|
Рабочая программа
«Планета здоровья»
8 класс
(2017–2018 уч. год)
Составлена на основе ФГОС ООО и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» Авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич |
|
Учитель: Даровских Н.С. |
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Планета здоровья» для 8 класса разработана в соответствии:
· с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2011);
· с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И.Лях, А.А.Зданевич.-М.Просвещение,2014г)
Цели программы:
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы:
Общая характеристика рабочей программы
Кружок «Планета Здоровья» имеет спортивно-оздоровительную направленность. Спортивно-оздоровительная работа является ведущим направлением внеурочной деятельности, так как двигательная активность - биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.
Современное образование ставит во главу угла заботу о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. В школьном возрасте формируется будущее здоровье ребенка, его социальная значимость и активность, умение адаптироваться в коллективе, закладывается отношение к себе и окружающим. Между тем многочисленные исследования показывают, что в настоящее время в России почти 80% детей школьного возраста испытывают недостаток двигательной активности, и 60% имеют различные отклонения по здоровью. Программа разработана в рамках реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся 8 классов и предусматривает по 1 часу занятий еженедельно. Освоение программы кружка «Планета здоровья» поможет создать тот фундамент, который позволит детям 13-14 лет восполнить недостаток двигательной активности, научит вести здоровый образ жизни, поможет найти свое место в коллективе сверстников и объединит детей в стремлении к общей цели.
Сроки реализации рабочей программы
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 35 часов в год.
Срок реализации программы: 1 год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
· воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
· в формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
· формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанною выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе. согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности.
· понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
· овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма;
· приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
· расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности;
Структура программы
№ |
Разделы |
Кол-во часов |
1 |
Здоровье и здоровый образ жизни |
5 |
2 |
Самоконтроль |
2 |
3 |
Первая помощь при травмах |
3 |
4 |
Основные двигательные способности |
6 |
5 |
Познай себя |
8 |
6 |
Спортивные игры |
11 |
|
Итого |
35 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы:
1. Библиотечный фонд:
• рабочие программы по физической культуре;
• учебники и пособия, которые входят в предметную линию В.И. Ляха;
• методические издания по физической культуре для учителей.
2. Демонстрационные материалы:
• таблицы стандартов физического развития и физической подготовленности;
3. Технические средства:
• аудиоцентр;
• компьютер.
4. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
• бревно гимнастическое напольное;
• канат для лазания 5 м;
• канат для перетягивания 10 метров;
• мат гимнастический для кувырков;
• мат гимнастический для прыжков;
• мостик гимнастический подкидной жёсткий;
• перекладина гимнастическая универсальная;
• перекладина пристенная;
• стенка гимнастическая 2400х800;
• обручи гимнастические;
• палки гимнастические;
• мячи резиновые;
• скакалки;
• скамья гимнастическая;
• медицинболы (набивные мячи) от 1 до 2,5 кг;
• мячи для метания (теннисные);
• рулетка 10 м;
• свисток;
• секундомер;
• стойки для прыжков в высоту (комплект);
• планка для прыжков в высоту;
• лыжи, ботинки, палки;
• мяч баскетбольный;
• мяч волейбольный;
• мяч футбольный;
• набор для бадминтона;
Результаты освоения программного материала по кружку «Планета здоровья»:
В результате изучения программы ученик должен знать/понимать:
· характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
· разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
· руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
· руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
· определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
· использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
· составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
· классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
· вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
· выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
· выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
· выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
· выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
· выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
· выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
· осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
Календарно-тематическое планирование
8 класс (1 час в неделю, 35 часов в год)
№ урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Тема урока |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
||
План |
Факт |
|||||
Здоровье и здоровый образ жизни (5часов) |
||||||
1. |
1 |
|
Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. |
Раскрывают понятие здорового образа жизни, выделяют его основные компоненты и определяют их взаимосвязь со здоровьем человека.
|
|
|
2. |
1 |
|
|
Утренняя гимнастика. Основные правила для проведения самостоятельных занятий. Различные комплексы упражнений утренней гимнастики.
|
Разучивают и выполняют комплексы упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях |
|
3. |
1 |
|
|
Подбор спортивного инвентаря для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Личная гигиена. Банные процедуры. |
Оборудуют с помощью родителей место для самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях и приобретают спортивный инвентарь. Разучивают и выполняют комплексы упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях. Соблюдают основные гигиенические правила. |
|
4. |
1 |
|
|
Рациональное питание. Режим труда и отдыха. Бег 30м.тест. |
Выбирают режим правильного питания в зависимости от характера мышечной деятельности. Выполняют основные правила организации распорядка дня.
|
|
5. |
1 |
|
|
Вредные привычки. Допинг. Бег 60м.тест |
Объясняют роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек. |
|
Самоконтроль (2часа) |
|
|||||
6. |
1 |
|
|
Субъективные и объективные показатели самочувствия. Бег 1000 м. тест. |
Измеряют пульс до, вовремя и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля.
|
|
7. |
1 |
|
|
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб. Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью. |
Выполняют тесты на приседание и пробу с задержкой дыхания. Измеряют пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля. Применяют разученные упражнения для развития скоростных способностей |
|
Первая помощь при травмах (3 часа) |
|
|||||
8. |
1 |
|
|
Соблюдение правил безопасности, страховки и разминки. Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. |
В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших. |
|
9. |
1 |
|
|
Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом. Эстафеты с мячами. |
В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших. |
|
10. |
1 |
|
|
Характеристика типовых травм, простейшие приемы и правила оказания самопомощи и первой помощи при травмах. Эстафеты с обручами. |
В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших. |
|
Основные двигательные способности (6 часов) |
|
|||||
11. |
1 |
|
|
Пять основных двигательных способностей: гибкость, сила, быстрота, выносливость и ловкость. |
Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения. |
|
12. |
1 |
|
|
Гибкость Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для пояса. Упражнения для ног и тазобедренных суставов.
|
Выполняют разученные комплексы упражнений для развития гибкости. Оценивают свою силу по приведенным показателям.
|
|
13. |
1 |
|
|
Сила Упражнения для развития силы рук. Упражнения для развития силы ног. Упражнения для развития силы мышц туловища.
|
Выполняют разученные комплексы упражнений для развития силы. Оценивают свою силу по приведенным показателям. |
|
14. |
1 |
|
|
Быстрота. Упражнения для развития быстроты движений (скоростных способностей). Упражнения, одновременно развивающие силу и быстроту.
|
Выполняют разученные комплексы упражнений для развития быстроты. Оценивают свою быстроту по приведенным показателям. |
|
15. |
1 |
|
|
Выносливость. Упражнения для развития выносливости.
|
Выполняют разученные комплексы упражнений для развития выносливости. Оценивают свою выносливость по приведенным показателям. |
|
16. |
1 |
|
|
Ловкость Упражнения для развития двигательной ловкости. Упражнения для развития локомоторной ловкости. |
Выполняют разученные комплексы упражнений для развития ловкости. Оценивают свою ловкость по приведенным показателям. |
|
17. |
1 |
|
|
Росто-весовые показатели.
|
Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов.
|
|
18. |
1 |
|
|
Правильная и неправильная осанка.
|
Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений.
|
|
19. |
1 |
|
|
Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки с предметом на голове.
|
Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений.
|
|
20. |
1 |
|
|
Упражнения для укрепления мышц стопы.
|
Укрепляют мышцы стопы с помощью специальных упражнений.
|
|
21. |
1 |
|
|
Зрение. Гимнастика для глаз.
|
Соблюдают элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз.
|
|
22. |
1 |
|
|
Психологические особенности возрастного развития.
|
Раскрывают значение нервной системы в управлении движениями и в регуляции основными системами организма.
|
|
23. |
1 |
|
|
Физическое самовоспитание.
|
Составляют личный план физического самовоспитания. Выполняют упражнения для тренировки различных групп мышц.
|
|
24. |
1 |
|
|
Влияние физических упражнений на основные системы организма.
|
Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие. |
|
Спортивные игры (11 часов) |
|
|||||
25. |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Терминология избранной спортивной игры; передачи, тактика нападений (расстановка игроков,) и защиты. Двухсторонние игры. Волейбол по упрощенным правилам. |
Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. |
|
26. |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Волейбол по упрощенным правилам. |
Руководствуются правилами техники безопасности, объясняют правила и основы организации игры. |
|
27. |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Терминология избранной спортивной игры; передачи, тактика нападений (расстановка игроков,) и защиты. Двухсторонние игры.. Мини-баскетбол. |
Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. |
|
28. |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Мини-баскетбол. |
Руководствуются правилами техники безопасности, объясняют правила и основы организации игры. |
|
29. |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Терминология избранной спортивной игры; передачи, тактика нападений (расстановка игроков,) и защиты. Двухсторонние игры. Мини-футбол. |
Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. |
|
30. |
1 |
|
|
Инструктаж по технике безопасности. Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Мини-футбол. |
Руководствуются правилами техники безопасности, объясняют правила и основы организации игры. |
|
31. |
1 |
|
|
Помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры. |
Организуют совместные занятия со сверстниками, осуществляют помощь в судействе, комплектовании команды, подготовке мест проведения игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
|
32. |
1 |
|
|
Волейбол по упрощенным правилам. |
Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности. |
|
33. |
1 |
|
|
Мини-баскетбол. |
Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
|
34. |
1 |
|
|
Мини-футбол. |
Моделируют технику освоенных игровых действий и приемов, варьируют ее в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
|
35. |
1 |
|
|
Проведение соревнований по упрощенным правилам 6х6. Судейство. |
Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.