Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»
Оценка 4.9

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русский язык
6 кл
28.03.2019
Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»
КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика» Программу составила Коржавина Нина Леопольдовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Пояснительная записка Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен. Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку. Цель - пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать богатства языка. Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 6-х классов ставит следующие задачи:  выявление и поддержка одарённых учащихся;  развитие индивидуальных способностей учащихся;  расширение и углубление программного материала;  воспитание любви к великому русскому языку;  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;  совершенствование общего языкового развития школьников. Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:  занимательность;  научность;  сознательность и активность;  наглядность;  доступность;  связь теории с практикой;  индивидуальный подход к учащимся. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:  игры на языковом материале;  вопросы занимательной грамматики;  инсценировки языковых ситуаций;  краткие увлекательные рассказы о жизни языка;  практическая работа с различными рода словарями. Ожидаемые результаты:  возросший интерес к предмету;  повышение успеваемости по русскому языку;  умение грамотно оценивать языковые ситуации. Программа кружка «Занимательная грамматика» для 6-х классов рассчитана на 35 ч., занятия проводятся 1 раз в неделю. В ходе изучения программы учащиеся должны знать: грамматические, лексические понятия, разные виды разборов; должны уметь:  пользоваться справочной литературой, словарями,  самостоятельно добывать знания,  правильно оформлять свои сообщения в устной и письменной речи,  говорить правильным литературным языком,  творчески мыслить, применять полученные знания на уроках русского языка и во внеурочное время. Учебно-тематический план № Тема занятия Количество часов Дата план факт 1 2 3-4 5 6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17 18-19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Можно ли писать без букв? Застывшие письмена. Некоторые сведения о происхождении письменности. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные. Фонетика- это интересно. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, кроссворды, палиндромы, ребусы, загадки-складки, слова-перевертыши. Лексика. Как рождаются слова? Синонимы. Тезки наоборот. Различные виды омонимов. Как люди меняются словами. Что такое десница? Устаревшие слова. Фразеология. Виды фразеологизмов. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Крылатые слова. О чем говорят имена падежей. Кто лучше знает падежи. Словесные раскопки. Давайте поиграем. (Лингвистические игры). Как вас зовут? Из истории имен и фамилий. Трудно ли быть грамотным? Правильно ли мы говорим по-русски? Загадочная часть речи. Осторожно: местоимения. Фокусы местоимений. Муравьи нашей грамматики. Можно ли обойтись без знаков препинания? Почему «пять» - числительное? Интересные особенности имен числительных. Открываем лингвистические Америки. Маленькие истории о словах с большой буквы. Слово + слово = ? Слово… Словосочетание… Предложение. Это удивительное имя существительное. Что мы знаем о прилагательном? В поисках подлежащего. Еще раз о знаках препинания. Многоликое многоточие. Внимание: обращение. Скорая орфографическая помощь. Путеводные звезды орфографии. Необычные правила. А как правильнее и лучше? (Практическое занятие по редактированию). НЕ с глаголами в стране Невыученных уроков. Куда наклоняется глагол? Веселые правила. В умелых устах слово творит чудеса. Что значит «владеть языком»? Язык твой друг твой. Заключительное занятие. 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Содержание изучаемого курса Можно ли писать без букв? Застывшие письмена. Некоторые сведения о происхождении письменности. Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда-то страшные. Фонетика- это интересно. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады, кроссворды, палиндромы, ребусы, загадки-складки, слова-перевертыши. Лексика. Как рождаются слова? Синонимы. Тезки наоборот. Различные виды омонимов. Как люди меняются словами. Что такое десница? Устаревшие слова. Фразеология. Виды фразеологизмов. Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки. Крылатые слова. О чем говорят имена падежей. Кто лучше знает падежи. Словесные раскопки. Давайте поиграем. (Лингвистические игры). Как вас зовут? Из истории имен и фамилий. Трудно ли быть грамотным? Правильно ли мы говорим по-русски? Загадочная часть речи. Осторожно: местоимения. Фокусы местоимений. Муравьи нашей грамматики. Можно ли обойтись без знаков препинания? Почему «пять» - числительное? Интересные особенности имен числительных. Открываем лингвистические Америки. Маленькие истории о словах с большой буквы. Слово + слово = ? Слово… Словосочетание… Предложение. Это удивительное имя существительное. Что мы знаем о прилагательном? В поисках подлежащего. Еще раз о знаках препинания. Многоликое многоточие. Внимание: обращение. Скорая орфографическая помощь. Путеводные звезды орфографии. Необычные правила. А как правильнее и лучше? (Практическое занятие по редактированию). НЕ с глаголами в стране Невыученных уроков. Куда наклоняется глагол? Веселые правила. В умелых устах слово творит чудеса. Что значит «владеть языком»? Язык твой друг твой. Заключительное занятие. Методическое обеспечение 1. На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,-М.,2000 2. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.-М.,2001 Список дополнительной литературы 1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 3. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 5. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999. 6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7. Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995. 8. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980. 9. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г 10. Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5 11. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 12. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 13. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 14. Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6 15. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997. 16. Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2 17. Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г. 18. Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г. 19. Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985. 20. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.
Заним. Грам. 6 класс.docx
КОГОБУ СШ пгт Лебяжье Кировской области Рабочая программа дополнительного образования «Занимательная грамматика» по русскому языку 6 класс Программу составила Коржавина Нина Леопольдовна, учитель русского языка и литературы высшей  квалификационной       категории                                 Пояснительная записка         Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы   по   русскому   языку.   В   отличие   от   программы   классных   занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает   школьников   не   только   сообщением   каких   –   либо   новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно     новом   аспекте,   создают   новые   ассоциации,   устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.             Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные   детьми   на   уроках   русского   языка.   На   занятиях   кружка   в интересной,   увлекательной   форме   рассматриваются   вопросы,   связанные   с грамматикой.   Однако   занимательность   нельзя   отождествлять   с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового». Материал подобран таким образом, что каждое занятие  призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.           Цель ­ пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям, желание познать  богатства языка.                  Курс изучения “Занимательной грамматики” для обучающихся 6­х классов ставит следующие задачи: выявление и поддержка одарённых учащихся;   развитие индивидуальных способностей учащихся;  расширение и углубление программного материала;   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над воспитание любви к великому русскому языку; познанием родного языка и над своей речью; совершенствование общего языкового развития школьников.  Организация   деятельности   следующих принципах: занимательность;   научность;   школьников   на   занятиях   основывается   на сознательность и активность;   наглядность;  доступность;   индивидуальный подход к учащимся. связь теории с практикой; Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,   неисчерпаем   мир   слова,   мир   русской   грамоты.   Это   имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как   основы   учебной   деятельности.   В   процессе   изучения   грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике”   должно   пробуждать   у   учащихся   стремление   расширять   свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание   русского   языка   создает   условия   для   успешного   усвоения   всех учебных   предметов.   Без   хорошего   владения   словом   невозможна   никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи   учащихся,   на   воспитание   у   них   чувства   языка.   Воспитательные возможности   русского   языка   как   учебного   предмета   будут   реализованы   в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые   игры.   Работу   по   воспитанию   правильного   речевого   поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи. Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению   и   закреплению   школьниками   прочных   знаний   и   навыков, полученных   на   уроках   русского   языка,   обеспечивают   единство   развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Для успешного проведения занятий  используются разнообразные формы работы: вопросы занимательной грамматики;  игры на языковом материале;   инсценировки языковых ситуаций;  краткие увлекательные рассказы о жизни языка;  практическая работа с различными рода словарями. Ожидаемые результаты:  возросший интерес к предмету;   повышение успеваемости по русскому языку;  умение грамотно оценивать языковые ситуации. Программа   кружка   «Занимательная   грамматика»   для   6­х   классов рассчитана на 35 ч., занятия проводятся 1 раз в неделю. В ходе изучения программы учащиеся  должны   знать:  грамматические,   лексические   понятия,   разные   виды разборов; должны уметь:  самостоятельно добывать знания,  пользоваться справочной литературой, словарями,    правильно оформлять свои сообщения в устной и письменной речи,   говорить правильным литературным языком, творчески мыслить, применять   полученные   знания   на   уроках   русского   языка   и   во   внеурочное время.   Учебно­тематический план Тема занятия Количес тво часов Дата  план факт Можно ли писать без букв? Застывшие письмена.  Некоторые сведения о происхождении  письменности. Первые алфавиты и их роль в  развитии культуры народов. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы,  когда­то страшные. Фонетика­ это интересно. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с изменением звука. Шарады,  кроссворды, палиндромы, ребусы, загадки­складки,  слова­перевертыши. Лексика. Как рождаются слова? Синонимы. Тезки  наоборот. Различные виды омонимов. Как люди меняются словами. 1 1 2 1 1 № 1 2 3­4 5 6 7 8­9 10 11 12 13 14 15 16 17 Что такое десница? Устаревшие слова. Фразеология. Виды фразеологизмов.  Фразеологическая цепочка. Пословицы. Поговорки.  Крылатые слова. О чем говорят имена падежей. Кто лучше знает  падежи. Словесные раскопки. Давайте поиграем. (Лингвистические игры). Как вас зовут? Из истории имен и фамилий. Трудно ли быть грамотным? Правильно ли мы говорим по­русски? Загадочная часть речи. Осторожно: местоимения. Фокусы местоимений. Муравьи нашей грамматики. Можно ли обойтись без знаков препинания? 18­19 Почему «пять» ­  числительное? Интересные  особенности имен числительных. 20 21 22 23 24 25 26 27 Открываем лингвистические Америки. Маленькие истории о словах с большой буквы. Слово + слово = ?  Слово… Словосочетание… Предложение. Это удивительное имя существительное. Что мы знаем о прилагательном? В поисках подлежащего. Еще раз о знаках препинания. Многоликое  многоточие. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 35 Внимание: обращение. Скорая орфографическая помощь. Путеводные  звезды орфографии. Необычные правила. А как правильнее и лучше? (Практическое занятие  по редактированию). НЕ с глаголами в стране Невыученных уроков.  Куда наклоняется глагол? Веселые правила. В умелых устах слово творит чудеса. Что значит  «владеть языком»? Язык твой друг твой. Заключительное занятие. 1 1 1 1 1 1 1 1                                   Содержание изучаемого курса Можно ли писать без букв? Застывшие письмена. Некоторые сведения о  происхождении письменности. Первые алфавиты и их роль в развитии  культуры народов. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы, когда­то страшные. Фонетика­ это интересно. Звуки и буквы. Изменение смысла слова с  изменением звука. Шарады, кроссворды, палиндромы, ребусы, загадки­ складки, слова­перевертыши. Лексика. Как рождаются слова? Синонимы. Тезки наоборот. Различные  виды омонимов. Как люди меняются словами. Что такое десница? Устаревшие слова. Фразеология. Виды фразеологизмов. Фразеологическая цепочка.  Пословицы. Поговорки. Крылатые слова. О чем говорят имена падежей. Кто лучше знает падежи. Словесные  раскопки. Давайте поиграем. (Лингвистические игры). Как вас зовут? Из истории имен и фамилий. Трудно ли быть грамотным? Правильно ли мы говорим по­русски? Загадочная часть речи. Осторожно: местоимения. Фокусы местоимений. Муравьи нашей грамматики. Можно ли обойтись без знаков  препинания? Почему «пять» ­  числительное? Интересные особенности имен  числительных. Открываем лингвистические Америки. Маленькие истории о словах с большой буквы. Слово + слово = ?  Слово… Словосочетание… Предложение. Это удивительное имя существительное. Что мы знаем о прилагательном? В поисках подлежащего. Еще раз о знаках препинания. Многоликое многоточие. Внимание: обращение. Скорая орфографическая помощь. Путеводные звезды орфографии.  Необычные правила. А как правильнее и лучше? (Практическое занятие по редактированию). НЕ с глаголами в стране Невыученных уроков.  Куда наклоняется глагол? Веселые правила. В умелых устах слово творит чудеса. Что значит «владеть языком»? Язык твой друг твой. Заключительное занятие. Методическое обеспечение 1 На   берегах   Лингвинии.   Занимательный   задачник   по   русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,­М.,2000 2 Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.­М.,2001 Список дополнительной литературы 1 Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г. 2 Волина   В.   В.   Русский   язык.   Учимся   играя.   Екатеринбург   ТОО. Издательство “АРГО”, 1996 3 Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г. 4 Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г. 5 Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999. 6 Занимательная   грамматика.   Сост.   Бурлака   Е.   Г.,   Прокопенко   И.   Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г. 7 Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995. 8 Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980. 9 Превращения   слов.   Учебное   пособие.   Сост.   Полякова   А.   В.   Москва “Просвещение”, 1991 г 10 Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. ­ №5 11 Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г. 12 Рик Т. Г.  Здравствуйте,  Имя  Существительное!  М.:  РИО “Самовар”, 1994 г. 13 Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г. 14 Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. ­ №6 15 Тарабарина   Т.И.,   Соколова   Е.И.   И   учёба,   и   игра:   русский   язык.   – Ярославль: Академия развития, 1997. 16 Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. ­ №2 17 Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г. 18 Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г. 19 Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.  20 Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»

Рабочая программа дополнительного образования по русскому языку 6 класс «Занимательная грамматика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2019