Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование
Оценка 5

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
Взрослым
14.12.2018
Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование
Рабочая программа учебной дисциплины БД.04 История является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование. Реализация программы позволяет сформировать профессиональные компетенции специалиста. В программе прописана тематика самостоятельных работ студентов, определен вид учебной деятельности.
Авачева РП ИСТОРИЯ для ПC.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» Среднее профессиональное образование Московский промышленно­экономический колледж (МПЭК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины: БД.04 История код, специальность:    40.02.03  Право и судебное администрирование форма обучения: очная                                                                      Москва 2018 СОГЛАСОВАНА: Предметной (цикловой) методической комиссией ______________________ ______________________                                   Разработана Федерального   на   основе государственного       образовательного   стандарта   по   специальности среднего Профессионального образования 40.02.03. «Право и судебное администрирование» ________________________________________________                             код  наименование специальности              Протокол №______ от «___»_____ 201__года Председатель предметной        Заместитель директора по учебной (учебно­методической) (цикловой) методической         работе комиссии  ________________________     _________________________/_______________________/ Подпись                   Инициалы  Фамилия                     Подпись                                                          Инициалы  Фамилия УТВЕРЖДЕНА: Директор колледжа                   ________________________/_______________________/                                                                                              Подпись                                                     Инициалы  Фамилия Составители (авторы):              Авачёва Наталья Вячеславовна, преподаватель                                                                                                   ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В.Плеханова» МПЭК        Рецензент:                                    ________________________________________                                                                                Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ФГБОУ        2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ   РАБОЧЕЙ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ   И   ОЦЕНКА   РЕЗУЛЬТАТОВ   ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 7 26 27 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения рабочей программы                Рабочая   программа   учебной   дисциплины   БД.04   История   является   частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование. 1.2   Место   учебной   дисциплины   в   структуре   программы   подготовки   специалистов среднего звена Учебная   дисциплина   БД.04   История   входит  в  общеобразовательный   цикл   и относится к базовым дисциплинам общеобразовательного цикла. 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины Содержание программы «История» направлено на достижение следующих целей:  формирование   у   молодого   поколения   исторических   ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;  формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;  усвоение   интегративной   системы   знаний   об   истории   человечества   при   особом внимании к месту и роли России во всемирно­историческом процессе;  развитие   способности   у   обучающихся   осмысливать   важнейшие   исторические события, процессы и явления;  формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления   общественного   развития,   осознания   уникальности   каждой   личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;  воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как   единого   многонационального   государства,   построенного   на   основе     равенства   всех народов России; Освоение   содержания   учебной   дисциплины   «История»   обеспечивает   достижение студентами следующих результатов: личностных:  сформированность   российской   гражданской   идентичности,   патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою   Родину,   прошлое   и   настоящее   многонационального   народа   России,   уважения   к государственным символам (гербу, флагу, гимну);  становление   гражданской   позиции   как   активного   и   ответственного   члена российского   общества,   осознающего   свои   конституционные   права   и   обязанности, уважающего   закон   и   правопорядок,   обладающего   чувством   собственного   достоинства, осознанно   принимающего   традиционные   национальные   и   общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; готовность к служению Отечеству, его защите;   сформированность   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с обще человеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 4  толерантное   сознание   и   поведение   в   поликультурном   мире,   готовность   и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; метапредметных:  умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и   составлять   планы деятельности;   самостоятельно   осуществлять,   контролировать   и   корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;  умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе   совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;  владение   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности,   навыками   разрешения   проблем;   способность   и   готовность   к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;  готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­познавательной деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в   различных   источниках   исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;  умение   использовать   средства   информационных   и   коммуникационных технологий   в   решении   когнитивных,   коммуникативных   и   организационных   задач   с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;  умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения,   определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; предметных:  сформированность   представлений   о   современной   исторической   науке,   ее специфике,   методах   исторического   познания   и   роли   в   решении   задач   прогрессивного развития России в глобальном мире;  владение   комплексом   знаний   об   истории   России   и   человечества   в   целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;  сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;  владение   навыками   проектной   деятельности   и   исторической   реконструкции   с привлечением различных источников;  сформированность   умений   вести   диалог,   обосновывать   свою   точку   зрения   в дискуссии по исторической тематике. В   результате   освоения   дисциплины   обучающийся   должен   сформировать   общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,  проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них  ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для  эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного  развития. ОК 5. Использовать информационно­коммуникационные технологии в  профессиональной деятельности. 5 ОК 6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,  заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 7. Ориентироваться   в   условиях   постоянного   обновления   технологий   в профессиональной деятельности. ОК 8. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда,  производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. ОК 10. Организовывать   свою   жизнь   в   соответствии   с   социально   значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности. часа часов часа часов часа 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося включая: обязательная аудиторная учебная нагрузка самостоятельная работа консультации 117 23 12 152 ВСЕГО 152 часа 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов   работа     (внеаудиторная) Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)  в том числе:      лабораторные работы      практические занятия      контрольные работы Консультации (всего) Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся: Первобытный мир и зарождение цивилизаций. Подготовка докладов по темам Самостоятельна   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.     Христианская Европа и исламский мир  в Средние века. Разработка презентации Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.   Сравнение политического устройства Индии и Китая (таблица) обучающихся. Самостоятельная Восточнославянские   племена.   Структура   русского   общества. Установление   ига   на   Руси.   От   Древней   Руси   к   Московскому   царству. Объединение   земель   вокруг   Москвы.   (ответы   на   контрольные   вопросы, хронологическая таблица Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся. Страны Европы в XVI­XVIII вв. Подготовка докладов Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.   Колониальные завоевания европейских стран. Ответы на контрольные вопросы, таблица. Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся. Смутное время на Руси (хронологическая таблица) Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.  Гражданская война   в   США.   Международные   отношения   в   Новое   время.   Подготовка доклада Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.   Экономическое развитие в России в XIX веке. (таблица) Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся. Отечественная война советского народа. Разработка презентации Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.  Диссидентское движение.   СССР   в   системе   международных   отношений.   Ответы   на контрольные вопросы Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета   Великая 152 117 ­ ­ ­ 12 23 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 1 7 1.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины  Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрен) Объем часов Уровень освоения Наименование разделов и тем 1 Введение. Основы исторического знания. 2 Раздел 1. Тема 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. 2 Содержание учебного материала 1 Значение изучения истории. Проблема достоверности исторических знаний. Исторические источники, их   виды,   основные   методы   работы   с   ними.   Вспомогательные   исторические   дисциплины. Историческое событие и исторический факт. Концепции исторического развития (формационная, цивилизационная, их сочетание).  Периодизация всемирной истории. История России — часть всемирной истории. 3 Древнейшая стадия истории человечества Содержание учебного материала 1 2 3 Происхождение   человека.   Люди   эпохи   палеолита.   Источники   знаний   о   древнейшем   человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение 8 древнейших людей по земному шару.  Появление человека современного вида. Палеолит. Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. Причины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории России. Неолитическая   революция   и   ее   последствия.   Понятие   «неолитическая   революция».   Причины неолитической   революции.   Зарождение   производящего   хозяйства,   появление   земледелия   и животноводства.   Прародина   производящего   хозяйства.   Последствия   неолитической   революции. Древнейшие   поселения   земледельцев   и   животноводов.   Неолитическая   революция   на   территории современной   России.   Первое   и   второе   общественное   разделение   труда.   Появление   ремесла   и торговли Раздел 2. Тема 2.1. Цивилизации Древнего мира Содержание учебного материала 1 Древнейшие   государства.   Понятие   цивилизации.   Особенности   цивилизаций   Древнего   мира   — 10 8 8 3 2 4 4 4 1 1 1 Цивилизации Древнего мира. 2 3 4 5 древневосточной   и   античной.   Специфика   древнеегипетской   цивилизации.   Города­государства Шумера.   Вавилон.   Законы   царя   Хаммурапи.   Финикийцы   и   их   достижения.   Древние   евреи   в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации. Великие державы Древнего Востока. Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Ассирийская военная держава. Урарту. Мидийско­Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань. Древняя   Греция.   Особенности   географического   положения   и   природы   Греции.   Минойская   и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая колонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко­персидские войны, их ход, результаты, последствия. Расцвет демократии в Афинах. Причины и результаты кризиса полиса. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты.  Эллинистический Древний Рим. Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Борьба с Карфагеном. Превращение Римской республики в мировую державу. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спартака. От республики к империи. Римская империя: территория, управление. Периоды принципата и домината. Рим и провинции. Войны Римской империи. Римляне и варвары. Кризис Римской империи. Поздняя империя. Эволюция  системы императорской власти. Колонат. Разделение Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи государства — синтез античной и древневосточной цивилизации. Культура   и   религия   Древнего   мира.   Особенности   культуры   и   религиозных   воззрений   Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Греции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия,   наука,   литература,   архитектура,   изобразительное   искусство.   Античная   культура   как фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Возникновение   христианства.   Особенности   христианского   вероучения   и   церковной   структуры. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.  Подготовка докладов по темам 2 9 Раздел 3. Тема 3.1. Христианская Европа и исламский мир в Средние века 16 10 2 Цивилизации Запада и Востока в средние века Содержание учебного материала 1 4 5 6 7 Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Асинхронность развития средневековых обществ,   роль   кочевников,   хронологические   рамки   периода   для   разных   стран.   Сохранение традиционных устоев в религиозно­культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций. Китайско­конфуцианская цивилизация. Буддизм на Востоке в Средние века Арабо­мусульманская цивилизация. Возникновение ислама. Мухаммад. Коран как религиозно­культурный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Особенности государственного и общественного строя арабов. Арабские завоевания. Исламизация: пути и методы, складывание мира ислама. Географические и политические границы мира ислама к концу ХV в. Встреча античной  цивилизации  и  варварского  мира.  Основные  этапы  взаимоотношений  римлян   и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.). Великое переселение народов и его исторические результаты. Процесс   христианизации   германских   народов.   Культурно­религиозная   роль   монастырей   в   раннее Средневековье, их религиозные, социальные и культурные функции. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации.  Византийские государство, церковь, общество. Особенности отношений земельной  собственности. Город и деревня: высокий уровень развития. Культура и православие. Пути и этапы распространения православия.   Внутренние   и   внешние   причины   гибели   Византии.   Расцвет   западноевропейской средневековой   цивилизации.   Социально­экономические   особенности   периода.   Складывание средневековых   классов   и   сословий.   Отношения   собственности.   Феод.   Вассальные   связи.   Начало формирования «феодальной лестницы». Аграрный характер средневековой цивилизации. Феномен средневекового города. Основные   формы   государственной   власти.   Сословно­представительные   монархии.   Церковь   и светские власти, церковь и общество. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов. Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.     Христианская   Европа   и   исламский   мир     в Средние века. Разработка презентации 2 10 Тема 3.2. Зарождение централизованн ых государств в Европе. Раздел 4. Тема 4.1. Население Европы. Восточные славяне в древности. Содержание учебного материала  1 Англия и Франция в Средние века. Держава Плантагенетов. Великая хартия вольностей. Франция под властью   Капетингов  на  пути  к  единому   государству.  Оформление  сословного  представительства (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции). Столетняя война и ее итоги. Османское государство и падение Византии. Рождение Османской империи и государства Европы. Пиренейский   полуостров   в   Средние   века.   Реконкиста.   Образование   Испании   и   Португалии. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. Перемены во внутренней жизни европейских стран. «Черная смерть» и ее последствия. Изменения в положении трудового населения. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Завершение складывания национальных государств. Окончательное объединение Франции. Война Алой и Белой розы в Англии. Укрепление королевской власти в Англии. Средневековая   культура   Западной   Европы.   Начало   Ренессанса.   Особенности   и   достижения средневековой   культуры.   Наука   и   богословие.   Духовные   ценности   Средневековья.   Школы   и университеты.   Художественная   культура   (стили,   творцы,   памятники   искусства).   Изобретение книгопечатания   и   последствия   этого   события.   Гуманизм.   Начало   Ренессанса   (Возрождения). Культурное наследие европейского Средневековья. 2 3 Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся. Сравнение политического устройства Индии и Китая (таблица) От Древней Руси к Российскому государству Содержание учебного материала 1 Восточная Европа: природная среда и человек. Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших ее людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Древнеевропейские диалекты и языки индоиранской группы в Восточной Европе.Племена и народы Восточной Европы в древности. Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э. Споры о происхождении и прародине славян. Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе. Распад славянской общности. Основные пути   миграции   славян.Готы.   Гунны.   Тюрки.   Аварский   и   Хазарский   каганаты.   Финно­угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова. 2 2 2 16 2 Тема 4.2.  Образование 1 Образование Древнерусского государства. Восточные славяне: происхождение, расселение, занятия, общественное устройство. Взаимоотношения с соседними народами и государствами. Предпосылки и 2 11 1 2 2 Древнерусского государства. Киевская Русь в IX­XII вв. Тема 4.3.  Политическая раздробленность Руси. Тема 4.5.  Образование централизован ного государства. причины   образования   Древнерусского   государства.   Новгород   и   Киев   —   центры   древнерусской государственности.   Варяжская   проблема.   Формирование   княжеской   власти   (князь   и   дружина, полюдье). Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Походы Святослава Крещение   Руси:   причины,   основные   события,   значение.   Общество   Древней   Руси.   Социально­ экономический и политический строй Древней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Древнерусские города, развитие ремесел и торговли. Русская Правда. Политика Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.  Древнерусская   культура.   Особенности   древнерусской   культуры.   Возникновение   письменности. Летописание.   Литература   (слово,   житие,   поучение,   хождение).   Былинный   эпос.   Деревянное   и каменное   зодчество.   Живопись   (мозаики,   фрески).   Иконы.   Декоративно­прикладное   искусство. Развитие местных художественных школ. Политическая раздробленность: причины и последствия. Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности   их   географического,   11   социально­политического   и   культурного   развития. Новгородская земля. Владимиро ­ Суздальское княжество. Зарождение стремления к объединению русских земель. Монгольское завоевание и его последствия. Монгольское нашествие. Сражение на Калке. Поход монголов на Северо­Западную Русь. Героическая оборона русских городов. Походы монгольских войск   на   Юго­Западную   Русь   и   страны   Центральной   Европы.   Значение   противостояния   Руси монгольскому завоеванию. Борьба Руси против экспансии с Запада. Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Зависимость русских земель от Орды и ее последствия. Борьба населения русских земель против ордынского владычества. Начало возвышения Москвы. Причины и основные этапы объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Причины и ход возвышения Москвы. Московские князья и их политика.   Княжеская   власть   и   церковь.   Дмитрий   Донской.   Начало   борьбы   с   ордынским владычеством. Куликовская битва, ее значение. Русь при преемниках Дмитрия Донского. Отношения между Москвой и Ордой, Москвой и Литвой. Феодальная война второй четверти XV века, ее итоги. Автокефалия Русской православной церкви. Иван   III.   Присоединение   Новгорода.   Завершение   объединения   русских   земель.   Прекращение зависимости Руси от Золотой Орды. Войны с Казанью, Литвой, Ливонским орденом и Швецией. Образование   единого   Русского   государства   и   его   значение.   Усиление   великокняжеской   власти. Судебник 1497 года. Происхождение герба России. Система землевладения. Положение крестьян, ограничение их свободы. Предпосылки и начало складывания крепостнической системы. 2 3 1 2 3 1 2 12 4 4 2 2 4 14 8 2 Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.  Восточнославянские   племена.   Структура русского   общества.   Установление   ига   на   Руси.   От   Древней   Руси   к   Московскому   царству. Объединение земель вокруг Москвы. (ответы на контрольные вопросы, хронологическая таблица). Страны Запада и Востока в XVI­XVIII веке Содержание учебного материала 1 Раздел 5. Тема 5.1 Страны Западной Европы в XVI­ XVIII вв.   Накопление   капитала. Экономическое   развитие   и   перемены   в   западноевропейском   обществе.   Новые   формы   организации производства.   Зарождение   ранних   капиталистических   отношений. Мануфактура. Открытия в науке, усовершенствование в технике, внедрение технических новинок в производство.   Революции   в   кораблестроении   и   военном   деле.   Совершенствование   огнестрельного оружия. Развитие торговли и товарно­денежных отношений. Революция цен и ее последствия.  Образование   колониальных   империй.   Великие   географические   открытия,   их   технические, экономические и интеллектуальные предпосылки. Поиски пути в Индию и открытие Нового Света (Х. Колумб, Васко да Гама, Ф. Магеллан). Разделы сфер влияния и начало формирования колониальной системы. Испанские и португальские колонии в Америке. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. Возрождение и гуманизм в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Понятие «Возрождение». Истоки и предпосылки становления культуры Ренессанса в Италии. Гуманизм и новая концепция человеческой личности. Идеи гуманизма в Северной Европе. Влияние гуманистических идей в литературе, искусстве и архитектуре. Высокое Возрождение в Италии. Искусство стран Северного Возрождения. Реформация   и   контрреформация.   Понятие   «протестантизм».   Церковь   накануне   Реформации. Гуманистическая критика церкви. Мартин Лютер. Реформация в Германии, лютеранство. Религиозные войны.   Крестьянская   война   в   Германии.   Жан   Кальвин   и   распространение   его   учения.   Новая конфессиональная карта Европы. Контрреформация и попытки преобразований в католическом мире. Становление   абсолютизма   в   европейских   странах.   Абсолютизм   как   общественнополитическая система.   Абсолютизм   во   Франции.   Религиозные   войны   и   правление   Генриха   IV.   Франция   при кардинале Ришелье. Фронда. Людовик XIV — «король­солнце». Абсолютизм в Испании. Испания и 2 3 4 5 13 6 7 8 империя Габсбургов в XVII—XVIII веках. Англия в эпоху Тюдоров. Превращение Англии в великую морскую   державу   при   Елизавете   I.   Общие   черты   и   особенности   абсолютизма   в   странах   Европы. «Просвещенный абсолютизм».  Англия в XVII— ХVIII веках. Причины и начало революции в Англии. Демократические течения в революции. Провозглашение республики. Протекторат О. Кромвеля. Реставрация монархии. Итоги, характер и значение Английской революции. «Славная революция». Английское Просвещение. Дж. Локк. Политическое развитие Англии в XVIII веке. Колониальные проблемы. Подъем мануфактурного производства. Начало промышленной революции. Изменения в социальной структуре общества. Война   за   независимость   и   образование   США.   Причины   борьбы   английских   колоний   в   Северной Америке  за независимость.  Начало  освободительного движения.  Декларация  независимости  США. Образование США. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. Конституция США. Билль о правах. Французская революция конца XVIII века. Предпосылки и причины Французской революции конца XVIII   века.   Начало   революции.   Декларация   прав   человека   и   гражданина.   Конституционалисты, жирондисты и якобинцы. Конституция 1791 года. Начало революционных войн. Свержение монархии и установление респу­ 14 блики. Якобинская диктатура. Террор. Падение якобинцев. От термидора к брюмеру. Установление во Франции власти Наполеона Бонапарта. Итоги революции. Международное значение революции. Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.   Страны   Европы   в  XVI­XVIII  вв.   Подготовка докладов Содержание учебного материала 1 Османские   завоевания   в   Европе.   Борьба   европейских   стран   с  османской   опасностью.   Внутренний строй Османской империи и причины ее упадка. Маньчжурское завоевание Китая. Империя Цин и ее особенности.   Начало   проникновения   европейцев   в   Китай.   Цинская   политика   изоляции.   Сёгунат Токугавы в Японии. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев. Колониальные захваты Англии, Голландии и Франции.   Колониальное   соперничество.   Складывание   колони­   альной   системы.   Колонизаторы   и местное   население.   Значение   колоний   для   развития   стран   Западной   Европы.   Испанские   и португальские   колонии   Америки,   ввоз   афри­   канских   рабов.   Английские   колонии   в   Северной Америке: социально­экономическое развитие и политическое устройство. Рабовладение. Европейские колонизаторы в Индии. Захват Индии Англией и его последствия. 2 3 4 Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.   Колониальные   завоевания   европейских   стран. 14 2 2 2 2 Тема 5.2. Традиционные общества Востока в XVI­ XVIII вв. Раздел 6. Тема 6.1. Россия в XVI в. Тема 6.2. Россия в XVII в. Ответы на контрольные вопросы, таблица. Россия в XVI­XVII веках: от великого княжества к царству Содержание учебного материала 1 2 3   Россия   в   царствование   Ивана   Грозного.   Территория   и   население   России   в   XVI   в.   Категории населения.   Власть   и   собственность,   закон   и   право.   Города.   Елена   Глинская.   Боярское   правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы.   Элементы   сословно­представительной   монархии   в  России.   Судебник   1550  г.   Церковь  и государство.   Стоглавый   собор.   Военные   преобразования.   Опричнина   и   причины   ее   введения. Опричный террор. Социально­экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп.  Экономическое положение и социально­политические противоречия в русском обществе конца XVI в. Мнения историков о сущности опричнины. Основные направления внешней политики Ивана Грозного.  Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество. Борьба за выход к Балтийскому морю.  Ливонская   война   (1558–1583   гг.).   Образование   Речи   Посполитой   (1569   г.).   Поражение   и территориальные потери России. Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства. Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.   Смутное   время   на   Руси   (хронологическая таблица) Содержание учебного материала 1 2 Смута в России начала XVII в. Предпосылки Смуты в России. Династический вопрос. Борис Годунов и   его   политика.   Учреждение   патриаршества.   Начало   гражданской   войны   в   России.   Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Семибоярщина. Польские   войска   в   Москве.   Первое   и   второе   ополчения.   Кузьма   Минин   и   Дмитрий   Пожарский. Земский собор 1613 г. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно­ представительной монархии и ее особенности в России. Россия в середине и второй половине XVII в. Территория   и   население.   Формы   землепользования.   Города.   Ремесла.   Торговля.   Политика протекционизма. Внутренний рынок. Рост влияния и значения дворянства. Соборное уложение 1649 г.  Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. 3 4 15 10 4 2 4 2 2 Раздел 7. Тема 7.1. Россия в конце XVII­XVIII веков Реформы Никона и церковный раскол. Культурное и политическое значение. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Основные направления внешней политики России. Присоединение Левобережной Украины. Войны со Швецией и Турцией. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Характер российской колонизации. Религиозные   споры.   Публицистика.   «Домострой».   Социальная   роль   женщины.   Быт   и   нравы. «Обмирщение»   русской   культуры   в   XVII   в.   Расширение   культурных   связей   с   Западной   Европой. Создание школ. Славяно­греко­латинская академия. Новые жанры в литературе. Симеон Полоцкий. Протопоп Аввакум. Россия в конце XVII­XVIII веков: от царства к империи Содержание учебного материала 1 2 3 4 Россия в период реформ Петра I. Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.   Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.   Социально­экономическая   политика   Петра   I   и   социальная   структура   русского общества.Крепостная   экономика.   «Регулярное   государство».   Восприятие   «преображенной   России» современниками.       Причины   дворцовых   переворотов.   Екатерина   I.   Верховный   Тайный   совет.   Петр   II.   «Затейка» верховников   и   воцарение   Анны   Иоанновны.   Бироновщина.   Политическая   борьба   и   дворцовый переворот   1741   г.   Социально­экономическая   политика   Елизаветы   Петровны.   Участие   России   в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II. Россия во второй половине XVIII в.   «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер   и   направленность   реформ   Екатерины   Великой.   Оценка   личности   императрицы   и   итоги екатерининского царствования. Павел I — характеристика личности и основные направления его политики. Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.   Быт   и   нравы,   повседневная   жизнь   различных   слоев   общества.   Итоги   развития   русской культуры в XVIII в. Раздел 8. Становление индустриальной цивилизации 16 6 6 8 2 Тема 8.1. Страны Европы и Северной Америки в XVII­ XIX вв. Содержание учебного материала 1 2 3 4 5 Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Понятие «Новое время».   Относительность   периодизации   мировой   истории.   Новации   в   характере   мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Социальный   смысл   феномена   Возрождения.   Гуманизм.   Эразм   Роттердамский.   Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Причины и предпосылки Великих   географических   открытий.   Освоение   «ближней   Атлантики».   Каравеллы.   Роль   Испании   и Португалии   в   развитии   мореплавания.   Государство   и   власть   в   эпоху   перехода   к   индустриальной цивилизации.   Образование   централизованных   государств.   Империи   и   национальные   государства. Абсолютизм. Эволюция системы международных отношений в раннее Новое время. Европа XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс   модернизации   западного   мира.   Зарождение   нового   хозяйственного   уклада   в   экономике. Урбанизация.  «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса. Технический прогресс и Великий промышленный переворот. Технические изобретения и изменение отношения   к   ним   в   обществе.   Изобретатели   и   предприниматели.   Работающие   машины.   Паровой двигатель. От мануфактуры к фабрике. Развитие транспортно­коммуникационной системы. Начало промышленного переворота в Англии: проявления процесса в экономической и социальной жизни. Изменения в социальном составе общества. Революции   XVIII   в.   и   их   значение   для   утверждения   индустриального   общества.   Война   за независимость   североамериканских   колоний   и   попытка   реализации   просветительских   идеалов. Образование   США.   Влияние   североамериканских   событий   на   европейское   общество.   Французская революция   XVIII   в.   Политические   режимы   периода   Революции.   Конституции.   Феномен   Террора. Культурные новшества периода Революции. Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.  Гражданская   война   в   США.   Международные отношения в Новое время. Подготовка докладов Раздел 9.  Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Содержание учебного материала 17 6 1 2 2 Тема 9.1. Развитие Индии, Китая, Японии Раздел 10. Тема 10.1. Внутренняя и внешняя политика Александра I и Николая I 1 2 3 Колониальная   экспансия   европейских   стран.   Индия.  Особенности   социально­экономического   и политического развития стран Востока. Страны Востока и страны Запада: углубление разрыва в темпах экономического  роста.  Значение  колоний  для   ускоренного  развития  западных  стран.  Колониальный раздел Азии и Африки. Традиционные общества и колониальное управление. Освободительная борьба народов колоний и зависимых стран.  Индия под властью британской короны.  Восстание сипаев и реформы в управлении Индии. Китай   и   Япония.  Начало   превращения   Китая   в   зависимую   страну.  Опиумные   войны.  Восстание тайпинов,  его   особенности   и   последствия.   Упадок   и   окончательное   закабаление   Китая   западными странами. Особенности японского общества в период сёгуната Токугава. Насильственное «открытие» Японии. Российская империя в XIX веке Содержание учебного материала 1 2 3 4 5 Россия в первой половине XIX столетия. Территория и население империи. Особенности российской колонизации.   Роль   географического   фактора   в   социально­экономическом   и   политическом   развитии России. Национальный вопрос. Социальная структура. Дворянство. Духовенство. Городское население. Крестьянство. Казачество. Власть и реформы в первой половине XIX в. Россия   в   1815–1825   гг.   Конституционные   проекты.   Причины   неудач   реформ   Александра   I.   А.А. Аракчеев. Военные поселения. Общественное движение. Декабристы. Николай   I.   Смена   политических   приоритетов.   Роль   бюрократии.   Официальный   национализм. Консерватизм в государственно­правовой и идеологической сферах. Внешняя политика Александра I и Николая I. Геополитическое положение России к началу XIX в. Основные направления и принципы внешней политики. Антифранцузские коалиции и Отечественная война 1812 г. Европа после Наполеона. «Священный союз» и идеалы легитимизма. Финская автономия и польская Конституция. Борьба с Османской империй. Россия и христианские народы Балканского полуострова. Российская империя и мусульманские народы Кавказа. Кавказская война.  Закавказье в политике Российской империи; борьба с Ираном за территории и влияние. Вхождение Закавказья в состав России. Россия   и   европейские   революции   1830–1831   гг.,   1848–1849   гг.   Крымская   война   и   крах   «Венской системы» 2 12       4 2 2 2 18 Содержание учебного материала 1 Тема 10.2. Общественная мысль и культура России в XIX в. 2 Общественно­политическая   борьба   и   поиск   национально­политической   идентичности.   Славянофилы. Западники. Правительственная идеология и рождение теории «официальной народности». Развитие   науки   и   техники   в   России   в   первой   половине   XIX   в.   Рост   национального   самосознания. Реформа   системы   образования.   Университеты   и   научные   общества.   Открытия   и   технические изобретения.   Литература   и   книгоиздание.   Стили   и   направления   в   литературе:   сентиментализм, романтизм,   реализм.   Музыкальная   культура.   Живопись:   от   классицизма   к   романтизму   и   реализму. Архитектура. Театр. Место России в мировой художественной культуре. 3 Содержание учебного материала 2 2 4 19 Тема 10.3. Политика Александра II. Эпоха контрреформ 1 2 3 4 Россия в эпоху великих реформ Александра II. Россия после Крымской войны. Александр II.  Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Судебная, земская и военная реформы. Финансовые   преобразования.   Реформы   в   области   просвещения   и   печати.   Итоги   реформ,   их историческое значение. Либералы и консерваторы власти. Реакция на польское восстание. Особенности государственно­политического   консерватизма   второй   половины   XIX   в.   Российский   либерализм. Социалистические идеи в России. Российские радикалы: от нигилистов к бунтарям, пропагандистам и заговорщикам.   От   народнических   кружков   к   «Народной   воле».   Правительственные   репрессии   и революционный террор. Цареубийство 1 марта 1881 г. и его последствия. Пореформенная Россия. Общество и государство. Завершение промышленного переворота. Общество и рынок. Урбанизация. Изменения социальной структуры общества в условиях индустриального развития. Разложение дворянства. Расслоение крестьянства. Формирование новых социальных слоев. Буржуазия и пролетариат. Феномен российской интеллигенции. Консервативный   курс   Александра   III.   Ограничение   реформ.   Ужесточение   цензуры.   Сословная   и национальная политика правительства. Идеология самодержавия. К.П. Победоносцев и официальный консерватизм.  Россия в системе международных отношений второй половины XIX в. Геополитические   интересы   империи   и   международные   противоречия.   Отмена   условий   Парижского мира. «Союз трех императоров». Россия и Восток. Россия и славянский вопрос. Русско­турецкая война 1877–1878 гг. и ее результаты. Россия и европейские державы. Политика России в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Повседневная жизнь населения России в XIX в. Крестьянство. Крестьянская община. Крестьянская семья и внутрисемейные отношения. Бытовой уклад. Менталитет крестьянства. Религиозные воззрения. Трудовая   этика.   Роль   городов   в   культурной   жизни   страны.   Городское   население.   Численность   и социальная структура. Городская семья.  Раздел 11. Самостоятельная  (внеаудиторная) работа  обучающихся.  Экономическое  развитие  в России  в XIX веке. (таблица) От Новой истории к Новейшей Содержание учебного материала 2 8 2 2 20 Тема 11.1. Страны мира в начале XX в. 1 2 Мир в начале ХХ века.  Понятие «новейшая история». Важнейшие изменения на карте мира. Первые войны за передел мира. Окончательное формирование двух блоков Европе (Тройственного союза и Антанты),   нарастание   противоречий   между   ними.  Гонка вооружений.  Балканские войны.  Подготовка к большой войне. Особенности экономического развития Великобритании, Франции, Германии, США. Социальные движения и социальные реформы.  Пробуждение   Азии   в   начале   ХХ   века.  Начало антиколониальной борьбы. Синьхайская революция в Китае. Сун Ятсен.Гоминьдан. Кризис Османской империи   и   Младотурецкая   революция.  Революция  в   Иране.   Национально­освободительная   борьба   в Индии против британского господства. Индийский национальный конгресс. М. Ганди.  Колонии,   зависимые   страны   и   метрополии.  Военно­политические   планы   сторон. Тема 11.2. Россия в начале XX в. Первая русская революция. Содержание учебного материала 1 Россия на рубеже XIX— XX веков. Динамика промышленного развития. Роль государства в экономике России. Аграрный вопрос. Император Николай II, его политические воззрения. Общественное движение Возникновение социалистических и либеральных организаций и партий: их цели, тактика, лидеры (Г. В. Плеханов, В. М. Чернов, В. И. Ленин, Ю. О. Мартов, П. Б. Струве). Усиление рабочего и крестьянского движения. Внешняя политика России. Конференции в Гааге.  Усиление влияния в Северо­Восточном Китае.  Русско­японская  война  1904—1905  годов:  планы  сторон, основные  сражения.  Портсмутский мир. Серебряный   век   русской   культуры.  Открытия   российских   ученых   в   науке   и   технике.   Русская философия:   поиски   общественного   идеала.  Сборник  «Вехи».   Развитие   литературы:   от   реализма   к модернизму.   Поэзия   Серебряного   века.   Изобразительное   искусство:   традиции   реализма,   «Мир искусства», авангардизм, его направления. Архитектура. Скульптура. Музыка. Революция   1905—1907   годов   в   России.  Причины   революции.   «Кровавое   воскресенье»   и   начало революции.  Развитие революционных событий и политика властей. Советы как форма политического творчества   масс.   Манифест   17   октября   1905   года.   Московское   восстание.   Спад   революции. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. Легальные политические партии. Опыт российского парламентаризма 1906—1917 годов: особенности парламентской системы, ее полномочия и влияние на общественно­политическую жизнь, тенденции эволюции. Результаты Первой российской революции в политических и социальных аспектах. 2 3 Тема 11.3. Первая мировая война. Содержание учебного материала 1 Первая мировая война. Боевые действия 1914—1918 годов. Особенности и участники войны. Начальный период боевых действий (август—декабрь 1914 года). Восточный фронт и его роль в войне. Успехи и поражения русской армии. Переход к позиционной войне. Основные сражения в Европе в 1915—1917 21 2 2 2 2 2 Февральская революция в России. Тема 11.4. Октябрьская революция в России. Гражданская война. 2 годах. Брусиловский прорыв и его значение.  Боевые действия в Африке и Азии.  Вступление в войну США и выход из нее России. Боевые действия в 1918 году. Поражение Германии и ее союзников. Февральская революция в России. От Февраля к Октябрю. Причины революции. Отречение Николая II от престола. Падение монархии как начало Великой российской революции. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов: начало двоевластия. Вопросы о войне и земле. «Апрельские тезисы» В. И. Ленина и программа партии большевиков о переходе от буржуазного этапа революции   к   пролетарскому  (социалистическому).   Причины   апрельского,   июньского   и   июльского кризисов   Временного   правительства.   Конец   двоевластия.   На   пороге   экономической   катастрофы   и распада:   Россия   в   июле—октябре   1917   года.   Деятельность   А.   Ф.   Керенского   во   главе   Временного правительства.   Выступление   Л.   Г.   Корнилова   и   его   провал.   Изменения   в   революционной   части политического поля России: раскол эсеров, рост влияния большевиков в Советах. Содержание учебного материала 1 2 3 Октябрьская революция в России и ее последствия. События 24—25 октября в Петрограде, приход к  власти большевиков во главе с В. И. Лениным. Союз большевиков и левых эсеров. Установление власти  Советов в основных регионах России. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Формирование новых органов власти.  Создание ВЧК, начало формирования Красной Армии. Отношение большевиков к созыву  Учредительного собрания. Причины разгона Учредительного собрания. Создание федеративного  социалистического государства и его оформление в Конституции РСФСР 1918 года. Советско­ германские переговоры и заключение Брестского мира, его условия, экономические и политические  последствия. Разрыв левых эсеров с большевиками, выступление левых эсеров и его разгром.  Установление однопартийного режима. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. Гражданская война в России. Причины Гражданской войны. Красные и белые: политические ориентации, лозунги и реальные действия, социальная опора. Другие участники Гражданской войны. Цели и этапы  участия иностранных государств в Гражданской войне. Начало фронтовой Гражданской войны. Ход  военных действий на фронтах в 1918—1920 годах. Завершающий период Гражданской войны. Причины  победы красных. Россия в годы Гражданской войны. Экономическая политика большевиков.  Национализация, «красногвардейская атака на капитал». Политика «военного коммунизма», ее причины, цели, содержание, последствия. Последствия и итоги Гражданской войны. Раздел 12. Тема 12.1. Между мировыми войнами Содержание учебного материала 1 Страны   Европы   в   20­е   годы   ХХ   в.   Послевоенный   кризис   Запада.   Возникновение   фашизма. 22 2 4 2 2 2 Страны Европы в 20­30 гг. XX в. 2 3 Содержание учебного материала 1 Тема 12.2. СССР в 20­30 гг. XX в. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг. Запад в 30­е годы ХХ в. Мировой   экономический   кризис   и   Великая   депрессия.   НТП   —   «локомотив   перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Кейнсианство и компромиссная схема Рузвельта.  Крушение   Веймарской   республики   и   германский   национал­социализм.   Тоталитаризм.   Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Первая мировая война и процесс «старения» традиционных военно­административных империй. США и доктрина «открытых дверей». Мандатная система.  Международные отношения в 20—30­е годы ХХ в. Кризис Версальско­Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока Политика «умиротворения» агрессоров.  Пакт Молотова—Риббентропа. Строительство   социализма   в   СССР:   модернизация   на   почве   традиционализма.   Кризис   «военного коммунизма».   Новая   экономическая   политика   (нэп):   сущность   и   направления.   Диспропорция экономического и социально­правового статуса личности. Постепенный отход от идей «мировой революции». Приоритеты внутригосударственного строительства. Образование   СССР.   Выбор   путей   объединения.   Конституция   СССР   1924   г.   Основные   направления национально­государственного строительства. Централизация государственного аппарата. Основные направления общественно­политического и государственного развития СССР в 20–30­е годы. Внутрипартийная борьба: дискуссии о путях социалистической модернизации общества. Становление единоличной   власти   И.В.   Сталина.   Переход   от   революционной   идеологии   к   традиционалистским принципам. Борьба с инакомыслием. Массовые репрессии. Городское и сельское население. Развитие экономики СССР в конце 20–30­х годов. Форсированная модернизация. Причины свертывания нэпа. Индустриализация. Коллективизация. Соотношение традиционализма в социальной жизни и модернизма в экономике. Успехи и недостатки экономического курса. Внешняя политика СССР в 20–30­е годы: от конфронтации к поиску контактов. Попытки возврата к границам Российской империи: советско­финляндская война; присоединение Прибалтики, Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии. 2 3 2 2 Раздел 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Содержание учебного материала 10 23 Тема 13.1. Страны мира и СССР в годы второй мировой войны.  Раздел 14 Тема14.1. Характерные черты развития стран во второй половине XX века. «Странная   война».   Блицкриг   вермахта.   Изменения   в   системе   международных   отношений   со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд­лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе.  «Странная   война».   Блицкриг   вермахта.   Изменения   в   системе   международных   отношений   со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд­лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе.  Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. СССР в годы Великой Отечественной войны. Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных,   культурных   и   социальных   групп:   приоритет   патриотизма   или   коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов.  Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу.  Население   на   оккупированных   территориях.   Партизанское   движение.   Национальная   политика. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла. Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий. Решающая роль СССР в разгроме нацизма. Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне. 1 2 3 4 5 Самостоятельная (внеаудиторная) работа обучающихся. Великая Отечественная война советского народа. Разработка презентации Мир во второй половине XX – XXI века Содержание учебного материала 1 «Холодная   война».   Сверхдержавы:   США   и   СССР.   Обоюдная   заинтересованность   в   формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две   Европы   —   два   мира.   Распад   колониальной   системы.   Военно­политические   кризисы   в   рамках «холодной войны». Информационные войны.  Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны». К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия» Европейская   интеграция.   «Государство   благоденствия».   Роль   политических   партий.   Христианская демократия.   Массовые   движения:   экологическое,   феминистское,   молодежное,   антивоенное.   Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека. Научно­технический   прогресс.   Качественно   новый   уровень энерговооруженности   общества,   ядерная   энергетика.   Прорыв   в   космос.   Развитие   средств   связи. 2   3   Транспортная   революция. 24 2 2 2 4 4 Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное   производство.   Индустрия   и   природа.   Формирование   новой   научной   картины мира. Дегуманизация искусства. Технократизм и иррационализм в общественном сознании XX в. Страны   Азии,   Африки   и   Латинской   Америки.   Вторая   мировая   война   —   кризис   метрополий. Освобождение Индии. Ближневосточный конфликт. Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Социализм в Западном полушарии. Апогей и кризис советской системы. 1945­1991 годы Содержание учебного материала 1 СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. Восстановление хозяйства. Влияние международной ситуации на направление развития экономики. Плюсы и минусы советской   послевоенной   модернизации.   ГУЛАГ   в   системе   советской   экономики.   Политические процессы. Место СССР в послевоенном мире. Влияние «холодной войны» на экономику и внешнюю политику.   Советский   Союз   и   «сталинизация»   стран   «народной   демократии».   Позиция   СССР   в локальных конфликтах. 10 Содержание учебного материала 1 Советский   Союз   в   период   частичной   либерализации   режима.   Борьба   за   власть   после   смерти   И.В. Сталина.   Приход   к   власти   Н.С.   Хрущева.   XX   съезд   КПСС.   Концепция   построения   коммунизма. Культурная   жизнь   общества.   «Оттепель».   Литература,   кинематограф.   Расширение   культурных контактов   с   Западом.   Роль   периодических   изданий.   Экономические   реформы   1950–1960­х   годов, причины   их   неудач.   Промышленность:   снижение   темпов   модернизации.   Элементы   волюнтаризма   в сельскохозяйственном производстве. Внешняя политика СССР. Социалистический лагерь. Конфликты из­за различий в восприятии курса «десталинизации»:   Венгрия,   Польша,   Китай,   Албания.   Либерализация   внешней   политики.   Попытки диалога с Западом. Международные кризисы. 2 Содержание учебного материала 1 2 2 2 Раздел 15. Тема 15.1. СССР в 1945­ 1953 гг. Тема 15.2. СССР в 1953­ 1964 гг. Тема 15.3. СССР в 1964­ 1984 гг. Тема 15.4 СССР в 1985­ СССР   в   конце   1960­х   —   начале   1980­х   годов.   Общественно­политическое   развитие   СССР. «Неосталинизм». Идеологизация режима. Теория развитого социализма. Политическая апатия общества. Диссидентское   и   правозащитное   движение.   «Самиздат».   Советский   человек:   быт,   интересы, самоидентификация. Экономика СССР. Роль сырьевых ресурсов. Зависимость от западных высоких технологий. Зависимость сельского хозяйства от государственных инвестиций. Попытки модернизации: реформа А.Н. Косыгина. 1991 гг. 2 25 Раздел 16. Тема 16.1 Развитие России в конце – начале XXI в. Снижение   темпов   развития   по   отношению   к   западным   странам.   Ю.В.   Андропов   и   попытка административного решения кризисных проблем. Международное положение. Попытки консервации существующего миропорядка в начале 70­х годов. «Разрядка». Улучшение отношений с Западом. Хельсинские соглашения. Обострение отношений в конце 70­х — начале 80­х годов. Война в Афганистане. Заключительный этап «холодной войны». СССР в период перестройки. Причины реформ М.С. Горбачева. Отказ от советского традиционализма в пользу западного либерализма.  Советская культура. Новые ориентиры. Литература. Кинематограф. СССР   системе   международных   отношений.   Окончание   «холодной   войны».   Сближение   с   США   и Западной   Европой.   Распад   социалистического   лагеря.   Окончание   войны   в   Афганистане.   Конец биполярного мира. Крах   политики   перестройки.   Распад   СССР:   причины,   объективные   и   субъективные   факторы, последствия. 3 4 5 6 Самостоятельная   (внеаудиторная)   работа   обучающихся.  Диссидентское   движение.   СССР   в   системе международных отношений. Ответы на контрольные вопросы. Российская Федерация на рубеже XX­XXI вв. 1 Российская Федерация на современном этапе. Становление новой российской государственно­правовой системы. Парламентская или президентская модель. Политический кризис осени 1993 г. Конституция РФ. Система разделения властей. Президент. Государственная Дума. Принципы федерализма. Российское   общество.   Либеральные   идеи   и   социальная   инерция.   Социальное   расслоение.   Попытка компромисса   между   прозападной   либеральной   экономической   модернизацией   и   социально­ политическим   традиционализмом.   Президентские   выборы   2000   и   2004   гг.   Курс   на   укрепление государственности,   экономический   подъем,   социальную   и   политическую   стабильность,   укрепление национальной безопасности. Экономика.   Переход   к   рыночным   отношениям:   реформы   и   их   последствия.   Плюсы   и   минусы форсированной либеральной модернизации. Спады и подъемы российской экономики, их причины и последствия для общества. Роль сырьевых ресурсов. Российская экономика в мировой экономической системе. Мир в ХХI в. Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм   «бежит»   на   Восток.   Проблемы   окружающей   среды.   Глобализм   и   антиглобализм. Конфликты из­за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм. 2 3 4 1 2 26 5 Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно­правовой системы. Интеграция  России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». 6 Консультации Дифференцированный зачет 12 2 152 Всего: Для характеристики уровня усвоения материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 27 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1.  Требования к минимальному материально­техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия оборудования кабинета социально­ экономических дисциплин  № п/п Оборудование Технические средства обучения Количество рабочих мест Рабочие   места   на обучающихся Рабочее преподавателя   место 1 2 3 Компьютер с лицензионным программным обеспечением   и   устройством   ввода информации   на   экран   (телевизор)   с доступом в интернет Экран и мультимедиа проектор 30 1 1 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы Наименование учебных изданий, Интернет­ресурсов, дополнительной литературы №  п/п I Основные источники 1.1 Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник. – М., 2015. 1.2 Орлов А.С. История России. – М., 2015 II Дополнительные источники 2.1 Орлов А.С. Хрестоматия по истории России. – М., 2015 2.2 Вальцев С.В Закат человечества. – М., 2015. 2.3 Михайлова Н.В. Отечественная история. – М., 2015 2.4 Гаджиев К.С., Закаурцева Т.А., Родригес А.М., Пономарёв М.В. Новейшая история стран  Европы и Америки. ХХ век в 3­х ч., ч. 2 1945­2000. – М, 2015 г. 2.5 Шамбаров В. От Киева до Москвы. – М., 2015. 2.6 Волобуев О.В., Клоков В.А. Россия и мир 10­11 класс, М., 2015 г. III Интернет­ресурсы 3.11. www.bibliotekar.ru – электронная библиотека нехудожественной литературы по  русской и мировой истории, искусству, культуре и прикладным наукам. 3.2 www.histori.tom.ru – история России от князей до Президента. 3.3 www.statehistory.ru – история государства 3.4 3.5 www.rusrevolution –революция и Гражданская война  – интернет­проект. www.world­war2.chat.ru – Вторая Мировая война в  русском интернете 28 3.6 3.7 3.8 www.gumer.info ­ библиотека Гумер. www. temples.ru – проект «Храмы России». www. Memoirs.ru – русские мемуары. Россия в  дневниках и воспоминаниях. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Колледж,   реализующий   подготовку   по   учебной   дисциплине,   обеспечивает организацию   и   проведение   промежуточной   аттестации   и   текущего   контроля индивидуальных образовательных достижений ­ демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий   контроль   проводится   преподавателем   в   форме   устного   опроса, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. Промежуточная аттестация – другие формы контроля. Итоговой формой контроля является дифференцированный зачёт. Формы   и   методы   промежуточной   аттестации   и   текущего   контроля   по   учебной дисциплине   самостоятельно   разрабатываются   колледжем   и   доводятся   до   сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Фонды   оценочных   средств   (ФОС,   КОС)   колледжем.   Они   включают   в   себя педагогические   контрольно­оценочные   материалы,   предназначенные   для   определения соответствия   (или   несоответствия)   индивидуальных   образовательных   достижений основным показателям результатов подготовки (таблица). Формы и методы  контроля и оценки  результатов обучения Устный опрос Семинар Тесты Доклады  Самостоятельные  (внеаудиторные) работы Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) личностные:  ­   сформированность   российской   гражданской   идентичности, патриотизма,   уважения   к   своему   народу,   чувств   ответственности перед   Родиной,   гордости   за   свой   край,   свою   Родину,   прошлое   и настоящее   многонационального   народа   России,   уважения   к государственным символам (гербу, флагу, гимну); ­ становление гражданской позиции как активного и ответственного члена   российского   общества,   осознающего   свои   конституционные права   и   обязанности,   уважающего   закон   и   правопорядок, обладающего   чувством   собственного   достоинства,   осознанно принимающего   традиционные   национальные   и   общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ­ готовность к служению Отечеству, его защите; ­сформированность соответствующего   современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мировоззрения,   29 мире; ­   сформированность   основ   саморазвития   и   самовоспитания   в соответствии   с   общечеловеческими   ценностями   и   идеалами гражданского   общества;   готовность   и   способность   к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ­     толерантное   сознание   и   поведение   в   поликультурном   мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; метапредметные: ­   умение   самостоятельно   определять   цели   деятельности   и составлять   планы   деятельности;   самостоятельно   осуществлять, контролировать   и   корректировать   деятельность;   использовать   все возможные   ресурсы   для   достижения   поставленных   целей   и реализации   планов   деятельности;   выбирать   успешные   стратегии   в различных ситуациях; ­   умение   продуктивно   общаться   и   взаимодействовать   в   процессе совместной   деятельности,   учитывать   позиции   других   участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; ­ владение  навыками  познавательной,  учебно­исследовательской  и проектной   деятельности,   навыками   разрешения   проблем; способность   и   готовность   к   самостоятельному   поиску   методов решения   практических   задач,   применению   различных   методов познания; ­     готовность   и   способность   к   самостоятельной   информационно­ познавательной   деятельности,   включая   умение   ориентироваться   в различных   источниках   исторической   информации,   критически   ее оценивать и интерпретировать; ­   умение   использовать   средства   информационных   и коммуникационных   технологий   в   решении   когнитивных, коммуникативных   и   организационных   задач   с   соблюдением   гигиены, требований   эргономики, ресурсосбережения,   норм информационной безопасности; ­   умение   самостоятельно   оценивать   и   принимать   решения, определяющие   стратегию   поведения,   с   учетом   гражданских   и нравственных ценностей; предметныe: ­   сформированность   представлений   о   современной   исторической науке,   ее   специфике,   методах   исторического   познания   и   роли   в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; ­ владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,   представлениями   об   общем   и   особенном   в   мировом историческом процессе; ­   сформированность   умений   применять   исторические   знания   в профессиональной  и общественной деятельности,  поликультурном общении; ­   владение   навыками   проектной   деятельности   и   исторической реконструкции с привлечением различных источников;   правовых   и   этических   норм,   техники   безопасности, 30 Устный опрос Тесты Доклады  Самостоятельные  (внеаудиторные) работы Устный опрос Семинар Тесты Доклады  Самостоятельные  (внеаудиторные) работы Контрольная работа Дифференцированный зачет ­  сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля  производится в соответствии с универсальной шкалой Процент результативности  (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог более 85% от 71 до 85% От 51 до 70% до 50% 5 4 3 2 отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно 31 Разработчик(и): 1.Авачёва Н.В.  преподаватель_____________________________________ Эксперт(ы): 1. ________________________________________________________________ 2. ________________________________________________________________ 32 33

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование

Рабочая программа дисциплины "История" по специальности 40.02.03 Право и судебное администрирование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018