Рабочая программа дисциплины ЕН.02 "Информатика" разработана для использования в учреждениях среднего профессионального образования для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения на основании ФГОС третьего поколения. Подходит для учебных заведений, использующих для оценки учебных достижений студентов бально - рейтинговую систему.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования
САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УПРАВЛЕНИЯ И КОММЕРЦИИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины Информатика
(указать код дисциплины/модуля по учебному плану и полное наименование)
по специальностей 030912 «Право и организация социального
обеспечения»
форма обучения_____очная___________________________
(очная, заочная, вечернезаочная, вечерняя)
СанктПетербург2012г.
2Рассмотрено и одобрено
на заседании П(Ц)К
Протокол №___________
«____» _________20__ г.
«У Т В Е Р Ж Д А Ю»
Зам. Директора по учебной работе
____________________Е.И.Федорченко
«___»____________20__ г.
Составил:
_______________ преподаватель Куприянова Елена Львовна
(подпись)
(должность, ФИО)
Рецензенты:
_______________ ____________________________________________
(должность, ФИО, место работы)
(подпись)
(подпись)
_______________ ____________________________________________
(должность, ФИО, место работы)
31.1. Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы по специальности СПО
030912 «Право и организация социального обеспечения»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать базовые системные программные продукты;
использовать прикладное программное обеспечение общего назначения
для обработки текстовой, графической, числовой информации;
работать с информационнопоисковыми системами и пользоваться
возможностями глобальной сети Интернет.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий
состав и структуру персональных электронновычислительных машин
(ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных
программ для обработки текстовой, графической, числовой и
табличной информации.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение
примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 98 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
42. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
контрольные работы
Самостоятельная работа студента (всего)
в том числе:
реферат
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объем
часов/зачет
ных единиц
98
64
34
5,5
34
12
5Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1.
Автоматизированная
обработка
информации
Тема 1.1.
Информация.
Представление
информации
Тема 1.2.
Информационные
системы и технологии
Раздел 2.
Компьютер и
программное
обеспечение
Тема 2.1.
Общий состав и
структура
персональных ЭВМ и
вычислительных
систем.
Тема 2.2.
Программное
обеспечение
вычислительной
техники
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
2
Содержание учебного материала
1 Информация и данные. Единицы измерения информации. Представление информации в ЭВМ.
Кодирование.
Содержание учебного материала
1 Представление об информационном обществе, значение информационных революций, основные черты
информационного общества. Понятие информационной системы. Структура информационной системы.
Классификация по степени автоматизации. Информационная технология обработки данных. Этапы
информационной технологии решения задач с использованием компьютера.
Содержание учебного материала
1 Вычислительная система: состав. Основные блоки ПК и их назначение. Функциональные характеристики
ПК. Типы микропроцессоров, их общая характеристика. Запоминающие устройства ПК. Основная
память. Внешняя память. Внешние устройства ПК: клавиатура, видеотерминал, принтер. Выбор
оптимальной конфигурации компьютера для профессиональной деятельности.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1. Изучение рабочего места. Техника безопасности при работе с компьютером
Самостоятельная работа студента
Чтение литературы, рекомендованной по курсу и составление конспекта.
Содержание учебного материала
1 Основные понятия программного обеспечения. Классификация программных продуктов: системное
программное обеспечение, пакеты прикладных программ, инструментарий программирования.
3
1
1
2
2
1,5
2
Уровень
освоения
4
1
1
2
2
6Наименование
разделов и тем
1
Тема 2.3.
Организация
размещения,
обработки, поиска,
хранения и передачи
информации
Раздел 3.
Системное
программное
обеспечение
Тема 3.1.
Операционные
системы и оболочки
Тема 3.2.
Защита информации
несанкционированного
от
доступа
Тема 3.3.
Антивирусные
средства защиты
информации
Раздел 4.
Компьютерные сети
Тема 4.1.
Локальные и
глобальные
вычислительные сети
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Содержание учебного материала
1 Файловая система. Понятие файла. Спецификация файла, имя файла, расширение имени, шаблон имен
2
файлов. Организация доступа к файлу.
Контрольные работы
Контрольная работа по разделу «Компьютер и программное обеспечение»
Самостоятельная работа студента
Подготовка к контрольной работе по разделу «Компьютер и программное обеспечение»
Содержание учебного материала
1 Концепция WINDOWS . Основные положения и мультизадачный режим. Структура интерфейса
пользователя; панель задач, главное системное меню. Панель управления, проводник, понятие
приложений.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 2. Организация работы в среде Windows. Настройка системы. Работа с папками и
файлами. Создание и удаление ярлыков. Создание архивов.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Операционные системы и оболочки»
Самостоятельная работа студента
Подготовка к контрольной работе по теме «Операционные системы и оболочки»
Содержание учебного материала
1 Классификация средств защиты. Защита доступа к компьютеру. Защита программ. Защита информации в
Интернете.
Содержание учебного материала
1 Характеристика компьютерных вирусов. Программы обнаружения и защиты от вирусов.
Самостоятельная работа студента
Подготовка письменной работы и устного выступления
Содержание учебного материала
1 Компьютерные сети, основные понятия и терминология. Классификация компьютерных сетей. Режимы
передачи данных: симплексный и дуплексный режимы. Аппаратные средства. Характеристики сети.
3
1,75
0,25
1
1,75
2
0,25
1
1
1
1,5
2
Уровень
освоения
4
2
2
2
2
2Наименование
разделов и тем
1
Тема 4.2.
Сетевые технологии
обработки
информации.
Информационно
поисковые системы
Раздел 5.
Системное
программное
обеспечение
Тема 5.1.
Текстовый процессор
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
2
Содержание учебного материала
1
Глобальная компьютерная сеть INTERNET. Структура, система адресации. Способы организации
передачи информации: электронная почта, WWW, телеконференции. Файловые архивы. Поисковые
системы.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №3. Электронная почта в сети Internet.
Лабораторная работа №4. Поиск информации в сети Internet.
Самостоятельная работа студента
Подготовка письменной работы и устного выступления.
Уровень
освоения
4
2
2
3
2
2
2
2
1,75
2
2
2
2
2
0,25
1
Содержание учебного материала
1 Основные понятия: структура интерфейса, окна, режимы работы. Понятие фрагмента текста, его
выделение, копирование, удаление, перемещение. Понятие абзаца, форматирование текста. Проверка
орфографии. Создание документа, сохранение и открытие документа. Печать документа. Использование
стилей и табуляции, создание колонок, нумерованных списков и таблиц. Создание почтовых
отправлений. Вставка в документ графических объектов и рисунков.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №5. Создание документов в редакторе MS Word. Форматирование шрифтов и
абзацев.
Лабораторная работа №6. Создание списков и колонок в текстовых документах. Создание и
форматирование таблиц в редакторе MS Word. Графические возможности редактора. Вставка объектов.
Лабораторная работа №7. Форматирование страниц в редакторе MS Word. Вставка объектов. Создание
оглавлений.
Лабораторная работа №8. Оформление формул редактором MS Equation. Использование гиперссылок в
документах.
Лабораторная работа №9. Размещение в документе таблиц и диаграмм. Вычисления в MS Word.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Текстовый процессор»
Самостоятельная работа студента
Подготовка к контрольной работе по теме «Текстовый процессор»Наименование
разделов и тем
Табличный процессор
1
Тема 5.2.
Тема 5.3.
Система управления
базой данных
Тема 5.4.
Электронные
презентации
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
2
Содержание учебного материала
1 Назначение электронной таблицы. Особенности интерфейса табличного процессора. Типы и форматы
данных. Понятие об абсолютных и относительных адресах. Понятие о формулах и функциях в
арифметических выражениях. Операции копирования, сортировки и переноса данных. Графические
возможности табличного процессора для представления данных.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №10. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Относительная и
абсолютная адресация.
Лабораторная работа №11. Использование встроенных функций в расчетах MS Excel.
Лабораторная работа №12. Построение графиков и диаграмм в MS Excel.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Табличный процессор»
Самостоятельная работа студента
Подготовка к контрольной работе по теме «Табличный процессор»
Содержание учебного материала
1 Понятие и назначение базы данных (БД). Структурные элементы базы данных. Виды моделей данных.
Система управления базой данных. Этапы технологии работы в СУБД: формирование таблицы, ввод и
редактирование данных, обработка данных, вывод информации из базы.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №13. Создание и редактирование структуры базы данных. Ввод данных,
редактирование, вставка и удаление записей.
Лабораторная работа №14. Работа с данными. Формирование запросов в СУБД MS Access.
Лабораторная работа №15. Работа с данными Создание отчетов в СУБД Access.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «СУБД»
Самостоятельная работа студента
Подготовка к контрольной работе по теме «СУБД»
Содержание учебного материала
Лабораторные работы
Лабораторная работа №16. Разработка презентации в MS PowerPoint. Задание эффектов.
Самостоятельная работа студента
Проект "Презентация на выбранную тему”
3
1,75
2
2
2
0,25
1
1,75
2
2
2
0,25
1
2
8
Уровень
освоения
4
2
2
9Наименование
разделов и тем
Графический редактор
1
Тема 5.5.
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
2
Содержание учебного материала
1 Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы.
Способы хранения графической информации и форматы графических файлов. Графический редактор:
назначение, пользовательский интерфейс и основные функции. Работа с фрагментами изображения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №17. Создание, редактирование и сохранение графических изображений.
Предварительный просмотр и печать документов в Adobe Photoshop.
Контрольные работы
Контрольная работа по теме «Графический редактор»
Самостоятельная работа студента
Подготовка к контрольной работе по теме «Графический редактор»
Подготовка к зачету
Повторение
Дифференцированный зачет
Самостоятельная работа над рефератом
Всего:
3
1,75
2
0,25
1
3
2
4
12
98
Уровень
освоения
4
2
10Требования к минимальному материальнотехническому
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
информатики; лабораторий: компьютерные классы.
Оборудование учебного кабинета: ПК, экран, мультимедийный проектор.
Технические средства обучения: диски с учебными материалами DVD, CD.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: ПК, экран,
мультимедийный проектор, принтер.
Интернетресурсов,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Основные источники:
Угринович Н. Информатика и информационные технологии. 1011 кл.
Учебник. М.: Бином, Лаборатория знаний, 2007.
Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова Практикум по информатике и
информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных
учреждений – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Михеева Е.В., Титова О.И., Информатика: Учебник для среднего
профессионального образования М.: ИЦ «Академия», 2008.
Михеева Е.В., Практикум по информатике. – М.: ИЦ «Академия», 2008.
Дополнительные источники:
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. –
М., 2007.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2006.
Е. А. Колмыкова, И. А. Кумскова. Информатика: учебное пособие для
студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: ИЦ
«Академия», 2010.
Хлебников А.А. Информатика: Учебник для среднего профессионального
образования Ростов: ФЕНИКС, 2007.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка
результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий
и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки
(освоенные умения, усвоенные знания)
результатов обучения контрольные работы
лабораторные работы
защита реферата
защита проекта "Презентация на
выбранную тему"
дифференцированный зачет
Освоенные умения:
использовать базовые системные
программные продукты;
использовать
прикладное
программное обеспечение общего
назначения
обработки
текстовой, графической, числовой
информации;
для
с информационно
и
возможностями
поисковыми
пользоваться
глобальной сети Интернет.
системами
работать
Усвоенные знания:
основные
понятия
автоматизированной обработки
общий состав и
информации,
структуру
персональных
электронновычислительных машин
(ЭВМ) и вычислительных систем;
базовые системные программные
продукты и пакеты прикладных
программ
обработки
текстовой, графической, числовой
и табличной информации.
для