Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"
Оценка 5

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
труд
Детсад—6 кл
25.01.2018
Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"
Рабочая программа дополнительного образования детей для средней и начальной школы "Выжигания по дереву", предназначена для учащихся начальной и средней школы, рассчитана на 3 месяца обучения, легко переделать под любой тип обучения с любым сроком обучения, подходит как для средней так и для начальной школы и для образовательных учреждений дополнительного образования.Рабочая программа дополнительного образования детей для средней и начальной школы "Выжигания по дереву"
выжегание Козуб.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Новоселезневская средняя общеобразовательная школа  РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО классных Зам.директора по ВР        Петровских В.М руководителей Протокол № _1_ «_  »       сентября  _2017 г. «  _»_сентября____2017 г. УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ Новоселезневская СОШ ________ / Е.А. Дубынина Приказ№___ от «   _»  сентября      _2017 г. Рабочая программа  Кружка по внеурочной деятельности  «Пирография огненная кисть» 2017 ­2018 учебный год                                                                                                                                                                                                            Составитель: Козуб И.В. педагог ­ организатор пос. Новоселезнево Пояснительная записка       Приобщение   детей   и   подростков   к   обучению   народным   ремеслом,  ­  в   частности,  выжиганию   а   так   же   резьбе   по   дереву  ­ предполагает решение проблемы культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного   воспитания   средствами   народного   искусства.   Народное   искусство   ­   огромный   мир   духовного   опыта   народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации.  Дерево издревле было в культуре славян самым любимым поделочным материалом.  Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, деревянные сундуки, щедро украшенных затейливым  рисунком, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, народные умельцы широко применяют выжигание. Нередко различные способы отделки изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания необыкновенного декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием. Приобщение детей и подростков к обучению народным ремеслом, ­ в частности, выжиганию по дереву   ­   предполагает   решение   проблемы   культурной   преемственности,   профессиональной   ориентации,   эстетического, художественного и нравственного воспитания средствами народного искусства. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых ребята создают собственные  изделия. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.                    В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов, приобретают общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно­ технической деятельности. Занимаясь выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству но и  черчению технологии. Данная программа рассчитана на 1 учебный год на 34 часа для учащихся 3­7 классов  весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает функциональным и эстетическим   требованиям.   В   программе   уделяется   особое   внимание   формированию   у   воспитанников   общей   культуры   труда. Программа рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов   и   их   декора.   Программа   предусматривает   расширение   знаний   по   физическим,   технологическим   свойствам   древесины, процессам   её   обработки,   инструментам   и   приспособлениям.   Учебный   материал   программы   распределён   с   учётом   возрастных особенностей воспитанников. Цель: создание возможностей творческого развития детей. Приобретение общих трудовых и специальных умений и навыков в области художественно­ технической деятельности. Задачи: ­ развивать  стремление к углублению знаний; ­ привить самые разнообразные навыки, обработки различных материалов; ­ формировать интерес к декоративно­прикладному творчеству; ­ развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделий ­ развивать индивидуальные способности обучающихся; ­ усвоение множества общенаучных  и специальных знаний сверх школьной программы. Срок реализации программы 1 учебный год. Численность детей в группе 5­10 человек. Занятия проводятся по 1 часу с перерывом 10 мин., 1 раза в неделю. Программа дополнительного образования «Выжигание» предполагает, что ее воспитанники должны овладеть в совершенстве многими технологиями и уметь предвидеть конечный результат своей деятельности, находя при этом уникальные оптимальные решения. Воспитанник тогда ощущает завершенность обучения, когда своими руками изготовит макет или модель. Для этого   требуется   усидчивость,   смекалка,   внимание,   умение   работать   с   инструментами   и   материалами.   Разнообразие   видов деятельности способствует развитию творческих способностей обучающихся. Программа предусматривает свободу выбора решения и самостоятельности каждому воспитаннику, содержит теоретический материал и достаточный перечень практических работ, чтобы каждый кружковец имел возможность свободно выбрать конкретные объекты работы, наиболее для него интересные. Ребята могут изготавливать модель, не предусмотренную программой, но соответствующую той или иной теме. Программа является вариативной, что позволяет в процессе деятельности вносить изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать   по   другой,   исключать   темы   и   вводить   новые.   Это   связано   со   многими   объективными   причинами:   наличие   или отсутствие   древесных   материалов,   состояние   материально­технической   базы   мастерской,   практическая   подготовленность воспитанников. Выбор тем, корректировка программы оправдываются повышенным интересом ребят к определенной теме. Уровень заданий развивает пытливость, любознательность, настойчивость ­ качества творческой личности. Обучение мастерству выжигания по дереву, может быть эффективным при реализации следующих условий, задач: ­  выжигание по дереву рассматривается как один из компонентов эстетического воспитания детей, заключающийся в формировании личностной ориентации учащихся, в нравственно­эстетической оценке действительности и народного искусства; ­   обучение ремеслу осуществляется в связи с проблемой социальной защищенности детей с умственной отсталостью, сущность которой ­ в профессиональной ориентации и трудовой занятости детей; ­  приемы и методы обучения применяются с учетом возрастных особенностей, индивидуальных качеств детей и форме заболевания; ­   обучение должно соответствовать характеру учебно­воспитательных задач, учебному времени, отведенному программой, быть посильным для учащихся, располагать творческим поиском, соответствовать требованиям эстетики. Поставленные задачи решаются средствами организации учебного процесса по художественной обработке материалов, которая требует серьезных знаний и умений в обращении с инструментами и оборудованием. Одновременно с этим решается задача по соединению трудовой подготовки с эстетическим воспитанием, без которой невозможно добиться высокой культуры труда. Для   решения   задач   эстетического   и  трудового   воспитания   осуществляются   разнообразные   педагогические   средства,  которыми успешно пользуются в школах. Среди них декоративно­прикладное искусство занимает одно из ведущих мест, так как позволяет решать эти вопросы в органическом единстве, комплексно. Ручной творческий труд, составляющий основу деятельности народных художественных промыслов ­ это дожившая до наших дней форма труда, естественно сочетающая в себе все стороны человеческой личности, проявляющая в неразрывном целом способность человека чувствовать и творить, работать и радоваться, познавать и учить других. Формы   проведения   занятий: традиционные,   беседы,   консультации,   практикумы,   экскурсии,   встречи   с   мастерами   и воспитанниками   объединений   данного   профиля,   совместная   деятельность   педагога   и   воспитанников   по   разработке   творческих проектов и изготовлению изделий, самостоятельная работа. Формы организации занятий: групповые, индивидуальные. Учебно­тематический план № Тема 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской Древесные материалы Инструменты, приспособления и станки для работы с древесиной  Строгание древесины Изготовление изделий из древесины  Изготовление изделий из древесины. Изготовление изделий из древесины Соединение деталей из древесины стержнями, шкантами, нагелями Отделка изделий из древесины, фанеры. Пропитка олифой, окраска изделий из древесины. 10 Шлифовка, лакирование изделий из древесины 11 Художественная обработка древесины Упражнения в выжигании по дереву 12  Упражнения в выжигании  по дереву.  13 Упражнения в выжигании  по дереву. Изготовление изделий с элементами выжигания по дереву 14 Изготовление изделия с элементами выжигания  по дереву. 15 Изготовление изделия с элементами выжигания  по дереву. 16 Изготовление изделия с элементами выжигания  по дереву. Теория (кол­во часов) Практик а (кол­во часов) Всего           (кол­во часов) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание программы 1.Вводное занятие­  Теория: Знакомство с группой, знакомство с кружком  , целями, задачами и планами работы объединения на предстоящий учебный  год. Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерских. Беседа «Вторая жизнь дерева». 2.материалы­   основные породы деревьев: пороки древесины. Древесина. Материалы, получаемые из древесины ( доски, фанера, ДВП, ДСП). Свойства различных пород древесины. Технология ручной обработки древесины. Инструменты и приспособления, используемые при обработке древесины, техника безопасности при работе с ними. 3. Инструменты и станки для работы с древесиной­   Устройство прибора для выжигания и техника безопасности при работе с ним. Выбор древесных материалов с учетом особенностей  рисунка. Приемы перевода рисунка на основу. Способы отделки готового изделия. Обучение приемам работы с электрическим выжигателем. Подбор рисунка для контурного выжигания, перевод рисунка на основу.  Работа над изделием. Способы отделки готового изделия. 4.  Строгание древесины Отработка приёмов работы с инструментами его ремонт­. 5. Изготовление изделий из древесины.  Черновая отработка поверхности перед разметкой рамки. Припуски. Распиливание вдоль и поперёк волокон, распиливание по  лекалам.   Сборка изделий. Соединение деталей шурупами, винтами, на клею. Соединение на шипах. Сборка изделий из  изготовленных деталей. Художественная обработка изделий из древесины 6. Упражнения в выжигании по дереву Техника безопасности при выжигании.  Приемы работы с помощью выжигателя. Перенос рисунков для выжигания. Практическая  работа по выжиганию. 7. Изготовление изделий с элементами выжигания по дереву Практическая работа по выжиганию и изготовления изделия с элементами выжигания по дереву. 8. Выпиливание лобзиком. Техника безопасности при выпиливании.  Способы работы лобзиком.  Практическая работа: Изготовление изделий  с помощью  лобзика. 9. Работа над проектами Выбор проекта.  Составление проекта. Социальная значимость проекта. 10. Работа над индивидуальными проектами Практическая работа. Изготовление изделия. 11. Заключительное занятие Подведение итогов. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов,  награждение.                                        Способы проверки результатов: 1.  собеседование по материалам пройденных тем; 2. 3.  тестирование по изученному материалу;  участие в выставках различного уровня. Пассатижи. Пассатижи незаменимы для придания насадке из проволоки нужной формы, а так же для того, чтобы подгонять 1. разные проволочные насадки к вашему прибору.  Необходимое оборудование: Небольшая наковальня.  Можно  купить  наковальню  в магазине, а  можно вместо  нее использовать  металлическую  часть 2. молотка или кувалды.  3. Кусачки. Кусачки используются для нарезания проволоки при изготовлении насадок  Отвертка. Отвертка потребуется для закрепления или ослабления винтов, с помощью которых насадка удерживается на вилке 4. выжигательного прибора.  Настольная лампа. Для того чтобы хорошо видеть свою работу, вам понадобится настольная лампа, позволяющая направлять 5. свет под разными углами. Чтобы точнее оценивать эффект, производимый тоновой штриховкой на поверхности древесины, надо привыкнуть к работе при свете, падающем на рабочую поверхность под острым углом. В таком случае вам будет легче разглядеть едва   заметные   тени,   отбрасываемые   выжженными   бороздками   различной   глубины,   и   заметить,   к   какому   результату   приводит штриховка,   еще   на   стадии   ее   создания.   Объекты,   изображенные   на   пирографических   произведениях   с   достаточно   глубокими бороздками, при должном освещении воспринимаются зрителем как трехмерные.  6. Карандаши. Вам понадобится несколько разных, твердых и мягких, карандашей. Карандаши М или 2М рекомендуются для нанесения рисунка на поверхность дерева. По завершении выжигания на древесине всегда остаются линии карандашного наброска, которые обязательно нужно удалить мягким ластиком или, в случае необходимости, мелкой шкуркой. Для создания наброска на древесине пользоваться следует именно мягким карандашом, потому что твердый карандаш оставляет на ней заметные желобки. Для переведения рисунка на дерево через копировальную бумагу используйте твердый карандаш ­ чем тверже, тем лучше, например 2Т или 4т. Дело в том, что остро отточенный твердый карандаш сохранит свою остроту в течение долгого времени, и благодаря этому у вас будет неизменно получаться тонкая линия.  Точилка. Для работы имеет смысл купить хорошую точилку. Лучше всего приобрести точилку, отлитую из металла. 7. 8. Скальпель.  Скальпель можно приобрести в магазине медицинского оборудования. Он используется для удаления мелких погрешностей рисунка. Иногда случаются небольшие, но очень досадные ошибки в выжигании деталей, например, выжженная линия продолжается чуть дальше, чем следовало бы, или вы выжгли тень там, где должен быть блик Довольно часто от таких ошибок можно избавиться, аккуратно соскоблив лезвием скальпеля обожженную древесину.  9. Ластик. В набор инструментов, которыми пользуется пиромастер, обязательно входит мягкий ластик Он нужен для удаления с   поверхности   дерева   нанесенного   карандашом   контура   рисунка   после   окончания   процесса   выжигания.   Жесткий   ластик используется   в   тех   случаях,   когда   требуется   не   удалить,   а   всего   лишь   приглушить   слишком   интенсивный   цвет   проведеиной карандашом или пирографом линии.  10. Клейкая  лента.  Используется   для   фиксации   ксерокопий   на   поверхности   древесины.  Клейкая   лента   удобна   тем,  что   не оставляет следов на дереве.  11. Копировальная бумага (черная, с угольным покрытием). С              копировальной бумагой могут быть трудности. Угольная копировальная   бумага когда­то использовалась нотариусами для копирования документов. Одного листа такой бумаги формата А4 могло хватить на несколько месяцев работы, причем на нем после этого еще оставалось много краски. Однако с  наступлением эры компьютерных технологий такая бумага стала редкостью. Ее по­прежнему производят, но вам придется за ней поохотиться. Если не удастся найти именно такую бумагу, придется удовлетвориться чернильной копировальной бумагой черного цвета. Никогда не используйте   синюю   копировальную   бумагу   ­   скрыть   ее   краску   выжиганием   практически   невозможно,   и   законченная пирографическая работа неизбежно будет иметь синеватый оттенок  12. Стальная линейка.  Стальной линейкой вы будете пользоваться часто. Особенно она пригодится в тех случаях, когда надо будет   провести   аккуратную   прямую   линию.   Линию   можно   наметить   проволочной   насадкой,   разогретой   до   весьма   умеренной температуры, проведя ею вдоль линейки. При этом получится желобок, по которому в дальнейшем можно будет провести более сильно нагретым наконечником.  13. Пластмассовый угольник или Т­образная линейка. Эти приспособления могут пригодиться для разметки поверхности дерева.  14.Шкурка. Шкурка потребуется в первую очередь для того, чтобы подготовить поверхность древесины к выжиганию. Чтобы не  поцарапать обрабатываемую поверхность, используйте мелкую шкурку.  15.Кисточки из меха соболя. Если вы намереваетесь раскрасить свое пирографическое произведение, вам для этого понадобится несколько кисточек двух­трех кисточек разной толщины для работы вполне достаточно. Если вы будете пользоваться красками на водной основе, кисточки прослужат вам долго, так как такие краски очень легко отмываются с них. Кисточки из меха соболя дороги, и их можно при желании заменить беличьими. 1. Низкая или высокая температура воздуха 2. Болезнь учащихся 3. Получение травмы Факторы риска: Список использованной литературы: 1. 2. 3. Алесеев  И Домовая резьба (геометрическая) М. "Нива России", 2000г. Буриков  В. Г, Власов В. Н. Домовая резьба. ­ М., 1994. Ильяев  М. Д. Прикоснувшись к дереву резцом. ­ М., 1996. Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. ­  4. М., 1995. 5. Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ. Трудовое обучение: 5­7­е классы. ­ М., 1993. Хворостов А.С. Декоративно­ прикладное искусство в школе. М. "Просвещение" 1981г. 6. 7.   Засядько Ю.П. Технология (мальчики) 8 класс. Волгоград. 2003 8.  Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое   обучение 1 – 4; 5 – 11 классы М., «Просвещение» 2005 9.  Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И. Метод проектов в технологическом образовании школьников М., «Вентана – Граф» 2003 10.  Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 1. М. «Народное творчество 2004 11.  Костина Л.А. Выпиливание лобзиком. Выпуск 2. М. «Народное творчество 2004 12.  Доступность и качество общего образования. Материалы Педагогических чтений работников системы образования Чкаловского  района г. Екатеринбурга. Екатеринбург 2006 13.  Поляк Д.А., Зуев П.В. Формирование преобразовательных умений у  школьников в процессе обучения технологии. Екатеринбург 2005 На   всех   занятиях   осуществляется   контроль   над   соблюдением   санитарно   ­   гигиенических   требований,   правил   безопасности   на занятии. Особое внимание во время занятий следует уделять знанию и точному соблюдению всеми учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На каждом занятии уделять 5­10 мин. На повторение правил безопасности в работе с электровыжигателем. Проветривать помещение. Через каждые 15­20 мин. устраивать небольшие перерывы для отдыха, чтобы не уставали глаза. Приложение №1 Правила работы с выжигательным прибором: 1. Перед работой расправьте провода выжигательного прибора и постоянно следите, чтобы они не закручивались. 2. Не работайте электро выжигательным прибором больше двух часов подряд. Каждые 30—40 минут делайте перерывы и  проветривайте помещение. 3. Для работы выбирайте самое светлое время дня. В вечернее время позаботьтесь о хорошем освещении. Свет должен падать на  материал слева. 4. Если вы допустили небольшую ошибку, воспользуйтесь лезвием безопасной бритвы. Работать бритвой можно только вдоль  волокон. Старайтесь пользоваться ею как можно меньше. 5. При работе берегите поверхность материала. Чтобы не пачкать работу, под руку подложите чистый лист бумаги.

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"

Рабочая программа для школы "Выжигание по дереву"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018