Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» предназначена для изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования по специальности 23.02.05 «Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики ( по видам транспорта, за исключением водного)». Курс первый.
РП информатикаЭТЭ .docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Калужской области
«Калужский технический колледж»
ГАПОУ КО «КТК»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина «Информатика»
Специальность (профессия) 23.02.05 «Эксплуатация транспортного
электрооборудования и автоматики ( по видам транспорта, за исключением
водного)»
Курс 1 2
Калуга
2017 г.
ОДОБРЕНА
дисциплинарноцикловой комиссией
Профессионального цикла по специальностям:
09.02.02 «Компьютерные сети»; 09.02.04 «Информационные системы
( по отраслям)»; 10.02.01 «Организация и технология защиты информации»
Протокол № _______
от «_____» ___________ 20_____ г.
Председатель ДЦК
___________ Л.Х.Метаки
Составлена в соответствии с
требованиями
ФГОС СПО
по специальности
23.02.05 «Эксплуатация транспортного
электрооборудования и автоматики
( по видам транспорта, за исключением водного)»
Зам. директора по НМР
______________В.А. Никитина
«______» __________________ 20______ г.
Разработчик:
И.В.Ясенева___________________ 3
учебной
«Информатика»
дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –
ФГОС) по ППССЗ технического профиля и Примерной программы
общеобразовательной
для
профессиональных образовательных организаций.
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве
примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования. Протокол № __от ____________
Регистрационный номер рецензии ______ от ___________ ФГАУ «ФИРО».
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего
образования, ФГОС среднего профессионального образования и технического
профиля профессионального образования.
Организацияразработчик:
образовательное учреждение Калужской области
колледж»
Государственное автономное профессиональное
«Калужский технический
Разработчик: Ясенева И.В. – преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ КО «Калужский технический колледж» 4
Содержание:
Пояснительная записка………………………………………………………………5
Общая характеристика учебной дисциплины «Информатика»……...7
Место учебной дисциплины в учебном плане…………………………10
освоения
Результаты
…………………………..10
Содержание
учебной
……………………………………..14
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов……………...20
учебной
дисциплины
дисциплины
Тематическое
Характеристика
Учебнометодическое и материальнотехническое обеспечение
планирование…………………………………………….21
студентов…23
деятельности
основных
учебной
видов
программы учебной дисциплины «Информатика»…………………...26
Литература
………………………….………………………………..29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Информатика» предназначена
для
изучения
информатики
и 5
информационнокоммуникационных технологий в профессиональной
образовательную
образовательной
реализующей
организации,
программу среднего общего образования в пределах освоения
основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке
специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего
общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и
результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в
соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ
среднего профессионального образования на базе основного общего
образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой специальности среднего
профессионального
Департамента
образования
(письмо
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Содержание
программы
«Информатика»
направлено
на
достижение следующих
целей:
формирование у обучающихся представлений о роли
информатики и информационнокоммуникационных технологий (ИКТ)
в современном обществе, понимание основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете;
формирование у обучающихся умений осуществлять поиск
и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения
личностного развития;
профессиональных
задач,
профессионального
и 6
формирование
у
обучающихся
умений
применять,
анализировать, преобразовывать информационные модели реальных
объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при
изучении других дисциплин;
развитие
у
обучающихся
познавательных
интересов,
интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и
использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
различных учебных предметов;
приобретение
обучающимися
опыта
использования
информационных технологий в индивидуальной и коллективной
учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности;
приобретение обучающимися знаний этических аспектов
информационной деятельности и информационных коммуникаций в
глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в
создание и использование информационных систем, распространение и
использование информации;
владение
информационной
культурой,
способностью
анализировать
информационнокоммуникационных
оценивать
и
информацию
с
технологий,
использованием
средств
образовательных и социальных коммуникаций.
В
программу
включено
формирование
у
студентов
содержание,
компетенций,
направленное
необходимых
на
для
качественного освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ).
Программа учебной дисциплины «Информатика» включает
содержание учебного материала, последовательность его изучения,
тематику практических занятий,
распределение учебных часов,
проектной деятельности, рефератов, виды самостоятельных работ, 7
учитывая специфику программ подготовки специалистов среднего
звена, осваиваемой специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную
программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования (ППССЗ).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Одной из характеристик современного общества является
использование информационных и коммуникационных технологий во
всех
перед
сферах жизнедеятельности
человека. Поэтому
образованием, в том числе профессиональным, стоит проблема
формирования
специалиста
информационной
компетентности
(способности индивида решать учебные, бытовые, профессиональные
задачи с использованием информационных и коммуникационных
технологий), обеспечивающей его конкурентоспособность на рынке
труда.
В профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение
информатики имеет свои особенности в зависимости от профиля
профессионального образования.
При освоении специальностей СПО технического профиля
профессионального образования информатика изучается на базовом
образования. При освоении
уровне ФГОС
среднего общего
специальностей СПО технического профиля профессионального
образования информатика изучается на базовом уровне ФГОС среднего 8
общего образования, но некоторые темы — более углубленно, учитывая
специфику осваиваемых профессий или специальностей.
Это выражается в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубину их
освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах
внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Учебная дисциплина «Информатика» включает
следующие
разделы:
«Информационная деятельность человека»;
«Информация и информационные процессы»;
«Информационные структуры (электронные таблицы и базы
данных)»;
«Средства
информационных
и
коммуникационных
«Технологии создания и преобразования информационных
технологий (ИКТ)»;
объектов»;
«Телекоммуникационные технологии».
Содержание
реализовать
разноуровневое изучение информатики для технического профиля
дисциплины
позволяет
учебной
профессионального образования и обеспечить связь с другими
образовательными
особенности
возрастные
областями,
учесть
обучающихся, выбрать различные пути изучения материала.
Изучение информатики на базовом уровне предусматривает
освоение учебного материала всеми обучающимися, когда в основной
школе обобщается и систематизируется учебный материал по
в
информатике в целях комплексного продвижения студентов
дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом
уделяется изучению практикоориентированного учебного материала,
способствующего формированию у студентов общей информационной 9
компетентности,
инструментов информационной деятельности.
готовности
к
комплексному
использованию
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей
специфику
углубленное изучение отдельных тем,
осваиваемой
специальности
СПО,
предполагает
активное использование
различных средств ИКТ, увеличение практических занятий, различных
видов самостоятельной работы, направленных на под готовку
обучающихся к профессиональной деятельности с использованием
ИКТ.
При организации практических
занятий и
внеаудиторной
самостоятельной
внимание
обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа,
акцентировать
необходимо
работы
Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим
оформлением и представлением результатов. Это способствует
формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно
применять различные программные
также
средства ИКТ,
а
дополнительное цифровое оборудование
планшеты, цифровые камеры,
(принтеры, графические
сканеры и др.), пользоваться
комплексными способами обработки и предоставления информации.
В содержании учебной дисциплины курсивом выделен материал,
который при изучении информатики контролю не подлежит.
Изучение
общеобразовательной
учебной
дисциплины
«Информатика» завершается подведением итогов в форме экзамена в
рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения
ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная
состав
обязательной предметной области «Математика и информатика»
«Информатика»
дисциплина
входит
в
ФГОС среднего общего образования. 10
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная
дисциплина «Информатика» изучается в общеобразовательном цикле
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования (ППССЗ).
В
учебных планах ППССЗ место
учебной дисциплины
«Информатика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин
по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС
среднего общего образования, для специальности СПО технического
профиля профессионального образования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика»
обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории развития и
достижениям отечественной информатики в мировой индустрии
информационных технологий;
осознание своего места в информационном обществе;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной
информационно
использованием
с
творческой
деятельности
коммуникационных технологий;
умение использовать достижения современной информатики для
повышения собственного интеллектуального развития в выбранной
профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые
для себя знания в профессиональной области, используя для этого
доступные источники информации; 11
умение
выстраивать конструктивные
взаимоотношения
в
командной работе по решению общих задач, в том числе с
использованием современных средств сетевых коммуникаций;
умение
управлять
своей
познавательной
деятельностью,
проводить
самооценку уровня
собственного интеллектуального
развития, в том числе с использованием современных электронных
образовательных ресурсов;
умение выбирать грамотное поведение при использовании
информационнокоммуникационных
средств
разнообразных
технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
готовность к продолжению образования и повышению
квалификации в избранной профессиональной деятельности на
информационнокоммуникационных
основе
развития
личных
компетенций;
метапредметных:
умение определять цели, составлять планы деятельности и
определять средства, необходимые для их реализации;
использование различных видов познавательной деятельности
для решения информационных задач, применение основных
методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента)
для организации учебноисследовательской и проектной деятельности
с использованием информационнокоммуникационных технологий;
объектов,
использование
информационных
различных
с
которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной
сфере в изучении явлений и процессов;
использование различных источников информации, в том числе
электронных
и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников,
критически
библиотек,
оценивать
умение
в том числе из сети Интернет;
умение анализировать и представлять информацию, данную в
электронных форматах на компьютере в различных видах; 12
умение
использовать
средства
информационно
коммуникационных
коммуникативных
технологий
в
и
организационных
решении
задач
с
когнитивных,
соблюдением
требований
ресурсосбережения,
эргономики,
техники
безопасности,
правовых
и
этических
норм,
гигиены,
норм
информационной безопасности;
умение публично представлять
результаты
собственного
исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая
содержание и формы представляемой информации средствами
информационных и коммуникационных технологий;
предметных:
сформированность представлений о роли информации и
информационных процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание
методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных
алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
использование готовых прикладных компьютерных программ по
профилю подготовки;
владение способами представления, хранения и обработки
данных на компьютере;
владение компьютерными средствами представления и
анализа данных в электронных таблицах;
сформированность представлений о базах данных и простейших
средствах управления ими;
сформированность
представлений
о
компьютерно
математических моделях и необходимости анализа соответствия
модели и моделируемого объекта (процесса);
владение типовыми приемами написания программы на
алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с
использованием основных конструкций языка программирования; 13
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при
работе со средствами информатизации;
понимание
основ
правовых
аспектов
использования
компьютерных
программ
и
прав
доступа
к
глобальным
информационным сервисам;
применение на практике средств защиты информации от
вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и
этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в
Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Технический профиль профессионального образования. Специальности СПО
Введение
Роль информационной деятельности в современном обществе, его
экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
Значение информатики при освоении специальностей СПО.
1. Информационная деятельность человека
1.1. Основные этапы развития информационного общества.
Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. 14
Практические
занятия Информационные ресурсы общества.
Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними.
Виды профессиональной информационной деятельности человека
с использованием технических средств и информационных ресурсов
социальноэкономической деятельности (специального ПО, порталов,
юридических баз данных, бухгалтерских систем).
относящиеся
1.2. Правовые
информации,
нормы,
к
правонарушения
предупреждения. Электронное правительство.
информационной
в
сфере,
меры
их
Практические занятия
Правовые нормы информационной деятельности. Стоимостные
деятельности. Лицензионное
информационной
характеристики
программное обеспечение.
Открытые лицензии.
Обзор
профессионального
образования
в
социально
экономической деятельности, его лицензионное использование и
регламенты обновления (информационные системы бухгалтерского
учета, юридические базы данных).
Портал государственных услуг.
2. Информация и информационные процессы
2.1. Подходы
к
Информационные
объекты
понятию
и
различных
измерению
информации.
видов. Универсальность
дискретного
(цифрового) представления информации. Представление
информации в двоичной системе счисления.
Практическое занятие
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической,
звуковой информации и видеоинформации. 15
2.2. Основные информационные процессы и их реализация с
помощью компьютеров: обработка, хранение, поиск и передача
информации.
2.2.1. Принципы обработки информации при помощи компьютера.
Арифметические и логические основы работы компьютера. Алгоритмы
и способы их описания.
Практические занятия
Программный принцип работы компьютера.
Примеры компьютерных моделей различных процессов.
Проведение исследования в социальноэкономической сфере на
основе использования готовой компьютерной модели.
2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на
разных цифровых носителях. Определение объемов различных
носителей информации. Архив информации.
Практические занятия
Создание архива данных. Извлечение данных из архива.
Файл как единица хранения информации на компьютере.
Атрибуты файла и его объем.
Учет объемов файлов при их хранении, передаче.
Запись информации на компактдиски различных видов.
Организация информации на компактдиске с интерактивным меню.
2.3. Управление процессами. Представление об автоматических
автоматизированных
и
экономической сфере деятельности.
системах
управления
в
социально
Практические занятия
АСУ различного назначения, примеры их использования.
Демонстрация использования различных видов АСУ на практике
в социально экономической сфере деятельности.
3. Средства информационных и коммуникационных технологий 16
3.1. Архитектура
характеристики
компьютеров. Многообразие компьютеров. Многообразие внешних
компьютеров.
Основные
устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного
обеспечения компьютеров.
Практические занятия
Операционная система.
Графический интерфейс пользователя.
Примеры использования внешних устройств, подключаемых к
компьютеру, в учебных целях. Программное обеспечение внешних
устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в
соответствии с целями его использования для различных направлений
профессиональной деятельности.
3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация
работы пользователей в локальных компьютерных сетях.
Практические занятия
Разграничение
прав
доступа
в
сети,
общее
дисковое
пространство в локальной сети.
Защита информации, антивирусная защита.
3.3. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение.
Практические занятия
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего
места в соответствии с его комплектацией для профессиональной
деятельности.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации
информационных процессов.
4.1.1. Возможности настольных издательских систем: создание,
организация и основные способы преобразования (верстки) текста. 17
Практические занятия
Использование систем проверки орфографии и грамматики.
Создание компьютерных публикаций на основе использования
готовых шаблонов (для выполнения учебных заданий).
Программыпереводчики. Возможности систем распознавания текстов.
Гипертекстовое представление информации.
4.1.2. Возможности
динамических
(электронных)
таблиц.
Математическая обработка числовых данных.
Практические занятия
Использование
различных
возможностей
динамических
(электронных) таблиц для выполнения учебных заданий.
Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы,
статистические исследования). Средства графического представления
статистических данных (деловая графика). Представление результатов
выполнения расчетных задач средствами деловой графики.
4.1.3. Представление об организации баз данных и системах
управления ими. Структура данных и система запросов на примерах
баз данных различного назначения: юридических, библиотечных,
налоговых, социальных, кадровых и др. Использование системы
управления базами данных для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей.
Практические занятия
Формирование запросов для работы с электронными каталогами
библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из
различных предметных областей.
Электронные коллекции информационных и образовательных
ресурсов, образовательные специализированные порталы. 18
Организация баз данных. Заполнение полей баз данных.
Возможности систем управления базами данных. Формирование
запросов для поиска и сортировки информации в базе данных.
4.1.4. Представление о программных средах компьютерной графики,
мультимедийных средах.
Практические занятия
Создание и редактирование графических и мультимедийных
объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения
учебных заданий.
Использование презентационного оборудования.
Примеры геоинформационных систем.
5. Телекоммуникационные технологии
5.1. Представления о технических и программных средствах
телекоммуникационных технологий. Интернеттехнологии, способы и
скоростные характеристики подключения, провайдер.
Практические занятия
Браузер.
Примеры работы с интернетмагазином, интернетСМИ, интернет
турагентством, интернетбиблиотекой и пр.
Методы и средства сопровождения сайта образовательной организации.
5.1.1. Поиск
использованием
компьютера.
информации
с
Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз
для поиска информации. Комбинации условия поиска.
Практические занятия
Пример поиска информации на государственных образовательных
порталах.
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или
информационного объекта в тексте, файловых структурах, базах
данных, сети Интернет. 19
5.1.2. Передача информации между компьютерами. Проводная и
беспроводная связь.
Практические занятия
Создание ящика электронной почты и настройка его параметров.
Формирование адресной книги.
5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для
организации коллективной деятельности в глобальных и локальных
компьютерных сетях: электронная почта, чат, видеоконференция,
интернеттелефония. Социальные сети. Этические нормы коммуникаций
в Интернете. Интернетжурналы и СМИ.
Практическое занятие
Использование тестирующих систем в учебной деятельности в
локальной сети профессиональной образовательной организации СПО.
5.3. Примеры сетевых информационных систем для различных
направлений профессиональной деятельности (системы электронных
билетов, банковских расчетов, регистрации автотранспорта, электронного
голосования, системы медицинского страхования, дистанционного
обучения и тестирования, сетевых конференций и форумов и пр.).
Практическое занятие
Участие в онлайнконференции, анкетировании, дистанционных
курсах, интернетолимпиаде или компьютерном тестировании.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
1. Информационная деятельность человека
1.Умный дом.
2.Коллекция ссылок на электроннообразовательные ресурсы на сайте
образовательной
подготовки.
организации
по
профильным
направлениям 20
2. Информация и информационные процессы
1.Создание структуры базы данных — классификатора.
2.Простейшая информационнопоисковая система.
3.Статистика труда.
4.Графическое представление процесса.
5.Проект теста по предметам.
3. Средства ИКТ
1.Электронная библиотека.
2.Мой рабочий стол на компьютере.
3.Прайслист.
4.Оргтехника и специальность.
4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
1.Ярмарка специальностей.
3.Реферат.
3.Статистический отчет.
4.Расчет заработной платы.
5.Бухгалтерские программы.
6.Диаграмма информационных составляющих.
5.Телекоммуникационные технологии
1.Телекоммуникации: конференции, интервью, репортаж.
2.Резюме: ищу работу.
3.Личное информационное пространство.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации
содержания общеобразовательной учебной
дисциплины «Информатика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся
составляет:
по специальностям СПО технического профиля профессионального
образования — 150 часов, из них аудиторная (обязательная) нагрузка
обучающихся — 100 часов, включающая 40 часов теоретических и 60 21
часов практических занятий; внеаудиторная самостоятельная работа
студентов — 50 часов.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид
учебной
работы
Количество часов
Профили профессионального образования
Аудиторные
Содержание
занятия.
обучения
технический
социально
экономический
Введение
1.
Информационная
деятельность человека
2. Информация
и информационные
процессы
3. Средства ИКТ
1
7
26
20
1
15
20
18 22
4. Технологии
22
создания и
преобразования
информационных
объектов
5.
Телекоммуникационны
е технологии
24
Итого
Внеаудиторная самостоятельная работа
100
50
Подготовка
выступлений по
заданным темам,
докладов, рефератов,
эссе, индивидуального
проекта с
презентациями и др.
Промежуточная аттестация в форме экзамена
Всего
150
22
24
100
50
150
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание
обучения
Введение
СТУДЕНТОВ
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Поиск
сходства
протекания
информационных процессов у человека, в биологических,
технических и социальных системах.
различия
и
Классификация
принятому основанию.
информационных
процессов
по
Выделение основных информационных процессов в
реальных системах
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 23
информационных
процессов
по
Классификация
принятому основанию.
Владение системой базовых знаний, отражающих
вклад информатики в формирование современной научной
картины мира. Исследование с помощью информационных
моделей структуры и поведения объекта в соответствии с
поставленной
проблем
жизнедеятельности человека в условиях информационной
цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения.
Выявление
задачей.
Использование ссылок и цитирования источников
информации. Знание базовых принципов организации и
функционирования компьютерных сетей.
Владение нормами информационной этики и права.
Соблюдение принципов обеспечения информационной
безопасности, способов и средств обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ
2. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
2.1.
Представление и
обработка
информации
Оценка информации
свойств
(достоверности, объективности, полноты, актуальности и
т. п.).
с позиций
ее
Знание
информации.
декодирования информации.
Знание
о
дискретной форме
способов
представления
и
кодирования
Представление о роли информации и связанных с
ней процессов в окружающем мире.
Владение
средствами
представления и анализа данных. Умение отличать
представление информации
системах
счисления.
компьютерными
в различных
Знание математических объектов информатики.
Представление
математических
объектах
о
информатики, в том числе о логических формулах 2.2.
Алгоритмизация
и
программирован
ие
2.3.
Компьютерное
моделирование
2.4.Реализация
основных
информационных
процессов с
помощью
компьютеров
24
Владение навыками алгоритмического мышления и
понимание необходимости формального описания
алгоритмов.
Умение понимать программы, написанные на
выбранном для изучения универсальном алгоритмическом
языке высокого уровня. Умение анализировать алгоритмы
с использованием таблиц. Реализация технологии решения
конкретной задачи с помощью конкретного программного
средства выбирать метод ее решения. Умение разбивать
процесс решения задачи на этапы.
Определение по выбранному методу решения
задачи, какие алгоритмические конструкции могут
войти в алгоритм
Представление о компьютерных моделях.
Оценка адекватности модели и моделируемого
объекта, целей моделирования.
Выделение в исследуемой ситуации объекта,
субъекта, модели. Выделение среди свойств данного
объекта существенных свойств с точки зрения целей
моделирования
Оценка и организация информации, в том числе
получаемой из средств массовой информации,
свидетельств очевидцев, интервью. Умение анализировать
и сопоставлять различные источники информации
3. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ
3.1.
Архитектура
компьютеров
ТЕХНОЛОГИЙ
Умение анализировать компьютер с точки зрения
единства его аппаратных и программных средств.
Умение анализировать устройства компьютера с
точки зрения организации процедур ввода, хранения,
обработки, передачи, вывода информации.
Умение определять средства, необходимые для
осуществления информационных процессов при решении
задач.
Умение анализировать интерфейс программного
средства с позиций исполнителя, его среды
функционирования, системы команд и системы отказов.
Выделение и определение назначения элементов окна
программы
3.2.
Компьютерные
сети
Представление о типологии компьютерных сетей.
Определение программного и аппаратного
обеспечения компьютерной сети.
Знание возможностей разграничения прав доступа в
сеть 25
Владение базовыми навыками и умениями по
соблюдению требований техники безопасности, гигиены и
ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации.
Понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
Реализация антивирусной защиты компьютера
4. ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
3.3.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережен
ие. Защита
информации,
антивирусная
защита
ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ
Представление о способах хранения и простейшей
обработке данных. Владение основными сведениями о
базах данных и средствах доступа к ним; умение работать
с ними.
Умение работать с библиотеками программ.
Опыт
использования
компьютерных
представления и анализа данных.
средств
Осуществление
обработки
информации с помощью компьютера.
статистической
Пользование
системами
базами
данных
и
справочными
5. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Представление о технических и программных
средствах телекоммуникационных технологий.
Знание способов подключения к сети Интернет.
Представление о компьютерных сетях и их роли в
современном мире. Определение ключевых слов, фраз для
поиска информации.
Умение использовать почтовые сервисы для
передачи информации. Определение общих принципов
разработки и функционирования интернетприложений.
Представление
и
сопровождения сайта. Представление о возможностях
сетевого программного обеспечения.
способах
создания
о
Планирование индивидуальной и коллективной
программных
деятельности
инструментов поддержки управления проектом.
использованием
с
Умение анализировать условия и возможности
применения программного средства для решения типовых
задач УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика»
предполагает
образовательной
организации, реализующей образовательную программу среднего
профессиональной
наличие
в
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время
учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
состав кабинета информатики входит лаборатория
В
с
лаборантской комнатой. Помещение кабинета информатики должно
удовлетворять требованиям санитарноэпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН 2.4.2 № 17802) и быть оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
средствами обучения,
специализированной учебной мебелью и
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся.
В состав учебнометодического и материальнотехнического
обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
4
5
многофункциональный комплекс преподавателя;
технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры
(рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с
кабинета, Интернет);
модемом, одноранговая локальная
сеть
периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте
педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат,
гарнитура, вебкамера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
6
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты):
«Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера»,
профессиональной
«Архитектура
информационной
деятельности
человека
27
компьютерных
сетей»,
«Виды
и
используемые инструменты (технические средства и информационные
ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном
письме»,
формализация,
«История
информатики»;
схемы:
алгоритмизация»,
«Основные
«Моделирование,
разработки
этапы
программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок
схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных»,
«Структуры вебресурсов», портреты выдающихся ученых в области
информатики и информационных технологии и др.);
7
компьютеры на рабочих местах с системным программным
обеспечением (для операционной системы Windows или операционной
системы Linux),
системами программирования и прикладным
программным обеспечением по каждой теме программы учебной
дисциплины «Информатика»;
8
9
печатные и экраннозвуковые средства обучения;
расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и
копировального аппарата, диск для записи (CDR или CDRW);
10
11
учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование;
модели:
компьютера»,
«Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети
персонального
«Устройство
и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
12
13
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта
на средства обучения, инструкции по их использованию и технике
безопасности;
библиотечный фонд.
14
В библиотечный фонд входят учебники, учебнометодические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины
«Информатика», рекомендованные или допущенные для использования
в профессиональных образовательных организациях, реализующих 28
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями по
информатике,
справочниками по информатике и
вычислительной технике, научной и научнопопулярной литературой и
словарями,
др.
В процессе освоения программы учебной дисциплины
«Информатика» студенты должны иметь возможность доступа к
электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в
свободном доступе в сети Интернет
(электронным книгам,
практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.) ЛИТЕРАТУРА
Для студентов:
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и
ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и
социальноэкономического профилей:
пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М.,
учеб.
2014 Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие
для подготовки к ЕГЭ : учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. —М., 2014.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник
для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ:
практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и
гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ. учреждений сред.
проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.метод.
комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
внесенных
(с учетом поправок,
голосованием 12.12.1993)
федеральными конституционными законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ) //
СЗ РФ. — 2009. —№ 4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273ФЗ (в ред. федеральных
законов от 07.05.2013
№ 99ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170ФЗ, от
23.07.2013 № 203ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11
ФЗ, от 03.02.2014 № 15ФЗ, от 05.05.2014 № 84 30
ФЗ, от 27.05.2014 № 135ФЗ, от 04.06.2014 № 148ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145ФЗ) «Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об
образовательного
утверждении федерального
государственного
стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в
Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего
общего образования”».
(полного)
Письмо Департамента
государственной политики в сфере
подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от
17.03.2015 № 06259 «Рекомендации по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного
общего
государственных
образования
с
учетом
требований
образовательных
стандартов
и
федеральных
получаемой
профессии
образования».
или
специальности
среднего
профессионального
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и
ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и
социальноэкономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М.,
2014.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для
начинающих: учеб. издание. — М., 2014.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс:
практикум / Л. А. Залогова — М., 2014.
Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств
вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2014. 31
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие
для подготовки к ЕГЭ / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная
безопасность: учеб. пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2014.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы:
учеб. пособие. — М., 2014.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник.
— М., 2014.
Парфилова Н. И., Пылькин А. Н., Трусов Б. Г. Программирование:
Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г.
Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических
задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2015.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. —
М., 2014.
Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ:
Практикум для профессий и специальностей естественнонаучного и
гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А. М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное
проектирование: учеб. пособие с приложением на компакт диске
учебной версии системы АДЕМ. — М., 2014.
Интернетресурсы:
www
. fcior
. edu
. ru (Федеральный центр информационно
образовательных ресурсов — ФЦИОР). www
. schoolcollection. edu. ru
(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www
ru/studies/courses (Открытые интернеткурсы «Интуит» по курсу
. intuit.
«Информатика»).
www
. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы
«ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http
:// ru . iite. unesco. org/publications (Открытая электронная
библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 32
www
. megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия,
разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника /
Компьютеры и Интернет»).
www
. ict. edu. ru (портал «Информационнокоммуникационные
технологии в образовании»).
www
. digitaledu. ru (Справочник образовательных ресурсов
«Портал цифрового образования»).
www
. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным
ресурсам Российской Федерации).
www
. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного
обеспечения). www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и
пособия по Linux).
www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга
«ОpenOffice. org: Теория и практика»). 33
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Всего
1
7
26
20
22
24
100
Количество часов
В том числе
теоретических
занятий
В том числе
практических
занятий
1
3
12
10
4
10
40
4
14
10
18
14
60
работы
Вид
учебной
Аудиторные
занятия.
Содержание
Введение
обучения
1. Информационная
деятельность человека
2. Информация и
информационные
процессы
3. Средства ИКТ
4. Технологии
создания и
преобразования
информационных
объектов
5 . Телекоммуникац
ионные технологии
Итого
Внеаудиторная самостоятельная работа
50
50
Подготовка
выступлений по
заданным темам,
докладов, рефератов,
эссе,
индивидуального
проекта с
презентациями и др.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
150
Всего
150
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплина «Информатика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.