Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов: познавательного, коммуникативного, принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся. На основе этих принципов создаются реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание курса становится доступным и интересным для учащихся.
Рабочая программа на 20182019 учебный год
Предмет: русский язык1 класс.
Учитель: Колупаева И.Ю.
Система обучения: традиционная.
Программа: Перспектива. Русский язык. Л.Ф.Климанова; Т.В.Бабушкина. Традиционная система. Программа по
русскому языку для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2011г.
Количество часов в неделю по программе : 5
Количество часов в неделю по учебному плану: 5
Количество часов в год: Обучение грамоте 207ч + 50 русский язык
165 ( письмо 115+ русский язык 50)
92 азбука
1 четверть 45 3 четверть – 50 (35 письмо + 15 русский язык)
2 четверть 35 4 четверть 35 ( русский язык)
По азбуке:
1 четверть 36 3 четверть – 28
2 четверть 28Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с:
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС
НОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373;
изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (от 26 ноября 2010 г. № 1241.
(Зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
Концепцией духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Образовательной программой МБОУ СОШ №20.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического
восприятия и логического мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением, обеспечивающая реализацию основных задач
содержания предметной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф.
Климанова), издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативнопознавательная основа, общая с курсом литературного
чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативноречевую и познавательную направленность, охватывающуютри аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении
системнодеятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:
1коммуникативного;
2познавательного;
3принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря
которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится изучению
письменной речи и развитию фонематического слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать
и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения
грамоте является «общение», которое не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно
историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей (в письменной его форме) до развития письма на современном
уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Коммуникативнопознавательная направленность курса и реализуемый в нём системнодеятельностный подход нацеливают младших
школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов
функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой
системы особого рода.
Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностноориентированный характер, так как оно построено с учётом
уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на
объяснительноиллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.
Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности
человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на
взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к
семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая
активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и
выразительности, развивается речевое мышление учащихся.