Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Оценка 4.6
Лекции
docx
дефектология
Взрослым
02.04.2018
Представленный в рабочей программе цикл лекций составлен для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия". Цикл лекции позволяет усвоить знания об этиологии, клинической и психолого –педагогической картине заикания – как сложного речевого расстройства и о логопедических технологиях, применяемых в коррекции данного нарушения. Цикл лекций рассчитан на 18 часов. По окончании курса предполагается сдача зачёта.
Рабочая программа Заикание 18 часов.docx
Рабочая программа
по курсу лекций
«Заикание»
Составитель:
Попова Ирина Константиновна
Руководитель ТПМПК г. Якутска,
МБОУ ЦПМСС ГО «г. Якутск» I. Организационно методический раздел
В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем
логопедии. Во всем мире признается, что заикание является одним из
наиболее сложных речевых расстройств. Данный курс лекций позволит
расширить профессиональный уровень учителей логопедов не только в
области овладения практическими приёмами диагностики и коррекции речи
при заикании, но и сформирует целостную клиническую и психолого
педагогическую картину этого сложного патологического состояния.
Цель и задачи дисциплины:
Цель:
Сформировать знания
об этиологии, клинической и психолого –
педагогической картине заикания – как сложного речевого расстройства и о
логопедических технологиях, применяемых в коррекции данного нарушения.
Задачи:
Формирование представлений о механизмах и причинах возникновения
заикания, формах проявления и методах дифференциальной диагностики
данного
нарушения;
Овладение методами и приёмами комплексной психолого – педагогической
реабилитации и коррекции заикания у
Формирование умений определять и планировать коррекционную работу с
заикающимися в зависимости от индивидуальных особенностей и тяжести
заикания;
детей и взрослых.
речевого
В результате изучения данного курса студент должен:
Знать:
клинические проявления заикания;
принципы и методы диагностики заикания;
методы и приёмы логопедической работы с заикающимися;
Уметь:
проводить диагностику нарушений темпа и плавности речи;
пользоваться методами реабилитационной,
коррекционной и
профилактической работы по устранению заикания;
разрабатывать индивидуальные программы коррекции для заикающихся.
1 Разделы курса
№
Лекции
Тематика лекции
Кол–во
лекционных
часов 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Определение понятия «заикания». Общие сведения
о нарушении.
Анатомо – физиологические механизмы речи.
Типы течения заикания. Степень заикания Виды
судорог при заикании (речевые,
голосовые,
артикуляционные. Сопутствующие движения.
Другие нарушения темпа и плавности речи.
Коррекция нарушений темпа и ритма.
Дифференциальная диагностика заикания от схожих
нарушений речи.
Невротическая и неврозоподобная форма заикания.
Клиническая и психолого – педагогическая
характеристика заикающихся с неврозоподобной и
невротической формой.
Дифференциальная
диагностика клинических форм заикания.
Обследование детей с заиканием. Обзор об
организации работы ПМПК.
Комплексная лечебно – педагогическая
реабилитация заикающихся.
Авторские методики, применяемые в коррекции
заикания (общий обзор).
Логопедические занятия с заикающимися.
Логопедический массаж в работе с заикающимися.
Виды релаксационных упражнений.
Методика логопедической работы с заикающимися
дошкольниками и школьниками.
Работа с родителями и окружением заикающегося
ребёнка. Профилактика рецедивов заикания.
дисциплины
Составление логопедического
заикающегося дошкольника
Составление плана логопедического обследования
заикающегося.
Зачёт по теме
Итого по курсу «Заикание»:
Самостоятельная работа
слушателей
занятия для
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
18 часов.
2 Тематика лекций и краткое содержание
Лекция № 1: Определение понятия «заикание».
Распространённость
заикания.Исторические сведения о заболевании, методах его лечения в
России. Причины заикания. Механизмы возникновения заболевания. Первые признаки заикания. Прогноз успешности коррекции заикания. Осложнения и
сопутствующие заболевания.
Лекция № 2 Анатомо – физиологические механизмы речи. Функциональная
система речедвигательного акта. Речевой онтогенез. Этиология, клинические
проявления заикания. Характеристика речи.
Лекции № 3 Виды заикании. Симптомы и типы течений заболевания. Степени
заикания. Типы судорог при заикании. Сопутствующие заболевания.
Лекция № 4 Другие нарушения темпа и плавности речи. Брадилалия.
Тахилалия. Полтерн. Баттаризм. Дифференциальная диагностика заикания от
других речевых расстройств.
Лекция № 5 Невротическая и неврозоподобная форма заикания.
Клиническая и психолого – педагогическая характеристика заикающихся с
неврозоподобной и невротической формой. Дифференциальная диагностика
клинических форм заикания.
Лекции № 6 Обследование детей с заиканием. Пихолого – педагогическое
обследование и динамическое наблюдение заикающихся. Основные этапы
логопедического обследования для разных возрастных групп.
Лекция № 7 Комплексная лечебно – педагогическая реабилитация
заикающихся.
Психотерапия.
Логопедические занятия. Логоритмика.
Лекция № 8 Задачи и формы лечебно – оздоровительной работы. Задачи и
формы коррекционно – воспитательной (логопедической работы) с
заикающимися. Разнообразие методик логопедического воздействия при
заикании (общий обзор авторских методик).
Лекция № 9 Логопедические занятия с заикающимися. Структура и
специфика логопедических занятий для заикающихся дошкольников,
школьников.
Лекция № 10 Логопедический массаж в работе с заикающимися. Массаж
БАТ. Массаж шеи, языка, лица. Артикуляционно – мимическая гимнастика.
Лекции № 11 Методика логопедической работы с заикающимися
дошкольниками и школьниками.
Составление
Режим молчания.
индивидуальных коррекционных программ для заикающихся.
Лекция № 12 Работа с родителями и окружением заикающегося ребёнка.
Профилактика рецедивов заикания. Правила для заикающихся. Особенности
учебной деятельности заикающихся.
Медикаментозное лечение.
ЛФК.
3 Форма итогового контроля
Окончательным контролем по курсу дисциплины является зачёт.
Перечень вопросов к зачёту: 1. Дайте определение заикания.
2. В чем состоит различие между непроизвольными и произвольными
движениями? К какому типу движений относится речевая артикуляция
3. Дайте определение плавности речи.
4. Назовите основные клинические признаки заикания.
5. Охарактеризуйте речевое дыхание у заикающихся.
6. Назовите симптомы логофобии. В каком возрасте заикающихся она
проявляется?
7. Охарактеризуйте типы течения заикания.
8. Опишите роль биологических и социальных факторов в развитии
заикания.
9. Назовите факторы риска, которые могут способствовать возникновению
невротических и неврозоподобных форм речевой патологии.
10. Дайте определение невротической и неврозоподобной форм заикания.
11. Дайте психологопедагогическую характеристику детей, с
невротической формой заикания.
12. Каковы особенности поведения дошкольников и детей подросткового
возраста, страдающих неврозоподобной формой заикания?
13.. Обоснуйте принципы дифференцированного психолого
педагогического воздействия на заикающихся с разными клиническими
формами заикания.
14. Какие меры необходимо предпринять при “остром” начале заикания у
детей дошкольного возраста?
15. Раскройте значение психотерапии в системе реабилитации заикающихся
с невротической формой заикания.
16. Каково значение логоритмики в системе коррекционных воздействий на
заикающихся.
17. Раскройте основные принципы комплексной психологопедагогической
реабилитации заикания.
18. Перечислите методические приемы формирования навыка плавной
речи.
19. Как организовать охранительный режим для заикающихся
дошкольников, подростков, взрослых?
20. Назовите основные методические приемы формирования речевого
дыхания у заикающихся.
21. Раскройте основные положения комплексной психологопедагогической
системы реабилитации заикающихся, предложенной Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay.
22. Раскройте основные положения психологопедагогической системы
реабилитации заикающихся, разработанной В.И. Селиверстовым.
23. Раскройте основные теоретические положения, разработанные Р.Е.
Левиной, используемые в коррекционной работе с заикающимися
дошкольниками и школьниками (методики Н.А. Чевелевой, С.А. Мироновой,
А.В. Ястребовой). 24. Раскройте основные положения системы комплексной медико
педагогической реабилитации взрослых заикающихся, разработанной
коллективом “Лаборатории патологии речи” под руководством Н.М.
Асатиани.
25. Раскройте основные положения “Комплексной методики устойчивой
нормализации речи при заикании”, разработанной Л.3. Арутюнян.
26. Перечислите основные направления профилактики заикания.
27. Раскройте значение воспитания личности при профилактике заикания.
28. Раскройте роль речевого окружения в профилактике заикания.
29.. Как предупредить рецидивы заикания?
30.. Каковы могут быть меры по предупреждению нарушений социальной
адаптации заикающихся дошкольников, подростков и взрослых?
4 Учебнометодическое обеспечение курса
Список рекомендуемой литературы
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.—1975.
2. Арутюнян Л.3. Как лечить заикание. М. — 1993.
3. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А.
Власовой, К.П. Беккера. М. — 1983. С. 180221.
4. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ
синтаксиса. М., 1989.
5. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических
механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред.
Беляковой Л.И. М.— 1992. С. 320.
6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при
заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. С.8894.
7. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Сравнительный анализ речеязыковых
параметров у лиц с нормальной речью и заикающихся. // Психолингвистика и
современная логопедия. Под ред. Халиловой Л.Б. М.—1997. С. 156169.
8. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии
активности. М. — 1966.
9. Блысина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных
расстройств. СПб. — 1995.
10. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. //
Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М— 1992.
С. 7687.
11. Буль П.И. Основы психотерапии. Л. — Медицина. — 1974.
12. Вербовая Н.П., Головина О.М.,Урнова В.В. Искусство речи. М. —1977. 13. Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение
запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и
методы реабилитации. М. — 1986. С. 3745.
14. Вильсон Д.К.. Нарушения голоса у детей. М. — 1990.
15. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками.
М. — 1959.
16. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у
дошкольников. М. — 1983.
17. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С.
Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.
18. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания
у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.—1984.
19. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М. — 1960.
20. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958.
21. Групповая психотерапия. Под ред. Карвасарского Б.Д., Ледера С. М. —
1990.
22. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л. —
1970.
23. Драпкин Б.3. Психотерапия в комплексном лечении заикания у
подростков. // Клиника и терапия заикания. М. — 1984.
24. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования
у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред.
Л.И.Беляковой. М.1992. С.3850.
25. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
26. Заикание у подростков. Книга для логопеда. Из опыта работы. // Сост.
Буянов М.И. — М. — 1989
27. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. —
1992.
28. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. М.—1974.
29. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред.
сост. В.И. Селиверстов. М., 1987.
30. Калачева И.О. Использование семей ной психотерапии в процессе
реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием.// Заикание:
проблемы теории и практики. М.—1992. С. 100107.
31. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М.— 1984.
32. Клиника, дифференциальная диагностика и принципы комплексной
терапии затяжных форм заикания у взрослых в условиях стационара.
Методические рекомендации. Сост.: Асатиани Н.М., Казаков В.Г., Лубенская
А.И„ Оганесян Е.В. М.— 1980.
33. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.
1985.
34. Кочеткова И.И. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М. 1989. 35. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и
содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного
возраста. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. БеляковойЛ.И.
—М.—1992. С.126141.
36. Кузьмин Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы
речевых нарушений. // В сб.: Механизмы речевого процесса и реабилитация
больных с речевыми нарушениями. Сб. научн. трудов. 1989. С. 524.
37. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей.
Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975. — С.322.
38. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого
высказывания. М., 1969.
39. Лечебнопедагогическая работа с детьми дошкольного возраста,
страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:
Н.А. Власова, И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. — 1979.
40. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. — 1989.
41. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при
заикании. С.Пб. — 1994.
42. Лурия А.Д. Основы нейропсихологии. М. — 1973.
43. Методы групповой психотерапевтической работы с больными,
страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:
Шкловский В.М., Кроль Л.М., Михайлова Е.Л.. М. — 1985.
44. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе
обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М.
— 1975. С. 23135.
45. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. // М. — 1988.
46. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. — 1960.
47. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации
заикающихся. Автореф. дисс. дра психологических наук. М., 1992.
48. НосенкоЭ. Л. Эмоциональное состояние и речь. Киев.— 1981.
49. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа для
специальных дошкольных учреждений. М. — 1983.
50. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М.— 1998.
51. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М.,
1968.
52. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся
школьникам.М. — 1995.
53. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей
дошкольного и школьного возраста. М. — 1965.
54. Pay Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у
дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. М.—
1992.
55. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. М. — 1995. 56. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция
произвольных движений у детей, страдающих заиканием. / Методические
рекомендации. М. — 1997.
57. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи
заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы
теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992. С.2037.
58. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.—
1994.
59. Сикорский И.А. О заикании. С.Пб. 1889.
60. Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых
больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания.
Сборник научн. трудов. Под ред. Морозова Г.В. М., 1984.—С. 98106.
61 Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе
обучения. М. — 1965
62 Чевелева Н А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения
М — 1978
63 Чистякова М И. Психогимнастика М — 1990.
64 Шкловский В.М Заикание М — 1994.
65 Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии
логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197209.
66 Ястребова А В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной
школы Пособие для учителейлогопедов М — Просвещение 1980.—С. 514.
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Рабочая программа для слушателей курсов переподготовки по дисциплине "Логопедия" на тему: "Заикание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.