rin.ru/                                                                         3.http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и  обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.                    4.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов       5.http://school­collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.         Предпочтительные формы организации учебного процесса  Типы уроков ­ игра ­ дискуссия ­ практикум Педагогические технологии Интерактивные: ­ игровые; ­ ТРИЗ; Формы работы Индивидуальная Групповая Группы с переменным составом 6 ­   лабораторная работа ­ беседа ­ технология дискуссии; ­ проектная технология;  ­ проблемное обучение; ­   технология   развития   критического мышления Преобладающие   формы   текущего   контроля   знаний,   умений,   навыков   и промежуточной аттестации обучающихся. Вид контроля Тестирование Индивидуальные   карточки   с   разнотиповыми задачами  Контрольная   работа,   состоящая   из   заданий, требующих развернутого ответа Исторический диктант Работа над проектом Авторы заданий ­­­Жадаев   Д.Н.,   Брехач   Р.А.   Обществознание. Компетентностно­ориентированные   задания: Ростов­на­Дону, «Легион», 2011. ­­­Митькин   А.С.   Рабочая   тетрадь   по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012. Количество контрольных работ – 5 Количество самостоятельных работ – 2 Материально­техническое обеспечение учебного процесса  дидактический материал:  оборудование и приборы: 1. Таблицы по темам 2. Компьютер, проектор                            8.Планируемые результаты изучения курса 1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания  социальной реальности и повседневной жизни).                                                                               Основная функция познавательная: беседы, просмотр и обсуждение аудио, видео, текстового  материала, работа с Интернет – ресурсами, конференция, викторина и др. Данный уровень  результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности  детей станет собственно социальный мир. Большое место здесь будет уделяться познанию жизни  людей, познанию общества: его структуры и принципов существования, норм этики и морали,  базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей  межнациональных и межконфессиональных отношений. Причем важны здесь будут не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые  нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной его  социализации в обществе. Как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего  нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека,  попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно  оплатить коммунальные платежи и т.п. Отсутствие этих элементарных социальных знаний может  сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.                                     2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым  ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).                                           Основная функция – формирование личностного отношения: дискуссия, дебаты, круглый стол,  семинары, создание и поиск путей решения проблемных ситуаций, ролевая, деловая,  коммуникативная и др. игры. Необходимо инициировать и организовывать работу школьников с  воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу мнение,  вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и  вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии,  о войне и экологии, о культуре, об экономических, политических или социальных проблемах  нашего общества. Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности  будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.      7 3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного  ценностно­окрашенного социального действия).                                                                                    Основная функция – деятельностная: выставки, олимпиады, исследовательские проекты,  компьютерная презентация и др. Достижение результатов третьего уровня будет возможно при  условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой  общественной среде.  Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: Формулировки личностных результатов во ФГОС 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,  своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение  гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского  общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к  саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному  выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в  мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных  интересов;  3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития  науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное  многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре,  религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности  вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;  5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;  6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно­ полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и  мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие  умения: УУД Формулировки метапредметных результатов во ФГОС 8 Регулятивные 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной  деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;  2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том  числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные  способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,  осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения  результата, определять способы действий в рамках предложенных  условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности;  Познавательные 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать  аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и  критерии для классификации, устанавливать причинно­следственные  связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,  модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Коммуникативны е 8) смысловое чтение;  9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную  деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в  группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе  согласования позиций и учёта интересов; формулировать,  аргументировать и отстаивать своё мнение;  10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и  потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной  речью Предметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения: 9 1­я линия развития личности. Умение понимать связи между людьми в обществе:                     1.Добывать и критически оценивать информацию.                                                          2.Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде текста, таблицы,  схемы.                                                                                                                                                         3.Обобщать.                                                                                                                                                      4.Группировать. 5.Сравнивать факты, явления и понятия.                                                                                                   6.Устанавливать причинно­следственные связи.                                                                                          2­я линия развития личности. Умение занимать свою позицию в обществе:                        1.Определять и объяснять другим людям своё отношение к общественным нормам.                              2. Принимать решения в ответственных ситуациях и не бояться отвечать за свои поступки.                 3.Уметь договариваться с людьми, преодолевать конфликты.                                                                   3­я линия развития личности. Умение действовать в рамках закона и нравственных норм:        1.Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений. Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный  контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют: 1.определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету        ( согласно учебного плана); 2.установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента  государственного образовательного стандарта общего образования; 3.осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и  программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и  контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант,  тестовая работа, рабата с карточками. Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока.  Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в  классный журнал к следующему уроку. Формы и средства контроля Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ,  тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов Изучение разделов завершается повторительно­обобщающими уроками ( в форме тестирования,  работы с документами). 2.Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника,  осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля. Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным  учебным графиком.  Критерии оценивания. Критерии 5 (ОТЛ.) 4 (ХОР.) 3 (УД.) 2 (НЕУД.) 10 1. Организация ответа  (введение,  основная  часть,  заключение) Удачное  использование  правильной  структуры ответа  (введение ­  основная часть ­  заключение);  определение темы;  ораторское  искусство (умение  говорить) Использование  структуры ответа,  но не всегда  удачное;  определение темы; в ходе изложения  встречаются паузы,  неудачно  построенные  предложения,  повторы слов Отсутствие некоторых  элементов ответа;  неудачное определение  темы или её определение после наводящих  вопросов; сбивчивый  рассказ, незаконченные  предложения и фразы,  постоянная  необходимость в  помощи учителя Неумение  сформулировать  вводную часть и  выводы; не может  определить даже с  помощью учителя,  рассказ  распадается на  отдельные  фрагменты или  фразы 2. Умение  анализировать  и делать  выводы Выводы опираются  не основные факты  и являются  обоснованными;  грамотное  сопоставление  фактов, понимание  ключевой проблемы и её элементов;  способность  задавать  разъясняющие  вопросы; понимание противоречий  между идеями Некоторые важные  факты упускаются,  но выводы  правильны; не  всегда факты  сопоставляются и  часть не относится к проблеме; ключевая  проблема  выделяется, но не  всегда понимается  глубоко; не все  вопросы удачны; не  все противоречия  выделяются Упускаются важные  факты и многие выводы  неправильны; факты  сопоставляются редко,  многие из них не  относятся к проблеме;  ошибки в выделении  ключевой проблемы;  вопросы неудачны или  задаются только с  помощью учителя;  противоречия не  выделяются Большинство  важных фактов  отсутствует,  выводы не  делаются; факты  не соответствуют  рассматриваемой  проблеме, нет их  сопоставления;  неумение  выделить  ключевую  проблему (даже  ошибочно);  неумение задать вопрос даже с помощью  учителя;  нет понимания  противоречий 3.  Иллюстрация  своих мыслей Теоретические  положения  подкрепляются  соответствующими  фактами Теоретические  положения не всегда подкрепляются  соответствующими  фактами Теоретические  положения и их  фактическое  подкрепление не  соответствуют друг  другу Смешивается  теоретический и  фактический  материал, между  ними нет  соответствия 4. Научная  корректность  (точность в  использовании  фактического  материала) Отсутствуют  фактические  ошибки; детали  подразделяются на  значительные и  незначительные,  идентифицируются  как  правдоподобные,  вымышленные,  спорные,  сомнительные;  Встречаются  ошибки в деталях  или некоторых  фактах; детали не  всегда  анализируются;  факты отделяются  от мнений Ошибки в ряде  ключевых фактов и  почти во всех деталях;  детали приводятся, но  не анализируются;  факты не всегда  отделяются от мнений,  но учащийся понимает  разницу между ними Незнание фактов и  деталей, неумение  анализировать  детали, даже если  они  подсказываются  учителем; факты и  мнения  смешиваются и  нет понимания их  разницы 11 факты отделяются  от мнений 5. Работа с  ключевыми  понятиями Выделяются все  понятия и  определяются  наиболее важные;  чётко и полно  определяются,  правильное и  понятное описание Выделяются важные понятия, но  некоторые другие  упускаются;  определяются  чётко, но не всегда  полно; правильное и  доступное описание Нет разделения на  важные и  второстепенные  понятия; определяются,  но не всегда чётко и  правильно; описываются  часто неправильно или  непонятно Неумение  выделить понятия,  нет определений  понятий; не могут  описать или не  понимают  собственного описания 6. Причинно­ следственные  связи Умение переходить  от частного к  общему или от  общего к частному;  чёткая  последовательность Частичные  нарушения  причинно­ следственных  связей; небольшие  логические  неточности Причинно­следственные  связи проводятся редко;  много нарушений в  последовательности Не может провести  причинно­ следственные  связи даже при  наводящих  вопросах,  постоянные нарушения  последовательности Критерии оценки устного ответа:                                                                                                           1.глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ  ученика оценивается пятью баллами;                                                                                                         2.твердое знание материала в пределах программных требований ­ четырьмя;                                      3.неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений  оценивается – тремя баллами;                                                                                                                      4.наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком  оценивается отрицательно, отметкой «2»;                                                                                       Критерии оценки работы на уроке:                                                                                                          1.активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается  пятью баллами;                                                                                                                                              2.активное участие в процессе урока с допущением каких­либо ошибок в процессе выполнения  задания ­ четырьмя;                                                                                                                                       3.неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя  баллами;                                                                                                                                                          4.полное отсутствие активности ­ отметка «2»; Критерии оценки тестового задания:  1. 75­100% ­ отлично «5»;                                                                                                                               2. 60­74% ­ хорошо «4»                                                                                                                                   3. 50­59% ­ удовлетворительно «3»;                                                                                                              4. менее 50% ­ неудовлетворительно «2»; Критерии оценки сообщения или проекта:  1.Глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;  2.Привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ ­ четырьмя;  12 3.Выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные  вопросы – тремя баллами; 4.Полное отсутствие работы ­ отметка «2»; Критерии выведения оценок за триместр и годовых оценок: Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований: ­ активная и правильная работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований: ­ активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке; ­ выполнение дополнительных заданий по желанию; ­ высокий уровень знания базового материала; Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований: ­ отсутствие самостоятельной активности на уроке; ­ отсутствие выполнения дополнительных заданий; ­ низкий уровень знания базового материала; 13 Поурочное тематическое планирование курса  «Обществознание» 5 класс. Формируемые УУД Тема Основное содержание урока Мате­ риал в учеб­ нике. Личностные Познавательные Регуля­ тивные Комму­ никативные Дата по пл а­ ну Фак­ ти­ чес­ ки № уро ­ка в рам ­ ках кур са № ур о­ ка в ра м­ ка х раз ­ де ла Глава I. Человек – 5 часов. 1 1 Загадка  человека 2 2 Загадка  человека ­  происхожд ение и  развитие. Уважение к  личности и её  достоинству  Цели и ценность  человеческой жизни.  Природа человека. Человек – биологическое существо.  Отличие человека от  животных,  наследственность. Происхождение и развитие  человеческого общества § 1 § 1 Задавать  вопросы,  необходим ые для  организаци и  собственно й  деятельнос ти  Раскрывать на  конкретных  примерах цели и  ценность  человеческой  жизни. Характеризовать и конкретизировать  конкретными  примерами  биологическое и  социальное в  природе человека. Сравнивать  свойства человека  и животных. Самостоя тельно  анализиро вать  условия  достижен ия цели  на основе  учёта  выделенн ых  учителем  ориентир ов  действия  в новом 3 4 5 3 4 5 6 1 7 2 Отрочество – особая  пора жизни Отрочество – особая пора  жизни. Особенности  подросткового возраста.  Отрочество – особая  пора жизни Размышления подростка о  будущем.  Самостоятельность –  показатель взрослости. Практикум  по главе I Человек­ социальное и  биологическое  существо.Возраст человека Готовность и  способность к  выполнению  моральных  норм в  отношении  взрослых и  сверстников в  школе, дома,  во внеучебных  видах  деятельности Описывать  отрочество как  особую пору  жизни. Раскрывать на  конкретных  примерах значение самостоятельност и как показателя  взрослости. учебном  материал е Глава II. Семья – 7 часов. Семья и  семейные  отношения Семья и семенные  отношения. Семья под  защитой государства.  Семейный кодекс.  Семья и  семейные  отношения Виды семей. Отношения  между поколениями.  Семейные ценности и  нормы. Уважение к  ценностям  семьи,   признание  ценности  здоровья,  своего и  других людей,  оптимизм в  восприятии  мира. Умение  самостоятельн о  контролироват ь своё время и  управлять им Показывать на  конкретных  примерах меры  государственной  поддержки семьи. Сравнивать  двухпоколенные и  трехпоколенные  семьи.  Исследовать  несложные  практические  ситуации,  связанные с  отношениями в  семье, типичными  для разных стран и Целепола гание,  включая  постановк у новых  целей,  преобразо вание  практичес кой  задачи в  познавате льную Выражать  собственну ю точку  зрения на  значение  семьи. Аргументи ровать  свою точку  зрения,  спорить и  отстаивать  свою  позицию не  враждебны м для  оппонентов § 2 § 2 § 1­§  2 § 3 § 3 исторических  периодов. образом 8 9 3 4 10 5 11 6 Семейное  хозяйство Семейное  хозяйство Семейное хозяйство.  Забота и воспитание в  семье. Распределение  обязанностей.  Обязанности подростка.  Рациональное ведение  хозяйства. Свободное  время Практикум  по главе  II Свободное время. Занятия  физкультурой и спортом.  Телевизор и компьютер.  Увлечения человека.  Значимость здорового  образа жизни. Семья.Семейное хозяйство. Роль подростка в семье  .Свободное время  подростка. Характеризовать  совместный труд  членов семьи. Сравнивать  домашнее  хозяйство  городского и  сельского жителя. Описывать  собственные  обязанности в  ведении семейного хозяйства. Исследовать  несложные  практические  ситуации,  связанные с  проведением  подростками  свободного  времени. § 4 § 4 § 5 Подг.  К к/ р 12 7 13 1 14 2 15 3 Определение понятий «  семья», «семейное  хозяйство», «свободное  время» ПОУ по  теме  «Человек и  его  ближайшее  окружение» Описывать и  оценивать  собственные  увлечения в  контексте  возможностей  личностного  развития. Характеризовать  значимость  здорового образа  жизни. Глава III. Школа – 7 часов. Образовани е в жизни  человека Образование Значение  образования для общества.  Ступени  дошкольного и  школьного образования. Образовани е в жизни  человека Роль образования в жизни  человека. Основные  трудности подростка в  школе. Образовани е и само­ образовани е Самообразование. Учеба –  основной труд школьника.  Учение вне стен школы.  Умение учиться.Роль  самообразования в системе  образования и воспитания  личности. Готовность и  способность к  участию в  школьном  самоуправлени и в пределах  возрастных  компетенций  (дежурство в  школе и  классе, участие в детских и  молодёжных  общественных  организациях,  школьных и  внешкольных  мероприятиях) . Готовность и  Исследовать  несложные  ситуации из жизни  человека и  общества,  раскрывающие  значимость  образования в  наше время и в  прошлом. Описывать  ступени шк.  образования Характеризовать  учебу как  основной труд  школьника. Опираясь на  примеры из  художественных  Оцениват ь  собственн ое умение учиться и  возможно сти его  развития. Выявлять  возможно сти  практичес кого  применен ия  получаем ых в  школе  знаний. Оцениват Организовы вать и  планироват ь учебное  сотрудниче ство с  учителем и  сверстника ми,  определять  цели и  функции  участников, способы  взаимодейс твия;  планироват ь общие  способы  работы к/р § 6 § 6 § 7 16 4 17 5 18 19 6 7 Образовани е и само­ образовани е Подростки и  самообразование.  Взаимодействие  образования и  самообразования в  школьный период. способность к  выполнению  норм и  требований  школьной  жизни, прав и  обязанностей  ученика. Одноклас­ сники,  сверстники, друзья Практикум  по главе III ПОУ по  теме»  Школьное  окружение» Дружба и товарищество.  Отношения младшего  подростка с  одноклассниками,  сверстниками, друзьями.  Дружный класс. Образование ,  самообразование и их роль  вжизни человека. Образование ,  самообразование и их роль  вжизни человека.Общение.  Дружба и товарищество. § 7 § 8 подг.   к к/р К/р ь  собственн ое умение общаться  с  одноклас сниками и друзьями. произведений,  выявлять  позитивные  результаты  учения. С опорой  на конкретные  примеры  характеризовать  значение  самообразования  для человека. Использовать  элементы  причинно­ следственного  анализа при  характеристике  социальных связей младшего  подростка с  одноклассниками,  сверстниками,  друзьями. Иллюстрировать  примерами  значимость  товарищеской  поддержки  сверстников для  человека. Глава IV. Труд – 6 часов. 20 1 21 2 22 3 23 24 25 4 5 6 Труд –  основа  жизни Труд –  основа  жизни Труд – основа жизни.  Содержание и сложность  труда. Результаты труда.  Заработная плата.  Труд – условие  благополучия человека.  Благотворительность и  меценатство. Потребность в  участии в  общественной  жизни  ближайшего  социального  окружения,  общественно  полезной  деятельности Труд и творчество.  Ремесло. Признаки  мастерства. Творческий  труд. Творчество в  искусстве Творчество и  шедевры.Мастера и их  творения Труд.Творчество.Шедевр.В иды творческого труда Труд – основа жизни. Труд  и творчество Труд и  творчество Труд и  творчество Практикум  по главе IV ПОУ по  теме «Труд в жизни  человека» Объяснять  значение трудовой деятельности для  личности и  общества. Характеризовать  особенности труда как одного из  основных видов  деятельности  человека. Различать  материальную и  моральную оценку труда. Приводить  примеры  благотворительнос ти и меценатства. Различать  творчество и  ремесло. Раскрывать  признаки  мастерства на  примерах  творений  известных  мастеров. § 9 § 9 Устанавл ивать  целевые  приорите ты. Умение  прилагать волевые  усилия и  преодоле вать  трудност и и  препятств ия на  пути  достижен ия целей Определять собственно е  отношение  к  различным  средствам  достижения успеха в  труда. Адекватно  использова ть речь для  планирован ия и  регуляции  своей  деятельнос ти § 10 § 10 Подг.  к к/р К/р Глава V. Родина – 7 часов. 26 1 27 2 Наша  Родина –  Россия  Государство.Признаки  государства.Признаки  России как государтва. Наша  Родина –  Россия Наша Родина – Россия,  Российская Федерация.  Субъекты Федерации.  Многонациональное  государство. Любовь к  Родине. Что значит быть  патриотом. § 11 § 11 Представление о территории и границах  России. Образ  социально­ политического  устройства —  представление  о  государственн ой организации России, знание  государственн ой символики  (герб, флаг,  гимн), знание  государственн ых праздников. Объяснять смысл  понятия «субъект  РФ». Знать и называть  статус субъекта  РФ, в котором  находится школа. Характеризовать  особенности  России как  многонационально го государства. Объяснять  значение русского  языка как  государственного. Приводить  примеры  проявлений  патриотизма. Устанавл ивать  целевые  приорите ты. Целепола гание,  включая  постановк у новых  целей,  преобразо вание  практичес кой  задачи в  познавате льную Задавать  вопросы,  необходим ые для  организаци и  собственно й  деятельнос ти и  сотрудниче ства с  партнёром. Адекватно  использова ть речевые  средства  для  решения  различных 28 3 Государств енные  символы  России Государственные символы  России. Герб, флаг, гимн,  государственные  праздники. История  государственных символов. Москва – столица России. Государственные символы  России в  соременности.Отличие  государственной  символики России от  государственной  символики других стран. Знание о своей  этнической  принадлежност и, освоение  национальных  ценностей,  традиций,  культуры,  знание о  народах и  этнических  группах  России 29 4 Гражданин  России Гражданин – Отечества  достойный сын. Права  граждан России.  Обязанности граждан.  Гражданственность. Юные  граждане России: какие  права человек получает от  рождения. Описывать  основные гос.  символы РФ. Знать текст гимна РФ. Использовать  дополнительные  источники  информации для  создания коротких информационных  материалов,  посвященных гос.  символам России. Составлять  собственные  информационные  материалы о  Москве – столице  России Объяснять и  конкретизировать  примерами смысл  понятия  «гражданин». Называть и  иллюстрировать  примерами  основные права  граждан РФ. Называть  основные  обязанности  граждан РФ. коммуника тивных  задач;  владеть  устной и  письменной речью;  строить  монологиче ское  контекстно е  высказыван ие § 12 § 13 30 5 Мы –  много­ националь­ ный народ Россия –  многонациональное  государство.  Национальность человека.  Народы России – одна  семья. Многонациональная  культура России.  Межнациональные  отношения. Приводить  примеры  добросовестного  выполнения  гражданских  обязанностей. Приводить  примеры и давать  оценку  проявлениям  гражданственност и, представленным в СМИ. Характеризовать и конкретизировать  примерами  этнические и  национальные  различия. Показывать на  конкретных  примерах  исторического  прошлого и  современной  жизни российского общества  проявления  толерантного  отношения к  людям разных  национальностей. § 14 31 6 32 7 33 1 34 2 Практикум  по главе V  «Консти­ туция ос­ новной  закон  государств а» ПОУ по  теме           «Россия­  Родина  моя» Практикум  «Примени  знания на  практике» К/р  «Человек.  Семья.  Школа.  Труд.  Родина» Знакомство с  Конституцией (поиск  ответа на вопрос: «Почему  она является основным  законом государства») –  статьи о человеке, семье,  образовании, труде,  гражданстве,  многонациональном  составе. Государство и его  характеристики.   Многонациональное  государство.Государственн ые символы.Конституция. Осуществлять  сравнение,  сериацию и  классификацию,  самостоятельно  выбирая  основания и  критерии для  указанных  логических  операций Подго товка  к к/р к/р Итоговое повторение и контроль – 2 часа Повторение и обобщение  «Человек. Соц. институты:  семья, школа. Важнейшая  сторона человеческой  жизни – труд. Родина»  Выполнение учащимися  компетентностно­ ориентированных заданий. К/р «Человек. Семья.  Школа. Труд. Родина» ­  тестирование  Устойчивый  познавательны й интерес и  становление  смыслообразу ющей функции  познавательног о мотива.  Подго товка  к к/р К/р Осуществл ять  взаимный  контроль и  оказывать в сотрудниче стве  необходим ую  взаимопомо щь Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей. Объяснять  явления,  процессы, связи и  отношения,  выявляемые в  ходе исследования Осуществ лять  констатир ующий и  предвосх ищающий  контроль  по  результат у и по  способу  действия; актуальн ый  контроль  на уровне произволь ного  внимания

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс

Рабочая программа-« Обществознание» 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017