Рабочая программа дополнительного образования "Магия красок эбру"
Оценка 4.9

Рабочая программа дополнительного образования "Магия красок эбру"

Оценка 4.9
Образовательные программы
pdf
изобразительное искусство
4 кл
02.04.2018
Рабочая   программа дополнительного образования  "Магия красок эбру"
Новизна программы «Магия красок эбру» заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику.
Магия красок ЭБРУ.pdf

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Сладковская средняя общеобразовательная школа»

 

«РАССМОТРЕНО»

МО учителей

Руководитель МО________ Румянцева Н.А.

________________                 Протокол №___  от «___________» 2017 г

«СОГЛАСОВАНО»

зам. по УВР ________________  О.А. Забелина

«___»___________2017 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»: директор школы _______________ Л.Г. Кибитцева

 «___»_________2017 г.

 

 

 

 

Рабочая   программа дополнительного образования

 

Магия красок эбру

1ступень

(ступень образования) один год

 (срок реализации программы)

 

Программа модифицированная, составлена на основе      образовательной программы: «Магия эбру» педагога дополнительного образования А. Лоц (г. Красноярск, 2013г.)

 

Составитель: Мухина Валентина Николаевна,

 учитель начальных классов

 

   

Сладково

2017

Пояснительная записка

 Дополнительная   общеразвивающая программа художественной направленности «Магия красок эбру» (далее – Программа) является модифицированной. 

Предмет программы: Рисование на воде. 

Программа разработана в соответствии с: 

-       требованиями     Министерства           образования к          содержанию и          оформлению

образовательных программ дополнительного образования; 

-       Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008; 

-       методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ; 

Содержание программы разработано на основе образовательных программ: «Магия эбру» педагога дополнительного образования А. Лоц (г. Красноярск, 2013г.); «Технический дизайн и художественное моделирование» педагога дополнительного образования Л.Л. Проклужина, (г. Москва, 2014г.); методического пособия по созданию изображения на воде в технике эбру следующих авторов: Л.В. Окульская, А. Арекина.

 Новизна программы «Магия красок эбру» заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает учащимся возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника «эбру» дает учащимся возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ. Обучение по программе «Магия красок эбру» направлено на достижение разноплановых результатов: формирование умений и навыков работы с различными материалами и инструментами; проектирование изображений для разного функционального назначения; применение компьютерного дизайна и графики в технике «эбру» (помощь профессиональном самоопределении). Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Магия красок эбру» определяется тем, что программа предусматривает развитие навыка практического применения теоретических знаний в самостоятельной, исследовательской, творческой и трудовой деятельности. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся. Содействуя развитию воображения и фантазии,

пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры учащегося, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества в технике «эбру», учащиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. 

Занятия данной направленности развивают познавательную активность учащихся, внимание, воображение, интуицию, творческое начало, желание экспериментировать, проектировать, умение мыслить нестандартно; помогают углубить знания в области таких предметов как математика, биология, экология, география, история и придать им практическую направленность. Кроме того, художественное творчество «эбру» пробуждает у учащихся интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа и культуре народов мира. 

Программой предусмотрено воспитание культуры труда, приобщение учащихся к совместной деятельности с родителями (оформление выставок, разработке исследовательских и дизайнерских проектов, мастер-классах, семинарах, в праздниках и акциях). 

Программа поможет учащимся:  

-достигнуть разноплановых результатов в интеллектуальном и эмоциональном развитии;

-сформировать умения и навыки практической и исследовательской деятельности; -познакомить с различными профессиям и художественной направленности; -освоить возрождающуюся восточную технику рисования на воде.

Педагогическая целесообразность определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности учащихся, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности. 

Данная программа позволит решать не только обучающие задачи, но и создаст условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. 

По мере освоения техники рисования «эбру» обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет юному художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования «эбру», учащийся получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности. 

Вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищноигровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию мотивации к творчеству. Это участие в мероприятиях, фестивалях, конкурсах, оформлении выставок, в результате чего каждый учащийся, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. 

Использование техники «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает учащимся возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. 

В процессе работы у учащихся повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), то данная техника предусматривает развитие: плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаз, а так же овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. 

Кроме того, это активный вид отдыха, который доставляет учащимся удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Использование технологии «эбру» в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и оттенков. 

Используя технику «эбру», безусловно, можно получить красивую картинку, но «эбру» оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог. 

«Эбру» – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия «эбру» стирают следы недельного стресса. В традиции эбру, идущей из Турции много философии. Символичность традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения изображаемого объекта. 

Цель программы: Развитие творческой личности учащихся через овладение техникой рисования на воде – «эбру». 

Задачи:  

Образовательные:  

-      познакомить с историей и особенностями техники «эбру»; 

-      обучить владению инструментами и материалами; 

-      обучить древневосточным технологиям и приемам рисования на воде; 

-      обучить создавать картины на воде с учетом смешения красок, ритма, симметрии. 

Развивающие:  

-      формировать логическое и креативное мышление, умение анализировать

изображения в технике «эбру»; 

-      развивать навыки исследовательской работы учащихся, технических, творческих способностей детей и коммуникативных качеств личности; 

-      развивать системы интеллектуальных, практических умений и навыков по изучению и исполнению изображений в технике «эбру»; 

-      развивать зрительно-двигательную координацию рук и мелкой моторики пальцев, глазомер. 

Воспитательные:  

-      сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству, умения работать в        коллективе,   стремления к          достижению поставленной          цели   и самосовершенствованию; 

-      воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества, трудолюбия, аккуратности, терпения и ответственности; 

-воспитывать у учащихся культуру общения и поведения в социуме, социальную активность, культуру здорового и безопасного образа жизни; - воспитывать интерес к работам восточных мастеров. 

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она практико-

ориентированная, все изученное учащиеся могут применять в дальнейшей жизни, что способствует социальной адаптации учащихся. 

Программа дает возможность учащимся любого возраста: 

-      расширить представления о видах, стилях, жанрах восточного искусства;

-      познакомиться с древне - восточными технологиями рисования на воде и освоить основные технические приемы; 

-      научиться работать с различными материалами и инструментами, проектировать изображения для изделий разного функционального назначения; применять основные технические приемы компьютерного дизайна и графики в технике «эбру». 

Теоретическая подготовка заключается в получении основ цветоведения и композиции, а также в знакомстве с историей возникновения «эбру». Простота в изложении и поэтапность, дают учащимся возможность намного быстрее и лучше усваивать материал. Приоритетными методами являются практические, опытнические, экспериментальные и метод проектов. 

На практических занятиях отрабатываются разные комбинации движений, приемы рисования на воде, изучаются богатейшие палитры цветов этой техники, которые помогают учащимся в практической деятельности получить яркие подтверждения красоты нашего мира. Полученные основные навыки учащиеся применяют при переносе рисунка с водной поверхности не только на бумагу, но и экспериментируют с другими материалами: ткань, стекло, керамика, дерево и даже одежда. Во время работы используются специальные приспособления, натуральные краски и кисточки. Картины у учащихся всегда получаются необычными, каждая капля, попадая в воду, растекается в круг, из которого затем, с помощью деформации шилом, спицами или гребнем создаются необычные разводы и образы. Ценность техники «эбру» определяется не только результатом, но и самим процессом, который напоминает бесконечное медитативное движение, расслабляющее, успокаивающее и снимающее нервное напряжение; искусство абстракций, отражающее определенные цветовые сочетания и геометрические формы, вызывая при этом чувство полноты и завершенности композиции. 

Проектно-исследовательская деятельность на занятиях носит как групповой, так и индивидуальный характер, что способствует формированию коммуникативных умений. Реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности. Выявление способностей учащихся во многом определяется путем наблюдений поведенческой и творческой активности на занятиях. Путем беседы, экскурсии, выставки картин, деловых и ролевых игр, конкурсов, мастерклассов, анкетирования, тестирования, применения ИКТ, защита мини-проектов определяются способности каждого учащегося к формам работы занятий. 

Образовательная деятельность в рамках программы основывается на следующих педагогических принципах:

1.            Принцип доступности и последовательности (изложение учебного материала от простого к сложному). 

2.            Принцип научности. Учет возрастных особенностей (содержание и методика работы ориентированы на детей конкретного возраста). 

3.            Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения). 

4.            Принцип связи теории с практикой (сочетание в работе с учащимися необходимых теоретических умений и навыков). 

5.            Принцип результативности (в программе указано, что узнает и чему должен научиться каждый учащийся). 

6.            Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность программы к реальным условиям жизни и деятельности детей). 

В ходе реализации программы педагогом осуществляется личностноориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и удовлетворению своих познавательных запросов.

Принципы организации образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров и предусматривают опору на следующие приоритетные направления:

1.   Свободный выбор учащимся видов и сфер деятельности.

2.   Ориентация на личностные интересы, потребности, способности  учащегося.

3.   Возможность свободного самоопределения и самореализации учащегося.

4.   Единство обучения, воспитания, развития.

5.   Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Особенностью организации образовательного процесса является:

1.Использование древне-восточной технологии и приема рисования на воде в технике «эбру». 

2. Формирование художественно-творческого мышления, способности разбираться в видах, стилях, жанрах восточного искусства. 

3.Подготовка учащихся к профессиональной деятельности в области художественноэстетического  направления.

Методы и формы, представленные, в программе способствуют:

1.Повышению качества усвоения учащимися  знаний в рамках программы, расширению кругозора учащихся.

2.Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.

3.Формированию эмоционально-ценностного отношения процессу изучения рисования на воде.

4.Повышению адаптивных возможностей личности в современной социальной среде по формированию гибкого, нешаблонного мышления.

Возраст        детей,            участвующих         в          реализации данной          дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - 7-12 лет. 

Программа разработана с учетом  возрастных психолого-педагогических особенностей и потребностей учащихся.  Состав группы –до 10 учащихся. 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения –64 часа.

Формы и режим занятий

Формы организации занятия:

-  коллективные (иногда фронтальная работа одновременно со всей группой в едином темпе и с общими задачами); 

-  групповые (работа в группах: парах, тройках и другие);  - индивидуальные (выполнение заданий, решение проблем). 

Режим занятий: 1 раз в неделю  по 1 академическому часу. Продолжительность занятия –45 минут.

Ожидаемые результаты  

В результате освоения программы учащиеся будут знать:

-  историю происхождения техники «эбру;

-  названия и особенности техники; 

-  особенности цветоведения и композиции; 

-  материалы и инструменты, применяемые при выполнении изделий в технике «эбру»;  - специальную терминологию.  будут уметь:  

-  владеть приемами работы с органическими красками на воде; 

-  готовить раствор; 

-  составлять цвета и композиции; 

-  пользоваться инструментами с соблюдением правил техники безопасности; 

Личностные результаты У учащихся сформированы:

-потребность сотрудничать со сверстниками;

-доброжелательное отношение к сверстникам;

-бесконфликтное поведение;

-стремление прислушиваться к мнению других;

-нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения учащегося, способного самоконтролю и имеющего чувство личного достоинства);

-толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД  

У учащихся сформированы действия:

-понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;

-  планировать свои действия на отдельных этапах творческой работы; 

-  осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; 

-  пользоваться приемами анализа и синтеза при работе с образцом; 

-  понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; 

-  проявлять индивидуальные творческие способности при работе в технике «эбру». 

Познавательные УУД

У учащихся сформированы действия:

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-определять проблему и самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-осуществлять осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

-осуществлять рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процессов и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД

У учащихся сформированы действия:

-включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;

-работать в группе, управлять поведением партнера;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-слушать собеседника;

-договариваться о распределении функций в совместной деятельности, приходить к общему решению;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, усталость, удивление, восхищения).

 

п/п

 

Название раздела, темы

Количество часов

теори

я

практи

ка

всего

 

Вводное занятие «Эбру - рисование на воде»

0,5

0,5

1

Раздел 1. «Эбру -тайна зазеркалья воды»   

1.1

Материалы и инструменты для рисования на воде.

0,5

0,5

1

1.2

Приемы работы в технике эбру

1

1

2

1.3

Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти 

1

2

3

1.4

Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии

2

5

7

1.5

Способ создания рисунка при помощи гребня

0,5

2,5

3

Раздел 2.  «Техника исполнения в эбру»

2.1

Техника рисование на воде «Танцующие краски»

1

4

5

2.2

Техника рисование на воде «Облако» и «Ветер»

 

2

2

2.3

Техника рисование на воде «Волна». Основные приемы техники «Волна»

0,5

1,5

2

2.4

Техника «Мрамирования» на бумаге

0,5

1,5

2

2.5

Техника «Мрамирования» на ткани

0,5

1,5

2

2.6

Техника «Баттал».

0,5

1,5

2

2.7

Техника «Осветленное эбру».

0,5

1,5

2

2.8

Техника «Эбру шаль»

0,5

1,5

2

2.9

Техника «Соловьиное гнездо»

0,5

1,5

2

2.10

Техника «Хатип эбру».

0,5

1,5

2

2.11

Техника «Фантазийное эбру» 

0,5

1,5

2

2.12

Сюжетное рисование «Море»

0,5

1,5

2

2.13

Сюжетное рисование «Космос» 

0,5

1,5

2

2.14

Сюжетное рисование «Мир растений» 

0,5

1,5

2

2.15

.

Сюжетное рисование «Бабочка»

0,5

1,5

2

2.16

Сюжетное рисование «Танцующая гвоздика» 

0,5

1,5

2

2.17

Сюжетное рисование «Тюльпаны - символ любви» 

0,5

1,5

2

2.18

Сюжетное рисование «Ромашковое поле» 

0,5

1,5

2

2.19

Сюжетное рисование «Аленький цветок» 

0,5

1,5

2

2.20

Сюжетное рисование «Танцующая гвоздика» 

0,5

1,5

2

2.21

Сюжетное рисование «Роза»

0,5

1,5

2

2.22

Сюжетное рисование «Цветы для мамы»

0,5

1,5

2

2.23

Сюжетное рисование «Вальс фантазий»

0,5

1,5

2

 

всего

15

49

64

 

Содержание учебно-тематического плана  

Вводное занятие  

Инструктаж по технике безопасности в объединении. Знакомство систорией возникновения и развития «эбру»Входной контроль.

Раздел 1.  «Эбру-тайна зазеркалья воды»

Тема 1.1 «Материалы и инструменты для рисования на воде. Приемы работы в технике «эбру»  

Теория: Основные материалы и инструменты для рисования на воде. 

Практика: Пошаговое использование материалов, инструментов, красок, раствора для рисования на воде. Способы нанесения красок на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. Перенос изображения с водной глади на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, гребень, кисть веерная, кисть классическая из конского волоса, краски «ArtDeco», палитра, загуститель, ткань, стеклянная ваза, керамика, дерево, бумага формата А-4

Тема 1.2 «Магия рисования на воде»  

Практика: Овладение техническими приемами (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. Рисование на воде. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Правильная раскладка ткани для высыхания. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные и масляные краски, стаканчик-непроливайка. 

Тема 1.3 «Приемы разбрызгивания краски на поверхность воды «крупно и размашисто» при помощи кисти»  

Теория: Основные приемы при разбрызгивании краски на поверхности воды «крупно» и «размашисто». 

Практика: Выполнение приемов разбрызгивания «крупно» и «размашисто» на поверхности воды акварельными и масляными красками. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, акварельные и масляные краски, стаканчик-непроливайка. 

Тема 1.4 «Способы создания рисунка при помощи шила на основе круга, точки, тире, линии»  

Практика: Выполнение легких, круговых движений, точек, прямых линий по водной глади с помощью шило. Рисование на воде с помощью шило. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, шило, акварельные краски.  Тема 1.5 «Способ создания рисунка при помощи гребня»  

Практика: Разбрызгивание краски «размашисто» и «крупно» на поверхности воды для выполнения чешуйчатого узора при помощи гребня. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, раствор, краски, гребень. 

Раздел 2.  «Техника исполнения в эбру»

Тема 2.1.Техника рисования на воде «Танцующие краски»  

Практика: Разбрызгивание краски «ArtDeco» (далее краски), на поверхность воды с помощью веерной кисти (получившийся рисунок схож с облаками, которые только, что опустились с небес и оставили свой неповторимый отпечаток на бумаге). Причудливые переходы с одного цвета на другой дают эффект волнообразности и ветра. Перенос изображения с водной глади на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования «Облако» и «Ветер» (видеоролик), лоток, кисти, шило, краски. 

Тема 2.2 Техника рисования на воде в технике «Облака», «Ветер»  

Практика: Показ различных приемов и способов рисования в технике «Облако» и «Ветер». Оформление рисунков в рамочки.

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило, бумага А-4, рамочки.  

Тема 2.3 Техника «Волна». Основные приемы в технике «Волна»  

Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади, с помощью шило или заостренной бамбуковой палочкой параллельно друг другу линиями. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бамбуковые палочки, бумага А-4. 

Тема 2.4 Техника «Мрамирования»  

Теория: Искусство обработки бумаги «Турецким мраморированием». 

Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания и добавления капель. Рисование узоров с помощью шило. Перенос изображения с водной глади на бумагу. Оформление рисунка в рамочку. 

Методическое      и      техническое      оснащение:      «Эбру-мрамирование      бумаги»

(видеоролик), лоток, шило, краски, кисти, бумага А-4, рамка.  

Тема 2.5 Техника «Мрамирования» на ткани  

Практика: Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания и добавления капель. Рисование красочных узоров с помощью шило. Перенос изображения с водной глади на ткань. Правильная раскладка ткани для высыхания.

Оформление рисунка в рамочку. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисти, краски, шило, ткань.  Тема 2.6 Техника «Баттал»  

Практика: Разбрызгивание краски на поверхность водной глади с помощью веерной кисти. Получившийся узор переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания. Оформление рисунка в рамочку. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, веерная кисть, краски «ArtDeco», акварельные, бумага А-4. 

Тема 2.7 Техника «Осветленное эбру»  

Теория: Применение техники «Осветленное эбру» в каллиграфии и качестве фона.  Практика: Разбавление краски большим количеством воды, для того чтобы рисунок был светлым. Техника выполнения рисунка – мелкие штрихи по водной глади. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4. 

Тема 2.8 «Эбру шаль»

Теория:Орнаменты на традиционных анатолийских платках и шалях. 

Практика:Нанесение краски на водную поверхность методом разбрызгивания. С помощью шила формируется рисунок «приливы и отливы» (проводится по поверхности влево-вправо, вверх-вниз или S образные движения), поэтому же рисунку делаются круговые движения. В результате таких комбинированных движений получается рисунок «Эбру шаль». Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.

Тема 2.9 «Соловьиное гнездо»

Теория: Образ жизни и среда обитания соловья.

Практика:Первый вариант: краска разбрызгивается на поверхность воды и с помощью шило делаются круговые движения. Второй вариант: с помощью шило делаются большие окружности, затем окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки». Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4. 

Тема 2.10 Техника «Хатип эбру»  

Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капель краски так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. 

С помощью шило окружностям придаются разнообразные формы, для получения цветочного орнамента. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4.  Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4, рамочка. Тема 2.11 Техника «Фантазийное эбру»  

Практика: Применение одной техники не похожие на другую. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Правильная раскладка бумаги для высыхания. Оформление рисунка в рамочку. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, кисть, шило, краски, бумага А-4, рамочка. 

Тема 2.12 «Море»  

Теория: Творчество художника - мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. 

Практика: Краска холодных цветов (синяя, голубая, темно-синяя, белая) разбрызгивается веерной кистью по водной глади, затем с помощью шило или заостренной бамбуковой палочкой по каплям проводятся линии параллельно друг другу. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Оформление рисунка в рамочку. 

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Картины Ивана

Константиновича Айвазовского»; лоток, веерная кисть, шило, краски, бумага А-4, рамочка. 

Тема 2.13 «Космос»  

Теория: «Космические путешествия». 

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска синего цвета, а за тем фиолетового. С помощью шило производится «скручивание» краски (движение руки по спирали то в одну, то в другую сторону). В нижней части композиции ставится желтая точка. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: «Космос» (видеоролик), веерная кисть, шило, краски, лоток. 

Тема 2.14 «Мир растений»  

Теория: Первые образцы «эбру» цветов и растений, среди которых тюльпан, гвоздика, полевой мак, фиалка, гиацинт, бутон розы и хризантема. 

Практика: На поверхность воды с помощью шило наносится несколько капель краски (при этом можно использовать три оттенка краски) так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Затем тонким шилом проводится несколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не образуется форма цветка. Стебель цветка рисуется из трех окружностей, который состоит из несколько цветов: зеленого и фиолетово-зеленого. Тонким шилом из центра окружности вверх проводится линия, остальная часть круга делится на пять частей параллельно друг другу (справа налево, слева направо), затем ведется линия по всему кругу, пока не образуется стебель с листочками. Стебель соединяется с цветком, получается целостное изображение. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: «Мир растений» (видеоролик), лоток, шило, краски. 

Тема 2.15 «Бабочка»  

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска желтого и зеленого цвета. С помощью шило на цветовой фон последовательно наносится несколько капель разноцветной краски (можно использовать четыре, пять оттенков краски), так чтобы получились концентрические окружности разной величины. Изменение формы круга (сплющивание с разных сторон справа и слева) происходит за счет палочки. Затем палочкой посередине круга проводится две линии (сверху и снизу). Оформляются резные крылья (с внешней стороны крыльев проводятся несколько небольших линий до туловища бабочки). Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Бабочка», лоток, шило, веерная кисть, палочка, бумага А-4.  Тема 2.16 «Танцующая гвоздика»  

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгивается краска разных оттенков и гребнем формируется цветовой фон. Затем шилом рисуются абстрактные линии и на цветной фон наносятся три зеленых круга: у первого круга как в треугольнике ведутся линии вверх, вправо и влево; второго и третьего только вправо и влево. По этим кружочкам (сверху вниз шилом проводится линия) образуется стебелек с листьями. Возле стебелька наносится несколько капель красной краски так, чтобы получились концентрические окружности разной величины. Формирование гвоздики происходит за счет абстрактных и симметричных линий, с внешней стороны окружности. Получившийся рисунок переносится на бумагу.  Методическое и техническое оснащение: «Рисуем гвоздику» (видеоролик), лоток, шило, веерная кисть, гребень, краски «ArtDeco». 

Тема 2.17 «Тюльпаны»  

Теория: История тюльпана в Османской империи.

Практика: На водной глади формируется светлый фон, для того чтобы хорошо выделялись красный цветок и зеленый стебель. Для листьев используется краска двух тонов зеленого цвета, которые наносятся друг на друга или смешиваются. Из верхнего угла круга при помощи шило формируется стебель цветка, двигаясь вправо и влево по двум окружностям - получаются листья. Движением шилом сверху вниз по стеблю образовывается стебель с листьями. Для получения цветка тюльпан наносится красная краска (несколько капель друг на друга) и с внешней стороны круга вытягиваются три линии, затем нежно и осторожно проводятся две линии вниз до центра. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем тюльпан-символ Турции», лоток, шило, бумага А-4. 

Тема 2.18 «Ромашковое поле»  

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски голубого или синего цвета (формируется фон). По всему фону с помощью шило наносятся окружности белого цвета, затем тонким шилом формируются лепестки ромашки (с внешней стороны окружности проводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветок). Посередине цветка ставится желтое пятно. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем ромашку», лоток, шило, краски, Бумага А-4.  

Тема 2.19 «Аленький цветочек»  

Теория: По мотивам сказки «Аленький цветочек»  

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски разных оттенков, за тем шилом или гребнем рисуются абстрактные и симметричные линии. С помощью шило на цветной фон наносятся несколько капель зеленой краски и по каждой окружности проводятся линии вверх, вниз этим самым задаются формы листьям. На полученный стебелек наносятся капли красной краски (друг на друга) и тонким шилом проводятся несколько линий с внешней стороны окружности до центра до тех пор, пока не получится аленький цветочек. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, веерная кисть, шило, краски, Бумага А-4.  

Тема 2.20 «Подсолнуховое поле»  

Практика: На зеленый фон с помощью шило наносятся оранжевые и желтые окружности, за тем формируются лепестки подсолнуха (с внешней стороны окружности проводятся симметричные линии до центра, до тех пор, пока не образуется цветок подсолнуха). Посередине цветка ставится черное пятно. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем подсолнухи», лоток, веерная кисть, шило, краски, Бумага А-4. 

Тема 2.21 «Роза»  

Теория: История и легенды о розах.  

Практика: На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем проводятся по рисунку. С помощью шило и зеленых окружностей рисуется стебель. На полученный стебель наносятся несколько капель красной краски и круговыми движениями формируются лепестки розы. Получившийся рисунок переносится на бумагу. 

Методическое и техническое оснащение: видеоролик «Рисуем розу», лоток, веерная кисть, шило, гребень. 

Тема 2.22 «Цветы для мамы»  

Практика: Рисуют цветок «Анютины глазки» (Виола трико лор).  

На подготовленную поверхность водной глади веерной кистью разбрызгиваются краски, затем шилом рисуются абстрактные линии и гребнем проводятся по рисунку. 

С помощью шило и зеленых окружностей рисуется стебель. На полученный стебелек наносятся несколько капель разной по цвету краски и шилом формируются цветки «анютины глазки». Получившийся рисунок переносится на бумагу.  Методическое и техническое оснащение:  

Тема 2.23 Обобщение «Вальс фантазий» 

Практика: Способы нанесения краски на поверхность воды с использованием цветовых контрастов. С помощью окружностей рисуется цветочная поляна. Получившийся рисунок переносится на бумагу. Выставка рисунков. 

Методическое и техническое оснащение: лоток, краски, веерная кист, шило, гребень, бумага А-4, рамка. 

 

Методическое и техническое обеспечение  дополнительной общеобразовательной    общеразвивающей программы

Для достижения более высоких результатов, разработан и скомплектован УМК, применяемый на занятиях: конспекты занятий, сценарии праздников, разработки викторин, конкурсов, природоохранных акций, презентации, путешествие по историческим местам «эбру», составление гербариев и описаний натуральных окрасок цветов и листьев отражающие красоту растений, а также ИКТ для реализации творческих замыслов, освоение разных видов техники, приемов цветов ведения и композиций, сюжетов, жанров восточного искусства.

В результате обучения по УМК учащимся открываются широкие возможности для организации опытной, проектной деятельности в рамках отдельных предметов и на межпредметной основе. Формируется система знаний и достигнутых результатов, выраженных в предметно-деятельностной форме: введение в технологию исполнения «эбру», освоение основных технических приемов, подборка вопросов для викторин, сценариев праздников, коллективное создание каталога разных видов техники «эбру», изучение «Истории росписи по воде», организация выставок и творческих работ, конкурсы исследовательских проектов. 

При обучении используются основные формы  и методы организации образовательного процесса Методы организации образовательного процесса:

-  словесные (беседа, дискуссия, описание);

-  наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);

-  практические (наблюдения, самостоятельная  работа, опыты, эксперименты, ..)

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:

-  объяснительно-иллюстративный;

-  репродуктивный;

-  частично-поисковый; - исследовательский;

-  проектный.

 

Формы организации образовательного процесса:

-  групповой (организация работы по малым группам);

-  индивидуальный (участие учащихся в олимпиадах, слетах, конкурсах, фестивалях исследовательских работ, самостоятельная работа, ).

 

Формы занятий: - практическое занятие.

 

Техническое обеспечение программы Помещение:

-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы наглядных  пособий.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сладковская средняя общеобразовательная школа» «РАССМОТРЕНО»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Сладковская средняя общеобразовательная школа» «РАССМОТРЕНО»

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Магия красок эбру» (далее –

Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Магия красок эбру» (далее –

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании учащихся

Использование техники «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ

Использование техники «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ

Воспитательные: - сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию; - воспитывать нравственные, эстетические и личностные…

Воспитательные: - сформировать устойчивый интерес к художественному творчеству, умения работать в коллективе, стремления к достижению поставленной цели и самосовершенствованию; - воспитывать нравственные, эстетические и личностные…

Проектно-исследовательская деятельность на занятиях носит как групповой, так и индивидуальный характер, что способствует формированию коммуникативных умений

Проектно-исследовательская деятельность на занятиях носит как групповой, так и индивидуальный характер, что способствует формированию коммуникативных умений

Подготовка учащихся к профессиональной деятельности в области художественноэстетического направления

Подготовка учащихся к профессиональной деятельности в области художественноэстетического направления

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Название раздела, темы

Название раздела, темы

Инструктаж по технике безопасности в объединении

Инструктаж по технике безопасности в объединении

Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования «Облако» и «Ветер» (видеоролик), лоток, кисти, шило, краски

Методическое и техническое оснащение: «Техника рисования «Облако» и «Ветер» (видеоролик), лоток, кисти, шило, краски

S образные движения), поэтому же рисунку делаются круговые движения

S образные движения), поэтому же рисунку делаются круговые движения

Тема 2.14 «Мир растений»

Тема 2.14 «Мир растений»

Движением шилом сверху вниз по стеблю образовывается стебель с листьями

Движением шилом сверху вниз по стеблю образовывается стебель с листьями

Получившийся рисунок переносится на бумагу

Получившийся рисунок переносится на бумагу

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - частично-поисковый; - исследовательский; - проектный

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - частично-поисковый; - исследовательский; - проектный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018