Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Рекоменда-циями по организации получения среднего общего образования в пределах освое-ния образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государствен-ных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259) и на основе Федерального государственного образователь-ного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министер-ства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 (с измене-ниями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014г, №1645) и Феде-рального государственного образовательного стандарта среднего профессиональ-ного образования по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (наплавки), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016 г. № 50
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР
__________________
П.А Феоктистов
___________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 Материаловедение
по профессии
23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
очная форма обучения
Кашира, 2017 годРабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с
Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06259) и на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012г. №413 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России
от 29.12.2014г, №1645) и Федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.17
Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей (наплавки), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.01.2016
г. № 50
на заседании предметной цикловой
Одобрена
комиссии №2,
Рекомендована
Методическим Советом ОСП
протокол № __, от _______ 2017 г.
протокол №___ от _______2017 г.
Председатель ______ /Спесивцева З.Ю./
Председатель ________/Солнцева М.О./
Составитель: Машинина О.В. преподаватель государственного автономного
профессионального образовательного учреждения Московской области
«Профессиональный колледж «Московия»
Руководитель ООО «АЛАН+»
«____» _________ 2017 г.
.
ИвановА.В.СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.
ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ
ПООП1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 Материаловедение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной
образовательной программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать материалы в профессиональной деятельности;
определять основные свойства материалов по маркам;
выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного
применения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные свойства, классификацию, характеристики применяемых в
профессиональной деятельности материалов;
физические и химические свойства горючих и смазочных материалов;
области применения материалов;
характеристики лакокрасочных покрытий автомобильных кузовов;
требования к состоянию лакокрасочных покрытий.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы
компетенций:
Выпускник, освоивший программу СПО по профессии должен обладать
общими компетенциями:Код
ОК 01.
ОК 02.
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности, применительно к различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной
деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
эффективно
личностное развитие
Работать в коллективе и команде,
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке с учетом особенностей социального и
культурного контекста
Проявлять
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей
Содействовать
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
гражданскопатриотическую
сохранению
окружающей
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном и иностранном языкеВыпускник, освоивший программу СПО по профессии должен
обладать профессиональными компетенциями:
Код
Наименование видов деятельности и профессиональных
компетенций
ПК 2.1. Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
техническое
двигателей.
Осуществлять техническое обслуживание электрических и
электронных систем автомобилей.
Осуществлять
автомобильных трансмиссий.
Осуществлять техническое обслуживание ходовой части и
механизмов управления автомобилей.
Осуществлять техническое обслуживание автомобильных
кузовов.
ПК
2.2.
ПК
2.3.
ПК
2.4.
ПК
2.5.
ПК 3.1. Производить текущий ремонт автомобильных двигателей.
ПК 3.2. Производить текущий ремонт узлов и элементов электрических
обслуживание
и электронных систем автомобилей.
ПК 3.3. Производить текущий ремонт автомобильных трансмиссий.
ПК 3.4. Производить текущий ремонт ходовой части и механизмов
управления автомобилей.
ПК 3.5. Производить ремонт и окраску кузовов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка
Обязательная учебная нагрузка
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные занятия
практические занятия:
Объем
часов
36
36
18
6
12
Итоговая аттестация проводится в форме зачета2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем часов
Осваиваемые
элементы
компетенций
2
Наименовани
е разделов и
тем
1
Раздел 1.
Металлы и
сплавы
Тема 1.1.
Содержание учебного материала:
Строение и
свойства
металлов
1. Понятие о металлах и сплавах. Кристаллические решетки
металлов. Аллотропические превращения металлов
2. Типы связей. Кристаллизация металлов. Строение слитка.
Основы теории сплавов
Уровень
освоения
2
2
Лабораторные работы:
1. Изучение микроструктуры металлов и сплавов
2. Определение твердости, пластичности, ударной вязкости металлов
Практические занятия:
3. Построение диаграммы состояния сплавов первого рода
3
26
10
4
4
2
2
2
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1. – ПК 3.3
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 –
ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.3 –
3.5
ОК 01. – ОК 10.
ОК 01. – ОК 10.Тема 1.2.
Содержание учебного материала:
Железоуглер
одистые
сплавы
Технология термической обработки сталей:
1.
нормализация, закалка, отпуск, старение
отжиг,
2. Классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали, их
свойства. Инструментальные стали. Маркировка сталей
3. Классификация чугунов. Структура и свойства чугунов. Белые, серые,
ковкие, высокопрочные, легированные, антифрикционные чугуны
Практические занятия:
1. Анализ диаграммы «железо углерод»
2. Сравнение свойств стали до и после закалки
3.Определение состава легированных сталей и чугуна
Тема 1.3.
Содержание учебного материала:
Цветные
металлы и
сплавы
Раздел 2.
1. Сплавы на основе меди, алюминия, титана: свойства, применение
Практические занятия:
1. Изучение состава сплавов цветных металлов
Уровень
освоения
2
2
2
Уровень
освоения
2
12
6
6
2
2
2
4
2
2
2
6
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3; ПК 3.4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. – ОК 10.
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.4
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.3 – ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1
ОК 01. – ОК 10.Неметалличе
ские
материалы
Тема 2.1
Содержание учебного материала:
Полимерные
материалы
1. Состав и строение полимеров. Пластические массы
2. Резины. Клеящие материалы. Лакокрасочные материалы
Практические занятия:
1. Технологические свойства пластических масс
Раздел 3.
Автомобильн
ые
эксплуатацио
нные
материалы
Тема 3.1
Содержание учебного материала:
Автомобильн
ые топлива.
Смазочные
материалы.
Специальные
1.Автомобильные топлива – бензины, дизельные топлива,
альтернативные топлива. Смазочные материалы и специальные
жидкости
Уровень
освоения
2
2
Уровень
освоения
2
6
4
2
2
4
4
2
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.1; ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 3.5
ОК 01. – ОК 10.
ПК 2.1; ПК 2.3 –
ПК 2.5; ПК 3.1;
ПК 3.3 – 3.5жидкости
Лабораторные работы:
1.Определение качества бензина
Всего:
2
2
36
ОК 01. – ОК 10.
ПК 2.1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материальнотехническое обеспечение
Реализация программы по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей предполагает наличие учебного кабинета
«Материаловедение».
Оборудование:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнонаглядных пособий «Материаловедение»;
объемные модели металлической кристаллической решетки;
стенд диаграммы железоцементит;
образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
образцы неметаллических материалов;
твердомеры;
микроскопы металлографические.
Технические средства обучения:
программное обеспечение общего и профессионального назначения,
комплект учебнометодической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Солнецев Ю.П. , ПряхинЕ.И. Материаловедение: Учебник для вузов –
СаСанкт – Петербург: ХИМИЗДАТ, 2014 – 288 с.
2. Фетисов Г.П. Материаловедение и технология металлов: Учебник – М.:
Инфра М, 2014– 624с.
3.Стуканов В.А. Автомобильные эксплуатационные материалы: Учеб.
Пособие. Лабораторный практикум. – М.: ФОРУМИНФРАМ, 2016. – 208 с.
114. Электронные учебники:
techliter.ru/load/uchebnirki_posobya_lekcii/materialovedenie/43
Дополнительныеисточники:
1 Кириченко Н.Б.
Автомобильные эксплуатационные материалы:
Учеб.пособие для сред. проф. образования / Нина Борисовна Кириченко. –
М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
2 Черепахин А. Материаловедение: Учебное пособие – М.: Издательство
Кнорус, 2010г.
3 Электронные учебники: Forstudents/ru.
Интернет – ресурсы:
https://ru/wiripedia.org/wiki/
matenoloqy.info/
3.3. Организация образовательного процесса
Освоение программы дисциплины по профессии 23.01.17 Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей предшествует изучению следующих
дисциплин:
1 Электротехника;
2 Охрана труда;
3 Безопасность жизнедеятельности;
4 ПМ.01 Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов
автомобиля;
5 ПМ.03 Текущий ремонт различных типов автомобилей.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация образовательной программы должна быть обеспечена
руководящими и педагогическими работниками образовательной организации,
а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на
условиях гражданскоправового договора, в том числе из числа
руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
12соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте
1.5 ФГОС СПО по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию
автомобилей и имеющих стаж работы в данной профессиональной области не
менее 3 лет.
Квалификация педагогических работников образовательной организации
должна отвечать квалификационным требованиям,
указанным в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и
дополнительного профессионального образования».
Педагогические
работники получают дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в
организациях направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности «40 Сквозные виды профессиональной
деятельности в промышленности», не реже 1 раза в 3 года с учетом
расширения спектра профессиональных компетенций.
ставок),
обеспечивающих освоение
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным
значениям
обучающимися
профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в
организациях, направление деятельности которых соответствует области
профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5 ФГОС СПО по
профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, в
общем числе педагогических работников, реализующих образовательную
программу, должна быть не менее 25 процентов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Формы и методы
оценки
В результате освоения
дисциплины
обучающийся должен
уметь:
Уровень
самостоятельности
выполнение заданий
эксплуатационные
использовать
Экспертная оценка
результатов
деятельности
студентов
при
выполнении и защите
и
лабораторных
13практических
занятий
Тестирование – 75%
устный опрос,
тестовые занятия,
текущий контроль в
форме ответов на
контрольные
вопросы;итоговый
зачет
материалы
профессиональной
деятельности;
в
определять основные
свойства материалов по
маркам;
выбирать материалы на
основе анализа их свойств,
для
конкретного
применения
В результате освоения
дисциплины
обучающийся должен
знать:
основные свойства,
классификацию,
характеристики
применяемых
профессиональной
деятельности материалов;
в
физические и химические
свойства
горючих и
смазочных материалов;
области применения
материалов;
марки и модели
их
автомобилей,
технические
характеристики
особенности конструкции;
и
характеристики
лакокрасочных покрытий
14автомобильных кузовов;
оборудование
и
материалы для ремонта
кузова;
требования к состоянию
лакокрасочных покрытий.
5. Возможности использования программы в других ПООП
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
профессиональной подготовке работников в области технического
обслуживания и ремонта автомобилей по профессии: 23.01.03
«Автомеханик»; по специальности 23.02. 03 «Техническое обслуживание и
ремонт автомобильного транспорта».
15